Баловство с пользой для дела

Когда ваше чадо хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это раздражает, предоставьте достойную альтернативу.

Можно, например, выдать ненужную сумку или рубашку с крупной застежкой-молнией. Однако внимательно следите, чтобы в нее не попали пальчики малыша. Обычно детям нравятся открывать и закрывать застежки на липучке, особенно если под клапаном застежки спрятана интересная картинка или аппликация. Если же у вас на какой-нибудь одежде найдется карман на липучке, спрячьте в него небольшую игрушку и покажите малышу, как ее достать. Известные американские педиатры У. и М. Серз пишут, что их шестимесячный сын Мэтью обожал исследовать нагрудный карман папиной рубашки, поскольку там он неизменно находил авторучку.

Учите ребенка перелистывать странички сначала картонных, а потом и обычных книжек, стучать пальчиком по клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в ванне небольшую тряпочку или губку – все это помогает развивать мелкую моторику.

Развивающие игрушки

Какие игрушки нужны ребенку в 9 месяцев? В девять месяцев все меньше игрушек может быть сделано своими руками. Если в 6 месяцев любая вещь могла быть игрушкой, то девятимесячный ребенок знаком со старыми вещами. Из некоторых предметов малыш окончательно вырастает. Те же погремушки должны быть заменены более взрослыми игрушками.

Игрушки 9 месяцев

Желательно выбирать яркие и крупные игрушки, а также подбирать разные предметы с одинаковыми функциями, но отличающимися по внешнему виду. Это способствует развитию интеллекта ребенка.

Самостоятельно можно изготовить деревянные игрушки для 9-месячного ребенка

Важно их ярко раскрашивать, чтобы вызывать у малыша неподдельные эмоции

Примеры игрушек

Возможных вариантов, какими могут быть игрушки у 9-месячного ребенка, много: это и машинки, и звери, и люди, и инструменты. Для мальчиков могут подойти машинки, для девочек – куклы.

Музыкальный слух можно развивать с помощью музыкальных игрушек, например, детских пианино.

Нередко родители покупают 9-месячным малышам детские телефоны, которые в последнее время очень стали многофункциональными (в том числе с радионяней).

В 9 месяцев можно потихоньку приучать ребенка к пальчиковым краскам, чтобы он попробовал себя в роли художника.

Игрушки для мальчика и девочки

Сложно подобрать игрушки в 9 месяцев для мальчика или девочки конкретно, потому что каждый ребенок уникален, у него есть свои интересы. Можно целую комнату завалить игрушками, но при этом ни одна из них не заинтересует ребенка. Разве что условно разграничивать игрушки по гендерным стереотипам. Обычно считается, что игрушки для девочек 9 месяцев – куклы, мальчиков – машинки

Важно с самых ранних лет давать понимать ребенку, какого он пола, и воспитывать его соответствующе

В остальном критерии выбора игрушки для 9-месячного малыша общие:

  1. Наличие сертификата качества. Лучше не экономить на игрушках, потому что слишком дешевые модели могут изготавливаться из опасных для ребенка материалов.
  2. Отсутствие мелких деталей, которые могут отвалиться. Ребенок может взять их в рот и подавиться.
  3. Возможность легко мыть и стирать. Мальчик или девочка может брать игрушку в рот. Поэтому желательно, чтобы вещь была чистая. Хотя в идеальной стерильности ребенка держать не стоит, это не способствует развитию его иммунитета.
  4. Развивающий компонент. В зависимости от ситуации он может заключаться в познании новых вещей или тренировке определенных способностей в игровой форме.

Во всем остальном родитель волен выбирать то, что нравится ребенку. В 9 месяцев малыши, прежде всего, интересуются реакцией взрослых. Игрушки с 9 месяцев для девочек и мальчиков выбрать не так сложно.

Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны. Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Также можно изготовить специальные карточки для сортировки. На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру. Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам. В статье «Как научить ребенка различать цвета?» можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.

Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик. Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть

Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам “Формы” или “Животные”

Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков, матрешек и деревянных мисочек.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи ( не быстро)

Лошадка.

Петушок.

Погремушка.

Барабан.

Кошка.

Зайчик.

Бубен.

Собака. Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Коза.

Голуби

Птичка.

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:

 Продолжение статьи. О том, как развивается ребенок дальше Вы найдете информацию в статье «Ребенку 8 месяцев: особенности развития, игры и упражнения» 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”. Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Как собирать пирамидку?

В шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном» порядке – от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие варианты: например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца стержня наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Дашенька сняла колечко. Еще одно колечко сняла. Даша сняла все колечки! Нет больше колечек».

