Виды развивающих занятий
Сколько должен весить ребенок в 11 месяцев
Развивающие занятия условно можно разделить на следующие виды:
- Физические,
- Сенсорные,
- Познавательные,
- Речевые.
Игры для физического развития
Активные игры с 8 месячным ребенком приветствуются, так как в этом возрасте требуется хорошо овладеть движениями с изменением положения тела в пространстве: переворачиваться, садиться, ложиться, вставать, а также переступать, держась за опору.
В игровой форме следует стимулировать ползание. Можно прятать любимую игрушку на расстоянии полутора-двух метров от непоседы, накрыв ее платочком, или опуститься на колени и ползать вместе с карапузом, играя в догонялки.
Начиная с этого возраста, малышу нравится самостоятельно подниматься на ноги, придерживаясь за опору, или даже ходить, крепко хватаясь за пальцы взрослого.
Вскоре это приведет к первым самостоятельным шагам. Можно попробовать ускорить процесс освоения ходьбы в виде игр с 8 месячным малышом. Для этого два стула располагаются рядом на расстоянии шага ребенка. Яркую игрушку ставят на один из стульев. Кроха тянется за игрушкой и, придерживаясь, встает. В этот момент игрушка должна быть перемещена на соседний стул, это подтолкнет ребенка потянуться за ней и совершить шаг, перейти от стула к стулу практически без опоры.
Уверенное хождение невозможно без развитого вестибулярного аппарата. Именно он позволяет удерживать равновесие. Развить еще несовершенный детский вестибулярный аппарат помогут специальные игры с ребенком 8 месяцев:
- подбрасывание;
- раскачивание на качелях, руках или ноге;
- катание на фитболе.
Развивающие занятия для ребенка в 8 месяцев
Существуют методики, направленные на создание вокруг малыша условий, способствующих гармоничному развитию личности. Частью одной из таких методик являются игры развивашки, целью которых становятся развитие и совершенствование с течением времени мелкой моторики, мышления и воображения.
Приспособления для развития мелкой моторики:
- Сенсорные подушечки или мешочки, которые мама может сделать из лоскуточков ткани. В качестве наполнителей используются крупы, макаронные изделия, орехи. Лоскуточки можно сделать из разных на ощупь тканей: гладких или шершавых, что поможет развить тактильную чувствительность.
- Пластилин можно сделать в домашних условиях из муки и соли в равных пропорциях, разбавляя водой до нужной консистенции.
- Пуговки разных цветов, форм и рельефов, пришитые к ткани.
- Пальчиковые краски, способствующие также творческому развитию.
Дети в этом возрасте должны уметь выполнять «пинцетный» и «щипковый» захват пальчиками. Для тренировки используются ленточки или шнурки, а также игрушки небольшой величины или даже крошки со стола.
Познавательные занятия и игры с детьми 8 месяцев
Малыш познает мир вокруг него: открывает дверцы шкафов, интересуется содержимым ящиков, пробует игрушки на вкус, стаскивает покрывало с кровати, оценивает падение брошенного им предмета, прислушивается к звукам.
Понимание причинно-следственной связи приходит во время занятий с музыкальными инструментами или предметами, привязанными веревочкой, например, воздушный шарик: стоит дернуть за веревочку, шарик прилетит.
Родители учат младенца правильному обращению с предметами: надевать кольца обратно на стержень, закрывать открытую коробку, вновь строить разрушенную башню из кубиков. Подобная деятельность позволяет малышу разносторонне смотреть на предметы и учиться заниматься самостоятельно.
Малыш развивает тактильные ощущения
Развитие слухового внимания и речи
Взрослому необходимо чаще обращаться к ребенку, вовлекая его в диалог. Следует сопровождать свои действия простыми фразами, чтобы карапуз запоминал слова и учился понимать, какое действие от него требуется, или о каком предмете идет речь.
Малыш подражает взрослому, выполняя просьбы «дай», «покажи», «где».
