Культурно-гигиенические навыки

К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:

  • гигиена рук после прогулки и перед едой;
  • водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
  • полоскание рта после приема пищи;
  • опрятность одежды;
  • порядок среди игрушек в комнате;
  • культура приема пищи.

Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно — задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.

Самоконтроль и умение планировать

Маленькие детки только начинают осваивать важные навыки самодисциплины и исполнительности. Эксперты по развитию ребенка называют это «внутренним управлением воздушного движения» — и это ключ к успеху в школе. Даже детсадовцам приходится управлять большим количеством информации, избегать отвлекающих факторов и придерживаться планов. Помогайте своему ребенку практиковаться в запоминании последовательности (после завтрака мы чистим зубы, одеваемся и идем в школу), обуздывать импульсы (не хватать игрушки других детей), научите адаптироваться, когда дела идут не так, как планировалось. Показывайте:

  • Фильмы и телешоу, которые способствуют самоконтролю
  • Приложения, помогающие детям придерживаться четкой последовательности
  • Программы, которые помогают детям понять последовательность, причинно-следственную связку «если-тогда»
  • Мероприятия, которые побуждают детей узнавать и называть свои чувства

Любовь к учебе

В то время как детский сад может быть вашей непосредственной целью сам по себе, вы на самом деле закладываете основу для обучения своего ребенка в течение всей его жизни. Для вашего ребенка важнее получать удовольствие от обучения, чем осваивать факты и цифры сами по себе. Воспитывайте любопытство, поощряйте вопросы, поддерживайте критическое мышление и сами периодически вживайтесь в роль ученика. Используйте:

  • Активности, которые помогают развивать привычные концепции в оригинальном направлении
  • Телепередачи и фильмы, развивающие любопытство
  • Игры, требующие навыков критического мышления
  • Приложения и сайты со множеством задач, требующих решения

Коммуникативные навыки

Общение — главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения — вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.

Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.

Пути развития коммуникативных способностей:

  • Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
  • Находить решение конфликтных ситуаций.
  • Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
  • Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.

Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.

Творческие навыки

Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.

Существует немало развивающих методик:

Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).

Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.

Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.

Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).

Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.

Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.

Социально-бытовые навыки

На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков:

  • Новорожденный — улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
  • Малыш (2 года) — понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
  • Ребенок (3 года) — общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
  • Младший дошкольник (4-5 лет) — партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
  • Старшие дошкольники (6 лет) — совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.

Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания — все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.

Трудовые навыки

Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей. Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.

Если малыш не хочет трудиться — не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.

Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:

  • организация работы;
  • сбор всего необходимого для труда;
  • уборка рабочего места по окончанию занятий;
  • очистка инструментов и распределение их по местам.

В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания — вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.

Двигательные навыки

Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии — в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.

Этапы формирования:

  • Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
  • Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
  • Зрительная ориентация.

Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.

Графомоторные навыки

Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.

Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.

Этапы формирования:

  • 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
  • 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
  • 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
  • 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.

Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.

Яндекс.Новости: Здоровье

  • Трансплантацию органов разрешат только с письменного согласия 02.06.2021В России разрешат трансплантацию органов только с письменного согласия граждан. Как выяснили «Известия», такой законопроект правительства в июне готовится принять Госдума.
  • Диетолог рассказал, кому нельзя есть редис 02.06.2021Если про человека говорят, что он “редиска”, это нехороший человек. Однако корнеплод обижают незаслуженно — он имеет много полезных свойств. О них рассказал в интервью радио Sputnik доктор медицинских наук, врач-диетолог Михаил Гинзбург.
  • Онколог Минздрава оценил влияние вакцин от COVID-19 на возникновение рака 02.06.2021Внештатный онколог Минздрава России Андрей Каприн оценил влияние вакцин от COVID-19 на возникновение рака. Он заявил в интервью РИА Новости, что вакцины от коронавируса не могут стать причиной развития онкологических заболеваний.
  • На ПМЭФ обсудили новые механизмы и технологии лекарственной помощи детям 02.06.2021Сегодня на Петербургском международном экономическом форуме обсуждали новые механизмы и технологии лекарственной помощи детям.
  • Ученый оценил вероятность искусственного происхождения COVID-19 02.06.2021В ходе пресс-конференции Медиагруппы «Патриот» заведующий кафедрой инфекционных болезней, эпидемиологии и дерматовенерологии СПбГУ Алексей Яковлев объяснил, почему коронавирус, вызвавший пандемию COVID-19, природного, а не искусственного происхождения.
  • ВОЗ: в ближайшем будущем мир может столкнуться с нехваткой врачей 02.06.2021Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что к 2030 году мир столкнется с нехваткой врачей. В итоге в мире будет не хватать 18 млн докторов. Это связано с тем, что за время пандемии коронавируса нагрузка на врачей увеличилась.
  • Врач Кац разъяснила людям старшего возраста необходимость вакцинации 02.06.2021Доктор Елена Кац разъяснила людям старшего возраста необходимость вакцинации. Главврач детской городской поликлиники № 7, муниципальный депутат Елена Кац уверена, что пожилым людям от коронавируса необходимо прививаться как можно скорее.
  • Врач А. Водовозов: Вакцинация от коронавируса помогает преодолеть «ковидный хвост» 02.06.2021Врач А. Водовозов рассказал изданию о последствиях перенесенного заболевания. Медик отметил, что у многих людей есть опасения, что после вакцины будут последствия в качестве так называемого “ковидного хвоста”. По мнению врача, бояться не стоит.
  • Эндокринолог Павлова: на здоровье сильнее других влияют две привычки 02.06.2021Две привычки, которые «сильнее других влияют на здоровье» были названы врачом эндокринологом Зухрой Павловой. Привычка первая: курение. Говоря о том, почему пристрастие к табаку является одной из двух наиболее влиятельных привычек, Павлова указала на ее тесную связь с развитием онкозаболеваний.
  • Детскую поликлинику №31 в Волгограде возглавила Марина Харьковская 02.06.2021Главным врачом ГУЗ «Детская клиническая поликлиника №31» в Советском районе стала Марина Харьковская. Ранее обязанности руководителя исполняла Ольга Шлыкова. Марина Харьковская родилась в Киквидзенском районе Волгоградской области.