Если же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по квартире.

Какие игрушки необходимы малышу

Для грудничка в 4-5 месяцев подойдут игрушки, которые будут отвечать таким требованиям:

  1. Удобной формы и с правильной ручкой, чтоб малыш был в состоянии обучаться правильному захвату.
  2. Безопасные. Нужно учитывать то, что карапуз может попытаться их погрызть.
  3. Подходящих размеров для возраста малыша. Противопоказаны мелкие детали.
  4. Игрушки разной формы и цвета (желательно, не более 6 основных цветов).
  5. Музыкальное сопровождение или звуковой эффект.

Ребёнок в 4-5 месяцев уже пытается активно познавать окружающий маленький мирок, поэтому его игрушки стают разнообразнее.

Вот список нужных игрушек для развития ребёнка в 4-5 месяцев:

Подвески и погремушки. Малыш с радостью будет наблюдать за ними и попытается дотянуться.
Мячики и кубики из мягкого материала.
Музыкальные. Будут положительно влиять на развитие слуха ребёнка.
Специальные бусы. Будут способствовать развитию мелкой моторики.
Неваляшки и куклы

Ребёнку важно играть с игрушками, имитирующими живых людей.
Зеркальце. Карапуз будет любоваться своим отражением в зеркале, улыбаться и даже смеяться.
Коврики для развития

Многофункциональный объект. Понравится любой крохе.

Где найти новую игрушку?

В возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:

  • пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
  • деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
  • маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
  • пластмассовые бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за тем, как движутся крупинки или переливается вода);
  • пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
  • материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
  • маленькие коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
  • любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
  • одноразовые бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
  • отличная игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды. Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.

Не стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат, вы замените их новыми.

Психологи считают, что для развития ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.

Организация игрового процесса

В 9 месяцев у ребенка развиваются навыки анализа (разбор объекта на части), поэтому он часто игрушки может ломать, разбирать, независимо от пола. Так что не стоит ругать малыша за то, что он поломал дорогую игрушку. Лучше учитывать эту возрастную особенность и покупать более дешевые модели

Также важно активно заниматься с карапузом в этот период, тогда уже через пару месяцев ребенок не будет ломать игрушки

Сам родитель тоже должен играть, тогда ребенок будет ему подражать. Например, чтобы убедить чадо собрать пирамидку, необходимо самим ее собирать на его глазах, при этом разговаривать с дитем.

Важно изучить некоторые игры на развитие детской психики и физических возможностей

Игры на развитие координации

Одно из лучших упражнений, способных развить координацию движений у ребенка 9 месяцев, – полоса препятствий. Ее можно сделать из подручных средств. Очень хорошо для этой цели подходят подушки.

Правила такие: между двумя стенками выкладывается ряд из препятствий. Задача ребенка – проползти от одной стены к другой. Можно начинать с простого передвижения от стенки к стенке, потом усложнять задание.

Ползание само по себе развивает координацию движений, и любые игры, включающие этот вид активности, способны тренировать навыки у малыша или малышки.

Мелкая моторика

9 месяцев – тот возраст, в котором можно развивать мелкую моторику. Пальчики уже хотят изучить все, что можно, но пока мало слушаются, поэтому нужно помочь.

Самая простая игра, развивающая мелкую моторику, – «собери орешки». Задача проста: нужно на ковре рассыпать 10 орехов и попросить малыша их собрать. Со временем можно заменить предметы на более мелкие

При этом важно следить, чтобы чадо не брало их в рот. По окончании игры нужно спрятать все предметы в недоступное для детей место

Летом мелкую моторику можно развивать в песочнице, т.к. 9 месяцев – возраст, когда можно покупать первую в жизни малыша формочку или совочек.

Развитие понимания речи

Если заниматься с малышом, в 9 месяцев родители смогут услышать желанное слово «мама», сказанное сыном или дочерью. В этом возрасте, кроме прямохождения, также тренируется способность разговаривать. Для тренировки навыков понимания речи можно предпринимать такие действия:

  1. Называть сына или дочь по имени.
  2. Побуждать ребенка искать нужный родителю предмет или задавать вопрос «где». Можно добавить элемент игры, выставив три разных предмета, и спросить у ребенка, где из них машинка (или любой другой).
  3. Использовать уже имеющиеся в лепете фонемы для развития речи.
  4. Сначала показать ребенку хлопок, назвав его, вращение кулачков (фонарики) или другие действия, потом попросить ребенка их воспроизвести.

