Потребительский скептицизм — это вполне нормально

А еще мы объяснили своей дочери, что приложения и видеоролики на ее «айпаде» были созданы очень умными людьми, которые намеренно сделали их так, чтобы они привлекали внимание, и она постоянно бы их смотрела, больше ни на что не отвлекаясь. Понимание того, что компании, создающие медиа-контент, заинтересованы в том, чтобы потребляющие его дети проводили как можно больше времени за этим самым потреблением — очень важная часть в обучении информационной гигиене в современном обществе

Понимание того, что компании, создающие медиа-контент, заинтересованы в том, чтобы потребляющие его дети проводили как можно больше времени за этим самым потреблением — очень важная часть в обучении информационной гигиене в современном обществе.

На первый взгляд вам может показаться, что для пятилетней девочки это слишком уж сложная информация, но нам хотелось, чтобы она с малых лет могла принимать решения в отношении того, сколько времени она хочет тратить на компьютерные игры и видео, и сама следовать установленным ею правилам.

Начинайте обучение с раннего возраста

Когда моей дочери было пять лет, она начала требовать новый iPad и устраивала протесты. Мы с женой поняли, что пора действовать.

После того, как все успокоились, мы изо всех сил старались показать дочери, что уважаем ее мнение и желание. Подобную тактику советует Ричард Райан, один из самых цитируемых в мире исследователей движущих сил человеческого поведения. Мы постарались объяснить ей, что чрезмерное увлечение планшетом и проведение времени перед экраном вредно. Что за это развлечение придется платить тем, что у нее есть — физическим и эмоциональным здоровьем. Конечно, все это нужно делать в такой форме, чтобы ребенок понял, о чем идет речь.

В детском саду дочь как раз училась определять время, поэтому мы попробовали объяснить, что из-за гаджетов остается не так уж много часов для других ее любимых занятий. Слишком много внимания отнимают приложения, игры и видео. И у нее не остается времени для друзей, плавания или для родителей.

Дети нуждаются в достаточной автономии

После того, как мы объяснили ей все это, то спросили, сколько времени за планшетом, по ее мнению, ей будет достаточно, чтобы она успевала посмотреть то, что она хочет, но это не повредило ее другим интересам. Конечно, давая ей право принимать такое решения, мы намеренно шли на риск, но это определенно стоило того.

Если честно, я ожидал, что она скажет что-то вроде «я хочу целый день». Но она этого не сделала

Вместо этого, вооруженная знаниями, позволяющими ей понять, зачем мы ограничиваем ее время перед экраном планшета, и почему это важно, а также получив возможность самой решать, сколько ей смотреть любимые мультсериалы, она скромно сказала, что ей, мол, хватит «двух серий в день». Я объяснил ей, что две серии подходящего для ее возраста сериала на Netflix — это примерно 45 минут

«Как ты считаешь, 45 минут в день у планшета будет тебе достаточно?» — искренне спросил у нее я. Она согласно кивнула, и по ее хитрой улыбке я увидел, что она определенно считала, что обставила меня в этой сделке. Я тоже был не против. Как по мне, 45 минут в день — это вполне нормально, так как оставляло уйму времени на другие занятия.

«Ну и как же ты собираешься контролировать себя, чтобы не смотреть видео больше 45 минут?» — спросил ее я. Так как она явно не хотела уступать позицию в переговорах, то сама предложила пользоваться для этого кухонным таймером, который она могла бы устанавливать сама.

«Звучит неплохо», — согласился я. «Но если мама с папой заметят, что у тебя не получается выполнять обещание, нам придется вернуться к этому разговору»,  — сказал я, и она согласилась.

Объясните силу слова «нет»

Дети, как правило, еще очень доверчивы. Поэтому этим часто пользуются преступники. Расскажите, что если к ним обращается незнакомый человек с какой-либо просьбой, он всегда может сказать «нет». Расскажите, что если человек будет пытаться прикоснуться к нему или будет говорить что-то неприятное, он может позвать на помощь. Если ребенок идет из школы один, лучше выбрать для него путь, где обычно бывает много людей. Скажите, что если его кто-то испугает, он может смело кричать, и преступника это спугнет.

Ребенок должен уметь отказывать не только взрослым незнакомцам, но и детям. Например, если новые товарищи просят его сделать что-то плохое, он должен жестко отказать. Отказывая, он может показать свою силу и ответственность. Такое поведение поможет ему и во взрослой жизни.

Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога

Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.

Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.

Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.

И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок – это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители – это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители – это самая главная опора и поддержка для него.

Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:

  • 1 стадия – отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
  • 2 стадия – чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
  • 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
  • 4 стадия – принятие.

В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.

Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна

Каким правилам поведения с собаками нужно обучить детей

Всегда спрашивай разрешения

При первом знакомстве с чужой собакой нужно обязательно спросить разрешения у владельца, а также убедиться, что животное расположено к контакту и хочет с вами поздороваться. Не нужно прикасаться к незнакомой собаке без разрешения ее хозяина, также не нужно насильно заставлять обниматься или играть свою собаку. Если владелец разрешил познакомиться с питомцем, нужно спокойно подойти к собаке и дать ей понюхать свою ладонь, если собака пошла на контакт, можно нежно почесать ее по подбородку, груди и шее. Не нужно гладить собаку по голове.

Собаки, как и человек имеют свое личное пространство. Подзывайте собаку к себе (чужую или домашнюю), чтобы поиграть с ней или дать лакомство. Питомец должен самостоятельно решить, принять ваше приглашение или нет. Если животное не проявляет интерес, нужно оставить его в покое.

Не игнорируй сигналы, которые подает собака

Не всегда виляние хвостом означает радость, иногда это показывает, что она находится в состоянии повышенной возбужденности

Поэтому важно знать язык тела собак

Вот некоторые критические сигналы, которые нужно запомнить:

  • Собака облизывается, зевает или зажмуривается – это признак дискомфорта. В этом случае необходимо оставить собаку в покое;
  • Собака отворачивает голову или поворачивается спиной – это также сигнал, который говорит, что собака не готова идти на контакт;
  • Собака хочет уйти – ни в коем случае не препятствуйте этому, удерживая её силой можно спровоцировать конфликт;
  • Собака поджимает хвост, прижимает уши – признак того, что животному не нравятся ваши действия в данный момент. Это вежливая просьба оставить его одного;
  • Собака ложится на бок или спину – питомцу дискомфортно, он напряжен и находится в стрессе. Не всегда этот сигнал означает желание собаки почесать ей живот;
  • Собака морщит нос, показывает зубы и смотрит в глаза – это прямая угроза и сигнал, что животное больше не будет терпеть ваше общество;
  • Собака рычит – это крайняя нервная и агрессивная поведенческая реакция, если не оставить собаку в покое, она может пустить в ход зубы.

Никогда не дразни собаку

Поддразнивания – это не веселая игра, которая кажется забавной для собаки. Не нужно имитировать лай и дразнить свою или чужую собаку, также не стоит размахивать руками и издавать громкие звуки, если собака возбуждена. Тем более не стоит тянуть собаку за хвост, за лапы, дотрагиваться до носа. Список можно продолжать бесконечно. Такие действия могут привести к серьезным поведенческим проблемам у собаки, к тому же, собака может за это укусить.

Не тревожь собаку, если она спит, обедает или занята со своими щенками

В такие моменты очень опасно тревожить животное. Такие действия могут быть истолкованы неправильно. Собака решит, что ей грозит опасность и может испугаться или даже предпринять попытку к защите.

Если навстречу бежит собака – не паникуй

Если собака бежит навстречу, нужно встать прямо и не двигаться, «будь деревом», ноги поставь вместе. Не нужно кричать и убегать, размахивая руками, также не нужно смотреть на собаку: собаки используют для общения зрительный контакт, тревожный взгляд она может расценить как угрозу. Скорее всего, собака просто подойдет обнюхать тебя и уйдет.

Обучив ребенка этим простым правилам, можно избежать несчастных случаев

Более того, если вы объясните, что не нужно бояться собак, важно уважать их пространство и понимать сигналы, которые они подают, то вы исключите боязнь животных у вашего ребенка, позволив безопасно общаться со своей и чужими собаками

Научите ребенка пользоваться интернетом

Сегодня компьютеры или ноутбуки есть почти у всех. И почти всегда они подключены к интернету. Конечно, это очень полезно, но только если правильно его использовать. Детям могут быть доступны все сайты, в том числе и такие, которые для них не предназначены. Это может привести к психологической травме. Кроме того, в письмах часто содержатся вирусы, которые могут стереть данные или принести другой вред. В интернете можно не только найти полезную информацию, но и наткнутся на мошенников и других преступников. Здесь они чувствуют себя еще свободнее, чем в реальном мире. Перед тем, как разрешить малышу пользоваться интернетом, его необходимо обучить нескольким правилам.

Для надежности лучше установить специальные программы контроля.

