Суть методики

Данная методика широко известна за рубежом, в России же она прижилась совсем недавно и мало, кто про нее слышал и уж тем более применял.

Первым основополагающим фактором играет тот момент, что в занятиях с ребенком обязательно присутствует мама, она задействует и активирует детский мозг.

В возрасте от 0 до 3 лет, по мнению автора, у человека в большем своем преимуществе задействовано правое полушарие головного мозга. Которое является бескрайним архивом нашей памяти. И все, что туда попало, остается там на протяжении всей нашей жизни.

Шичида настоятельно рекомендует сделать упор на все 5 чувств, развивать их. Более того, он утверждает, что клетки мозга к 3 годам уже сформированы на 70% и ребенок может воспринимать столько информации, сколько вы ему предоставите. Всю любую информацию, которую вы будете давать ребенку до 3 лет он быстрее усвоит, нежели после этого возраста.

Занимаясь по данной методике, ребенок будет быстро читать и запоминать невероятные объемы информации, показывать отличные спортивные результаты, сможет овладеть несколькими иностранными языками и играть на музыкальных инструментах, это лишь небольшой перечень возможностей.

Нужно развивать правое полушарие с помощью кратковременных регулярный занятий, не более 4-5 минут. Занятия эти должны проходить в расслабленной фазе головного мозга. В противном случае желаемого эффекта вы не достигнете, так как активная работа мозга будет мешать сконцентрироваться при помощи левого полушария.

Методика отдает мистическим, потусторонним, из-за чего многие родители сомневаются в ее эффективности и реализации, не доверяют ей и относятся к ней довольно скептически. Достаточно трудоемкая, к ней нужно основательно подготовиться, требуется много чего приобрести. Но так же можно использовать, то что уже у вас есть.

Серия “Первые шаги”

Серия тетрадей KUMON “Первые шаги” направлена на развитие базовых навыков у малышей от 2х лет. Для малыша младше 4-5 лет настоятельно рекомендую начинать занятия по KUMON именно с нее.

Эта серия делится на 4 направления, по несколько тетрадей в каждом. Ниже привожу тетради в таком же разделении, тетради перечислю последовательно, начиная с первой – с которой нужно начинать занятия в этом направлении.

Вырезание

Серия тетрадей KUMON “Давай вырезать” – это обучалки для малышей, которые еще ни разу не пользовались ножницами. Именно эти тетради нужно брать для первых занятий с ножницами – сколько бы лет не было вашему малышу!

Подробнее про серию в этой статье >>

Тетради KUMON, которые есть в серии “Давай вырезать”:

  • Давай вырезать, 2+, с медведем

    • читать про методику занятий в этой статье
    • смотреть все страницы на видео
  • Давай вырезать – Веселые истории, 2+

    • читать про методику занятий на этой странице
    • смотреть все страницы на видео
  • Давай вырезать – Забавные животные, 2+

    • читать про методику занятий по этой ссылке
    • смотреть все страницы на видео
  • Давай вырезать – Вкусные задания, 2+

    • читать про методику занятий здесь
    • смотреть все страницы на видео

Приклеивание

  • Давай клеить, 2+, с собачкой, 2+

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео
  • Давай клеить – Весёлые истории, 2+

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео
  • Давай клеить – Забавные животные, 2+ 

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео
  • Давай клеить – Вкусные задания, 2+ 

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео

Раскрашивание

Серия “Давай рисовать” – для малышей от 2х лет, которые еще только учатся держать в ручонках карандаши. Именно с этой серии (а не с “классических” больших тетрадей) нужно начинать занятия по раскрашиванию с малышом.

В серии всего две последовательные тетрадки:

  • Давай рисовать, 2+, с собачкой, 2+ 

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео
  • Давай рисовать – Веселые истории, 2+ 

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео

Оригами

Направление “Давай сложим картинки” в серии “Первые шаги” – это оригами для малышей: одно из наиболее полезных занятий для развития мелкой моторики крошечных пальчиков. Пожалуйста, не пропускайте эти тетрадки, занимаясь с 2х-летним крошечкой, и обязательно возьмите эти тетради в работу, даже если начинаете заниматься по KUMON с малышом 5-6 лет.