Можно учить лепетные слова. Если малыш смог произнести слог «ба», родителю стоит повторить за ним несколько раз. Малыш может повторить уже за родителем. Затем мама или папа проговаривает слово несколько раз: «ба-ба-ба». Потом можно уменьшить количество слогов до двух, надо добиться того, чтобы ребенок смог его назвать. Потом можно показывать несколько раз на бабушку, проговаривая «баба» или обращаться к ней так. Если так несколько раз делать, то уже к году сын или дочка может осознанно употреблять это слово.

Ребенок 9 месяцев общается

Аналогично можно поступать со словами «мама», «папа», «дядя». Также малыш учится понимать простые просьбы типа «дай». Чтобы тренировать этот навык, обязательно нужно просить ребенка, благодарить его за это.

Тоньше и острее развиваем слух и зрение

Развивающие игры с ребенком в 9 месяцев способствуют сенсорному развитию, познанию мира и интеллектуальному  совершенствованию

Ребенка интересуют яркие картинки, которые можно развесить по комнате, чтобы он привлекали его внимание. Игра «Кто в зеркале?» не только отвлечет внимание младшего члена семьи, когда он капризничает, но и научит наблюдательности

Предложите ребенку повторять движения за вами, это научит его вниманию и наблюдательности

Для развития слуха важно обращать внимание ребенка на разные звуки:

  • шум дождя;
  • шаги папы;
  • лай собаки;
  • звонок в дверь;
  • текущая вода из крана.

Нужно назвать источник звука. Такие упражнения помогут для развития речи.

Рожица на ручках

Нарисуйте пальчиковыми красками на детских ладонях рожицу таким образом, чтобы на каждой было по глазу и половинке рта. Соединив ладони, ребенок увидит веселую картинку целой. Сводите и разводите руки, соединяя части в целое, делая это близко от лица и удаляя от него.

Где наш малыш

Поднесите ребенка к зеркалу, чтобы он увидел свое отражение. Затем отойдите подальше, чтобы ребенок не мог видеть себя в зеркале, со словами: «Где наш малыш?». Снова поднесите к зеркалу. Для девятимесячного ребенка в игре можно использовать любимые игрушки

Привлеките внимание к зайчику, а затем положите его так, чтобы ребенок мог дотянуться, и спросите: «Где наш зайчик?»

Читаем книжки

Не стоит обольщаться, что дети в этом возрасте будут сидеть спокойно и слушать сказки, но их внимание точно привлекут яркие картинки. Прочтите короткий стих, и, если ребенок не захочет больше слушать, пусть ваш голос станет фоном для его следующей игры

Постепенно ребенок научится слушать сказки. Для детей от 2 месяцев важны музыкальные игрушки. Они являются отличным тренажером для слуха.

Играем в прятки

Все дети без исключения любят эту игру. Разберемся, как играть с ребенком в 9 месяцев. Можно прятать лицо за ладонями и спрашивать: «Где папа, мама, бабушка?». Еще один вариант – спрятаться и позвать ребенка, а затем выглянуть, если он не может найти. Спрячьте любимую игрушки и ищите вместе с ребенком, при этом давая комментарии каждому действию.

Стучим предметами друг об друга

Совершенствование навыков рук и пальцев позволяет выдумывать для детей различные игры, например, стучать одним предметом о другой. Часто используются кастрюля и ложка. Умение манипулировать одновременно двумя игрушками открывает для детей бесконечные игровые возможности.

Развивающие игры для детей в 8 месяцев

Начиная с восьмого месяца, в коре головного мозга начинает работать отдел, отвечающий за воспоминания, в связи с чем малыш может играть, много раз повторяя одно и то же действие.

Обратите внимание! Если перед карапузом поставить четыре яркие разноцветные игрушки и одну белую невзрачную машинку, он не проявит к ней интереса, но, если взрослый возьмет эту машинку и покажет, как ее катать, покрутит колеса, изобразит, с каким звуком машинка едет, ребенок заинтересуется именно этой игрушкой. Даже по прошествии некоторого времени в тех же условиях малыш снова выберет для игры белую машинку

Это говорит о способности хранить воспоминания и о важности участия взрослого в занятиях с ребенком

Мама и малыш собирают пирамидку

Какие игры подойдут для восьмимесячного ребёнка

Одна из первых игр, в которую начинают играть с детьми, – игра в прятки. Она проста, но очень полезна – помогает увидеть причинно-следственную связь, понять, что предмет или человек не исчез, но на время скрыт из вида.

Увлекательной игрой для 8 месячного малыша является сбрасывание различных предметов на пол с высоты кроватки или стульчика и наблюдение за их падением и новым местом пребывания.

