Мнение Комаровского
Известный педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский рекомендует соблюдать точный распорядок дня для ребенка ясельного возраста. В своих научных работах он описывает семьи, где в результате неорганизованности родителей маленькие дети засыпают к 2-м часам ночи, а потом полудня отсыпаются. Такую ситуацию Комаровский называет перевернутым днем.
Ученый считает, что наладить нормальную жизнь такой семьи может только работа психолога с родителями. Она заключается в выяснении причин неправильного построения дня, обучении родителей планированию своей деятельности с учетом интересов и здоровья ребенка. Мамы и папы должны осознать, что и сон их малютки, и порядок в детской комнате, и активность ребенка зависит прежде всего от них. Чтобы приучить малыша к рациональному режиму дня, молодые родители сначала должны научиться строить его для себя. Мама и папа ребенка должны сами создать все условия для здорового питания и полноценного сна малыша.
Чем можно и нельзя поить
Для ребенка, как и для взрослого, идеальное питье — это обычная вода. Можно предложить малышу кипяченую воду из водопровода или купить специальную — в бутылке с пометкой «для детского питания».
Хорошо разнообразят питьевой рацион компоты из овощей, фруктов и сухофруктов. Попробуйте варить их без сахара, скорее всего, малышу и так будет вкусно. Овощные и фруктовые соки тоже лучше делать самостоятельно. Однако часто поить ими ребенка не стоит: пищевых волокон в них нет, а вот сахара и кислот предостаточно.
В год ребенку уже можно давать некрепкие травяной и фруктовый чаи. Полезно пить какао, в нем присутствуют белки, углеводы, жиры и биологически активный компонент, способный стимулировать деятельность сердечно-сосудистой и нервной системы. Иногда можно угостить малыша суррогатным кофе, который делают из ячменя, овса, ржи, цикория, сои, каштанов и т.д.
Не поите ребенка чаем, какао или суррогатным кофе после рыбных и мясных блюд. В этих напитках есть вещества, которые не дают усваиваться некоторым нутриентам, например железу.
Не угощайте малыша газированными напитками, даже минеральной водой — содержащийся в них углекислый газ раздражает слизистую желудка.
Распорядок
Каждый день вашей крохи должен быть тщательным образом спланирован. Это не только сегодня облегчит вашу жизнь, но и поможет ребенку в будущем. Например, установление правильных часов для приема пищи, сна, отдыха и прогулок, может благоприятно влиять на то, что, когда малыш придёт в детский сад, ему будет проще адаптироваться к режиму в нём. Некоторые мамочки, заранее думают об этом, узнают каков распорядок дня в дошкольных учреждениях. Ориентируясь на эти показания, составляют распорядок дня своему ребенку.
Таблица с возможным режимом
С 8 часов утра до 9 часов утра Малыш пробуждается. Мама его умывает, предлагает почистить зубы. Хорошо в это время провести утреннюю гимнастику.
С 9 часов утра до 9:30 утра Ребёнок завтракает.
С 9:30 утра до 10:30 утра Малыш может вздремнуть.
С 10:30 утра до 11 часов дня У ребенка может состояться перекус. Хотя некоторые дети уже отказались от этого приёма пищи.
С 11 часов дня до 12 часов дня Посвятите время умственному развитию малыша.
С 12 часов дня до 1:30 дня Можно отправиться на улицу.
С 1:30 дня до 2 часов дня У малыша сытный обед.
С 2 часов дня до 4 часов вечера Ребёнок может лечь поспать.
С 4 часов вечера до 4:30 вечера Предложите ребёнку перекус.
С 4:30 вечера до 6 часов вечера Отправьтесь с ребёнком на прогулку.
С 6 часов вечера до 7 часов вечера Посвятите время физическим и интеллектуальным упражнениям крохи.
С 7 часов вечера до 8 часов вечера Проведите водные процедуры, сделайте массаж карапузу. Возможна небольшая гимнастика.
С 8 часов вечера до 8:30 вечера Готовьте ребенка ко сну.
С 8:30 вечера до 8 часов утра Малыш спит.
