Навыки по возрасту
В один год и четыре месяца малыши очень энергичны, они уже бегают и прыгают, стремятся изучать окружающий мир. С каждым днем они осваивают все больше навыков. Что должен уметь делать ребенок согласно нормам?
Ходить с опорой или без. Легко вставать из положения лежа, сидя, осваивать подъемы и спуски.
Самостоятельно держать ложку в кулаке, проявлять желание кушать самостоятельно
Важно поощрять это стремление, тренируйте навык на густых блюдах, таких как пюре или творог.
Воспринимать обращения взрослых, реагировать на них. Повторять легкие физические упражнения, такие как поднятие и отведение рук, пороты тела, головы.
Знать всех близких людей, реагировать на их присутствие и отсутствие, проявлять свои желания и недовольства
Начинает формироваться характер. Дети становятся эмоционально активны и восприимчивы.
Знать общие понятия, такие как части тела, предметы мебели, основные животные, фрукты и овощи. Узнавать и называть их.
В активном словарном запасе от 4 до 10 слов.
Начинать играть в игры с простым сюжетом, например, катать куклу или машину, насыпать песок в ведро, переливать воду.
Вопрос хождения на горшок индивидуален и во многом зависит от того, в каком возрасте родители начали приучение. Но в 1 год и 4 месяца малыш уже может уметь проситься в туалет, он чувствует дискомфорт после хождения в белье. Это подходящий период для отказа от подгузников.
Режим дня
Соблюдение режима – главнейшее условие детской жизни. Только строго соблюдая распорядок дня, можно воспитать здорового ребенка. Значение режима в том, что он уберегает детскую нервную систему от переутомления, формирует устойчивость организма к воздействию отрицательных факторов.
Примерный распорядок дня ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет
Время | Режимные моменты |
8:00 | подъем |
8:15 | утренние гигиенические процедуры, гимнастика |
8:30 | завтрак |
9:00 | игры, занятия, упражнения |
10:00 | прогулка |
11:30 | возвращение с прогулки, подготовка к обеду |
12:00 | обед |
12:45 | дневной сон |
15:00 | пробуждение от дневного сна, гигиенические процедуры |
16:00 | полдник |
16:30 | игры, занятия, упражнения |
17:30 | прогулка |
19:00 | ужин |
19:30 | игры, занятия, упражнения |
20:30 | вечерние гигиенические процедуры |
21:30 | ночной сон |
Время, уделяемое для бодрствования, составляет половину суток. Непрерывное бодрствование должно занимать около 4-5 часов, питание четырехразовое (возможны перекусы) и интервалами между приемами пищи в 3,5 – 4 часа.
Дневной и ночной сон занимают около 12 часов, причем спать днем следует не менее двух часов.
Физическая нагрузка
В полтора года мышцы укрепляются во время естественной активности. В этом помогут:
- бег;
- прыжки;
- бросание мячика;
- подъем на детскую горку;
- копание песка.
Следует помнить, что двигательные рефлексы возникают во время обучения. Поэтому взрослые объясняют в игровой форме, как выполняются движения. Например, мама бросает малышу под ноги мячик, и он пытается оттолкнуть его.
Стоит включить в распорядок дня закаливающие процедуры.
- Воздушные ванны. Температура воздуха – 17-18°C. Начинают процедуры с 5 минут, постепенно продлевая до получаса.
- Обтирание. Кожу протирают влажным полотенцем, а затем насухо вытирают. Первоначальная температура воды – 35°C, постепенно снижают до 24-26°C.
- Мытье ножек в прохладной воде (22-24°C). Длительность процедуры – 5 минут.
Основы рациона годовалого крохи
В питании малыша после года может присутствовать грудное молоко. Педиатры одобряют кормление грудью до 1,5-2,5 лет. Но большинство мам считают, что ГВ после года уже не приносит крохе пользы. Специалисты с таким мнением не согласны, так как энергетической ценности, витаминов и жизненно важных микроэлементов молоко матери не теряет.
Рекомендации для молодых мам:
- Многие мамочки считают, что прекращать грудное вскармливание необходимо, как только крохе исполнился 1 год. Если вы – сторонница такого убеждения, то постарайтесь этот процесс сделать постепенным и «мягким», чтобы у вас и малыша не возникло дискомфорта.
- С годовалого возраста карапузу можно добавлять в блюда зелень (петрушку, укроп). Чеснок и лук можно использовать при готовке блюд, в которых продукты подвергаются термической обработке.
- Можно начинать солить еду, но совсем немного. Детская пища на вкус должна казаться несоленой.
