Ребенок не слушается в 5 лет: что делать? Рекомендации родителям

Уделяйте достаточно внимания малышу. Конечно, заботиться о нем, как о двухлетнем, не стоит, но родитель должен интересоваться о жизни крохи. Спросите, как его дела в детском саду, что у него нового, нормально ли он ладит с друзьями.

Не обижайте. Это не значит, что не надо наказывать за проступки. Но даже если ребенок 5 лет вообще не слушается, не стоит его унижать и, тем самым, травмировать детскую психику.Выбирайте правильные методы наказания, которые действительно помогут ребенку понять ошибкуи больше ее не повторять. Своим мнением по данной теме делится известный психолог Дмитрий Карпачев:

Не пренебрегайте запретами. Для формирования дисциплинированной, организованной и ответственной личности, в процессе воспитания,необходимо использовать запреты. Но родители должны объяснять сыну или дочери причины этих ограничений, а не просто повторять слово «нельзя».

Ребёнок не слушается в 5 лет

В том, что ребёнок совершенно не слушается в 5 лет виноваты исключительно те, кто его воспитывал. Пожинайте плоды, дорогие родители! Как исправить ситуацию?

Для начала необходимо определить причину сложного поведения и подобрать решение к ней. Типичные проблемы описаны ниже:

Отсутствие внимания к ребёнку со стороны родителей . В этом случае следует найти время для своего малыша, хотя бы по вечерам или выходным. Играть с ним, заниматься. Только не тем, чем хотелось бы вам, а тем, чем интересно отпрыску.

Ребёнок протестует . Взбунтоваться чадо может по любому поводу. Например, с ним общаются как с маленьким, а он осознаёт себя большим

Обсудите с ним, что-нибудь важное для него, не говорите ему прав он или не прав, дайте ему задание или попросите помочь по дому.

Не воспринимает родителей всерьёз. Быть своему ребёнку другом, конечно, хорошо, но в первую очередь надо быть родителем, иначе он начнёт вами командовать и воспринимать как сверстника.

У ребёнка отсутствует вера в себя

Если малыша постоянно ругать, повторять, что он всё делает не так и часто наказывать, он перестанет в себя верить и начнёт плохо себя вести.

Кризис 7 лет

В 7 лет ребёнок становится первоклассником. В его жизни появляется много нового, от обстановки до обязанностей. Какой-то период ему приходится ко всему этому адаптироваться и он может плохо себя вести.

В это время человек хочет, чтобы его считали более самостоятельным. Старается всем это показать. Много кривляется, подражает взрослым. Поддерживайте своего ребёнка, внимательно выслушивайте все его рассуждения. Не говорите, что он ещё маленький.

Можно дать ему постоянную домашнюю обязанность, например мыть вечером посуду, при этом обязательно его периодически хвалить за то, как он её выполняет. Так у него будет повышаться самооценка.

Как нужно наказывать ребенка, рекомендации психолога

Как бы не звучало парадоксально, но детки чувствуют себя спокойней, когда их наказывают. Потому что им спокойней расти в стабильной обстановке, а не тогда, когда родители при первой же возможности меняют свое мнение. Если ребенок не слушается, то психологи дают некоторые рекомендации того, как нужно его наказывать.


Надо отказаться от физических наказаний

  1. Нельзя наказывать в порыве гнева, нужно успокоиться, а потом применять воспитательные меры.
  2. Ребёнок должен понимать за что его наказывают.
  3. Нельзя наказывать за одну провинность несколько раз.
  4. Наказание должно быть только, если ребенок действительно виноват.
  5. Нельзя производить разборки в присутствии посторонних людей.
  6. Во время наказания малыш должен понимать, что он наказан за проступок, но его не перестали любить.
  7. Если ребёнка наказали несправедливо, то родитель должен набраться мужества и извиниться пред ним.

Многие психологи советуют не воспитывать детей, а воспитывать себя, так как дети все равно будут походить на нас.