В этом возрасте можно тренировать звукоподражание. Следует играть в бубен или звенеть колокольчиком, произнося при этом простые слоги.
Стоит обращать внимание младенца на звуки, которые можно услышать дома или на улице
Психическое и эмоциональное развитие
Процессы, происходящие в головном мозге ребенка на 11-ммесяце жизни, набирают обороты, не всегда малышу удается справиться с нагрузкой без негативных проявлений. Кризис первого года жизни возникает из-за разницы в физическом и психическом развитии. Кроха уже хорошо умеет проявлять свои эмоции и не стесняется это делать, поэтому понимая невозможность совершить то, или иное действие, он злится, кричит и плачет. Проявляется эмпатия, малыш может расплакаться, видя слезы другого ребенка, рассмеяться в ответ на ваш смех.
Набранный темп психологического развития побуждает ребенка ежедневно отправляться на поиски новой информации, копировать поведение взрослых, находить неизведанные предметы дома и на улице. Дома малыш чувствует себя в безопасности и это ощущение придает ему смелости в стремлении достать, потрогать и рассмотреть все, что находится выше его роста или спрятано в шкафу. Будьте внимательны к порывам крохи, постарайтесь обезопасить окружающее пространство заглушками для розеток, блокираторами и т. д, чтобы не прибегать все время к одергиванию и запретам.
Заметен прорыв в умственном развитии. Кроха уже знает много предметов и живых существ, понимает простые слова-обобщения, может отличить игрушки по форме. Понимание обращенной к ребенку речи расширяется, кроха начинает запоминать имена близких людей, безошибочно выполняет простые просьбы (подай, покажи, принеси), понимает и выполняет игровые задания (покатай машинку, покачай куклу). Если попросить чадо построить башенку, то он с удовольствием возьмется за кубики, услышав просьбы собрать игрушки – будет складывать их в предложенную коробку и т.д.
Чтобы психическое и эмоциональное развитие не сбавляло оборотов, хорошо в этот период позволять карапузу проявлять самостоятельность в действиях. Разрешайте малышу самостоятельно выполнять все те действия, которые ему под силу (пить из чашки, открывать коробки, собирать пирамидку).
Между 11 и 12 месяцами происходит формирование собственного «Я» ребенка. Малыш уже понимает, как его зовут и что он отдельный человек. На данном этапе взросления происходит зарождение самоощущения и доверия к окружающему миру. Чтобы кроха не боялся познавать новое, чувствовал себя комфортно, на рубеже 11 и 12 месяцев необходимо окружить его лаской и нежностью, говорить ему о своей любви и его индивидуальности. Теперь малыш остро чувствует иронию, обижается, если с его поведения смеются.
Насколько сильно малыш доверяет маме?
Мама – основной стимул для движения или остановки при опасности. Дети на 11-м месяце жизни эмоционально зависят от реакции матери на их поступки. Через ее эмоции и мимику, кроха понимает как необходимо себя вести, какие границы не стоит нарушать. Следует внимательно отнестись к своему поведению и настроению в этот период жизни малыша, стараться сохранять спокойствие и бодрый дух.
Опытные мамы знают, что через жесты, слова и мимику на 11-м месяце жизни легко показать крохе, что в квартире является опасным или запретным. При попытке подойти, потрогать или поиграть с нежелательным предметом мама голосом, лицом и жестами показывает свой испуг и говорит «опасно». Ориентируясь на мамино поведение, ребенок прекращает попытку изучить предмет.
Режим дня
В возрасте 1 года и 10 месяцев малыш спит около 12-14 часов, а в остальное время бодрствует и познает мир. Ночной отдых длится от 10 до 12 часов. Днем ребенок спит один раз в течение 1,5-2,5 часов. Просыпаются дети по-разному: одни утром встают раньше, другие дольше спят. Но нужно постепенно готовить малыша к посещению детского сада и будить в одно и то же время.