Несмотря на то, что малышам после года можно есть сладости в небольшом количестве, такие как печенье, мармелад и зефир, старайтесь избегать этих продуктов, так как это может негативно отразиться на пристрастиях крохи, и заставить ребенка покушать овощи в будущем станет серьезной проблемой.
5. Режим дня
В возрасте с 13 до 18 месяцев происходит переход на один дневной сон. Нервные процессы ребенка стали стабильнее, ему требуется больше времени для бодрствования.
Примерный распорядок дня ребенка, готового к переходу или уже перешедшего на один дневной сон:
Время | Режимные моменты |
8.00 | подъем, утренние гигиенические процедуры |
8.15 | завтрак |
8.30 | игры, занятия, упражнения |
10.00 | второй завтрак |
10.30 | прогулка |
12.30 | обед |
13.00 | дневной сон |
15.30 | полдник |
16.00 | игры, занятия, упражнения |
16.30 | прогулка |
18.30 | ужин |
19.00 | игры, занятия, упражнения |
19.30 | вечерние гигиенические процедуры |
20.00 | ночной сон |
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Почему малыш не хочет спать? Причинами нежелания спать могут являться:
— перевозбуждение нервной системы в результате шумных и веселых — игр незадолго до сна;
— отсутствие прогулки в течение дня;
— переход на новый режим.
ВАЖНО! Только строгое соблюдение режима поможет избежать истерик и капризов, плохого засыпания, ухудшения аппетита
Режим дня ребенка в 5 месяцев
В возрасте 5 месяцев дети обычно спят около 15 часов в сутки, из них в среднем 10 часов ночью и 4 часа днем.
К 5 месяцам обычно начинает устанавливаться ночной сон и можно зафиксировать примерное время для засыпания на ночь и время утреннего подъема.
Уже можно попробовать установить время первого утреннего сна, который обычно наступает через 1,5-2 часа после пробуждения. Идеальное время для него с точки зрения биоритмов – 8.30-9.30, так как по своей структуре утренний сон является продолжением ночного сна.
В зависимости от времени и длительности утреннего сна у пятимесячных малышей обычно есть еще 2-3 дневных сна, закончить которые желательно не менее, чем за 2 часа до ночного сна.
Помните, что приведенные выше нормы и режим дня ребенка являются усредненными, с допустимыми отклонения в ту или иную сторону. Следует учитывать, что каждый малыш индивидуален!
Особенности возрастного воспитания
После года наступает возраст перемен
Важно начать приучать ребенка к туалету, отлучать от груди, ближе к полутора годам малыш перестает кушать по ночам и использовать бутылочку. Все эти изменения должны происходить постепенно, тогда они будут легко приняты
Это период, когда детей нужно учить самостоятельности. Закладывать основы гигиены: чистку зубов, мытье рук после улицы и перед едой. Все чаще малыши сами выбирают игры, поэтому важно объяснять правило «поиграл – убрал». Родители должны понимать, что сейчас они закладывают основы «можно – нельзя», рамки дозволенного, формируют модель поведения. Еще один аспект – любознательность. В этом возрасте крохи впитывают все «как губки», пока они не могут повторить все, что услышали, но они это запоминают. Разговаривайте, как можно больше, рассказывайте о том, что видите: Сегодня хорошая погода, небо голубое, а трава зеленая, тепло. Когда тепло можно надевать легкую кофту и т. д. Также психологи утверждают, что именно до полутора лет формируется доверительная связь «мама – ребенок». Важно, чтобы малыш воспринимал маму, как поддержку и учителя. Среди распространенных ошибок в воспитании детей можно выделить:
- Отношение к малышу, как к взрослому. Чадо настолько быстро повзрослело, что, кажется, теперь он все должен понимать. Но нет, ваш ребенок гораздо сообразительнее, чем был, но не стоит раздражаться, если он не понимает, что вы от него хотите.
- Препятствование самостоятельности. Вторая сторона медали. Детки хотят все делать сами, но их навыки еще не отточены, поэтому кашу они едят в разы дольше, одежда и все вокруг остаются испачканными. Потерпите, если вы будете брать дело в свои руки, то отобьете все желание делать что – то самому.
- «Детская» речь или сюсюканье. Сейчас ребенок слышит вашу речь, которую он будет повторять, не искажайте и не упрощайте слова.
- Использование категорических запретов. Они в этом возрасте очень плохо воспринимаются. Карапуз должен понимать, почему что – то нельзя и почему это нельзя в данный момент времени, ведь он живет только настоящим. Объясняйте ребенку причины запретов доступным для него языком, лучше всего в образной форме.
