Что делать родителям тревожных малышей?:

     o Не предъявляйте высоких требований к ребенку;
     o Убеждайте кроху в своей безграничной и искренней любви;
     o Сообщайте об успехах малыша всем членам семьи;
     o Не употребляйте слова, унижающие достоинство малыша;
     o Не заставляйте малыша извиняться за проступки, а попросите его объяснить их причину;
     o Сведите к минимуму число замечаний;
     o Не пугайте малыша невыполнимыми наказаниями;
     o Больше общайтесь с малышом;
     o Используйте ласковые прикосновения;
     o Родители должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;
     o Родителям тревожных малышей рекомендуется выполнение комплекса упражнений на релаксацию;
     o Выясняйте причины страхов и повышенной тревожности у ребенка;
     o Интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего малыша;
     o Сведите к минимуму количество тревожных ситуаций;
     o Не решайте все жизненные проблемы за ребенка;
     o Всегда предлагайте ребенку свою помощь;
     o Заранее готовьте малыша к сложной ситуации;
     o Рассказывайте ребенку о своих детских страхах и нынешних проблемах;
     o Сравнивайте достижения ребенка;
     o Не скупитесь на ласковые слова и телесный контакт.
     
     Успехов в воспитании счастливых малышей!

Виды тревожности у детей

Сепарационная тревога

Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.

Социальная тревожность у детей

Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша. 

Тревожно-фобическое расстройство

Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств. 
 

Как определить, что ребенок тревожный?

В целом, такое состояние не является диагнозом. Специалист, вероятнее всего, не назначит лечение до тех пор, пока ситуация не обострится. Однако если не предпринимать никаких мер, последствия могут стать плачевными.

Если родители заметили, что ребенок тревожный, не может сконцентрироваться, нуждается в защите родителей, желательно обратиться к врачу, за рекомендациями.

Как же определить, что речь идет не просто о ситуативной нервозности, боязни, а о серьезной проблеме, требующей вмешательства?

Существует несколько выраженных признаков тревожного ребенка:

  1. Истеричное поведение при расставании с близкими людьми. Сначала может казаться, что малыш болезненно реагирует исключительно на расставание с мамой, однако это не так. Тревожный ребенок тяжело переносит отрыв от любого знакомого ему человека. Ярко выраженный пример такого поведения – посещение детского сада на первом этапе.
  2. Ребенок постоянно держится за одного из родителей и резко реагирует на попытки разлучить его. На первый взгляд это нормально, поскольку так дети чувствуют себя защищенными. Но есть и обратная сторона. Без телесного контакта с близким человеком у малыша появляется чувство тревожности.
  3. Отказ идти в учебно-воспитательное заведение. Некоторые родители думают, что это связано с тем, что детям просто не нравится учиться, персонал или режим в школе или саду. Но причиной может быть тревожность, которая, к слову, сильно тормозит процесс обучаемости.
  4. Нарушения сна, которые выражаются разными симптомами. Ребенку снятся кошмары, он подолгу не может заснуть. В запущенных случаях у малыша наблюдается недержание мочи. Чаще всего причины кроются именно в психо-эмоциональном состоянии, которое требует незамедлительного вмешательства.
  5. Плач даже по мелочам. В таких случаях категорически запрещается называть ребенка плаксой или другими обидными словами. Дело здесь в повышенной тревожности, а угрозами и унижениями проблему не устранить.
  6. Психосоматические причины. В некоторых случаях такие симптомы являются признаком тревожности ребенка. Это могут быть боли в животе, нехватка воздуха, потеря сознания и другое. Наиболее выраженными они бывают при нахождении рядом с объектом тревоги.

Степень тяжести определяется по количеству и интенсивности проявлений. Если изредка появляется только один из перечисленных признаков, серьезных опасений нет, и при поддержке семьи ребенок самостоятельно справится с тревогой. Если же обеспокоенность проявляется несколькими симптомами, они интенсивны и продолжительны, необходимо вмешательство специалиста.

