Страх животных

Очень часто дети испытают страх перед животными, особенно часто перед собаками, кошками и другими. Как правило, ребенок пугается, когда к нему очень близко подходит огромный, лохматый зверь – собака. А если еще тот залает, тогда страх перерастает в ужас и даже маленькие собачонки впоследствии вызывают только негативную реакцию. Не редко сами родители порождают у своих малышей такую фобию, говоря, что непослушных ребят собаки могут укусить. Иногда мамы и папы могут наблюдать боязнь ребенка перед кошкой. Но в основном это связано со светящимися глазами животного, которое в темноте выглядит несколько зловеще, даже для взрослых.

Чего боятся родители перед школой?

Педагоги-психологи выделили ряд основных страхов родителей перед началом школьного обучения. Вот некоторые из них:

  1. Страх родителей за уровень образования своих детей. Часто родители слишком сильно переживают из за того, что не могут дать лучшего образования собственным детям. Ведь от этого, по их мнению, зависит дальнейшее социальное положение детей и их достаток. При этом, под «лучшим образованием» каждый родитель имеет ввиду собственные убеждения, как то: солидность учебного заведения, большую нагрузку, достижения учебного заведения и т.п.
  2. Страх невнимания учителя или отношения к ребенку. Ребенок только вышел из детского сада, а порой, из дома. Кто будет следить за ним и ухаживать? Учитель в школе — не воспитатель в детском саду, не няня и не бабушка! Как будет учитель относиться к нему? Будет ли помогать?
  3. Страх за то, как будут складываться отношения со сверстниками! Будут ли ребенка обижать? А если в классе будет неадекватный ребенок? Будут ли у него друзья? Как ребенок сможет преодолевать конфликты? Почему он не хочет ходить в школу?  и т.п.
  4. А если ребенку будут занижать оценки? Зачастую родители воспринимают оценки своих детей в качестве оценки собственной состоятельности. 

Все эти страхи основаны на заблуждениях родителей. Например, когда мы помогаем делать уроки детям, неосознанно играем в игру: ученик — учитель, в то время, как дома главная задача родителей — не быть наставником и давать оценку, а помочь ребенку безбоязненно, в условиях безопасности, понять материал, научиться учиться. А не доказывать кому то свое превосходство и уж тем более, не доказывать своим родителям собственную состоятельность. 

Порой страхи родителей настолько сильны, что выливаются в агрессивном отношении к собственным детям. 

Страх большого

Иногда родители, стремясь порадовать и привести в восторг своего ребенка, покупают и дарят ему огромного плюшевого медведя. Но тот не всегда реагирует на подарок так, как хотелось бы взрослым. Малыш начинает плакать, пугается и, ни в какую, не идет на контакт с этим великаном. То же происходит с чужими взрослыми дядями и тетями, переодетыми в костюмы зайцев, клоунов и других персонажей людей, которые представляют собой угрозу для детей, по их собственному мнению. Они только начинают узнавать этот мир и им сложно ко всему привыкнуть сразу, а тут масса огромных людей, предметов, зверей, пусть и не живых. Поэтому с такими игрушками и знакомствами лучше повременить, чтобы не травмировать и без того еще совсем хрупкую детскую психику.

Причины детских страхов

Распространенность тех или иных страхов в каждой возрастной группе связана с этапами жизненного пути, которые проходит ребенок. Тело подростка стремительно меняется, перед ним стоят взрослые задачи — выбрать свой путь, ответственность, но к нему продолжают относиться как к ребенку, а вот у младенца главная забота — не выпускать источник безопасности, тепла и любви из виду. Поэтому у маленьких детей самый актуальный страх — остаться без мамы или другого близкого взрослого, который проводит с ними больше времени.

Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит. У ребенка недаром появляется чувство высоты, однажды упав с горки, он начинает осознавать опасность. Патологические детских страхи часто рождаются из отношения взрослых к опасностям.

Гиперопека

Ребенок, которому все время говорят «давай, лучше — я, ты не сможешь» боится проявить самостоятельность, а одна фраза «не ешь немытую грушу, а то заболеешь и умрешь» способна породить настоящую фобию у ребенка, который привык верить взрослым на слово.