В любом детском возрасте есть свои особенности и трудности. Подготовиться ко всему трудно, однако знать основы психологического развития будет полезно. Дарите своим малышам больше внимания и любви, будьте терпимы и позитивны, тогда кроха ответит вам теми же эмоциями.
Питание
Кормить ребенка в 1 год и 5 месяцев необходимо 4 раза в день. Интервалы между приемами пищи составляют 3,5-4 часа.
- Первый завтрак – через час после утреннего пробуждения.
- Обед – за час до дневного сна.
- Полдник – через полчаса после отдыха.
- Ужин – за час-полтора до ночного сна.
Малыши на втором году жизни получают измельченные и протертые продукты. Но постепенно, по мере прорезывания зубов, в рацион вводят блюда, приучающие к жеванию:
- оладьи;
- пудинги;
- овощи и фрукты, нарезанные кусочками;
- паровые котлеты.
Специалисты рекомендуют составлять меню сразу на неделю. Стол получится разнообразным, и все требования к рациону будут учтены. Чем больше продуктов, тем легче удовлетворить потребности малыша в пище. К тому же, однообразное питание быстро приедается.
Суточный рацион распределяется таким образом:
- обед – 35-40%;
- полдник – 10-15%;
- завтрак + ужин – 55-45%.
Следует учитывать вкусовые предпочтения крохи: зачастую еда, которая уплетается с аппетитом, и пользы приносит больше.
Изменения, происходящие к 1 году 2 месяцам
Способности малыша существенно меняются по сравнению с развитием ребенка до года. Возрастает речевая активность.
Происходит накопление пассивного словаря (область понимания слов)
Ребенок не просто реагирует на слова взрослого, но уже осознанно может выполнять несложные инструкции: дай игрушку, сядь на диван, принеси мячик, и даже можно предложить крохе небольшое задание, например: «Достань кубик, которым играла та ляля».
Развивается активный словарь, появляются новые слова для обозначения предметов, событий: бух, кака, мама, папа… Слова могут быть далеки от правильного вида, но это не столь важно для раннего возраста. Уже к полутора годам словарь ребенка может накапливать от 20 до 40 слов.
Малыш имитирует звуки животных, различает виды, может показать, как «говорит» кошечка, собачка, особенно интересно дети демонстрируют ёжика.
Более того, ребенок различает голоса близких людей, например, знает, что пришла бабушка, когда слышит её голос.
Может сформулировать простую просьбу: «дай», «на».
Формируется самостоятельная игра: ребенка на небольшой период времени может заинтересовать звенящая игрушка, или пирамидка.
К этому возрасту проявляется самостоятельность
Если до года малыш нуждался в опеке родителей, то после на первое место выходит слово «сам». Появляется желание познавать мир собственными ошибками. Самому вынести горшок, подняться по лестнице, воспользоваться ложкой или даже вилкой.
Ребёнок более осознанно воспринимает слова: можно, нельзя, своё, чужое;
Проявляется характер. Очень сложно договориться или что-то объяснить, но по мере взросления и формирования психики, малыш начнёт воспринимать взрослого и более отчётливо понимать значения слов.
Причины появления анемии (малокровия) у детей
Малокровие диагностируется у малышей до 3-х лет очень часто — у 40 детей из 100. Причинами патологического состояния могут быть следующие факторы:
Неблагоприятный внутриутробный период развития плода.
Еще нерождённый ребёнок не накапливает необходимого количества гемоглобина по причине его дефицита в крови мамы, перенесённых ею инфекций, отслойки плаценты.
- Недоношенность.
- Болезни крови.
- Генетическая предрасположенность.
- Недостаточное употребление в пищу железосодержащих продуктов.
Ребёнок не любит есть или не имеет в своём рационе мяса, яиц, рыбы, шпината, бобовых, гранатов, слив, яблок, злаков, отрубей в необходимом количестве.
Норма потребления железа детьми с 1 года до 6 лет — 10 мг в сутки.
Регулярные кровопотери.
Это носовые кровотечения, послеоперационный период, гемофилия.
Нарушения обмена железа.
Встречаются при рахите, целиакии, муковисцидозе.
Хронические заболевания, перенесённые инфекции.
Микоз, туберкулез, пиелонефрит и другие.
Пищевые аллергии, диатезы.
Потеря железа происходит через эпидермис.
- Негативное влияние окружающей среды.
- Повышенная масса тела.
