Режим дня

Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир. Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.

Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания. Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум. Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.

У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа. Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений. В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.

Количество продуктов и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Физиологические изменения

  • Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
  • Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
  • У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
  • Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
  • Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.

Занятия для развития

Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение

После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.

Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.

Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.

Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.

Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.

Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.

Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.

Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.

Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.

Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.

Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».

Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.

Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.

Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.

На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.

При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.

О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Возможные отклонения в развитии

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:

  • не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
  • слабо держит голову;
  • не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
  • не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.

Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.

Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.

Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(
оценок; рейтинг статьи )

Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек?

Разница в развитии мальчиков и девочек прослеживается с самого рождения. Представители сильного пола появляются на свет с большей массой и длиной тела. Физически мальчики 5 месяцев более развиты. У них крепче мышцы. Они более активны. Острота слуха у мальчиков до 5-месячного возраста выше, чем у девочек.

При этом представительницы слабого пола являются более чувствительными к шуму. Тактильные ощущения у девочек развиты лучше.

Телесный дискомфорт они переживают острее. При этом девочки более ласковы и отзывчивы на поцелуи и объятия, чем мальчики. Для игр представительницам женского пола достаточно ограниченного пространства. Мальчикам же требуется больше площади для развлечений.

У девочек сильнее развивается левое полушарие головного мозга. Поэтому они лучше концентрируются на определенных предметах и являются более коммуникабельными. У мальчиков лучше развито правое полушарие. Благодаря этому они быстрее ориентируются в пространстве, у них хорошо развиты двигательные функции. Умения и навыки детей разных полов немного отличаются. Основные моменты приведены в таблице ниже.

Критерий сравнительного анализа Что умеет ребенок в 5 месяцев, мальчик Что умеет делать ребенок в 5 месяцев, девочка
Умения и навыки физического характера Многие ребята уже умеют сидеть у опоры. Они достаточно подвижны. Некоторые малышки в этом возрасте совершают первые попытки сидеть. Но девочек не рекомендуется присаживать раньше 6-7-месячного возраста. Это обусловлено слабостью их мускулатуры и костей. Раннее присаживание может пагубно повлиять на органы малого таза.
Речевые способности Общаются мальчики путем гуления. Произношение первых слогов. Гуление плавно переходит в лепетание. Кроха пытается имитировать речь взрослых.
Форма общения Мальчики предпочитают объятия. Малышкам очень нравится слушать голос матери.

Развивать ребенка, как мальчика, так и девочку надо всесторонне – помогать овладевать навыками и умениями через игру.

Нормы физического развития малыша

Под физическим развитием ребенка понимают увеличение его веса, длины тела, изменение окружности головы и груди. Масса тела детей во многом зависит от особенностей питания.

Третья часть малышей в пятимесячном возрасте уже начинает получать прикорм в виде фруктовых и овощных пюре, соков. При хорошей переносимости, матери включают в рацион грудничка каши.

Младенцы, в меню которых присутствуют злаковые культуры, набирают вес быстрее, чем те дети, которые питаются исключительно материнским молоком. Мальчики растут быстрее девочек. Груднички, находящиеся на искусственном типе вскармливания набирают больше веса, чем те, которые питаются грудным молоком. Это объясняется тем, что адаптированные смеси более питательные.

Тело пятимесячного мальчика становится более пропорциональным. О правильном физическом развитии говорит превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница может достигать 3 см. Это означает, что у малыша отсутствуют скрытые внутренние патологии, мозг функционирует нормально.

Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, быстрее набирают вес

Физическое развитие мальчика в 5 месяцев зависит от таких факторов:

  • срок появления на свет (недоношенные дети медленнее растут и набирают вес);
  • режим кормления и отдыха;
  • уровень активности.

Параметры тела (масса и длина) пятимесячных мальчиков в таблице:

Показатель Вес в килограммах Рост в сантиметрах
Очень низкий 5,3 59,6
Низкий 6,0 61,7
Ниже среднего 6,7 63,8
Средний 7,5 65,9
Выше среднего 8,4 68,0
Высокий 9,3 70,1
Очень высокий 10,4 72,2

Нормы окружности грудной клетки и головы для мальчиков 5 месяцев в таблице:

Показатель Значение
Окружность грудной клетки, см 41,2-45,0
Окружность головы, см 41,9-43,8

К пяти месяцам проходят кишечные колики, улучшается процесс пищеварения. Стул у мальчиков, получающих прикорм, более редкий и стабильный. У детей, которых кормят только грудным молоком, опорожнение кишечника происходит чаще.

