Обучение чтению по Доману

По методу Гленна Домана ребенок до 5 лет может научиться читать, считать, выучить английский язык, а также получить энциклопедические знания в самых разных сферах.

Обучение чтению с помощью карточек, больше известное как глобальное чтение, проходит без использования азбуки в виде игры, в результате чего ребенок намного быстрее и с большим удовольствием учится читать. Считается, что начинать учить ребенка чтению можно с 6 месяцев, когда он может видеть слово целиком. Это связано с тем, что дети с самого рождения слышат слова и воспринимают их как единое целое, а не набор слогов или букв.

Процесс обучения чтению по данной методике можно разделить на несколько этапов:

  • Изучение слов;
  • Словосочетаний;
  • Чтение простых предложений;
  • Изучение предложений, наиболее часто встречающихся в жизни ребенка;
  • Чтение книг и другой литературы.

Для начала вам понадобятся белые карточки, на которых крупными буквами будут напечатаны слова. Лучше выбирать те слова, которые уже известны малышу. Например, мама, папа, каша и т.д. Если вы учите ребенка иностранному языку, то карточки Домана на английском должны содержать наиболее простые слова, которые также можно дополнить картинкой.

В первый день необходимо будет 3 раза показать набор из 5 карточек. На следующий день добавить еще 5. Когда количество карточек для одного занятия достигнет 25, можно начинать менять уже изученные слова на новые. Делать это нужно постепенно, так же как и при изучении энциклопедических карточек.

После того, как вы решите, что сформировали у ребенка неплохой словарный запас, можете переходить ко второму этапу.

Лучше всего начинать изучать те словосочетания, которые дополнены теми или иными цветами, например, «белая кошка» или «красный мяч»

При этом важно, чтобы ребенок понимал о чем именно вы говорите

После изучения карточек с цветами начинайте использовать в словосочетаниях такие понятия, как большой/маленький, низкий/высокий, толстый/худой

Дальше можно будет уделить внимание таким понятиям как: «круглый», «квадратный», «далеко», «близко», «сидит», «стоит» и т.д. Сколько времени уйдет у вас на данный этап, будет зависеть только от того, скольким именно понятиям вы захотите обучить малыша

Следующий этап – предложения. Их стоит составлять из тех слов, которые уже известны ребенку. Для начала вам понадобится 5 предложений. Через 5 дней учебы по данной методике замените 2 предложения на новые. При этом данные карточки должны быть черно-белые с размером букв не более 2,5 см. Желательно, чтобы составленные вами предложения были распространенными и часто встречались в обычной жизни.

После того, как вы пройдете все предыдущие этапы можно переходить к самостоятельному чтению книг. Однако не стоит сразу брать большие и длинные сказки. Лучшим вариантом будут детские книги, состоящие не более чем из 100 слов. При этом на каждой странице должна быть расположена картинка и 1 предложение.

Плюсы и минусы методики

Казалось бы, методика Глена Домана дает отличные результаты, используется в США более 60 лет, значит, точно должна оцениваться педагогами, врачами, родителями положительно. Но нет, в методике известного нейрофизиолога находят не только плюсы, но и минусы. Как воспринимать точку зрения специалистов, решать вам.

Плюсы

Если рассматривать метод Домана как старт к успешному развитию интеллекта у ребенка раннего возраста, то выделяются следующие преимущества:

  1. Начинать уроки по чтению, приобретению разноплановых знаний о мире, счету можно с грудничкового возраста, даже с 2–3 месяцев. В итоге детсадовец овладеет школьными знаниями задолго до первого класса. Например, игра “Предлоги” помогает расширить кругозор и увеличить словарный запас.
  2. Мама и папа проводят много времени с малышом, занимаются его развитием постоянно.
  3. Ребенок ежедневно узнает огромное количество информации. Если применять карточки по чтению, счету и развитию кругозора с раннего возраста, то по уровню интеллекта, ассоциативного мышления дошкольник обгонит своих сверстников.
  4. Благодаря вниманию к физическим упражнениям, малыши учатся выполнять массу новых движений. Это сказывается на их физподготовке, здоровье в целом.
  5. В процессе рассматривания карточек с картинками, словами ребенок активно развивает зрительную память. Слушая, как мама произносит названия предметов, — слуховую.
  6. Малыши учатся быстро. На показ пары карточек уходит несколько секунд. Метод Домана отменяет скучное сидение за столом с учителем, наглядные пособия можно демонстрировать в любом месте: на улице, дома, в кроватке, во время еды.

Рассматривать систему американского нейрофизиолога как механическое перекладывание картинок-бормоталок с места на место, демонстрацию без цели нельзя. Если уделять обучению достаточное количество времени, ребенок получит толчок к развитию интеллекта, совершит работу над собой.

Например, рассматривая овощи и фрукты, детсадовцы получают наглядное представление о плодах разной величины, цвете, назначении. Подкрепляйте теорию практикой: рассказывайте, что в супе сегодня картофель, а на полдник десерт из клубники. Разноплановое преподнесение связанной между собой информации даст положительный результат.