Примерный распорядок дня ребенка после года
7:00 | Утреннее пробуждение |
8:00 | Завтрак |
с 10:00 до 12:00 | Первый дневной отдых |
12:00 | Обед |
с 15:00 до 16:30 | Второй дневной отдых |
16:30 | Полдник |
19:30 | Ужин |
20:00 | Ночной отдых |
Годовалые малыши быстро развиваются. Они с любопытством познают окружающий мир, поэтому нервная система испытывает значительные перегрузки. В этом возрасте не стоит резко менять распорядок дня. Переход к одноразовому сну, если он не произошел раньше, необходимо проводить очень плавно, с учетом индивидуальных потребностей ребенка. Формирование новых привычек должно приносить удовольствие, иначе не избежать капризов.
Спокойного сна
Иногда самая большая проблема родителей – уложить чадо спать. Кроха зачастую не хочет действовать в соответствии с режимом. Но и тут есть свои хитрости.
Перед отдыхом исключают подвижные игры, а также активный контакт со взрослыми. Психологи рекомендуют отход ко сну сделать как можно однообразнее. Поэтому укладывать ребенка спать должен один и тот же человек.
В полтора года малыш уже способен принимать активное участие в приготовлениях к отдыху:
- принести стульчик;
- снять штанишки;
- поставить аккуратно ботиночки.
Некоторые дети развлекают себя, забывая о сне. Лучше побыть с крохой рядом, повернуть на бочок, погладить.
Питание
Пищеварительная система готова к приему твердой пищи. Количество зубов увеличивается, в связи с этим изменяется технология приготовления блюд. Уже не требуется тщательно измельчать продукты, превращая их в кашицу. Достаточно нарезать мелкими кусочками.
Детский рацион становится полноценным, малыш употребляет на обед три блюда: суп, второе и напиток.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В возрасте после 1,5 лет у маленьких гурманов начинают формироваться вкусовые предпочтения.
ВНИМАНИЕ! Строго запрещены жирные, жареные продукты, маринованные овощи, копчености, морепродукты, газировка, шоколад, кофе. Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев
Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев
Деньнедели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
1-й | Яйцо отварноеИкра кабачковаяНапитокХлеб, масло | Салат из свеклы отварной с зеленым горошкомСуп картофельный с гренками на мясном бульонеКотлета говяжья с подливойВермишельХлебКисель ягодный | Булочка домашняя с вареньем | Зразы картофельные с мясом и подливойХлебНапиток |
2-й | Каша молочная овсянаяНапитокХлебМаслоСыр | Салат из огурцовБорщ со сметанойГуляш из говядины с рисомХлебКомпот из сухофруктов | Творожно-морковная запеканка с повидломКефир | Котлета рыбнаяКапуста тушенаяХлебНапиток |
3-й | Каша молочная пшеннаяНапитокХлебМаслоСыр | Салат из морковиСуп с фрикаделькамиКартофель тушеный с куриной грудкойКомпот из яблокХлеб | Омлет с зеленым горошкомНапитокХлеб | Овощное рагу с телятинойХлебНапитокПеченье |
Основные моменты ухода за семимесячным малышом
После полугода ребёнок больше времени проводит бодрствуя. Поэтому ему становится интереснее гулять на улице. В коляске многие дети уже могут сидеть и рассматривать окружающую обстановку: природу, машины, животных, а также других детей. Поэтому прогулки очень важны для крохи. Специалисты настаивают, что гулять с ребёнком нужно не менее двух часов в сутки, а в хорошую погоду нужно как можно больше времени проводить на улице. Лучше выбирать парки или скверы, где меньше шум машин и загазованность. В жаркий сезон рекомендуется гулять в тени, т. к. активное солнце вредно для малыша.
Купание: заниматься в воде — можно, и учить малыша плавать — не рано
Для семимесячного младенца большое значение имеет купание. В этом возрасте это не только процесс гигиены, но и игра, развлечение. Ведь ребёнок уже может сидеть самостоятельно или с поддержкой, ему интересно играть с игрушками, которые родители бросают в воду. Существуют специальные наклейки, которые можно клеить на стенки ванны и объяснять малышу, какого цвета и формы предмет. Все это влияет на развитие крохи.
Первые зубки нужно ежедневно чистить специальной пальчиковой силиконовой щёткой
Сегодня пользуется популярностью грудничковое плавание. Инструкторы рекомендуют начинать с первого месяца после рождения. Но если родители захотели приобщить ребёнка к плаванию в бассейне или ванне, это тоже возможно. Главное, помнить, что перед началом занятий нужно проконсультироваться с доктором. С крохами специалисты рекомендуют записаться в бассейн. Существуют группы для мам и малышей, где занятия проводит профессиональный инструктор. Плавание полезно для детей: происходит укрепление мышц, младенец развивает двигательную активность.
