«Нельзя, чтобы возникло чувство вины»

Во-вторых, придя в магазин, конечно же, мы можем все равно получить эту истерику. Главное, маме не обращать внимания на какие-то осуждающие взгляды прохожих, покупателей, которые всегда будут “помогать” нам, говоря: “Ой ну что ж ты плачешь, ну как же так. Не слушаешь маму!”. Кто-то осуждающе выскажется, посмотрит на вас и скажет: “Вот это воспитали ребенка!”. Поэтому в этой ситуации нельзя, чтобы у нас возникло чувство вины. Иначе тогда мы не справимся.

Что мы делаем? Мы берем нашего ребенка и присаживаемся на уровне его глаз. Обнимаем его и говорим “слушай, давай-ка мы сделаем вот так…”. Затем убираем его из области видения того, чего он хочет. И уходим. Конечно, это очень сложно, потому что чувство вины у мам всегда выше, чем сила воли что-либо сделать в этот момент.

Что делать, если ребенок не слушается в лет: советы психолога

Многие родители часто раздражаются на своего пятилетнего ребенка, который не всегда воспринимает их слова и не спешит беспрекословно подчиняться маме или папе. Он не собирает игрушки по их первому требованию, плохо ест, не хочет чистить зубы и т.д.

Вместо того, чтобы понять ребенка и не забывать об его возрастных особенностях, родители начинают злиться, кричать и зачастую именно с этого возраста навсегда теряют нормальные взаимоотношения с собственным отпрыском.

Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет: советы психолога, как общаться с ребенком, о чем нужно помнить, имея дело с пятилетним.

Первое, что нужно помнить про пятилетних детей — в этом возрасте они начинают чувствовать себя самостоятельными и пытаются влиять на решения родителей, диктуя тем свою волю. Вы можете сколько угодно угрожать пятилетнему ребенку карами за его непослушание, это все довольно бессмысленно — ребенок уже довольно точно осознает, какие угрозы вы способны исполнить, а какие — нет.

Помнить следует также о том, что ребенок очень во многом копирует вас. Перемены в поведении ребенка нужно начинать с изменения собственного поведения. Помните также, что вы — человек взрослый, а значит, с вас спрос гораздо выше. Измените себя, скорректируйте собственное поведение — изменятся и ваши взаимоотношения с ребенком.

Также не забывайте о том, что в пятилетнем возрасте игра для ребенка — это не развлечение, а способ осмысления окружающего мира. В игре ребенок обыгрывает те ситуации, которые наблюдает каждый день. Ограничивать ребенка в играх поэтому стоит только в совсем крайних и исключительных случаях.

Отвечая на вопрос, что делать, если ребенок не слушается в 5 лет, советы психолога касаются также способа общения с вашим чадом. Пятилетний ребенок не так прост, и в общении с ним нужен правильный подход.

Он должен заключаться в том, что вы, с одной стороны, даете ребенку какое-то указание или просьбу, но при этом, с другой стороны, ребенок ощущает уважение к своей личности с вашей стороны и некую свободу в своих действиях.

Также ребенок должен четко понимать, что вы от него ожидаете.

Как нужно правильно общаться с пятилетним ребенком:

  • Если ребенок ноет, не следует уподобляться ему, начинать нервничать и закатывать скандал. Спокойно скажите ему, что вы не можете понять, что он хочет сказать из-за того, что он плачет. У ребенка будет ощущение, что вам интересно, что он пытается сообщить, но им самим выбран неверный способ донесения своих мыслей, потому он и не может до вас достучаться.
  • Если ребенок в силу возраста очень активно ведет себя в супермаркете, балуется и мешает другим покупателям, не следует шипеть на него и ругаться. Правильнее будет отвлечь малыша. Например, просьбой найти его любимый сок. Тем самым он не только отвлечется, но еще и получит позитивную альтернативу своим действиям.
  • Если ребенок разбросал игрушки и нужно заставить его убраться, не стоит припирать его к стене фразами вроде “Ты не получишь ужин, пока не наведешь порядок”. Дайте ему определенную альтернативу и свободу, поставив при этом в положение, когда убраться все равно придется. Для этого спросите, когда он будет убираться — до ужина или после.
  • Если ребенок плохо ест, не нужно заставлять его и не выпускать из-за стола, пока он не доест предложенное. Просто твердо скажите, что после обеда до самого ужина он не получит никаких перекусов. Выбор остается за самим ребенком. Даже если он решит пару раз проверить вас и останется голодным до вечера, страшного ничего не случится, а урок будет усвоен, и проблема пропадет сама собой.
  • Приучая ребенка к ответственности за домашних животных, всегда делайте упор на то, как чувствуют себя ваши питомцы. Рыбок нужно кормить не потому, что вы приказываете а потому, что они тоже проголодались, следует дать им корм.
  • Предлагая ребенку почистить зубы перед сном, мягко подведите его к тому, чтобы он отправился делать это сам. Если вы будете ставить ему ультиматум, что он не получит сказку на ночь, если не почистит зубы, ребенок будет сопротивляться и правильно сделает. А вот если вы спросите его, что нужно сделать, прежде чем лечь в кроватку, он сам вспомнит про чистку зубов и отправится в ванную комнату.