Типичные проблемы

Специалисты выделяют 5 основных видов детского непослушания. В основе каждого лежат предпосылки, обусловленные возрастными особенностями и внешними обстоятельствами. Наиболее часто встречающиеся проблемы сводятся к следующему:

  1. Поведение, несущее опасность самому ребенку и окружающим. Например, на улице ребенок может продолжать вырываться из рук матери, хвататься за острые предметы или совершать другие поступки, которые его просили не делать.
  2. Протест. Любая просьба, требование со стороны родителей вызывает у ребенка сопротивление, сопровождающееся истерикой. Ему не хочется одеваться, идти домой, садиться обедать и пр. Часто такая проблема наблюдаются в 3-4 года.
  3. Нарушение спокойствия окружающих. Крики и беготня детей в общественных местах нередко приводят к тому, что родители получают замечания со стороны находящихся рядом людей.
  4. Игнорирование. Дети не выполняют просьб взрослых и не объясняют своего поведения. Например, мать просить убраться в комнате, а сын остается безучастным к ее словам.
  5. Постоянные требования. Дети настойчиво просят приобрести им какую-либо вещь. Если родитель отказывается, то уговоры продолжаются, нередко они сопровождаются криком, слезами и другими видами манипуляций.

Неправильное воспитание

Воспитание ребенка – дело невероятно сложное. Родители порой не могут найти золотую середину между гиперопекой и безнадзорностью, жесткостью и вседозволенностью, повышенной моральной ответственностью и детским безразличием.

  • Из-за неправильного воспитания у ребенка развивается невроз;
  • Вскоре переходит в баловство;
  • Далее – в неуправляемость.

Как воспитывать:

  1. Полюбить его таким, какой он есть.
  2. Никогда не унижать и не оскорблять.
  3. Играть вместе. Это развивает, успокаивает. К тому же, вы начнете проводить время вместе.
  4. Быть хорошим примером. Вы не будете авторитетом, если говорите одно, а делаете другое.
  5. Защищать от психологических и физических проблем. В этом вопросе нельзя переусердствовать, иначе все может превратиться в гиперопеку.
  6. Дарить позитивные впечатления. Он не должен жить только серыми буднями, иначе начнет искать новые способы развлечения, крича и ругаясь.

«Симптомы» кризиса 7 лет

Непослушание детей в 7 лет способно затянуться на длительный период. Оно имеет ряд характерных признаков:

  • Детская непосредственность исчезает. К 7 годам ребенок уже редко действует, поддаваясь минутному порыву и перепаду настроения. Поступки обдумываются заранее.
  • Чрезмерно балованные дети с возрастом становятся все более капризными, нервозными, переставая слышать родителей, их требовательность непрерывно растет, трансформируясь в неуправляемость.
  • Подражание взрослым, проявляющееся как манерность. Дети могут говорить или нарочито пискляво, подчеркнуто «по-детски», или же постоянно умничать, влезать со своим мнением и советами в разговоры родителей.
  • Ребенок становится скрытен. Он научился прятать эмоции, его страхи и внутренние переживания невидимы для родительского глаза.
  • Непослушание проявляется как «бунт на корабле»: игнорируются слова взрослых, поступки совершаются вопреки словам старших. Конфликты возникают в тех сферах, где раньше все было легко и просто.

Причина непослушания №4: физиологические потребности ребёнка

Когда он не слушается и «плохо» себя ведет, подумайте, не беспокоит ли его что-то? Возможно, дело в элементарном физическом дискомфорте: голоде, жажде, недомогании, усталости, о которых ребенок просто не может вам сказать.

Ребенок может «плохо» себя вести, капризничать и упрямиться из-за того, что он:

  • Не выспался и очень устал.
  • Перевозбудился.
  • Ему нездоровится и он заболевает.
  • У него что-то болит.
  • Проголодался.
  • Хочет пить.
  • Ему жарко или холодно.

Это настолько понятно, что даже странно об этом писать.

Но помните, что маленькие дети часто не могут рассказать о том, что их беспокоит и родителям приходится об этом лишь догадываться.

Будьте внимательны к вашему ребенку. Когда он не слушается и «плохо» себя ведет, подумайте, не беспокоит ли его что-то? Возможно, дело совсем не в психологии, а в элементарном физическом дискомфорте: голоде, жажде, недомогании, усталости, о которых ребенок просто не может вам сказать.

Задайте себе эти вопросы: Он выспался? Он сыт? Он достаточно пил? У него ничего не болит? Он не утомился? Ему ничего не натирает, не давит, не мешает?