Симптом №4. Повышенная активность

Каждый ребенок — это любознательный непоседа, которому нужно все посмотреть, потрогать, попробовать на зуб. Эту обычную детскую черту можно легко спутать с гиперактивностью. Но все же есть одна важная черта «нормальной» активности: она должна носить продуктивный и целенаправленный характер. Если вы понимаете, какая цель стоит за теми или иными действиями ребенка, значит, причины для беспокойства отсутствуют. Когда здоровый малыш лезет на шкаф, он представляет себя альпинистом или ищет припрятанные мамой сладости. Гиперактивный ребенок делает это просто так, без определенной цели.

Когда начинать беспокоиться?

Родителям стоит начать беспокоиться, если чрезмерная активность ребенка заставляет его совершать неловкие и опасные действия, которые угрожают его здоровью. Например, если малыш прыгает с большой высоты, если ребенок лезет к большим собакам во дворе, выбегает на дорогу, не реагируя на предупреждения взрослых. В таких случаях требуется консультация специалиста.

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша —  покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией
При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол
Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным. 
Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение. 
С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми»

Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее.  Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж.  Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него

Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

Рекомендации родителям тревожных детей

Специалисты советуют принимать во внимание следующие рекомендации:

  1. Не предъявляйте завышенных требований к ребенку.
  2. Как можно чаще проявляйте свою любовь к малышу.
  3. Прилюдно хвалите ребенка.
  4. Не произносите унижающих достоинство детей слов.
  5. Меньше критикуйте.
  6. Не заставляйте извиняться, а попросите объяснить причину проступка.
  7. Проводите больше времени вместе.
  8. Чаще обнимайте и держите ребенка за руку.
  9. Интересуйтесь жизнью малыша, его мнением и чувствами.
  10. Будьте единодушны и последовательны в воспитании детей.
  11. Предлагайте помощь ребенку, но не решайте все проблемы за него.
  12. Делитесь своими детскими страхами и сложными ситуациями.

Симптом №3. Невнимательность

Многие родители жалуются на то, что их дети не могут долго концентрироваться на одном занятии, совершают ошибки из-за невнимательности. Взрослые считают, что это негативно отразится на оценках в школе. В действительности родители часто бывают излишне требовательны

Важно помнить, что до 6 лет малыш способен сохранять высокий уровень работоспособности только в течение 15-20 минут. Затем он резко устает и его работоспособность неизбежно снижается. При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений

Тогда и успехи будут гораздо выше, а сам учебный процесс перестанет быть каторгой.

Когда начинать беспокоиться?

По-настоящему тревожный сигнал — это невозможность для ребенка концентрироваться на чем-то более 5 минут. Это касается всех видов деятельности. Если же малыш быстро теряет интерес к чтению, но часами усердно складывает фигурки из конструктора, значит, родители просто подбирают ему неподходящие задания. Наблюдайте за тем, что и когда отвлекает ребенка. Если любым занятиям он предпочитает бессмысленную ходьбу по дому, это нехороший знак.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

ТОП-4 проблем, с которыми сталкиваются родители

Проявление агрессии

Физическая реакция на внешние раздражители является самой примитивной и доступной маленькому человечку, поэтому он и использует ее. Малышу гораздо легче просто забрать у другого ребенка игрушку, чем попросить владельца вожделенной вещи дать ему ее поиграть. Это в принципе вполне нормально, особенно если малыш еще плохо разговаривает и проявления агрессии бывают в редких случаях.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок регулярно проявляет агрессию как по отношению к родственникам, так и к посторонним людям. Беспокойство должно вызвать и проявление аутогрессии – стремление к членовредительству (малыш себя кусает, бьет, царапает и т.д.).

Чрезмерная застенчивость

Большинство современных детей отличаются повышенной коммуникабельность и активностью. И это нормально. Если же ваш малыш подвижным играм со сверстниками предпочитает спокойные занятия в одиночестве, но при этом не против общения с другими детьми, то это еще не повод беспокоиться. Просто у него такой характер и темперамент.

Тревожиться нужно начинать в том случае, если ребенок вообще не хочет общаться с другими людьми, не выходит к гостям, принесшим ему подарок, и категорически отказывается играть со сверстниками.

Невнимательность

Отсутствие концентрации внимания у ребенка очень часто вызывает беспокойство со стороны родителей. На самом деле в этом ничего страшного нет, если ваш малыш способен заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут (именно столько времени у дошкольника сохраняется высокий уровень работоспособности).

