Подошвенный рефлекс

Подошвенный рефлекс – это нормальный рефлекс, который включает подошвенное сгибание стопы, которое отводит пальцы ног от голени и сгибает их вниз. Аномальный подошвенный рефлекс ( симптом Бабинского ) возникает, когда нарушается контроль верхнего двигательного нейрона над рефлекторной цепью сгибания. Это приводит к тыльному сгибанию стопы (ступня наклонена к голени, большой палец ноги загибается вверх). Это также происходит у детей младше c. 1 год, из – за низкую миелинизацию из кортикоспинальных путей . По мере того, как эти тракты развиваются до взрослой формы, сгибательно-рефлекторный контур тормозится нисходящими кортикоспинальными входами, и развивается нормальный подошвенный рефлекс. Рефлекс Бабинского является признаком неврологической аномалии (например, поражение верхних мотонейронов) у взрослых.

Сколько продолжается это явление

До какого возраста у новорожденного реализуется сосательный рефлекс?

Как уже было отмечено, родившийся ребенок начинает сосать спустя 2-3 часа, а формирование и возникновение этого рефлекса осуществляется задолго до рождения. Через несколько часов после рождения кроха начинает активные поиски материнской груди с целью реализации своего природного инстинкта.

Продолжительность, при которой сосательный рефлекс у грудничков наиболее выражен — это первые 12 месяцев жизни. Потом, ближе к году, он начинает слабеть. И приблизительно к 3-4 годам исчезает окончательно.

По этой причине многие специалисты сходятся во мнении — грудное вскармливание необходимо вплоть до полного исчезновения рефлекса сосания в соответствии с заложенными в природе нормами.


Определить слабость инстинкта касания можно в процессе кормления. Здоровые малыши сразу и с жадностью берут грудь матери и достаточно активно ее сосут. А новорожденные, у которых этот рефлекс снижен, засыпают во время кормления, они редко сглатывают, вялые, зачастую полностью отказываясь от материнской груди.

К основным причинам снижения сосательного рефлекса у новорожденного следует отнести:

  • гипоксию во время беременности или родов;
  • тяжелые соматические состояния;
  • умственную отсталость;
  • парезы лицевых нервов;
  • иногда ОРВИ, стоматит.

Причиной может быть и неправильное прикладывание малыша к материнской груди:

1. Для начала удостоверьтесь, что малыш окончательно проснулся и хочет есть. Для этого проведите пальцем по уголку рта. Если грудничок голоден, он попытается ухватить ваш палец, перепутав его с соском груди.

  • подбородок грудничка прижат к груди;
  • его ротик широко раскрыт;
  • нижняя губка отодвинута вниз;
  • расстояние между верхней губкой ребенка и соском должно быть больше, нежели под нижней.

3. Если у малыша затруднено дыхание (при простуде или насморке) — это тоже является препятствием к полноценной реализации рефлекса. Грудничок при этом станет сосать вяло, делать перерывы.

4. Также причиной ослабления инстинкта может являться неправильная форма сосков (втянутые) – используйте специальные накладки.

Если вам не удается справиться с проблемой, целесообразнее будет обратиться к специалисту по вопросам грудного вскармливания, поскольку за этой неприятностью могут скрываться серьезные нарушения в работе ЦНС.

Если сосательный рефлекс отсутствует, это является первым признаком того, что нарушена работа центральной нервной системы, а конкретно ствола головного мозга и это является опасным неврологическим симптомом. При полном отсутствии данного рефлекса у грудничка шансов на выживание практически нет.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса, как правило, является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • языка;
  • круговой мышцы рта.

Любое самолечение со стороны родителей в этом случае недопустимо. Первое время нужно будет кормить малыша из ложечки. Но консультация специалиста необходима.

Наличие рефлексов свидетельствует о полноценном состоянии его ЦНС. В процессе их формирования происходит поэтапное, полноценное развитие ребенка.

Жизнедеятельность организма во многом зависит от рефлексов

Для новорожденных они тоже имеют крайне важное значение. Организм крохи определенным образом реагирует на различные раздражители

Врожденные рефлексы в нервной системе малыша закладываются еще в утробе.