Одной из самых простых развивающих игр для детей 8 месяцев являются «ладушки». Хлопать в ладоши и весело смеяться вместе со взрослыми совсем несложно и очень полезно для развития моторных навыков.

Еще один вариант игры для 8 месячного ребенка – взять коробку и положить в нее игрушки, затем показать, как перевернуть коробку и вывалить из нее все содержимое. Малыш с удовольствием будет опустошать коробку, выбрасывая из нее игрушки.

Можно поиграть в пирамидку с колечками, которые кроха будет снимать, или построить высокую башню из кубиков, которую малыш будет радостно разрушать.

В форме игры можно приучать малыша пользоваться тарелкой, ложкой и чашкой, для начала накормив и напоив куклу, используя детский набор посуды.

Какие игрушки купить 8-месячному малышу

Выбирая игрушки, следует помнить, что они должны быть произведены из безопасных материалов, не должны содержать мелких деталей, острых углов и быть хрупкими. Игрушки должны различаться по величине и форме, по цветам и фактуре. Лучше, чтобы каждая обладала одним определенным качеством: шуршала, пищала, звенела, позволяя малышу понимать и оценивать свойства по отдельности.

Малыш с мягкими игрушками

Игрушек не должно быть много, достаточно базового набора:

  1. Воспроизводящие звуки закладывают основы логического мышления:
  • музыкальные с кнопочками или клавишами,
  • резиновые животные-пищалки,
  • инструменты: барабан, колокольчик,
  • неваляшка.
  1. Разные по размеру, цвету и материалу мячики;
  2. Пирамидка из колец;
  3. Конструктор или набор кубиков;
  4. Набор разноцветных стаканчиков-вкладышей;
  5. Движущиеся игрушки приводят малышей в восторг, поэтому для игр с восьмимесячным ребенком необходимо приобрести машинку на колесах, заводную или работающую на батарейках;
  6. Кукла для изучения частей лица и тела;
  7. Набор детской пластиковой посуды, который можно использовать во время купания.

Какое значение имеют игрушки

Игрушки, подобранные в соответствии с возрастными нормами, оказывают неоценённое влияние на развитие ребёнка. Для грудничка в три месяца они имеют следующее значение:

  1. Малыш учится фокусировать взгляд на конкретных объектах, тренирует глазные мышцы и глазомер.
  2. Совершенствуют мелкую моторику и влияют на правильное развитие опорно-двигательного аппарата.
  3. Стимулируют карапуза к совершению небольших перемещений (лёжа на животе), выработке хватательного рефлекса, переворотам туловища.
  4. Учат разнообразию предметов, их цветов и формы.
  5. Развивают слух и тактильные ощущения.

Как развивается ребенок в 8 месяцев

В этом возрасте мальчики и девочки развиваются очень быстро. Физически дети становятся более активны: подолгу и с удовольствием ползают (развивают и укрепляют мышцы). Доктор Комаровский положительно отзывается об этом виде физической активности, упоминая, что в дальнейшем это позволит приобрести хорошую правильную осанку и избежать проблем с позвоночником.

Важно! Необходимо позаботиться о безопасности младенца во время ползания: доступ к розеткам должен быть закрыт, хрупкие, острые предметы и мелкие детали, а также опасные при попадании в рот предметы, такие как медикаменты и бытовая химия, убраны из зоны доступа. Когда малышу исполняется 8 месяцев, у него совершенствуются слуховые и зрительные ориентировочные реакции, усиливается эмоциональная привязка к одному из близких родственников, чаще к маме

Ребенок начинает понимать, какие из его действий одобряются, и повторяет их. Он также может продемонстрировать свое отношение к критике или запрету обидой в голосе и изображением недовольства на лице

Когда малышу исполняется 8 месяцев, у него совершенствуются слуховые и зрительные ориентировочные реакции, усиливается эмоциональная привязка к одному из близких родственников, чаще к маме. Ребенок начинает понимать, какие из его действий одобряются, и повторяет их. Он также может продемонстрировать свое отношение к критике или запрету обидой в голосе и изображением недовольства на лице.

Карапуз начинает хорошо подражать взрослым и другим детям. Особенно внимательно наблюдает за действиями другого ребенка и реагирует на них лепетом или смехом.

Услышав веселую музыку, карапуз начинает хлопать в ладоши, приседать или поднимать ручки вверх – совершать танцевальные движения.

Малыш может заниматься с интересующими его предметами и игрушками: стучать кубиками, которые держит в обеих руках, комкать листы книг вместо аккуратного рассматривания картинок.