А вот если ребенок не может усидеть на одном месте больше 5 минут, то родителям стоит более внимательно к нему присмотреться. В случае если малыш не может сконцентрироваться только на определенных видах деятельности (например, быстро теряет интерес к рисованию, но при этом может часами собирать конструктор), то родителям нужно просто предлагать ему другие занятия. Если же ребенок не проявляет интереса ни к одному виду деятельности, и больше всего любит бессмысленно ходить по дому – то это повод обратиться к специалисту.

Гиперактивность

Дети по своей природе являются непоседами. Они познают мир, поэтому им так хочется все потрогать и попробовать, везде залезть и все узнать. Это нормально, если его действия носят целенаправленный и продуктивный характер (например, малыш лезет в шкаф, чтобы найти спрятанные мамой конфеты или “покоряет” тумбочку для обуви, представляя себя альпинистом).

Насторожиться следует в том случае, если действия ребенка могут нанести вред его здоровью и жизни. Например, если ребенок пытается выйти погулять на улицу через окно, или идет знакомиться с большими собаками, несмотря на запрет родителей, которые рассказали об опасностях такого действия.

Как понять, что тревога вышла за пределы нормы и преобразовалась в генерализованное тревожное расстройство?

С точностью определить наличие расстройства может только врач-психиатр после личной консультации.

В целом, тревога — это нормальная эмоция, которая помогает нам сконцентрироваться на проблеме, направить усилия на ее решение и сохранить бдительность. Нормальные тревога и беспокойство обычно поддаются контролю, не нарушают повседневное функционирование и не вызывают выраженный дистресс. То есть мы можем продолжать работать, учиться, общаться с близкими и не чувствовать длительного сильного дискомфорта от своей тревожности.

Если возникает какая-то критическая ситуация, тревога возрастает, запускается физиологическая реакция на стресс, которая и помогает нам мобилизоваться. Дальше ситуация каким-либо образом разрешается или мы к ней адаптируемся, а затем наступает стадия восстановления. Человеческий организм хорошо приспособлен к таким циклам, и это не наносит ему никакого вреда.

При ГТР тревога и беспокойство значительно выражены большую часть времени и продолжаются долго, больше 6 месяцев. Как мы видим на примере Михаила, тревога и беспокойство негативно влияют на основные сферы его жизни — ему труднее работать, у него ухудшились отношения с близкими.

Также при диагнозе ГТР большую роль играют соматические симптомы. Хроническая тревожность приводит к активации системы, отвечающей за стресс. Как вы уже поняли, в норме наша реакция на стресс не длится очень долго, после нее наступает стадия восстановления. При ГТР стадия восстановления не наступает, и организм начинает истощаться. В результате возникают проблемы со сном, напряжение в мышцах, дискомфорт в желудке и кишечнике и другие признаки гиперактивности симпатической нервной системы, отвечающей за активацию организма во время стресса.

Повышение самооценки

Работа психолога с тревожным ребенком включает три составляющих:

  1. Повышение самооценки чада.
  2. Развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием.
  3. Упражнения для снижения мышечного тонуса.

Вполне естественно, что быстро поднять самооценку ребенка невозможно

Важно ежедневно проводить соответствующие мероприятия. Обращаться к малышу по имени, хвалить за малейшие достижения наедине и в присутствии других детей

При этом одобрение должно быть искренним, поскольку каждый ребенок чувствует и болезненно реагирует на фальшь. Следует обязательно говорить, за что его поощряют.

Рассмотрим остальные элементы далее подробней.

Дневник поведения ребенка

Заполняя дневник поведения ребенка, нужно обращать особое внимание и фиксировать:

  • дату и время – возможно ваш ребенок остро реагирует на плохую погоду, яркий свет или неприятные звуки, также плохое поведение может быть следствием его усталости и сонливости;
  • жажду и голод – возможно ребенок капризничает потому, что он нуждается в усиленном питании (то есть, он постоянно ощущает чувство голода/жажды и через капризы пытается рассказать об этом родителям);
  • температурный режим – возможно у вас чрезмерно теплолюбивый или “морозостойкий” малыш, который испытывает дискомфорт при температурах, комфортных для родителей;
  • реакции на похвалу и порицание – возможно ваш малыш своеобразно реагирует на похвалу/порицание (смеется, когда его ругают и плачет, если его хвалят);
  • поведение при зрителях – возможно ваш ребенок прирожденный манипулятор, который совершенно по-разному себя ведет на глазах у зрителей и тогда, когда думает, что его никто не видит.

