Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет

Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него

Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций

При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Часто просыпается

Как проявляется. Около 9 месяцев у младенца снова могут возникнуть проблемы со сном, особенно ночным. Парадокс, но чем меньше малыш спит днем, тем больше вероятность, что его будет труднее уложить и он будет плохо спать ночью. Причинами ночных пробуждений и плача могут стать некоторые болезни, режущиеся зубки, неврологические нарушения, а также страшный сон, который мог присниться крохе. Ведь маленький ребенок не умеет отличать сны от реальности. А еще причина может скрываться в том, что в ближайшее время малыш научится делать что-то для себя новое, например, начнет ходить или говорить. Сейчас он всю энергию устремляет на развитие этого навыка, потому со сном могут быть проблемы.

Что предпринять? Обратите внимание на режим дня младенца. Он должен достаточно спать днем

Продолжайте укладывать его спать, как обычно, пойте на ночь колыбельные, рассказывайте добрые сказки

Очень важно соблюдать привычные ритуалы отхода ко сну. Если со здоровьем у ребенка все в порядке, привычка крепко спать ночью скоро вернется

Мама, а не папа

Как проявляется. К 8-9 месяцам кроха уже понимает, что мама вовлечена в его жизнь больше, чем папа. Естественно, он будет отдавать предпочтение тому, кого он больше видит и с кем активнее общается.

Что предпринять? Если папа много работает и мало видится с малышом, ему потребуется больше времени, чтобы выработать свой стиль общения с крохой. Нет смысла обижаться на ребенка, который предпочитает маму, и демонстрировать ему свою обиду. Лучше постараться посвящать общению с ним каждую свободную минутку. Совместные прогулки, купание, игры — вот выход из положения. Маме стоит немного отойти на второй план и дать супругу пообщаться с ребенком. Еще один совет: привлекайте папу к кормлению, «выгуливанию» малыша, чтобы кроха понял, что рутинная жизнь — это не только мама.

Привычка рисовать на обоях

У некоторых детей есть особая тяга к изобразительному искусству на обоях. Конечно, это не хорошо, ведь новый ремонт стоит больших денег. Но малыш еще не знает цену таким вещам, поэтому проявляет свои творческие способности там, где ему удобней и интересней. И вот, как можно от этого отучить:

1. Если вы заметили за своим ребенком подобную склонность, сразу же озвучьте места, где можно рисовать, а где нет. Купите ребенку красивый альбом и много карандашей. Фломастеры лучше до 5-ти лет вообще не покупать или покупать те, которые легко смываются обычной водой (у них специальный состав).

2. Пусть ребенок рисует красками под вашим присмотром. Можно купить большой ватман и пальчиковые краски – это даст больше возможности для проявления фантазии.

3. Наклейте на стенку большой ватман и предложите ребенку рисовать только здесь.

4. Купите специальные обои-раскраски и поклейте их в детском уголке, где ребенок сможет их разукрашивать.

5. Повесьте на стену большую доску для рисования цветными мелками – это станет альтернативой привычному рисованию.

6. Предложите ребенку сделать картинную галерею на его любимой стене в комнате. Пусть он рисует на обычных альбомных листах, а вы потом организуете выставку его рисунков и позовете на нее всех членов семьи. Это мотивирует ребенка рисовать по вашим правилам.

Каша-размазня

Как проявляется. В 7-9 месяцев у ребенка появляется новое развлечение — размазывать еду по лицу, по столу, по волосам, но только не отправлять ее в рот. Малыш вдруг обнаруживает, что если похлопать по каше ложкой, брызги разлетаются во все стороны. Кроха изучает свойства разных продуктов и консистенцию пищи — жидкая, твердая, кашеобразная. К тому же пока еще так мало вещей ему подвластны, а в игре с едой он диктует свои правила.