У каждого новорожденного ребенка обязательно должен проявиться сосательный рефлекс. Когда ему вкладывают в рот бутылочку с питанием или мама дает грудь, он начинает активно ее сосать. Этому ребенка никто не учит. И это является не привычкой, а важным рефлексом, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность. Сосательный рефлекс формируется в утробе матери и оказывает влияние на развитие новорожденного. Этот рефлекс позволяет ребенку утолить голод.

Уже в самые первые часы после рождения сосательный рефлекс срабатывает, чтобы обеспечить выживание. На данном этапе жизни он является самым главным для ребенка. Когда во время кормления грудь или соска касается неба, малыш автоматически начинает их сосать. Если ребенок голоден, рефлекс будет более выраженным, если же сыт – будет проявляться слабее. Через час после того, как кроха накормлен, рефлекс снова становится сильнее. Ритмичное сосание прекрасно успокаивает кроху.

За этот врожденный рефлекс отвечают черепные нервы. Посасывание груди для ребенка — трудная задача, но при сосании пустышки он получает удовольствие.

Чтобы проверить наличие сосательного рефлекса у новорожденного, необходимо слегка погладить его щечку или коснуться губ. Он должен приоткрыть ротик и начать движения языком.

Шагающий рефлекс (рефлекс опоры)

У новорождённых можно наблюдать рефлекс автоматической ходьбы (опоры). Он ярко выражен до 1,5 месяцев, а затем угасает, и исчезает в три месяца. Способность самостоятельно совершать шагающие действия малыш приобретёт только к году. У новорождённых в норме безусловный рефлекс опоры проявляется следующим образом: если младенца, придерживая за подмышки, приподнять, он начинает сгибать ноги, а при последующем контакте с поверхностью малыш на полусогнутых ногах стоит. Если его слегка наклонить вперёд, то появляются характерные шаговые движения. Плохой шагающий рефлекс может наблюдаться при заболеваниях нервно-мышечного типа у новорожденного, внутричерепных травмах, родовой асфиксии.

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.
Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь.
Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова.
Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления

Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс
наблюдается до 3—4 мес., затем угасает

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Развитие рефлекторной деятельности

Развитие рефлекторной деятельности в эмбриогенезе проходит несколько стадий: 1. Стадия первичных двигательных Р. (первые Р. у эмбрионов человека обнаруживаются на 3-м месяце пренатального развития и проявляются в виде сгибания шеи, движения частей туловища и конечностей при раздражении губ и крыльев носа, а осуществление реакций обеспечивается рефлекторными дугами, проходящими через ядра тройничного нерва в продолговатом мозгу и через шейное утолщение спинного мозга). 2. Стадия первичной генерализации Р. (реакции проявляются в виде быстрых движений головы, туловища и конечг о-стей). 3. Стадия вторичной генерализации Р. (рефлексогенной зоной становится практически любой участок тела, а в двигательные реакции вовлекаются большие группы мышц; т. о. наблюдается широкая иррадиация возбуждения в ц, н. с., к-рая в более позднем периоде эмбрионального развития понижается и Р. становятся более ограниченными и специализированными). 4. Стадия специализации Р. (формируются сложные пищевые — сосательный, глотательный, защитные — чесатель-ный, отряхивательный и установочные — шейные, лабиринтные Р.). Очень рано у человеческого плода обнаруживаются подошвенный, коленный и хватательный Р.

В постнатальном периоде происходит быстрая консолидация готовых при рождении Р., а также формирование новых в пределах развивающихся анализаторных систем. Дальнейшая координация рефлекторных актов происходит за счет созревания синаптических структур и механизмов центрального торможения (см.). В более поздние сроки постнатального периода формируются такие сложные специализированные реакции, как, напр., ориентировочно-исследовательская реакция (см.).

Различные возрастные периоды человека характеризуются также различиями в степени сформированностп в. н. д. и стабильностью основных врожденных Р. По мере старения всего организма в нервных клетках происходят необратимые структурные изменения, снижающие их функциональные возможности (падение возбудимости, уменьшение скорости проведения возбуждения). Развивается инертность процессов в ц. н. с., ослабляются тормозные процессы, увеличивается время рефлекторных реакций.

Исследование Р. проводят с помощью специальных рефлексометров, позволяющих определять основные параметры и степень проявления рефлекторных реакций (см. Рефлексометрия). В клин, практике основные соматические и вегетативные Р. человека оценивают визуально при нанесении раздражений на различ-иые рефлексогенные зоны. Техника вызывания Р. состоит в нанесении удара перкуторным молоточком по сухожилию или надкостнице; раздражение кожи, слизистых оболочек осуществляют специальными предметами (тупая игла, волосковая кисточка, бумажная полоска). Для анализа центральных механизмов осуществления Р. используют широко применяемые электрофизиологические методы исследования.