У пятимесячного малыша улучшается качество зрения, слух. Усиливается работа слюнных желез. Это объясняется подготовкой организма к прорезыванию зубов.

Психическое развитие

В возрасте 1 год 5 месяцев ребенок еще не осознает себя, как личность, но он начинает отделять себя от всех других людей.

На этом этапе начинает формироваться понятие о нормах поведения. Поэтому в возрасте 17 месяцев лучше всего начинать объяснять ребенку, что можно, а чего нельзя. Формируется понятие запрета.

Малыш начинает понимать, что мир – это не хаос, а система. Все компоненты системы взаимосвязаны, и на них можно влиять. На этом возрастном этапе формируется мыслительная деятельность. Ребенок пытается понять основы мироздания. Он наблюдает за летающими бабочками, движущимся транспортом и в его голове создаются взаимосвязи.

Он очень любит подражать действиям взрослых, потому что уже не так сконцентрирован только на себе. По этой же причине он взаимодействует с взрослыми и другими детьми.

Взрослые могут выяснить предпочтения ребенка. Один малыш очень увлечен музыкой, другой очень активен в движениях, у третьего начинает быстрыми темпами развиваться речь. Так психологическое развитие на раннем этапе закладывает основы будущего.

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.

Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги. 

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места

Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма

Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.

Отхождение от норм

Все детки индивидуальны и могут не вписываться в общепринятые нормы. Но есть навыки, отсутствие которых в этом возрасте должно насторожить маму:

  1. Плохо держит головку.
  2. Не может совершать перевороты.
  3. Совсем не говорит.
  4. Не тянется к ярким предметам.
  5. Не проходит тест на слух.
  6. Не узнаёт родных людей.
  7. Не реагирует на своё имя.
  8. Не улыбается и не проявляет никаких эмоций.

Если у вашего ребёнка есть один или несколько признаков из этого списка, стоит обратиться к детскому доктору. Только опытный специалист сможет распознать причины и понять это отклонение или ваш малыш просто не спешит обретать новые умения.

Что умеет ребенок от 6 до 9 месяцев

  • может сидеть, садиться, ползать, пытается вставать на ножки;
  • в разговоре ясно прослеживаются слоги;
  • появляется интерес к взрослой еде, может хватать ее со стола;
  • начинает рассматривать картинки, фотографии, пытается по-своему двигаться под музыку;
  • может открывать низкие шкафчики и тумбы.

Еще один важный этап в развитии ребенка. Он активно начинает передвигаться в вертикальной плоскости. У большинства детей уже в это время появились зубки.

После 8 месяца оттачивается мелкая моторика, поэтому стоит позаботиться о ее развитии с помощью игрушек. К 9 месяцам с помощью поддержки взрослых может сделать первые неустойчивые шаги. Запас слов понемногу расширяется, запоминает слоги за взрослыми.

В этом возрасте появляется настороженное отношение к незнакомым людям.

Если говорить о питании, то нужно вводить прикорм постепенно. В сутки можно добавлять не более 1 нового продукта. Это позволит выявить, на что у ребенка может возникнуть аллергическая реакция.

С особым вниманием нужно подходить к выбору прорезывателей, так как прорезывание зубок может вызывать болезненные ощущения и стоит позаботиться об обезболивании.

С каждым месяцем становится тяжелее на 550-650 г, вырастает на пару сантиметров.

Предметно – манипулятивная деятельность

Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком возрасте – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, окружающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.

На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с действием. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен каждый предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.

Предметные развивающие игры

Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:

  • постройка башни из 3 – 5 кубиков;
  • нанизывание колечек на стержень в определенном порядке («Пирамидка»),
  • собирание матрешки;
  • нанизывание крупных бусин на шнурок;
  • игры с песком;
  • игры с водой;
  • различные сортировщики, в которых необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
  • пазлы из двух половинок;
  • игры с машинками и другим транспортом;
  • музыкальные молоточки, барабаны и прочие звучащие игрушки.

