Симптомы

Если родители знают о причинах кризиса годовалого малыша, им будет проще понять своего ребенка и сделать переходный период менее травматичным как для себя, так и для малыша. В первую очередь первый возрастной кризис сопровождается гипобулическими реакциями.

Постоянные запреты или физическая недосягаемость до желаемого предмета порождает в ребенка самые негативные эмоции, такие как агрессия и истерика. Подобные вспышки характеризуются следующими симптомами:

  • негативная реакция на любые замечания, сопровождающаяся плачем и капризами;
  • непоследовательное поведение ребенка — как только он получит желаемую игрушку или предмет, тут же бросает ее на пол и требует другую;
  • нарушение режима и плохой сон;
  • желание все делать самостоятельно без помощи папы и мамы;
  • отказ от выполнения привычных действий — например, необходимость сесть на горшок, съесть кашу или почистить зубки теперь
  • вызывает негативные эмоции;
  • ребенок требует к себе повышенного внимания;
  • малыш капризничает по поводу и без такового;
  • возникает страх остаться без мамы.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:

Прежде чем заниматься домашним хозяйством после возвращения домой, маме рекомендуется уделить полчаса ребенку: поиграть с ним, поговорить, посадив к себе на колени. Затем можно вместе отправиться на кухню. Пока мама занята приготовлением ужина, ребенок с удовольствием посидит рядом с ней, наблюдая за ее действиями или играя кастрюлями.
Помочь ребенку смириться с тем, что маме некоторое время нужно побыть одной в ванной комнате, могут яркие картинки или фантики от конфет. Взяв с собой несколько таких картинок, мама может увлечь тревожного малыша интересной игрой: малыш с нетерпением ждет, когда из-под двери появится очередная яркая картинка. Если картинок под рукой нет, можно петь песни. Слыша голос мамы, малыш не будет переживать из-за того, что она исчезла.
Смириться с запретами ребенку будет легче, если родители будут предлагать альтернативные разрешенные действия. Например: «Книжку нельзя рвать. Ее можно листать и смотреть картинки», «Когда кота дергают за хвост, ему больно. Кота можно только гладить».
Стимулировать соблюдение режимных моментов помогут игрушки. Если ребенок не хочет чистить зубы, можно попросить плюшевого мишку показать, как он чистит зубки

Если перед сном девочка капризничает, можно обратить ее внимание на то, что кукла Катя уже спит, потому что она послушная.
Эффективным способом купирования вспышки негативных эмоций является переключение внимания малыша на что-то другое.

Кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет

Вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е. такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому. Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами. Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

И вот прошло еще немного времени и у вашего малыша все чаще в речи звучит: «Я сам!» У ребенка появляется желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Он становится упрямым и настойчивым, иногда требуя то, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Чем бы вы его не соблазняли, он не может отказаться от своего первоначального решения. Малыш требует, чтобы с его мнением считались. В три года ребенок впервые способен поступать вопреки своему собственному желанию. То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии. Такое поведение ребенка называют кризисом трех лет. Если в год ребенок отделяется от мамы физически, то суть кризиса трех лет – психологическое отделение от взрослого. Это значит, что ваш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и сам хочет принимать решения, куда пойти и что сделать.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. У 6-7 летнего ребенка возникает новая потребность узнать скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.

В период кризисов нелегко приходится как родителям, так и самому малышу. Профессиональные рекомендации детского психолога помогут родителям справиться с этими нелегкими периодами в жизни каждой семьи.

Адаптация к детскому саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).

Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

1-й вариант: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант: Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Любые родители хотят, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Обращение к детскому психологу перед поступлением ребенка в детский сад поможет вам максимально справиться с этой задачей. Специалист проведет диагностику готовности малыша, даст профессиональные рекомендации родителям, чтобы процесс привыкания ребенка к новым условиям был менее болезненным как для ребенка, так и для всей семьи.

Что чувствует кроха в период кризиса 1 года

В этот сложный период малютка хочет общаться и объяснить родителям, что ему нужно, но это ему не всегда удается. Карапуз становится капризным не из вредности характера, так он общается с вами всеми доступными для него методами. Плачет, когда ему чего-то не хочется, или же, наоборот, плачет, требуя желаемое.

Новорожденные малютки спокойно переносят купания, кушают, что им дают, и не капризничают при смене подгузника. Это происходит, потому что им все равно, какого цвета распашонка, и какую смесь кушать, они подвержены только базовым инстинктам и плачут, когда им больно, жарко, холодно и т. д. С взрослеющим карапузом дела обстоят по-другому. Родителям стоит вспомнить, что они сами чувствуют, когда нужно рано вставать на работу или идти в душ, когда очень устали, но все же нужно помыться. Мы боремся со своей ленью и знаем, что такое «надо». Малыши не могут и не хотят держать себя в руках. Поэтому при переодевании они визжат, им неприятно, когда мама надевает кофточку с тугой горловиной, или отказываются вылезать из ванной, ведь там интересно, и можно брызгаться водой.

Истерики не доставляют малышу никакого удовольствия, наоборот, они его изматывают, просто он не научился контролировать свое поведение и психологическое состояние. Поэтому, когда кроха кричит и бьется головой о пол, постарайтесь разобраться в причине такого поведения и не спешите его ругать. Эмоционально измотанный ребенок не воспримет мамино замечание, как должное, он будет плакать еще больше. Найдите компромисс с малышом, отвлеките его от той вещи, которую он хочет взять.

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество.
    Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Признаки кризиса

Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
Ребёнок постоянно требует внимания

Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Как вести себя родителям

Из всех живых существ, населяющих нашу планету, самым беспомощным при рождении оказывается человек. Только человеческий детёныш нуждается в родителях сильнее всех и в течение самого долгого периода времени. Всем своим поведением он сигнализирует о своих потребностях.

Но и родители должны уметь распознавать эти сигналы. Задача родителей заложить чувство безопасности и базовое доверие к миру. Благодаря доверию ребёнок будет чувствовать себя счастливым и защищенным, и только оно придаст ему уверенность.

Чтобы помочь новорожденному менее болезненно пройти кризис, можно придерживаться следующих рекомендаций:

 соблюдать комфортный температурный режим в комнате малыша;
 кормить малыша по требованию до сытости;
 разговаривать с ребёнком ласковым тоном во время кормления, купания и в процессе переодевания;
 окружить спокойствием, вниманием и теплотой;
 делать массаж и гимнастику;
 во время купания использовать какую-нибудь основу, чтобы малыш её чувствовал и не испытывал чувства незащищенности и тревоги;
 в дизайне комнаты новорожденного использовать светлые пастельные тона, яркие цвета добавлять очень дозировано и постепенно;
выстроить режим дня и соблюдать его.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

С чем связан кризис 1 года

Кризис 1 года у ребенка возрастная психология связывает с первыми шагами малыша. Когда карапуз начинает ходить, весь мир вокруг него меняется. Еще недавно у него было несовершенное зрение, он не мог ни стоять, ни сидеть. Его мозг работал совершенно по-другому и постепенно накапливал информацию об окружающем мире. Но карапуз научился сидеть, затем ползать, он понял, что мир вокруг многомерный, а не плоский, как казалось, лежа на кроватке. Осознание того, что каждый предмет особенный на ощупь, что он имеет определенный цвет, размер и свою функцию, заставляет нервную систему малыша напряженно работать. Новые умения в совокупности с активной мозговой деятельностью побуждают малыша общаться с родителями. Он хочет выразить свое недовольство или попросить какой-либо предмет. Малютка уже знает название некоторых вещей, понимает, что люди общаются с помощью речи, но сам пока не может говорить, и это его расстраивает.

Еще одной немаловажной причиной является желание все делать самостоятельно. Теперь, когда карапуз уже ходит на своих ножках, он хочет все делать сам

У него уже появились свои вкусы, он не хочет надевать кофточку, которую дает мама, отдавая предпочтение другой одежде. Кроха хочет самостоятельно питаться, и хоть он еще не умеет есть с ложечки, но уже старательно повторяет за взрослыми.

Помните, что копирование поведения взрослых – это естественный процесс. В раннем возрасте дети пытаются разговаривать по телефону, как мама с папой, а в подростковом им уже хочется курить, как мама с папой.

У карапуза на этой стадии появляется огромный интерес к окружающему миру, он норовит все потрогать и попробовать на вкус. Это ввергает родителей в шок. Малютка может взять папин молоток и постучать им по телевизору. Такими действиями ребенок не хочет причинить вред, он просто копирует поведение отца, для малыша нет принципиальной разницы между забиванием гвоздя и ударом по монитору.

Часто крохи хотят прикоснуться к горячему или острому. Помните, что взрослые люди не столько умные, сколько опытные, они много раз обжигались, падали, кололись иглами и, таким образом, накопили много информации об окружающем мире. Дети, росшие до года в тепличных условиях, совершенно не понимают, что есть опасные предметы. И такие слова, как горячее или колючее, не вызывает у них никаких эмоций, пока они не обожгутся и не уколются.

Что происходит с ребенком?

Каждый кризис для ребенка и его родителей наступает внезапно. Изменения начинаются в нервной системе крохи, что сопровождается освоением нового навыка. Так, например, на восьмой недели жизни у малыша появляется навык распознавания «узоров», что существенным образом сказывается на его поведении.

Именно эта способность позволяет малышу улучшить все то, что он умел делать раньше, помогает ему в постижении новых вещей

На практике это выливается в пристальное внимание ребенка к встречающимся на его пути «узорам» в парке из ветвей деревьев, например, или в комнате на закате, когда образуются причудливые игры теней

Как узнать о новой фазе?

Главным признаком скачка у детей станут продолжительные плаксивые периоды. Во время такого кризиса успокоить малыша крайне непросто, что становится для многих мам причиной волнения. Им кажется, что малыш заболел, чувствует дискомфорт, некоторые из них испытывают гнев и раздражение в ответ на «вредность» крохи. Дети, переживая очередной кризис, не желают слезать с рук мамы.

Первые изменения и их количество

Трудные периоды, во время которых малыш делает скачок в развитии, наступают у всех в одно и то же время. Их насчитывается восемь. Протекают они в первые 14 месяцев, причем первые три – в период до года. Сначала они короткие, затем становятся немного длиннее.

Чтобы правильно высчитать момент наступления первого кризиса, нужно понимать, родился ли малыш в срок, раньше или позже него. Так, например, если кроха появился на свет на 2 недели позже срока, то начинать отсчет нужно на эти же 2 недели раньше. Если кроха родился на 3 недели раньше срока, то начинать считать нужно будет на 3 недели позже. Эти отличия также лишний раз подтверждают, что кризисы имеют прямую связь с излучениями головного мозга.

Это не обойдет стороной ни одного ребенка

Календарь развития каждого ребенка в определенные моменты предусматривает кризисы — это понятно и от этого никуда не деться. Так запланировано природой. Дети становятся капризными и вредными независимо от того, какой характер они демонстрировали до этого.

Примечательно, что деткам с трудным характером пережить кризисы сложнее, чем малышам спокойным, с так называемым непроблемным нравом. Непросто будет и их мамам. От них потребуется еще больше выдержки и терпения. Малыш будет нуждаться в заботе и ласке, испытывает потребность узнать как можно больше нового. Не получится избежать и первых конфликтов с мамой.

Окончание кризисного состояния

Рано или поздно календарь развития малыша наладится и кризисы минуют. Кроха станет спокойнее и покладистее. Если за ним понаблюдать, то можно будет увидеть, что вместе с завершением кризисной волны появились и новые навыки. Ребенок не только стал вести себя адекватно, но и многому за это время научился. Налицо очередной скачок в развитии малыша до года.

Именно в этот период привычный мир детей переворачивается с ног на голову. Ему кажется, что все вокруг поменялось, но он не понимает, как именно. Дети боятся скачков не меньше родителей. Перемены кажутся им чем-то особенным. Они не знают, что делать, теряют аппетит, сон, стараются быть как можно ближе к человеку-гаранту своей безопасности — маме. Именно так и ведут себя малыши.

Новые способности — новые возможности

Каждый новый навык нужен ребенку для того, чтобы лучше изучать окружающий его мир. Ребенок учится использовать способности, которых раньше у него не было. Каждую из них уместно будет сравнить воротами в новый мир, которые они открывают.

Помощь в учении принимается

Если есть возможность помочь ребенку в освоении окружающего мира, то не стоит ей пренебрегать. Только родители смогут ему показать все то, что приведет к проявлению его личного потенциала. Не только ребенок готов устанавливать приоритеты. Вслед за ним могут открыть двери в мир и родители, черпая для себя в нем что-то новое, интересное, необычное.

Каждая мама и каждый папа уникальны так же, как и их ребенок

Поэтому именно взрослый может обратить внимание малыша на то, что сам он, возможно, пропустил бы мимо глаз и ушей. Именно мама или папа помогут крохе осваивать мир вокруг, деликатно обращая его внимание на то, что он пропустил

Таким образом учение будет проходить интереснее и быстрее.

Почему скачки роста называют кризисами?

Такой вопрос мне когда-то задал дедушка. Если и вам не по душе это слово, вы скоро ощутите, что иначе как кризисом подобный этап не назовешь. Малыши на самом деле — настоящие консерваторы. Поэтому каждое изменение внешних условий (смена часовых поясов, другой режим, перемена погоды, новое место) им дается нелегко. А изучение нового навыка вообще переворачивает все с ног на голову! Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на другой планете. Примерно так себя может чувствовать малыш во время скачка роста.

Через девять месяцев он уже попытается встать, сначала с помощью, а потом сам по себе, так как мышцы ног уже будут развиваться. Теперь он очарован самыми маленькими открытиями, которые он делает, и выведет самые разнообразные звуки, пока он даже не произнесет самое первое слово.

Общение очень важно и, хотя, казалось бы, общительное, возможно, есть моменты страха, когда не вокруг известного лица. Кроме того, первые зубы, которые будут «объявлены» обильным слюноотделом, начнутся воспаление десен, раздражительность и даже лихорадка. Чтобы облегчить боль, вы можете дать ему жидкость, основанную на ибупрофене, которая также оказывает противовоспалительное действие

Также в это время ребенок будет очень ценить холодные предметы, которые вы можете разрушить, например, холодную морковь или специальное силиконовое кольцо

Чтобы облегчить боль, вы можете дать ему жидкость, основанную на ибупрофене, которая также оказывает противовоспалительное действие. Также в это время ребенок будет очень ценить холодные предметы, которые вы можете разрушить, например, холодную морковь или специальное силиконовое кольцо.

