Основные варианты подработки для подростков

На самом деле, можно придумать кучу примеров и способов заработка денег для подростков. При этом, не забывайте, пока вы учитесь, нельзя тратить на работу все свое время. Поверьте, наработаться вы еще успеете. Да и если вы хотите в будущем иметь хорошую работу и высокую заработную плату, сегодня, пока вы учитесь, нужно набрать как можно больше полезных знаний. Многое из того, что вы сейчас изучаете в школе, вам понадобится.

И так, рассмотрим основные варианты подработки.

1. Выгуливание собак

Это вариант подойдет, если вы любите, и самое главное, не боитесь животных. Понаблюдайте, у кого в вашем дворе есть собаки. Вполне возможно, что хозяева не всегда могут полноценно выгуливать своих питомцев. Предложите им за небольшую денежку гулять с собачками, например, два раза в неделю. Дайте им номер свого телефона, что бы они могли вам позвонить в тот момент, когда нужно погулять с животным.
А еще лучше, сделайте визитку. Например, с таким текстом: «Погуляю с Вашей собакой. Телефон:…. Виктор».

Не забудьте предупредить хозяев животного, что вы учитесь, и можете гулять только в определенное время. Например, вечером, или утром, если вы учитесь во вторую смену.

К этой работе, как и к любой другой, нужно относиться ответственно. И если хозяева животного увидят или узнают, что вы плохо гуляете, или плохо относитесь к их любимцу, то вам не только больше не доверят своего питомца, но и расскажут всем соседям, что вы жестоко обращаетесь с животными. И платить вам никто не будет.

Между прочим, в Европе выгулом собак занимаются даже специальные фирмы. И вдруг, когда-нибудь, вы откроете свой бизнес по выгулу собак!

2. Сходить в магазин за продуктами

Некоторые пожилые люди не могут сами сходить в магазин за продуктами. Предложите им свою помощь! Только нужно сразу предупредить, что помощь вы оказываете за небольшую денежку. Не забывайте, пожилые люди живут на пенсию, и маловероятно, что пенсия большая, соответственно, много платить вам за работу просто не смогут.

Вместе с деньгами на продукты, обязательно возьмите у вашего нанимателя список продуктов, которые нужно купить. По каждой позиции из этого списка нужно обсудить, продукция какого производителя должна быть куплена, какой вес или в какой упаковке должны быть продукты.
Покупая продукты, обязательно обращайте на срок годности. Также, если необходимые продукты продаются в разных магазинах, не ленитесь сходить подальше, особенно, если в самом дальнем от вас магазине можно некоторые продукты можно купить немного дешевле.

Поверьте, если вы сможете помочь пенсионеру немного сэкономить на продуктах, он или она будет более щедр и в вопросе вашего вознаграждения.

Обязательно приносите чек и всю сдачу, которая осталась после покупки. Честное отношение со своим нанимателем просто гарантирует вам максимально стабильный доход в будущем. Если ваш наниматель решит, что вы его обманули, даже на маленькую сумму денег, просить вас сходить за продуктами, и тем более платить за это он больше не будет.

3. Посидеть или погулять с маленьким ребенком

Смысл этой подработки для подростков такой же, как и с выгулом собак. У вас получится заработать немного денег, гуляя или сидя час – другой с маленьким ребенком соседки только в том случае, если она будет вам доверять. Согласитесь, если вы не сможете усмотреть за малышом, ребенка с вами никто не оставит.

4. Помочь по хозяйству

Оказание «добрых услуг» тоже отличный способ заработать подростку немного денег. Это могут быть и услуги по поливу цветов, пока соседи в отпуске, и услуги по кормлению домашних животных, или выносу мусора. Или прополка огорода, если вы планируете заработать летом. Или чистка от снега приусадебного участка. Можно предложить помыть машину за деньги. И т.д.

Посмотрите вокруг, мне кажется, можно придумать много способов небольшого заработка.

5. Сделать уроки за деньги

Бывает и такое. Вполне возможно, что ваши одноклассники, или ребята из младших классов вашей школы не могут или не успевают сделать домашнее задание, или написать реферат или домашнюю контрольную работу.

Предложите сделать это за них. Безусловно, вы должны отлично знать предмет, за который беретесь. Иначе вам вполне могут «устроить темную» за полученную двойку.