Продуктивная предметная деятельность

В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.

Если малыш уже знаком с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то рисовать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в возрасте одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое название, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.

В качестве инструментов можно использовать дополнительно:

  • краски,
  • штампы,
  • губку,
  • зубные щетки,
  • толстые палочки с намотанной на них ватой,
  • ватные диски.

ВНИМАНИЕ! Важно добиваться, чтобы малыш в этом возрасте учился рисовать «от локтя», а не «от плеча»

В жанре лепки юные скульпторы при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.

Конструирование предполагает строительство башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.

Зрение

Успешное освоение движений рук невозможно без улучшения зрения. На пятом месяце карапуз уже хорошо видит, различает основные цвета спектра, начинает пользоваться боковым зрением. Постепенно кроха учится определять расстояние до предмета и безошибочно хватать интересующий его предмет. Чтобы помочь малышу продолжить совершенствовать умения, предлагайте ему для игр яркие предметы и игрушки, продолжайте упражнения по развитию мышц глаз, показывайте мир, находящийся за пределами кроватки и коляски.

На пятом месяце жизни малыш формирует базу знаний. В этом процессе зрение играет важную роль. Если до этого момента вы не посетили окулиста, то постарайтесь сделать это в короткий срок.

Физическое развитие

Больше всего любая бабушка переживает о том, хорошо ли внуки покушали. И даже пятимесячный возраст не исключение для таких вопросов. Щечки ведь должны быть пухленькими и розовенькими, ножки и ручки в складочку, аппетит – звериным. Бабушек (то есть, ваших мам) можно понять – в свое время им задавали те же вопросы, и давали примерно те же советы. Ведь «размер» карапуза для них был и остается основным показателем, что у деточки все хорошо и ей всего хватает.

А какими должны быть параметры развития крохи на этом этапе жизни? Сколько должен весить полноценный ребенок в 5 месяцев? Что насчет параметров роста? Мы приведем список общепринятых норм из двух источников. На какой ориентироваться – решайте сами.

Итак, согласно данным, которые предоставляет нам отечественная педиатрия, у младенца должны быть следующие параметры:

  • вес от 5,9 до 8,3 килограммов;
  • рост от 60,8 до 67,7 сантиметров;
  • окружность головки от 40,3 до 44,6 сантиметров;
  • окружность груди от 40,3 до 45,7 сантиметров.

Согласно информации, которую предоставляет всемирная организация здравоохранения, эти границы несколько шире:

  • вес составляет 5,4-9,3 килограмма;
  • рост – 59,5-70,1 сантиметров;
  • окружность головы составляет 38,9-45 сантиметров.

Ориентируясь на такие замеры у грудничка, доктор может выявить наличие и отсутствие патологий, понять, чего не хватает малышу. Именно поэтому вас «меряют» каждый раз – в случае с детками лучше «перебдеть».

Знаете ли вы? Важно помнить, что каждый карапуз рождается с разным весом, соответственно, если родился совсем небольшой человечек, не стоит ожидать, что к пяти месяцам он догонит все нормы и показатели. Главное, чтобы прослеживалась положительная динамика набора веса и увеличения роста.

Занятия с ребёнком

Для того чтобы малыш развивался и учился делать всё то, что умеет взрослый, с ним надо постоянно заниматься. Делать это надо с помощью игрушек, поскольку дети очень любят игры и через них лучше запоминают, что делать. Очень помогают в развитии ребёнка специальные игровые наборы. К примеру, благодаря комплекту «Говорим с пелёнок» вы можете научить кроху формировать слоги из звуков, а затем и слова. Этот комплект научит вас правильно общаться, играть и разовьёт словарный запас карапуза.

Дети намного лучше запоминают иностранные слова. Поэтому можно уже начинать занятия тем же английским. В этом просто незаменимым будет набор «Skylark English for babies». Здесь по уровням разработана методика обучения английскому с пелёнок. И это будет совсем не скучно для карапуза. Благодаря ему, малыш запросто очень скоро научится и английским словам. А это ему точно понадобится в будущем.