Экстренные службы

Ребенок, когда он без присмотра родителей, может оказаться в самых разных ситуациях, в том числе и экстренных. Например, вы ненадолго оставили его дома, и начался пожар, или кому-то из родных стало плохо, и позвать на помощь возможности нет. Такие вещи часто происходят в самые неожиданные моменты. Взрослый человек не растеряется. Ведь он хорошо знает, как нужно действовать и куда звонить. Но для ребенка это может быть трудным испытанием, тем более, если никто не объяснил ему, как нужно действовать. Расскажите ребенку, что паниковать не нужно. Объясните, в какой ситуации как нужно действовать и куда звонить. Пусть табличка с номерами экстренных служб висит на видном месте у вас в квартире, а эти же телефонные номера будут занесены в телефон ребенка. Ведь никто не застрахован от непредвиденных ситуаций, а простые знания могут спасти жизнь не одному человеку.

Обсуждения и уважительные разногласия необходимы

Самое главное — вовлечь ребенка в разговор и помочь ему установить свои правила. Когда родители вводят ограничения без участия детей, они настраивают их на негативный лад, порождая обиды и желание обмануть систему.

Эти стратегии не являются гарантией семейной гармонии между родителями и детьми. На самом деле, жаркие дискуссии о роли, которую технологии играют в наших домах и в жизни, только начинают разрастаться. Далеко не все согласны с тем, что гаджеты вредят детям. Некоторые вовсе говорят о том, что подростку можно ездить на автомобиле самостоятельно. Но из всего этого нужно выудить главное — обсуждения, а иногда и уважительные разногласия необходимы. Это признак здоровой семьи.

Вывод из всего этого напрашивается только один — отвлечение вредно. Это такая же проблема, как и все другие. Будь то в большой корпорации или в небольшой семье, чувствуя себя в безопасности, когда мы открыто обсуждаем наши трудности, мы можем решить их вместе.

Одно можно сказать наверняка: технологии становятся все более распространенными и навязчивыми

Хотя нашим детям важно осознавать, что продукты созданы для того, чтобы привлекать внимание, нам также необходимо укреплять их веру в собственные силы, чтобы они могли справиться с этим

Это их обязанность и их право — разумно использовать свое время.

Почему родителям трудно принять своего ребенка с особенностями?

Когда родители узнают о том, что у их ребенка имеется диагноз, из-за которого он нуждается в создании специальных условий для развития, обучения и жизни, что он не такой, как большая часть других детей – это горе для любой семьи. Это сильнейшее разочарование в справедливости жизни, неоправданные ожидания и мечты о том, каким будет их ребенок в будущем, страх трудностей, страх принятия на себя ответственности, страх за будущее ребенка, убеждение в собственной неполноценности, связанной с рождением такого ребенка (при врожденных патологиях), острое и всепоглощающее чувство вины, злости, обиды на жизнь, ощущение собственной беспомощности… Помимо такого хаоса во внутреннем мире, матери и отцы сталкиваются с непринятием и непониманием со стороны близких людей. Родственники могут обвинять мать в том, что она как-то (якобы) не так себя вела во время беременности или родов, неправильно занималась с малышом и т.д. Часто близкие просто сводят общение к минимуму, и «особая» семья сталкивается с изоляцией и отсутствием поддержки.

На родителей сваливается давление общества. Тема инвалидности, ограниченных возможностей сегодня стигматизирована, на таких людей до сих пор смотрят косо. Конечно, толерантность общества развивается, но все равно семьи с особыми детьми не могут чувствовать себя комфортно. Маме и папе сложно пойти на площадку гулять с особым ребенком, ведь и большинство родителей, и дети будут избегать их малыша, не понимая, что с ним происходит.

Помимо тяжелейшего семейного кризиса родителям предстоит решить множество важных вопросов относительно реабилитации особого ребенка. Какой путь коррекции выбрать, где найти средства, оформлять ли инвалидность, как адаптировать ребенка в обществе, нужен ли коррекционный садик/школа или стоит выбрать инклюзию в группе нормотипичных детей?

Часто семьи с появлением особенного ребенка не выдерживают и рушатся. Родителям действительно сложно справиться с такой ситуацией и они нуждаются в поддержке и принятии как себя самих, так и ситуации.

