2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Методика Марии Монтессори

На сегодняшний день это, пожалуй, одна из популярнейших методик раннего развития, которую успешно используют, как дома, так и в центрах раннего развития детей. Методику Монтессори, которая направлена на гармоничное и всестороннее развитие ребенка, можно осваивать, начиная с самого раннего возраста. Что же представляет из себя эта методика?

Во-первых, это, как было сказано ранее, в основных правилах, создание специальной развивающей среды для ребенка, которая будет способствовать успешному развитию воображения, мышления, усидчивости, а так же развитию тактильных, звуковых и зрительных ощущений.

Во-вторых, это неограниченная физическая активность ребенка. Обычно это игры и занятия, развивающие координацию движений, внимательность, а также способствующие приобретению и совершенствованию практических навыков в быту.

В-третьих, это обязательные занятия с детьми для развития творческих способностей. Это могут быть: аппликации, рисование, лепка (не всегда из пластилина) и музыкальные занятия.

В-четвертых, это неограниченное общение с родителями. Необходимо постоянно обсуждать с ребенком книги, сказки, их героев, эмоции, которые они вызывают у ребенка. Как можно больше и чаще объяснять ребенку все, что происходит вокруг, расширяя его кругозор.

Основные дидактические материалы, которые используются для занятий с ребенком по этой методике включают в себя:

  • Деревянные рамки с множеством различных застежек (молнии, кнопки, пуговицы, липучки, банты). Развивают практические навыки ребенка.
  • Набор геометрических фигур, различных цветов и размеров. Используются для изучения цветов, оттенков, геометрических фигур и размеров.
  • Буквы, которые вырезаются из шершавой бумаги. Они необходимы для изучения алфавита и развития тактильных ощущений у ребенка.
  • “Розовая башня” (набор кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см). Используются для наглядного пособия в изучении понятий: большой, поменьше, маленький, самый маленький.
  • Цветные катушки, которые служат для изучения цветов и оттенков. Каждый из представленных цветов показан в семи оттенках.
  • Два набора блоков с цилиндрами. Первый включает в себя цилиндры, различные по высоте, второй – цилиндры различные по диаметру. Цилиндры должны вставляться в подходящие отверстия в деревянном блоке. Предназначены для развития мышления.
  • Сенсорная доска. На доске представлены кусочки разнообразных по фактуре материалов для ощупывания. Развивает тактильные ощущения.
  • Прописи. На деревянной доске вырезаны углубления в виде различных линий (зигзаги, волны) и каждая линия имеет ручку, которая вставлена в прорезь. Ребенок, держась за эту ручку, ведет ее по прорези линии. Подготавливает руку к письму.
  • Рамки-вкладыши и пазлы. Способствуют развитию мышления. Также пазлы используются, в качестве наглядного примера для изучения частей тела животных.
  • Доска с различными видами замков (задвижка, крючок, защелка и т. д).

Примечательно, что большинство из перечисленных обучающих материалов каждый родитель может сделать самостоятельно, используя подручные материалы.

Основные виды уроков в монтессори-классах

Любопытно, что Мария Монтессори именовала взаимодействия детей с пособиями, ровесниками и взрослыми не игрой, а занятиями или уроками. Также она не использовала в речи слово «игрушка», называя обучающие предметы дидактическим материалом.

В своей системе автор выделяет три основных типа занятий:

  1. Индивидуальные. Первый тип характеризуется тем, что воспитатель взаимодействует лишь с одним ребёнком, обучая его работать с дидактическим материалом. Как только малыш проявит интерес к пособию, поймёт смысл его устройства, необходимо переходить к самостоятельной деятельности.
  2. Групповые. Воспитатели занимаются с детьми, которые находятся примерно на одном уровне развития. Другие же ребятишки не мешают группе, работая в индивидуальном порядке. Цель занятия остаётся прежней – обучение работе с пособиями.
  3. Общие. Воспитатель занимается сразу со всей группой. Занятий достаточно короткие. Как только дети получат информацию, они либо переходят к самостоятельной работе с дидактическим материалом по данной теме, либо занимаются другими делами.

Следует понимать, что в садиках и школах традиционно организуют разновозрастные детские коллективы. Ребёнок переходит на следующий уровень, когда полностью реализует свои текущие потребности.