У детей пятиразовое, но чаще уже четырехразовое питание.
Интервалы между тем, как малыш садиться кушать, составляют приблизительно 4 часа.
Так как у большинства детей в год и два месяца уже есть несколько зубов, логично было бы водить твердую пищу. Не волнуйтесь, что ваш малыш не сможет с ней справиться.
Старайтесь воздерживаться от употребления сладкого.
Примерное меню малыша в таком возрасте:
- Первый прием пищи. Возможно, дать кашу, но при этом не измельчать её до однородного состояния. На закуску подают овощи или половинку яйца. Попить можно, например, чай.
- На второй прием пищи желательно дать малышу суп (овощной или с мясном). На второе овощной салатик. Запись всё малыш может компотом.
- На третий прием пищи можно дать ребенку творог с добавлением фруктов. На закуску дайте несколько печенек. Запить всё соком.
- Четвёртое кормление должно быть легким, чтобы оно не мешало ребёнку нормально и полноценно спать. Можно предложить малышу фруктовое пюре или просто кусочки нарезанных фруктов.
Малыш за сутки так и продолжает спать до 13 часов. В этом возрасте всё ещё может сохраняться двухразовый дневной сон. При этом на утренний приходится больше времени. Хотя, если малыш во время дневных прогулок сильно устанет, то вечерний сон продлится дольше.
Меню ребенка в 1 год на неделю
Недельное меню ребенка в 1 и 3 должно быть разномастным, полезным и питательным.
Продукты, которые категорически нельзя давать ребенку:
- колбаса, копченые, соленые и маринованные мясо, рыба и овощи;
- любая газировка и соки с нектарами, содержащие консерванты и другие вредные вещества;
- цитрусы, потому что чаще всего вызывают аллергические реакции;
- грибы и орехи;
- шоколад и разные конфеты;
- консервы, пресервы и полуфабрикаты.
Ознакомимся с распределением продуктов. Процентное соотношение объема пищи ежедневной трапезы выглядит следующим образом: завтраки – 25%, обеды – 35%, полдники – 15%, ужины – 25%.
Отдельно нужно упомянуть, что вся пища не должна быть горячей и холодной.
Таблица показывает, какую еду, в какой день недели полезней кушать.
Понедельник
Завтрак | Овсянка на молоке |
Второй завтрак | Печеное яблоко |
Обед | Суп из гречки с фрикадельками |
Полдник | Печенье и кефир |
Ужин | Запеканка из творога с фруктами |
Второй ужин | Грудное молоко или кисломолочные продукты |
Вторник
Завтрак | Молочная каша из риса |
Второй завтрак | Фруктово-ягодное пюре |
Обед | Суп с рыбными тефтелями, картофельное пюре |
Полдник | Творожок |
Ужин | Рагу из овощей, компот |
Второй ужин | Грудное молоко или кефир |
Среда
Завтрак | Гречневая каша на молоке |
Второй завтрак | Печенье и йогурт |
Обед | Куриный суп с лапшой, рагу из овощей |
Полдник | Молоко и хлеб |
Ужин | Овощи с рисом |
Второй ужин | Грудное молоко или кисломолочные продукты |
Четверг
Завтрак | Паровой омлет, чай |
Второй завтрак | Молоко с хлебом |
Обед | Борщ, овощи с мясными котлетками |
Полдник | Йогурт с ягодами или фруктами |
Ужин | Гречка с тефтелями |
Второй ужин | Грудное молоко или кефир |
Пятница
Завтрак | Пшенка с молоком |
Второй завтрак | Печеное яблоко |
Обед | Суп с рисом, запеканка из картофеля с мясом |
Полдник | Запеканка из творога |
Ужин | Пюрированная капуста брокколи с курицей |
Второй ужин | Грудное молоко или кисломолочные продукты |
Суббота
Завтрак | Кукурузная каша на молоке |
Второй завтрак | Фруктовое пюре |
Обед | Суп с рыбой и рисом, пюре из овощей |
Полдник | Фрукты в йогурте |
Ужин | Фарш с овощами |
Второй ужин | Грудное молоко или кефир |
Воскресенье
Завтрак | Омлет, чай |
Второй завтрак | Йогурт с печеньем |
Обед | Овощной суп, пшенка с печенью |
Полдник | Творог с фруктовым пюре |
Ужин | Кукурузная каша с мясными котлетками |
Второй ужин | Грудное молоко или кисломолочка |
Вечернее кормление грудью можно частично или полностью заменить смесью.