Организация жизни тревожных детей

Для таких ребят огромное значение имеет соблюдение режима

Они не очень любят гигиенические процедуры, поэтому важно, чтобы купание в ванне приносило им удовольствие. Пусть это будет пена, игрушки, то есть то, что им нравится

С оздоровительными процедурами и осваиванием плаванья лучше повременить. Тревожные дети не любят переодеваться, поэтому одежду для них лучше приобретать удобную, которую легко снимать и надевать.

Ребят с синдромом беспокойства сложно накормить, поэтому не нужно готовить для них многокомпонентные блюда, пусть это будет что-то простое и полезное.

Тревожному ребенку сложно взаимодействовать в коллективе, поэтому для него необходимо создавать условия, при которых он может находиться среди детей. Не нужно заставлять малыша, его следует мягко направлять.

Порой родителям очень не просто находить общий язык со своим чадом, но если чутко реагировать на его чувства и просьбы, установить теплые отношения, то со временем он начнет меняться в лучшую сторону.

Характеристика тревожного ребенка младшего школьного возраста

Не окрепший и не настроившийся на интенсивное обучение детский организм зачастую не выдерживает нагрузки, малыш заболевает. А желание учиться и вовсе пропадает, в то время как беспокойство от мыслей о предстоящей учебе стремительно растет.

Тревожность у детей младшего дошкольного возраста наблюдается на втором месяце после начала обучения. Именно поэтому им необходим небольшой недельный отдых. Развитие чувства тревоги младших школьников нередко возникает из-за родителей или педагога. В семьях с доброжелательной и спокойной атмосферой дети менее беспокойны, в отличие от тех, где постоянно возникают конфликтные ситуации.

По мнению психологов, в дошкольном и младшем школьном возрасте тревожностью больше страдают мальчики, девочкам это свойственно после 12 лет. При этом первых больше беспокоит наказание и насилие, в то время как вторые переживают по поводу взаимоотношений с окружающими.

Как с генерализованным тревожным расстройством работают психотерапевты?

В зависимости от тяжести состояния пациенту могут быть назначены психотерапия или психотерапия в сочетании с фармакотерапией. Медикаментозное лечение назначает врач-психиатр. Психотерапию проводит клинический психолог или врач-психиатр, прошедший последипломную подготовку по психотерапии.

Психотерапевты работают с факторами, которые поддерживают расстройство. Основная мишень при работе с ГТР — беспокойство. В современной психологии беспокойство понимается как мысленное поведение, направленное на поиск и предотвращение угроз в будущем.

На сеансах психотерапии мы разбираем основные факторы, которые поддерживают расстройство здесь и сейчас. Это позитивные убеждения о беспокойстве — вера в то, что беспокойство мне реально помогает и делает меня хорошим человеком. Также негативные убеждения о беспокойстве — идеи о том, что беспокойство вредно для здоровья и может привести к катастрофе.

Мы учим пациентов отделять гипотетические опасности от реальных проблем. К гипотетическим опасностям применяется техника переключения внимания, к реальным проблемам — техника решения проблем.

Психо

«Соберись, тряпка»: что такое стигматизация в психиатрии и как это влияет на наше здоровье

Одна из основных составляющих терапии — экспозиция в воображении к наихудшему исходу. Согласно одному из первых исследователей ГТР Тому Борковеку, цель беспокойства — избегание тревоги, связанной с пугающими образами. Мы думаем о том, что может произойти и как это предотвратить, чтобы не сталкиваться с пугающими образами. При экспозиции в воображении пациент с помощью терапевта сталкивается с образами, которых он избегал, и проживает вызванную ими тревогу. Это сильно повышает тревогу в короткой перспективе, но радикально снижает ее проявления в долгосрочной.

