Ребенок должен уметь есть без помощи взрослых

В каком возрасте пора вручать малышу ложку? Ответ на этот вопрос в каждом случае индивидуален и зависит от поведения конкретного ребенка. Обычно в возрасте одного года чадо само начинает требовать, чтобы ему дали столовый прибор. Сначала, конечно, каша будет размазываться и по столу, и по лицу – но очень быстро ребенок начнет отправлять ее в рот без промахов.

Ребенка в возрасте двух лет уже можно учить слегка наклоняться над тарелкой. Так будет меньше шансов запачкать одежду и стол.

Чтобы поскорее научить ребенка пользоваться бумажными салфетками, следует подать ему личный пример. Глядя на то, как управляются с салфеткой взрослые, малыш сообразит: вытирать с лица и рук остатки пищи салфеткой намного удобнее, чем одеждой. Конечно же, стопка салфеток всегда должна находиться в пределах досягаемости ребенка.

Для приема пищи у малыша должен быть собственный столик и стульчик, чьи размеры соответствуют его росту. Основные требования, предъявляемые при этом к посуде – это удобство и безопасность. Ложки должны быть небольшими, тарелки – устойчивыми, а ручки чашек – приспособленными для детских пальчиков.

С самого нежного возраста малыш должен участвовать в сервировке стола. Ему можно поручить расстановку тарелок, раскладку салфеток и столовых приборов. В детском саду ему придется периодически дежурить по столовой, помогая нянечке – там-то и пригодится приобретенный дома навык.

Впрочем, за общий семейный стол малыша тоже можно периодически усаживать. В результате у него улучшится аппетит и появится желание есть, как взрослые – то есть самостоятельно.

Что должен уметь ребенок при поступлении в школу?

Если с точки зрения психофизиологии ваш ребенок уже готов отправиться покорять новые знания в первом классе, нужно уделить внимание его интеллектуальному развитию, проработав набор базовых знаний и умений. Конечно, требования имеют прямую зависимость от школы и конкретного учителя, однако можно сформулировать перечень, типичный для большинства школ:

первоклашка должен помнить свое имя, отчество и фамилию, а также идентифицировать себя по ним;
ребенок должен знать, как зовут маму, папу и чем они занимаются;
малыш обязан без труда вспоминать адрес проживания и номер телефона (сгодится домашний или мобильный одного из родителей);
он должен суметь правильно назвать страну проживания, город, а также некоторые другие государства и города;
важно, чтобы первоклассник разбирался в одежде и обуви, а также понимал основные отличия между их разными видами — например, мог отличать кроссовки от ботиночек, а кепку от панамки;
ребенок должен без труда перечислять или идентифицировать по изображениям животных, рыб, насекомых, птиц, цветы, деревья, плоды и т.д., а также выбирать из списка домашнюю живность и дикую фауну;
малышу стоит ориентироваться во временах года, знать, на какие части делятся сутки, помнить названия и порядок дней недели;
желательно, чтобы ребенок мог рассказать о погоде и явлениях, встречающихся в природе;
будущий первоклассник должен ориентироваться в оттенках базовой палитры;
ему нужно объяснить разницу направлений – право, лево, вперед, назад;
ребенок должен быть в состоянии перечислить виды спорта, а также названия и особенности профессий;
важно, чтобы малыш понимал основные правила движения на дороге, предназначенные для пешеходов, и умел трактовать сигналы светофора;
следует позаботиться о том, чтобы он помнил названия любимых сказок и их авторов;
ребенок должен уметь управляться с ножницами и вырезать контуры фигур;
ему следует ориентироваться в основных праздниках;
ребенок должен быть готов рассказать о своих хобби и любимых занятиях;
он обязан сформулировать ответ на вопрос, если на собеседовании спросят, для чего он собирается идти в школу.

Базовые навыки и умения интеллектуального характера:

  • навык решения простых задачек на логику и отгадывание загадок;
  • умение определить, какой предмет лишний, и пояснить причины отбраковки;
  • умение прибавить к группе предметов тот, которого в ней не хватает;
  • понимание схожих и отличительных признаков разных предметов, по которым их можно выделить или сгруппировать;
  • умение восстанавливать последовательный и логичный ход событий.

Проверка развития речи, внимания и памяти:

  • ребенка попросят найти отличия в двух картинках, одинаковых на первый взгляд;
  • малышу предложат скопировать схематичный рисунок или узорные линии;
  • будущему первокласснику предъявят картинку, а затем попросят описать ее, не глядя на изображение, или составить по ней небольшой рассказ;
  • ребенок должен суметь воспроизвести короткое предложение после прослушивания;
  • малыш должен продемонстрировать умение читать по памяти кроткие стишки или пересказывать сюжет сказки.