Новорожденные щенки и котята, а также щенки и котята старшего возраста, с учетом их физиологических особенностей, наиболее подвержены:

– бронхопневмониям вследствие переохлаждения;

– гипертермии (тепловому удару) в результате перегревания;

– заражению гельминтами (новорожденные щенков и котят рекомендуется проверять на наличие желудочно-кишечных паразитов и проводить дегельминтизацию с 3-х недельного возраста);

– блошиной инвазии;

– паразитарным заболеваниям кожи (поражение подкожными клещами);

– вирусным инфекциям;

– бактериальным и грибковым инфекциям;

– токсикоинфекциям желудочно-кишечного тракта;

– дисбактериозу;

– пищевым аллергиям;

– различного рода анемиям;

– нарушению обмена веществ (рахит);

– травмам;

– попаданию инородных тел в дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт.

1. Карпов В.А. Акушерство и гинекология мелких домашних животных. Москва: Росагропромиздат, 1990.

2. Старченков С.В. Болезни мелких животных. Санкт-Петербург: Лань, 1999.

3. Хозгуд Ж., ХоскинсДж., Девидсон Ж.,Смит Дж. Терапия и хирургия щенков и котят. Москва: Аквариум ЛТД, 2000.

Восстанавливаем рефлекс

Выявленный слабый рефлекс при рождении не позволит мамочке с малышом вовремя попасть домой, так как врачи будут устранять причины ослабленной привычки. Выписка будет возможна только после восстановления функции.

Ослабление сосательной функции происходит на фоне одной из вышеперечисленных причин. Рефлекс можно улучшить, если подойти к этому ответственно и системно. В большинстве случаев ослабленная функция восстанавливается при помощи организации более частого кормления. При грудном вскармливании, возможно, понадобиться сцеживать молоко и кормить ребенка из бутылочки.

Дополнительным методом развития рефлекса может стать прописанный массаж лицевых мышц. Доктор должен научить маму правильным массажным движениям, которые она будет регулярно производить на лице малыша.

Предлагаем ознакомиться: Зрение новорожденного до 1 года: норма и патология — Статьи

Важно не только обучать малыша заново навыку, но и следить за динамикой развития. Самолечение в этом случае категорически запрещено, а во время восстановления функции обязательно регулярно консультироваться с врачом до того момента пока не закончится проблема

Здоровье ребенка формируется целым рядом причин, как внешнего, так и внутреннего порядка. Сохранение необходимого баланса ложится полностью на плечи родителей, именно от них зависит, как будет расти, и формироваться ребенок, насколько здоровым и полноценным будет его будущее.

Если кроха сосет очень слабо, вопрос, как его разработать, является крайне важным для его здоровья. В этом помогает организация кормлений, использование пустышки и докармливания из бутылочки. Также врач порекомендует выполнять перед кормлением специальный массаж лица

Конечно же, для успешного восстановления важно учесть причину его ослабления, поэтому без консультации и советов врача никаких действий предпринимать не нужно

О пользе пустышки в его развитии можно узнать, посмотрев следующий видеоролик.

Как определить, что сосательный рефлекс в норме

Дабы пробудить рефлекс сосания, в ротик младенца на 2-3 см вводят согнутый палец. Здоровый доношенный ребенок сразу начинает его сосать. Если реакция хорошо развита, достаточно прикосновения к губкам и поглаживания по щечке. Малыш откроет ротик и начнет интенсивно поводить язычком как при сосании.

При оценке сосательного рефлекса используют проверочное кормление. Малышу дают грудь или бутылочку со смесью, и смотрят, как он справляется. При слабом рефлексе младенец вяло высасывает пищу. Он быстро теряет силы, редко сглатывает и засыпает. Впоследствии утрачивается интерес к груди, и кроха даже способен от нее отказаться.