В серии “Давай сложим картинки” есть две последовательные тетрадки: первая проще, вторая – сложнее:

  • Давай сложим картинки, 2+, с зайкой 

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео
  • Давай сложим картинки – Веселые истории, 2+ 

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео

Серия “Учимся и растем”

Эта серия позиционируется методистами KUMON как “пробная”. Тетрадки дешевле, заданий меньше, но зато такую тетрадочку можно купить, чтобы попробовать и составит представление о методике и ее содержимом.

А еще эти тетрадки удобно брать в работу перед тем, как приступать к занятиям по “классической” серии – они попроще, формат поменьше – так что они позволяют заложить базу переходом к классической тетрадке.

Подробнее про серию в этой статье >>

  • Линии, 2-4

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео
  • Числа от 1 до 30, 3-5

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео
  • Лабиринты, 3-5

    • читать про методику занятий
    • смотреть все страницы на видео
  • Uppercase Letters, 4-6
  • Lowercase Letters, 4-6
  • Addition, 5-7
  • Subtraction, 6-8
  • Simple Multiplication, 6-8

Как проходят занятия по методике Кумон

Перед началом занятий по данной методике рекомендуется приобрести карту Кумон, по которой можно определить, с какой тетради лучше всего начать обучение.

Существует несколько рекомендации по работе со специализированной картой:

  • Выбор навыка индивидуально для каждого ребенка.
  • Выбор возраста по карте.
  • Обучение нужно начинать с первой тетради, указанной по карте. Тетрадь поможет выявить нужные навыки.
  • Параллельно ребенок дополнительно может изучать еще 2 тетради.

Занятия должны проводиться 5 раз в неделю по 10-15 минут в день. Чтобы ребенок быстро привык к дисциплине, рекомендуется придерживаться четкого графика: занятия в будние дни, а в выходные – отдых.

Поскольку методика Кумон не применяет обучающие способы, используемые в школе, контролировать действия ребенка не обязательно. Во время обучения ребенок осваивает все самостоятельно. Все задания не только пронумерованы, но и дополнены условными обозначениями, благодаря чему ребенок может сам определить, что ему нужно делать.

Чтобы методика начала “работать” родителям нужно всего лишь оборудовать ребенку удобное рабочее место, обеспечить ему комфортную атмосферу в рабочей зоне и оставить малыша в покое. Согласно отзывам родителей, первые результаты обучения проявляются уже через месяц регулярных занятий.

Наши тетради от 2 лет

Первыми тетрадями у нас были «Давай вырезать!», «Давай рисовать!» и «Давай сложим картинки!», их я купила уже достаточно поздно, дочке было 3 года.

Из этой серии тетрадь «Давай вырезать!» оказалась самой интересной, Алиса буквально выпрашивала дать ей повырезать еще несколько страниц.

До этого она уже умела обращаться с ножницами, но у нее были пластиковые, а для занятий по этой тетради я купила первые «настоящие» – металлические ножницы. С каким старанием она выполняла все задания! А какой был восторг, когда она понимала, что с получившимися картинками можно еще и играть!

Первые выполненные задания

На этой фотографии видно и наши первые ножницы, они из пластика (использовали их с полутора лет) и вторые, металлические, я купила их в 3 года.

От таких “завитушек” дочка была в восторге!А это более сложные задания, они расположены ближе к концу книгиВсе наши “вырезашки”

С вырезанными картинками, кстати, не можем расстаться до сих пор, дочка все еще периодически их рассматривает и играет.

После такого успеха конечно была куплена тетрадь «Учимся вырезать» с крокодилом. Она также быстро закончилась) И были те же просьбы: «Мам, ну давай еще вот эту и эту страничку, ну пожа-а-алуйста!». Так что “вырезашки” – лидеры нашего личного хит-парада.

Предлагая тетрадь «Давай рисовать» я опасалась, что она у нас «не пойдет». Уже был опыт с другими подобными заданиями, где нужно было нарисовать по образцу или раскрасить аккуратно. Алиса отвечала – «Нет, я не смогу так красиво» или «Я так рисовать не умею» и отказывалась даже пробовать. Но этой она как-то незаметно увлеклась и выполнила все задания.