Если все пройдет хорошо, и за сделанную вами работу будет получена хорошая отметка, вам не придется даже искать себе новых клиентов. Они сами к вам придут.

Первые накопления и работа

Мотивируйте ребенка самостоятельно копить деньги на вещи, которые пока не планируете покупать – например, электросамокат или новую модель смартфона. Для этого помогите ему разобраться в своих тратах и оптимизировать их. Объясните, что иногда для получения желаемого приходится чем-то жертвовать. Предложите откладывать часть карманных денег вместо того, чтобы сразу тратить их на сладости и развлечения. Вместе подсчитайте, сколько нужно откладывать и как долго, чтобы набралась необходимая сумма. Чтобы увеличить у ребенка мотивацию делать сбережения, можете договориться, что половину крупной покупки оплачивает он сам, а другую половину – вы.

Обычно в средней школе дети начинают задаваться вопросом: как они сами могут заработать деньги? «Позволяйте ребенку заработать деньги, если он проявляет в этом инициативу», – советует Олеся Княжева. При этом не стоит совершать распространенную родительскую ошибку – финансово поощрять ребенка за хорошие оценки в школе. «Это приводит к появлению позиции «Без денег не хочу учиться!», потере интереса и других стимулов к учебе, – предостерегает психолог. – Кроме того, если однажды у родителей не окажется лишних денег, как тогда мотивировать ребенка?». Что же касается домашних дел, то ребенок должен осознавать, что он член семьи – единой команды, в которой существует взаимовыручка. И так же, как его родители, не получает деньги за мытье посуды, пола или уборку в комнате.

Как же тогда ребенок сам заработает деньги? Можно предложить ему плату за какое-нибудь нерегулярное задание – например, сборку мебели или посильную помощь родителям по работе. Кроме того, подросток может договориться погулять с собакой соседей, сходить в магазин за другого человека, постричь газон, помыть машину, расклеить листовки, убраться в чужой квартире или присмотреть за ребенком. Не стесняйтесь спрашивать своих знакомых и родственников, не нужен ли им «сотрудник», – это самый простой способ найти работу своему ребенку-подростку. С 14 лет подросток может также попробовать найти работу через Центр занятости населения.

Обязательно расскажите ребенку о квазиработодателях из интернета – такие сначала просят оплатить подготовку резюме или пересылку тестового задания. Объясните, что это вымогательство – настоящему работодателю не нужно ни за что платить. Также объясните, что «высокий доход без труда и вложений» бывает только в финансовых пирамидах.

Первые карманные деньги

Вопрос: «В каком возрасте ребенку можно давать первые карманные деньги?» волнует многих родителей. Считается, что уже младший школьник может ответственно подойти к деньгам и самостоятельно передать их учителю на завтрак или проездной. Многие родители в этом возрасте или даже чуть раньше предлагают ребенку совершить свои первые покупки.

На мой взгляд, подходить в этом случае необходимо сугубо индивидуально. Ребенок как минимум должен освоить счет и не воспринимать деньги как игрушку.

Например, мой сын только к первому классу оказался действительно готов ответственно относиться к деньгам. До этого было хорошо заметно, что ценности в них он не видит. Процесс собирания монеток и хранение их в одном месте было просто развлечением. Мы изучали номинал монет, считали их — это тоже хорошая подготовка к самостоятельным тратам, но все-таки покупки еще совершали вместе. Карманные же деньги предполагают, что малыш будет сам решать, как их потратить и делать это более или менее самостоятельно.

Итак, вы считаете, что ребенок уже достаточно подготовлен, чтобы получить в руки свои первые деньги

Что важно помнить в этот период?

  • Как правило, малыш еще не может оперировать большими суммами, поэтому выдавая ему в руки первые деньги, вы должны рассчитать за него будет ли сдача и в каком объеме.
  • Желательно, чтобы сумма была в пределах счета, котором малыш оперирует хорошо. Так он не только научиться самостоятельности, но и получит возможность сосчитать деньги и определить, насколько уменьшилось их количество и достаточно ли его на еще одну покупку.
  • Подобное упражнение не должны быть разовым. Желательно чтобы каждый раз, посещая с вами магазин, ребенок покупал одну или две вещи сам и тренировался.
  • Стоит помнить, что просто передать деньги учителю — это не совсем личные расходы ребенка. Пойти и передать может каждый. Усложняйте процесс — давайте сумму со сдачей, которая останется в распоряжении чада, предлагайте совершить первые покупки.