Минусы

Отрицательных моментов не меньше, чем положительных:

  1. В процессе обучения ребенок пассивен. Ему не нужно «добывать» информацию, делать выводы, анализировать. Родители приносят ему все на «блюдечке». Пассивность которая присутствует в “чтении с пелёнок” сказывается на дальнейшем обучении в школе, притупляется любознательность, познавательная активность.
  2. Курс занятий не учитывает индивидуальные потребности ребенка, его интересы на данный момент. Все дети занимаются по единой программе.
  3. Младенец не развивает творческий потенциал. Не играет в игрушки, не лепит, не поет, не рисует.
  4. Насыщенность курса слишком высока для маленьких детей. Выдержать такую нагрузку могут далеко не все дошкольники, а тем более груднички.
  5. Методика построена на механической зрительной и слуховой памяти. Остальные органы чувств не задействованы.
  6. Родители, по задумке Домана, должны сконцентрироваться на показе карточек. Играть с маленьким почемучкой, читать, разговаривать некогда. Из процесса воспитания маленькой личности автоматически выбрасывается эстетическая, моральная составляющая.

Особенно негативно к системе обучения по Доману относятся невропатологи. Врачи выступают против раннего развития детей, считая такие занятия причиной энуреза, тиков, депрессий, навязчивых движений. То есть усердие родителей приводит к отклонениям в психическом здоровье в худшую сторону. Это мнение трудно доказать, но опровергнуть тоже нельзя.

Популярные книги автора

Глен Доман — автор нескольких бестселлеров для взрослых членов семьи, педагогов школ и детских садов. В каждой книге утверждается, что все дети рождаются гениями, а рычаг для открытия способностей маленького вундеркинда в руках у родителей. В своих трудах известный американский нейрофизиолог Глен Доман дает простые и действенные советы по раннему развитию малышей в условиях образовательных центров, дома

Советуем обратить внимание на следующие издания

Гармоничное развитие ребенка

Глен Доман поставил перед собой цель: показать родителям, что их дети способны на большее

В играх с новорожденными, по мнению известного новатора, особое внимание стоит уделять физическому развитию. Запрет на двигательные эксперименты приводит к задержкам в интеллектуальной сфере

В книге масса полезной информации о том, как без угрозы для здоровья малыша и нервной системы мамы помочь новорожденному развиваться гармонично, опережая физически и интеллектуально сверстников. С помощью говорилок можно положительно влиять на развитие речи.

Как научить вашего ребенка читать, или Тихая нежная революция

Эта книга Домана была выпущена на родине автора в 1964 году. На русском языке ее впервые издали в 2004-м. В качестве предисловия автор написал небольшую лекцию для родителей о повреждениях детского мозга различной этиологии. Описал, как чувствует себя ребенок, какие средства должны выбрать родители для оказания помощи новорожденному.

Далее Доман подробно рассказывает о своем методе обучения чтению грудничков. Книга будет полезна всем родителям, даже если вы не собираетесь заниматься по авторской методике со своим малышом с пеленок.

Насколько умен ваш малыш (или Ваш ребёнок — гений)

«Первые несколько лет жизни — критичное время для приобретения важных навыков для выживания. Если упустить его, ваш ребенок не подготовится к сложностям, перипетиям взрослого периода». Так считает Глен Доман и соавторы его книги «Насколько умен ваш малыш?». Этот публицистический труд предназначен для любопытных, неравнодушных и активных родителей, старающихся разобраться, все ли хорошо с их малышом, правильно ли он развивается. Используя карточки-бормоталки, можно более успешно развивать речь. Они способствуют правильному произношению звуков и позволяют быстрее научиться говорить.

Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга

Эта брошюра предназначена абсолютно для всех семей с детьми

Неважно, здоров ваш малыш или нет, ее нужно прочитать всем родителям. Глен Доман просто, доступно объясняет, что такое повреждения мозга, как их избежать и исправить

Никакой медицинской терминологии, сложных опытов, результатов экспертиз. После прочтения книги американского нейрофизиолога Глена Домана Вы сможете посмотреть на своего малыша другими глазами, эффективно и системно работать над устранением даже самых сложных дефектов развития у ребенка.

Скачать карточки

Купить готовый набор карточек Домана можно в детских магазинах, онлайн-маркетах. «Умный чемоданчик» с пособиями обойдется родителям в 2–3 тысячи рублей, если приобретать полный комплект для чтения, счета и развития эрудиции. Гораздо дешевле скачать карточки и распечатать на офисной бумаге дома.

Также родители могут придумать разные варианты игр с карточками Домана, например, сопоставлять цвета с окрасом животных или птиц.

Итак, для занятий с малышом с рождения до школы понадобится следующий набор раздаточного материала:

  1. Азбука (33 буквы) >>
  2. Цифры (от 1 до 20) >>
  3. Цвета (8 шт.

