Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);

Игры-моталочки;

Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);

Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;

Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;

Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)

Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);

Играем с пинцетом;

Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики

Играем с сенсорными коробками;

Играем со стучалкой (с гвоздиками);

Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu

Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;

Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки

Собираем пазлы из 4-20 частей;

Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop

Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;

Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;

Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom

Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;

Подбираем ключики к замочкам;

Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;

Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;

Пример пипетки

Вырезаем ножницами;

Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon

Играем с конструкторами;

Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.

Конструируем из счетных палочек;

Играем со шнуровкой-планшетиком;

Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop

Играем с кинетическим песком;

Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)

Уже знакомые игры:

Строим дорожки из домино;

Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;

Составляем картинку на кубиках-пазлах;

Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;

Пример трехслойного и двухслойного пазлов

Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;

Подбираем крышки к баночкам;

Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom

Играем в магнитную рыбалку;

Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop

Играем в мозаику;

Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop

Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;

Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда

Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;

Просеиваем крупу через ситечко;

Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)

Играем в лото;

Собираем грибы / ягоды;

Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)

Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Чистим вареное яичко;

Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Примеры полезных в этом деле игрушек:

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей. Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ

Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ

«Орешки в гнездышке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

«Ладошки»

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

«Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

«Построй грузовик»

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны

Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Упражнения для детей от рождения до года

Поговорим об осязании, то есть о развитии тактильности.

Упражнение 1. «Ладошки»

  • Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте.
  • Затем постучите ею о свою ладонь.
  • Потом снова нежно погладьте ручку.
  • Проделайте это упражнение с обеими руками малыша.
  • Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.

Упражнение 2. Массаж

Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев.

Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.

Упражнение 3. «Колечко»

Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики.

Материалы: сенсорная пирамидка, кроватка.

Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него

Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки. Затем надевает его ему на ручку — так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша

Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это. Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.

Упражнение 4. «Вынимаем предметы»

Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта.

Материалы: сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д.

Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.

Упражнение 5. «Ощупывание»

Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга. Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания. Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику).

Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает перед ребенком листочки разных цветов. Затем рассказывает, что подул сильный ветер и все листочки разлетелись и их нужно собрать на то дерево с которого они слетели. Затем воспитатель спрашивает у ребенка, какого листочки цвета и предлагает собрать сначала все желтые листочки, затем красные и зелёные.

Как вариант, эту игру можно провести не за столом, а на паласе, пригласив 3 ребенка разложить все листочки, поставить 3 корзинки, спросить какого цвета листочки. Каждому ребенку сказать какой именно цвет он будет собирать в корзинку, ребенок, который соберет первый все листочки станет победителем. Дети с удовольствием играют в эту игру.

Дидактическая игра «Собери яблоки по цвету».

Цель: развитие сенсорно – математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Задачи: закреплять понятие один – много.

Продолжать учить основные цвета – красный, желтый, зеленый.

Учить отвечать на вопросы, сравнивать, анализировать.

Развивать память, внимание, логическое мышление. Воспитывать желание помогать ежику

Воспитывать желание помогать ежику.

Данное пособие можно использовать как для закрепления знаний, так и для ознакомления с новым материалом. В совместной и индивидуальной непосредственной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

Развитие речи

  • Делаем ариткуляционные упражнения;
  • Делаем дыхательные упражнения;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
  • Игры на развитие речи

Например:

Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.

Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.

Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет и др.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Как научить ребенка внимательности и усидчивости в 7 лет

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту

Пример дидактических игр

Ход игры:

Вариант № 1 – «Наряди матрешку!»

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».

Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной,если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.

Вариант № 3 – «Матрёшка на дорожке».

Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.

Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).

Вариант № 4 – «Найди матрёшке её дорожку».

Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр. Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.

Дидактическая игра «Геометрические фигуры».

Цель: учим запоминать геометрические фигуры.

Условия игры: сосчитай, сколько здесь нарисовано кругов, прямоугольников, квадратов, овалов, треугольников.

Дидактическая игра «Цвет, форма, размер».

Цель: учим в игровой форме- цвета, размеры, формы.

Ход игры: перемешать 5-7 разных фигур.Попросить найти: самую маленькую, самую большую, все треугольники (круги, квадраты). Фигуры зеленого цвета без углов. Фигуры красного цвета с 3 углами(4-мя,5-ю). Попросить ребенка разложить все квадраты (звездочки, трапеции и т. д.)по порядку: от самого маленького до самого большого.

Дидактическая игра «Подбери цвет».

Цель: научить подбирать цвета с помощью операции сравнения, различных по цвету предметов. Формировать практические действия по цветовому признаку.