Все эти физиологические причины могут сильно влиять на настроение и состояние вашего ребёнка.

Также смотрите видео Екатерины Кес «Почему ребенок не слышит с первого раза»

https://youtube.com/watch?v=vCSOH4du_Y8

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Почему ребенок не слушается?

Физиологические причины. Для организма семилетки стрессом становится вступление в стадию активного роста и смены зубов. Интенсивно развиваются эндокринная, сердечно-сосудистая, нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Дети в этом возрасте очень подвижны, но легко утомляются, склонны к эмоциональному перенапряжению. Занятия в школе требуют от ребенка концентрации на учебных предметах, длительного неподвижного состояния. Игра, прежде являвшаяся способом познания мира, преобразуется в другой тип получения знаний

Способ запоминания у семилетних детей носит непроизвольный характер, им трудно удерживать свое внимание подолгу

Изменение социального статуса. Кругозор ребенка с началом обучения в школе начинает расширяться. Вместо привычного уклада, игр, беготни и веселья появляются обязанности и ответственность. Непослушание 7-летнего ребенка может быть вызвано новыми обязанностями. Малыш уже вынужден вместо игры сидеть на уроках, делать то, что требуют от него учителя и родители – часто вопреки его желаниям. Фактором плохого поведения может стать необходимость соответствовать родительскому напутствию быть хорошим учеником. Переступая впервые порог школы большинство детей хотят учиться, получать исключительно отличные оценки. Проходит время, начинает накапливаться дисбаланс между желаемым и действительным, нагрузка на психику ребенка возрастает. Когда у ребенка присутствует чрезмерное желание получить похвалу от родителей или учителей, тогда весь процесс жизни оказывается подчинен учебе. Любая оценка ниже «пятёрки» воспринимается как катастрофа, приводя к нервному истощению – и срыву.

Неудачное сравнение. Малыши к семи годам начинают трепетно относиться к своей личности. Сравнение с теми, кто лучше учится или более талантлив в какой-либо области, иногда имеет обратный эффект. Если у ребенка не получается быть отличником «как Маша/Петя», он может начать протестовать. Форма протеста оборачивается неприятием всего, что связано с учебой, послушанием, родительскими наставлениями.

Самостоятельность. Первый учебный год заставляет ребенка пересмотреть свои ценности и поведение. Это так приятно – ощущать себя взрослым, занятым важными делами. В этом состоянии часто происходит самостоятельный отказ от детских игр, начинается игнорирование просьб старших, отрицается помощь со стороны. Я – сам, я – взрослый! Ребенку хочется, чтобы родители советовались с ним и принимали его помощь. При этом он часто забывает, что взрослость подразумевает ответственность. Напоминание родителей об этом может обернуться неудовольствием и обидами.

Гиперопека. Стремление взрослых оберечь и защитить вступает в конфликт с желанием семилетнего ребенка быть самостоятельным.

Родительский авторитет. В возрасте семи лет появляются новые школьные приятели. На фоне общения первоклашек происходит обесценивание отношений родителей и детей. Школьные приятели начинают «обмениваться опытом». Наблюдая, как складываются взаимоотношения в разных семьях, дети начинают перенимать какие-то слова, манеры, жесты, способы добиваться от старших чего-либо, оценивая механизмы поощрений и наказания в семьях друзей. Все это привносится в свой семейный круг и пробуется на взрослых родственниках, проверяя их на прочность.

Усталость. Может проявляться у ребенка в виде невнимательности, низкой активности, агрессии, апатии, дневного сна. Следует исключить факторы вирусного заболевания и анемии. Чаще всего усталость вызывается недосыпом или переутомлением

Родителям следует обратить внимание на режим дня, убрать из пользования гаджеты перед сном, заменив их живым общением с ребенком. Не стоит излишне перегружать малыша многочисленными кружками и секциями, лишая его отдыха

Все хорошо в меру.

Психофизиологические расстройства. Связаны с врожденными особенностями ребенка и характеризуются непроизвольными чрезмерными движениями из-за нарушения процессов обмена в нейромедиаторах. В этом случае проблема решается посещением врача.

5 основных причин непослушания

Почему ребенок в 3-4 года не слушается родителей, огрызается на них, постоянно закатывает истерики, если до этого возраста он вел себя иначе? Причин несколько, более того, они чаще всего они выступают в комбинации.

