Ребенок 8 месяцев: Сколько нужно спать?

В 8 месяцев дети спят 9-12 часов в сутки, несколько раз днем. Дневной сон может быть от 30 минут до 2 часов. Однако будьте готовы к нарушениям в режиме сна в этом возрасте. У некоторых детей сепарационная тревога в этом возрасте вызывает нарушения сна. Что это означает? Малыш может начать спать меньше, чем раньше, или просыпаться ночью, даже если раньше он мог проспать крепко всю ночь. Вот как вы можете помочь малышу лучше спать:

  • Если малыш спит в отдельной комнате, не закрывайте дверь на ночь. Если ребенок будет слышать ваш голос, ему будет спокойнее.

  • Не запрещайте малышу сосать большой палец – так он себя успокаивает.

  • Придумайте переходный объект: маленькое одеяльце или игрушку, которые в ваше отсутствие будут давать ребенку чувство защищенности. Это предмет, к которому вырабатывается привязанность, и, находясь рядом с ребенком, он дает малышу чувство, что все в порядке.

  • Если малыш расплакался среди ночи, погладьте его по спинке, утешьте словами.

Если ребенок плачет ночью, старайтесь не включать свет, не качать его и не ходить с ним по комнате. А также не кормить или не брать с собой в кровать. Если вы будете это делать, чтобы утешить малыша, в будущем ему может быть сложно научиться засыпать самостоятельно. Засыпание будет ассоциироваться у него с этими ритуалами, и он будет нуждаться в них каждый раз, чтобы заснуть.

Игры и игрушки для детей в 9 месяцев

Ребенок в 9 месяцев еще не настолько самостоятелен, но уже намного отличается от 6-7 месячного. Он с удовольствием играется с мягкими игрушками, куклами, световыми или движущимися игрушками, музыкальными инструментами. Подходят резиновые и надувные мячи, игрушечные молотки, пирамидки с кольцами, конструкторы, пищалки, неваляшки, колокольчик. Шагающие куклы в цветных ярких одежках, говорящие, заводные животные. Пирамидки и конструкторы должны быть ясными и простыми, приготовленные по правилам безопасности — кольца должны быть с широкими отверстиями и главное — не должны содержать штырей, острых концов и углов. Старайтесь оборудовать игровые уголки в каждой комнате — в спальне ребенка, на кухне, во дворе (если дом частный).

Интересная игра – перевернутые игрушки. Разложите перед малышом куклы и животных вверх ногами, и вместе с ним переворачивайте их в правильное положение. Перед зеркалом дайте малышу надеть и снять шляпу – ему понравится наблюдать за своим отражением. Покажите ему в зеркале куклу или плюшевую игрушку, сравнивайте изображение с оригиналом. Дети, знакомясь с предметами, любят рассматривать большие картинки. Можно сделать самодельную книжку – вырезать изображения животных, телефона, посуды, и так далее.Не забывайте и о физических упражнениях – развивайте координацию, покачивая ребенка, качайте его вверх и вниз, играйте с надувным мячом и перетягивайте канат.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.

