Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Условные рефлексы в новорожденного ребенка

Рефлекс Моро

Известный как испуг. Выделяют две фазы испуга:

  • Первая – когда кроха отводит ручки в сторону и раскрывает кулачки;
  • Вторая (исходная) – когда малыш прижимает ручки к телу и крепко зажимает кулачки

Ребенок реагирует на громкие звуки, резкие подъемы его ножек, удары, стуки и другое. Нормой считается если рефлекс возникает неожиданно. Ближе к четырем месяцам реакция ослабевает, а в дальнейшем наблюдаются только отдельные ее составляющие.

Рефлекс Кернига

Согнутые в коленках ножки ребенка, пытаются разогнуть в суставах таза и бедер и отвести в стороны. При правильном развитии малыша – это сделать невозможно. Проверяют реакцию Кернига, когда малышу исполнится 4 месяца.

Рефлекс «автоматической походки»

Ответная реакция центральной нервной системы малыша на ходьбу. Что бы проверить, нужно приподнять малыша и наклонить его тело немножко вперед. Если ребенок наступает на всю ножку, значит развитие идет правильно. В случае цепляний стопа об стопу, или же ходьбы на цыпочках без постановки на всю ступню, желательно об этом сказать врачу.

Рефлекс Бауэра (ползание)

Дитя укладываем на животик, а ножки сведем вместе и приставим свою ладошку. Младенец попытается оттолкнуться от ладони, сгибая разгибая ножки, начнет ползти.

Рефлекс опоры

Кроха еще не готов стоять, он еще не окреп, но опорная реакция уже работает. Берем его под ручки и поднимаем вертикально.Держась на весу, ребенок автоматически подожмет ножки, а поставив его на поверхность, кроха выпрямит тело и будет стоять на полусогнутых ножках и на полной стопе. Опорный работает до 1,5 — месячного возраста малыша.

Рефлекс Галанта

Ответная рефлекторная реакция позвоночника. Ребенок, при проведении вдоль позвоночника пальцем, выгнет спинку. При этом одновременно опустит головку и ножки.

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ногиК концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Безусловные рефлексы: усиление или отсутствие реакции

Все рефлекторные реакции младенцев должны быть симметричными. Усиление рефлексов может быть следствием чрезмерной возбудимости нервной ткани. При слабых рефлексах с незначительным изменением силы реакции вполне достаточно гимнастики и ежедневного купания.

  • серьезные нарушения тонуса определенных групп мышц;
  • патологические состояния нервной системы;
  • инфекционные заболевания.

https://youtube.com/watch?v=pw5gJoZXI60

При отсутствии сосательного рефлекса жизни младенца угрожает серьезная опасность. В таком случае необходимо срочно обратиться к детскому невропатологу, который назначит малышу полноценное обследование и необходимое лечение.

Итак, регулярная проверка врожденных рефлексов у своего младенца может, не только стать любимым развлечением всей семьи, но и послужит в качестве гимнастики для ребенка, а заодно и подтвердит то, что ваша кроха развивается нормально.

Рефлексы новорожденных детей

Поисковый рефлекс новорожденного

Как он работает: если вы коснетесь губ малыша или погладите его по щеке, он повернет голову в ту сторону и откроет рот в поиске соска.

Как долго существует: примерно до четырех месяцев.

Хватательный рефлекс новорожденного

Как он работает: если вы прикоснетесь к пальчикам и ладошке вашего малыша, он крепко схватится за ваш палец. (Большинство молодых родителей бывают поражены силой хватки новорожденного.)

Как долго существует: самый сильный хватательный рефлекс наблюдается у детей в течение первых двух месяцев жизни. Он полностью исчезает к пяти месяцам.