В таблице рассмотрен примерный режим:
Время | Действие |
8:00-8:30 | Пробуждение, утренняя гигиена, переодевание |
8:30-9:00 | Завтрак |
9:00-10:30 | Занятия дома |
10:30-10:45 | Сборы на прогулку |
10:45-12:30 | Прогулка |
12:30-13:00 | Переодевание, подготовка к обеду |
13:00-13:30 | Обед |
13:30-13:45 | Подготовка к дневному сну |
13:45-15:45 | Дневной отдых |
14:45-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:15 | Полдник |
16:15-17:00 | Занятия, игры дома, сборы на прогулку |
17:00-18:30 | Вечерняя прогулка |
18:30-19:00 | Переодевание, подготовка к ужину |
19:00-19:30 | Ужин |
19:30-20:30 | Общение, совместное времяпровождение |
20:30-21:00 | Подготовка к ночному отдыху |
21:00-8:00 | Ночной сон |
Этот распорядок примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учетом особенностей и потребностей конкретного ребенка.
Сон и бодрствование
В этом возрасте малыш все еще должен спать не менее 13-ти часов. Из этого времени 10–12 часов должно приходиться на ночной сон. Дневной сон малыша разбит на два равных периода — примерно по 1,5–2 часа каждый. Непосредственное время тихого часа для каждого малыша определяется индивидуально, соответственно общему распорядку. Промежутков времени, в которые малыш бодрствует, пока три и они продолжаются по 3–4 часа каждый, на них приходятся все игры, кормления и прочие мероприятия. Благодаря такому режиму дня ребенка у мамы тоже достаточно времени для отдыха и восстановления сил для других важных дел.
За время бодрствования осуществляются прогулки на свежем воздухе, развивающие игры и занятия, кормление, гимнастика, уход и массаж. Если на плановые занятия гимнастикой времени не хватает, необходимую физическую нагрузку ребенок вполне может получить, ползая длительное время по квартире.
Различие в развитии мальчиков и девочек
На 11-м месяце жизни между детьми разного пола начинают появляться явные отличия не только в весе и росте, но и психическом развитии. Мальчики в большей степени настроены на движение и изучение окружающего, девочки предпочитают общение, очень эмоциональны: чаще улыбаются и смеются, стремятся быть в центре внимания. Из-за этой разницы на 11-м месяце уже отчетливо видны отличия в развитии речи. Девочки больше произносят звуков, четче повторяют за взрослыми слова, быстрее осваивают простые формы общения. Мальчики более самостоятельны, больше времени проводят за играми, чем в попытках научиться говорить.
Отличия проявляются и в развитии моторики. Для мальчиков характерна более развитая крупная моторика, позволяющая быстро ползать и начинать ходить, девочкам – мелкая моторика, отвечающая за работу пальцев рук.
Как помочь заговорить?
Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.
Активная речевая среда вокруг него
Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т
д.
Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания. Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он?
Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.).
Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру).
Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.
Питание
На 11-м месяце жизни можно понемногу начинать приучать ребенка ко взрослому столу. Главным условием привлечения ребенка к взрослой пище является отсутствие в порции карапуза приправ и соли, жареных и сырых продуктов.
По-прежнему основной рацион ребенка желательно делать из супов, пюре, каш, творога, кефира, соков. Обычное нерастворимое печенье желательно перед едой размачивать в жидкости.
Кроха кушает 5 раз в день.1 утреннее и последнее кормление состоят из груди или смеси. Во второе кормление продолжается знакомство с новыми продуктами. 3-е и 4-е кормление состоят из знакомых блюд. Постепенно к 11-ти месяцам можно заменить утреннюю грудь или смесь на обычную еду, увеличить промежутки между кормлениями до 4-4,5 часов.
Можно потихоньку знакомить ребенка с ранее запрещенными фруктами и овощами, расширяя познания карапуза о еде. Под запретом остаются только шоколад, чай, кофе, мед и орехи. Продукты, вызывающие аллергическую реакцию, стоит исключить из рациона полностью до достижения ребенком 2-3 лет.