Сначала получалось как-то такА рисунки вышли достаточно аккуратнымиПотом и раскрашивания стали более аккуратными

«Давай сложим картинки», пожалуй, для нас оказалась самой сложной. Если задания на два-три сложения дочка легко делала сама, то задания ближе к концу тетради, где нужно согнуть бумагу 4 раза и больше, никак ей не давались, их делали вместе.

А так у нас получалось складывать

Занятия с 4 до 5 лет

В 4 года Алиса легко и непринужденно выполнила все задания из тетради «Логика. От 4 лет» с верблюдом.

Сейчас занимаемся по тетрадям «Учимся считать от 1 до 30», «Логика. От 5 лет» и «Пространственное мышление. От 5 лет». Но сейчас я стала замечать, что буквально за последние два месяца дочка как-то очень быстро выросла и задания из этих тетрадей выглядят слишком простыми для нее. Может это наши занятия так действуют? =)

Видимо, эти тетради очень скоро закончатся, и нам будут нужны новые, следующего уровня. Куплю ли я их? Обязательно! Расскажу о достоинствах, которые я выделила для себя в процессе занятий:

  1. Ребенок сам берет эти тетради и просит заниматься! Ей интересно! И больше не нужно никаких уговоров и стимулов.
  2. Задания рассчитаны точно по возрасту и возможностям ребенка. И первые, как мне кажется, специально сделаны совсем-совсем простыми, чтобы малыш заинтересовался, а потом незаметно втянулся и вот уже тетрадь закончена и новый навык получен.Когда дочка понимает, что сделала упражнение, и еще может вон то и вот это, она очень собой гордится, и, главное, начинает осознавать – она сама может сделать многое! Это первое осознание собственных достижений. Я надеюсь, оно станет хорошим фундаментом для формирования самооценки.
  3. Незаметное усложнение заданий. Переход от простого к более сложному настолько плавный, что ребенок совершенно его не замечает, все происходит легко и естественно.
  4. Качество тетрадей. Приятные и ненавязчивые картинки, плотная бумага, которая позволяет стирать и заново чертить много раз.
  5. Не нужно ничего дополнительно придумывать и готовить.

Как относиться к качеству работы в этих тетрадях

Кстати о качестве  – какой результат работы по тетрадям с линиями можно считать хорошим?

Ну совершенно идеальный результат- это абсолютно ровные линии, проведенные твердой рукой ровно посередине дорожек с соблюдением всех углов и изгибов.

Возможно, этот результат вы достигните не по окончании тетрадей с линиями, а значительно позже – в процессе работы над другими тетрадями.

А нормальным – достаточно хорошим результатом можно считать следующий:

Ребенок различает типы линий и в нужном месте рисует волну (изгиб), а в нужном – остренький (не закругленный) уголок. То есть линия воспроизводит заданный контур дорожки со всеми углами и изгибами.

Линия не выходит за контуры дорожек.

Линия достаточно ровная (уверенная, не трясущаяся) как минимум в половине картинки.

Если такой результат достигнут – тетрадки с линиями можно закончить.

Доводить линии до абсолютно идеального совершенства, мне кажется, смысла особого нет: у вас еще будет возможность потренировать линии в других тетрадях.

Обеспечить результат нужно ровно настолько, чтобы ребенок в принципе был готов справляться с цифрами и буквами: вы обязательно почувствуете это, наблюдая за его работой в «Линиях» и примете правильное решение.

Ровных вам линий и веселых занятий!

Как и когда заниматься по тетради «Наука»

Для начала проговорим, что эта тетрадь у вас будет идти не в одном ряду с вашим стандартным планом ежедневного обучения, а параллельно ему.

Здесь вам не нужно придерживаться ежедневного графика, но будет неплохо, если вы запланируете по этой тетради одно – два занятия в неделю.  

Например, по стандартному графику вы занимаетесь утром или вечером как обычно, а днем, дополнительно, изучаете одну из тем по «Науке». Причем под «занимаетесь» я понимаю не выполнение странички с заданием, а полноценное изучение темы – в зоопарке, музее, во дворе или дома за просмотром видео.  