Рефлекс Моро (рефлекс испуга) новорожденного

Как он работает: ваш новорожденный ребенок сильно реагирует на громкий шум или внезапное движение. Он выгибает спину, вытягивает вперед ноги и руки и может начать кричать до того, как уберет обратно руки. (Самый лучший способ борьбы с этим – избегание шума и резких движений. Держите ребенка поближе к себе и будьте готовы успокоить его, если он испугается.)

Рефлекс Моро можно вызвать различными приёмами: приподняв ребёнка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его; ударить по поверхности, на которой лежит ребёнок, с двух сторон от головы на расстоянии 15-20 см. В ответ ребёнок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (первая фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (вторая фаза); при этом руки как бы охватывают туловище.

Как долго существует: до четырех месяцев.

Рефлекс ходьбы новорожденного

Как он работает: если вы держите ребенка в положении для ходьбы так, чтобы его ноги плоской поверхности, он начнет делать шаги. То же самое вы увидите, если положите ребенка на живот: он начнет стараться «плыть» вперед.

Как долго существует: обычно исчезает примерно на второй месяц.

Шейно-тонический рефлекс новорожденного

Как он работает: если положить ребенка на спину, то он повернет голову на бок и в ту же сторону вытянет одну руку и ногу, принимая классическую позу фехтовальщика Потам, он повернет голову на другую сторону и соответствующим образом вытянет руку и ногу.

Как долго существует: примерно шесть месяцев.

Опорный рефлекс новорожденного

Как он работает: если держать новорожденного ребенка в вертикальном положении перед краем плоского предмета, такого как стол, он поднимет ножку, как будто для того, чтобы наступить на этот предмет. Также будет действовать его рука: если внешняя сторона руки касается края стола, он автоматически поднимет руку.

Как долго существует: первые недели жизни.

Рефлекс ползания новорожденного

Как он работает: если вы положите ребенка на живот, он автоматически примет положение, чтобы ползти, то есть подтянет ноги к животу. Он может вытянуть ноги и протолкнуть себя в таком положении вперед (Это, конечно, не «настоящее» ползание. В таком положении ребёнок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, имитирующие ползание. Если подставить под подошвы ребёнка ладонь, он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, в “ползанье” включаются руки. Вам придется подождать несколько месяцев, чтобы его увидеть.) Когда «ползающий» рефлекс исчезнет, новорожденный ребенок будет вытягивать ноги сзади, когда вы будете класть его на живот.

Как долго существует: первые недели жизни.

Рефлекс задержки взгляда новорожденного

Как он работает: если вы поднимете ребенка и повернете его направо или налево, его глаза останутся на том же объекте, на который он смотрел до того, как вы повернули его. Этот рефлекс, называемый рефлексом кукольных глаз, появляется у ребенка уже на 25-й неделе беременности.

Как долго существует: примерно десять дней.

В то время как довольно легко можно понять, зачем новорожденному нужен поисковый рефлекс, необходимость дуя него некоторых других рефлексов не так очевидна. Но даже если вы не совсем понимаете, почему ваш ребенок реагирует на определенные раздражители именно таким образом, бывает забавно попробовать спровоцировать те или иные рефлексы у своего малыша.

Какие физиологические рефлексы есть у новорожденного ребенка

Сосательный рефлекс

Include Me shortcode: file not found

При поглаживании губ или вокруг рта ребенок начинает совершать активные сосательные движения. Этот рефлекс новорожденного ребенка проявляется сразу после рождения и существует до 2-х месяцев. Затем его заменяет стремление ребенка засовывать в рот любые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.

Это один из основных рефлексов новорожденного, он помогает малышу исследовать окружающее пространство, успокаивает и способствует подготовке артикуляционного аппарата к речи. Помогает стимулировать данный рефлекс соска-пустышка.

Есть много противников ее применения, и в каждом случае вопрос решается индивидуально, но положительная сторона ее применения в том, что при совершении сосательных движений подвижные еще кости черепа как бы колеблются, и это препятствует слишком быстрому зарастанию переднего родничка, которое может произойти еще до окончания роста головного мозга. Кроме того, повышенный приток крови к голове улучшает питание мозга и ускоряет вывод вредных веществ.