Шире круг

Если ваш ребенок уже научился играть во всевозможные прятки, наступило время для совершения обходных движений. Положите игрушку за какой-нибудь прозрачный барьер. Понаблюдайте, что будет делать кроха. Попытается достать игрушку сквозь барьер или обойдет преграду? Наклейте на плотный картон яркую картинку и покажите ее малышу. Теперь
поверните картонку так, чтобы малыш не мог видеть изображение. Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропажу? Предложите крохе достать интересующую его звучащую игрушку из-за перегородки, (предварительно спрятав ее там и не прекращая «сигналить» ею). Малыш в возрасте 9-10 месяцев вполне способен выполнять такие задания. В 9 месяцев ваш кроха, сидя за столом, размахивает погремушкой (стараясь извлечь из нее знакомый звук), вращает подвижные части игрушки (например, колесики), берет мелкие предметы с поверхности стола, вкладывает мелкие игрушки в коробочку и вынимает их, звонит в колокольчик, стучит ложкой о ложку или тарелку, просовывает пальчик в небольшое отверстие (например, телефонный диск). Ребенок даже довольно ловко действует всеми пальчиками, поэтому можно усложнить задания с захватами. Предложите ему игру с парящими или падающими предметами. Возьмите несколько полотенец, шарфиков, поясков и платочков. Сядьте с малышом на ковер и подбросьте в воздух одну из вещей. Когда она начнет падать, протяните руки и поймайте ее. В следующий раз пусть ребенок поймает шарфик сам, а вы направляйте его ручки так, чтобы шарфик опустился прямо в них, Вы уже убедились, что малыш учится действовать с предметами, вначале разбирая их на части. 9-месячный кроха легко разрывает бумагу. Для этой цели стоит пожертвовать разноцветными листами разной фактуры. Если ваш малыш уже научился выбрасывать все подряд из кроватки, значит, пришло время игры с мягким мячиком. Сядьте на пол лицом к ребенку и покатите мяч в его сторону. Затем возьмите ручонки малыша и покажите, как надо катить мяч от себя (то есть в сторону мамы). Чем активнее вы восхищаетесь его маленькими удачами, тем скорее он усвоит урок, А теперь возьмите маленький мячик и пустую банку из-под кофе. Посадите малыша и дайте ему мячик, в нужный момент разожмите его пальчики, чтобы мяч угодил прямо в банку. Услышав, как мячик стукнулся о дно, скажите: «Бах!». Немного тренировки, и малыш не только начнет сам проделывать это, но и постарается усовершенствовать точность броска. Теперь действия рук и глаз ребенка хорошо согласованы. Развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев.

Кризис возраста

Кризис двухлетнего возраста достигает своего пика, когда крохе исполняется 2,5-3 года. Это связано с противоречиями сознания — «Я хочу!», «Я большой, и я смогу» с одной стороны, и невозможностью добиться желаемого — с другой.

Следствием этого становится непослушание, своеволие, строптивость, деспотизм, а порой и жестокость. Как преодолеть проблему, не травмируя детскую психику? Приведем ответы психологов на часто задаваемые вопросы воспитания карапузов от двух до трех лет.

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Приучить ребенка складывать на место игрушки становится сложной задачей для многих родителей. Залогом успеха является терпение и умение настоять на своем.
Возьмите за правило

Располагать игрушки в доступном месте, чтобы крохе было удобно доставать и убирать их.

Превратите уборку детской в веселую игру.

Храните игрушки в красочных коробках, малышу понравится сортировать и класть игрушки в предназначенные для них емкости.

Установите постоянное время уборки. Малыш привыкнет и будет знать, что перед сном или прогулкой игрушки нужно отправить по домикам.
Не уставайте хвалить ребенка за проделанную работу!

Как бороться с детской истерикой

Истерика — способ выражения чувств и потребностей малыша. Он протестует против высоких требований, которые к нему предъявляют, или против невнимания к себе.
Что нужно сделать, чтобы успокоить крикуна

Сохранять самообладание и спокойствие

Ругаясь в ответ, вы обращаете на кроху внимание (пусть и негативное), а ему только это и нужно.

Оценить опасность происходящего. Когда малыш бьется об пол, извивается или брыкается, посмотрите, чтобы рядом не было предметов, способных нанести травму

Если карапуз закатил концерт посреди комнаты (что дети чаще всего и делают), пусть себе бунтует дальше.

Не обещать невыполнимого. Не идти на поводу у крохи. Чаще всего неврозами страдают дети, которым родители многое обещают, но свое слово не держат.

Изолируйте карапуза от «зрителей». Весь его спектакль рассчитан на публику. Оставьте его одного. Объясните, что крик мешает окружающим и, как только он успокоится, можно будет вернуться в коллектив.

Не унижая, озвучить, что вы испытываете во время «концерта». Нельзя говорить малышу, что вы его не любите, потому что он плохо себя ведет. Покажите, как вы огорчены тем, что он капризничает.

Обсудите с крохой его поведение тогда, когда он полностью успокоится.

Как воспитать доброту

Малыши проявляют жестокость к окружающим из-за того, что их сознание еще не полностью сформировалось и из-за обычного любопытства. (А что произойдет, если дернуть кошку за хвост?).
Объясняйте маленькому человечку, что именно в этот момент испытывает объект его эксперимента. Учите детей быть добрыми и милосердными, подкрепляя слова своими действиями. Модель поведения детей копируется с близких людей и действий окружающих.

Психологи утверждают, что ключ к решению большинства проблем лежит в умении родителей общаться со своим ребенком.

Психологическое развитие

Малыш уже знает названия окружающих предметов, может говорить отдельные слова. Признак нормального развития в 9 месяцев это умение идентифицировать свое отражение в зеркале, отличая его от других. Если попросить малыша показать определенный предмет, то он с легкостью покажет на него пальчиком. Ребенок с удовольствием играет в развивающие игры, рассматривает цветные картинки, перекладывает предметы с места на место.

Ребенок с удовольствием играет

Малыш согласно кивает головой, если ему задавать наводящие вопросы. Иногда он щипается, кусается, капризничает и в знак несогласия мотает головой. Почему он так делает? Таким образом, ребенок определяет границы позволенного ему. Следует спокойным тоном объяснить крохе, что этого делать нельзя, но не срываться на крик. В этот период он хочет попробовать все на вкус, поэтому взрослым нельзя оставлять его с маленькими предметами наедине, чтобы избежать неприятных последствий.

Развивающие игры для детей в 9 месяцев

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок во всем успевал и даже превосходит сверстников в развитии. Да и человечку дополнительные знания уже сейчас не навредят. Только подавать их нужно в игровой форме – это ведь карапуз, ему все понятно только в виде игры и забавы. Поэтому все развивающие игры направлены на то, чтобы было весело и не скучно. И бывают они разные:

  • Для мелкой моторики. Именно она в ответе за будущую внятную речь крохи. Потому ее и надо развивать. Ощупывая предметы с разной формой, размером и текстурой, малыш именно таким развитием и будет заниматься, помогите ему в этом. Или хотя бы не мешайте.
  • Для глаз. Все, что можно показать – покажите. Красный квадрат, синий круг, зеленый треугольник. Маленький будет «на глаз» запоминать форму, цвет, а заодно слышать, как это называется.
  • Для слуха. Называйте все на свете. Дерево, листик, магазин, упаковка, касса, тетя, дверь, улица, машина. Все, на что только упадет взгляд ребенка, надо озвучить, назвать. Так начнет формироваться связь предмета со словом.
  • Для счастья. Качели, мамины руки, всевозможные мячики и машинки никто не отменял. Дарите карапузу улыбку, играйте с ним в веселые игры, упражняйтесь в ходьбе. Это ведь ребенок, ему счастье важнее, чем краснота квадрата и синева круга.

Рост вашего 9-месячного ребенка

Ваш 9-месячный малыш, вероятно, будет съедать от до ½ стакана каждого зерна, фруктов и овощей каждый день (или два раза в день, если малыш много ест), от до ½ стакана молочных продуктов в день и от до ½ стакана белковой пищи в день.

Ваш кроха не точно следует этим измерениям? Не беспокойтесь. Пока ваш малыш набирает вес и следует своей кривой роста (опять же, это не обязательно должно быть точно), нет необходимости погружаться в измерения. Позвольте вашему крохе есть до аппетита.

Говоря об этом аппетите, есть большая вероятность, что в этом месяце он набирает обороты, а это значит, что перекусы должны играть вспомогательную роль в плане трехразового питания. Но если перекусывать в умеренных количествах – это хорошо, то пасти (перекусывать весь день без реальной еды) – нет, поскольку они мешают игре, общению и правильному питанию.

Размышляя о здоровых перекусах, неплохо даже сейчас удвоить усилия и выработать привычки здорового питания. Поэтому не забывайте подавать много овощей, фруктов, нежирных белков и цельнозерновых продуктов и минимизировать количество сладких и соленых продуктов.

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Как играть с ребенком в 9 месяцев

С помощью развивающих игр можно подготовить карапуза к будущим познаниям, заставить мозг активнее работать, запустить воображение и логическое мышление. Для этого у крохи должны быть музыкальные игрушки, мягкие кубики, мячики куклы и машинки

Нужно обращать внимание на их свойства – они должны быть простыми. Например, мячик катится, значит его надо катить, пианино издает какой-то звук только при нажатии на клавиши

Концентрировать внимание необходимо на чистоте куклы, доброте зайчика, мягкости мячика и других положительных свойствах предметов.

Игры на свежем воздухе

На прогулке стоит показывать ребенку окружающие предметы, говорить, как они называются и для чего необходимы. Повторяйте услышанные на прогулке звуки – после таких речевых игр кроха начнет подражать вам. Карусели и качели вызывают у деток реакцию восторга. Не лишайте ребенка возможности запустить пальцы в песок или потрогать травку. Так младенец познает окружающий мир и вместе с тем развивается.

Игры без игрушек

Ребенку могут надоесть игрушки, поэтому придется предложить ему что-то новое и интересное. Кроме обычных пряток вы можете сделать следующее:

  1. Нарисовать на своих пальцах ручкой смешные рожицы и разыграйте перед карапузом придуманный кукольный спектакль.
  2. Возьмите кастрюли, контейнеры, коробки, дайте малышу в руки карандаши или ложки. Покажите, что ими можно стучать по предметам, создавая определенные мелодии.
  3. Если нет возможности пойти в песочницу на улицу, то просто насыпьте в тазик любую крупу, дайте ребенку ложку или кружку – он с удовольствием будет копаться миске.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

На этом периоде своей жизни кроха должна уметь уже очень многое. Чтобы следить за нормальным развитием ребенка в 9 месяцев, необходимо знать важные навыки. При отсутствии некоторых из них не стоит сразу паниковать

Развитие каждого младенца индивидуально, важно помочь крохе освоить тот или иной навык. Если малыш не обладает большей частью умений из списка, то стоит об этом сказать врачу

Навыки при этом разделяются на:

  1. Физические показатели. Сюда относятся умение сидеть, попытки вставать или ходить самостоятельно.
  2. Навыки общения. Здесь выделяется умение говорить слогами, соединять их в небольшие слова.
  3. Эмоциональные. Связаны с психическим развитием ребенка в 9 месяцев – умением понимать происходящее вокруг, показывать мимикой свое состояние, радость или злость.

Физические навыки

Малыш должен уже уметь сидеть без опоры, пытаться вставать и ходить с опорой, пробовать ползти за игрушкой, которая находится рядом. Другие физические навыки, которыми должен обладать 9-месячный ребенок:

  • лежа на животе тянуться за игрушкой, ползти за ней;
  • брать игрушку позади себя;
  • уметь садиться самостоятельно из позиции стоя;
  • подражать взрослым, повторять их действия;
  • препятствовать, когда пытаются отнять игрушку, крепко ее держать;
  • переворачивать страницы книги, рассматривать картинки;
  • перекладывать предметы, ощупывать их;
  • стоять на ступнях при поддержке за ручки, не скручивая пальчики.

Развитие речи

От 9-месячного младенца вы уже должны слышать повторяющиеся слоги и небольшой пассивный набор слов, таких как «мама», «папа», «баба», «дай». Речь при этом всегда эмоционально окрашена. Другие речевые умения:

  • подать вещь кроха просит мычанием и указыванием на нее пальцем;
  • в периоды бодрствования лепет всегда громкий;
  • кроха пытается имитировать интонацию и действия взрослых, повторить за ними звуки.

Осознанные эмоции

Развитие ребенка в 9 месяцев уже на таком уровне, что малыш, услышав от мамы свое имя, повернется и даже подползет к ней. Кроха уже может манипулировать взрослыми, проявляя свой характер, когда что-то не нравится. Так детки изучают границы дозволенного им. Ребенка 9 месяцев можно назвать «подражайкой» – кроха старается повторять все за взрослыми, имитируя звонок по телефону или кормление кукол. Другие эмоции, которые проявляется кроха:

  • упрямство – малыш интенсивно мотает головой, отказывается от того, что не хочет;
  • узнает себя в зеркале, отличает от других людей, оживленно реагирует на свое отражение;
  • может кивать головой, если задавать ему наводящие вопросы;
  • радуется и улыбается, когда пытаются рассмешить;
  • понимает просьбы по типу «возьми» или «иди сюда».

Зарядка для ребенка в 9 месяцев

Если все, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, усвоено им прочно, то физические упражнения можно разнообразить с помощью гимнастических снарядов: деревянной палочки, фитбола, пластмассовых колец, погремушек с овальной ручкой.

Также разнообразнее становится исходное положение, ведь малыш умеет теперь сам сидеть, и даже стоять у опоры. Это, в свою очередь, позволяет укреплять мышцы животика и ног.

1. Поочередное сгибание-разгибание ножек из положения лежа на спине, а затем и одновременное их движение уже знакомо карапузу, но теперь он должен это делать самостоятельно под контролем взрослого. Выполнять упражнение надо 6 раз, сначала в медленном темпе, а затем в быстром.

2. Подготовьте деревянную гимнастическую палочку. Попросите дитя лечь на спинку, поднимите снаряд над ним на высоту выпрямленных ног. Пусть теперь он потянется и достанет до палки либо всей ступней, либо пальчиками ног. Повторите это упражнение 7 раз.

3. Для развития мышц, суставов ребенку предлагается в положении лежа или сидя ухватиться за игрушки-кольца и поочередно сгибать-разгибать руки. Повторяются такие движения по 3 раза на каждую.

4. Для укрепления и развития различных групп мышц крохе полезно выполнять наклоны вперед на выпрямленных ногах. Поставьте его спинкой к себе, правой рукой придерживайте коленки, чтоб не сгибались, а левую положите на животик. У носочков положите привлекательную игрушку. Попросите нагнуться и прикоснуться к ней пальчиками рук. Ваша задача — проконтролировать, чтобы ножки не сгибались в коленочках и оставались прямыми. Упражнение нужно повторить трижды.

5. Переворот со спины на живот малыш выполнял уже с Вами, но теперь он самостоятельный и должен переворачиваться по просьбе взрослого без всяческой помощи. Сделать упражнение следует 2 раза — один налево, другой направо.

Как развивать ребенка в 9 месяцев

Хоть младенец и должен развиваться самостоятельно, помощь ему все равно необходима

Родителям стоит работать сразу в нескольких направлениях, уделяя внимание физическому и психологическому здоровью. Список, чему учить ребенка в 9 месяцев, включает:

  • развитие мелкой моторики ручек;
  • познавательные игры, в том числе на свежем воздухе;
  • активные движения для подготовки к ходьбе;
  • первые шаги с помощью опоры.

Мелкая моторика

Для уже более развитых пальчиков тоже необходима тренировка. Познакомьте ребенка с туалетной бумагой, покажите, как она разматывается. Кроха с удовольствием будет рвать и раскидывать ее. Прилепите к ладошке небольшой кусочек скотча – малыш с интересом попробует оторвать лоскуток. Еще один способ развивать мелкую моторику – насыпать в миску крупу, положить небольшие игрушки и предложить крохе отыскать их. Развитию тактильных ощущений способствует специальный сундучок с разными материалами, например, куском бумаги, губкой, тканью и прочими маленькими предметами.

Познавательные игры

Самая простая и полезная игра – складывание кубиков или пирамидки. Малыш может и не сможет сам повторить за вашими действиями, но будет активно наблюдать за процессом. Даже если он сломает башню, то ничего страшного, ведь в возрасте девяти месяцев крохам нравится смотреть, как что-что падает и рассыпается. Просто попросите младенца сложить кубики в коробку. Еще одна познавательная и простая игра – куклы вверх ногами. Нужно показать крохе, как они должны лежать, перевернув в нормальное положение, и попросить повторить за вами.

Двигательная активность

Необходимо прилагать все усилия, чтобы научить кроху ползать. Для этого создавайте ему опору для одной и другой ножки поочередно. Так он сможет научиться ползать. Если малыш уже это умеет, то приобретите домик с тоннелем. Младенец будет активно ползать в нем, укрепляя свой навык. Деткам в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому позволяйте малышу потереть тряпкой во время уборки или подержать поварешку перед приготовлением обеда.

Первые шаги

Некоторые девятимесячные карапузы делают свой первый шаг, но это необязательно. По мнению врачей, в норме, если ребенок научился ходить до 1,5 лет, но это не значит, что не нужно помогать крохе и пускать все на самотек. Слабость или гипертонус мышц ног может помешать карапузу. Избежать их поможет гимнастика:

  1. Поставить малыша перед коляской, чтобы он держался за нее ручками. Далее двигать ее – ребенок будет тянуться вперед и сделает шаг.
  2. Посадить кроху на фитбол спиной к себе. Удерживая за бедра, наклонять мяч в разные стороны. Это развивает координацию.
  3. Длинный шнурок натянуть между мебелью на высоте коленей малыша. Держа кроху за руки, заставить переступить препятствие.

Питание ребенка в 9 месяцев

В этот период основную долю полезных веществ ребенок получает из продуктов прикорма. Однако грудное вскармливание при снижении его доли в общем рационе еще остается.

К этому возрасту из пяти кормлений в день три – это приемы пищи, полностью состоящие из продуктов прикорма.

Грудь или смесь предлагаются ребенку в момент пробуждения и в последнее кормление перед ночным сном.

В рационе малыша участвуют все основные продукты в пределах рекомендованной суточной нормы:

  • Овощи – до 200 гр.
  • Каши – до 200 гр.
  • Фрукты – до 100 гр.
  • Желток – ½ (дается два раза в неделю).
  • Творог (кефир) – до 50 гр.
  • Сок – до 90 гр.

Обязательно в рационе должен присутствовать хлеб и масло, растительное и сливочное.

В этот период в прикорм начинают вводить рыбу. Для начала прикорма используются нежирные сорта белой рыбы. Максимальная суточная доза – 30 грамм. Стоит учитывать повышенную аллергенность рыбы и тщательно следить за реакцией детского организма на ее введение. Рыбные блюда в меню должны быть не чаще 2-3 раз в неделю.

Мясо может подаваться в виде фрикаделек или мелко рубленным, в составе супов.

Овощные пюре могут содержать несколько видов овощей и зелень.

Более разнообразны становятся и каши. Можно пробовать готовить многокомпонентные каши из нескольких видов злаков.  А добавление к каше фруктов и ягод – улучшат ее вкус и придадут питательную ценность. Не рекомендуется давать ребенку лишь манную кашу, ввиду того, что переваривание ее в детском организме идет очень медленно.

Педиатры рекомендуют составлять меню для малыша таким образом, чтобы объем одного кормления составлял 200 мл. без учета питья.

Безопасность малыша

Термина «полная безопасность ребенка» не существует. Но все же некоторые правила позволят минимизировать риски развития неблагоприятных ситуаций. Ведь нам легче предупредить беду, чем разбираться потом с уже наступившей проблемой.

  • Нельзя оставлять рядом с ребенком тяжелые предметы или посуду с горячей жидкостью.
  • На розетках в доме должны быть специальные пластиковые заглушки.
  • Нельзя оставлять наполненные емкости с водой (ведра, тазы) в доступности малыша.
  • Необходимо оборудовать жилище индикаторами утечки бытового газа.
  • Нельзя оставлять даже на короткое время малыша одного в ванне с водой. Одну руку всегда следует держать на спинке ребенка, чтобы вовремя перехватить его в нужный момент.
  • Нежелательно использовать ходунки. Они иногда смертельно опасны для ребенка.
  • Нельзя оставлять малыша надолго на ультрафиолете во время прогулки. Самый опасный загар – это с 10 утра и до 15 дня. Не рекомендуется в это время находиться на прямых солнечных лучах.