Можете готовиться к занятиям самостоятельно – принцип вы уже поняли: сначала «трогаем руками», потом только закрепляем изученное с помощью тетрадки. Или дождитесь, я постепенно буду выкладывать планы занятий на каждую отдельную страничку следующими блоками:

  • Тетрадь KUMON “Наука”. Учим биологию
  • География
  • Физика
  • Астрономия

Там будут и ссылки на общедоступные видео, которые можно посмотреть в рамках занятия, и инструкции по подготовке и проведению урока (куда сходить, что именно сделать). Первый блок – Биология – опубликую уже черед неделю  

История методики Кумон

Название методика получила в честь своего основателя Тору Кумона. Он долгое время обучал японских детишек математике и готовил их к поступлению. Однажды, жена учителя нашла у общего сына смятый математический тест, который ребенок написал крайне плохо. Удивляться Кумон долго не стал и решил провести дополнительные занятия с сыном.

Тару Кумон и его сын

Сначала он определил уровень знаний ребенка и дал ему 30 минут на выполнение заданий, которые соответствовали умениям мальчика. На следующий день он усложнил задания и предоставил снова 30 минут для их выполнения. Мальчишка не допускался на новый уровень до тех пор, пока не начинал уверенно решать задачи и примеры предыдущего уровня. В результате, сын гениального Кумона стал успевать по математике лучше всех в классе.

В 1958 году методика получила общее признание, в связи с чем Япония решила открыть первую школу Кумона. В 1991 году математик разработал такую же действенную методику, но уже в области чтения. Продуктивность такого обучения заметили многие страны, и методика стала пользоваться успехом в США и во многих странах Европы.

Мама, я тебя люблю: 20 чувственных фото, которые согреют душу

Дополнительная программа подготовки к школе по KUMON

Дополнительная программа – это “общеукрепляющие” упражнения для мозга. Они будут очень полезны для тренировки “соображалки” и облегчат жизнь малыша в школе.

НО! В случае экстренной подготовки к школе берите их в работу только если “основную” программу вы уже прошли либо с базовыми навыками у вас вообще нет проблем, и основная программа не понадобилась.

Если с тетрадями из “дополнительной” программы вы не успеваете к школе – ничего страшного, пройдете их уже во время учебы в первом классе.

Итак, вот список дополнительных направлений и тетрадок, которые сделают вашу экстренную подготовку к 1у классу еще более эффективной.

Даю список в порядке максимальной эффективности для подготовки к первому классу. Поэтому, в случае экстренной подготовки к школе не берите их параллельно. Напротив, сначала сконцентрируйтесь на первом пункте, после него переходите ко второму пункту, а после второго – к третьему.

Лабиринты

Не секрет, что проходить лабиринты очень полезно. Их рекомендуют все – от психологов и неврологов до учителей по многим предметам (особенно – по математике).

Это потому, что прохождение лабиринтов отлично вырабатывает навыки планирования решений, которые очень пригождаются в школе.

Для подготовки к школе возьмите последовательно:

  • Увлекательные лабиринты (если до этого момента никогда не занимались лабиринтами)
  • Волшебные лабиринты
  • Лабиринты Животные

Можно взять и все следующие по карте KUMON, но, скорее всего в случае экстренной подготовки к школе вы больше просто не успеете.

Развитие мышления

Точно так же, как и лабиринты, тренировка мышления будет полезна будущему школьнику для быстрой реакции на задания учителя – то есть не только на математике, но на вообще любых предметах.

Для экстренной подготовки к школе посоветую тетради:

Логика (их две, проходите последовательно сколько успеете)

Строго говоря, здесь не совсем “логика” в классическом научном смысле: с помощью заданий отсюда вы потренируете практически все аспекты элементарных мыслительных операций. Очень полезно для “скорости” мышления.

Пространственное мышление (их тоже две последовательных)

А в этих тетрадках можно проработать все аспекты пространственного мышления: ориентация, пространственное воображение, планирование, и еще множество других направлений этого сложного нейропсихологического понятия (подробнее я расскажу в статье, посвященной этим тетрадкам). Очень полезно для множества школьных вещей: от правильного выполнения заданий на любом письменном и устном предмете до лазанья по канату на уроке физкультуры.

Найди пару (две последовательные тетрадки)

В этих тетрадках вы потренируете внимательность, усидчивость и “волю к победе” – уверенность в своих силах даже при решении “невыполнимых” задач. А заодно, если будет оставаться время, и расширите общий кругозор малыша по ботанике и зоологии.