Что предпринять? Подавите в себе желание отобрать ложку и быстренько накормить кроху, иначе у него может пропасть желание учиться есть самостоятельно. Просто исподволь направляйте ложку ребенка в сторону рта и не обращайте внимания на лужицы из каши и крошки. Обязательно хвалите малыша! К 2 годам он начнет есть аккуратнее.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Привычка разбрасывать везде свои игрушки

Маленькие дети часто грешат неаккуратностью. Если вовремя не отучить ребенка разбрасывать свои вещи, то эта привычка может сохраниться надолго и даже на всю жизнь. Чтобы ее одолеть, поступайте следующим образом:

1. Убедитесь в том, что никто из членов семьи не показывает малышу дурной пример своей небрежностью.

Если ваш муж разбрасывает везде свою одежду, бросает, где не следует, личные вещи, оставляет в раковине грязную посуду и т.п., то и ребенок вполне может копировать его модель поведения.

Научите всех членов семьи соблюдать аккуратность и опрятность, сразу же складывая все вещи на свои места.

2. Приучите ребенка сортировать свои игрушки по категориям и выделите место для каждой категории.

Например, этот ящик комода – для машинок, этот – для конструктора, этот – для мелких игрушек и т.п.
Всегда хвалите ребенка за то, что он сортирует игрушки правильно и собирает их после игры. Если ребенок пока не привык собирать игрушки, делайте с ним это наперегонки. Дух соперничества всегда мотивирует.

3. Объясните ребенку, что он может достать новые игрушки только тогда, когда соберет те, которыми уже не играет. Пусть запомнит, что в игре работает правило замены одних игрушек на другие. А доставать все и сразу ему не разрешено.

4. Введите правило, что если ребенок не будет собирать игрушки, а потом в процессе ходьбы на них наступит и раздавит, то вы не станете чинить поломанные игрушки, а выбросите их. Малыш должен понять, что порядок – это не ваша прихоть, а необходимое условие для сохранения целостности его вещей.

5. Расскажите ребенку историю, что забытые в конце дня на полу игрушки могут обидеться на него и уйти жить к другому ребенку. Если ребенок будет забывать собирать игрушки, однажды спрячьте какую-нибудь игрушку и напомните малышу о своем рассказе.

Позже верните игрушку, сказав, что она действительно обиделась и хотела уйти навсегда, но потом вернулась с условием, что ее больше не будут бросать на полу (эта уловка работает для совсем маленьких детей).

6. Скажите ребенку, что не разрешите ему приглашать в дом друзей, если он не будет убирать игрушки в своей комнате.

7. Объясните ребенку, что вы не станете покупать ему новые игрушки, если старые все время будут лежать на полу.

Как бороться с вредными привычками у детей: 7 советов родителям

Взрослые умеют бороться с дурными склонностями, дети – еще нет. Портал «Я-родитель» дает практические рекомендации родителям, которые помогут справиться с вредными привычками у детей.

1. Будьте терпеливы и последовательны

Любую привычку трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Поэтому регулярно обсуждайте «проблему» с ребенком, иначе результата не будет

Акцентируйте внимание чада на его действиях, но не слишком навязчиво, чтобы не вызывать у него раздражение и протест. Родителям не стоит ругать и наказывать ребенка

Напротив, всячески его ободряйте, вселяя уверенность, что при желании он справится с любыми трудностями, в том числе, с вредными привычками.

2. Докажите вред привычки

Корректно разъясните ребенку, почему его привычка некрасивая и небезопасная. Например, если ваше чадо грызет ногти, расскажите ему, что болезнетворные бактерии из-под ногтей могут попасть в организм через рот и стать источником заболевания. Постоянно напоминайте, что обгрызенные ногти выглядят некрасиво. Наберитесь терпения на тот случай, если эти доводы придется повторить не один раз.

3. Контролируйте действия ребенка

Старайтесь не создавать ситуаций, в которых вредные привычки проявляются наиболее ярко. Для этого проводите с ребенком больше времени, чтобы иметь возможность контролировать его действия. Например, чаще играйте с ним. Проследите, чтобы у чада был сформирован правильный режим дня, в котором достаточно времени отведено на игры и отдых. Помните, чем больше занят ребенок в течение дня, тем меньше времени остается у него на разные шалости.

4. Займите ребенка интересным делом

Постарайтесь увлечь ребенка каким-то делом, которое поможет ему отвлечься от вредной привычки. Найдите для своего чада интересные занятия и игры, соответствующие его возрасту. Также можно записать его на курсы или мастер-класс. Поступив подобным образом, вы принесете ребенку двойную пользу. Он не только получит шанс избавиться от вредной привычки, но и приобретет полезные знания и навыки.