Ротовой рефлекс Эшериха

При легком надавливании на верхнюю или нижнюю губу ребенок вытягивает губы трубочкой. Этот безусловный рефлекс новорожденных существует на протяжении первого месяца жизни.

Поисковый рефлекс

При поглаживании щеки ребенка он рефлекторно поворачивает голову в эту же сторону, как бы ищет источник раздражения. Рефлекс начинает проявляться в 2 месяца и существует до 4-х месяцев. Этот рефлекс полезно дополнительно тренировать, так как он подготавливает ребенка к переворачиванию со спины на живот.

Защитный автоматизм

При укладывании на живот малыш рефлекторно поворачивает голову в сторону, освобождая дыхание. Этот рефлекс новорожденных детей первого года жизни особенно выражен в первые недели жизни и существует до 2-х месяцев.

Рефлекс Моро

Возникает при ощущении падения (опускании головы относительно тела более чем на 30°), громких звуках, ярком свете. Ребенок вначале разводит руки и разжимает пальцы, а затем сводит их, как бы обнимая себя. Имея представление о характеристике этого рефлекса новорожденного, родители должны помнить, что его проявления следует избегать, поскольку он вызывает резкий выброс адреналина. Условия проявления этого рефлекса возникают при купании, переодевании, гимнастике и других резких манипуляциях с тельцем малыша. При проявлении этого рефлекса нужно успокоить малыша, взять его на руки, поменять позу, приблизив ее к внутриутробной. Рефлекс существует с рождения до 4-х месяцев.

Хватательный рефлекс

Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденного ребенка, обязательно упоминают хватательный. Он заключается в непроизвольном схватывании и удержании предмета, вложенного в ладонь малыша. Иногда малыши держатся так крепко, что их можно приподнять за удерживаемый предмет.

Этот врожденный рефлекс новорожденного ребенка существует с момента появления на свет и до 3-х месяцев. Тренировать его можно, вкладывая в ладошки ребенка какой-либо продолговатый предмет так, чтобы все пальчики сжимали его. Если малыш прячет большой палец в кулачке, его нужно вынимать и класть правильно. Затем можно аккуратно потягивать за предмет, чтобы развивать способность малыша удерживать предметы.

Группа 2

Кажущиеся такими беззащитными младенцы умеют не только отыскивать еду, но и бороться за свою жизнь. Помогает им в этом целый ряд рефлексов:

Хватательный рефлекс

Если крохе дать палец, то он мгновенно крепко-накрепко хватается на него. Сторонники теории эволюции убеждены, что этот рефлекс «перепал» людям от обезьян. Ведь детёныши приматов готовы в любой момент вцепиться в шерсть матери, чтобы не упасть во время её прыжков и скачков.

Кстати, действие хватательного рефлекса распространяется даже на ножки младенцев. Потрогайте стопу ребёнка, и вы увидите, как он тут же сгибает пальчики. Так заставляет действовать не боязнь щекотки, как думают некоторые, а именно безусловный рефлекс.

Рефлекс Моро

Этот рефлекс заставляет понервничать многих молодых родителей

Ещё бы, ведь услышав резкий звук, почувствовав какое-то неосторожное движение (например, затряслась задетая собакой кроватка), младенец вдруг вздрагивает, выгибается, всплёскивает ручками и может даже прижать их к себе, словно защищаясь от опасности

Ничего страшного или странного в таком поведении нет. Всё это проявления рефлекса (они угаснут, когда ребёнку будет около 4 – 5 месяцев). Однако сильный испуг вполне может испортить малышу настроение. Поэтому взрослым следует быть осторожнее.

Учёные считают, что этот рефлекс близкий родственник хватательного. При малейшей опасности детёныш раскидывал ручки, чтобы понадёжнее и поудобнее схватиться за мать, а потом вступает «в дело» и хватательный рефлекс, позволяющий цепко держаться и не падать.