    ) >>

  4. Формы (8 шт.) >>
  5. Фрукты (21 шт.) >>
  6. Овощи (13 шт.) >>
  7. Предметы быта (дом) (22 шт.) >>
  8. Одежда (16 шт.) >>
  9. Инструменты (8 шт.) >>
  10. Музыка (11 шт.) >>
  11. Кухня (17 шт.) >>
  12. Еда (24 шт.) >>
  13. Сладости (16 шт.) >>
  14. Праздник (5 шт.) >>
  15. Музыка (11 шт.) >>
  16. Творчество (8 шт.) >>
  17. Природа (9 шт.) >>
  18. Животные (43 шт.) >>
  19. Детеныши (14 шт.) >>
  20. Птицы (19 шт.) >>
  21. Насекомые (12 шт.) >>
  22. Игрушки (12 шт.) >>
  23. Тело (14 шт.) >>
  24. Транспорт (9 шт.) >>
  25. Техника (10 шт.) >>
  26. Улица (17 шт.) >>
  27. СПИСОК СЛОВ (Карточки своими руками) >>

Карточки Домана для самых маленьких детишек распечатывайте в формате 21х30, для детсадовцев — 10х14 см.

Немного об авторе

Глен Доман — врач-нейрофизиолог, родился в 1920 году в Филадельфии, США. Стал известен миру разработкой методики раннего развития детей. Но начинал свой путь Доман с изучения детского мозга в Университете Пенсильвании. Там получил ученую степень по физиотерапии и предполагал продолжать научную деятельность, но помешала Вторая мировая война. Молодой перспективный врач Глен Доман ушел добровольцем в пехотные войска США, решив возобновить изыскания в нейрофизиологии после окончания войны.

Возвращение к медицинской практике Глен Доман начал с разработки курса реабилитации детей с повреждениями головного мозга, ЦНС — с ДЦП, синдромом Дауна, аутичным поведением. И заметил, что между уровнем физического и интеллектуального развития прямая взаимосвязь. Больным детям предлагались следующие задания: взмахи руками, ногами, ползание.

Вслед за активацией работы мышц происходил прогресс в работе мозга. Таким образом, устранялась первопричина детских дефектов, а не ее следствие.

Далее для малышей с особенностями развития разрабатывалась программа по стимуляции зрительной, слуховой, тактильной активности. Уроки распределялись в течение суток, были очень насыщенными и продолжительными. Курс реабилитации длился много месяцев. В результате большинство больных детей показывали хорошие результаты в умственной и физической сфере развития.

В 1955 году вместе с коллегами-нейрофизиологами основал Институт развития человеческого потенциала. Базой исследований стала новейшая для своего времени методика Домана. В 1960 году была написана статья о результатах работы группы нейрофизиологов по реабилитации детей с параличами, отставанием в психическом и интеллектуальном развитии по авторской методике, а также в целом о деятельности института. Результаты поразили общественность.

Через несколько лет Доман решил апробировать свои педагогические и медицинские разработки на здоровых детях. Малыши занимались по той же реабилитационной программе и показали следующие результаты:

  • Читали в раннем дошкольном возрасте.
  • Считали до сотен и тысяч.
  • Были очень эрудированными, обладали обширными знаниями по географии, биологии, математике, зоологии.
  • Эффективно повышали уровень физического развития.

После публикации описания авторской методики в научных журналах, выпуска книг Глена Домана, методикой раннего развития заинтересовались не только педагоги, врачи, но и родители.

Самыми популярными в России и США стали следующие дидактические технологии:

  1. Как научить ребенка читать.
  2. Как научить дошкольника считать.
  3. Как дать энциклопедические знания в раннем возрасте.

Занятия по любому из перечисленных блоков по методике Глена Домана строятся на демонстрации карточек с картинками, точками, словами. Методика проста. Специальных знаний, навыков в педагогической работе от родителей не требуется. Достаточно уделять урокам много времени, сил, быть заинтересованными в результате и не ждать успехов слишком быстро.

Историческая справка

Глен Доман – физиотерапевт, родившийся в Америке в 1913 году и являющийся автором одноименной методики по раннему развитию детей.

Гленн Доман заинтересовался тем, как развивается мозг ребенка еще в медицинском ВУЗе, и, по его окончанию, плотно стал изучать данную тему. Свои исследования он  начал на «особых» детях у которых было диагностировано ДЦП, умственная отсталость или же поражение ЦНС. В своей работе врач использовал карточки, на которых были изображены точки, слова и различные картинки. В последствие он увеличивал количество показываемых карточек.

Изображения влияли на те участки мозга, которые оставались активными и здоровыми. В результате выяснилось, что длительное стимулирование мозга при помощи картинок положительно сказывается на состоянии больного ребенка. Через несколько месяцев постоянных занятий его мозг начинает развиваться. Данная методика даже помогала таким детям догнать здоровых детей в своем развитии.

Позднее данная методика стала применяться и для раннего развития здоровых детей, а после доработки методики таким известным врачом, как Маниченко, она стала популярна во всем мире.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.