Чтобы перевести ребенка на твердую пищу, необходимо соблюдать режим питания.
Некоторые советы, которые помогут ребенку приучиться есть взрослую еду:
- По возможности нужно красиво сервировать стол. Посуда, приборы и салфетки будут радовать малютку, создавая настроение.
- Помогут настроиться на прием пищи игрушки, их можно разложить рядом.
- Те продукты, что не нравятся малютке, нужно маскировать другими. Нельзя лишать его полезных веществ, даже если он противится.
- Если ребенок не голоден, можно поправить режим приема пищи. Он поест тогда, когда точно проголодается. Либо одно из кормлений лишнее, и его надо исключить.
- Подавать блюда необходимо последовательно, чтобы малютка не отказался, например, от супа, увидев второе.
- Не нужно устраивать дополнительные перекусы, тогда в основной прием ребенок будет капризничать и отказываться от еды, потому что не успеет проголодаться. Поэтому отучите родных подкармливать малютку между кормлениями, если у них есть такая привычка.
В таком возрасте ребенок растет интенсивно. Для построения его тела нужно много «строительного материала». Задача родителей обеспечить всеми нужными продуктами высшего качества. В них не должно быть ни консервантов, ни ароматизаторов, ни красителей, ни усилителей вкуса. Они должны быть свежими и не вызывать аллергию.
К 1-1,5 годам рацион устанавливается, и ребенок привыкает к своему расписанию кормлений и всем новым блюдам. В 1,5-2 года потребуется вводить следующее меню.
Физические параметры
Физическое развитие малыша к 1 году и 2 месяцам можно представить в виде таблицы. Приведем в ней общие показатели:
Рост | 74-82 см |
Масса | 10-13 кг |
Окружность головы | 46-48 см |
Объем груди | 48-51 см |
Отклонения в меньшую или большую сторону по росту или весу – это не повод для тревоги. Дети рождаются с разным весом и ростом, живут в разных социальных условиях, могут болеть, генетически унаследовать какие-то особенности развития – все показатели требуют индивидуального подхода с учетом приведенных факторов.
Разнообразив меню, нельзя забывать о сбалансированности питания. Малыш должен получать в полном объеме все, что необходимо его растущему организму.
Почему режим дня так важен
Почему же режим дня важен? Малыш очень быстро растёт и стремительно развивается, с каждым месяцем у него появляются новые навыки, интересы, умения и предпочтения. И чтобы ребёнок мог познавать мир активно и гармонично, нужно ему в этом помогать. И именно для этого необходим распорядок дня.
Если малыш будет выполнять те или иные действия по расписанию, он будет ощущать себя под защитой. Режим – своеобразный ритуал длительностью в целый день. Процедуры выполняются в определённой последовательности и примерно в одно и то же время, что формирует привычки и лишний раз доказывает, что всё в порядке, нет никаких кардинальных изменений и незнакомых ситуаций.
Соблюдая режим дня, ребёнок постепенно приучается к дисциплине, становится организованным. Это очень пригодится, когда кроха начнёт посещать детский садик, где все действия выполняются строго по расписанию. Ребёнку будет проще просыпаться и засыпать в одно время, принимать пищу с определёнными интервалами.
Но режим также очень полезен и для родителей. Если мама знает, что и когда будет делать её сын или дочка, то она спокойна, организована и не находится в состоянии стресса или непонимания из-за незнания и непостоянства. У родителей появляется свободное время, ведь если выстраивать распорядок с учётом потребностей всей семьи, то можно найти временные промежутки для собственных дел.
Про нехочуху
Аппетит в детском возрасте не отличается постоянством и снижается по разным причинам:
- малоподвижность;
- калорийные перекусы;
- недомогание;
- нежелание есть предложенное.