Темп получения знания зависит только от ребёнка. Его никто не станет поторапливать, позволив заниматься в собственном индивидуальном режиме.

Взаимоотношения с другими детьми малыш должен выстроит сам, учителя же занимаются наблюдением и оказанием помощи по мере необходимости.

тест «Мой ребенок»

Так называемая «заурядность», по большому счету, не является детской проблемой. Скорее, это проблема родителей, которые хотят видеть своего малыша в списке вундеркиндов. Данный тест поможет определить, тревожитесь ли вы по поводу того, что ваш кроха слишком «прост», «тривиален», «зауряден».

Чувствуете ли вы, что ваш ребенок «не такой, как все»?

Нет – А

Да – Б

Есть ли у вас желание записать ребенка в какие-то кружки, секции?

Да – А

Нет – Б

Вас в детстве считали вундеркиндом?

Нет – А

Да – Б

Чувствуете ли вы обиду, когда ровесник вашего малыша по каким-то параметрам (интеллекту, спортивным достижениям) обходит его?

Да – Б

Нет – А

Злитесь ли вы на вашего малыша, когда он проявляет нерасторопность, выглядит вялым, задумчивым?

Нет – А

Да – Б

Вы много времени тратите на интеллектуальное развитие своего ребенка?

Нет – Б

Да – А

Часто ли вы хвалите своего малыша?

Нет – Б

Да – А

У вас есть страстное желание, чтобы ваш ребенок стал гением?

Да – Б

Нет – А

Замечаете ли вы негативное, предвзятое отношение воспитателей, преподавателей в центре развития, спортивных тренеров к вашему малышу?

Да – Б

Нет – А

Считаете ли вы своего ребенка излишне нервным? Замечали, что он слишком сильно расстраивается из-за неудач?

Нет – А

Да – Б

Наказание

Современные методики воспитания в области дошкольного образования, как правило, исключают такие способы взаимодействия с детьми. Однако в некоторой ситуации по-другому просто не поступить. Например, если ребенок гиперактивный и не поддается контролю родителей. Тем не менее физическое наказание нужно исключить полностью.

Также важно учесть некоторые особенности подобного подхода. Прежде всего, нельзя ругать чадо за те поступки, которые он совершил очень давно

Также ни к чему хорошему не приведет профилактическое наказание. Иногда с целью предупредить плохое поведения малыша, родители начинают наказывать его за то, чего он еще вообще не совершал.

Специалисты не рекомендуют применять такие методы, так как родители часто переходят на унижения. Если они не наказывают, а оскорбляют ребенка, то это негативно скажется на его психике.

Вести ли детей в развивающие центры?

С какого возраста начинать обучение ребёнка, по какой из методик раннего развития решают только родители. В первую очередь необходимо руководствоваться здравым смыслом и не идеализировать конкретные методики. Как мы разобрали – у каждого из данных направлений есть свои плюсы и минусы, поэтому не стоит ждать чего-то сверхъестественного от ребёнка

Также важно помнить, что никакой преподаватель и никакая методика развития не заменит собой родителя. Какую бы вы систему не выбрали будьте рядом со своими детьми, помогайте им во всём, старайтесь дать им лучшее и результаты не заставят себя ждать

Методика Гмошинской

КТО ЭТО ПРИДУМАЛ: Мария Владимировна Гмошинская – педиатр по образованию, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник НИИ питания РАМН. Она является специалистом по детскому питанию и грудному вскармливанию. Автор методик восстановления лактации, комфортного прекращения грудного вскармливания и грудничковому рисованию.

О ЧЕМ ЭТО: Автор методики открыла ее «случайно», во время подготовки научной работы по теме ГВ. На базе одного из дошкольных заведений были организованы группы кратковременного пребывания для детей от полутора до двух лет и их родителей, которые в том числе вместе занимались рисованием. В экспериментальной группе была пара с пятимесячным малышом, которого тоже решили приобщить к живописи. Эксперимент оказался удачным. Гмошинская рекомендует начинать заниматься с малышом с шести-семи месяцев, то есть как только он начнет самостоятельно сидеть. Рисовать «съедобными» красками на маленьких или больших листах, ладонями, пальчиками или кисточками.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ: Поскольку это методика, то существуют и определенные правила. Рисовать рекомендуется в первой половине дня, от двух до двадцати минут (в зависимости от возраста), и не чаще одного-двух раз в неделю. Рисовать лучше в специально отведенном месте, а не на стульчике для кормления и не за обеденным столом. И только совместно с родителями и при позитивном настрое всех участников процесса. Рекомендуется использовать специальную одежду. На первых занятиях используются листы формата А4, затем А3 и ватманы. В начале достаточно использовать только два цвета. При первых признаках нежелания или усталости со стороны ребенка следует прекратить занятие. Разработаны также специальные уроки (от простого знакомства с цветами до более сложных аппликаций) и даже оценка работы малыша.

А СМЫСЛ? Помогает развивать мелкую моторику, формировать эмоционально-психические способности, способствует тесному контакту малыша и родителя. Живопись в принципе помогает быстрее развиваться интеллектуально и эмоционально. И нет, методика не гарантирует, что из малыша непременно вырастет талантливый художник.

Методика Занкова

Основана на индивидуальных интересах, способностях и желаниях каждого ребенка в отдельности при помощи «психодидактики». При помощи упражнений и игр у детей формируется стремление и умение к процессу обучения

Также большое внимание уделяется нравственному и эстетическому воспитанию ребенка. Занятия первоначальном своём этапе строятся по принципу от целостного к частному

Занков рекомендует начинать занятия по его методики постепенно и сравнивает их с бусинами, которые различны по размеру, но нанизаны на одну нитку. Вся система автора направлена на то, чтобы научить, но не навредить. В результате у ребенка развивается способность проведения анализа информации, изложение своих мыслей на бумаге или вслух (например, звучит спокойная, классическая музыка и дети должны воспроизвести свои ассоциации на бумаге). Также малыш должен приобщаться к коллективу, участвовать в групповых обсуждениях и и доказывать свою точку зрения. Кроме того прислушиваться и каждому члену группы и развивать способность делать определенные выводы.

Поделиться в соц. сетях

Метки записи:   методики развития детей, одаренный ребенок, развивающие игры, развитие ребенка, умственное развитие

Записи из раздела Развивающие методики

О различных развивающих методиках

мар18

Раннее развитие ребенка очень популярная сейчас тема. В современном мире стало востребованным и модным обучение детей с самого раннего возраста. Такой подход имеет не только право на жизнь, но и научное обоснование. Как установлено исследованиями, в течение первого года жизни ребенка его мозг развивается на 60% по отношению к развитию мозга взрослого, а к трем годам – на все 80%. То есть, потенциально наш несмышленыш – уже почти как мы сами

мар12

Б. и Л.Никитины

Б.П. и Л.А. Никитины – пожалуй, первые советские педагоги-новаторы, благодаря которым тема о методиках раннего развития детей стала популярной в обществе. На фоне довольно-таки косной и заорганизованной педагогики времен СССР, методика Никитиных была поистине революционной и нашла в 60-х – 80-х годах множество заинтересованных сторонников.

Однако, приходится констатировать, что в настоящее время интерес к системе воспитания детей по методу Никитиных в значительной степени угас.

мар07

Николай Зайцев

Николай Александрович Зайцев известен как признанный педагог–новатор, разработавший эффективную методику обучения чтению, письму и счёту

Метод Зайцева дает возможность даже самым маленьким детям просто и быстро овладеть указанными навыками, причем, что важно, в неутомительной для ребенка игровой форме.. Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению

Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению.

Апр06

Жан Ледлофф

На книгу Жан Ледлофф (Jean Ledloff) “Как вырастить ребенка счастливым” моё внимание обратила читательница этого сайта Мария. В нашей переписке мы сошлись во мнении о том, что строить систему развивающих занятий лучше всего, отталкиваясь от потребностей ребенка, чутко прислушиваясь к его интересам и пытаясь искать ответы прежде всего в себе и в нём, а не слепо копируя сухие рекомендации методик

Вот здесь Мария и посоветовала мне прочитать Жан Ледлофф:)

Так же, как и методику Сесиль Лупан, книгу Ледлофф нельзя отнести к научно обоснованным теориям. Более того, это даже не опыт мамы по развитию собственных детей. Выводы Ледлофф основаны на наблюдениях за жизнью небольших племен индейцев екуана и таурипан, живущих в джунглях Латинской Америки.