Еще один немаловажный компонент — работа с непереносимостью неопределенности. Люди с ГТР очень плохо переносят малейшую неопределенность и любой ценой стараются ее избежать. Поскольку сделать это в принципе невозможно, неопределенность в жизни продолжает ввергать их в тревогу и беспокойство. В терапии мы учим клиентов лучше выдерживать неопределенность.

На втором этапе терапии, если он требуется, мы обращаемся к факторам, вызвавшим расстройство, — детскому опыту.

Фото: Michał Parzuchowski /Unsplash

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

Общие принципы психологической работы с
тревожными детьми

Рекомендации для родителей

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он
имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит
создать условия, в которых ему будет не так
страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте,
пусть засыпает при свете, если боится спросить
дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким
образом вы показываете ему, как можно решать
тревожащие его ситуации.
Делайте вместе с ребенком, но не вместо
него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в
прошедшем времени. Боялся, но потом удалось
сделать то-то и то-то.
Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать,
что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги,
но она является знанием границ своих
возможностей.
Если не удается разговорить ребенка, но вы
подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с
ним. Спросите, например, чего боятся солдатики
или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
Быть самим более оптимистичными. Следить за
выражением своего лица. Улыбайтесь чаще.
Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по
принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в
контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что
тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение
для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться,
представить что-то приятное. На приеме у зубного
врача можно подумать о том, что будет, когда все
закончится: пойдем домой, купим мороженого, все
будет позади.

Марина КРАВЦОВА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методики для выявления
тревожных детей

1. Беседа с родителями, учителями, ребенком и
наблюдение за его взаимодействием с окружающими
— сбор информации.
2. Тест тревожности, разработанный американскими
психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, помогает
определить общий уровень тревожности ребенка и
отследить травмирующие ситуации в его
повседневной жизни.
3. Тест А.М. Прихожан «Диагностика школьной
тревожности (младший школьный возраст)» помогает
определить, какая сфера школьной жизни является
наиболее травмирующей для ребенка.
4. Тест CМAS («Детская шкала проявлений
тревожности») позволяет не только выявить
наличие и уровень тревожности, но и вычленить ряд
соматических проявлений тревожности (анализ
конкретных ответов).
5. Методики определения самооценки позволяют
отметить и обсудить не только уровень, на который
себя ставит ребенок, но и то, где он хотел бы
находиться, как оценивают его родные и учителя. С
помощью развернутой самооценки удается выявить
неуверенность в себе и позицию окружающих, какой
она представляется ребенку.
6. Адаптированный вариант детского личностного
опросника Р. Кэттелла позволяет понять природу и
происхождение тревожности.
7. Рисунок семьи дает возможность посмотреть на
семейную ситуацию глазами ребенка.
8. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С.
Розенцвейга помогает отследить стратегии
поведения ребенка и тип реагирования на
травмирующие ситуации.

Публикация статьи произведена при поддержке онлайн-журнала для женщин Вумен-Джорнал. На страницах интернет-журнала для молодых мам Women-journal.com собрано большое количество полезных и интересных статей, которые расскажут о беременности и родах, способах укрепления иммунитета ребенка и распространенных детских заболеваниях, воспитании, правильном питании и многом другом, а различные сервисы помогут рассчитать норму веса и роста ребенка и составить интерактивный календарь беременности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н.
Адаптированный модифицированный вариант
детского личностного опросника Р. Кэттелла.
Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1995.
2. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной
фрустрации» С. Розенцвейга. М.: Московский
городской психолого-медико-социальный центр, 1997.
3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям
избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.
5. Никольская И.М., Грановская Р.М.
Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.:
Независимая фирма «Класс», 1997.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и
подростков: Психологическая природа и
возрастная динамика. Москва–Воронеж, 2000.
8. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности.
М., 1992.

Тест на воспитанность

Чтобы быстро понять причину странностей в поведении ребенка, маме и папе полезно на несколько дней стать идеальными родителями. В этот период времени в любой ситуации следует сохранять спокойствие, не кричать на малыша, не ругать его, не показывать раздраженности и недовольства. Идеальным родителям не нужно требовать безупречного поведения от ребенка, ведь он еще не владеет этикетом, хорошими манерами, не отвечает полностью за свои слова и действия. При этом ваши требования к малышу должны сохранять объективность, последовательность и согласованность с действиями других членов семьи.

Если проблема кроется в ошибках воспитания, то во время эксперимента поведение малыша улучшится. Конечно, он сразу не превратится в ангелочка. Однако, чувствуя позитив и понимание со стороны родителей, ребенок будет охотнее слушать их, начнет соглашаться выполнять их просьбы. Главный вывод теста на воспитанность таков: чтобы ребенок вел себя хорошо, родители должны быть внимательными к нему, отзывчивыми и доброжелательными.

Как проходит обучение детей с ЗПР?

В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).

Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.

Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.

Преимущества коррекционных классов:

  • небольшое количество учеников (от 5 до 15), что позволяет учителю больше времени уделять каждому ребенку;
  • в обучении используется больше наглядного материала (схемы, картинки, таблицы и т.п.);
  • на занятиях помимо учителя присутствует освобождённый классный руководитель – это педагог, который не обучает детей, а наблюдает за ними и занимается воспитательной работой.

Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.

Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру. При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу

При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.

Причины тревожности у детей

Большинство психологов уверены, что основная причина возникновения повышенной тревожности у ребёнка — это тревожность взрослых, которые его окружают. При этом это не наследственная черта, а особенности воспитания. Вот некоторые стили воспитания, которые могут привести к повышенной тревожности ребёнка.

  • Гиперопека. Такие родители стремятся уберечь дитя от любых угроз, в том числе и мнимых. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

  • Повышенные требования. Эти родители или мало чего добились в этой жизни и хотят, чтобы дети воплотили их мечты или,наоборот, высоко поднялись по социальной лестнице и требуют от ребёнка соответствия высоким стандартам. И в том и в другом случая личность маленького человека и его истинные потребности игнорируются. Ребёнок боится не оправдать завышенных ожиданий, потерять любовь родителей и это формирует у него тревожность

  • Авторитарный стиль. Такие родители сами воспитывались в спартанских условиях, и своих отпрысков растят так же. Есть только обязанности и нет никаких чувств. Эмоции ребёнка отвергаются, страхи высмеиваются, мечты обесцениваются. Это формирует низкую самооценку, неуверенность в себе и как следствие повышенную тревожность.

Симптом №1. Агрессивность

Взрослому человеку любое проявление агрессии со стороны ребенка кажется немотивированным. Чтобы удостовериться в этом, нужно постараться поставить себя на место малыша. К примеру, при желании покачаться на качелях ребенок может толкнуть того, кто уже на них сидит. Физическая агрессия — это самое простое решение, ведь просить и договариваться гораздо сложнее. Если малыш еще плохо разговаривает, то тем более он не сможет четко выразить свое желание, как это сделал бы любой взрослый.

Когда начинать беспокоиться?

Если родители целый год не ругают малыша, общаются с ним доброжелательно, объясняют правила поведения, но он продолжает агрессивно вести себя с окружающими, возможно, у него есть проблемы с развитием. Беспокойство у родителей должна вызвать и аутоагрессия — стремление ребенка специально кусать, царапать себя, ударяться головой о стену. Такими способами малыш вымещает злобу и обиды, делая это непроизвольно.

Насторожить родителей должно и то, что малыш одинаково ведет себя с близкими и чужими людьми. Обычно дети позволяют себе вольности только наедине с мамой, папой, бабушкой. С воспитательницей в детском саду или няней они держатся более сдержанно.

Откуда берётся повышенная тревожность

Две главных причины тревожности:

Изначально высокий уровень тревожности

Если человек склонен к беспокойству по разным поводам, эта особенность перенесётся и на родительство.

Взаимоотношения в паре «родитель-ребёнок»

В этом случае повышенная тревожность развивается именно в связи с родительством. На уровень тревожности влияют:

  • ситуация в семье во время беременности. Если в это время случались какие-то происшествия или поводы для стресса, тревожность возрастает.
  • ход беременности и родов. Например, тяжёлые роды повышают тревожность матери, и их последствия могут сказываться на её отношениях с ребёнком спустя много лет.
  • заболевания ребёнка.