Наконец, еще одна важная вещь, о которой нужно помнить, задумываясь, что делать, если ребенок не слушается в 5 лет, советы психолога касаются вашего отношения к ребенку в целом.

Малыш должен слышать больше добрых слов в свой адрес, чем злых. Если его есть за что похвалить — всегда хвалите.

У вашего ребенка уже закладывается самооценка, и постоянная брань в его адрес вырастит из него неуверенного в себе неудачника.

Оригинал статьи размещен здесь: -roditelyam/chto-delat-esli-rebenok-ne-slushaetsya-v-5-let-sovety-psixologa/

Профилактика скандала

Реагировать на детские истерики адекватно довольно сложно. Всем родителям известно, что избежать их не получится, но можно укрепить нервную систему ребенка и научить его правилам поведения, тем самым сократить до минимума истерики:

  • следите за режимом ребенка: ему нужно полноценно питаться, хорошо спать;
  • старайтесь не перегружать новыми эмоциями, преподносите информацию дозированно; перевозбуждение вызывает нарушения сна, что неизбежно ведет к истерикам;
  • учите малыша правильно показывать свои чувства и эмоции, мягко направляйте его, помогайте и подсказывайте;
  • предоставьте малышу свободу: дайте ему право выбора хотя бы в самых элементарных вопросах; например, при выборе костюма для прогулки, предложите выбрать цвет самостоятельно;
  • предупреждайте об изменениях распорядка заранее, напоминайте за 10–20 мин. до обеда, что скоро малыш отправится есть, а потом будет ложиться спать;
  • расскажите заранее о ситуации ребенку, если нужно отлучиться на целый день и оставить его, чтобы перед выходом из дома не слушать трехчасовую истерику.

Этап развития личности

Двухлетний ребенок еще не может выражать все свои чувства и эмоции словами, держать под контролем агрессию. Человек — натура эгоистичная и старается добиться блага для себя любым путем, малыш вынужден это делать криком, т. к. его еще не понимают. В 2 года наступает переломный момент для маленькой личности.

Развиваясь, она начинает проводить собственные эксперименты. Так, если малыш истерит только в присутствии родителей, он пытается проверить рамки дозволенного. Он не плачет и не кричит перед незнакомыми людьми, т. к. не доверяет им и не хочет показывать свои чувства, он не знает, какова будет их реакция.

Причиной истерик может стать поступление в ясли. Малыш думает, что родители его предали и бросили. В таких случаях поможет работа с психологом. Как вести себя родителям, когда у ребенка истерика, во многом зависит от причин, которые ее вызывают.

Это может быть не банальное желание получить задуманное, а симптом нарушений работы нервной системы, эпилепсии.

На пути к взрослению

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

  • Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
  • Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
  • Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

Что провоцирует истерику в магазине

Истерики чаще всего проявляются у детей трехлетнего возраста. В психологии этот возраст называют кризисом трехлеток. При правильной реакции родителей на провокацию к пятилетнему возрасту истерики прекращаются. Спровоцировать бурную реакцию могут некоторые ситуации:

  • реакция на слово «нет» – возникает, если один родитель запрещает, а второй это же разрешает;
  • усталость и плохой сон – нервная система не способна справляться с повышенными нагрузками;
  • раздражающие факторы – малышу жарко, хочется пить или есть, скучно, другие раздражители;
  • потакание прихотям – частые покупки способствуют повышению требований и увеличению спроса.