Высмеивание страха

Закрепляет детский страх и неуважительное отношение к потребностям ребенка. «Описался, как маленький» — говорить это ребенку опасно. Унижение способно закрепить «туалетные» страхи, сделать их хроническими.

Замкнутость

Скрытность родителей, нежелание обсуждать проблемы, может породить множество страхов. Ребенок зачастую понимает, что его канарейка не просто легла спать лапками к верху, но смерть, о которой не принято говорить, пугает ребенка гораздо больше утешения и честного разговора о жизненном цикле.

Постоянное присутствие невротизирующего фактора

Ребенок, который боится животных, не избавиться от страха, если его постоянно силой водить в зоопарк. Так страхи только усугубляются в сознании малышей.

Наказание за проявление чувств

Если ребенку запрещено плакать, громко смеяться или проявлять эмоции, любой страх может превратиться в хроническую проблему.

Психотравмы

Смерть близкого, резкий и громкий звук, который сильно напугал, присутствие при какой-либо трагедии: все это может стать причиной рождения страхов у детей.

Детский сад – страх детей и родителей или новый этап в развитии и социализации ребенка

Самое ценное, дорогое и нежное существо – это рожденный малыш. Ему нужны опека, тепло и ласка, как отца, так и матери. Он подрастает, становится более самостоятельным с каждой неделей жизни, познаёт и открывает мир день за днём

И тут, уже с первого периода развития, очень важно не переусердствовать в опеке. Очень часто родители стараются сделать практически всё, вместо ребёнка – «не бери сам/сама, я дам», «давай покормлю, а то разольешь» и подобные

Вследствие такого поведения дети перестают активировать свою энергию на совершенствование умений, предпочитают быть пассивными, так как понимают, что так проще и легче, чем добиваться чего-то неоднократными попытками. Так, незаметно, закладывается неумение идти настойчиво к цели, что проявляется позже и не очень позитивно влияет на жизненную позицию в процессе развития личности. Детский сад так же является одной из ступеней взросления. В этой статье постараемся рассмотреть некоторые аспекты поведения родителей при подготовке ребёнка к детскому саду.

— Первое – подготовка к переходу в другую среду может занять от нескольких месяцев до года. Нужно разговаривать о преимуществах общения в детском саду, новых игрушках, друзьях и подобных позитивных вещах. Но убрать внутренние неосознанные страхи нельзя так быстро как бы нам этого хотелось. И чаще всего сами родители, возможно и не подозревая этого, вселяют их в детей. Никогда не говорите ребёнку, что отдадите его кому-то, или оставите где-то, если он не станет послушным. Вот и первая ошибка – потому что, в глазах малыша, его и правда отдают чужой тёте и уходят «навсегда». Для детей время идёт намного дольше, чем для взрослых.

— Не пугайте детским садом, если не хочет кушать или делать то, что попросили. В таком случае устанавливается понятие садика, как меры наказания.

— Не надо обсуждать выбор группы, воспитателей, своих страхов, сомнений по поводу первых дней адаптации в детском саду при ребенке.

— Постарайтесь удаляться с игровой площадки во дворе ненадолго, но так, чтобы держать малыша в поле зрения. Причиной может быть жажда, разговор с подругой иные подобные варианты. Таким образом, отсутствие мамы, со временем не ощущается так остро.

— Объясняйте малышу его поход в детский сад таким образом, чтобы он думал и понимал, что это надо ему, а не родителям. Не называйте в разговоре аспекты необходимости выхода на работу, нехватки времени или облегчения ухода за младшими братиком или сестрой. «Всё это нужно только маме, значит «я» мешаю» — вот какой будет реакция ребенка на попытки отправить его в детский сад. Лучше сказать, как повзрослел сыночек или доченька, и какие они стали самостоятельные, что могут совершенно уверенно идти в детский сад.

— В группе детского сада, желательно, не затягивать процесс прощания. Переодевайте не спеша, разговаривайте об интересных вещах или событиях (кроме наставлений по поведению в саду). Потом с улыбкой, спокойно заведите, и даже если плачет или начинает истерику, не возвращайтесь. Поверьте психологам и воспитателям, работающим не один год в детском саду – так дети успокаиваются намного быстрее.