Математика

Уметь складывать и вычитать к началу 1го класса вовсе не обязательно! Вы все равно будете учиться этому заново.

Но еcли до 1 сентября еще остается немного времени, начните проходить последовательно (не одновременно все четыре тетрадки, а сначала одну, потом другую):

  • Учимся складывать. Простые примеры
  • Учимся складывать
  • Учимся вычитать. Простые примеры
  • Учимся вычитать

Спешки с этими тетрадями нет. Не перескакивайте, проходите их последовательно в том порядке, какой я написала. Их можно продолжить проходить и в 1 классе параллельно со школьными занятиями.

Как заниматься по тетрадям с линиями

Если это ваши первые Kumon-ы, не исключено, что при работе с этими тетрадями вы столкнетесь с яростным сопротивлением, слезами, криками «я устал, ручка болит», категорическим отказом заниматься.

Конкретно в этих тетрадях такое можно лечить, предлагая малышу помочь добраться маленькому зайчишке в начале линии к маме зайчихе, которая ждет его в конце линии, или лягушонку домой, или какой-то другой зверюшке к его другу на другом конце линии.

Скорее всего, желание помочь бедному зверьку победит лень и усталость – и вы успешно отзанимаетесь нужное количество времени.

А чтобы обеспечить качество линий – особенно узких в конце книг – расскажите, что судьба человечков на картинке зависит от малыша.

Там будут альпинисты, дети на карусельках, извилистые горные дорожки – одно неверное движение ручкой или карандашом – и они свалятся в пропасть.

У нас, с нашим торопыжкой, который хотел сделать все побыстрее – и плевать на качество – это работало безотказно: он мееедленно старательно выводил каждую линию, переживая за жизнь бедных человечков с картинок.

Еще один момент- уголки. Часто у малышей бывают проблемы с прорисовкой углов: детишки сглаживают их и рисуют «дугой» – плавным изгибом.

Чтобы помочь ребенку справиться с ними, проставьте точечки во всех уголках (в некоторых заданиях в уголках уже будут нарисованы звездочки – ровно для этого) и предложите ему, доходя до уголка, остановиться, оторвать ручку от листа (поднять руку), а затем снова вернуть ее на то место, где остановился, и начать линию с этого места в другом направлении.

Продолжайте просить поднять руку в каждом уголке до тех пор, пока не заметите, что он разобрался с направлением.

Когда заметите, что с направлением уже порядок, проставляйте в уголках точечки еще некоторое время для ориентира.

А когда и этот момент отработаете – точечки можно уже не ставить, но еще некоторое время перед углом командовать «Уголок!», чтобы обратить внимание ребенка, что ему надо приготовиться рисовать угол, а не плавную линию

Тетрадь Наука – Что внутри

Итак, тетрадь начинается с раздела «Биология».  

Вот, к примеру, второе задание, в котором мы будем разбираться, чем живое отличается от неживого.

Прежде чем выполнять это задание, мы пойдем гулять и рассматривать птичек, кошечек, деревья, а также – камушки, горки на детской площадке (и всякие другие неживые вещи).

На прогулке мы попробуем покормить птичек и полить цветы; и обсудим, что птичку покормить можно, а вот качельку – нельзя. Дерево не умеет двигаться, но его можно «покормить» так же, как и птичку.  

Когда мы придем с прогулки домой, отдохнем, покушаем и немного «переварим» прогулочные уроки – возьмем эту тетрадь и закрепим пройденное с помощью наклеек и обсуждения написанного в тетради факта.  

Перед выполнением 6го задания очень желательно пойти в зоопарк, на зоостанцию или в другое место, где можно рассмотреть множество разной живности и позадавать малышу вопрос о том, как они передвигаются.  

А дома, отдохнув от прогулки, возьмем тетрадь «Наука» и закрепим полученные знания, выполнив упражнение.

Для задания 10 нам потребуется лупа, которой мы будем рассматривать все подряд на прогулке и обсуждать, что есть большие живые существа, а есть – крошечные. Их сложно даже разглядеть в траве, но если увеличить – тебе откроется удивительный микро-мир.  