Плавательный рефлекс

Рефлекс плавания заключается в помещении младенца лицом вниз в бассейн с водой. Младенец начнет грести и пинаться плавательными движениями. Рефлекс исчезает через 4–6 месяцев. Несмотря на то, что младенец демонстрирует нормальную реакцию на гребешок и пинание, помещение его в воду может быть очень рискованной процедурой

Младенцы могут проглотить большое количество воды при выполнении этой задачи, поэтому воспитатели должны действовать осторожно. Желательно отложить уроки плавания для младенцев до достижения ими возраста трех месяцев, потому что младенцы, погруженные в воду, могут умереть от водной интоксикации .

Слабый сосательный рефлекс и его отсутствие

Жизненно важный рефлекс сосания, позволяющий новорожденному выжить, может быть ослабленным по нескольким причинам:

  • паралич лицевых и мозговых нервов;
  • тяжелые соматические расстройства, ослабляющие организм;
  • умственная недоразвитость;
  • внутриутробное кислородное голодание, вызывающее поражение нервной системы.

Снизить сосательную реакцию могут вирусные, инфекционные недомогания, обостренный стоматит, сильный насморк. Так как малютка регулярно недоедает, его приходится докармливать сцеженным молоком из ложечки шприца, пипетки или бутылочки. Ребенок может плохо сосать из-за плоских втянутых сосков мамы. Но эти случаи редки, и справиться с ними можно, используя специальные силиконовые накладки на соски.

Когда выясняется, что рефлекс ослаблен, мамочка должна незамедлительно принять меры. Ведь новорожденному это угрожает недоеданием, недобором в весе, психическими, неврологическими расстройствами, приводящими к отставанию в развитии.

Стихание сосательного рефлекса требует немедленного визита к неврологу и постоянного врачебного контроля над ребенком.

  • родовые травмы, ведущие к повреждению продолговатого мозга;
  • глубокая недоношенность;
  • ослабленные лицевые мышцы

являются причиной полного исчезновения сосательного рефлекса. Невролог должен осмотреть малютку и оценить другие его безусловные рефлексы. После чего будет вестись наблюдение. Возможно, потребуется терапевтическое лечение.

Сосательный рефлекс у недоношенных детей всегда ослаблен или полностью отсутствует. Дабы ребенок мог нормально развиваться, после рождения его вскармливают через зонд или вводят специальные питательные растворы внутривенно. Такой способ кормления длится, пока рефлекс сосания не появляется в ярко выраженной степени и не развиваются механизмы нервной регуляции, отвечающие за реакции малыша.

Когда грудничок неохотно сосет, вопрос о том, как восстановить рефлекс становится первостепенным. Здесь на помощь приходят пустышки-соски и вскармливание карапуза молоком из бутылочки. Врач рекомендует перед каждым кормлением проводить лицевой массаж. Для восстановления реакции следует знать причину слабого рефлекса, и по мере возможности работать над ее устранением. Без консультации опытных специалистов самостоятельно бороться с проблемой нельзя. Это опасно для малютки.

Исследование симптома у взрослых

В том случае, если у ребенка симптом Бабинского присутствует до определенного возраста, не говорит о наличии проблем со здоровьем, но подобное проявление признаков в у взрослого человека полностью подтверждает факт наличия неврологических патологий.

У взрослого человека патологический рефлекс Бабинского может проявляться только с одной стороны и быть двусторонним. Его присутствие доказывает о том, что связь между участками спинного и головного мозга изменена или нарушена.

Такой признак может существовать некоторый промежуток времени (например, после перенесенных приступов эпилепсии) или же быть постоянным (тогда говорят о тяжелых поражениях в пирамидальных путях).

Помимо этого рефлекс Бабинского может быть вызван в результате протекания различных неврологических заболеваний и хронических недугов. Их список велик, однако особую опасность представляют следующие патологии:

  • заболевание Шарко (недуг связанный поражением нейронов и утратой их функций), следствием такого заболевания становится развитие паралича и атрофии всех групп мышц;
  • диагностирование новообразований в головном мозгу;
  • генетическая предрасположенность ( в частности, атаксия Фридрейха);
  • перенесенные ранее травмы головы;
  • инсульт;
  • диагностирование печеночной недостаточности и энцефалопатии;
  • заболевания хронического характера, наибольшую опасность представляет рассеянный склероз, именно при его течении первым признаком болезни становится симптом Бабинского;
  • негативные осложнения менингита;
  • анемия злокачественного происхождения;
  • инфекции вирусного характера (бешенство);
  • полученные травмы спины;
  • диагностирование опухолей в спинном мозгу;
  • туберкулез, локализованный в костях, спинном мозге и позвоночнике;
  • синдром сирингомиелии.