— Самое важное и основное в этом процессе, убрать нервозность, панику и неуверенность мамы. Ребёнок очень сильно связан с родителями, и предельно тонко чувствует их состояние

Нужно взять себя в руки, убрать чувство неуверенности, страха и вины – всё правильно и не является преступлением или проблемой. Состояние ребенка зависит от состояния родителя.

Не стоит забывать, что каждый случай индивидуален, всегда надо исходить из конкретной ситуации. Характер маленького человечка, окружающая среда, уклад семьи и еще большое количество нюансов, так же играют огромную роль в процессе адаптации. Ребёнок – это счастье, наслаждайтесь наилучшими моментами и не усложняйте жизнь лишними переживаниями ни себе, ни ему. Мыслите позитивно, и то же самое сделает малыш.

Spread the love

Классификация детских страхов

Существуют разные варианты классификации детских страхов. Пожалуй наиболее распространенной и простой классификацией является деление детских страхов на природные (биологические) и социальные. Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и являются наиболее ранними по времени возникновения. Социальные страхи возникают позже и являются страхами социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия.

Природными являются, в частности, страхи смерти себя и родителей, животных, чудовищ, темноты, высоты, глубины, воды, огня, пожара, крови, врачей, уколов, замкнутого пространства, неожиданных звуков, врачей. К социальным страхам относятся страхи одиночества, быть не собой, наказания, опоздать, каких-то людей, осуждения со стороны сверстников и другие.

Детские страхи также делят на три группы (классификация основана на предмете страха, особенностям его протекания, его продолжительности, силе и причинам возникновения):

  1. Сверхценные страхи — наиболее распространенные детские страхи. Их причина — фантазия ребенка. В эту группу входят, в частности, страх темноты, страх смерти родителей;
  2. Навязчивые страхи — страхи в определенных жизненных ситуациях. Пример — страх высоты, открытых и закрытых пространств;
  3. Бредовые страхи — страхи, причина которых неясна. Пример — страх ребенка надевать ботинки потому, что он когда-то в них поскользнулся и больно ударился.

Страх воды

После очередного купания в ванночке ребенок может наотрез отказываться мыться в дальнейшем. Такое чувство страха может быть вызвано чрезмерной активностью в воде, повлекшей за собой попадание воды в нос, рот, глаза, уши, что было очень неприятно и вызвало отталкивающую реакцию у малыша. Он довольно долго еще может проявлять нежелание лезть в ванну. Также, причиной данной фобии может быть слишком горячая вода. Одного раза вполне достаточно, чтобы дети надолго запомнили неприятные ощущения от окунания в чересчур нагретую воду. Родители обязательно должны следить за температурой в ванной, а также за поведением в ней своего малыша. Это позволит, в первую очередь, избежать проблем с купанием.

Страх одиночества

Данная фобия встречается очень часто. Дети стараются никуда не отпускать свою маму, хотят, чтобы она все время была рядом. А потеря ее из виду даже на пару минут равносильна расставанию навсегда. Именно поэтому родители должны приучать своих малышей играть самостоятельно, а самим идти заниматься домом: готовить, убирать, гладить в соседней комнате, приучать ребенка не бояться, ведь маму всегда можно позвать и она придет из соседней комнаты. Постоянно пребывание рядом с детьми в дальнейшем оказывает негативное влияние не только на них, но и на родителей, которые очень сильно переживают за своих чад, пока те полдня проводят в детском саду или просто гуляют с бабушкой на улице.

Страх темноты

Данная фобия может проявляться в любом возрасте у детей. В основном, причиной ее возникновения является бурные фантазии у ребенка. После прочтения на ночь мамой нескольких книжек ребенок может представить, что к нему в комнату заглядывают гномы, колдуны, волшебники, монстры и прочие. Их сон становится беспокойным, они часто просыпаются по ночам, им сняться ночные кошмары. И так может продолжаться не только в дошкольном возрасте, но и у детей постарше, у школьников и подростков. Чтобы не травмировать детскую психику и успокоить малыша, на ночь в его комнату можно не закрывать дверь или оставлять включенным ночник.