В этом же задании уместно посмотреть некоторые фильмы и фото с макро-съемкой (в будущей статье с планом занятий по биологии я дам ссылки на конкретные фильмы и другие материалы на эту тему).  

Изученный материал подкрепляем заданием из тетради, а после его выполнения еще и поищем изученных насекомых на газоне.

А вот и задания по географии.

Например, 15е, в котором мы изучаем луну.

Начинать готовиться к этому заданию лучше заранее, несколько дней наблюдая за изменением формы луны.

А непосредственно перед выполнением задания имеет смысл посмотреть видео на эту тему. Выполнение задания из тетради будет поддерживать изучение темы.

Перед выполнением задания про минералы мы насобираем камушков и рассмотрим их через ту же лупу, а если будет возможность – сходим в музей или другое место, где можно посмотреть разные камушки вживую.  

Задание из тетради будет завершающим аккордом в знакомстве с этой темой

И вот здесь как раз хочу обратить ваше внимание: это задание – прекрасная иллюстрация причин, по которым мы сначала изучаем тему «вживую», а только потом – по тетрадке

Многие понятия, с которыми сталкивается здесь ребенок – очень не наглядны, и представить себе в голове, как из булыжника получается сковородка, малыш 4-х лет, не имеющий пока развитой способности к эмпирическому анализу и синтезу, просто не способен.

В 23м задании сначала посмотрим кино про вулканы, и только потом займемся выполнением задания.

Наконец третий раздел – Физика.

Здесь, перед выполнением или после выполнения задания, мы будем очень много экспериментировать дома. Например – варить макароны, кипятить воду и замораживать ее.

Или вот – собирать скрепки магнитом, предварительно посмотрев мультик про магнит из «Фиксиков».

Последний раздел тетради – астрономия. Если перед началом занятий по этому разделу у вас будет возможность сходить в планетарий – лучше это сделать. А если нет – можно посмотреть и подходящие видео.  

Вот, к примеру, задание по изучению планет солнечной системы.

А вот задание про то, что бывают ракеты (и, кстати, почему они летают).

Все задания в книге сопровождаются ответами, так что мама может не бояться подорвать свой авторитет не знанием того или иного факта.

А еще в тетради есть наклейки для выполнения некоторых заданий.

И, конечно же, нарядный сертификат в конце. Кстати, в отличие от привычных вам «плотненьких» сертификатов, бумага этого – не плотная, а относительно тонкая и глянцевая, как и во всей тетради. Именно к такой лучше всего лепятся наклейки.

Основная программа подготовки к школе по KUMON

Основная программа – это то, что нужно уметь обязательно, если хотите комфортного 1го класса.

Отвечайте себе честно на вопросы, которые я буду задавать ниже, и выбирайте указанные тетрадки, если ответили “нет”.

Всю целиком “основную” программу, которую я написала ниже, принципе, ее можно пройти месяца за полтора – два. Так что даже если вы решили начать готовить ребенка к школе только летом – за пару месяцев вы сможете полностью подготовить к школе даже совсем ничего не успевающего детёнка (обычно совсем ничего не умеющих не бывает, так что У Вас Всё Хорошо).

Обучение чтению

К сожалению, в русском KUMON нет направления “чтение” на русском языке. Поэтому для изучения русских букв и чтения предлагаю вам воспользоваться другими пособиями.

На эту тему я напишу в ближайшее время несколько советов.

Обучение письму

Мы проговорили, что при подготовке к школе лучше всего сконцентрироваться не на прописях и каллиграфии, а на укреплении мышц руки.

Теперь отвечайте на вопросы и подбирайте тетрадки KUMON в зависимости от своих ответов:

1. Умеет ли ребенок правильно держать карандаш?

Понятно, что научиться к школе правильно держать карандаш нужно – комментарии тут излишни. Так что если с этим пока проблемы – возьмите для занятий последовательно две тетрадки:

  • Простые линии
  • Волшебные линии

2. Умеет ли аккуратно раскрашивать, не вылезая за контуры?

Неумение раскрашивать по контуру – это про то, что пока нет навыков координации мышц руки. А они как раз очень понадобятся для будущих крючочков: в нужном месте повернуть линию под правильным углом.