Также стоит больше читать ребёнку. А чтобы чтение было максимально полезным, выбирайте поучительные сказки. Например, «Как воспитать ребёнка добрым» или «50 терапевтических сказок от 33 капризов». Это просто наборы сказок, которые понравятся ребёнку, и при постоянном повторении сформируют у малыша полезные привычки. В этом возрасте малыш будет учиться сидеть. Обязательно подкладывайте ему что-то мягкое, поскольку спина ещё не может выдержать этой нагрузки, и ребёнок в любой момент может упасть назад. Но если кроха не хочет садиться, не заставляйте его.

Тренировка спины для будущих нагрузок

Поскольку малыш уже совсем скоро начнёт ходить, его спину надо подготовить к нагрузкам. Для этого надо ежедневно делать ему массаж и проводить с ним гимнастические упражнения. Поглаживайте, растирайте, поколачивайте и пощипывайте крохе спинку, руки и ноги. Для укрепления мышц занимайтесь на фитболе. Кладите ребёнка на него животом вниз. Пускай он выпрямляет руки и ноги. А положив его на спину, придерживайте за ладошки и сажайте.

Мелкая моторика

5-месячному малышу очень важно развивать мелкую моторику. Для этого обязательно играйте с ним в пальчиковые игры, перекатывайте массажный шарик и собирайте сенсорные коробки

Укладывайте туда предметы разной формы, текстуры и цвета.

Общение и тактильный контакт

На пятом месяце жизни ребёнка очень важно с ним больше общаться. Ведь это основа развития крохи в любом возрасте

Постоянно комментируйте все действия, рассказывайте, что вы видите, называйте каждый предмет и показывайте, что вы с ним делаете. Конечно, ребёнок ещё не понимает все слова, но они обязательно отложатся на его подсознании. Обнимайте кроху и держите за ручки. Это укрепит связь между вами.

Музыка

Слух у детей развивается прекрасно. Они могут различать разные ритмы. А если на них наложить ритмичные стишки, то им будет легче разбирать слова. Малыши любят двигаться в такт музыке. И обожают, когда им поют колыбельные. Очень нравятся детям игры, где можно совмещать песни и движения. Поэтому они в восторге от игры в ладушки. Хотя пока ещё им будет трудно выполнять нужные действия, уже можно ему показывать эту игру.

Чтение книг

Самое время познакомить ребёнка с книгой. Она обязательно должна быть с множеством разных красочных картинок. Малыш их будет разглядывать, а вы в это время ему будете читать стишки и изучать с ним элементарные звуки. Он обязательно будет пытаться повторять за вами, а это прекрасно разовьёт его речь.

Новые открытия в движениях

В этом возрасте любимой позой для детей является положение «лежа на животике». Карапузы начинают часто поднимать и хорошо удерживать голову, пытаясь разглядеть все, что их окружает.Что же должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Малыш в 5 месяцев

Первые достижения

Удерживание головы в вертикальном положении, независимо от позиции грудничка. Формирующийся скелет и мышечный каркас позволяют уверенно держать шею и голову прямо, находясь на руках мамы и папы, или же в положении лежа на животе. Когда грудничка аккуратно приподнимают со спины за ручки, он уже не запрокидывает головку назад, а сохраняет ее на одной линии с шеей и позвоночником.

Присаживается. Пять месяцев – это слишком ранний срок, чтобы ребенок начал сидеть. В этом возрасте допускается подсаживание младенца на несколько минут, для выполнения с ним некоторых упражнений и наблюдения за двигательными умениями и навыками. Например, педиатры и невропатологи усаживают малыша на твердый коврик, поддерживая его за разведенные плечи. Затем аккуратно наклоняют малыша влево и вправо, наблюдая за головой. Если она не наклоняется вместе с корпусом, а держится ровно, то это большое достижение для пятимесячного малыша.

Усовершенствование связи между «глазами и руками». Еще в 4 месяца груднички начинают с уверенностью брать игрушку или любые другие предметы, которые находятся перед ними. В возрасте пяти месяцев этот навык можно совершенствовать и закреплять с помощью специальных упражнений. Вам потребуется яркая и небольшая игрушка, ее следует показать малышу

Первой его реакцией станет удивление, после чего он попробует сконцентрировать на ней свое внимание, а затем потянется к интересной вещи руками. Далеко не всегда младенцу удается захватить предмет руками, иногда он просто дотрагивается до него открытой ладошкой

Все эти движения осмысленны и скоординированы.