Отказ от еды — не повод насильно кормить малыша.
Детский врач Комаровский советует:
- оставить за ребёнком право выбора;
- временно заменить нелюбимое на равноценное по калорийности, но из других продуктов (например, кашу на макаронные изделия или пюре из картофеля);
- не повторяться в течение дня и по возможности недели;
- соблюдать ритуалы: мыть ручки, расставлять тарелки, повязывать салфетку;
- предлагать вкусные и красиво оформленные блюда.
Режим дня
Постарайтесь составить расписание дня ребенка в едином ритме с семьей. То есть, время пробуждения по возможности должно быть одинаковым для всех, кто проживает в доме. Аналогичным образом поступите с приемами пищи — благодаря этому ребенок научится кушать за общим столом. Примерный распорядок дня:
- 07:00 — пробуждение.
- 07:00–07:30 — умывание, предоставьте малышу возможность самостоятельно почистить зубки, для этого потребуется специальная щеточка и зубная паста.
- 07:30–08:00 — утренняя гимнастика.
- 08:00–08:30 — завтрак, как вариант — молочная каша, например, овсяная, рисовая или гречневая.
- 08:30–09:00 — чтение книжки, рисование.
- 09:00–11:00 — первая прогулка, даже если малыш уже уверенно ходит сам, коляска не помешает, попутно можно купить хлеба или других продуктов, решить другие вопросы.
- 11:00–12:00 — возвращение домой, игры.
- 12:00–12:30 — обед.
- 12:30–14:30 — тихий час.
- 14:30–15:30 — просыпание, самостоятельные игры.
- 15:30–16:00 — полдник, небольшой перекус не помешает.
- 16:00–18:00 — прогулка, отличное время для посещения песочницы (если тепло) или вояжа по улицам города.
- 18:00–19:30 — возвращение домой, общение с родными, развивающие игры.
- 19:30–20:00 — ужин в кругу семьи.
- 20:00–20:30 — подготовка к купанию.
- 20:30–21:00 — водные процедуры.
- 21:00–21:30 — кефир перед сном, отбой.
Адаптируйте предложенное расписание под потребности своего малыша. Вы можете вносить любые изменения, но обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок всегда кушал в одно и то же время. И не забывайте о самом главном, любите своего малыша и не забывайте ему об этом говорить. Пусть он растет здоровым и счастливым.
Примерный режим дня для детей от 1,1 до 2 лет
После года с каждым месяцем двигательная активность малыша днем нарастает, а ночной сон становится крепче. Но в первые 6 месяцев ребенок ещё быстро устает, периоды гиперактивного поведения сменяются вялостью и отдыхать два раза в день ему по-прежнему необходимо. Если даже малыш уже не засыпает во второй раз, нужно, чтоб он спокойно полежал какое-то время, иначе малыш может переутомиться.
К году и шести месяцам ребенок улучшает свои физические и интеллектуальные возможности, а потому расширяются его умения и навыки. Он уже бегает, пользуется ложкой, может держать чашку, знает слова «можно» и «нельзя», и т.д. Выросшие физические силы и укрепление нервной системы позволяют ему перейти к однократному дневному сну. Рекомендуют приблизительно следующий режим дня.
Режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:
Кормление: 8, 12, 15.30, 19.30.
Бодрствование: 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.
Сон: 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30
Прогулка: после завтрака и полдника.
Купание: 18.30.
Физическая нагрузка
В полтора года мышцы укрепляются во время естественной активности. В этом помогут:
- бег;
- прыжки;
- бросание мячика;
- подъем на детскую горку;
- копание песка.
Следует помнить, что двигательные рефлексы возникают во время обучения. Поэтому взрослые объясняют в игровой форме, как выполняются движения. Например, мама бросает малышу под ноги мячик, и он пытается оттолкнуть его.
Стоит включить в распорядок дня закаливающие процедуры.
- Воздушные ванны. Температура воздуха – 17-18°C. Начинают процедуры с 5 минут, постепенно продлевая до получаса.
- Обтирание. Кожу протирают влажным полотенцем, а затем насухо вытирают. Первоначальная температура воды – 35°C, постепенно снижают до 24-26°C.
- Мытье ножек в прохладной воде (22-24°C). Длительность процедуры – 5 минут.
Прогулки
Отдельное место в расписании отводится прогулкам. Зимой выходят на улицу 2 раза на 1-1,5 часа, а летом все время бодрствования проходит на свежем воздухе.
В полтора года ребенок уже ходит, поэтому тепло одевать его, как младенца, нет необходимости. Тяжелая одежда сковывает движения, мешает бегать и наклоняться. Укутывание затрудняет дыхание, нарушает кровообращение. Малыш потеет, перегревается, поэтому часто болеет.
Занятия во время прогулки должны чередоваться: на смену подвижным играм приходят спокойные. Следует предоставлять детям возможность поиграть самостоятельно.
В питании детей первых лет жизни не используются:
•
грибы;
•
закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;
•
консервированные продукты домашнего приготовления;
•
консервированные продукты в томатном соусе;
•
сухие концентраты для приготовления гарниров;
•
острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, майонез;
•
натуральный кофе;
•
соки и напитки в виде сухих концентратов;
•
сладкие газированные напитки;
•
продукты, содержащие пищевые добавки (аромати-
заторы,
красители искусственного происхождения,
в
том числе жевательная резинка);
•
комбинированные жиры;
•
торты и пирожные.
Важно помнить, что детям этого возраста не следует
давать слишком острую и пряную пищу
Мальчики и девочки: есть ли различия?
Есть ли различия в развитии и росте мальчиков и девочек в 1 год и 10 месяцев? Да, разница затрагивает следующие аспекты:
Физические параметры. Обычно мальчики крупнее девочек. Но вес и рост зависят не только от пола, но и от наследственности, индивидуальных особенностей детского организма, состояния здоровья.
Темпы развития. Мальчики быстрее развиваются физически, но отстают в умственном развитии. Девочки хуже ориентируются в пространстве, но раньше начинают говорить и осваивают горшок.
Познавательные процессы. Мальчики познают многое наощупь, всё трогают, разбирают
Им важно осваивать пространство
Девочки склонны наблюдать и рассматривать предметы вблизи, они дольше удерживают внимание на чём-то.
Эмоциональные аспекты. Девочки менее агрессивны и спокойнее переносят разлуку с родными, их эмоции просты и могут описываться
Эмоциональный фон мальчиков сложнее, они хуже контролируют себя, склонны к агрессии.
Игры для развития
Важным для физического развития ребенка будет ежедневное выполнение гимнастических упражнений, а также пешая ходьба.
Малышу следует давать задание для развития мелкой моторики. Например, пусть ребёнок наденет кольца на пирамидку или поиграет маленькими мячиками, также можно воспользоваться специальным мешочком, в котором будут лежать мелкие камушки.
Надо приучать ребёнка к тому, что существуют холодные, горячие вещи, шероховатые и гладкие.
Когда малыш выходит на улицу, обязательно показывайте ему на разные предметы и животных, на растения
Называйте ему эти объекты, и вкратце рассказывайте что-то о них.
Уделите особое внимание для развития творческих способностей ребенка. Занимайтесь с ним рисованием (с использованием всевозможных инструментов), лепкой из пластилина или соленого теста
Можно учить ребенка танцевать, пойте с ним песни.
- Учите названия предметов, геометрических фигур, Рассказывайте малышу, какими бывают цвета, объясните ребенку, что такое день и ночь.
Распорядок
Когда малышу исполняется год и три месяца, приходит время подкорректировать его режим дня. Удобнее всего подстраиваться под те ритмы, которые общеприняты в вашей семье. То есть старайтесь приучать ребенка просыпаться в то же время, что и остальные члены семьи, время приёма пищи должно быть одинаковым для всех родственников. Таким образом, ребёнок сможет кушать за общим столом. Благодаря этому, будут развиваться его социальные навыки, кроме того, он будет брать пример со старших. Да и маме будет удобнее готовить и накрывать на стол одновременно для всех членов семьи.
Таблица примерного режима
Время |
Режим дня |
С 7 часов утра до 7:30 утра | Карапуз просыпается. Умывается самостоятельно или с помощью. Мама чистит зубки карапузу. |
С 7:30 утра до 8 часов утра | Время, которое идеально подходит для проведения утренней гимнастики. |
С 8 часов утра до 8:30 утра | У ребенка наступает в первое кормление за день. Можно предложить малышу покушать кашу, сваренную на молоке. |
С 8:30 утра до 9 часов утра | Посвятите время интеллектуальному развитию крохи. Можно почитать книжки или заняться рисованием, лепкой из пластилина. |
С 9 часов утра до 11 часов утра | Отправьтесь с малышом на улицу. |
С 11 часов утра до 12 часов дня | С малышом можно поиграть игрушками. |
С 12 часов дня до 12:30 дня | Покормите своего карапуза самой сытной пищей. Для этого хорошо подойдут суп, сваренный на бульоне, а на второе, например, пюре с мясной тефтельки. Запить можно компотом или соком. |
С 12:30 дня до 2:30 дня | Малыш может поспать. |
С 2:30 дня до 3:30 дня | Ребенок может самостоятельно поиграть игрушками. |
С 3:30 дня до 4 часов вечера | Предложите малышу перекусить. Для этого хорошо подойдет фруктовое пюре или просто нарезанные фрукты. На закуску дайте крохе пару печенек. Предложите ребёнку запить еду чаем. |
С 4 часов вечера до 6 часов вечера | Время для гуляния в песочнице с другими детками и общения с ними. |
С 6 часов вечера до 7:30 вечера | Уделите время развивающим играм. |
С 7:30 вечера до 8 часов вечера | Идеальное время для семейного ужина. Ребёнок может покушать творожок или кашу, запить всё киселём. |
С 8 часов вечера до 9 часов ночи | Время, подходящее для купания и других гигиенических процедур. А также можно сделать ребёнку легкий расслабляющий массаж. |
С 9 часов ночи до 9:30 ночи | Малышу можно предложить попить стакан кефира или молока. |
С 9:30 ночи до 7 часов утра | Ночной сон ребенка. |
Не стоит забывать, что это только ориентировочный распорядок. И мама может брать его лишь за основу.
Сон
Важную роль в расписании дня любого человека, а особенно, столь юного, играет полноценный сон.
Для того чтоб кроха уснул быстро и сладко, необходимо примерно за час до сна сменить подвижные игры на более спокойные занятия, например, почитать книжку, неторопливо собрать все игрушки. Возможно купание с применением успокаивающих трав.
Сон малыша в год должен быть не меньше 12 часов в сутки
К году малыша важно научить засыпать без применения укачивания на руках или в кроватке, а также кормления или соски. Так он уснет быстрее и будет спать крепче
Общее количество сна за день сейчас примерно 13 часов.
От количества дневных снов напрямую зависит то, как строится день крохи, как правило, к году сон требуется 1-2 раза. Представим примерные варианты распорядка дня ребенка в возрасте 1 года в виде таблицы.
Вид деятельности |
Время начала определенного вида деятельности | |
Сон 2 раза | Сон 1 раз | |
Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, гимнастика | 6.30 | 7.30 |
Завтрак (каша, чай) | 7.30 | 8.00 |
Бодрствование, сопровождающееся активными играми | 8.00 | 8.30 |
Легкий перекус (например, фруктовое пюре) | В любой удобный момент | |
Прогулка, возможно совмещение со сном | – | 10.00 |
Сон | 10.30 | – |
Обед (суп, пюре из овощей и мясо/рыба, приготовленные на пару) | 12.30 | 12.00 |
Прогулка | 13.00 | – |
Бодрствование с умеренными физическими нагрузками | 14.30 | 12.30 |
Сон | 15.30 | 13.30 |
Полдник (творог, фруктовый сок или компот) | 16.30 | 16.30 |
Прогулка | 17.00 | 17.00 |
Игры/занятия с родителями | 18.30 | 18.00 |
Ужин (вареное яйцо, пюре из овощей, сок или компот) | 20.00 | 19.00 |
Принятие теплой ванны | 20.30 | 19.30 |
Бодрствование, предполагающее проведение спокойных занятий, например, чтение книг | 21.00 | 20.00 |
Сон | 21.30 | 20.30 |
Подобный режим дня сохранится, пока малышу не исполнится 1,5 и даже, возможно, 3 года.
Запрещенные продукты
Несмотря на то что некоторые продукты очень полезны для малыша в 2 года они могут быть неприемлемы. Все дело в том, что кишечник формируется до 3-х лет и ещё не всю пищу способен переварить желудок малыша.
Стоп список продуктов для 2-ух летки:
- жареные блюда;
- копчености;
- маринованные продукты;
- грибы;
- орехи;
- соленая рыба, морепродукты;
- кетчуп, майонез;
- мясо утки, гуся;
- консервированные бобовые культуры;
- вредные сладости – шоколад, торты, пирожные, кукурузные палочки и т.д.;
- лимонад и другие газированные напитки;
- маргарин, спреды;
- чипсы, различные батончики.
Родители решают, что необходимо давать ребенку в 2 года. К этому нужен серьезный подход, ведь с ранних лет формируется отношение к еде. И взрослые могут повлиять будет ли это здоровое и правильное питание или вредный фастфуд. А как известно от потребляемых продуктов зависит и здоровье наших детей.
Занятия и игры с ребенком 1 год и 1 месяц
Всевозможные увлекательные занятия с малышом несут познавательный и укрепляющий характер. Основной целью является совершенствование правильной ходьбы, развитие процессов речи. Игровые занятия учат ребенка управлять игрушками: вынимать и складывать в коробку, различать по цвету и размеру. Дети с радостью воспринимают игрушки, которые могут собираться-разбираться, трансформироваться. К таким можно отнести матрешки, цветные кубики, коробочки с крышками, занимательные детские книжки с крупно нарисованными персонажами.
Важно, чтобы листы книг для детей возраста 1 год и 1 месяц были плотными, можно картонными, чтобы ребенок мог самостоятельно перелистывать странички, и при этом не порвать книжку. Ниже приведем несколько игр для детей возраста 1 год и 1 месяц
На основании этих занятий родители могут придумывать и другие развлечения, чтобы занять кроху и в тоже время активно участвовать в его психо-физическом развитии
Ниже приведем несколько игр для детей возраста 1 год и 1 месяц. На основании этих занятий родители могут придумывать и другие развлечения, чтобы занять кроху и в тоже время активно участвовать в его психо-физическом развитии.
Занятия и игры с кубами. Цель заключается в ознакомлении ребенка с основными особенностями куба. Геометрические фигуры в количестве восьми штук одинакового размера помещают в коробку и закрывают крышкой. Кроха открывает ее и поочередно достает кубики, таким образом, ребенок осваивает действие последовательного выкладывания предметов. Когда коробочка опустеет ее необходимо показать малышу и подтвердить факт отсутствия в ней предметов, также можно предложить крохе заглянуть во внутрь. Последующей частью занятия с кубиками – постройка башенки или паровозика (кубики выкладываются в вертикальной или горизонтальной плоскости).
Занятия с матрешками. Познавательная игра с раскладывающейся конструкцией. Для начала достаточно двух игрушек – маленькой и больше. Ход такой игры несет увлекательный характер. Матрешки можно катать на машинах, танцевать, играть в прятки. Спрятанная матрешка под платочек заставит малыша поразмышлять над поиском. Мама также может предложить своему крохе накормить и напоить матрешек. Матрешкам ставят импровизированные столики и посуду, мама помогает ребенку обыграть ситуацию кормления и чаепития, в конце игры матрешки благодарят малыша. Также многие детишки любят произвольную игру с матрешками.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
В период, когда ребенку исполняется 1 год и 1 месяц он уже способен самостоятельно ходить, хотя в большинстве случаев делает он это довольно неуверенно и неустойчиво, на носочках или придерживаясь за руку, учится произносить свои первые слова, зато довольно уверенно передвигает предметы.