Откуда появился страх темноты

Страх темноты — это совершенно нормальное и естественное явление. Это первобытный страх человека с древних времен, когда люди жили в лесу, боялись каждого шороха и любой тени, потому что это мог быть хищный зверь. Страх был необходимой реакцией, помогал нашим предкам мгновенно реагировать на опасность и выживать в сложных условиях. Сейчас такой опасности нет, а эмоции требуют выхода наружу. Необходимо научиться с ними справляться, иначе на базе подавленных эмоций будут возникать страхи, капризы, истерики.

Причины страха: ребенок боится темноты

Вы замечали, что некоторые дети особенно эмоциональны и впечатлительны, у них богатое воображение — они маленькие фантазеры? Такие дети имеют образный интеллект,

Зрительный вектор самые сильные эмоции и чувствительное зрение, которое раньше им помогало быстрее других разглядеть опасность среди деревьев.

Но в темноте эта способность теряется и возникает страх смерти, а богатое воображение способно додумать страшные образы и напугать себя. При этом человек испытывает выброс адреналина и начинает непроизвольно раскачивать эмоции.

Психология. Страх темноты, что делать?

Что делать родителям: Полезные советы

Научить ребенка не бояться темноты можно при помощи знаний, полученных на тренинге «Системно-векторная психология», это доказывают результаты людей, прошедших его. Вот что пишет Аида Бродски, учитель специального образования:

«Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня, как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала… как можно всего бояться… мурашков, жучков, орать так, как будто тебя режут, ночью спать только при свете, ложиться спать неизвестно когда ( я так уставала от непонимания и капризов, что просто валилась с ног или засыпала в любых позах, и что происходило дальше с моей дочерью, я не представляла).Так не бывает, это не правда, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни. Мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря тренингу по СВП Ю. Бурлана»Читать далее…

Советы, которые помогут в воспитании впечатлительного ребенка:

  1. Состояние ребенка зависит от атмосферы дома и поведения взрослых, в первую очередь — от мамы. Ему необходим эмоциональный контакт с мамой. Важны доверительные отношения, разговоры по душам. Когда взрослый начинает рассказывать моменты своего детства, делиться переживаниями, малыш обязательно ответит взаимностью и научится разбираться в своих чувствах и рассказывать о них.
  2. Читая литературу, вызывающую сострадание, ребенок учится понимать чувства других людей и проявлять сочувствие. Пусть лучше плачет от сострадания, чем от истерики.
  3. Помогая друзьям, переживая за близких, человек забывает о своих страхах.
  4. Хорошая литература развивает воображение, способность придумывать что-то новое, от творческих идей до новых технологий. В будущем эти таланты будут вне конкуренции.

Детская классическая литература на сопереживание: http://epsychology.ru/articles/literatura-audio-skazki-multfilmy-i-kinofilmy-dlya-zritelnyh-detey

Читайте многочисленные отзывы педагогов, психологов, родителей, которые прошли тренинг «Системно-векторная психология» и успешно применяют эти знания в воспитании детей.

«Мой шестилетний сын совсем не боится темноты, не просится в родительскую кровать, ему не нужна настольная лампа. Он любит полежать в своей кровати вечером, полистать развивающий журнал, и утром не торопится к нам, а нежится в кровати.И это не просто обычное дело. Это чудо. Это произошло с ним после прохождения мной тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. К последним лекциям тренинга он уже засыпал хорошо и без страха.Читать далее…

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Факторы (причины) возникновения детского страха

Исследователи выделяют следующие факторы (причины) возникновения детских страхов:

  1. Гнев и угрозы по отношению к ребенку;
  2. Внушение со стороны взрослых, которые эмоционально предупреждают ребенка об опасности, которую он еще не осознает;
  3. Внушение со стороны детей, которые придумывают себе чудовищ и монстров, а потом рассказывают о них других детям;
  4. Конкретный случай, который напугал ребенка (например, укусила собака или застрял в лифте);
  5. Невроз;
  6. Детская фантазия;
  7. Конфликты в семье (ребенок очень часто считает себя причиной конфликта между родителями);
  8. Обиды со стороны сверстников.
  9. Жилищные условия семьи. А. И. Захаров отмечал, что у детей, живущих в коммунальных квартирах, где больше возможностей контактировать со сверстниками, меньше вероятность возникновения страхов, чем у детей (особенно девочек) из семей, живущих в отдельных квартирах;
  10. Количество детей в семье. У единственного ребенка в семье, который находится в тесном эмоциональном контакте с родителями, обычно сильнее перенимает их беспокойство. Увеличение количества детей в семье обычно способствует уменьшению страхов;
  11. Возраст родителей. У родителей в возрасте старше 30 дет (и особенно в возрасте старше 35 лет) дети более беспокойны;
  12. Пол ребенка. Девочки более склонны к страхам, чем мальчики.