Чаще играйте со своим крохой

Еще несколько умений

  • Попытки распрямить ноги при опоре. Когда ребенка берут под мышки и ставят в вертикальное положение, он пытается встать на стопы и выпрямить ножки. Нормальное состояние, когда малыш встает на кончики пальцев, а не на всю стопу.
  • Ребенок в пять месяцев также может самостоятельно удерживать бутылочку, вытаскивать изо рта пустышку и засовывать ее обратно. Таким образом, у младенца происходит тренировка координации, и он закрепляет навыки действий по принципу «глаза-руки».

Как и прежде, грудничок активно интересуется лицами родителей. И если раньше он мог только смотреться и улыбаться в ответ на улыбку и ласковые слова, то теперь он пытается ладошками активно исследовать щеки, уши, глаза, нос и рот. Дети обожают, когда с ними играют, громко разговаривают, берут на ручки, гуляют с ними по квартире и даже просто щекочут. На все эти действия малыш может улыбаться, громко смеяться, выражая свое одобрение.

На данном этапе развития ребенку интересно все яркое

Физическое развитие

Скорость набора веса все еще достаточно высокая. На ближайшие 4 недели цель – 600 грамм. Рост увеличивается в среднем на 1-3 см. Голова подрастает на 1 см, а грудь — на 1,5 см. Малыш дорос до того возраста, когда обхват груди должен понемногу становиться больше обхвата головы.

Самые активные дети, рано научившиеся ползать и сидеть, к концу 6-го месяца жизни могут набирать чуть меньше установленной нормы. Это обусловлено возросшей растратой энергии, двигательной активностью. Если кроха медленно набирает вес, но при этом активно двигается, играет, ест с удовольствием, бодр и весел, то нет причин для беспокойств. На ежемесячном приеме у педиатра расскажите врачу о ваших достижениях.

Граничные показатели физического развития ребенка в 5-6 месяцев в зависимости от пола

Нижняя граница веса Верхняя граница веса Нижняя граница роста Верхняя граница роста Средняя окружность головы Средняя окружность груди
Мальчик 6.6 9.0 63 69 44 45
Девочка 6.3 8.3 62.5 69 43 43.5

Чтобы кроха крепким рос

Конечно, все знают, как важно для полноценного развития ребенка много гулять, правильно кушать, своевременно спать, закаляться. Большинство родителей 5-месячных карапузов уже знают, как делать все это правильно: проветривать комнату, устраивать воздушные ванны и обтирания, следить за гигиеной, делать гимнастику, массаж, соблюдать режим… Но есть несколько важных аспектов, на первый взгляд не касающихся непосредственно укрепления физического здоровья и правильного развития ребенка, которые, тем не менее, играют в этом немаловажную роль

Окружающая среда.

Если она вокруг ребенка сильно ограничена (кроваткой или манежем), это создает у него впечатление замкнутого пространства и притупляет желание исследовать все вокруг себя. Если же кроха большую часть бодрствования находится «на воле» (на полу), то физические навыки формируются быстрее и естественнее.

Лежание на животике.

Чем чаще малыш будет находиться в таком положении, тем быстрее укрепятся его ручки, спинка, пресс. Он будет приподниматься, чтобы рассматривать все вокруг, тянуться за игрушками, пытаться «доползти» до интересных предметов. А значит, быстрее освоит ползание, сидение, вставание, ходьбу.

Чтобы было интересно.

Любой навык осваивается быстрее, если у карапуза есть к этому стимул. Например, яркая игрушка. А если она еще и звуковая – это полезнее вдвойне, поскольку кроме природного любопытства тренирует восприятие предмета несколькими чувствами сразу (зрение, слух, моторика, тактильное восприятие).

Никакого одиночества!