Во-первых, главным фактором является то, что ребенок взрослеет и обретает собственное “я”, которое ему хочется отстаивать. Во-вторых, родители не успевают перестроиться и поменять свое поведение по отношению к малышу. Нередко они позволяют себе быть грубыми или, напротив, излишне мягкими.

Испорченные отношения между собой. Если мама с папой хамят и обижают друг друга, то это непременно отражается на малыше. Ребенок чувствует происходящее острее, чем взрослый и зрелый человек. При этом, в отличие от взрослого, он не может осознать причины конфликтов между родителями. Отсюда вытекает плохое поведение ребенка, которое является защитной реакцией. Тоже самое происходит, если мама с папой разводятся, начинают жить порознь.
Ложь, переменчивость мнений. Наглядная ситуация: мама говорит малышу, что он получит сладкое, когда уберется в комнате, но впоследствии она отказывается от своего обещания, мотивируя это тем, что сахар в принципе вреден. Это утрированный пример. Ложь имеет несколько форм, но каждая из них одинаково негативно влияет на отношения с ребенком. Не следует менять свое мнение, отказываться от слов, обещать то, что с великой долей вероятности не произойдет. Например, планировать поход в цирк в период безденежья.
Чрезмерное желание угодить. Ребенок хочет игрушку? Он получит ее немедленно. Захотел пирожные? Вот уже мама побежала в кондитерскую. Это абсолютно неправильное поведение, провоцирующее нездоровое отношение к деньгам, к вещам и к самим родителям. Часто бывает такое, что один родитель чрезмерно балует ребенка, второй же проявляет строгость. Такая модель поведения приводит не к равновесию, а к эмоциональным “качелям”. У ребенка вырабатывается алгоритм: “захотел мороженое – подошел к маме, но скрыл это от папы”. В итоге маму он не слушается, а папу боится.
Приуменьшение значимости и возможностей

Снова пример типичной ситуации: в семье появляется младший ребенок, на которого уходит все внимание родителей. Старший ребенок, будь он 5, 3 или 2-летнего возраста, начинает чувствовать себя ненужным и брошенным

Еще ситуация: мама постоянно сравнивает малыша с сыном соседки, который во всем якобы лучше. Звучат фразы в духе “вот он убирается, а ты нет”, “вот он помогает маме, а ты нет”. В определенный момент малыш начинает бунтовать.
Отсутствие разговоров. Родители покупают ребенку красивые вещи, возят его с собой на курорты, удовлетворяют его прихоти, но при этом не находят времени на разговор. В возрасте 3-5 лет у малыша просыпается интерес к окружающему миру. Первые люди, которым он хочет задать вопросы, то и дело появляющиеся в голове – это его родители.

Из всего этого вытекает простой и понятный вывод: независимо от ситуации, первопричиной непослушания ребенка является недостаток внимания со стороны родителей. Невозможно объяснить крохе, почему мама с папой его игнорируют.

Возможно, причиной также являются частые и незаслуженные наказания, которые возникают вследствие того, что у родителей просто плохое настроение. В таком случае маме с папой необходимо полностью пересмотреть свое поведение и научиться избавляться от стресса за пределами дома.


Физические наказания недопустимы даже за серьезные нарушения

Что собой представляют правильные запреты

Запреты используются часто, поскольку являются основной формой манипуляции поведением ребенка со стороны родителей. К сожалению, мама с папой не всегда понимают, как формулировать и применять ограничения. Например, если ребенок в 4 года дерется или не слушается, родители отстраняют его от телевизора или отменяют прогулку. К вечеру они забывают об этом, спокойно включают чаду мультики или выводят на детскую площадку. В итоге малыш привыкает к тому, что все запреты условны и при определенных, непонятных для него обстоятельствах, они снимаются сами по себе.


Ребенок четко должен знать, какие запреты нарушать нельзя в любом случае

Поэтому родителям рекомендуется приучать 4-летнего ребенка к послушанию систематично, учить его слушаться по определенным принципам.