Рекомендации педагогов

Вот некоторые замечания, которые мне очень понравились от педагога Мингелевич Т. В.

  1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  2. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
  3. Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
  4. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много работать.
  5. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.
  6. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
  7. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?».
  8. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  9. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
    После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
  11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) — необходимы.
  12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  13. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  14. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что — то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
  15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  16. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7 — 8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
  17. Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Особенности детских страхов у воспитанников детских домов

Исследование, проведенное по методике А. И. Захарова в 2008—2011 годах в Пензенской области (средний возраст обследованных — 9 лет), показало, что по ряду детских страхов нет существенных различий между детьми, воспитывающимися в детских домах, и детьми, живущими в родных семьях. Оказалось, что у обследованных воспитанников детских домов многие страхи встречаются гораздо реже, чем у детей, живущих в родных семьях:

  • Страх заболеть (заразиться) выявлен у 70 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 43 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх опоздать в школу выявлен у 84 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 17 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх наказания родителями — 73 % опрошенных детей из родных семей, 15 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх смерти родителей — 99 % опрошенных детей из родных семей, 82 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх перед засыпанием — 50 % опрошенных детей из родных семей, 24 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх глубины — 32 % опрошенных детей из родных семей, 22 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх войны — 45 % опрошенных детей из родных семей, у 26 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх врачей — 30 % опрошенных детей из родных семей, 20 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх уколов — 65 % опрошенных детей из родных семей, 47 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх неожиданных, резких звуков — 68 % опрошенных детей из родных семей, 49 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх сделать что-либо неправильно выявлен у 92 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 46 % опрошенных воспитанников детских домов.

Однако, как показало то же исследование в Пензенской области, воспитанники детских домов намного чаще, чем дети, живущие в родных семьях боятся одиночества, каких-то людей, сказочных (либо мистических) персонажей, страшных снов, темноты, стихии и замкнутого пространства.

Страх громких звуков

Многие дети очень боятся и не переносят резкие, громкие звуки: хлопанье дверями, удары молотком, крики родителей во время ссоры и прочие. Для них это настоящий стресс, который со временем только нарастает, накапливается и может вылиться в серьезные проблемы со здоровьем. В первую очередь взрослые должны помнить, что нельзя повышать голос при разговоре друг с другом, а если так уж хочется иногда поскандалить, желательно делать это, пока ребенка нет дома, чтобы лишний раз его не травмировать. Также мамы и папы не должны кричать на своих детей, даже если те провинились, испортили какую-то вещь, разбили любимую кружку или вазу, подрались и т.д. Ничто не стоит детских слез и нарушенной нервной системы в таком юном возрасте.

Возраст детских страхов

Страх — это друг человека, его дар. Чувство страха было дано нам, чтобы мы могли оценивать опасность и избегать ее, но вместе с очевидными плюсами, страхи приносят в нашу жизнь много досадных минусов. Детский страх, как и взрослый, может быть необоснованным, стать навязчивым, а ребенку иногда требуется помощь, чтобы научиться справляться с пугающей информацией.

В каждой возрастной группе встречаются свои страхи, но рассматривают и список самых распространенных:

  • Страх остаться без родителей (одиночества);
  • Страх плохих снов;
  • Страх темноты (неизвестности);
  • Страх злодеев из сказок;
  • Страх войны;
  • Страх природных катаклизмов;
  • Страх наказания;
  • Страх боли (уколов, врачей);
  • Страх смерти.

Возрастные страхи могут задерживаться у человека дольше «положенного», именно поэтому многие взрослые продолжают с детства бояться высоты или громких звуков.

От 0–1 года:

страх разлуки с близкими;

незнакомых людей;

страх воды;

страх громких звуков.