5. Уделяйте ребенку достаточно внимания

По мнению специалистов, дурные привычки у детей часто являются проявлением беспокойства или депрессии. Ребенок в силу возраста не осознает, что его тревожит, и попытки родителей выяснить причину тревоги ни к чему не приводят. Это может происходить, когда ему уделяют мало внимания, или он одинок. Дети очень чувствительны к происходящему и подсознательно чувствуют, как к ним относятся родители. Выясните, что доставляет беспокойство ребенку, внимательно выслушайте его жалобы и обиды. Постарайтесь устранить те причины, из-за которых он испытывает стрессы и нуждается в успокоении.

6. Следите за своими привычками

Любые привычки формируются у детей под влиянием воспитания в семье. Если один из родителей имеет негативные склонности и привычки, ребенок может сознательно копировать его поведение, которое является для него единственно правильным. Дети во многом берут с нас пример, а значит, стоит начать корректировать собственное поведение.

7. Формируйте у ребенка правильные привычки

Лучшим способом профилактики вредных привычек у детей является не периодические нотации и одергивания при совершении нежелательного действия, а похвала за правильный поступок. Действуя так, вы показываете, что поощряете желаемое поведение ребенка и хотели бы, чтобы он поступал так и в дальнейшем

Родителям стоит прививать чаду правильные привычки, а не фиксировать его внимание на неблаговидных поступках и склонностях. Так, например, объясните ему, что ковыряться в носу некрасиво, но он всегда может использовать носовой платок или салфетку

Екатерина Кушнир

Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, достаточно ли вы уделяете ребенку своего внимания.

Привычка грызть ногти

Привычка грызть ногти даже имеет научное название – онихофагия. Психологи уверены, что от такой привычки чаще страдают дети сознательного возраста, то есть от 6 лет и старше.

А все потому, что пристрастие к обгрызанию ногтей в большинстве случаев вызвано определенным психологическим дискомфортом ребенка. Это один из способов снять напряжение нервной системы, когда есть перегрузки.

Вот почему в сознательном возрасте дети чаще грызут ногти, так как они уже умеют анализировать события и могут испытывать страх, перенапряжение, волнение, умственную усталость.

В некоторых же случаях привычка грызть ногти – это не что иное как проявление синдрома навязчивых движений, являющегося одним из неврологических отклонений. В данном случае от избавления от такой привычки придется воспользоваться помощью психолога и невролога.

Есть несколько действенных способов борьбы с онихофагией:

1. Стимулируйте ребенка бороться с этой вредной привычкой, мотивируя его чем-то

Например, пообещайте, что если он неделю не будет грызть ногти, вы подарите колечко на красивые пальчики (если у вас дочка) или классные часы, которые будут привлекать внимание к ухоженным рукам (если у вас сын)

2. Научите ребенка самостоятельно обрезать ногти или обрезайте ему ногти сами, но очень аккуратно, чтобы не сделать больно в процессе. Помните, что иногда маленькие дети обгрызают ногти потому, что боятся их обрезать, вот и стараются опередить нежелательную процедуру.

3. Девочке можно сделать красивый маникюр и накрасить ногти детским лаком, чтобы она не захотела портить такую красоту.

4. Разрешайте ребенку выплескивать свои эмоции наружу, чтобы ему не хотелось снимать стресс путем сгрызания ногтей.

5. С помощью ролевой игры проиграйте с ребенком ситуацию, когда кто-то из игрушек сгрыз ногти и потом над ним смеялись, дали смешную кличку, не захотели с ним играть так, как у него были некрасивые руки (подойдет для детей до 7 лет).

6. Купите в аптеке специальный лак «Некусайка», который имеет горький вкус при попытке сгрызть ногти. Такой лак застывает на ногтях как обычный, не смывается и сохраняет свой эффект до 4-5 дней после нанесения.

Данный способ помогает выработать у ребенка неприятные рефлекторные ощущения, что достаточно быстро отучивает его от такой вредной привычки.