Первая обувь для малыша
Может, ребёнок ещё не ходит самостоятельно, но уже встаёт на ноги. Самое время задуматься о его первой обуви. Выбор серьёзный, учитывая, что ботинки или сандалии будут в значительной степени влиять на формирование стопы ребёнка и даже на его походку.
Какой должна быть первая обувь ребёнка?
- Подошва — гибкая, с небольшим «каблучком» (чтобы пятка малыша была чуть выше пальцев).
- Задник — жёсткий, хорошо удерживающий свою форму при сжатии.
- Передняя часть — довольно мягкая (чтобы сгибалась при ходьбе).
Обратите внимание и на материал обуви. Желательно, чтобы это была натуральная ткань, которая пропускает воздух
Это поможет избежать перегрева ног.
Физическое развитие
Скорость набора веса и роста продолжает снижаться. За 11-й месяц жизни большинство карапузов наберут около 300 г и вырастут на 1 см. Окружность головы и грудины может увеличиться на 1 см.
Граничные показатели норм развития детей 11-го месяца жизни в зависимости от пола
Нижняя граница веса | Верхняя граница веса | Нижняя граница роста | Верхняя граница роста | Средняя окружность головы | Средняя окружность грудины | |
Мальчик 10 мес. | 8,3 | 10,9 | 69,1 | 76,9 | 45 | 49,5 |
Мальчик 11 мес. | 8,6 | 11,2 | 71,3 | 78 | 46 | 50 |
Девочка 10 мес. | 7,9 | 10,1 | 69 | 75,3 | 44 | 48,5 |
Девочка 11 мес. | 8,3 | 10,5 | 70,1 | 76,5 | 45 | 49 |
Не все дети на 11-м месяце жизни наберут положенные 300 г. Часто заметив резкое снижение скорости набора веса, мамы начинают переживать, все ли они правильно делают. Если карапуз активен, подвижен, весел и общителен, то отсутствие прибавки веса на этом этапе норма. Все дело в высокой степени подвижности, кроха просто сжигает все полученные с едой калории.
Нервно-психические показатели и умения
Одиннадцатимесячный малыш играет в свои игрушки «по-взрослому»: он укачивает любимую куклу, кормит ее с ложки, он собирает пирамидку и складывает конструкции из кубиков, с удовольствием катает с папой машинку или мячик. Свои действия он часто сопровождает соответствующими звуками: катая машинку, говорит «би, би» или «ду, ду». Он совершает логические действия – если спрятать игрушку под подушкой у него на глазах, ребенок ее вытащит через несколько секунд.
ИНТЕРЕСНО: ребенок в год не собирает пирамидку: как научить малыша быстро складывать игрушку?
Лепет становится осмысленным. Дети говорят первые слова: «дай, мама, папа, баба». Показывая на собачку, говорят «ав, ав», на кошечку – «ма-а», то есть их слова являются указательными, характеризующими определенных существ и предметы. Если ребенок выучил какое-либо слово, он может обозначать им не только человека, но и связанные с человеком предметы или действия. Словом «мама» он определит мамино платье или туфли, а также купание в ванночке.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько месяцев ребенок обычно говорит первое слово?
В первое время бывает, что сказав какое-то слово, малыш его «забывает». На самом деле это не так – он просто утрачивает интерес к слову, которое уже одолел. Вскоре он станет повторять все слова, которые умеет говорить, поэтому тревожиться не надо.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что при нормальном развитии должен уметь ребенок в один год и четыре месяца?