В 1 год:

  • страх одиночества;
  • страх незнакомых взрослых.

В 2–3 года:

  • страх наказания;
  • боязнь животных;
  • страх высоты;
  • боязнь громких звуков.

В 4–5 лет:

  • страх темноты;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров.

В 6–7 лет:

  • страх смерти (своей или близких);
  • страх животных;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров;
  • страх бедствия: пожара, наводнения.

В 8–10 лет:

  • страхи, связанные со школой, стыдом (страх не ответить у доски, отпроситься в туалет);
  • страх смерти.

В 11–16 лет:

  • страх смерти;
  • боязнь войны или нападения;
  • ипохондрия;
  • страх проявить себя;
  • страх принятия возрастных изменений.

Методы обнаружения детского страха

Для выявления детского страха используют следующие методы:

Опросник «Страхи у детей» (для дошкольников, но предпочтительнее для младших школьников). Он не напоминает социологический опрос, так как вопросы ребенку задают в ходе игры и как бы между прочим. При этом вопрос задается ровным и спокойным голосом;
«Нарисуй свой страх» (метод А. И. Захарова, предпочтительнее для дошкольников). Ребенку выдают листы бумаги формата А4 и фломастеры или цветные карандаши. Затем ему предлагают нарисовать то, чего он боится. После окончания рисования ребенка просят объяснить — что он нарисовал

Внимание исследователь обращают не только на количество нарисованных страхов, но и на некоторые особенности рисунка — цветовую гамму, нажим, характер мазков, масштабность изображения и т. д.;
Тест «Сказка» Луизы Дюсс. Тест выявляет наличие (отсутствие) детского страха и состоит из 10 сказок, объединенных общим персонажем, с которым ребенок будет себя идентифицировать

Каждая сказка заканчивается вопросом, ответ на который должен дать ребенок;
Опросник по выявлению детских страхов, разработанный Л. С. Акопян, который состоит из 18 вопросов, разбитых по 7 блокам;
Методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова (в модификации М. А. Памфиловой).
И ряд других методик.

А. И. Захаров рекомендовал родителям дома организовать рисование страхов ребенка, которые выявлены психологом.

Таблица 1. Рисунок детского страха в домашних условиях (А. И. Захаров)

Название детского страха Его изображение в рисунке
1 Одиночества Ребенок и всего того, что он боится, оставшись один
2 Нападения Агрессивно ведущие себя взрослые
3 Заболеть (заразиться) Больница или микробы
4 Опоздать Бегущий в школу ученик, часы которого показывают время первого урока
5 Снов Засыпающий ребенок, опасения которого полностью видны на рисунке
6 Темноты Слегка затушеванная комната, где проявляются персонажи фантазии ребенка
7 Животных Изображение каждого вызывающего страх животного
8 Сказочных персонажей Изображение каждого вызывающего страх сказочного персонажа
9 Высоты Гора (высокое здание), на которой (-ом) кто-то стоит
10 Глубины Ущелье, колодец, морское дно
11 Воды Купание, обливание и т. п.
12 Война Сражение
13 Крови, уколов, боли Текущая кровь из пальца, делание укола, плачущий ребенок и т. д.
14 Неожиданных воздействий Что-то падает, разбивается, гудок, сигнал

Мифы ушли в прошлое, но страхи остались по-прежнему

Однако даже сейчас можно встретить взрослого, который признается, что в темноте чувствует себя крайне некомфортно. Что уж говорить о детях младшего школьного возраста?

Самыми впечатлительными и восприимчивыми к «ужасам темноты» являются наши дети. Кто-то из них подвержен этой фобии в меньшей или большей степени. Тем не менее, родителям часто приходится бороться со страхами своего ребенка, ведь зачастую темнота не дает малышам спать, может внушать им неподдельный ужас и порой настоящую панику.

Как проявляется никтофобия у детей?

Такой страх принято называть никтофобией (от греч. nyktos – «ночь», phobos – «страх») и, несмотря на то, что у всех детей он может проявляться по-разному, психологи выделяют несколько его распространенных симптомов:

  • бессонница;
  • упорное нежелание ложиться в постель и выключать свет;
  • состояние дрожи при выключенном свете;
  • головокружение;
  • потливость;
  • потеря контроля над ситуацией;
  • тревожное состояние;
  • паника и т.д.