Рефлекс Бабинского  

Ещё один близкий к хватательному рефлекс. Стоит несильно провести по ступне ребёнка от пяточки к пальчикам, как он тут же смешно растопырит их наподобие веера (очевидно, что бы тут же крепко вцепиться в родительницу). Сохранение рефлекса до полутора-двух лет – норма, а вот его более поздние проявления могут свидетельствовать о неблагополучии. 

Защитный рефлекс

Тоже очень важный для жизни рефлекс. Проявляется он в том, что новорождённый, которого кладут на животик, моментально поворачивает головку в сторону, чтобы иметь возможность дышать. Пропадает к 1,5 месяцам.

Рефлекс ползания

Стоит младенца выложить на живот с вытянутыми вдоль тела ручками, он рефлекторно подтягивает к плечам сначала одну, а затем и вторую. При этом, если подставить под его стопы ладонь или другую опору, малыш поползёт вперёд, используя ручки и ножки

Это жизненно важное умение позволяет младенцам подползать к материнской груди в поисках молока, запах которого уловил чуткий носик, или источнику тепла и, наоборот, избегать раздражающих и опасных факторов (солнца, жары и т.д.). К 3 – 4 месяцам рефлекс угасает

Важно! Некоторые новорождённые умудряются применять этот рефлекс на практике очень активно. Поэтому оставлять ребёнка на комоде для пеленания или кровати без бортиков ни в коем случае нельзя, даже если он ещё совсем мал

Рефлекс автоматической ходьбы

Если поднять малыша, держа его за подмышки, и «поставить» на ровную твёрдую поверхность, слегка наклонив вперёд, то кроха начнёт переступать ножками, «ходить». Причём доношенные дети чаще ставят ножки на полную стопу, а недоношенные малыши – на пальчики. Этот рефлекс учёные рассматривают как подготовку к самостоятельной ходьбе, которую дети осваивают ближе к году. В норме рефлекс исчезает довольно рано, максимум к 1,5 месяцам.

Важно помнить, что не всегда эти и другие рефлексы новорождённых проявляются сразу или в полной мере. Иногда в «опоздании» или невыраженности виноваты недоношенность, родовые травмы, асфиксия, некоторые заболевания либо реакция на лекарственные препараты

Скорее всего, спустя некоторое время все рефлексы «заработают».

Экспериментируя, вы обнаружили, что у вашего чада слабо проявляются или вовсе не выражены какие-то рефлексы? Не стоит паниковать.

Во-первых, ребёнок мог уже просто «перерасти» конкретный рефлекс (ведь сроки угасания указаны приблизительно).

Во-вторых, возможно, вы что-то делаете не так и у вас не получается вызвать рефлекторные действия.

Кроме того, отсутствие или слабая выраженность рефлексов, связанных с приёмом пищи (сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой), скорее всего, говорят только о том, что ребёнок просто не голоден. Попробуйте проверить эти рефлексы перед кормлением, а не после. И они наверняка проявятся «во всей красе».

Основные рефлексы

За проявление тех или иных автоматизмов отвечает центральная нервная система. Именно поэтому, говоря о нормах развития ребенка, в первую очередь оценивают его врожденные реакции, так как они являются показателем развития того или иного участка мозга. В связи с этим их делят на две большие группы:

  1. Сегментарные двигательные. Их проявление обеспечивается функционированием элементов мозгового ствола (оральные) и спинного мозга (спинальные).
  2. Надсегментарные позотонические. Деятельность этой группы обеспечивают центры продолговатого и среднего мозга.

Также основные физиологические рефлексы новорожденного делятся на безусловные и условные:

  • Безусловные – заложены у ребенка с рождения, «задуманы» природой для выживания и дальнейшего развития маленького человека.
  • Условные – приобретаются в процессе роста и созревания.