  • отсутствие запрета (делай все что хочется, выбирай сам, чем заниматься и как себя вести);
  • условный запрет (ты можешь это сделать, но сначала придется выполнить условие);
  • запрет с исключением (ты сделаешь это, но только при определенных обстоятельствах);
  • полный запрет (нельзя ни при каких обстоятельствах).

Отсутствие запрета – ребенок может ложиться спать тогда, когда сам захочет.Условный запрет – отбытие ко сну можно передвинуть на полчаса, если малыш убрал игрушки в комнате или помог маме подмести.Запрет с исключением – ребенок всегда ложится в 8 часов вечера, кроме праздничных дней.Полный запрет – малыш укладывается в 8 часов вечера всегда, независимо от обстоятельств и своего поведения в течение дня.

Важно непреклонно следовать этой системе, не делать никаких дополнительных исключений без веских на то причин. В противном случае ребенок привыкнет к нестабильности ограничений и будет капризничать регулярно


Выбор наказания – правила

Стиль воспитания

Все дети по-разному реагируют на те или иные психологические ситуации. И очень многое зависит не от характера, а от приобретенных навыков, которые передаются через стиль воспитания.

Родители могут предъявлять своему чаду различные требования. У кого-то в семье они и вовсе отсутствуют. Но результат воспитания иногда может сильно удивить, когда в определенный момент взрослые начнут замечать, что их девятилетний ребенок стал просто неконтролируемым.

Часто с проблемой непослушания сталкиваются семьи, в которых используется авторитарный стиль воспитания. В основном к такому способу прибегают отцы, но в последнее время психологи часто сталкиваются и с чрезмерным материнским авторитетом в жизни ребенка. При этом происходит слишком сильное давление на неокрепшую детскую психику. Ребенка не воспитывают, а дрессируют. При этом он становится не послушным, а подавленным, без возможности проявлять свою волю. Но однажды такой прессинг все же должен найти выход. И это может выражаться в виде непослушания, истерик, а чаще всего простого игнорирования членов своей семьи.

Значительно проще воспитывать свое чадо в демократичном стиле. Это значит, что все вопросы в семье, которые касаются поведения, обучения и иных важных для ребенка моментов, будут связаны не с приказами, а с совещанием. Вот прекрасный метод для налаживания отношений с любым человеком, в любом возрасте. Однако некоторые родители тут дают слабину, что выходит в виде непослушания в будущем. Некоторые дети слишком открыто пользуются хорошим отношением к ним, считая это вседозволенностью. Но исправить такую ситуацию будет достаточно просто, ведь с ребенком, который растет в демократичной среде, всегда можно договориться. Он не будет замыкаться в себе, как те дети, которые воспитывались родителями-авторитетами.

Третий стиль воспитания, который специалисты выделяют в отдельную категорию, носит называние смешанного. Это достаточно спорная ситуация, которая может быть либо идеальным решением, либо полным провалом. В данном случае родители ведут себя вполне демократично, всегда во всем советуются со своим чадом, но при нарушении правил начинают действовать жестко. В таком случае ребенок либо подстраивается под ситуацию и старается всегда вести себя хорошо, либо испытывает судьбу и живет только от одной порки до другой.

Нежелательное поведение

Отклонения в поведении малыша в большинстве случаев, если речь не идёт о неврологических расстройствах, связаны с качеством реализации базовой потребности крохи – безусловной любви, принятия и поддержки взрослого.

К 5 годам малыш ещё не сепарирован от родителей и крайне привязан к ним. Они не просто любимы, а обожаемы и прекрасны. Дети очень хотят быть похожими на маму и папу, стремятся полностью соответствовать их правилам и ожиданиям, быть хорошими и послушными.

В психологии не существует такого понятия, как кризис 5 лет. Плохое поведение в этом возрасте и непослушание – сигнал, что крошке не хватает внимания и заботы. Он испытывает стресс и психологический дискомфорт.

Истерики по любому поводу

В пятилетнем возрасте в организме происходят интенсивные процессы, оказывающие большую нагрузку на нервную систему. Резкая смена поведения – это признак, что дошкольник перешёл на новую ступень развития.

Он очень быстро развивается. Теперь кроха уже может фантазировать, копировать родителей. Ему очень хочется быть похожим на них, но быстро повзрослеть не получается. Из-за этого чадо начинает нервничать, замыкаться в себе. 5-летний возраст также связан с развитием страхов разного характера: темноты, смерти.

Они делают детей неуверенными в себе, нервными и пугливыми. Повышенная возбудимость является причиной частых истерик и нытья. Ситуация особенно усугубляется, если родители предъявляют слишком много требований или перегибают с опекой.

Хамство и агрессия

Если малыш агрессивный, начинает вести себя грубо, драться, огрызаться, кричит и матерится, крушит всё на своём пути и отказывается подчиняться, то за этим кроется серьёзная причина.

Вероятно, когда-то была нанесена психологическая травма, с которой не может справиться пятилетка. Сложная обстановка в семье, неуважительное и грубое отношение членов семьи друг к другу, унижение и подавление личности крохи, злость и обида на родителей провоцируют дитя как бы отделиться от своего «взрослого», в котором он не находит понимания, и жить своей жизнью.

Такое поведение может иметь серьёзные последствия в будущем, поэтому очень важно сразу разобраться в причинах и устранить их. В этом может помочь консультация с психологом

Демонстративное поведение, “неуправляемость”

В пятилетнем возрасте начинает доминировать потребность в признании и уважении

Детям важно, как их воспринимают окружающие. Чадо выделяет своё «Я», в нём проявляется конкурентное начало

Активно привлекая к себе внимание, дошкольник пытается самоутвердиться. Часто это сопровождается агрессией, провоцированием скандалов, ссорами

Ребёнок неуправляемый в 5 лет, если ему не оказывают необходимое внимание. Своим непослушанием он пытается восполнить дефицит.

Отказ выполнять требования, непослушание

Если жизнь ребёнка состоит только из указаний и упрёков, его мнение не учитывается при любых обстоятельствах, на него не обращают внимания или не уважают, это может быть причиной непослушания.

Малыш обижен, не чувствует себя самостоятельным и взрослым

А это сейчас для него очень важно

Отказываясь подчиняться правилам, он обращает внимание на свою формирующуюся личность

В следующем видео о своем мнении по поводу этой проблемы рассказывает психолог Дмитрий Карпачев:

Минимальная мозговая дисфункция

У 20% детей дошкольного возраста встречается ММД. Это комплекс несильных нарушений центральной и вегетативной нервной системы. Часто они связаны с родовой травмой. Дисфункция проявляется в дезадаптации крохи в обществе, нарушениях в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферах.

У детей наблюдается дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность, что негативно влияет на поведение. При благоприятных условиях со временем эти симптомы пропадают.

Непослушен ли ребенок на самом деле

Появившееся на свет живое существо, начинает  путь с изучения окружающего мира, познания причинно-следственных связей. Все родившиеся в окружающей природе малыши поддаются воспитанию: даже ящерица приучается спать в кровати, попав в человеческие руки с рождения. С детьми то же самое – появившийся малыш начинает мир с познания возможностей своего тела и сознания, привыкает к естественным рефлексам, повторяет движения окружающих людей. В голове малыша не существует понятий «можно» и «нельзя».

Малыш видит: мама снимает с него носочки. Он осваивает науку, сдирая носки с ног. Он не осознает, что это запрещено. Задумайтесь – вы сняли с ребенка носки: он повторил за вами. Первый, второй, третий раз – малыш снял носки, повторив движения мамы. Он не пытается разозлить родителя, он хочет повторить, понять технологию, узнать возможности конечностей. Вы наказываете себя, переделывая в третий раз рабочий отчет из-за недостатка информации? Наверняка нет. Считаете, что непониманием и попыткой понять рабочие моменты вы показываете непослушание? Вряд ли. Тогда почему вы думаете, что маленький человек преследует цель досадить?

Запомните: ребенок, пытающийся познать мир, подражает поведению родителей, не сомневаясь, что оно правильное. Не наказывайте маленького человека за копирование, рискуя привить манеру непослушания с раннего детства.