Поведение ребенка может проявляться по-разному: некоторых детей беспокоит приоткрытая штора в комнате, через которую видна темная улица; иногда страх может возникать с наступлением темноты даже при включенном свете; в некоторых случаях ребенок не может спать всю ночь и настаивает на постоянном присутствии родителей рядом с ними.

Опасность никтофобии в том, что при выраженных формах страха у ребенка могут начаться проблемы с нервной системой.

Причины страха темноты у детей

Осознание явления смерти в детском возрасте. Согласно мнению экспертов, страх темноты совершенно естественен для периода развития детей: он связан с персонификацией смерти, когда малыш впервые начинает осознавать смерть как явление в человеческой жизни.

Когда ребенок понимает, что когда-нибудь он умрет, возникает на подсознательном уровне страх перед смертью, который зачастую становится причиной персонификации смерти в виде инфернальных монстров, чудовищ и привидений, которые якобы обитают в темноте.

Воображаемое заменяет реальное. Страх рождается тогда, когда у ребенка включается воображение. Ночью мы видим только очертания предметов, которые в темноте начинают вызывать ассоциации с какими-то посторонними предметами (например, когда стул в темноте кажется кораблем с парусами) или мистическими существами, животными, людьми (например, когда свернутые ткани одежды кажутся в темноте сгорбленным стариком или медведем).

У большинства детей в младшем школьном возрасте очень хорошо развито воображение. Однако фантазия под воздействием никтофобии может разыгрывать злые шутки. Если ребенок ко всему этому отличается сильной впечатлительностью, проблем не миновать.

Нужно ли побеждать «чудовищ» в темноте?

Некоторые родители считают, что страх темноты пройдет сам по себе с возрастом, когда ребенок сам осознает безосновательность своих фантазий. Однако это не так.

Если вовремя не «остановить» страхи ребенка, могут начаться проблемы со здоровьем или родятся другие фобии в более зрелом возрасте. Поэтому родителям нужно внимательнее относится к тревогам малыша. То, что кажется вам смешным и незначительным, для ребенка приобретает колоссальные масштабы.

Помочь ребенку справиться с никтофобией способен только взрослый человек. Психологи уверяют, что он очень нуждается в родительской поддержке, потому что именно она помогает ему формировать особую психологическую защиту.

Ошибки родителей

Нередко родители сами не замечают, как мешают ребенку преодолеть страх темноты. Иногда они допускают достаточно серьезные ошибки, когда пытаются научить ребенка спать в темноте.

Если ваш ребенок склонен к никтофобии, ни в коем случае не стоит делать следующее:

  • нельзя открыто смеяться над переживаниями ребенка, даже если ситуация кажется вам нелепой: отнеситесь к страхам малыша с пониманием и сопереживанием;
  • нельзя поддерживать и развивать никтофобию: многие родители неосознанно допускают одну и ту же ошибку, запугивая ребенка чудовищами («Будешь себя плохо вести, придет Бабайка и заберет тебя»);
  • нельзя смотреть с ребенком фильмы в жанре «хоррор», «ужасы», «мистические триллеры»: даже если ваш ребенок проявляет интерес к сюжетам таких кинолент, не стоит знакомить впечатлительного малыша с фантазиями режиссеров (не забывайте, что такие фильмы рассчитаны на взрослую аудиторию);
  • нельзя наказывать ребенка, запирая его в темноте, этот метод давно признан как неэффективный и влияющий на психику маленького никтофоба;
  • нельзя заставлять ребенка бороться со своими страхами самостоятельно – это будет возможно лишь после того, как вы поможете ему сделать первые шаги к этому.

Подростковые социальные страхи

У подростков также имеются возрастные страхи, но они в основном социальные (хотя природные страхи у некоторых детей тоже сохраняются в этом возрасте). А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10 — 12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришелся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10 — 11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11 — 12 лет до 16 — 17 лет):

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина  — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учета индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведенное среди подростков в возрасте 13 — 14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.

Страх будущей самостоятельной жизни силен у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре) показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей.