Советы Комаровского

Доктор Комаровский даёт ряд рекомендаций относительно того, как приучить ребёнка к горшку.

Приучение желательно проводить летом, когда минимум одежды значительно упрощает процесс.
Готовы к обучению должны быть не только родители, а и ребёнок, как в физиологическом, так и психологическом плане.
Если малыш или родители болеют, то приучение требуется отложить.
Успех ребёнка надо одобрять, а неудачи максимально игнорировать, не показывая недовольства.
Надо объяснять крохе всю последовательность действий, а не только сам физиологический акт

Ребёнку важно усвоить, что сначала надо снять трусики, затем сделать свои дела, потом надеть трусики, и, если он может, вылить содержимое горшка в унитаз.
Как только подгузник после ночи останется сухим, его надо показать ребёнку и похвалить за такое достижение. С этого момента пользоваться памперсами прекращают.

Используя рекомендации, которые даёт Комаровский относительно того, как приучить ребёнка к горшку, родители быстрее справятся с задачей. Освоение туалета не только экономически выгодно для семьи, так как отпадает трата на памперсы, но и позволяет ускорить развитие крохи. Появление определённых навыков и обязанностей благотворно влияет на малыша.

Подготовительный этап

Обучение пользоваться горшком можно условно разделить на несколько этапов, каждый из которых очень важен для достижения конечной цели: осознанного и регулярного использования малышом туалетного «друга» по назначению.

Как выбрать правильный горшок

Индустрия товаров для детей развивается семимильными шагами, предлагая совершенно, казалось бы, невероятные идеи, например, музыкальный горшок с игровой панелью. Многие современные родители всё же не рискуют покупать такие чудеса техники, а останавливают свой выбор на голубых моделях для мальчиков и розовых для девочек. И делают, кстати, совершенно неправильно, ибо критерий выбора горшка — это форма чаши, а не цвет. Для девочки — круглая, для мальчика — овальная с выступом впереди. Такой выбор связан с анатомическими особенностями строения малышей. Кроме того, выделяется 5 критериев для подборки модели детского туалета.

  1. Нет железу или керамике. Очень неприятно прикасаться голым телом к чему-то холодному. К тому же до этого малыш ощущал только тёплые руки любящих людей или мягкий подгузник. Так что высаживать ребёнка нужно только на пластиковый горшок.
  2. Удобство и ещё раз удобство. Если карапуз отличается крупным телосложением, то и туалет для него должен быть подходящего размера. Но в такой же модели худенький ребёнок будет проваливаться — тут уж не до справления нужды окажется. К этому же параметру относится и наличие спинки — ещё одному фактору удобства.

Главный критерий выбора горшка — удобство

  1. Устойчивость. Если кроха нечаянно упадёт с горшка, то на «опасный» предмет точно не сядет ещё очень долго.
  2. Если планируете поездки, то приобретайте модели с крышкой.
  3. Поющие, говорящие горшки будут восприниматься его маленьким обладателем только игрушкой, а не туалетом.

Знакомство

Оно ни в коем случае не должно быть навязчивым — это главное условие первых встреч ребёнка с туалетным другом. Рассказывайте о горшке как о новой забаве, которая помогает попе оставаться чистой, высаживайте на него мишек, зайчиков, кукол. Очень здорово, если есть старшие дети: авторитет брата или сестры у крохи силён с самого раннего возраста, так что, увидев, как ролевая модель усаживается на горшок, карапуз с удовольствием будет повторять его действия

Безусловно, не менее важно соблюдать накопленные опытом правила знакомства малыша с мобильным туалетом

Сидеть на горшке за компанию всегда приятнее

  • Решили, что пора переходить на горшок — начинайте отказываться от подгузников, оставляя их только на ночь и на прогулку. А если дело происходит летом, то и гулять можно без памперса.
  • Познакомьте кроху с его телом. Объясните, что попа нужна для того, чтобы какать, а половые органы — чтобы делать «пи-пи». Но когда это происходит в трусики, попа обижается, начинает пощипывать и чесаться. Вот тут-то её и спасает горшок, который помогает и штанишки не запачкать, и сухим остаться.
  • Найдите для горшка подходящее место. Малыш должен уметь дотягиваться до него. Тогда и радость от сделанных дел будет во много раз сильнее.

Когда малыш повзрослеет, горшок нужно перенести в туалет

  • Когда малыш повзрослеет, горшок нужно перенести в туалет
  • Пока достаточно высаживать ребёнка, привыкшего к новой игрушке в комнате, на 2–3 минуты.
  • Рассчитывайте время. Это правило — одно из самых сложных, так как родителям нужно на время стать ещё более прозорливыми, чем Шерлок Холмс. После приёма пищи, прогулки, сна, обильного питья, или когда замечаете, что он тужится, замер, напрягся, обязательно высадите малыша на горшок.
  • Стимулируйте кроху к действиям. Например, предложением: «Солнышко, давай пописаем в горшочек?».
  • Первые успехи ребёнка по степени восторженности не должны уступать первому полёту человека в космос: хвалите своё чадо, поощряйте. Тогда ему захочется повторять свой успех снова и снова.
  • Дайте ребёнку возможность самому спустить воду в унитаз, чтобы смыть свои «следы» из горшка.
  • Заведите «туалетную игрушку или книжку», с которыми карапуз будет восседать на горшке. Правда, устраивать театрализованное представление под оправление нужды не стоит.

4 важных «НЕ»

  • В жизни всё должно быть вовремя. Это философское суждение справедливо и в отношении приучения малыша к горшку. Но в некоторых ситуациях стоит повременить с обучением.
  • Не нужно начинать более тесное знакомство с мобильным туалетом, если крохе нездоровится (лезут зубки, пучит животик и пр.).
  • Не пытайтесь попрощаться с подгузниками раз и навсегда: первое время «аварии» будут случаться очень часто.
  • Не стимулируйте мочеиспускание провоцирующими звуками, например, льющейся воды. Иначе в будущем этот рефлекс будет портить жизнь малышу.

Первое время рекомендуется держать ребёнка, сидящего на горшке, за руку

Не ругайте, если ребёнок сделал дела в трусики.

Ошибки родителей при приучении ребенка к горшку

Чтобы процесс обучения не стал болезненной темой, постарайтесь не делать следующие ошибки:

1. Приучить шестимесячного малыша к горшку вряд ли получится. Не торопите время. Для осознанного процесса обучения придется подождать хотя бы до 1,5 лет.

2. Не травмируйте психику карапуза регулярным хождением в туалет. Если малыш не в настроении, не трогайте его, иначе пойдет процесс отвращения к горшку.

3. Ребенок, который всё время ходит в памперсах, долго приучается к горшку. Чем раньше вы избавитесь от подгузников, тем лучше.

4. Не превращайте процесс обучения в маниакальную идею. Некоторые родители не разрешают вставать детям с горшка, пока те не сделают то, что нужно. Не стыдите и не сравнивайте свое маленькое чудо со сверстниками.

5. Наказание за мокрые штанишки или излишняя строгость взрослых в обучении – одна из самых распространенных ошибок. Карапуз замыкается в себе. Проявите усердие и терпение. Верьте в своего ребенка.

6. Предоставьте малышу самостоятельность. Пусть он сам снимет или поднимет штанишки, сам сядет на горшок. Надевайте на него удобные штанишки, а не комбинезоны, чтобы в нужный момент успеть их снять.

7. Горшок всегда должен стоять на одном месте. Если он валяется по всей квартире, то в нужный момент малыш просто не найдет его, тогда проблема мокрых штанишек затянется.

8. Сделайте сидение на горшке приятным делом. В процессе обучения не стоит оставлять малыша наедине на горшке. Поиграйте с ним, прочитайте ему стихи, тогда и дело будет сделано намного быстрее. Только не перестарайтесь, иначе малыш забудет о своем деле.

9. Хождение в туалет – естественный процесс. Не бегите с зажатым носом выливать всё содержимое горшка в унитаз. Такое поведение некоторые дети воспринимают болезненно.

10. Бессистемное высаживание не облегчит процесс обучения. В первые несколько дней обязательно регулярно высаживайте карапуза на горшок, иначе предпринятое дело обречено на провал.

Общие правила приучения

Есть общие рекомендации по приучению маленького ребенка к горшку. Они позволяют как можно быстрее научить малыша пользоваться предметом, не сформировав при этом негативных реакций. Родителям надо проявлять достаточно терпения, так как с первого раза достичь результатов не получится.

Впервые показывая ребёнку горшок, нельзя принуждать его силой садиться на него. Если в семье есть дети постарше, то они смогут подать пример малышу. Если их нет, то вначале на туалет сажают куклу или другую игрушку и рассказывают малышу, для чего требуется вещь и чем она такая хорошая.
Стоит объяснять, что быть мокрым и грязным очень неприятно, а пользуясь горшком, можно избежать этого.
Когда у малыша получается сделать всё правильно, его надо поощрить, но при этом не устраивать суеты вокруг него. Если же мокрыми оказались штаны, то, не ругая кроху, надо напомнить, что есть горшок, который позволяет чудесным образом оставаться сухим и чистым.
Горшок должен стоять так, чтобы малыш мог сам до него добраться

Это важно, так как иначе ребёнок будет регулярно забывать о предмете и пачкать одежду.
Надо обязательно объяснять крохе, для чего нужен предмет, и мягко напоминать о том, что может быть пора на него присесть. Особенно важно делать это после еды и сна.
Сажать на горшок надо по времени, когда ориентировочно ребенку может потребоваться в туалет

Это позволит ему не забывать о потребностях организма и привыкать успевать добраться до горшка.

Если ребёнок очень нервничает, находясь на горшке, то надо купить игрушку или книжку с яркими картинками, которые крохе будут давать лишь в это время.  Такой стимул позволит пересилить страх перед предметом, а приятное занятие успокоит ребёнка в процессе пребывания на горшке. Зная, как приучить ребёнка ходить на горшок, мать спокойно сможет справиться с задачей.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Способы приучить ребенка к горшку

Интересно происходит приучение к горшку в Африке. Там женщины приучают детей к горшку с рождения. При этом если малыш, которому от роду неделя, писает в пеленки, то его маму считают невнимательной.

И действительно считается, что в течение первого месяца младенец подает простые сигналы о желании сходить в туалет.

И если есть время, то мамы могут все контролировать. А вот после месяца такая способность пропадает.

Известный детский врач Комаровский рекомендует не приучать кроху к горшку с негативным эмоциональным фоном.

Любой малютка рано или поздно научится, повторяя за родителями или ровесниками.

Большинство стараний по приучению вызваны не заботой о ребенке, а стремлением сократить расходы на памперсы, уменьшить количество стирок и выглядеть не хуже других.
Не используйте агрессивные методы приучения к горшку. Если малыш напуган недовольством родителей или зажат, то процесс не получится.

Если же приучить по системе, то спокойный и довольный малыш гораздо охотнее будет учиться новому навыку.

Из своего опыта скажу, что лучший способ чему-либо научить – это предоставить процесс в виде игры.
Чтобы быстро привить определенный навык, нужно сначала отучить от памперсов. Прежде всего, нужно показать, что памперс только мешает и приучить ребенка к горшку будет проще.

Для этого не снимайте его, пока он не наполнится и не станет слишком тяжелым. Уже после года нельзя держать малыша в памперсе все время.

А малышей постарше сажают на горшок.
Кроме того, есть специальное время, когда рекомендуется осуществлять процедуру. Дети чаще всего хотят в после сна и после еды.

Методика приучения за 7 дней

Родителям можно попробовать специальную методику приучения к горшку за 7 дней. Данная система называется «Довольный малыш».

В первый же день снимают памперс и часто сажают на горшок. Можно даже продемонстрировать взрослый туалет и показать, зачем он нужен. Процесс повторяется каждые четверть часа. Нельзя ругать малыша.
На второй день навыки нужно закрепить

При этом важно контролировать процесс.
На третий день не стоит надевать памерсы. Перед тем, как идти на улицу необходимо подержать малыша над туалетом

Первое время можно брать с собой предмет туалета. И уже через несколько дней ребенок научится сдерживать себя.
Уже к четвертому дню многие малыши выказывают желание самостоятельно посещать санузел. Но все равно необходимо напоминать о туалете заигравшимся детишкам. Также нужно поощрять и не показывать недовольство. Контролировать походы в нужно до конца недели.

Методика приучения за 3 дня

Давайте рассмотрим, какие еще есть методики. Одна из них рассчитана на три дня. И он сам будет ходить на горшок. Применяется в том случае, когда пришло время отправляться в садик или перед поездкой.

За пару недель малыша стоит познакомить с горшком

Важно приобрести этот атрибут и рассказать, для чего он нужен

Стоит рассказать, что скоро памперс нужно будет поменять на трусы и начать ходить в туалет. Выберите несколько дней, когда сможете заниматься только малышом. Так легче приучить ребенка к горшку.Следующие три дня должны пройти так:

Весь первый день малыш должен находиться без памперсов. При этом можно надеть трусики

Важно целый день следить за ребенком и не выпускать туалет из рук. Как только увидите, что ребенок собрался помочиться, то несите горшок

Если у крохи получается сходить, то это должно заканчиваться похвалой. Ночью все еще нужно надевать подгузник.
Во второй день стоит смотреть за малышом и стараться успевать высаживать его на горшок. Гулять можно выходить без подгузника, но запасную одежду стоит взять с собой.
На третий день можно выходить на прогулку даже два раза. Малыш дома высаживается на горшок. Это стоит делать перед прогулкой, после нее, после пробуждения и до сна.

Чтобы малыш мог и сам пользоваться туалетом, нужно выбрать такую одежду, которую легко можно будет снимать самостоятельно.

Когда не стоит начинать приучение ребенка к горшку

Принуждением результата не добиться. Если малыш не хочет, заставлять его не надо, иначе появится отвращение к горшку. Сидеть больше 5 минут на нем тоже не рекомендуется, иначе на этот процесс уйдет полдня. Каждый раз говорите малышу о том, для чего он должен сделать это.
Не начинайте процесс обучения во время болезни, прорезывания зубов. Малыш будет капризничать. И ещё, во время болезни обычно практикуется обильное питье, что естественным образом скажется на частоте мочеиспускания. Поймать удачный момент в этом случае тяжело.
В незнакомой обстановке или в обществе чужих людей тоже могут возникнуть трудности.
Не забывайте про возрастные кризисы. В 1 и 3 года малышам свойственно всё делать наоборот. Этим он показывает независимость.
Если вдруг ему не понравился горшок, купите новый или сделайте небольшой перерыв, например, 1-2 недели, а потом заново начинайте процесс обучения.

Высаживать ребенка нужно регулярно:

  • перед сном и после сна;
  • перед походом на улицу и после прогулки;
  • перед едой или через полчаса после питья.

Методика: приучаем за семь дней

Многим родителям знакома Джина Форд, разработавшая методику “как приучить ребенка к горшку за 7 дней” и описавшая ее в своей книге. Сама книга носит название «Система “Довольный малыш” от 0 до 1 года». Автор по профессии акушер. За свою писательскую карьеру она написала более 10 книг по воспитанию и уходу за детьми. Методиками этой женщины пользуются родители по всему миру.

◊ Поэтапное приучение ребенка к горшку за 7 дней:

День первый – отказ от ношения подгузников дома. Родители одевают ребенка в трусики, на протяжении всего дня стараются усадить чадо на горшок на 8-15 минут. Мама с папой проводят “инструктаж” для малыша, чтобы он понимал, как пользоваться новым приспособлением

Родителям важно набраться терпения, поскольку первые “заходы” не всегда дают ожидаемый результат.

День второй – привыкание к горшку. Один родитель постоянно следит за поведением ребенка

Посадка на горшок осуществляется только тогда, когда появляется необходимость в этом. То есть, когда возникают признаки того, что малыш хочет в туалет. Если ребенок все-таки умудрился сходить в штанишки – ничего страшного. Но желательно, чтобы на протяжении всего дня он справлял нужду в горшок.

День третий – полный отказ от подгузников. На третий день мама с папой отводят малыша на прогулку в трусиках, но предварительно дома сажают его пописать или покакать. В каждую прогулку с ребенком родители берут с собой горшок.

День четвертый – первые шаги к самостоятельности. Ребенок начинает сам проситься в туалет или же идет на горшок по напоминанию родителей. Его больше не требуется удерживать и отвлекать.

Дни с пятого по седьмой – закрепление результата. В эти дни родители стараются закрепить полученный результат, при необходимости направляя ребенка в нужное русло и напоминая ему, что нужно делать при возникновении желания сходить в туалет. Все это осуществляется без малейшего давления и ругани.

Если после этой методики ребенок стал проситься в туалет, то это говорит о том, что у него выработалась стойкая привычка. Через некоторое время малыш начнет ходить в туалет самостоятельно или же всем своим видом показывать, что ему требуется справить нужду. Он может снимать штанишки с трусиками и подходить к маме или папе. Результат во многом зависит от возраста ребенка. Если же эта методика на малыша не подействует, то стоит на время отложить обучение (и горшок) или же попробовать иной способ.

Какой горшок лучше выбирать для ребенка

В Советском Союзе для всех детей были одинаковые горшки. А сейчас в магазинах глаза разбегаются. Горшки-игрушки, музыкальные, трансформеры, походные варианты – все модели и не перечислишь.

Критерии выбора горшка

  • горшок должен быть удобным и устойчивым. Если малыш вдруг во время процесса упадет и сделает себе больно, вряд ли он захочет продолжить знакомство с «туалетом»;
  • модели со спинкой помогут крохе правильно сесть;
  • для мальчиков лучше присмотреть овальный вариант, а для девочек подойдут и овальные, и круглые изделия. Связано это с анатомическими особенностями строения тела;
  • пластиковая модель – самый удачный вариант. Керамические или железные горшки холодные. Вряд ли малышу понравится сидеть на холодном предмете;
  • музыкальные и яркие модели ребенок воспримет как игрушку. Кроха начнет с ними играть и забудет об истинных назначениях этого предмета;
  • для дальних поездок присмотрите изделия со съемной крышкой.

Коротко о самом главном…

Вне зависимости от того, приучается к горшку мальчик или девочка, можно придерживаться некоторых условных рекомендаций, которые могут помочь родителям облегчить процесс адаптации:

  • позитивный настрой мамы и ее последовательность в действиях ( решение о начале должно быть принято родителями, а не соседкой, педиатром);
  • осознание ребенком процессов, происходящих в его организме, внешняя его готовность к их регуляции (прячется при желании сходить в туалет либо делает это в определенном месте и при повторяющихся обстоятельствах);
  • совместная покупка горшка и выбор этого предмета малышом (не обязательно это должен быть музыкальный горшок, ведь планируется обучение ребенка хождению в туалет, а не музыкальной грамоте, не стоит сбивать его с толку);
  • отмена одноразовых подгузников и переход на “взрослую” форму одежды, легкую для самостоятельного снимания;
  • предложение горшка в нужный момент (не тогда, когда это удобно родителям, а когда малыш с большей вероятностью его использует: после сна, перед прогулкой и после нее, после большого количества выпитой жидкости).

Вышеперечисленные советы вполне логичны, не правда ли? Проблемы возникают, когда родителям сложно отнестись к ребенку, как к равному себе, войти в его положение. Нет строгих сроков приучения к горшку, нет идеально подходящего времени для этого события, нет строгих правил для этого процесса

Самый главный помощник в этом важном этапе развития – любовь и терпение, которые подскажут родителям, как научить ребенка, к горшку он привыкнет гораздо легче и будет считать нормой его применение.

Ожидание слишком ранних результатов

Даже если вы высаживаете ребенка с рождения, скорее всего, он окончательно перейдет на горшок в возрасте от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев. Это чуть раньше «среднепамперсного», но я встречала нескольких мам, пользовавшихся подгузниками довольно много, и добившихся почти таких же результатов. Может, на два-три месяца позже, может, с чуть большим количеством проколов, но сопоставимых.

Очень частый вопрос: ну, почему-у-у же ребенок не готов к переходу на горшок раньше полутора лет?

Буду краткой: я не знаю. Точнее, мне известно небольшое количество детей, которые освоили этот навык совсем чуть-чуть раньше.

В раннем детстве большинство внимательных мам замечают потребность ребенка чуть раньше, чем ее осознает и сможет выразить сам малыш. Младенец чмокает губами — мама осознает, что он голоден, годовалый ребенок кричит и капризничает — мама понимает, что он устал. По этому же принципу мама может чуть раньше заметить потребность ребенка как в посещении туалета, так и в желании ходить в туалет как взрослый.

Чтобы немного ускорить процесс, можно попробовать:

а) объяснить либо позволить осознать последствия (штаны будут мокрыми, мама вздохнет и пойдет все отмывать и т.д.);
б) максимально передать ребенку ответственность за последствия. Иначе говоря, с началом уверенного самостоятельного хождения малыша берет тряпку и идет вытирать пол не мама, а сам ребенок, притом независимо от того, хочет ли он делать это прямо сейчас. Возможно даже, что пару раз малыш устроит лужу нарочно, из желания ее вытереть. Но он обязательно и довольно быстро в это наиграется.

Приучаем к горшку за неделю по системе «Довольный малыш»

Рассчитана система на детей от 1,5 лет. Главное, не отходить от принятых правил и проявить максимум терпения и внимания к ребенку.

Первый день

Снимите памперсы и постарайтесь их не надевать. Поговорите с ребенком о назначении горшка. Пусть он предупредит взрослых о своем желании сходить в туалет. А если вдруг случится «фиаско», не ругайте его.
Сажайте на горшок через каждые полчаса. А время на требуемые процедуры не должно превышать 10 минут.

Второй день

Закрепляем пройденный материал. Постарайтесь не ходить с ребенком на различные праздники, где он может позабыть о том, чему вы его учили.

Третий день

Перед прогулкой обязательно посадите кроху на горшок. Говорите ему о том, что ходить на улице с мокрыми штанишками не совсем удобно. Возьмите горшок на прогулку. Это поможет избежать неприятных ситуаций. Через 1-2 недели уже не надо будет везде и всюду гулять с горшком, так как малыш научится контролировать мочеиспускание и потерпит до окончания прогулки.

С четвертого -седьмой дни

В течение дня регулярно высаживайте ребенка на горшок. А если он сам попросится, обязательно похвалите его за это. Если маленький ученик увидит со стороны взрослых только положительные эмоции, то и процесс обучения не затянется.

Ранние успехи

Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев

Приучение к горшку в более раннем возрасте

Ребенок осознанно контролирует все процессы

Процесс основывается полностью на рефлексах

Приобретенные навыки не теряются

При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился

Приучение проходит быстрее и легче

Приучение дольше и сложнее для ребенка

Ребенок наслаждается своими успехами и самим процессом

Частые промашки, больше стресса для ребенка

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Советы педиатров и психологов

Большинству родителей не нужна врачебная консультация на тему того, как приучить ребенка к горшку. Достаточно просто ознакомиться с основными рекомендациями специалистов по этому поводу.

Психологи настоятельно не советуют пускать ситуацию на самотек и ждать, пока малыш начнет проситься в туалет самостоятельно. Это обусловлено тем, что на ребенка в подгузниках будут косо смотреть окружающие, если он старше 3,5-4 лет. В этом же возрасте малыш начнет сравнивать себя со сверстниками и расстроится, если большинство из них будут отличаться от него (ходить на горшок). Все это приведет к психологическому дискомфорту.