Не гулять в одиночку

В любом возрасте ребенок подвергает себя опасности, если идет куда-то один. Особенно в темное время суток. Об этом должны помнить абсолютно все родители. Ведь часто бывает так, что занятия в школе проводятся во вторую смену, и ребенок должен идти домой уже после захода солнца. Родители могут быть на работе, и не иметь возможности его проводить. Не стоит в этом случае надеяться, что ничего страшного не случиться. Ведь всегда лучше перестраховаться. Лучше попросить забирать ребенка из школы бабушку или дедушку. Если такой возможности нет, необходимо выяснить, кто из одноклассников живет поблизости. Если дети будут идти домой группой, они гораздо меньше подвергают себя опасности. Путь из школы домой должен быть хорош освещен. Объясните ребенку, что он должен выбирать самые светлые и людные улицы. Дети, которые идут одни, чаще всего становятся жертвами преступников. Это правило действует также, когда ребенок идет играть к другу, даже если друг живет совсем поблизости. Лучше будет перестраховаться и забрать его.

Подведите ребенка к «предварительным обязательствам»

Сегодня, когда дочери исполнилось 10 лет, она все еще ограничивает саму себя от чрезмерного времяпровождения перед экраном. По мере того, как она росла, она сама внесла некоторые коррективы в свои правила. Например, она решила тратить не по 45 минут по вечерам каждый день, а немного больше времени для просмотра кино в выходные.

В этом моменте важно то, что это были ее собственные правила, которые она устанавливала без нашего участия. И дочь могла самостоятельно контролировать их соблюдение

Это был идеальный вариант для всех нас, потому что ее родители должны быть хорошими в ее глазах. А роль «плохого полицейского» брал на себя какой-нибудь гаджет, как таймер или виртуальный ассистент.

Сама того не осознавая, она заключила своего рода предварительное обязательство, которое заключается в том, что для выполнения нежелательного действия нужно приложить больше таких же нежелательных усилий.

Такое предварительное обязательство может помочь в воспитании ребенка. Многие родители хотят знать, какое количество времени дети могут проводить перед экраном, но таких абсолютных цифр не существует. Слишком много факторов влияет на это, включая конкретные потребности ребенка, или то, что он собирается делать в Интернете.

Какие диагнозы могут быть у особого ребенка?

Диагнозы могут быть сформулированы по-разному и связаны они с серьезными физическими, речевыми, поведенческими или психоэмоциональными проблемами, которые вызывают трудности для полноценной социализации и (или) обучения.

Эти диагнозы можно условно разделить на три группы:

1 группа – это диагнозы, которые посторонние люди могут определить, увидеть сразу, «невооруженным глазом»: ДЦП, слепота, синдром Дауна, врожденные и приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата и другие.

2 группа – это нарушения, которые посторонние люди могут понять, определить, взаимодействуя с ребенком или понаблюдав за его поведением со стороны: аутизм, глухота, ЗПР, тяжелые нарушения речи (алалия, дизартрия и т.д.), СДВГ.

3 группа – это трудности, которые посторонний человек, не специалист, может не заметить, не определить сразу, но родителям такого ребенка очень непросто его воспитывать. Например, при дислексии и дисграфии учителя, не разобравшись в истинных причинах неуспеваемости, могут необоснованно обвинять ребенка в том, что он ленится, и высказывать свои негативные эмоции по этому поводу родителям.

Верьте в своего ребенка

Не стоит недооценивать способность ребенка выполнять условия заключенного соглашения. Такие соглашения вполне способны помочь ему рационально планировать свое время и распорядок дня с самого детства.

Многие родители хотят услышать от меня какую-то конкретное значение максимального времени, которое им стоит позволять детям проводить за компьютерами, телефонами и прочими гаджетами, но такого значения просто не существует. На эту цифру влияет множество факторов, включая интересы вашего ребенка, то, чем он занимается в сети, и то, насколько вредит проведенное за компьютеров время другой деятельности, и какую именно деятельность оно вытесняет.

И самое главное — постарайтесь вовлечь вашего ребенка в дискуссию, чтобы объяснить ему необходимость ограничений, позволив при этом установить собственные правила. Когда родители налагают на своих детей ограничения «извне», не учитывая при этом их мнение, они вызывают у детей раздражение и стремление каким-либо образом «обойти» их.

Конечно, все приведенные выше стратегии вовсе не гарантируют, что между вами и вашими детьми непременно (и сразу же) установится идеальная гармония. Более того, вам стоит ожидать оживленных дискуссий о том, какую роль современные технологии играют (и должны играть) в вашем доме и жизни ваших детей. И знаете, что? Это вполне нормально. Споры, даже если в конечном итоге приводят к тому, что каждая сторона остается при своем мнении — это признак здоровой семьи (при условии, что они проходят в атмосфере уважения).

Дети могут усвоить те навыки, которые необходимы для обучения правильной концентрации и рациональному распределению доступного времени, лишь в том случае, если вы дадите им возможность самостоятельно следить за своим поведением — начав хотя бы с чего-то малого — но для этого нужно с ними общаться.