Всю бытовую химию, лекарства, растворители следует хранить в недоступном для детей месте. Но если ребенок все-таки добрался к ядовитым веществам и выпил их – не надо бросаться и искать ответ на форуме у других мам, а незамедлительно ехать в больницу!

Режим – сон и бодрствование

Большинство малышей в возрасте 9 месяцев спят ночью по 8-10 часов, а дневной сон представляет собой 2 периода по 2 часа.

Некоторые дети днем придерживаются трехразового сна: два 40-минутных отрезка утром и вечером и 2-х часовой послеобеденный сон. Это говорит о том, что ребенок еще не готов к длительному бодрствованию. Но это — вариант нормы.

9-ти месячный ребенок уже может спать всю ночь без кормлений. Однако, дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают просыпаться по ночам с требованием маминой груди. Это не говорит о том, что ребенку не хватило еды на последнем кормлении. Такие пробуждения связаны с психологической необходимостью быть рядом с мамой. Проблема ночных пробуждений будет решена после отмены грудного вскармливания.

В этом возрасте нередки нарушения сна, вызванные, как правило, наличием внешних раздражителей и некомфортным температурным режимом в спальне.

Правильно построенный распорядок дня с минимизацией активных игр и лишних контактов непосредственно перед сном, а также создание благоприятного микроклимата в комнате позволят нормализовать сон ребенка.

Умения и навыки малыша

К девятимесячному возрасту дети уже многое умеют, продолжают совершенствовать свои навыки. Костно-мышечная система укрепляется, поэтому малыш становится физически более сильным. Улучшается зрение, слух, моторика. Родителям надо знать, что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев.

Груднички в этом возрасте способны совершать такие действия:

  • реагировать на запреты;
  • уверенно держать головку, поворачивать ее в разные стороны;
  • вставать, опираясь на стул или диван;
  • активно ползать по квартире. Необязательно малыш должен перемещаться на коленях. Некоторые дети ползают, используя лишь руки, не отрывая тело от пола;
  • уверенно сидеть без поддержки;
  • реагировать на обращение к нему;
  • понимать смысл предложений и фраз;
  • держать в двух руках игрушки, стучать ими друг о друга;
  • хлопать в ладоши;
  • собирать пирамидку. Кольца дети в этом возрасте еще располагают в неправильном порядке;
  • бросать вещи на пол;
  • рвать и мять салфетки;
  • разглядывать небольшие предметы;
  • брать маленькие вещи большим и указательным пальцами;
  • переворачивать страницы картонной книжки.

Некоторые малыши в 9 месяцев уже начинают ходить с поддержкой родителей или опираясь на диван, стул. В этом возрасте развиваются интеллектуальные способности. По данным исследований, мозг ребенка увеличивается более чем в два раза. Повышается чувствительность эпидермальных покровов.

Улучшается память. Движения ребенка становятся более осмысленными. Малыши любят играть в «Козу-дерезу», «Ладушки», «Ку-ку», ломать башни построенные из кубиков. Детям нравится искать спрятанные за спиной либо под одеялом игрушки.

Сам себе кормилец

Пожалуй, пришла пора формировать первые навыки самообслуживания. Положите горсточку воздушной кукурузы или кусочки банана на поднос детского стульчика. А теперь попробуйте это аппетитное угощение, говоря при этом: «Я беру кусочек банана и кладу его в рот. Ам-ам-ам». Затем помогите вашему малышу захватить кусочек банана: «А это Мишенька (или Аленка) берет банан и кладет его в ротик. Ам-ам-ам». Когда вы учите своего ребенка пользоваться чашкой, не забывайте давать «попить» и плюшевому мишке. Ребенку ведь непременно тоже захочется напоить своего друга, и он постарается повторить все ваш,и движения.