Если совместить умение считать деньги с необходимостью выбора, то мы легко сможем представить себе правильную модель поведения: каждый раз при посещении магазина ребенок получает некоторую небольшую сумму денег, которую он может потратить самостоятельно на то, что ему нравится. Таким образом, он не только учиться делать правильный выбор, но и вынужден отказаться от более дорогих покупок, если они не укладываются в предложенную сумму.

Как только ребенок освоится, можно увеличить количество денег на личные расходы и уже не контролировать (и не поддерживать, что немаловажно) своим присутствием малыша во время совершения покупок

Стоит ли платить за помощь по дому?

Это один из наиболее распространенных вопросов, с которым сталкиваются многие родители. Может показаться, что нет ничего плохого в оплате домашней работы, но вот психологи предостерегают от подобного рода монетизации.

Даже если ребенок не получает карманных денег, то у него все равно должны быть определенные обязанности. Работа по дому является общим семейным делом, в котором должен принимать участие каждый. Несомненно, у детей меньше ответственности, но они должны ходить в школу и прилежно учиться, выполнять домашнее задание, каждое утро заправлять постель, убирать в комнате и помогать родителям по хозяйству.

Как выбрать растения для балкона в зависимости от стороны света

Россиян предупреждают, что в стране повысится цена на крупы

Они спасают Москву: самые большие парки столицы для длительных прогулок

Если вы хотите как-то поощрить ребенка, то делать это следует только за экстраординарные поручения, например покраску забора у бабушки, настройку компьютера или создание сайта. Все остальное не должно подлежать оплате, поскольку в этом случае дети могут вырасти эгоистичными и жадными.

Грамотность США

В Америке обычно детей обучают финансовой грамотности с самого раннего возраста. Причем обычно такое обучение заключается в том, что их приучают работать с самого детства. Финансовые модели в данной стране довольно просты – родители стараются заработать как можно больше средств для дальнейшей пенсии, чтобы на старости лет не стать обузой для ребенка, а потому детям надлежит зарабатывать самостоятельно.

Эксперты: новая методика расчета МРОТ без потребкорзины увеличит долю бедных

В Госдуме предложили пособие для пенсионеров на средства защиты при CoViD-19

Они спасают Москву: самые большие парки столицы для длительных прогулок

К счастью, в стране существует огромное количество разных организаций и даже специальных лагерей, где дети получают систематическое образование в финансовой сфере.

… и зарабатывать

Ребёнок не должен бездействовать, ожидая, что в его копилку сам собой упадёт следующий рубль. Дайте ему понять, что нужно сделать, чтобы увеличить накопленную сумму. В повседневной жизни мы часто платим посторонним людям за разные услуги: одни платят за мойку машины, другие – за уборку квартиры, выгул собак или услуги курьера. Какие-то обязанности, которые вы оплачиваете другим людям, мог бы выполнять ребёнок.

При этом не стоит платить за то, что является обычной домашней работой – если вы сами моете посуду или пылесосите, то и ребёнка стоит приучать к безвозмездной помощи по дому как к элементу взаимной заботы членов семьи друг о друге.

Не отказывайте в карманных расходах

Несмотря на то, что взрослые полностью содержат ребёнка, детям просто необходимо иметь деньги, которыми они смогут распоряжаться по своему усмотрению. Например, купить что-то из еды, что не входит в обязательный школьный рацион, заплатить за безобидное развлечение или другую небольшую ерунду. Если ребёнку придётся просить каждые 50-100 рублей, он не станет экономнее – наоборот, научится хитрить и, пользуясь сговорчивостью то одного родителя, то другого, будет тратить в целом больше. Чтобы ребёнок научился обращаться с деньгами, лучше оговорить с ним, сколько денег ему нужно на еду и проезд, а сколько – на остальное, его личное. Эту сумму и надо выдавать каждый день или раз в неделю. Так чадо научится планировать расходы, не спуская всё в первый же день. Полезный навык в будущем, когда придётся жить на зарплату.

Правила, которых нужно придерживаться при выдаче карманных денег

Каждая семья должна самостоятельно корректировать их в зависимости от характера ребенка, его трат и потребностей. Однако есть ряд правил, которых стоит придерживаться:

Не меняйте правила

Если вы с ребенком оговорили, сколько будете выдавать карманных денег и к какие сроки, ни в коем случае не нужно менять эти правила. Игнорирование или отсрочка могут привить ребенку финансовую необязательность.

Карманные деньги принадлежат ребенку

Ребенку нужно доходчиво объяснить, по какой причине вы выделяете ему финансы и какие траты он должен возмещать ими. Однако не нужно давать подростку деньги и обязывать его приобретать себе продукты, одежду. Это все-таки карманные деньги, а не средства для проживания.

Нельзя уменьшать сумму

Если же по каким-либо причинам необходимо сократить размер карманных средств, нужно объяснить подростку, почему это происходит. Но ни в коем случае нельзя говорить что-то вроде этого: «Ты себя плохо вел и не заслужил!». Никогда нельзя наказывать ребенка сокращением количества карманных денег.

Нельзя увеличивать сумму

Если выданные деньги ребенок потратил раньше оговоренного срока, нужно объяснить ему всю ситуацию и указать на его ошибки. Если ситуация повторяется неоднократно, ни в коем случае нельзя выдавать никаких дотаций, иначе отпрыск будет воспринимать вас как банк с безграничным лимитом, и весь инструмент контроля финансовой независимости будет утерян.

Финансовое воспитание должно проводиться с самых малых лет. Только тогда ребенок поймет ценность денег и принципы их расходования. Если детей приучать к самостоятельности, они станут более практичными.

Деньги и подростки

За деньги можно приобрести многое — хорошее и плохое и проконтролировать подростка на предмет его трат практически невозможно. Униженный и обиженный подросток может начать «добывать» деньги не приемлемыми способами.

Вся тонкость – как раз в оптимальной сумме. Не много, но и не мало. Выдавать деньги максимум 2 раза в месяц, не чаще. И не спонсировать подростка дополнительно, если у него случится «недостача».

Грандиозный эксперимент провели ученые из Новой Зеландии. Они опросили 3000 мальчишек и девчонок 14-15 лет. И получили такие результаты: чем крупнее сумма карманных денег, тем выше шансы, что подросток будет баловаться сигаретами. Закономерность железная – табачная зависимость напрямую подчиняется величине карманных денег.

Подростковый возраст – время первых самостоятельно заработанных денег. В любом труде нет ничего постыдного и унизительного. И если взрослый ребенок изъявил желание подработать, нужно с энтузиазмом поощрить его

На первых порах важно помочь ребенку не «вляпаться» в сомнительные предприятия, особенно на интернет просторах, где очень хорошо ориентируются подростки, а мошенников водится немерено. И конечно, проследить, чтобы ударная трудовая деятельность не помешала главному – учебе

Карманные деньги

Автор книги «Воспитывая финансово уверенных детей» Мэри Хант предлагает давать карманные деньги с шести лет — по 6 долларов в неделю и каждый год увеличивать сумму на 1 доллар. Получится, что 15 летний подросток будет получать 15 долларов в неделю.

Поначалу можете выдавать карманные деньги ежедневно, а к 12 годам – один раз в три дня. Не стоит давать деньги раз в месяц. Так через неделю ребенок останется без денег.

Подросткам первые деньги выдавайте раз в неделю, потом – раз в 2 недели, и только затем – раз в месяц. Так подросток научится без срывов планировать расходы, чтобы денег хватило на больший срок.

Германия узаконила количество карманных денег для детей в неделю:

  • до 6 лет  – 50 центов
  • в 7 лет  –1,5 – 2 евро
  • в 10 лет  – 10 – 12 евро
  • в 13 лет  –  15 – 20 евро
  • в 15 лет  – 25 –  30 евро

Если немецкий ребенок получит меньшую сумму чем ему полагается, то он имеет право подать на родителей жалобу и родителей оштрафуют.

Как не допустить зависти к богачам?

Наталья Панфилова

  1. Не обходите стороной эту этот вопрос. Маленьких детей легко переключить на другую тему: «Что, велосипед! Вот мы завтра в зоопарк пойдем». Подростку 12–13 лет можно сказать – «Зависть ничего не изменит. Нравится этот велосипед – давай вместе подумаем, как быстрее заработать на покупку».
  2. Подчеркивайте семейные достижения: бабушкины пироги, папин футбол, катание на лыжах… Дети любят хвастаться поступками больше, чем одеждой или игрушками.
  3. Подходите разумно к среде обитания. Не перенапрягайтесь на работе, устраивая сыночка в элитную школу. Вероятнее всего, он будет стесняться и стыдиться своих дешевых кроссовок, одежды и китайского портфеля.

Основная истина

Взаимоотношения с деньгами начинаются в раннем возрасте и продолжаются всю жизнь.

Чтобы эта длительная связь приносила удовольствие и радость, а не проблемы и огорчения, нужно каждодневно готовить ребенка к взрослой жизни.

Мечта и цель родителей – вырастить ребенка счастливым и успешным, в том числе и финансово. Для этого нужно вкладывать и вкладывать – эмоции, время, деньги, наконец. И попутно объяснять и объяснять – откуда что берется, куда может пропасть и для чего все это нужно.

Как правильно тратить деньги?

Разделите деньги на три баночки или конверта (или банковских счета — для старшеклассников): «Трачу», «Сберегаю» и «Отдаю/Делюсь».

Научите ребенка с детства распределять все полученные им деньги на эти три категории. Для дошкольников и школьников младших классов пропорция может быть следующей: «Сберегаю 1/3, трачу 1/3 и отдаю 1/3». С возрастом эта пропорция будет меняться — например, «Сберегаю 30%, трачу 60% и отдаю 10%». В старших классах может появиться отдельная категория «Инвестирую».

Деньги из «Сберегаю» ребенок может тратить спустя какое-то время, когда накопит нужную сумму на более дорогую вещь (например, велосипед). Эта баночка всегда идет первой! Такой подход научит ребенка сначала «платить себе» (откладывать себе на будущее), а потом всем остальным.

Пока ребенок копит, докладывайте в эту баночку «процент». Например, на каждый сэкономленный ребенком доллар докладывайте еще один, свой, доллар. Это покажет ребенку, как работают процент и инвестиции, иначе говоря, как деньги зарабатывают деньги.

Деньги из «Трачу» ребенок может тратить как, когда и на что захочет (на разрешенные родителями вещи, естественно)

Деньги из «Отдаю» ребенок будет тратить не на себя, а на братика, сестренку, маму, своего друга или подругу, на благотворительность и т.д.

Я лично использую эту систему со своей дочкой с 4-х лет!

Вот интересный пример, который я подглядел и который начал использовать со своей дочкой (4 года).

Как давать деньги детям?

Этот вопрос можно разбить на несколько составляющих.

С какого возраста давать деньги детям?

Как правило, ребенку начинают давать карманные деньги, когда он идет в школу (то есть, в 6-7 лет). Необходимо также учесть, что к этому моменту ребенок уже должен понимать, что такое деньги, как с ними обращаться, как рассчитываться с продавцом, какие монеты и купюры отбирать, как проверять сдачу. Без соблюдения этих условий давать деньги детям на самостоятельные карманные расходы еще рано.

Сколько денег давать ребенку?

Это, пожалуй, самый важный вопрос для большинства родителей. Предлагаю рассмотреть, какие факторы должны оказывать влияние на то, сколько денег давать ребенку, а какие — наоборот, не должны.

Факторы, которые должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

  • Средние суммы карманных расходов, получаемые сверстниками (если есть такая возможность);
  • Финансовое положение семьи (к примеру, карманные расходы ребенка устанавливаются в процентном соотношении от доходов семейного бюджета);
  • Договоренность с ребенком, обещания ему;
  • Средний уровень необходимых текущих расходов ребенка;
  • Возраст ребенка.

Факторы, которые НЕ должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

  • Успеваемость ребенка в школе;
  • Старание и труд ребенка при выполнении домашней работы, помощи родителям;
  • Поведение ребенка (иногда может использоваться, как исключение, в крайних случаях);
  • Настроение родителей;
  • Степень внимания, уделяемого ребенку.

Как вы видите, сумма денег, выдаваемая на карманные расходы ребенку, зависит, в первую очередь, от финансового состояния семьи и возраста детей. Важный момент: даже если у вас хорошие финансовые возможности, не стоит выдавать ребенку крупные суммы, превосходящие карманные деньги его сверстников. Начинайте с сумм, которые ваши дети могут грамотно использовать, исходя из своего возраста.

По мере роста и развития ребенка, средства на его карманные расходы, следует постепенно увеличивать пропорционально росту его расходов и не забывая о здравом смысле. Когда ребенок взрослеет, у него появляются новые статьи затрат, и это необходимо учитывать при выделении ему средств на карманные расходы. Обговаривайте со своими детьми, какие их расходы будете оплачивать вы, а какие — они сами за счет своих карманных денег. Чем больше своих затрат ребенок будет оплачивать самостоятельно — тем лучше с точки зрения приучения его к планированию личных финансов, приобретению необходимых навыков управления личными финансами.

Как часто давать деньги детям?

Как утверждают психологи, дети воспринимают время совсем не так, как взрослые: оно тянется для них намного дольше. Кроме того, у маленьких детей, например, школьников младших классов, еще недостаточно навыков, для того чтобы распределять сумму выданных карманных денег на длительный срок, скажем, на месяц. Почти наверняка такой ребенок, если дать ему деньги на месяц, потратит их в считанные дни. Таким образом, детям младшего возраста лучше выдавать карманные деньги на небольшой срок. Начинать можно, например, с 1 дня. Затем, по мере взросления ребенка и приобретения им навыков распоряжения деньгами, этот срок можно постепенно увеличивать. Тому же подростку-старшекласснику можно уже выдавать деньги на карманные расходы 1 или 2 раза в месяц — это будет учить его грамотно распределять личный бюджет во времени.

Как контролировать расходы ребенка?

Как я уже говорил, тотальный контроль над использованием карманных денег лишает их всякого смысла: с таким же успехом можно оплачивать расходы ребенка самостоятельно. Поэтому мнение родителей в плане того, как ребенку распоряжаться своими карманными деньгами, должно носить исключительно рекомендательный характер. Вы можете советовать ребенку, что лучше купить, какой товарной марки, где купить дешевле, но окончательный выбор он должен делать самостоятельно. Прежде всего, рекомендации взрослых нужны будут при покупке каких-то более-менее серьезных, дорогостоящих вещей. Даже если ребенок столкнется с определенными финансовыми трудностями из-за нерационального использования личных финансов — пусть это будет его опыт, на котором он будет учиться.

Соблюдайте баланс между практичностью и щедростью

Научить ребёнка копить и зарабатывать – одно дело. Но в семьях с прагматичными взрослыми обычно вырастают достаточно скупые дети, потому что их учат быть именно рациональными, относиться к деньгам серьёзно и тратиться только на полезное. Часто у ребёнка в такой семье даже не возникает мысли купить что-нибудь другому человеку, чтобы просто порадовать. Чтобы дети не вырастали жадными, чтобы у них был здоровый подход к деньгам – не как к цели, а как к средству её достижения, нужно воспитывать щедрость. Сделать это можно на покупках не рационального, а эмоционального характера – например, родители могут внезапно подарить бабушке с дедушкой билеты на спектакль, племянникам – полёт на воздушном шаре, о котором они давно мечтают, другу – абонемент на картинг, а подруге – на йогу. Такой пример поможет воспитать в ребёнке не только практичность, но и здоровую щедрость.

Фото предоставлены компанией «Яндекс. Деньги».

Начинаем с азов

Итак, вы понимаете, что ваш уже повзрослевший ребенок не знает цену деньгам. Например, просит купить вещи, которые ваша семья не может себе позволить, тратит карманные деньги в первый же вечер и пренебрежительно относится к работе.

Упреками и обвинениями из разряда «неблагодарный» тут не поможешь: идеальный возраст для обучения финансовой грамотности вы уже упустили. За свои 13-14 лет подросток уже привык жить так, а вы вдруг захотели его перевоспитать. Психологи прежде всего советуют начинать с разговоров, чтобы вы сами могли понять, в каком направлении стоит двигаться.

О чем говорить

  • Поинтересуйтесь у подростка его планами на будущее: где он хочет жить, на какой машине ездить, во что одеваться.
  • Сколько денег ему нужно в будущем для того, чтобы позволить все то, о чем он мечтает.
  • Как она/она планирует себя обеспечивать.

Такие наводящие вопросы помогут вам и подростку представить картинку жизни, к которой нужно стремиться

Родителям важно понимать, что финансовая грамотность — это не врожденное умение, а приобретенные знания, которые во многом передаются от родителей

Расскажите свою историю создания капитала, поиска работы, опыта накоплений. Это может вдохновить ребенка. Но не нужно сравнивать подростка с собой или с его ровесниками — так это не работает.

