Противопоказания

Любая гимнастика для грудничков, в том числе и динамическая, должна быть одобрена врачом педиатром. Для динамической гимнастики существует ряд сопутствующих её противопоказаний:

  1. Неправильные знания и неправильное владение техникой динамической гимнастики.
  2. С возрастом эластичность суставов и мышц теряется, поэтому не стоит заниматься динамикой с неподготовленным заранее ребёнком.
  3. Наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы.
  4. Наличие недугов в опорно-двигательной системе, к примеру, дисплазия тазобедренных суставов.
  5. Наличие внутричерепного давления и других неврологических отклонений.

НАЧНЁМ С ПОЗИТИВА

С медицинской точки зрения динамическая гимнастика позволяет корректировать целый ряд отклонений в развитии детей, таких как гипертонус или гипотонус, ассиметрии, косолапие, кривошею. Она активизирует перистальтику кишечника, помогает при запорах и скоплении газов; она воздействует при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения укрепляют сердечно-сосудистую и иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Если углубиться дальше и коснуться уже психологических аспектов, то здесь уместно процитировать Елену Зуеву – это акушер-гинеколог, к.м.н., врач-психотерапевт, перинатальный психолог

Она обращает особенное внимание родителей на благотворное воздействие упражнений динамической гимнастики на физиологию и психику детей, появившихся на свет путём кесарева сечения

«В случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки («рождается») на 3-5-й минуте от начала операции. В результате этот ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития, он помогает активировать один из базовых инстинктов организма – инстинкт выживания. В случае же кесарева сечения ребенок не успевает подготовиться, теряя некоторые фазы процесса адаптации.

В перинатальной психологии считается, что родовой опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели. И можно предположить, что, будучи лишенным начального опыта преодоления стрессовой нагрузки в ситуации рождения через кесарево сечение, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Тело не познало свой опыт в момент рождения, но это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, с тем, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон».

Среди противников динамической гимнастики – Дмитрий Райский, врач педиатр, к.м.н., (Астраханская государственная медицинская академия). Доктор Райский убеждён, что специально обученный инструктор справится с задачей лучше родителя:

«Занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния, и другие травмы. Учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку».

Ещё одно важное замечание противника самостоятельного проведения динамической гимнастики: 

«Противопоказание, которое должно заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики – это дисплазия тазобедренного сустава. Заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава, повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом»

Необычная зарядка в 3 месяца

Итак, в этом разделе вашему вниманию будет представлено пошаговое описание семнадцати несложных упражнений. Эти упражнения с элементами массажа отлично подойдут для  зарядки с трехмесячным грудничком.

Упражнение 1.

Начнем с ручек. Возьмитесь за кисть и нежно растирайте кожу круговыми движениями. Двигайтесь к локтю от кисти, и от локтя к плечу. Сделайте 4-6 витков. Поглаживания должны быть легкими, но кожа на ручке к концу массажа должна покраснеть. Это значит, что кровообращение стало более интенсивным.

Упражнение 2.

Малыш лежит на спинке. Скрестите его ручки на груди, при этом проследите, чтобы он держался за ваши пальцы. Затем начните разводить ручки в стороны и возвращайте в исходное положение. Можете делать при этом потряхивающие движения. Повторите несколько раз.

Упражнение 4.

Сделайте несколько круговых движений руками по часовой и против часовой стрелки. Рука должна вращаться в плечевом суставе. Если вы делаете это упражнение впервые, избегайте резких движений, чтобы не травмировать ребенка. Если вы делаете это не впервые, движения могут быть более интенсивными.

Упражнение 5.

Если ребенок еще не умеет сам переворачиваться на животик, стимулируйте его. Придерживая за одну ручку и ножки, задайте туловищу движение вперед. Он сделает движение головой и плечами, и повернется на живот. Затем верните его в исходное положение. Сделайте несколько поворотов, чередуя правый и левый бок. Количество поворотов вначале должно быть небольшим, до 3. Затем их может стать больше.

Упражнение 6.

Ребенок лежит на спинке. Аккуратно возьмите его за ручки и сделайте движение, имитирующее движение пловца под водой.

Упражнение 7.

Сделайте малышу массаж ладошек и пальцев. Аккуратно сгибайте и разгибайте его кисти. Водите по ладошке указательным пальцем по часовой и против часовой стрелки. Сгибайте и разгибайте его пальчики. Можете использовать какую-нибудь веселую потешку, пальчиковую игру. Для этого отлично подойдет «сорока-белобока».

Упражнение 8.