Как играть с ребенком в этом возрасте

Игра в жизни малыша имеет первоочередное значение

И на первом году жизни, очень важно, чтобы родители играли с детьми. Попробуем разобраться, в какие развивающие игры лучше всего играть, а также, какие игрушки будут наиболее полезными для вашего малютки в этом возрасте

Развивающие игры для детей 9 месяцев:

  1. Игры в одежду. Учите его одевать и снимать с себя простейшие вещи из его гардероба — шапки, носки и так далее.
  2. Игры, развивающие моторику. Учитесь с малышом рвать бумагу. Предложите ему складывать желуди, тыквенные семечки и прочие небольшие предметы, в бутылку (в том числе, с помощью ложки). Предложите ему лепить соленое тесто. Попробуйте порисовать с ним пальчиковыми красками.
  3. Игры с водой. Во время купания, дайте малышу емкости разной формы и объема. Покажите ему, как можно переливать воду. Научите малютку умывать лицо, мыть ручки.
  4. Игры в прятки. Дети любят прятаться сами, а также прятать других. Придумывайте разные формы игры в прятки. Можно прятать игрушки. Засуньте любимую игрушку в коробку и спросите малыша, где она? Малютка сделает все, чтобы попытаться открыть коробку.

Игрушки для детей 9 месяцев:

  1. Игрушки на колесиках. Это могут быть каталка — ходунки, игрушечная коляска, большая машинка или лошадка, на которую можно садиться.
  2. Музыкальные игрушки. Любые игрушки, нажав на кнопки которой, малыш может услышать разного рода музыку или звуки.
  3. Пирамидки, матрешки, сортеры, большие пазлы.
  4. В летний период, игрушки для песочницы (формочки, лопатки, ведерки).
  5. Разнообразные канцелярские товары (пальчиковые краски, мелки, восковые карандаши).
  6. Крупные конструкторы, кубики. Из них малыш будет учиться строить башни и другие конструкции.
  7. Куклы с крупными чертами лица. Такие куклы помогут вам рассказать малышу о частях тела человека.
  8. Мягкие игрушки для сна.
  9. Одинаковые по функциям игрушки, но разных размеров, цветов. Машинки, мячики, кубики. Сравнение этих игрушек, поможет вам разучить с малюткой цвета, а также понятие больше — меньше.

Если вы не знаете, как развивать ребенка или вы чувствуете себя недостаточно уверенными в этом вопросе, то вы можете попробовать найти поблизости развивающий клуб. В таких клубах занятия с детьми проводятся как раз с этого возраста. Под руководством опытных педагогов, занятия с малышом станут для вас настоящим удовольствием.

Читайте о методиках раннего развития

Какой язык у 9-месячного ребенка

Благодаря общительности, которую приобретает девятимесячный малыш, малыш становится более активным с окружающими его людьми. Развитие его зрения и слуха становится более определенным и ясным, а опыт, который он испытает, еще больше определит его темперамент и личность . Малыш уже узнает себя в зеркале (любит смотреть на себя) и его голова поворачивается в сторону голоса, который звучит рядом с ним.

В то же время, когда он становится более общительным, ребенок также начинает больше привязываться к своей матери, сильно страдая, когда его разлучают с ней. Для малышки все намного нагляднее и добротнее. Для него очень важны слова ласки и нежности матери . На этом этапе появляется страх перед незнакомцем и протестует при расставании с опекунами и ближайшими родственниками.

В девять месяцев многих детей забавляет собственный голос. Они играют со своим голосом, чтобы имитировать звуки своих родителей, животных, и даже пытаются издавать звуки кашля, пукания и визга. Если малыш еще не сказал «папа» или «мама» , почти наверняка в девять месяцев он начнет это говорить.

На этом этапе ребенок идентифицирует всех в доме, включая собаку. Если вы спросите его: «А где мама?» Ребенок повернет голову и откроет глаза, чтобы посмотреть на маму. Если вы споете песню, которой вы жестикулируете, малыш обязательно попытается имитировать. На этом этапе ваше общение будет гораздо более плавным.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.