А вот горчицей или перцем пальцы лучше не мазать, так как ребенок может случайно потереть руками глаза, и тогда раздражение слизистой глаз ему обеспечено – это очень неприятно и больно.

7. Учите ребенка расслабляться после перенапряжения и искать нормальные способы снятия напряжения.

Тут отличным способом станет любой вид рукоделия и работы руками. Девочкам подойдет вышивка, вязание, лепка, аппликации, мальчикам – аппликации, конструирование, мозаика, выжигание по дереву, гравюра.

Привычка все тянуть в рот

Привычка все тянуть в рот в норме сохраняется не дольше 2,5 лет. Если ребенок старше этого возраста, его нужно срочно отучать от данной привычки. Вот советы, которые могут вам в этом помочь:

1. Если запрещаете брать в рот посторонние вещи, то делайте это всегда и солидарно со всеми членами семьи. Ребенок должен четко уяснить, что этого нельзя делать никогда, и никто не станет на его сторону, разрешая эту привычку.

2. Всегда рассказывайте ребенку, для чего предназначен тот или иной предмет. Если ребенок нашел на полу или под мебелью какой-то незнакомый маленький предмет (пуговицу, скрепку, колпачок от ручки, монетку и т.п.), то объясните ему, для чего он нужен и какую роль играет в обиходе.

Теперь предложите малышу вернуть предмет на свое законное место (пришейте пуговицу, скрепите скрепкой бумаги, наденьте колпачок на ручку, положите монетку в кошелек или копилку).

3. Не пытайтесь отобрать у ребенка найденную или взятую им вещь, а просто на своем примере покажите, как пользовать аналогичной вещью.

4. Все опасные для здоровья предметы всегда храните в недоступных для ребенка местах. Это относится к лекарствам, бытовой химии, иголкам, булавкам, батарейкам и т.п.

5. Учите ребенка приносить и отдавать вам найденные им вещи, всегда хвалите его за находку.

6. Не покупайте ребенку мелкие игрушки до трех лет, как этого требуют общие правила безопасности.

7. Если ребенок уже взял мелкий предмет в рот, без паники и криков попросите его открыть рот и показать вам, что у него за щечкой, под язычком и т.д.

Теперь попросите малыша достать изо рта помещенный туда предмет. Чаще всего дети глотают мелкие предметы как раз по причине паники их родителей, когда те заметили во рту ребенка инородное тело и начали суетиться.

А ну-ка подними!

Как проявляется. Если раньше, роняя погремушку, малыш думал, что она навсегда исчезла, то к 9-10 месяцам он догадывается, что игрушка существует даже тогда, когда он ее не видит. И он начинает без конца ронять, то есть «терять» разные предметы и с нетерпением ждет, когда же мама их вернет. Заодно кроха устанавливает причинно-следственные связи: я уронил, мама подняла, я бросил, предмет упал. Но порой он этим злоупотребляет.

Что предпринять? Чем активнее вы участвуете в этой игре, тем больше нравится ребенку развлекаться именно таким образом. Как только вы перестанете поднимать и возвращать брошенное малышу — игра закончится, интерес крохи угаснет. Если малыш начинает ронять предметы во время еды — значит, он наелся и готов приступить к следующему пункту дневной программы. Чтобы каждый раз не наклоняться за «потерянными» игрушками, привяжите их на ленточки и покажите ребенку, как самостоятельно подтягивать их к себе.

Причины

Привычка обкусывать ногти никогда не возникает на пустом месте. Обычно ей предшествуют изменившиеся жизненные обстоятельства. Это может быть смена дошкольного учреждения или школы, класса, переезд на другую квартиру и любая серьезная перемена в жизни ребенка, с которой он не может справиться психологически.

Нервное напряжение накапливается внутри ребенка и оборачивается появлением вредной привычки. Другими словами, обкусанные ногти – это не что иное, как попытка «выгрызть» или избавиться от проблемы, гнетущей ребенка.

