Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);
Игры-моталочки;
Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);
Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;
Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;
Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)
Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);
Играем с пинцетом;
Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики
Играем с сенсорными коробками;
Играем со стучалкой (с гвоздиками);
Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu
Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;
Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки
Собираем пазлы из 4-20 частей;
Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop
Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;
Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;
Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom
Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;
Подбираем ключики к замочкам;
Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;
Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;
Пример пипетки
Вырезаем ножницами;
Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon
Играем с конструкторами;
Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.
Конструируем из счетных палочек;
Играем со шнуровкой-планшетиком;
Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop
Играем с кинетическим песком;
Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)
Уже знакомые игры:
Строим дорожки из домино;
Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
Составляем картинку на кубиках-пазлах;
Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;
Пример трехслойного и двухслойного пазлов
Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
Подбираем крышки к баночкам;
Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom
Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
Просеиваем крупу через ситечко;
Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
Играем в лото;
Собираем грибы / ягоды;
Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)
Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Чистим вареное яичко;
Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы
Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.
Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей. Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ
Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ
«Орешки в гнездышке»
Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.
Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.
Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.
«Ладошки»
Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.
Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.
Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.
«Волшебный мешочек»
Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.
Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.
Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.
«Построй грузовик»
Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.
Материалы: картон и ножницы.
Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет
Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.
«Домик для пуговки»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.
Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.
«Цветное поле»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.
Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.
«Воздушные шарики»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.
Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.
«Что это за фигура»
Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.
Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.
Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.
«Спрячься от дождя»
Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.
Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.
Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны
Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.
Игры с зонтиком имеют несколько вариаций
Упражнения для детей от рождения до года
Поговорим об осязании, то есть о развитии тактильности.
Упражнение 1. «Ладошки»
- Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте.
- Затем постучите ею о свою ладонь.
- Потом снова нежно погладьте ручку.
- Проделайте это упражнение с обеими руками малыша.
- Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.
Упражнение 2. Массаж
Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев.
Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.
Упражнение 3. «Колечко»
Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики.
Материалы: сенсорная пирамидка, кроватка.
Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него
Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки. Затем надевает его ему на ручку — так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша
Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это. Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.
Упражнение 4. «Вынимаем предметы»
Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта.
Материалы: сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас.
Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д.
Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.
Упражнение 5. «Ощупывание»
Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас.
Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга. Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания. Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику).
Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.
Ход игры.
Воспитатель раскладывает перед ребенком листочки разных цветов. Затем рассказывает, что подул сильный ветер и все листочки разлетелись и их нужно собрать на то дерево с которого они слетели. Затем воспитатель спрашивает у ребенка, какого листочки цвета и предлагает собрать сначала все желтые листочки, затем красные и зелёные.
Как вариант, эту игру можно провести не за столом, а на паласе, пригласив 3 ребенка разложить все листочки, поставить 3 корзинки, спросить какого цвета листочки. Каждому ребенку сказать какой именно цвет он будет собирать в корзинку, ребенок, который соберет первый все листочки станет победителем. Дети с удовольствием играют в эту игру.
Дидактическая игра «Собери яблоки по цвету».
Цель: развитие сенсорно – математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Задачи: закреплять понятие один – много.
Продолжать учить основные цвета – красный, желтый, зеленый.
Учить отвечать на вопросы, сравнивать, анализировать.
Развивать память, внимание, логическое мышление. Воспитывать желание помогать ежику
Воспитывать желание помогать ежику.
Данное пособие можно использовать как для закрепления знаний, так и для ознакомления с новым материалом. В совместной и индивидуальной непосредственной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.
Развитие речи
- Делаем ариткуляционные упражнения;
- Делаем дыхательные упражнения;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
- Игры на развитие речи
Например:
Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.
Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.
Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет и др.
Задачи занятий
Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:
- учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
- формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
- учит исследовать окружающий мир;
- формирует систему сенсорных шаблонов;
- учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.
Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.
Как научить ребенка внимательности и усидчивости в 7 лет
Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту
Пример дидактических игр
Ход игры:
Вариант № 1 – «Наряди матрешку!»
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».
Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной,если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.
Вариант № 3 – «Матрёшка на дорожке».
Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.
Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант № 4 – «Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр. Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры».
Цель: учим запоминать геометрические фигуры.
Условия игры: сосчитай, сколько здесь нарисовано кругов, прямоугольников, квадратов, овалов, треугольников.
Дидактическая игра «Цвет, форма, размер».
Цель: учим в игровой форме- цвета, размеры, формы.
Ход игры: перемешать 5-7 разных фигур.Попросить найти: самую маленькую, самую большую, все треугольники (круги, квадраты). Фигуры зеленого цвета без углов. Фигуры красного цвета с 3 углами(4-мя,5-ю). Попросить ребенка разложить все квадраты (звездочки, трапеции и т. д.)по порядку: от самого маленького до самого большого.
Дидактическая игра «Подбери цвет».
Цель: научить подбирать цвета с помощью операции сравнения, различных по цвету предметов. Формировать практические действия по цветовому признаку.