Основные знания в области математики:

  • счет в пределах от 1 до 10 и обратно, а также простые действия с числами в пределах десятка;
  • понимание понятий «больше», «меньше», «равно»;
  • перечисление, изображение и узнавание простых фигур из геометрии;
  • умение провести сравнение фигур по параметрам длины, высоты или ширины;
  • навык деления предметов на несколько равных частей.

Базовые навыки чтения:

  • умение отличать гласные и согласные буквы;
  • умений найти в предложенном слове определенную букву;
  • умение подобрать слово, которое начинается на предложенную букву;
  • навык деления слов по слогам;
  • умение прочесть небольшой фрагмент текста из нескольких предложений (хотя бы читая слова по слогам);
  • чтение небольших предложений и пояснение смысла прочитанной информации.

Необходимые навыки письма:

  • способность удерживать в руках ручку (карандаш);
  • умение провести непрерывную волнистую или ровную линию;
  • навык обводки изображения по контуру (без отрыва руки от листа);
  • способность зарисовывать клеточки;
  • умение писать самые простые слова типа «кот», «мама», «дом»;
  • готовность переписывать слова и простые предложения по примеру;
  • проверка пространственного мышления – дорисовка изображения, в котором есть только одна половина;
  • умение копировать предложенные на рисунке геометрические фигуры;
  • навык аккуратного закрашивания рисунков без выхода за их границы.

С помощью развивающих игр надо закреплять навыки самостоятельности

Если полезные навыки преподносить в увлекательной игровой форме, их будет легче усвоить. Это правило актуально абсолютно для всех режимных моментов.

Пока малыш собирается на прогулку, можно зачитывать ему короткие забавные стишки, в которых обыгрываются все фазы одевания и обувания. Это поднимает ребенку настроение и стимулирует его желание без помощи взрослых справиться с непростым, но чрезвычайно важным заданием.

Мытье рук – процесс достаточно скучный, но и его можно превратить в веселый и приятный ритуал. Потешный стишок напомнит о том, что рукава надо предварительно закатать.

Стихотворная строфа задаст ритм, под который будет удобно не просто вымыть ручки до блеска, но и похлопать потом в ладоши, хвастаясь их безупречной чистотой.

Чтобы закрепить приобретенные навыки, рекомендуется повторить их в процессе ролевой игры. Пусть ребенок учит куклу, как правильно умываться и мыть руки после возвращения с улицы, как пользоваться ложкой и вилкой, а по завершению еды – салфеткой. Кукольная одежда тоже должна участвовать в игре.

Перед “тихим часом” кукла должна раздеться и повесить свое платье на спинку стула – а затем снова одеться и пойти гулять. Усвоенные таким образом навыки окажутся весьма не лишними в садике, где малыш сможет воспроизвести эту игру.

Мама может самостоятельно изготовить для малыша “тренажер”, который поможет ему развивать мелкую моторику. На плотный суконный задник следует пришить застежки разных типов: ленты, молнии, пуговицы и петли, кнопки и крючки, ремни с пряжками, липучки. В процессе их завязывания и развязывания, застегивания и расстегивания ребенок натренирует свои пока еще неумелые пальчики и освоит навыки, которые обязательно пригодятся ему в самостоятельном одевании. Подобные развивающие доски, кстати, известны под названием “бизиборд”.

Даже если ваш малыш вполне самостоятелен и легко идет на контакт, к новой обстановке привыкать будет в любом случае нелегко. Поэтому на первых порах посещения садика он будет нуждаться в повышенной заботе и нежности со стороны своей семьи.

Умение делиться и обмениваться игрушками

Чтобы обучение в детском саду приносило плоды, ребёнок должен научиться слушать. В какой-то мере посещение кукольных театров и домашние инсценировки спектаклей могут посодействовать развитию этого умения. Однако не стоит забывать, что в таких сценках дети большей частью воспринимают происходящее визуально.

Большая часть родителей старается привить детям навык делиться ещё с годовалого возраста. В это время как будто всё идёт гладко, дети охотно дают поиграть свою куклу или танк другому ребёнку. Начиная с двух лет, когда к малышам приходит осознание личной принадлежности, они всё чаще проявляют жадность. Просто дети ещё не понимают, что вещь, отданная на время, будет им возвращена, страх не получить её обратно мешает им проявлять щедрость.