Чаще всего в магазине родители увлечены покупкой нужных продуктов и товаров, а ребенок предоставлен сам себе

Малышам не интересен сам процесс, им скучно, поэтому истерика является единственным возможным вариантом привлечь к себе внимание

В каждом “варенике” три начинки: пирог, которым можно накормить всю семью

Выездные пункты вакцинации от коронавируса заработают в Москве

20 лет не общался с дедом: как выглядит внук Тихонова и Мордюковой

Причины истерик у детей

Не бывает истерик без причины, просто «из-за дурного характера». У любой реакции есть стимул, другое дело, что не всегда он так же значителен, как последствия, то есть истерика. Что может ее спровоцировать?

1. Нехватка внимания. Если малыш заметил, что может получить дозу родительского внимания, только разразившись истерикой, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще, такова тактика детей раннего возраста. Взрослым, попавшим в эту ловушку, стоит пересмотреть уклад жизни: ребенку не хватает вашей любви, теплоты и участия, и он всеми силами старается обрести их. Частые болезни, дерзкие поступки, хулиганство, антисоциальное поведение — таковы проявления отсутствия внимания со стороны родителей в школьные годы. До этого лучше не доводить. С раннего возраста постарайтесь ежедневно выделять время на содержательное, интересное и очень личное общение с ребенком, чтобы ему не требовалось искать подтверждения вашей любви к себе истериками.

2. Неспособность выразить свою мыль. Ребенок не может вербализовать возникшее у него желание, донести до взрослого свою мысль или потребность, хочет быть понятым, но не знает как. Это наиболее частая причина вспышек гнева и истерик у детей до 2 – 3 лет. Обучайте малыша выражать свои эмоции более мирным путем. Как можно чаще общайтесь с ребенком, читайте книги — это подстегнет речевое развитие, подскажет ему, как можно вести себя в определенных ситуациях, как озвучивать свои ожидания.

3. Усталость, нехватка сна, голод легко становятся причиной истерик в возрасте 1 – 2 лет. Для детей, склонных к подобным эмоциональным взрывам, режим дня очень важен. Соблюдение привычного времени для приема пищи и сна — обязательное условие их воспитания, чтобы не допускать перевозбуждения от усталости и, как следствие, истерик. Ребенок утомился — необходимо создать условия для отдыха, проголодался — нужно срочно перекусить, не высыпается — укладывать спать раньше. Избегайте активных игр перед сном, старайтесь не ходить часто в людные или незнакомые места: все это действует очень возбуждающе на психику малыша.

4. Болезнь. Универсальная причина для капризов в любом возрасте, но чем младше ребенок, тем более высока вероятность срыва эмоций в истерику. Опытные родители знают: если малыш непривычно капризен и легко теряет терпение — это может быть симптомом болезни. Создайте мягкую психологическую атмосферу, не требуйте от ребенка того, что он не в силах сейчас сделать.

5. Возрастной кризис. Истерики такого происхождения длятся недолго: они связаны с преодолением так называемого кризиса 3 лет и заканчиваются, как только ребенок выходит на новый этап психического развития. Своеволие, строптивость, негативизм, упрямство и протестные настроения, свойственные детям в 2,5 – 3,5 года, могут выливаться в истерики, с которыми родителям без понимания особенностей этого возрастного этапа очень трудно справиться.

6. Подражание взрослым. Как бы взрослым ни хотелось обратного, естественное детское стремление подражать родителям распространяется и на не самые лучшие ваши поступки и реакции. Бесполезно требовать от ребенка следовать определенным правилам поведения, если взрослый не выполняет их сам: легко фрустрируется, раздражается, теряет самообладание. Маленькие дети усваивают родительские модели поведения, поскольку мама и папа для них образцы для подражания. Чем больше времени проводит с вами ваш ребенок, чем насыщеннее ваше общение, тем больше он повторит вас в себе. Придерживайтесь той линии поведения, которую хотели бы видеть и у своего воспитанника.