Малыши в этом возрасте становятся достаточно внимательными к предметам и действиям, которые их заинтересовали. Например, слушая маму или папу, он понимает своего родителя и может выполнять несложные просьбы и поручения, например, принести свою игрушку или подать знакомый ему предмет. Ребенок уже умеет самостоятельно сидеть за своим столиком во время приема пищи, ему интереснее держать ложку самому и кушать с небольшой помощью.
Речь ребенка развивается со слов, имеющих повторные слоги: «мама», «папа», «баба», в том числе слова, имеющие несложные произношения: «на», «дай». Также кроха любит повторять звуки любимых животных: «мяу», «гав», «му-му». В этот период времени кроха учится различать и запоминать звуки. Одно из увлекательных занятий – разговоры с самим собой на непонятном взрослому человеку языке. Звуки могут издаваться то слишком громко, то еле слышно, так ребенок слушает себя и свою интонацию.
Ребенок возрастом в 1 год и 1 месяц требует постоянного движения, он с трудом может усидеть на одно месте дольше 5 минут, при этом все движения сопровождаются перемещением за собой различных предметов или вещей. Для родителей в это не легкое время стоит запастись большим терпением.
Малышу общения с близкими уже недостаточно для познания всего окружающего, поэтому это та самая пора, идеально подходящая для знакомства со сверстниками. Необходимо подобрать подходящую компанию, которая придется по душе ребенку среди своих знакомых, родственников, друзей. Ребенок в этом возрасте способен найти себе единомышленников в детской песочнице или дошкольной школе развития.
Дневное бодрствование – время делать уроки!
Естественно, речь идет не об изучении грамматики и арифметики. В период с 8:30 и до 10:00 у ребенка в 1 год и 2 месяца по режиму дня идет период утреннего бодрствования. В это время лучше всего запоминается новая информация, поэтому стоит отложить прогулки на потом и взять в руки развивающие игрушки, книжки, кубики. Этими товарами богаты полки магазинов в наше время.
На каждом подобном товаре есть указание, для детей какого возраста он предназначен. Если вашему ребенку 1 год и 2 месяца, то стоит брать игрушки с указанием 0+ и 1+. Естественно, что каждый малыш индивидуален и может опережать свое развитие, поэтому в некоторых случаях допускается использование развивающих игрушек с указателями 2+ и 3+. Главное, чтобы отсутствовали мелкие детали, которые малыш способен проглотить, или же игра должна происходить под бдительным присмотром взрослых. Помните, что безопасность – превыше всего!
Спокойного сна
Иногда самая большая проблема родителей – уложить чадо спать. Кроха зачастую не хочет действовать в соответствии с режимом. Но и тут есть свои хитрости.
Перед отдыхом исключают подвижные игры, а также активный контакт со взрослыми. Психологи рекомендуют отход ко сну сделать как можно однообразнее. Поэтому укладывать ребенка спать должен один и тот же человек.
В полтора года малыш уже способен принимать активное участие в приготовлениях к отдыху:
- принести стульчик;
- снять штанишки;
- поставить аккуратно ботиночки.
Некоторые дети развлекают себя, забывая о сне. Лучше побыть с крохой рядом, повернуть на бочок, погладить.
Игровые предпочтения
Ребенку в 12 месяцев больше всего понравятся следующие игры:
- Толкание. Малышу нравится наблюдать, как с его помощью приходят в движение различные предметы. В настоящее время существует большое количество «каталок» в виде животных, мультипликационных героев, машинок и т.д. Также, дети в этом возрасте любят катать коляски для кукол.
- Ролевые игры. Малышам нравится качать на руках пупсов, катать кукол на качелях и т.д. Обращение с куклами и другими игрушками, олицетворяющими живых существ, способствует развитию социальных навыков.
- Частушки, потешки. Дети любят повторяющиеся забавные потешки. Например, «Сорока-белобока». Или игры, в которых происходит определенный веселый финиш. Например, «Ехали-поехали», когда в определенный момент ребенок проваливается между колен взрослого.