Причины, связанные с физиологией

  • Проблемы с центральной нервной системой. Это может быть склонность к неврозам, передающаяся по наследству, повышенная возбудимость и другие заболевания.
  • Недостаток витаминов в пищевом рационе ребенка, скудное питание.
  • Заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой.
  • Паразиты. Иногда обкусывание ногтей связано с наличием в организме ребенка гельминтов и других паразитических червей.
  • Проблемы, связанные с питанием. Ребенок не может удовлетворить свои пищевые потребности, отсюда и расстройство, связанное с обкусыванием ногтей. Чаще всего такие проблемы связаны с запретом на сладкое, диетой, элементарным недоеданием.
  • Раннее отлучение от груди либо соски.
  • Гигиена. Такая проблема может возникать из-за слишком длинных и грязных ногтей, нерегулярных гигиенических процедур и т.д.

Причины социально-психологического характера

  • Потеря родственника или близкого человека. Психологическая травма и стресс чаще всего приводят к появлению какой-либо вредной привычки.
  • Сильный испуг может легко способствовать возникновению такого явления. Громкий звук, резкое движение и другие причины особенно сильно могут повлиять на психику ребенка 2, 3 лет. Ребенок в 4 года может сильно испугаться крика или лая собаки.
  • Напряженная обстановка между родителями. Неблагоприятный психологический климат в семье, постоянная ругань, разговоры на повышенных тонах, направленная друг на друга агрессия, так или иначе, обязательно оставят свой след на неокрепшей детской психике. Особенно, если ребенок находится в такой атмосфере постоянное и длительное время.
  • Резкая смена обстановки. Чаще всего это связано со сменой детского сада, школы, места жительства. Такая проблема может возникнуть после долгого перерыва в посещении дошкольного учреждения или школы.
  • Серьезная психологическая нагрузка. Сегодня многие родители стремятся максимально загрузить свободное время детей репетиторами, кружками, спортивными секциями, развивающими занятиями. Это, конечно, неплохо, но каждый ребенок индивидуален и нагрузка для него должна быть своя. Кто-то легко выдержит и несколько дополнительных занятий, кому-то достаточно будет всего одного. Психологический перегруз ребенка ведет к повышенной утомляемости, рассеянности и неврозам.
  • Прямая противоположность предыдущему пункту – слабая занятость ребенка. Он не знает, чем себя занять и начинает грызть ногти от скуки.
  • Плохой пример. Если в семье или близком окружении ребенка кто-то грызет ногти, то и ребенок рано или поздно попробует сделать то же самое.
  • Неправильное питание. Неконтролируемое потребление, например, газированных напитков или сладостей, ведет к повышению возбудимости ребенка.
  • Нарушение режима сна. Чаще всего это связано с тем, что ребенок допоздна засиживается за телевизором, компьютером, . Регулярное недосыпание приводит к раздражительности, снять которое ребенок пытается через обкусывание ногтей.
  • Низкая самооценка. Чаще всего такие проблемы возникают с детьми 8, 9 лет и старше. Учеба в школе, посещение спортивных секций или кружков: родители начинают требовать с ребенка достижения определенных результатов, которых он, в силу разных причин, достичь не может. Отсюда раздражение родителей и снижение ощущения собственной значимости у ребенка. Он начинает бояться, что родители будут его ругать и начинает грызть ногти, выплескивая, таким образом, свою обиду.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором практикующий психолог рассматривает причины того, почему дети начинают грызть ногти:

Все в рот

Как проявляется. Примерно с 4-х месяцев кроха начинает обсасывать руки, ноги и игрушки. Так он получает информацию о том, твердый предмет или мягкий, шершавый или гладкий, можно ли его съесть, ведь задавать вопросы малыш пока не умеет. Это основной способ познавать мир для маленького. Кроме того, между 4 и 7 месяцами у грудничков начинают прорезываться зубы и сильно чешутся десны.

Что предпринять? Держите все потенциально опасные, особенно мелкие предметы там, где кроха не сможет до них дотянуться. Когда малыш начнет ползать, посмотрите на интерьер с высоты роста крохи, а еще лучше проползите по полу по-пластунски: так вы сразу поймете, какие помехи могут возникнуть на пути маленького путешественника и что может быть для него опасно. Примерно в 1,5 года малыш перестанет тащить в рот все подряд.