Так что если соблюдение контура при раскрашивании – это пока не про вас, возьмите для занятий последовательно:

  • Учимся раскрашивать
  • Учимся раскрашивать. В зоопарке

Раскрашивайте не восковыми мелками, а остро заточенными деревянными карандашами и обязательно следите за соблюдением контура!

А если воспользуетесь инструкциями к занятиям из этой статьи – заодно подтяните и математический навык.

Обучение математике

1. Знает ли малыш цифры? Умеет ли их писать? Умеет ли считать до 10и?

Если на один из этих вопросов ответ “нет”, возьмите для занятий тетради:

  • Учимся считать от 1 до 30
  • Игры с числами от 1 до 150

Вот в случае с экстренной подготовкой к школе 6-7-летнего будущего первоклашки имеет смысл после “Счета от 1 до 30” взять “Игры с числами”, причем именно эту: в этом случае вы не только отработаете счет, но и заодно дополнительно потренируете мышцы и координацию движений руки.

2. Знает ли малыш геометрические фигуры? Умеет ли их сравнивать по форме, цвету и размеру?

Этот важный навык я предлагаю вам отрабатывать несколько неожиданным способом, с помощью тетрадок:

  • Готовимся к школе. Учимся клеть
  • Учимся клеить, 4-6 лет

В тетради “Учимся клеить” на 4-6 лет малыш и вырезает и клеит самостоятельно, а вот тетрадь “Готовимся к школе. Учимся клеить” предлагает, чтобы не малыш, а родители вырезали части будущей аппликации – а малыш будет только приклеивать. Но в случае с экстренной подготовкой к школе я предложу вам выдать малышу ножницы для обеих этих тетрадей.

По этим тетрадкам вы отлично отработаете понятия геометрических фигур, кроме того, вам будет что сравнить по форме, цвету и размеру. А заодно вы еще и еще потренируете мышцы руки для письма, вырезая и приклеивая.

И еще обратите внимание: заданиям на геометрические фигуры и их сравнение также посвящены почти все задания в тетрадях “Учимся раскрашивать” и “Учимся раскрашивать. В зоопарке”, о которых я говорила выше

Так что, если с геометрическими фигурами у вас пока не очень, не пренебрегайте ими, даже если малыш раскрашивает уже хорошо.

С какого возраста

Шичида настаивает на применении метода с 3 месяцев до 3 лет. Этот возраст наиболее подходит для освоения данной методики. Однако, применение данного метода может быть использовано и с детьми более старшего возраста до 6 лет.

Если вы начнете с 3 месяцев, конечно, это будет просто зритель. Но зритель, в памяти которого все сохранится, помните об этом. Затем по мере развития и роста, ребенок будет осматривать материалы, трогать их. Затем выполнять простейшие манипуляции с ними,  выполнять с маминой помощью и наконец  от двух лет будет самостоятельно их выполнять, а кто-то и раньше, намного раньше.

Итак, у Шичиды как мы можем видеть, затронуто обширное количество знаний и можно развивать их все. Но вы можете составить свою индивиуальную программу и включить в нее только те задания, которые вы считает нужным. Я так и сделала, рекомендую и вам.

Обо все тонкостях своего похода и заданиях вы можете узнать из авторской книги М. Шичиды «Дети — гении» (скачать книгу)

Надеюсь вы не уснули и почерпнули для себя что-то полезное.

Заходите в соц. сети и пишите комментарии.

Частые и редкие буквы

Часто вижу: учат родители с детьми алфавит. Все буквы выучили… Через день половину забыли…

Потому что никакого смысла нету учить Прямо Все буквы.

Потому что буквы Ф, Ц, Х, например, встречаются настолько редко, что ребенок гарантированно их мгновенно забудет. А даже если не забудет, существенного вклада в умение читать они не внесут.

Лучше всего изучать буквы (точнее – звуки, как я писала выше) в зависимости от частоты их употребления.Вот список частотностей:

  • Гласные: о, е, а, и, у, я, ы, ю, э, ё
  • Согласные: н, т, с, р, в, л, к, м, д, п, г, з, б, ч, й, х, ж, ш, ц, щ, ф

Если выучите те буквы, которые я выделила жирным – считайте, у вас уже читающий малыш. Потому что все остальные буквы встречаются очень редко.