Лечение последствий родовых травм, энцефалопатии, дцп в Саратове, в России

Сарклиник проводит лечение последствий родовых травм, лечение перинатальной энцефалопатии, лечение детского церебрального паралича в восстановительном периоде в Саратове, в России.

Сарклиник желает Вам стойкости духа, мужества и терпения.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Неоходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: phakimata / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Ребенок не говорит, не отзывается, истерики, непонятный язык, лечение

Лишение девственности в 16, разрыв плевы, боль, кровь при половом акте

Где принимает врач артролог в Саратове?

Сколиоз грудного отдела позвоночника 4 степени, лечение в Саратове

Я не испытываю оргазма с партнером, а при мастурбации всегда

Тонический лабиринтный рефлекс

Тонический лабиринтный рефлекс – это примитивный рефлекс, обнаруживаемый у новорожденных людей. При таком рефлексе наклон головы назад в положении лежа на спине заставляет спину напрягаться и даже выгибаться назад, ноги выпрямляются, напрягаются и сводятся вместе, пальцы ног указывают на пальцы, руки сгибаются в локтях и запястьях и руки сжались в кулаки или пальцы сжались. Наличие этого рефлекса за пределами стадии новорожденного также называется патологическим паттерном разгибания или тонусом разгибателей.

Присутствие TLR, а также других примитивных рефлексов, таких как асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR) после первых шести месяцев жизни, может указывать на то, что у ребенка задержка в развитии и / или неврологические аномалии. Например, у людей с церебральным параличом рефлексы могут сохраняться и даже быть более выраженными. Как аномальные рефлексы, тонический лабиринтный рефлекс и асимметричный тонический шейный рефлекс могут вызывать проблемы у растущего ребенка. И TLR, и ATNR препятствуют функциональной активности, такой как перекатывание, соединение рук или даже поднесение рук ко рту. Со временем как TLR, так и ATNR могут вызвать серьезное повреждение суставов и костей растущего ребенка, в результате чего головка бедренной кости частично выскользнет из вертлужной впадины ( подвывих ) или полностью выйдет из вертлужной впадины ( вывих ).

Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

Адаптивное значение рефлексов

Рефлексы различаются по полезности. Некоторые рефлексы имеют ценность для выживания (например, рефлекс укоренения, который помогает младенцу, находящемуся на грудном вскармливании, найти сосок матери). Младенцы проявляют рефлекс укоренения только тогда, когда они голодны и их касается другой человек, а не когда они прикасаются к себе. Есть несколько рефлексов, которые, вероятно, помогли выживанию младенцев во время эволюционного прошлого человека (например, рефлекс Моро). Другие рефлексы, такие как сосание и хватание, помогают установить приятное взаимодействие между родителями и младенцем. Они могут побудить родителей реагировать с любовью и привязанностью и более грамотно кормить своего ребенка. Кроме того, это помогает родителям утешить своего ребенка, позволяя ему контролировать стресс и количество получаемой стимуляции.

Примитивные рефлексы у новорожденных из группы высокого риска

Термин « новорожденные с высоким риском» относится к новорожденным с высокой вероятностью смерти или заболеваемости, особенно в течение первого месяца после рождения. Новорожденные из группы высокого риска часто демонстрируют аномальные реакции примитивных рефлексов или совсем не реагируют на них. Реализация примитивных рефлексов у новорожденных из группы высокого риска часто будет варьироваться в зависимости от рефлекса (например, может присутствовать нормальный рефлекс Моро, в то время как рефлекс ходьбы отсутствует или ненормален). Нормальное выполнение примитивных рефлексов у новорожденных может быть связано с большей вероятностью иметь более высокие баллы по шкале Апгар , более высокую массу тела при рождении, более короткое время госпитализации после рождения и лучшее общее психическое состояние.

В перекрестном исследовании 2011 года по оценке примитивных рефлексов у 67 новорожденных из группы высокого риска использовался метод выборки для оценки реакций сосания, рефлексов Бабинского и Моро. Результаты исследования показали, что сосательный рефлекс выполнялся чаще всего (63,5%), за ним следуют рефлекс Бабинского (58,7%) и рефлекс Моро (42,9%). Исследование пришло к выводу, что у новорожденных из группы высокого риска чаще наблюдались аномальные и отсутствующие реакции примитивных рефлексов, и что каждый рефлекс изменялся в ответ.