Карманные деньги

Сейчас большинство людей от 30-ти лет и старше не припомнят, чтобы им давали деньги на карманные расходы в детстве. Эта практика пришла к нам сравнительно недавно с запада. Мы учились обращаться с деньгами на своей собственной зарплате, что, согласитесь, достаточно больно бьет по кошельку. А вот своего ребенка можно начать учить финансовой грамоте уже чуть ли ни с пятилетнего возраста. Как? С помощью практики — выдавая ему карманные деньги. Однако, чтобы наличность не была вашему ребенку во вред, и тут есть свои нюансы.

Прежде всего вы должны понимать, что основная функция карманных денег — это не контроль и не указание того, что ребенок должен с ними делать, а возможность научиться. Пусть ваш отпрыск на своем опыте поймет, что такое когда денег не хватает, сам решит нужно ли ему откладывать и сколько ему потратить в зависимости от своих «хотелок» или потребностей.

Во сколько лет начать выдавать карманные — дело индивидуальное. Это зависит от готовности самого ребенка (от его развития), от индивидуальных особенностей семьи и условий проживания. В среднем в 6-7 лет малыш уже вполне готов к тому, чтобы получать и тратить наличные.

Сколько стоить давать, чтобы не навредить? Очень хорошо, когда карманные деньги равняются какому-то минимальному количеству, на которое ребенок может купить то, что он хочет. Сумма должна перекрывать, например, проезд и обед в школе, и «сверху» — оставаться еще какой-то минимум. Это вызовет у ребенка желание либо накапливать, либо думать, как заработать больше, чем дает мама с папой, чтобы позволить себе купить нечто подороже. Поэтому в каждой семье сумма выдаваемой наличности разная.

Главная идея карманных денег в том, что вы уменьшаете затраты на детские желания из своего кошелька. Нужно обязательно объяснить ребенку, что с этого момента он может покупать то, что он хочет, а вы будете покупать только необходимые ему вещи и подарки по праздникам. Теперь он достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свои «хотелки» и приобретать их самостоятельно, а родитель при этом прекращает на них тратиться.

Как часто давать карманные?

Желательно два раза в месяц, так же как взрослые получают зарплату. Если у ребенка закончились деньги раньше, то давать ему раньше не нужно, чтобы он понимал, что есть определенная сумма, которую он должен распределить на определенное с ним время. Сразу, конечно, все не получиться, нужно будет время, чтобы малыш пережил и принял новую «игру».

Как показывает практика, ребенок, получивший свои первые карманные деньги, тратит все до последней копейки в первый же день. А потом две недели он ничего из своей прихоти не может себе купить и ему, соответственно, ничего из этого не приобретают родители. Жестоко? Это бесценный опыт, наука, которую пусть он лучше переживет в 7-9 лет, чем во взрослой уже жизни.

Помните, карманными деньгами вы ни в коем случае не должны управлять поведением ребенка. Они — именно средство научить обращению с финансами. За хорошую или неважную учебу, за помощь или плохое поведение вы никак не должны поощрять или наказывать деньгами — давать больше или тем более лишать наличности совсем. Если вы хотите научить ребенка достойно себя вести, то карманные здесь совершенно не причем. Раз в год вы можете повышать сумму, но это по желанию. Никогда не поощряйте ребенка деньгами за то, что он должен делать по возрасту или за свои обязанности.

Рассмотрим как описанное выше работает в жизни. Например, вы пошли в магазин, и ребенок захотел мороженое. Вы говорите — у тебя есть деньги, иди покупай. Ребенок говорит — я потратил. Значит все, без мороженого. Или предложите ему купить лакомство сейчас, но потом выдать меньше средств. То же самое и с игрушками. Это не значит, что вы перестанете покупать ребенку игрушки. Конечно, вы будете делать ему подарки, но какие-то мелочи пусть он покупает себе сам. Отпрыск стал постарше — пусть приобретает на свои деньги одежду, которая ему нравится. Хочет сверхмодную майку, порванную во всех местах — пожалуйста. Но только за «свои», а не за ваши средства. Если вы делаете какую-то работу, за которую вам платят деньги, то привлекайте ребенка в качестве своего подмастерья и давайте ему соразмерный его труду процент. Но, помните, если вы даете чаду наличность, то с каждой выданной суммой вы уменьшаете затраты на него из своего кошелька.