Помассируйте ребенку животик. Ограничьтесь нежными поглаживаниями, не надавливайте сильно. Ни в коем случае не постукивайте, иначе можете навредить. Учтите, что нельзя делать массаж животика и растирания, если малыш только что поел. И удостоверьтесь перед этим, что у него ничего не болит.

Упражнение 9.

Поверните ребенка на животик и аккуратно помассируйте спину. Делайте поглаживания двумя руками, поднимаясь от ягодиц к плечикам и спускаясь обратно. Повторите 4-5 раз.

Упражнение 10.

От поглаживаний переходите к растираниям. Они намного интенсивнее и заключаются в том, что вы движением рук сдвигаете кожные покровы малыша. Они усиливают кровообращение. В идеале они не должны вызывать у малыша неприятных ощущений, но если ему не нравится, не настаивайте. Движения производите прямо и по спирали.

Упражнение 11.

Поверните малыша с животика на спинку и помассируйте грудь. Делайте обычные и круговые движения, начиная с самых легких. Кончиками пальцев массируйте ребра, не надавливая и не применяя силу.

Упражнение 12.

Помассируйте ножки ребенка, делая продольные движения руками. Затем возьмитесь за ножку одной рукой, а другой делайте круговые движения до колена от ступни. А затем точно так же массируйте бедра. Повторите упражнения несколько раз. Кожные покровы после этого должны покраснеть.

Упражнение 14.

Делайте круговые движения ножками (велосипедик), поочередно распрямляя каждую из них. Это упражнение укрепляет мышцы, которые будут нужны ребенку, когда он начнет ходить.

Упражнение 15.

Приведите малыша в условно стоячее положение. Его ступни касаются поверхности, на которой он до этого лежал. Он сам начнет поочередно упирать в нее ножки и имитировать таким образом ходьбу.

Упражнение 16.

Это упражнение проводится на фитболе. Обязательно нужно соблюдать правила безопасности, чтобы ваше чадо не соскользнуло и не ударилось. Оно укрепляет мышцы и вестибулярный аппарат. Ребенок лежит животиком на мяче, ножки разведены. Придерживая его за спинку, раскачивайте мяч. Так малыш учится ориентироваться в пространстве и координировать движения.

Упражнение 17.

Теперь поверните малыша на спинку и повторите упражнение. На этот раз придерживайте его в области груди, чтобы он не соскользнул. Раскачивайте фитбол взад и вперед в течение минуты.

С чего начать?

Начинать первые упражнения может с месячного возраста, предварительно посоветовавшись в педиатром. Если малыш родился здоровым, у него нет отклонений, ему можно заниматься динамической гимнастикой. Но все равно лучше проконсультироваться со специалистом, чтобы быть уверенным в пользе упражнений.

Первые занятия могут длиться 8–10 минут, начинать их делать можно после разогревающего массажа, чтобы мышцы и связки малыша были готовы к работе. Когда родители увидят, что ребенку нравится такое занятие и он получает удовольствие от упражнений, длительность гимнастики можно будет постепенно увеличивать.

Первые упражнения нужно делать медленно и осторожно, чтобы не испугать малыша, постепенно наращивая темп и увеличивая нагрузку

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Видео: Динамическая гимнастика для малышей

Основные упражнения динамической гимнастики: висы, крестик, шалтай-болтай, осьминожка, малышки-коротышки:

P.S. Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка – Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Когда можно и нельзя заниматься

Конечно, динамическая гимнастика может быть полезна для развития всех здоровых деток. Но особую значимость она приобретает для детей, рожденных путем кесарева сечения. Ребенка извлекают из матки через несколько минут после начала операции. И малыш лишается длительного адаптационного периода родов, при котором он, проходя по родовым путям, подготавливается к новым условиям жизни, вырабатывая необходимые реакции приспособления. Соответственно, адаптации не происходит. Малыш не получает первого опыта преодоления стресса, что в будущем, как считают перинатальные психологи, может значительно снизить его целеустремленность, волю и выносливость.

Именно в таких ситуациях динамическая гимнастика может научить маленькое тело (соответственно, и психику малыша) переносить высокие нагрузки и адаптироваться к стрессовым ситуациям.

Однако существует целый ряд случаев, когда занятия с детками по такой системе противопоказаны:

  • повышенный или пониженный тонус, который не является физиологическим;
  • неврологические заболевания;
  • болезни сердца;
  • высокое внутричерепное давление;
  • дисплазия суставов или их повышенная подвижность и др.