Малыш уже может донести до взрослого свою мысль
Очень важно разговаривать с ребенком как можно больше, при этом не коверкая слова, не «сюсюкая» – благодаря этому малыш научится разговаривать быстрее. Читайте ему сказки и стихи, показывая картинки – малыш будет смотреть и сопоставлять определенные слова с изображением
В 11 месяцев ребенок общается не только с родителями и бабушкой, ему становятся интересны и другие люди. Поначалу он боится чужих, но в присутствии родителей начинает с ними общаться, также старается завести знакомства с другими детьми, приходящими к вам в гости. Это хороший признак, но обязательно следите за играющими детьми – они еще маленькие и многого не понимают. Дети могут поссориться из-за игрушки, кого-то из них могут заинтересовать глазки приятеля или его волосы. Только взрослый способен урегулировать такие ситуации.
Психическое развитие 11-месячного крохи
Продолжается формирование речевых навыков пополняется словарный запас, появляются в лексиконе короткие слова. Малыш все активнее пытается повторять услышанные звуки и слова взрослых. Ребенок умеет попросить еду или питье (например, «ам-ам»), озвучить голоса животных (например, «ав-ав).
Малыш понимает просьбы взрослых, может подать или взять нужный предмет, бросить игрушку. Слушая разговор взрослых, может повторять отдельные слоги или слова (например, «дай», «нет»), понимает и показывает покачиванием головы «да» и «нет».
Умеет хитрить, понимает, как привлечь внимание взрослых. Может начать хныкать, чтобы на него обратили внимание или взяли его на руки
Во время игры проявляет настойчивость в достижении цели. Например, долго и упорно складывает кубики один на другой или кладет мелкие предметы в большую емкость. Любит похвалу и реагирует на нее улыбкой.
Ребенок проявляет сообразительность при манипуляциях с предметами. Он может высыпать из большой коробки все предметы, чтобы найти нужную игрушку или мячом сбить другую игрушку.
Проявляется интерес к сюжетно-ролевым играм. Ребенок кормит или качает куклу или мягкую игрушку, прижимает ее к себе, чтобы пожалеть, причесывает ее, катает на машинке или в игрушечной коляске.
Тест на развитие детей в 11 месяцев
- Основные навыки ребенка – ползание на четвереньках, уверенное и самостоятельное сидение и твердое стояние у опоры.
- Проверка внимания ребенка проводится методом игры. Попробуйте несколько раз класть и вынимать игрушку в коробку и из коробки и закрывать ее крышкой. Сможет ли ребенок сообразить, что игрушка находится в закрытой коробке.
- Малыш должен знать назначение обычных бытовых предметов таких, как ложка, чашка, расческа, мочалка и уметь показать движениями, как ними нужно пользоваться.
- Ребенок должен уметь нанизывать колечки на стержень пирамидки, и ставить кубики один на другой (хотя бы 2-3 кубика).
- Малыш должен уметь выбрать по просьбе взрослых одну игрушку из большого количества предметов. Например, попросите его подать вам машинку или мячик. Хорошо даже если ребенок просто указывает пальчиком на нужный предмет.
Эмоционально-социальное развитие ребенка 11 месяца жизни
Знакомство с окружающими людьми
Малыш внимательно присматривается к действиям взрослых, начинает подражать некоторым из них. Проявляет заинтересованность жизненными ситуациями, связанными с развязкой близкими взрослыми разных нравственных коллизий. Заигрывает с приятными взрослыми, анализирует их реакцию на заигрывание.
Знакомство с собственным телом
Ребенок открывает для себя свой пуп, рассматривает его, ощупывает. Интерес вызывают половые органы: малыш внимательно рассматривает их во время мочеиспускания, время от времени подергивает их. Стучит себя по голове руками, игрушками, может стучать головой о твердые предметы, реагировать на свои ощущения плачем. По просьбе матери и других членов семьи охотно показывает на себе, на них, на кукле различные части тела. Гладит по головке себя, маму, папу.
Эмоции
Ребенок 11-ти месяцев активно проявляет разнообразные переживания, передает жизненные впечатления мимикой, жестами, действиями различной интенсивности, тональности голоса. Все ярче проявляет благосклонность к матери и отцу, всячески демонстрирует ее, радуется этому.