7. Просчеты в воспитании. Нередко взрослые сами провоцируют вспышки гнева и истерики у детей. Они бывают слишком прямолинейны и тверды (если не сказать жестки) в своих требованиях к ребенку, чем подавляют его самостоятельность и инициативность. Часто случается так, что родители не оказывают своему чаду достаточно внимания и склонны к попустительству. Другая крайность — чрезмерная забота о ребенке, когда выполняется любое его желание (иногда с опережением). Еще одна ошибка — отсутствие ясных правил поведения и установленных границ дозволенного. Все это так фрустрирует и дезориентирует ребенка, что он оказывается не в состоянии справиться с эмоциями в ситуации несоответствия своих желаний родительским ожиданиям. Неправильное взаимодействие с малышом может вызывать истерики начиная с младенческого возраста.

Несмотря на то, что воспитание играет огромную роль в том, какое поведение демонстрирует ребенок, это только один из факторов. Корень проблемы лежит в особенностях детской психики, а именно — в типе нервной системы, или темпераменте.

Разбираем ситуации

Дети, на самом деле, понимают и осознают намного больше, чем нам может показаться. Они знают нас, родителей, лучше, чем мы сами, поэтому нащупать слабые места им намного легче. И иногда кажется, что не вы воспитываете детей, а они занимаются вашим воспитанием. Итак, рассмотрим каждую ситуацию, а также то, к чему может привести ваше решение относительно детской истерики.

  1. Невозможно жить без продуктов, а их нужно покупать в магазине. Конечно, можно заказать доставку, но не всегда это – лучший способ заполнить холодильник. Также не в каждом гипермаркете есть игровая комната, и не факт, что ваш ребенок там захочет остаться. «Никогда больше не пойду с ним в магазин» – думает раздраженная мама, но она не знает, что такие выражения обычно произносятся в моменты сильных негативных эмоций. Скорее всего, мама испытывает стыд, беспомощность, злость в тот момент, когда малыш катается по полу и бьется в истерике. Когда мама начинает вспоминать, что случилось в магазине, она еще больше теряется и пугается повторения подобной ситуации. Ребенок на интуитивном уровне чувствует, что родители чего-то боятся, и это еще больше усугубляет проблему. Как только вы сможете справиться со своим страхом, можно будет изменить поведение малыша.
  2. Некоторые детские психологи действительно советуют не обращать внимания на детские крики в магазине. Но как вы себя будете ощущать, когда проходящие мимо люди начнут стыдить ребенка или жалеть его? Все равно найдутся зрители, которых привлечет неадекватное поведение крохи. А ему только этого и надо.
  3. Торговаться с ребенком – заведомо проигрышное дело. Хорошее поведение не должно быть условием, при котором малыш получит желаемую игрушку. Некоторые родители перед праздниками, например, Новым годом, начинают манипулировать детьми: «Если не будешь слушаться, дед Мороз тебе не принесет подарок». Но это неправильно, ведь ребенок должен получить свой подарок в любом случае, независимо от поведения. Подкупать, торговаться, манипулировать, шантажировать – все это неправильно в отношении к маленькому члену семьи.
  4. Эксперименты над детьми проводить точно не стоит. Хорошо, допустим, вы отправили бабушку с сыном в магазин, там он вел себя идеально, и что теперь делать? Вызывать бабушку всякий раз, когда у вас дома закончилось молоко, и нужно пойти в магазин? Лучше начать анализировать свое поведение. Почему с вами кроха ведет себя так, а с другими людьми он становится милым и послушным ребенком?
  5. Родители наверняка знают, что наказывать ребенка нужно в тот момент, когда он плохо себя ведет. Но не станете ведь вы ругать или, тем более, шлепать малыша на виду у посторонних людей? Вообще, нельзя применять физическую силу в воспитательным мерах, иначе вы навсегда испортите отношения с малышом. Он перестанет вам доверять, замкнется и больше не будет приходить к вам со своими проблемами. 
  6. Не всегда есть возможность совершать покупки вместе с мужем. Но, если ребенок ведет себя с папой спокойно и не выпрашивает игрушки, изыщите возможность прийти всей семьей в магазин. Попросите малыша продемонстрировать папе, как вы себя ведете у полки с игрушками, когда его нет рядом. 
  7. Игра в обмен социальными ролями, наверное, интересная, но только не в общественных местах. Можете себе представить, как это будет выглядеть со стороны: взрослая женщина орет и валяется на полу, а маленький ребенок ходит с тележкой и выбирает продукты? В этой ситуации посторонние люди даже могут вызвать полицию или представителей органов опеки.
  8. Поиграть дома в магазин – хорошая идея. Сюжетно-ролевые игры учат детей, как нужно себя вести в определенных ситуациях. А еще можно снять на видео истерику ребенка и в спокойной обстановке посмотреть с ним вместе, как это некрасиво выглядит.