Малышу в пять месяцев можно какое-то время играть самостоятельно, бесспорно. Но это не должно быть нормой. Большую часть своего времени он должен проводить в общении с мамой, в тесном контакте с ней (находясь на руках, обнимая, трогая, поглаживая, слушая, реагируя на ее действия, общаясь). Так не просто крепнет связь маленького человека с матерью, но и удовлетворяется одна из главнейших его потребностей – в чувстве спокойствия, стабильности, комфорта, защищенности. Находясь в такой атмосфере, карапуз развивается намного быстрее, чем «одиночки», которых мамам вечно некогда взять на ручки или «потискать» лишний раз.

Плацдарм для исследований.

Сейчас особенно важно, чтобы у грудничка была возможность полного освоения доступной территории. Все, что он видит или слышит, что просит у взрослых или к чему тянется сам – все это должно быть доступно ребенку

Пусть теребит яркие книжки с выпуклыми картинками (даже обслюнявит немного – не страшно), хватает мамину расческу или папин галстук, тискает полиэтиленовый пакет — это все его жизненный опыт.
Поэтому все, что потенциально опасно, нужно убрать из поля зрения ребенка еще до того, как он это увидел (бытовая химия, хрупкая стеклянная посуда, лекарства, режущие или очень мелкие предметы, электрические провода и т. д.). При этом малышу можно наглядно объяснить, что трогать, к примеру, горячий утюг — опасно, потому что будет «ай!». Это тоже первый важный жизненный опыт крохи. Невозможно вырастить полноценную личность, если растить ее в «тепличных» условиях, когда ничего не разрешается, потому что маме везде мерещится опасность.

Да, полноценное развитие ребенка – понятие куда более обширное, и процесс куда более сложный, чем просто «растить». Но ведь и результат будет совершенно другим. Если мы не дадим своему чаду всего, что нужно для его психоэмоционального, физического, речевого развития, для его дальнейшей адаптации в социуме – мы его вырастим. А если он получит все необходимое (а не только одежду и еду) – мы воспитаем полноценную личность. И работа эта начинается уже в раннем возрасте.

Моторика ребёнка

В пятимесячном возрасте у карапуза появляется всё больше новых навыков, он уже многому научился:

  1. Малыш самостоятельно держит голову, причём уже при любом положении тела. Делает это продолжительное время.
  2. Ребёнок научился с живота переворачиваться на спину. Родители могут помочь развить этот навык. Для этого, когда ваш малыш на животе, понадобиться поманить карапуза яркой, его любимой, игрушкой, заводя её за спину ребёнка. Малыш будет пытаться до неё дотянутся и перевернётся.

Будьте наблюдательны в этот период. Одна моя подруга не задумывалась над тем, что малыш уже с лёгкостью может переворачиваться, и пропустила момент, когда её дочка перекатилась к края дивана и упала. К счастью, всё обошлось без серьёзных осложнений (диван был низким), но ребёнок сильно испугался. «Что делать, если ребенок упал с кровати»

  1. Хватательный рефлекс малыша закрепляется. Теперь он целенаправленно хватает предметы и удерживает их в ручке.
  2. Научился сам держать бутылочку, чашку-непроливайку, высовывать пустышку и даже умеет засовывать её назад в ротик.
  3. Если ребёнка поставить вертикально на твёрдую поверхность (мама удерживает малыша под мышками), он будет «стоять» на носочках с выпрямленными коленками.
  4. Может совершать небольшие передвижения, опираясь на локтевые суставы, коленки ещё не задействованы. Вы можете стимулировать его перемещения. Ставьте перед ним любимую вещь или пусть он пытается добраться в мамины объятья.

Кормление ребенка

Хотя классические учебники и говорят, что первый прикорм при грудном вскармливании положено начинать с полугода, некоторые детки активно проявляют интерес к взрослой пище уже сейчас. Разумеется, основным источником еды все еще является мама, потому пренебрегать диетой при грудном вскармливании не стоит. Но педагогический прикорм уже вполне можно начинать.

В любом случае, малыш кушает все больше и больше. Но вопроса о том, как увеличить лактацию, у вас возникнуть не должно – ваша грудь пока еще будет производить столько молока, сколько нужно грудничку. А вот интервалы между кормлениями постепенно будут увеличиваться. Может, даже поспать ночью нормально выйдет.