Все четче дает о себе знать мотивация достижения, малыш стремится добиться успеха, чувствует, довольны ли им взрослые, радуется одобрению “Молодец!”. Если ребенку что-то не нравится, кричит пронзительным голосом. Радуется, когда называют приятного ему человека, отсутствующего рядом с ним.
Социализация
Ребенок начинает провоцировать взрослых к определенным действиям и внимательно наблюдает за ними. Выделяет неприятные стороны поведения взрослых в конфликтных ситуациях, их отрицательные эмоции, перенимает, копирует мимику и жесты, не переживая при этом данные самые эмоции.
Общение
Существенно расширяется репертуар жестовый речи ребенка, растет его пассивный словарь. Малыш указывает пальцем на все, что его заинтересовало требует комментария взрослого человека. Все чаще присматривается к выполнению взрослыми норм цивилизованного общения. Развлекает и веселит родителей и членов семьи, получает от этого удовлетворение. Охотно играет с родными взрослыми, дифференцирует, с кем и чем именно хочет заниматься.
Задача развития 11 месячного ребенка:
– создавать благоприятные условия для становления элементарных форм самостоятельного поведения ребенка; – поддерживать его стремление в течение определенного времени заниматься самостоятельно;
–
развивать способность к подражанию, используя для этого сюжетные игры;
–
приучать ребенка быть приятным в общении с окружающими, одобрять попытки удержаться от плача и вопля в общественных местах;
–
стимулировать исследовательское поведение малыша, поддерживать его попытки использовать для этой цели предметы-подставки;
–
воспитывать у ребенка умение нежно касаться тела (собственного и других людей), знакомясь с различными его частями;
–
рассказывать ребенку все, что его заинтересовало в окружающей среде или в нем самом, сопереживать открытиям малышом нового.
Организация жизнедеятельности
Организуйте жизнедеятельность ребенка, ориентируясь на его возросшие возможности. Расширяйте степень свободы ребенка, проявляйте удовлетворенность тем, что он в течение определенного времени с интересом играет сам, одобряйте результативные предметные действия.
Проявляйте доброжелательность по отношению к ребенку, будьте внимательны к потребностям малыша, проявляйте любовь, показывайте, как его ценят. Такое отношение взрослых вызывает у малыша чувство привязанности, защищенности, доверия к взрослому.
Полноценному эмоционально-социальному развитию малыша способствовуют: четкое соблюдение матерью и отцом норм цивилизованного общения друг с другом и с ребенком, организация совместной с малышом предметно-практической деятельности, поддержка элементарных сюжетных игр.
Показатели эмоционально-соцального развития ребенка:
–
способен к самостоятельным кратковременным занятиям;
– наследует поведение взрослых;
– наблюдает за реакциями взрослых при разрешении ситуаций морального выбора;
– пытается веселить, смешить приятных взрослых;
– прибегает к жестовому общению;
– проявляет интерес к пище взрослых, к действиям родителей;
– переживает положительные эмоции при упоминании взрослым отсутствующего приятного человека.
Психоэмоциональное развитие в 10 месяцев
На лице малыша всё чётче отображаются самые разные эмоции — восторг, обида, досада. Конечно, эти навыки он ранее почерпнул из общения с родителями.
10-месячный ребёнок начинаем овладевать «взрослой» памятью. Он может запоминать лица и дифференцировать других людей от своего близкого окружения
В присутствии посторонних дети ведут себя более спокойно, чем ещё пару месяцев назад, — не плачут, с интересом рассматривают новое лицо или быстро переключают внимание на свои игрушки. А кто-то уже сейчас начинает проявлять стеснение при виде посторонних — прячется на плече у мамы
Но это пока даже не стеснение в чистом виде, а подсознательный страх перед незнакомцами.
В целом, у ребёнка в 10 месяцев сильно возрастает жажда взаимодействия с окружающими. Он расстраивается, если вдруг остаётся один в комнате, предпочитая играть рядом с родителями. И в этом возрасте дети только рады общаться со сверстниками
Появляется даже некая избирательность — ребёнок по одному ему понятным причинам может «выбрать» себе одного приятеля на детской площадке и общаться только с ним, не обращая внимание на других. И социализация ребёнка, как говорят специалисты, очень важна даже в таком возрасте
Скорее всего, грудничку понравится в детских игровых центрах, предназначенных для самых маленьких.
В 10 месяцев всё лучше работает практическое мышление. Ребёнок гораздо быстрее разбирается в работе «сложных» игрушек, без проблем открывает ящики столов и комодов.
И конечно, малыш уже знает названия многих предметов вокруг себя и способен выполнить «поручения» мамы — отрой рот, принеси мне мишку, найди шарик, погладь кошку. И многие дети в 10 месяцев начинают понимать обобщения. К примеру, если попросить ребёнка показать животных на картинке, то он ткнёт пальцем и в собаку, и кошку. А ведь ещё несколько недель назад эта просьба у малыша вызвала бы только недоумение.
Развитие речи
После года речь начинает развиваться очень быстро. Это в первую очередь связано с развитием психики, головного мозга и мелкой моторики. За первые три месяца 2-го года жизни количество используемых малышом слов и их облегченных форм может увеличиться до 30.
Речь продолжает развиваться в 2-х направлениях: понимание обращенной речи и активное словоупотребление.
Понимание речи у ребенка между 12 и 15 месяцами жизни отображается в действиях:
- выполнение простых действий с игрушкой по просьбе взрослого. Малыш возит машинку, укладывает куклу спать, открывает коробку;
- может выбрать среди ряда предложенных вещей или картинок одну, названую взрослым;
- различает предметы по форме (круглый, квадратный);
- правильно понимает простые глаголы, реагирует на просьбы отдать, отнести, закрыть и т. д.;
- знает значение слов-запретов (нет, нельзя);
- реагирует, безошибочно ориентируется в именах близких людей;
- знает, может показать на названные предметы быта, одежду, части тела;
- при прощании машет ручкой;
- может похлопать в ладоши по просьбе взрослого;
- имитирует звуки и характерные движения некоторых животных, техники;
- с удовольствием слушает, как ему читают сказку, может попросить жестами прочитать еще раз.
Активная речь в период между 12 и 15 месяцами преображается. Теперь карапуз может:
произнести до 15 полных слов и до 30 облегченных словесных форм;
облегченную форму слова (би-би, ав-ав) употребляет по просьбе взрослого показать на знакомый предмет или живое существо, по собственному желанию, пытаясь привлечь внимание взрослого;
сымитировать знакомый звук, попытаться повторить плачь, смех, кашель, голоса животных;
пытаться подпевать песне, используя услышанные слоги;
повторить простое слово вслед за взрослым или другим ребенком;
начинать слова со звуков «б», «г», «д» и «к»;
сказать «нет», усилив значение мимикой и жестами;
Следует отметить, что не все дети в этом возрасте выполняют все указанные действия. Развитие речи – процесс индивидуальный. Если к 15-ти месяцам ваш карапуз произносит всего одно слово, не нужно расстраиваться. Некоторые дети используют облегченный активный словарь достаточно долго, накапливая знания, а после, в один момент, начинают говорить целыми предложениями. Для начала активной фазы говорения, зоны мозга, ответственные за речь и необходимость в общении, должны созреть до определенного уровня. Чтобы помочь крохе в этом процессе:
- чаще разговаривайте с ним, рассказывая ему об окружающих предметах и действиях;
- читайте малышу книги и стихи;
- развивайте мелкую моторику карапуза;
- следите за сбалансированностью пищи, особенно за витаминами группы B и витамином D.
Если вас волнует один из аспектов развития речи вашего ребенка, то следует обратиться к участковому педиатру и неврологу за консультацией. В большинстве случаев волнение не имеет серьезных оснований, но лучше, чтобы об этом сказал вам специалист, оценив развитие конкретного малыша.