Важно! А вот педиатры настоятельно не рекомендуют приучать малыша к горшку с пеленок. Дело в том, что нервно-мышечные связи между органами малого таза, спинным и головным мозгом начинают формироваться только с 18 месяца жизни

Они отвечают за передачу “сигнала” о том, что человеку требуется справить нужду. До этого момента дефекация и мочеиспускание происходят неосознанно.

Психологи и педиатры сходятся во мнении о том, что давить на ребенка не следует независимо от обстоятельств и его возраста. Многие не одобряют применение ускоренных методик по типу “приучение к горшку за 1 день” по отношению к детям младше 2 лет. Врачи советуют родителям использовать щадящие методы, которые не имеют строгих временных рамок. Из различных методик лучше черпать полезные советы, но не базировать на них свой опыт воспитания детей.

Психологи убеждены в том, что самые эффективные методы обучения маленьких детей чему-либо – игровой и подражательный. В данном случае первый способ подразумевает вовлечение горшка в обычные игры. Например, вот барби захотела пописать, вот плюшевому мишке захотелось в туалет во время путешествия в сказочный лес. Обыграть эту тему можно как угодно.

Подражательный метод базируется на чем-то схожем, но для его осуществления мама с папой заменяют игрушки и на своем примере образно показывают, как писать и какать на горшок, вытирать ручки после туалета, убирать за собой. Эти действия формируют у малыша подражательный рефлекс, который быстро закрепляется в мышлении.

Эффективным методом закрепления навыков также является похвала. ️ У ребенка появляется положительная ассоциация с конкретным действием, он начинает воспринимать его как правильное и хорошее.

Вышеописанные правила также оглашает доктор Комаровский, когда рассматривает ⇑ вопрос о том, как правильно приучать ребенка к горшку и во сколько лет это нужно делать (видео в конце статьи).

Частые вопросы

Ребенок не садится на горшок, пока вы ему не напомните?

 В этом нет ничего страшного. Дети легко отвлекаются от внутренних ощущений. Нормально напоминать ребенку сходить в туалет. 

Почему ребенок не хочет ходить на горшок?

  • Малыш не понимает, что это не игрушка, если до этого горшок просто стоял и ребенок играл с ним.
  • Ребенок боится новых ощущений. Ему непривычно ходить без подгузника и чувствовать, что процесс похода в туалет изменился. 
  • Если малыш отказывается садиться на горшок, он может бояться сделать что-то неправильно, например, написать мимо. 
  • Почему ребенок перестал ходить на горшок?

Подумайте, были ли какие-то изменения в жизни малыш  — пополнение в семье, переезд, смена детского сада, перевод ребенка в кроватку без бортов? Эти факторы могут вызвать отказ ребенка ходить на горшок. При инцидентах не стоит ругать малыша, заставлять сидеть на горшке, принуждать или стыдить его. 

Ребенок не садится на горшок в садике. Что делать?

Узнайте, как и когда водят детей в туалет в детском саду. Возможно, малыш стесняется ходить на горшок с группой. Тогда попросите воспитателя водить его отдельно. Или же дело в самом горшке/унитазе, который для него непривычен. Принесите в детский сад горшок, как дома, тогда кроха будет ходить на него.

Почему ребенок просится на горшок только дома?

Приучение к горшку состоит из серии действий. Сперва малыш учится ходить в туалет, как взрослый, дома, потом он постепенно приучается делать это в общественных местах и наконец во время ночного сна. Нельзя ожидать от ребенка, что он одновременно после начала обучения будет ходить на горшок везде. Наберитесь терпения, и дайте время малышу освоить навык хорошо дома. Рассказывайте, как это делается в общественном месте. 

До скольки лет дети ходят на горшок?

Приучение к горшку будет проходить в период с 18 до 30 месяцев – в каждом случае возраст будет индивидуален. Постепенно, когда малыш освоит горшок, вы можете переводить его на унитаз. Обычно это происходит к 3-4 годам. Не забудьте использовать специальный круг и подставку под ноги, чтобы ребенку было удобно сидеть.