На самом деле в продаже есть прекрасные азбуки (у той же Олеси Жуковой есть такие), где буквы изучаются уже в порядке частотностей. Поищите в книжных – их куча.

Почему наш малыш попросил научить его определять время по часам

Уже почти год прошел с того момента, как наша старшая дочь понимает время на часах. Оглядываясь назад и задаваясь вопросом, с чего все начиналось, вспоминаем несколько причин.

Во-первых, ребенок повзрослел настолько, что родители иногда стали отпускать на самостоятельную прогулку во двор к друзьям. При этом возникла сложность объяснить, что «через час пора возвращаться домой» или «через полчаса к тебе выйдет папа».

Во-вторых, у Маши понизилось зрение по причине «ленивого глаза». Основной метод коррекции в таких случаях — окклюзия (заклейка) одного глаза и тренировка другого («ленивого»). Чтобы самостоятельно контролировать продолжительность заклейки, нужно было научиться определять время.

Получается, все заинтересованные стороны выразили общее желание научиться понимать время по часам, и ребенок, и родители. В таких случаях результат предсказуем, прогноз положительный, осталось разобраться с технологией обучения.

За педагогической помощью в вопросе знакомства со временем мы обратились к японской методике индивидуального развития KUMON, по которой занимается 4 миллиона детей в 49 странах мира. Всё получилось, можем смело рекомендовать всем друзьям и знакомым.

Экстренная подготовка к школе будущего первоклашки

Если до школы осталось всего 6, а то и 2 месяца, и у вас начинается паника о готовности к школе, первое, что нужно сделать – успокоиться. Занимались вы со своим будущим первоклашкой до этой весны / лета или нет, выучились чему-то или нет – сейчас уже не имеет никакого значения. Что есть – то есть, психовать смысла нету.

На самом деле в первом классе нужно не так уж и много стартовых знаний – и все их легко восполнить за несколько дошкольных месяцев.

А вдруг окажется, что ваш ребенок все это уже и так умеет, а вы зря нервничали?! Вот, смотрите:

Чтение:Хорошо, если к моменту поступления в 1 класс малыш уже умеет читать – вам будет проще. Но если не умеет – не страшно.

Научите алфавиту: как называются буквы. 10 минут на урок, всего одна буква в день – через месяц весь алфавит уже знаком. Для начала занятий в школе этого на самом деле достаточно.

А если до начала школы еще остается время – поучиться читать слоги и слова.

Русский язык и письмо:Для начала занятий в 1 классе по большому счету единственное, что нужно – это крепкая натренированная рука. Больше ничего.

“А вот у Маши дочка идет в 1 класс и уже вовсю в прописях пишет” – это круто, но совершенно не необходимо.

Сконцентрируйтесь не на прописях, а на тренировке мышц руки: рисование линий и простых форм, раскрашивание, вырезание и склеивание поделок.

В конце концов вы выясните, что Маша неокрепшую дочкину руку прописями пару лет мучила, чтобы добиться результата (ну или занималась по KUMON с 2х лет – и всё натренировалось само). А натренированная окрепшая рука первоклашки достигает точно такого же результата за месяц.

Математика:Как ни странно, математики в 1 классе мало: немного про геометрические фигуры, буквально счет до 10, а еще сложение и вычитание в пределах же десятки.

Вот если вы это выучите – считайте, что с математикой в первом классе вопрос полностью закрыт.

Как видите, ничего большого и сложного. Нескольких месяцев вполне хватит, чтобы привести все эти знания в порядок.

А я хочу предложить вам, как выполнить эту программу-минимум с тетрадками KUMON.

Напомню, все ссылки в статье кликабельные. Если по навыкам вам подходит какая-то тетрадь – можно сразу тыкнуть в ее название и посмотреть ее стоимость на сайте издательства.

Сразу оговорюсь, что программа подготовки к школе, которую я предлагаю, рассчитана на тех, кто идет в школу через год – полгода – месяц, и до этого по KUMON не занимался вообще (просто те, кто занимался, скорее всего ближе к школе уже вовсю пишут, читают и изучают умножение).

Я разделила программу подготовки к школе на две части: обязательная и дополнительная.