Ребенок не слушается родителей в 5 лет

Ребенок в возрасте 5 лет очень редко капризничает или не слушается без причины. Задача родителя – выяснить причину, которая вызвала непослушание. Психологи выделяют 4 наиболее распространенные причины, почему ребенок в таком возрасте может не слушаться:

1.    Недостаток внимания

Ребенок 5 лет начинает осознавать собственную ценность в глазах родителей. Непослушание может быть вызвано желанием утвердиться за счет повышенного внимания родителей

Либо, если малыш испытывает недостаток внимания, непослушание – попытка это исправить: если он не будет слушаться, на него точно обратят внимание. При этом ребенок готов пренебречь тем фактом, что внимание, которое он привлекает – негативное

Последствия такого непослушания могут быть достаточно серьезными: дети становятся все менее контролируемыми, делают все вопреки тому, что говорят взрослые. Особенно часто подобное случается, когда у родителей не хватает времени, им часто приходится попросить ребенка подождать немного. Малыш начинает понимать: чем хуже он будет себя вести и чем чаще делать что-то не так, тем больше мама или папа уделят ему внимания.

2.    Попытка самоутвердиться

Если вы уделяете ребенку достаточно внимания, а он все равно не слушается, причина может крыться в подсознательном желании сопротивляться контролю со стороны взрослых. Как правило, от этой причины «страдают» очень благосостоятельные семьи.

3.    Попытка отомстить или выместить обиду

Часто дети в 5 лет не слушаются, потому что затаили обиду и таким образом пытаются это показать. Вы могли несправедливо наказать его, например, не разобравшись толком, наказать за что-то, чего он не делал. Иногда ребенок 5 годов от роду может вымещать обиду за то, что родитель дал обещание, но не сдержал его.

4.    Проблемы с верой в себя

Ребенок 5-7 годов прислушивается к окружающему миру, во многом формирует собственную личность, исходя из примера родственников и особенно родителей. Если мама или папа постоянно недовольны, говорят, что у малыша «кривые руки», он глупый, какой-то не такой, и уж точно не такой послушный/старательный/опрятный, как ребенок соседей – не стоит удивляться появлению комплексов. Ребенок теряет веру в себя, закомплексованность сказывается на поведении и в конце концов, он начинает не слушаться родителей.

Что делать, если дети 5 лет не слушаются?

Желание родителя как можно скорее исправить ситуацию понятно, однако не стоит кричать на ребенка, ругаться, наказывать и выстраивать дома более строгую дисциплину, это не поможет.

Если вы проанализировали ситуацию и поняли, что ребенок не получает достаточно внимания, нужно попытаться исправить именно это. Как только чадо снова почувствует себя нужным и любимым, желание капризничать и делать все наперекор пропадет. По выходным выделяйте минимум несколько часов на совместное времяпрепровождение, BrainApps расскажет, как весело и с пользой провести время с ребенком. Стоит понимать, что пары часов раз в неделю недостаточно. Если вы занятой человек, пообещайте ребенку проводить с ним хотя бы полчаса в день, например, перед сном – читать вместе книжки, разговаривать, найдите совместное хобби

Не забывайте о своем обещании, покажите, что вам также важно это время, которое вы проводите вместе

Выстраивайте с ребенком доверительные отношения, он должен знать, что может поделиться любой затаенной обидой. Если доверительный контакт утерян, психологи советуют делать упор на физический контакт: прикосновения в таком возрасте показывают заинтересованность, чаще обнимайте ребенка, целуйте и гладьте по голове.

Можно ли ребенку уступать?

Дети даже в раннем возрасте достаточно смышленые. Поэтому они быстро смекают, что им постоянно уступают. Но взрослые не должны давать слабину, особенно если их чадо закатывает сцену. В ситуациях, когда ребенок в 3 года не слушается, Комаровский Евгений Олегович, известный доктор и писатель, рекомендует взрослым игнорировать истерики и иное неадекватное поведение. Плачем и капризами дети испытывают нервы родителей на прочность. Если оставаться спокойным и никак не реагировать, то воздействие истерикой отложится до следующего случая, а со временем и вовсе забудется.

Безусловно, нужно разумно подходить ко всему и в некоторых случаях уступать своему малышу, ведь он только познает этот мир. По мнению специалистов в области психологии, незыблемыми всегда должны оставаться те вещи, которые способствуют выработке характера и помогают оставаться в безопасности. Например, ребенок должен знать с малых лет, что нельзя играть на дороге, идти на красный свет, баловаться с огнем, шуметь в общественном месте. Можно и нужно уступить карапузу, если он болеет

В такие моменты дети должны получать особую поддержку и внимание. Если ребенок хочет желанную игрушку, то ее следует купить не по первому требованию, а, например, на ближайший праздник

Так малыш научится понимать, что все стоит денег и не дается просто так.

Как перестать срывать свой гнев на детях?

На самом деле есть разные способы, но сначала нужно разобраться в причинах. Потому что для каждой причины есть свой метод. Вот 5 основных причин. Какая у вас? С какой вам нужно начать работать? Это первое, что вам нужно сделать – решить, какая проблема для вас самая актуальная. 

Если причина в стрессе, то нужно прежде всего работать с ним. Потому что когда вы «развалитесь», когда вы от усталости заболеете, кто будет заниматься вашим ребенком? Плохим самочувствием ваш организм вам пытается помочь, чтобы вы отдохнули, он сделает все, чтобы вы «слегли», если вы устаете и не позволяете себе отдыхать. Лучше дайте себе время отдохнуть. Это поможет.

Если причина в косвенной агрессии, вы чувствуете злость здесь и сейчас, то не нужно, конечно, срываться начальника, который лишил вас премии, но необходимо проговаривать свои чувства. «Да, я очень сержусь. Я очень злюсь» – скажите сами себе вслух. Это можно и нужно делать. 

Помимо этого, вам может помочь ребенок! После выяснения причины ваших срывов идет второй шаг. Вы можете сказать своему ребенку честно и открыто:

«Ты знаешь, я сейчас работаю над тем, чтобы научиться на тебя не кричать и не срываться

Да, может быть я не сразу этому научусь, мне нужно будет какое-то время, но я сейчас над этим работаю и мне очень важно, чтобы ты мне тоже в этом помогал, потому что я иногда не справляюсь. Поэтому твоя помощь будет состоять в том, что если я начну кричать, если я вдруг начну срываться, я тебе совершенно спокойно разрешаю меня прервать

А каким именно способом, мы с тобой договоримся». 

Дочь одной из моих клиенток называла ее Бабой-Ягой, когда мама начинала на нее кричать. В этот момент мама понимала, что она сейчас выглядит как Баба-Яга. Это ее останавливало и она переставала кричать. 

С другой клиенткой мы договорились о том, что ее сын будет говорить смешное слово «перди-пупник». Когда он его сказал, это разрядило обстановку и мама стала себя контролировать.

Этот метод прекрасно будет работать, но для начала вы должны разобраться с причинами. 

Не менее важно научиться проговаривать свои чувства открыто и честно перед другими людьми, в том числе перед ребенком. Чувства мы проговариваем не для того, чтобы манипулировать им

«Я сказала, что сержусь, значит, сейчас он быстро пойдет делать уроки» – так делать нельзя, будет только хуже. Свои чувства нужно проговаривать, чтобы не кричать, не разрушать своим криком ребенка и самого себя. 

Следующим этапам вы можете дать себе установку для паузы. В любой момент, на любой фразе, если вы чувствуете, что вас «понесло», то можно выйти в другую комнату. Если у вас есть такая возможность, то я вам очень рекомендую начать часто-часто дышать. Как это делают собачки. Такой темп помогает восстановиться, чтобы потом выйти к ребенку уже более спокойным. 

Подытожим: чтобы перестать кричать на ребенка, необходимо прежде всего выявить причину, из-за которой родитель срывается. Только после выявления причины можно подбирать наиболее эффективный метод. 

Важно также проговаривать свои чувства, честно и открыто делиться с ребенком своими переживаниями. 

И последний, но не менее важный этап – научиться давать себе паузу и грамотно использовать ее для снятия накопившегося напряжения.

В конце нашей беседы хотелось бы напомнить взрослым о том, что быть родителем – это тяжелый труд, но одновременно и большое счастье. Так что не отчаивайтесь и постарайтесь научиться жить в мире со своими эмоциями. Тогда и в семье все будет хорошо. 

Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил учиться, ему нужна мотивация. Но ребенку сложно самостоятельно обрести мотивацию к такому непростому процессу, как учеба, особенно если до этого он не успевал в школе и учителя от него не в восторге. Как это исправить? Приходите на наш бесплатный вебинар «Как мотивировать ребенка учиться?» Вебинар пройдет 31 марта в 19:00.