Поэтому прежде чем начать динамические занятия со своим малышом, родители непременно должны показать его педиатру, ортопеду, неврологу.

https://youtube.com/watch?v=a_AT0T9P96U

Динамика для новорождённых грудничков

Динамическая гимнастика для новорождённых начинается с разминки:

  1. Нужно раздеть карапуза.
  2. Лёгкими касаниями нужно погладить ножки и животик.
  3. Помассировать аккуратно ступни и пальчики.
  4. Слегка нужно поворачивать ножки, сначала в одну сторону затем в другую.
  5. Затем идёт разминка ножек: бег, езда на велосипеде.
  6. Придерживая коленки, нужно аккуратно разводить ножки в бёдрах.
  7. Поглаживаем спинку, делая движения к сердцу.

Затем нужно приступить к самим упражнениям. Начинать нужно с самых лёгких:

  1. Разработка ручек: поглаживаем ручки ребёнка и даём ему ухватиться за ваш большой палец, затем аккуратно приподнимаем малыша и придерживаем его за ручки.
  2. Разработка ножек: положив ребёнка на спинку, берём ступни малыша и разглаживаем их от пальчиков до бёдер.
  3. Тренировка мышц шеи: положив малыша на животик, разводим ножки и повторяем шаги, когда ребёнок положит голову на удобную ему сторону, на противоположную нужно положить игрушку.
  4. Гимнастика для спинки: положив ребёнка на животик, ладонями разглаживаем спинку от поясницы до шейки, делая 10 повторов, малыш под действием рефлекса будет прогибать спинку.
  5. Разминка для животика: положив малыша на спинку, упираем его ножки в грудь, а ручки поднимаем вверх.
  6. Развитие рефлексов: уложив ребёнка на спину, поднимаем его ножку и нажимаем на часть ножки, где начинаются пальчики. Малыш должен согнуть ножку. Затем держим ребёнка за подмышки и наклоняем его вперёд, ступая на твёрдую поверхность. Нужно следить, чтобы ребёнок сам пытался делать шажки.

Детская гимнастика: знакомство с телом

Детский физиотерапевт Карин Калбантнер-Вернике из Хоххайм-Массенхейм в Висбадене собрал тренировку для детей от трех до шести месяцев. «Упражнения укрепляют мышцы и способствуют естественной мобильности, и ребенок лучше узнает свое тело», — говорит эксперт.

Кроме того, любящая кожа и зрительный контакт укрепляют связь между вами и вашим ребенком.

Сядьте скрестив ноги или растягиваясь на полу или в постели и поместите своего маленького на одеяло. Упражнения также работают на столе, если ребенок не слишком высок. Достаточно десяти минут гимнастики в день. Только, если ваш ребенок чувствует себя комфортно.

Это не всегда должно быть каждый. Поговорите с вашим ребенком или пойте ему что-нибудь. Таким образом, он может лучше следить за глазами и более сфокусирован. Также здорово слышать голос мамы и ощущать ее знакомые руки одновременно!

Правила – это важно

Итак, выбирать или нет для своих малышей динамическую гимнастику – воля родителей. Но если уж они сделали такой выбор, необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ребенок получил от него только положительные эмоции и практическую пользу

Для этого важно исключить риск травм, учитывать возраст и состояние крохи. Если он не в настроении или болен – заниматься не следует

Что же нужно знать, чтобы все сделать правильно?

  • Учитывайте физическое состояние малыша. Занятие должно проходить либо за 1 час до еды, либо через час после. Кроха при этом должен быть в активном состоянии (не только что проснулся, не собирается спать). Кстати, после полутора месяцев периоды бодрствования начинают увеличиваться, что способствует увеличению арсенала проводимых упражнений.
  • Для достижения эффекта закаливания грудничка раздевают полностью, а температуру в помещении поддерживают в районе 22 градусов. Для этого можно либо открыть форточку, либо проветрить комнату перед гимнастикой.
  • Руки взрослого должны быть мягкими и теплыми. Поэтому их, как минимум, нужно хорошенько растереть.
  • Поверхность, на которой с крохой будут заниматься, должна быть ровной и твердой (это может быть обычный стол), ее необходимо застелить фланелевой пеленкой или махровым полотенцем.
  • Детки до года очень быстро утомляются от любой физической или психологической нагрузки, поэтому не занимайтесь слишком долго: 15 минут в день более чем достаточно.
  • Нагрузку увеличивайте постепенно. Помните, что изначально это стресс для крохи, не сделайте его чрезмерным. Пары простых упражнений для начала хватит. Неправильно будет, к примеру, с первого же дня начинать перекидывать кроху через голову или бедро взрослого. Постепенно доводите количество до 2 упражнений на каждую группу мышц. Амплитуду движений, а также их интенсивность тоже повышать нужно постепенно. Именно поэтому лучше, чтобы занятия все-таки проводили не сами родители, а опытные специалисты.
  • Каждое упражнение повторяют минимум 3 раза. При этом рекомендуется чередовать различные виды нагрузки.
  • Если в процессе занятий у ребенка проявится протест против повышения нагрузки, что может выражаться недовольством, капризами, плачем, напряжением мышц, стоит на время остановиться на достигнутом уровне, не поднимая планку, а иногда бывает полезно даже «откатиться» немного назад. Помните о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, осваивает различные упражнения – тоже. Поэтому, строя программу таких занятий, ориентироваться нужно прежде всего на состояние самого грудничка, на его прогресс, а не на какие-либо нормативы. Занятия должны приносить малышу радость, а не лишать сил.

Техника безопасности при динамической гимнастике

Чтобы занятия приносили радость и пользу, нужно изучить правила техники безопасности при проведении техники безопасности.

  1. Не нужно делать резких движений, все упражнения делаются плавно и аккуратно.
  2. Динамику нужно начинать с любимых упражнений для малыша.
  3. Если грудничок занервничал в процессе, стоит отвлечь его чем-то приятным, но позже обязательно нужно вернуться к неприятному моменту.
  4. Если вдруг при каком-то упражнении щёлкнул сустав, упражнения нужно прекратить и проверить, ничего ли не угрожает здоровью грудничка. При изменении настроения ребёнка нужно обратиться к педиатру, если настроение осталось неизменным, то занятия можно продолжить.
  5. Количество упражнений должно совпадать с количеством раз кормления.
  6. Необходимо чередовать «любимые» упражнения ребёнка с «нелюбимыми».

Детская гимнастика: 8 упражнений для младенцев

1 Добро пожаловать

Положите руки  по диагонали друг на друга  на груди ребенка. Нанесите мягкое давление на ноги. следите за глазами и приветствуйте своего ребенка рифмой или песней. если вы всегда начинаете так, маленький быстро понимает, что гимнастика начинается с этого знака.

2 Качание

Скрестите пальцы и положите руки на грудь. Теперь медленно сдвигайте  свой вес — сначала вправо, затем влево. Ребенок движется автоматически. Если ребенок следит за  движением глазами, это значит  ему нравиться.

3 Почувствуйте

Одна из ваших рук лежит на груди вашего ребенка, а другая осторожно закрывает  запястье. Теперь медленно поднесите руку ко рту

Часто маленький сразу же кладет руку в рот. Если нет, погладьте руку ребенка по щеке. После нескольких повторений  поменяйте  руку.

4 Хлопок

Попросите ребенка схватить ваши  пальцы, а затем хлопните руками три или четыре раза перед ребенком. Аккуратно протрите ладони

Затем накройте плечи  ребенка и осторожно потяните их

5 Ноги

Аккуратно почистите детские подошвы. Вы можете повторить это несколько раз. Теперь нажимайте пальцы обеих ног вместе. Лучше всего начинайте с большого пальца.

6 Кататься

Положите указательные пальцы  ребенка в свой ладони. Руки ребенка оказывают нежное давление на колени. Держите  колени и руки вместе и медленно переворачивайте ребенка. Подождите, пока ребенок поднимет голову. Теперь перейдите в исходное положение и повторите упражнение.

7 Схватка

Обними одну руку и одну лодыжку с другой стороны. Медленно поднимите руку и ногк вместе над серединой тела. Теперь повторите упражнение с другой  ногой и другой рукой. Если хорошо получается, вы можете  по вешать колечко между пальцами ребенка. Он очень быстро попытается схватить его.

8 Поворот

Положите правую руку на грудную клетку ребенка, левой рукой обняв правое плечо. Прикладывая мягкое давление  на грудь и живот, поворачивайте ребенка левой рукой. Подождите, пока ребенок поднимет голову боком, а затем поверните ее вбок. Теперь  попробуйте сделать тоже самое на другой стороне.

Правила проведения динамической гимнастики для грудничков

Первые занятия желательно проводить под присмотром врача, чтобы обезопасить грудничка от травм и растяжений. Но, помимо этого, родителям нужно уяснить ряд правил:

  • Самое лучшее время для проведения динамической гимнастики — это через час после кормления.
  • Занятие должно длится не больше 10-20 минут.
  • Динамика делается каждый день для лучшего эффекта.
  • Упражнения стоит проводить на диване или на мате.
  • Руки родителя должны быть тёплыми и очень гладкими, чтобы не доставлять ребёнку дискомфорта.
  • Начать упражнения нужно с разминки — нежных поглаживаний.
  • Нельзя трогать область, где находится печень.

При возможности занятия предпочтительно проводить на свежем воздухе, но исключительно в тёплую погоду.

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация.
В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку.
Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем

Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей

Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой.
Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча.
В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.