Однако с появлением простых и эффективных методов, таких как метод неврологической оценки Амиэля Тисона , в качестве предиктора неврологических осложнений у новорожденных и младенцев из группы высокого риска, важность оценки примитивных рефлексов снижается.

Грудное вскармливание — не допустить ошибок

Как много «советчиков» и соблазнов вокруг кормящей мамы! Знания о последствиях не реализованного до конца рефлекса сосания помогут ей не совершить оплошностей:

Годовалый карапуз уже пробует «отделять» себя от мамы, но все ещё сильно нуждается в её эмоциональной опоре. Он только что освоил прямохождение и испытывает массу незнакомых впечатлений от окружающего мира. Временами, не в силах справиться с ними, он бежит к материнской груди. Сосание расслабляет его, помогает успокоиться и утвердиться, что он любим, его всегда принимают и поддерживают.

ИНТЕРЕСНО! Грудное вскармливание после родов. Памятка для мамы.

При раннем отлучении от груди маленький исследователь мира лишен невидимой «поддержки», получаемой в процессе грудного вскармливания. Он остается один на один с эмоциональными переживаниями. И тогда ему ничего не остается, как искать суррогатные способы успокоения, которые в быту называются вредными привычками, а по сути являются невротическими реакциями:

  • сосание разных предметов — пальца, уголка одежды или подушки, карандаша, кончиков волос, деталей игрушки и т. д.;
  • у ребят постарше — обкусывание ногтей, обгрызание кутикулы, облизывание или кусание губ.

Повзрослев, дети могут проявлять оральную агрессию — кусать других, огрызаться. Впоследствии у них может сформироваться орально-агрессивный тип личности — это колкие и циничные взрослые, они ехидничают, сплетничают.

Оральная агрессия может развиться по пассивному варианту: ребенок (а в будущем — взрослый) становится неуверенным, зависимым от окружающих, болезненным, страдает плохим аппетитом.

Ребенок на оральной стадии развития «изучает» мир ртом, благодаря высокой концентрации в нем осязательных и вкусовых рецепторов. Малыш не случайно всё тянет в ротик, грызёт, облизывает, ощупывает. Если этот канал поступления информации перекрыть («заткнуть» соской), мозгу не будет хватать стимулов для развития.

При плаче лучший утешитель младенца — не силиконовое приспособление, а живая мама. При успокаивании пустышкой малыш замыкается в себе, снижается его естественная исследовательская активность, уменьшается потребность в общении с другими.

Развитие нельзя форсировать. Дети любят экспериментировать с головастиком: отрывают хвостик, чтобы он побыстрее превратился в лягушку, но он только погибает от такого «ускорения». Придет время, и тесная зависимость от мамы и утешение её грудью уйдут сами по себе

Грудное вскармливание в идеале важно продолжать до естественного угасания рефлекса сосания, и тогда многих психологических проблем удастся избежать

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

В каком возрасте должен пройти

Дети, которых рано отлучили от груди, и вскармливали адаптированными смесями, не полностью реализовали свой природный инстинкт сосания. Это чревато развитием неврозов и навязчивых движений.

У ребенка могут появиться неприятные привычки, от которых сложно избавиться на протяжении многих лет:

  • сосание различных предметов (пальцев, ручек, кончиков волос, краев подушки, игрушек и пр.);
  • привычка грызть ногти на руках и на ногах;
  • во взрослой жизни это проявляется в желании курить. При любом стрессе и конфликте, человек бессознательно тянется к пачке с сигаретами.

Это означает, что малыш должен полноценно пройти оральный этап развития, удовлетворив свой сосательный рефлекс, дабы не сформировались невротические реакции и дурные привычки в будущем. Груднички, рано отлученные от материнской груди, должны развиваться с пустышкой, как предметом сосания. В дошкольном периоде, если ребенок не получал ни пустышку, ни грудь, он может агрессивно себя вести, кусать других детей, ехидничать, огрызаться. Таким малышам присущ слабый аппетит, капризность, болезненность.

Пустышку ребенку предлагают между кормлениями, а отучают от нее постепенно – без наказаний и негативных эмоций (см. статью про отучение от пустышки). В ласковой игровой форме малышу сообщают, что соска ушла к другой ляле, потерялась, ее забрала фея.