Поэтому ребенок начинает показывать свое недовольство. Еще бы, ведь он только привык к своим ощущениям, к заведенному распорядку — и снова ничего не понятно. А еще ему очень тяжело — и физически, и психически. Каждый скачок роста несет в себе кардинальное изменение мировоззрения малыша. Тогда он начинает больше плакать, ныть, капризничать и хвататься за спасительную соломинку — за маму. Только она осталась неизменной, только она может помочь, утешить, приласкать. Именно поэтому во время кризисов ребенок постоянно просится на ручки, чем вызывает мамино негодование: «Как? Ведь он только научился сам играть/спать/ползать!». Что ж, придется потерпеть. Весь секрет в том, что с каждым таким скачком роста малыш совершает «откат», но лишь на время, чтобы потом удивить вас еще большей самостоятельностью. Два шага вперед — один назад.

Примерно в возрасте одного года маленький человек узнает свое имя и поймет, когда вы его назовете, или когда вы скажете ему не делать что-то. Через год ваш малыш сможет узнать вас издалека, когда он увидит вас, и сделает первые шаги в одиночку. Кроме того, пусть он исследует и не теряет терпения, когда пища является источником удовольствия для ребенка, который теперь учится есть в одиночестве. Чтобы практиковать это умение, попробуйте дать ему небольшие закуски, которые он может держать в руке, чередуясь с приготовлениями, которые включают использование ложки и не заставляют его есть, если он этого не хочет.

Да, это нелегкое время, как для ребенка, так и для родителей. Все, что нужно — немножко потерпеть. Скоро жизнь наладится! Но лишь на время…

Малыш с низким порогом чувствительности.

Еще хочется остановиться на детках, которых называют сверхчувствительными. Они рано переходят на один дневной сон, вместо двух, находясь более продолжительную часть времени в состоянии бодрствования. В дальнейшем они рано начнут говорить, не используя пассивный словарь, перейдя сразу к активному – что слышу, то и произношу. Они очень интенсивно прогрессируют в развитии, опережая своих сверстников.

Мамы и бабушки, конечно же, в восторге. Гордо рассказывают о том, как активно развивается их кроха – быстро сел, потом научился ходить раньше других . Это все признаки того, что малыш рожден с очень низким порогом чувствительности. К ним нужно быть крайне внимательными, более терпеливыми, особенно в моменты возрастных кризисов.

Позже, на каких- то этапах, ускоренное развитие остановится и сравняется со сверстниками. Только порог чувствительности останется прежним. Такие детки могут расстраиваться по любому незначительному поводу. Их могут раздражать определенные запахи, звуки. Спят они только в идеально созданных условиях.

К таким малышам надо относиться крайне осторожно, чтоб не наделать педагогических ошибок и не допустить в дальнейшем невроза. Итак, подведем итоги

Итак, подведем итоги.

На этапе возрастного кризиса ребенка мудрый родитель пересмотрит все имеющиеся правила в доме, отменит запреты, забудет слово «Нельзя» и расширит возможности крохи.

Чего делать нельзя

Для преодоления кризиса понадобиться много терпения и любви со стороны взрослых. Это бывает нелегко, но от поведения родителей на этом этапе зависит, какой личностью станет их малыш в будущем.

Поэтому есть ряд мер, которые категорически не рекомендуется использовать при воспитании малыша:

    1. Нельзя кричать на ребенка, обзывать его, унижать

Очень часто родители злятся и начинают кричать на ребенка. Это самый доступный метод влияния на ребенка, но самый не эффективный. Гнев не помогает решению проблемы, а только усугубляет ее. Ребенок при этом испытывает непонимание, страх, неприятие. Он не осознает, за что его ругают, а только замыкается в себе, не чувствует поддержки родителей, их любви.

  1. Применять физическое насилие
  2. Отбирать у малыша предмет, который он взял для игры, даже если он запрещен
    Постарайтесь поменять его на что-то другое, что заинтересует кроху. В будущем держите запрещенные вещи вне поля зрения ребенка.
  3. Потакать всем капризам ребенка
  4. Запретов должно быть мало, но они должны быть строго определены. Их нельзя нарушать. Это момент воспитания, его нельзя отменять. Поощрять ребенка за хорошие поступки, отвлекать от того, что нельзя, не ругать, но объяснять.
  5. Не оставлять ребенка расстроенным после ссоры

Он не должен думать, что мама его бросила, потому что он плохой.