Вечерние истерики – повод насторожиться

Почти все дети после детского сада очень возбуждены. Неудивительно, что после целого дня шумных игр ребёнок может быть уставшим, взбудораженным, и на фоне физического и эмоционального утомления иногда могут возникать истерики.

Однако если вечерние истерики случаются часто, родителям стоит задуматься. Как минимум – нужно поговорить с воспитателем. Как ведёт себя ребёнок среди других детей, чем он занимается в течение дня, соблюдается ли режим, есть ли какие-либо проблемы? Постоянный диалог с воспитателем поможет выявить причину истерик. Быть может, всё дело в том, что вечером в саду устраивают слишком активные игры, что не только вызывает перевозбуждение, но и приводит к трудностям засыпания.

Как видите, истерика у ребёнка – явление сложное. Она может возникать в ответ на множество разных ситуаций, быть связана и с психической, и с физиологической незрелостью ребёнка. Если вы поймёте, в чем причина истерик , то сможете реагировать на них наиболее эффективно. Иногда, чтобы лучше понять, что же происходит с вашим чадом, лучше обратиться к детскому психологу, который поможет найти ответы на волнующие вас вопросы. А о том, как лучше реагировать на истерики дошкольников – читайте в статье «Справляемся с детской истерикой на раз, два, три…».

«Психологически неудовлетворенный ребенок»

Отвечает Галина Салтанова, детский психолог и психотерапевт:

Причиной истерик может служить не обследованный диагноз или соматика ребёнка. В случае здорового фона, причинами истерик может служить неправильное воспитание родителей, при котором ребенку потакают на каждый каприз и «успокаивают” материальными вещами. Бывает такое, что родители удовлетворяют потребности ребенка в голоде, одежде и образовании, но психологически ребенок не удовлетворен. Это случается из-за отсутствия внимания, совместной деятельности и общения. Тогда дети криком добиваются своего, к сожалению, это не лучший способ.

Как разговаривать с детьми после истерики

Еще нужно всегда помнить, что отказывать ребенку в чем-то – вполне нормально. Как и то, что ребенок может возмущаться из-за этого. Так что «поддаваться» столь эмоционально выраженным требованиям ребенка не нужно

Если  вы ребёнка в чём-то ограничиваете  и он начинает выражать яркий протест, важно не уступать ему, не вестись на его истерики, потому как это манера поведения может закрепиться – как только ребёнок поймёт, что так он сможет от вас добиваться того, что он хочет, это будет ведущий механизм взаимодействия с вами, а в последствии и с окружающими во взрослой жизни

Иногда дети пугаются того, что не могут сами справиться со своими эмоциями. В таком случае ребенку нужна ваша поддержка: обнимите его, скажите нарочито спокойно: «Все в порядке, ты просто очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает». Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», – и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения.

Итак, самый простой и самый сложный «рецепт» (но и самый лучший!) – не обращать внимания на эмоциональный взрыв дитяти. Стойте спокойно и ждите, когда кончится истерика у ребенка. Если вы очень расстроены – быстро покиньте «поле битвы» ребенка за сиюминутное выполнение собственных желаний, по возможности спокойно. Если вы находитесь в общественном месте – отойдите от ребенка, но так, чтоб не терять его из виду, и чтобы он видел вас

Если ребенок не может долго успокоиться (минут 10-15) – отвлеките его внимание тем, что станете что-то увлеченно делать (играть кубиками, паззлами, игрушками, смотреть мультики), совершенно не «вспоминая» о только что разразившейся буре.то очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает»

Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», – и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения. Как только пропадают «зрители» – ребёнок быстро успокаивается.

Ребенок должен усвоить, что истерики и эмоциональный «шантаж» не приносит результатов, и лучше искать другие способы выражения желания. Ребенок должен знать, что имеет право на любое чувство и уметь его выражать цивилизованно. И главное – что даже если это случается, то мама и папа не одобряют этого поведения, им это не нравится, но самого малыша они любят.