Иногда родителям кажется, что их попытки научить ребёнка делиться или меняться с другими ни к чему не приводят, но не сдавайтесь. Со временем малыши обретут этот навык, а помогут им в этом сказки про жадных детишек, а также про игрушки, которые возвращаются к своему хозяину

Поощряйте сына или дочь меняться с другими ребятишками вещами, обращая внимание на то, что, отдав свою игрушку, малыш получает взамен другую. Учите, что потом нужно вернуть игрушку хозяину, а свою взять обратно

Без навыка делиться и обмениваться вещами в детском саду не обойтись.

Как развивать грудничка дома?

Чтобы ребенок овладевал полезными навыками своевременно, родителям нужно ему в этом помогать. Для этого необходимо проводить специальные занятия

Важно развивать младенца всесторонне

Особое внимание стоит обратить на совершенствование мелкой моторики, слуха и зрения, речи, физического состояния. Проводить уроки известный педиатр, Комаровский, рекомендует в игровой форме

Физическое развитие

Необходимо заняться укреплением мышц крохи. Для этого можно проводить специальную гимнастику, массаж. Хороший результат дает плавание.

Полезные упражнения приведены ниже:

  • «велосипед». Положить малыша на спину. Взять его за голени и начать поочередно сгибать-разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Упражнение способствует укреплению мускулатуры ног, развитию тазобедренных суставов;
  • «кругом взмах». Положить кроху на спину. Протянуть руки, чтобы он ухватился за большие пальцы. Аккуратно развести верхние конечности малыша в стороны, затем поднять их вверх и вытянуть вперед. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мускулатуру, суставы рук;
  • «самолет». Положить ребенка на живот. Пятками упереть его в свою грудь. Поддерживая подмышками, поднять кроху. Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, спины, шеи, а также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.

Эффективны для физического развития занятия на фитболе. Кроху нужно положить на мяч животом. Придерживая, начать раскачивать вперед-назад, вправо-влево. Выполнить круговые движения. Положить малыша спиной на фитбол и повторить комплекс сначала.

Мелкая моторика

Чем лучше ребенок владеет пальцами рук, тем точнее у него получается выполнять различные движения. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует становлению речи.

Гипертонус рук у детей 4 месяцев уже прошел. Поэтому полезно задействовать верхние конечности в обучающих и развивающих занятиях. Рекомендованы для грудничков пальчиковые игры.

Это известные всем «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона». Также полезен для детей четырехмесячного возраста массаж рук. Его выполняют аккуратно, чтобы не вызвать боль.

Рекомендованы следующие техники: поглаживание, растирание, разминание. Воздействие должно оказываться на фаланги пальцев, основание ладони. Разминая ручки, стоит проговаривать потешки. Можно вкладывать в ладони ребенка маленькие игрушки.

Зрение и слух

Для развития слуха следует приобрести для крохи пищалки, колокольчики, погремушки, музыкальные карусели. Также рекомендуется включать музыку.

Педиатры отмечают благотворное воздействие классических произведений на органы слуха, нервную и психоэмоциональную системы ребенка. Нужно стимулировать малыша находить источник звука. Это можно делать при помощи веселой игры.

Надо взять игрушку-пищалку и начать издавать ею звуки с разных сторон от крохи. Ребенок должен поворачивать голову. Стоит больше общаться с грудничком, меняя интонацию в голосе.

Для совершенствования зрения следует приобрести для крохи игрушки разных цветов. Нужно взять яркий предмет и водить его медленно вправо-влево, вверх-вниз перед ребенком. Грудничок должен следить за перемещающейся игрушкой. Можно организовать для малыша  кукольный спектакль.

Стоит показывать ребенку фотографии, яркие картинки. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки разных цветов. Во время бодрствования малыш будет их изучать.

Развитие речи

В разговоре требуется использовать простые слова. Н

Стоит менять интонацию. Полезно петь малышу детские песни, читать сказки, рассказывать короткие стихи и потешки. Также родителям нужно комментировать все режимные действия в отношении ребенка (купание, кормление, умывание).

Рекомендуется показывать крохе картинки и говорить, что на них изображено. Это поспособствует формированию пассивного словарного запаса. Если семья является билингвальная, то при ребенке требуется говорить на одном языке. В противном случае возможна задержка речевого развития. Также не стоит забывать о совершенствовании мелкой моторики: проведении пальчиковых игр и массажа. Полезно научить малыша игре «Ладушки».

Идеальный возраст

Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.

  • До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
  • В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
  • В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
  • В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
  • К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.

Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.

Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.

Какие навыки самообслуживания потребуются для детского сада

К трем годам, возрасту, когда основная часть детей уже готова к посещению детского садика, родители и сами стараются обеспечить наличие у малыша необходимых навыков:

  • надевать и снимать с себя одежду без помощи взрослых;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • самостоятельно умываться, причесываться, чистить зубы.

С самого раннего возраста детям уже нравится проявлять самостоятельность. Начиная ходить, они уже пытаются обойтись без помощи взрослых, в том числе снимая или надевая на себя одежду, носки и обувь. Поощряйте подобные попытки, облегчая ребенку задачу, используя удобную одежду и обувь с минимальным количеством пуговиц, на молниях, липучках и резинках, которую можно легко снять и надеть.

Научите его узнавать свои вещи и заботиться о том, чтобы они выглядели аккуратными и чистыми. Объясняйте, что верхнюю одежду необходимо вешать в специальный шкаф или на вешалку, а нижнюю – аккуратно складывать на стул или вешать на его спинку. Даже трехлетнего малыша можно научить чистить обувь, протирать ее специальной тряпочкой от пыли и грязи. Конечно, в большинстве случаев его обувь придется перемывать, но чем раньше вы начнете учить ребенка опрятности, тем легче ему будет в детском садике.

Пользоваться столовыми приборами, ложкой и вилкой, самостоятельно пить из чашки дети начинают после года. В этот период нужно постепенно отказываться от использования бутылочек с сосками, специальных кружек с крышками для малышей. К тому времени, когда ваш ребенок пойдет в детский садик, эти навыки пользования «взрослыми» столовыми приборами, хоть и меньшего размера, у него уже должны быть хорошо развиты, если вы не хотите, чтобы ваш малыш оставался голодным. Купите ему специальный детский сервиз, ложку и вилку, приучайте сразу правильно держать их во время еды.

Обучая его есть самостоятельно, пресекайте попытки превратить процесс в игру. Не стоит развлекать его, пытаясь накормить «до отвала», в детском саду воспитатели не будут поощрять такой подход. Учите малыша есть аккуратно, стараясь не проливать ничего ни на одежду, ни на стол. Научите его пользоваться салфетками.

Родителям также следует позаботиться о режиме питания малыша. Выбирать блюда в садике у него возможности не будет. Поэтому научите его есть то, что предложено. Объясните, что для игр и занятий ему потребуется много сил, а для этого нужно хорошо кушать. 

Одним из самых необходимых навыков является умение самостоятельно ходить в туалет. Подгузники, конечно, удобная вещь, но после двух лет ребенка следует приучать к горшку или унитазу со специальным сиденьем. В детском саду он сможет пользоваться тем горшком, к которому привык дома, воспитатели против не будут. Научите его аккуратно пользоваться туалетной бумагой, самостоятельно снимать и надевать трусики и колготки.

Гигиенические навыки также прививаются малышу перед детским садом. Одна из особенно важных привычек – мытье рук. Делать это необходимо не только перед каждым приемом пищи, но и после прогулок и игр. Научите его закатывать рукава, чтобы в детском саду он после каждого умывания не ходил с мокрыми рукавами. С чисткой зубов дело будет посложнее – не всем маленьким детям нравится это процесс. Поэтому обеспечьте ребенка мягкой зубной щеткой и пастой, приятной на вкус.

Также ребёнок должен выучить, как его зовут и домашний адрес

Но всё же нужно понимать, что недостатки в запасе детских знаний – это вина только родителей. Обвинять воспитателей детского сада бессмысленно, так как только родственники несут ответственность за воспитание детей.

Нужно учить ребёнка логически думать, развивать память, мышление. Педагоги говорят, что многие дети 6 лет, идущие в школу раньше положенного срока, имеют багаж знаний больше своих сверстников. Это происходит в тех семьях где с детьми занимаются мамы и папы. Они, ещё будучи дошкольниками, получают образование в музыкальных и воскресных школах.

В области математики детки должны уметь:

  • проводить количественный и порядковый счёт до 20, начиная и заканчивая любым числом;
  • различать геометрические фигуры;
  • различать предметы по размеру, цвету, форме;
  • объединять предметы или раскладывать их по какому-либо признаку;
  • решать простые задачи;

Чтение:

  • понимать разницу между буквой и звуком;
  • различать гласные и согласные;
  • находить интересующую букву в слове и определить местонахождение (вначале слова, в конце, в середине);
  • уметь раз делить слово по слогам;
  • читать несложные предложения.

Письмо:

  • правильно держать карандаш;
  • владеть ручкой;
  • обводить по контуру без отрыва руки;
  • раскрашивать;
  • штриховать;
  • рисовать по клеточкам.

Внимание, память:

  • находить до 15 отличий по картинкам;
  • копировать простые рисунки;
  • запоминать до 10 слов и повторять их;
  • запоминать короткие предложения;
  • писать графические диктанты (три клетки вверх, две направо…);

Интеллектуальное развитие:

  • находить лишний предмет на картинке и объяснять свой выбор;
  • называть схожесть и различие предметов;
  • по картинке восстанавливать хронологию событий (что было вначале, потом);

Речь:

  • грамотно строить предложения;
  • пересказывать историю;
  • читать стихи;
  • правильно формулировать и задавать вопросы;
  • составлять по картинкам рассказ;

Общий кругозор:

  • знать времена года (какой сейчас сезон, признаки, использованные для определения);
  • перечислять месяцы и соотносить их со временем года;
  • определять дни недели время суток;
  • узнавать животных (домашних, диких);
  • различать транспорт;
  • понимать специфику различных профессий.

Как видно из вышеперечисленного, у ребёнка, заканчивающего детский сад, должен быть достаточно широкий кругозор

Также очень важно в вопросе адаптации ребёнка к школьной жизни, правильно привить умение общаться со сверстниками, с учителями, высиживать на уроке, слушать и понимать педагога, выполнять элементарные требования. Задача родителей и воспитателей помочь маленькой личности идти по такой непростой и интересной дороге, как получение знаний и нового опыта

Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и «чужими» взрослыми

Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.

Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.

В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.

В 4 года ребенок уже должен иметь представление:

  • о том, что нельзя причинять боль, обижать;
  • необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
  • нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.

Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».

С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:

  • проявлять уважение, говорить «вы»;
  • проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
  • соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.

Так чему же все-таки учат в детском саду?

Оказывается, на сегодняшний день в сфере образования работает программа развития детей старшего дошкольного возраста «Уверенный старт», которая была утверждена в 2010 году. Практикуется она чуть больше двух лет и разработана до 2017 года. Основной акцент в ней делается на игровую деятельность, а также на личностное развитие детей.

Сама программа рассчитана на детей, начиная с пятилетнего возраста, причем независимо от того, где они находятся – в детском саду или же дома – она предусматривает несколько различных направлений, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка – физическое, познавательное, художественно-эстетическое и эмоционально-личностное.

Физическое развитие предполагает не только прыгучесть малыша, его выносливость, ловкость и способность выполнять упражнения, но еще и определенные знания в этой области. Ребенок должен знать и понимать, что такое здоровый образ жизни, правильное питание, уметь вести себя в экстремальных ситуациях – вызвать экстренные службы спасения. Ко всему прочему его необходимо научить самостоятельно себя обслуживать, владеть основными гигиеническими навыками.

Познавательное развитие включает в себя знания из области природоведения, окружающего мира, правовой культуры – ребенок должен иметь представление о том, что такое закон и почему его нельзя нарушать, знать и понимать нормы морали, говоря простым языком, – различать, «что такое хорошо и что такое плохо». Добавим сюда социальные знания (понятия «семья», «близкие», «детсад», «школа»), географические понятия («мой город», «моя страна», «моя улица»).

Логико-математическое развитие предусматривает решение исключительно простейших примеров, где необходимость мыслить выступает на первый план. Всем хорошо известен пример из доброй сказки про Буратино, когда Мальвина спрашивает о количестве яблок, оставшемся у деревянного героя после того, как он поделился с другом. Так вот именно такие задания и будут разбирать воспитатели с детьми в детском саду.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя умение слушать музыку, воспринимать художественные произведения и получать от этого удовольствие, лепить, рисовать, клеить, делать простые поделки, используя и бумагу, и природный материал. Умение петь, сопереживать героям произведений, правильно выражать свои эмоции и знать, что такое театр.

Основной формой развития ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность, и перед поступлением в первый класс он должен уметь ориентироваться в разных видах игр, отображать свои представления об окружающем мире в игре, вносить изменения в уже знакомые ему игры, используя при этом различные предметы, игрушки в соответствии с тематикой развлечения, а также передавать особенности взятой на себя роли, следовать правилам игры и, конечно же, отдавать предпочтение определенной забаве.

Помимо критериев игровой деятельности, для дошколят предусмотрены и показатели трудовой. Это представление о различных видах работы взрослых: умение придерживаться определенной последовательности действий в процессе работы, применять трудовые навыки в жизненных ситуациях, умение самостоятельно одеваться и приводить себя в порядок, а также самостоятельно, без напоминания, убирать свои игрушки, с помощью взрослых расстилать и застилать кровать.