мар27

Сесиль Лупан

Сесиль Лупан (Cecile Loupan) – бельгийская актриса, мама двоих дочерей, автор популярной книги “Поверь в свое дитя”. Её считают последовательницей Глена Домана, творчески переработавшей его методику раннего развития детей. Методика Сесиль Лупан отходит в сторону от жестких принципов методики Домана, ограничивающих, по мнению критиков, индивидуальность ребенка и свободу развития его личности.

Девиз методики Лупан: “Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь”

Соответственно, при занятиях с детьми наибольшее внимание уделяется индивидуальному и творческому развитию ребенка, его эмоциональному состоянию

мар18

Глен Доман

Глен Доман – выдающийся американский врач, наш современник, основатель “Института ускоренного развития ребенка”, а также методики раннего развития детей, которая носит его имя. В основе метода Домана – предположение о том, что в раннем возрасте именно зрительное восприятие ребенка наиболее “чувствительно” по сравнению со всеми остальными способами познания мира.

Все началось с того, что Доман попытался придумать способ реабилитации детей с тяжелыми поражениями головного мозга и обнаружил интересный факт:

Краткий обзор самых популярных методик раннего развития детей

Каждый из родителей мечтает, чтобы его ребенок стал самым-самым. Неопытные родители часто поначалу чувствуют себя растерянными, боятся наделать ошибок, поэтому ищут «подсказок» со стороны. Одной из таких подсказок может стать подходящая для Вашего чада методика воспитания.

Существует множество популярных книг, описывающих, как стоит и как не стоит воспитывать детей. Какую же из них выбрать? Я постараюсь вкратце рассказать о наиболее известных.

Глен Доман

Основы методики обучения Домана — развитие зрительных и физических способностей с рождения. По его мнению, воздействуя на определенные органы чувств, можно усиливать стимуляцию деятельности мозга. Он добивался этого, на короткий срок показывая детям карточки со словами и изображениями. Таким образом, дети лучше усваивали материал и во многом обгоняли в развитии не только своих сверстников.

Изначально методы Домана были ориентированы на детей с повреждениями мозга, но достигнутые результаты заставили переосмыслить их значение и система была применена также и для совершенно здоровых детей .

Сесиль Лупан

Поначалу она воспитывала свою дочь, руководствуясь системой Глена Домана, но поняла, что метод, предложенный для группы детей, не всегда идеально подходит для личности ребенка. После появления на свет второго ребенка, Лупан написала книгу «Поверь в свое дитя», которая и принесла ей популярность. Эта книга не представляет собой никакого руководства к воспитанию, не учит, как нужно учить ребенка, а просто рассказывает про опыт молодой матери, которая применяла один из популярных методов.

Мария Монтессори

Данная методика — одна из самых распространенных. Несмотря на многочисленные критические высказывания в ее адрес и не всегда точное ее понимание, эта система продолжает набирать популярность спустя много лет после смерти автора. Вкратце можно выделить основные принципы — самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Сама Монтессори называла свой метод «помощью жизни». По ее мнению, интересы ребенка ставятся во главу угла. Главный принцип, ставший также названием одной из ее книг – «Помоги мне сделать это самому».

Николай Зайцев

При упоминании этого имени в первую очередь вспоминаются его дидактические материалы, самый известный из которых — набор кубиков для обучения чтению. Главное отличие от подобных наборов развивающего материала — буквы на кубиках составлены в склады, что облегчает восприятие слов и процесс учебы.

Все занятия рекомендуется проводить  как-бы играя, ребенку гораздо проще воспринимать материал, когда на него не давят и не требуют немедленных результатов

Также необходимо помнить, что ребенок не усвоит материал моментально, ему требуется некоторое время.

Помните, что ваш малыш — личность. Заинтересовавшись той или иной методикой, не стоит слепо воспринимать ее, как точное руководство, лучше, узнав подробнее о понравившихся системах, совместить их, применив то, что подходит именно вашему маленькому гению.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Эта методика раннего развития детей была создана бельгийкой Сесиль Лупан, мамой трех дочерей. Суть ее, в принципе, мало отличается от методики Домана, на основе которой Лупан и построила свою систему воспитания и обучения. Разница состоит в том, что в данной методике отсутствует четкое расписание занятий, а воздействие направлено на внутренний мир ребенка.

Методика Сесиль Лупан предписывает заниматься с ребенком только тогда, когда он этого хочет. Род занятий также определяется интересом ребенка. Передача знаний, в основном, происходит посредством игры и дополняется шутливыми стишками и песенками.

Основной отличительной чертой методики раннего развития Сесиль Лупан является мнение  автора о том, что лучшим учителем для маленького ребенка может стать только его родитель.

Пять самых популярных методик раннего развития ребенка

03 сентября 2012 . Раздел Развивалки

Практически все родители стремятся развивать своего ребенка буквально с пеленок. И они правы, так как ученые считают, что пик развития умственных и творческих способностей приходится на 1,5-3 года. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны. Существуют различные методики раннего развития ребенка. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных методик.

1. Главным принципом системы Марии Монтессори является уверенность, что ребенок сам знает, в каком направлении ему двигаться. Задача, которую решает данная методика: создать благоприятные условия для саморазвития ребенка. Роль родителя или педагога – организовать среду развития с помощью специальных материалов. Пособия раскрывают ребенку представления о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине) и организации окружающего мира. Недостаток этой методики: отсутствие ролевых и спонтанных игр. Эта методика раннего развития ребенка подходит больше всего усидчивым, «вдумчивым» детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

2. Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает «склады»- части слова. Это улучшает качество речи, расширяет словарный запас. Но есть и противники этого способа раннего развития. Специалисты считают, что такое обучение мешает ребенку в школе осваивать разбор слов по составу и фонетическому разбору слов.

3. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор , пока он подрастет. Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей

Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре

4. Метод Гленна Домана разработан автором для детей с поражениями центральной нервной системы. Принцип, заложенный в основу – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации. Недостаток такого метода раннего развития в том, что большие объемы информации могут принести вред детской психике.

5. Методика Сесиль Лупан связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. Детям пытаются дать именно те знания, и в тот момент, когда им этого хочется. Метод опробован автором на своих детях, поэтому у нее все более тонко и индивидуально. Большим плюсом является то, что для обучения используется то, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется. Проблемным для родителей может оказаться ее настоятельная рекомендация обучать ребенка плаванию с пеленок.

Заниматься с малышом нужно обязательно, но стоит разобраться в плюсах и минусах каждой методики раннего развития ребенка, с учетом его индивидуальности.

Методика раннего развития Глена Домана

Эта методика развития подходит детям в возрасте от одного месяца. В серию методик входят раннее чтение и обучения математике, а также физические нагрузки. Суть метода Домана заключается в том, что мозг ребенка развивается только тогда, когда работает. Поэтому главная задача родителей — обеспечить нагрузку.

Для начала важно познакомить малыша с окружающим миром: с явлениями, предметами быта. Это, как правило, делают с помощью карточек Домана

Например, на карточке обязательно должно быть изображение фрукта и написано его название. Такая методика развития ребенка дает возможность с раннего детства запоминать образы, их названия, а со временем научиться читать.

Динамические кубики Чаплыгина

КТО ЭТО ПРИДУМАЛ: Про кубики написано много, а про их создателя – почти ничего. Евгений Васильевич Чаплыгин – педагог, живет в городе Старый Оскол. Отец троих детей и дедушка, придумавший для своих внуков систему обучения чтению, которая сейчас продается под названием кубиков его имени.

О ЧЕМ ЭТО: Методика «Читаю легко» похожа на более известные кубики Зайцева, однако имеет свои отличия и преимущества. Хотя, справедливости ради, стоит упомянуть, что систему чтения по слогам рекомендовал еще Лев Николаевич Толстой. Кубики с одинарными буквами и слогами закреплены на рейках и могут крутиться, что упрощает их использование. На рейках нарисована цифра и определенный знак (например, птица или сердце), чтобы даже малыши могли легко и быстро найти нужный им кубик.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ: Из совмещения двух парных кубиков в различных комбинациях получается 20 слов, а если добавить к ним еще две пары, то уже 500. В комплект входит методическое пособие с описанием игр и упражнений, а также тетрадь-пропись. Начинать рекомендуют с трех лет.

А СМЫСЛ? Очевиден. Ваш ребенок научится читать. Рано. И быстро. Автор гарантирует результат чуть ли не с первого занятия. Попутно развиваются: зрение, речь и предметно-манипулятивная деятельность.

Уникуб Никитина

Эта развивающая игра была создана педагогом Б.П. Никитиным для развития пространственного мышления. Набор кубиков состоит из двадцати семи цветных деревянных или пластиковых кубиков, которые окрашены в жёлтый, красный и синий цвета. Все кубики сделаны таким образом, что вы не найдете двух одинаковых кубиков в наборе.

К набору прилагаются 60 заданий различной сложности. Не смотря на очевидную простоту, задания выполнять непросто даже взрослому

Все они поделены на уровни сложности, где важно не просто выполнить задание, но и учитывается также время выполнения

По сути, эта игра знакомит малышей с миром пространственной логики и трехмерного видения, развивая мышление, концентрацию, внимание, а также подготавливая детей к пониманию и усвоению таких предметов, как геометрия, тригонометрия и математика. Сама игра требует постоянного присутствия родителей

Самостоятельно дети выполнять задания не будут

Сама игра требует постоянного присутствия родителей. Самостоятельно дети выполнять задания не будут.

Вот те программы, которые знакомы лично мне и которые я применила и применяю в воспитании своих детей.

Хотелось бы также отметить особые моменты в воспитании детей и в применении различных методик.

Методики

Есть множество методик раннего развития детей, в основе каждой из них лежат определенные взгляды и принципы.

Методика Домана

Наиболее известна система Гленна Домана – американского медика, который долгие годы работал с тяжелобольными детьми, а после часть своих идей перенес в методику работы со здоровыми ребятами.

Методика Домана строится на использовании карточек, которые необходимо демонстрировать ребенку, попутно делая устные пояснения. Темп показа необходимо выбрать достаточно быстрый, а сами показанные карточки записывать, чтобы через 30 повторов навсегда их убрать.

Система подверглась критике, как и сами взгляды Домана. Так, современные исследователи полагают, что научить ребенка читать, используя только карточный материал, нельзя – малыш со временем просто запомнит и воспроизведет, а увидев знакомое слово, написанное, например, другим шрифтом, прочесть его не сможет. Также доказано, что год – это еще слишком ранний возраст, развивать математические способности крохи еще рано.

Однако современные родители используют отдельные элементы системы – например, знакомят детей с многообразием животных и растений при помощи карточек с их изображением.

Методика Марии Монтессори

Итальянский специалист Мария Монтессори исходит из того, что к каждому ребенку необходимо применять индивидуальный подход, а сами занятия должны быть ему интересны. Она была уверена в том, что малыш в 2-3 года уже готов изучать мир, надо только дать ему такую возможность. Родителям отводится пассивная роль – они не должны помогать крохам выполнить то или иное действие. Максимум, что допустимо, – это ненавязчивый совет. Ребенок все делает сам, но чтобы помочь ему, необходимо подобрать удобное для творчества и изучения мира оборудование: вкладыши и рамки, шнуровки, емкости с крупами.

Очень важна также и совместная работа с другими детьми, которая учит работе в команде и общению.

Методика Никитиных

Методика Никитиных также по-своему интересна, современные исследователи рекомендуют использовать отдельные ее элементы, но ни в коем случае не перегружать ребенка информацией и не лишать его детства. Педагоги воспитали семерых родных детей, каждый из которых, конечно, мировой известности не добился, но сумел найти свое место и стал успешным.

Суть методики такова:

важно уделять внимание как физическому, так и умственному развитию ребенка;
малыш сам выбирает, чем он будет заниматься, поэтому родителям нужно заранее подготовить для него большое количество пособий и развивающих игрушек;
игры-головоломки помогут ребенку совершенствовать логику и пространственное мышление.

И если сама методика считается очень сложной, то «никитинские игры» с использованием блоков, кубиков, картонных фигурок пользуются популярностью.

Методика Браи-Лупан

Согласно концепции РР Сесиль Браи-Лупан, лучшими педагогами для малышей являются именно родители, ведь только они способны на искреннюю радость их успехам. А «интеллектуальную составляющую» в методике представляют карточки Домана. Главная идея состоит в том, что через такое развитие и родительскую любовь удастся вырастить гармонично развитую личность. С. Браи-Лупан советует родителям общаться с малышами с первых дней их жизни, даже если кажется, что они ничего не понимают.

Обучение проходит несколько этапов.

  1. Сначала кроха просто слушает речь мамы, не понимая ее содержания.
  2. Постепенно набор звуков обрастает определенным смыслом.
  3. Когда ребенок научится произносить первые слова, можно приступать к обучению чтению.
  4. Каждое слово пишется крупными буквами и помещается на соответствующий предмет (например, карточка «Стол» — на стол).

Методика Марии Монтессори

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип педагогики Монтессори – подтолкнуть ребёнка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому».

По мнению Марии Монтессори, у ребёнка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы малыш обучал и образовывал себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя создать ему необходимые условия, подкидывать уголёк в топку его ума.

Монтессори считает, что обучать – это значит:

  • создать развивающую среду;
  • вместе с детьми выполнять несколько чётких и простых правил;
  • не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.

Вот на этих основных пунктах и строится вся педагогика Монтессори. Всё довольно просто и жизненно: взрослые устанавливают порядок, а ребёнок развивается в рамках этого порядка, но только в своем собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.

Принципы методики Масару Ибуки:

Мозг младенца без стимуляции и «нагрузки» быстро теряет свой потенциал к развитию, поэтому его нужно постоянно подпитывать все большей информацией.
Частое ношение ребенка на руках, тактильный контакт с мамой необходимы для обретения уверенности и защищенности.
Малыш нуждается в общении с матерью, как словесном, так и эмоциональном.
Необходимо развивать все органы чувств ребенка.
Также важна симуляция физического развития.
Малышу важно показывать лучшие произведения искусства и часто давать слушать шедевры музыки.
И самый главный принцип – любите своего малыша и уделяйте ему максимум внимания.

Когда-то эти принципы были революцией в умах ученых и мам. А сегодня стали абсолютной нормой и образом жизни многих семей.

Методика Домана

Глен Доман – врач физиотерапевт, основатель одной из самых популярных методик раннего развития. Согласно идее – необходимо тренировать у детей с рождения интеллектуальные способности параллельно с физическими. Г. Доман считал, что чем лучше дитя развивается физически, тем быстрее происходит развитие у него познавательных процессов. Предполагается, что новорождённый должен регулярно тренироваться в ползании, захвате и равновесии. Также рекомендуется показ карточек, на которых красными буквами написаны целые слова. Количество карточек постепенно увеличивают. Кроме карточек со словами, предлагаются карточки с изображениями, при этом нужно сопровождать показ фактами о них. Время на каждую карточку около 2 сек. Обучение математике осуществляется также с помощью карточек, на которых изображены красные точки – множества.

Положительные стороны:

  • ребёнок быстро учится читать;
  • хорошая тренировка памяти малыша, запоминание большого количества информации;
  • может помочь в овладении не только родным языком, но и иностранным;

Отрицательные стороны:

  • данной методике необходимо посвящать практически всё свободное время, малышу не остаётся времени на игры;
  • процесс запоминания выдаётся за чтение (ребёнок зрительно запоминает схемы – слова, но не видит отдельно буквы и слоги);
  • при помощи данной методики ребёнка можно перегрузить информацией, но в нужное время он не сможет её использовать по назначению (недостаток практических знаний и наличия опытов);
  • ребёнок привыкает усваивать информацию вместе с картинками, позднее отказывается воспринимать её без них;
  • мало внимания уделяется развитию творчества, мелкой моторике;
  • ребёнок в процессе обучения играет роль пассивного объекта.

Методика Зайцева

Создатель методики — педагог Н.А. Зайцев — обещает, что ребенок с помощью специальных кубиков научится читать за очень короткое время. В чем же секрет?

Согласно методике Зайцева, обучение детей чтению происходит по складам, а не по буквам или слогам.

Все «кубики Зайцева» различны по цвету, размеру и звону внутри них. Это помогает ребенку отличать гласные и согласные, мягкие и звонкие.

На каждой грани кубика написан один из складов. Ребенок запоминает не написание каждой буквы, а сразу отдельные склады: ка-, ку-, ки-, ко-, ба-, би-. А затем малыш легко может сложить склады в слова — ба-ба, ку-би-ки.

Зайцев утверждает, что чтение по складам гораздо проще дается ребенку, чем изучение сначала букв, а потом слогов и слов. Ведь дети начинают говорить складами и слышат произносимую речь тоже складами.

По словам автора, в основе его методики лежат следующие принципы:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.