Если же истерики у ребенка вошли в привычку, это может означать, что он научился таким образом добиваться своей цели. Скорее всего, он понял, что так вы идете на уступки: покупаете ему сладости или игрушки или разрешаете не ложиться вовремя в постель. Поэтому родители должны иметь в виду, что, уступая этим истерикам, вы уступаете желанию, которое по тем или иным причинам не собирались выполнять, и способствуете тому, что истерики становятся просто отрицательной привычкой. В этом случае вам придется запастись «вагоном» терпения. Но, если вы понимаете, что истерики стали для него методом выудить из вас что-нибудь, единственная тактика борьбы с ними – это не обращать на них внимания. Не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его “старания” не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. Именно тогда вам нужно собрать все свои силы в кулак, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.

«Важно понять причину возникновения эмоции»

Мнение детского психолога, песочного и игрового терапевта Дарьи Клепальской:

Истерика чаще всего является выбросом сильной эмоции. Как правило, наши эмоции цикличны, а это значит, что ребёнок наверняка уже бывал в таких ситуациях, раз принял решение добиться желаемого «концертом». В таком случае понадобится ежедневная работа над ошибками, которые были совершены ранее

Важно понять причину возникновения этой эмоции и разобраться в ней вместе с малышом, обязательно при этом обняв его. Спросите ребенка: «Почему ты расстроен?», «Что случилось?», «Когда ты плачешь, я совсем не понимаю что ты говоришь, наверное, слезки мешают

Давай мы их вытрем и поговорим.»

Причины истерик у дошкольника

У истинной истерики (а дальше мы опишем, чем она отличается от ложной) может быть много причин. В частности:

  • Физический дискомфорт. Голод, сонливость, утомлённость, болезненность. Дети много плачут во время болезни, но простой плач и истерика – не одно и то же. Тем не менее ощущение физического неблагополучия может быть спусковым крючком для истерики, особенно в 2-3 года.
  • Психологический дискомфорт. К примеру, ребёнок попал в компанию незнакомых детей, напугался чего-либо. Любая стрессовая ситуация может вызвать у него эмоциональные переживания, которые выльются в истерику. К примеру, истерики в первый день посещения детского сада – почти норма.
  • Неполучение желаемого. Ребёнок не может понять, что игрушку в магазине нельзя взять просто так. Он также не понимает, что нельзя играть с ножницами, потому что можно пораниться. Ощущение, что с ним обходятся несправедливо, может вызвать бурную эмоциональную реакцию.
  • Подавленные эмоции. Если ребёнок не имеет возможности проявлять чувства, они копятся, и в конечном итоге случается «эмоциональный взрыв». Такое бывает, когда ребёнку запрещают плакать, злиться или бурно на что-то реагировать. Отрицательные эмоции, точно так же, как и положительные, учат взаимодействовать с окружающим миром. Осознание и выражение всех чувств необходимо для нормального психического развития ребёнка!
  • Перенапряжение, частое переутомление. Длительное пребывание в условиях детского сада, избыточные дополнительные занятия, неправильно выстроенный режим – все эти факторы могут приводить к перегрузке нервной системы ребёнка и, как следствие, к появлению регулярных истерик. Родители в этом случае замечают, что когда малыш неделю или больше находится дома (у бабушки), истерики пропадают, а с переходом в «рабочий» ритм – возвращаются вновь

Более общие причины:

Кризис 3-х лет. В этот период ребёнок показывает характер. Он становится своевольным, крайне упрямым, из него как будто лезет всё негативное, что раньше дремало. И это нормально. Ребёнок ещё не умеет идти на компромисс, к тому же, он как бы проверяет родителей на прочность, выясняет рамки дозволенного. Если взрослые ведут себя правильно, то уже к 4-м годам его поведение нормализуется.

Чрезмерная строгость и недостаток любви. Истерики могут быть ответной реакцией на недостаток любви, заботы и внимания

Как ещё заставить родителей обратить на себя внимание, как не с помощью слёз? Даже если ребёнка любят и лелеют, он может требовать большего, ведь в его памяти ещё свежи моменты, когда мама не выпускала его из рук.
Обратная ситуация – гиперопека. Это хорошая среда для манипуляций

Осознавая, что родители всё сделают для него, ребёнок испытывает серьёзные проблемы с саморегуляцией. Он не видит границ, не знает, на что ориентироваться в своём поведении. Истерики становятся для него нормой, ведь это очень удобно – управлять родителями.