Грудничковое плавание для 7-месячных детей — видео
https://youtube.com/watch?v=2S9RviAjzYI
Укрепляем мышцы: физические упражнения
После проведения водных процедур рекомендованы физические упражнения: гимнастика утром, а массаж вечером. Такие упражнения укрепляют мышцы малыша, помогают организму подготовиться к хождению
Следует обратить внимание, что любые физические упражнения нужно выполнять через 40–60 минут после еды. Во время занятий можно использовать специальное масло или крем для грудничка
Главное, чтобы средство подходило для детей этого возраста и не вызывало аллергии.
Массаж ножек ребёнка с мячиком» width=»600″ height=»360″ />
Массаж ножек специальным мячиком стимулирует кровообращение и нервные окончания
Как делать массаж грудничку в возрасте 6–9 месяцев — видео
Питание: продолжаем вводить прикорм
Семимесячный малыш питается в основном грудным молоком или адаптированной смесью. Но в этом возрасте педиатры рекомендуют продолжать вводить прикорм. С новыми продуктами кроха познакомился месяц или два назад (врачи рекомендуют вводить прикорм в пять месяцев детям, находящимся на искусственном вскармливании). Количество кормлений равняется пяти с интервалом около четырёх часов между приёмами пищи.
Примерное меню грудничка в 7 месяцев — таблица
овощные пюре | каши | фруктовые пюре | детское печенье | желток перепелиного яйца или немного куриного желтка |
кабачковое | гречневая | яблочное | ||
капустное (цветная, брокколи) | рисовая | банановое | ||
картофельное | кукурузная | |||
тыквенное |
Желток лучше добавлять в блюда к концу месяца, лучше начинать с перепелиного яйца, которое считается не таким аллергенным, как куриное.
Чему можно научить ребенка?
Наступает идеальный момент для обучения малыша вежливым словам и манерам. Сейчас ребенок впитывает действия родителей как губка. Будьте дружелюбны и приветливы с людьми, улыбайтесь при встрече, здоровайтесь и прощайтесь, используя соответствующие жесты рук. Активно употребляйте в речи «волшебные слова»: «извините», «простите», «спасибо», «пожалуйста» — и в разговоре со взрослыми людьми, и при общении с малышом. Поначалу ребенок будет лишь внимательно наблюдать, но уже через короткое время, можно будет порадоваться первым результатам, любуясь на своего обходительного и вежливого малыша.
Речевое развитие ребенка в год и пять месяцев
Многие молодые родители переживают, если их чаду уже скоро полтора года, а он еще ничего внятно не говорит. Беспокоиться не стоит — это абсолютно нормально.
Прежде всего, к возрасту один и 5 малыш должен понимать речь, а заговорит он позже.
Итак, в 1 год 5 месяцев ребенок:
- показывает по просьбе взрослого, где глазки, носик, рот, ручки, ножки и т. д.;
- знает, как называются игрушки, обобщает их, по просьбе может показать, где лежат все мячики или пирамидки;
- хорошо различает слова, обозначающие простые действия, выполняет их («положи», «принеси», «покорми» и т. п.).
Что касается речи, то, наверное, это самый индивидуальный показатель. Есть дети, которые молчат лет до трех, зато потом начинают говорить целыми предложениями. Их довольно много, но все-таки более 50 % всех ребятишек к году и 5 месяцам уже умеют:
- говорить простые слова, выражающие эмоции: «да», «нет», «хочу», «не хочу», «дай» и т. п.;
- показывать, где и кто находится из членов семьи, знает всех по именам; более или менее правильно произносить самые простые имена, а также «мама», «папа», «баба», «дядя» — то есть слова с повторяющимися слогами;
- составлять простые предложения, типа «хочу пить», «пойдем гулять», но произносить их по-своему: «пойдем гулять» может превратиться в «айдем гаять» и т. п.;
- подражать взрослой речи, но при этом оставляя так называемую автономную речь — то, что понятно лишь самим малышам.
ВАЖНО! Малыш, который молчит, но при этом еще не отзывается на речь и не пытается называть предметы даже по-своему, срочно нуждается в консультации ЛОРа и логопеда.
Если вы видите, что сын или дочка прекрасно понимает вас, отзывается на имя, знает название предметов, может их показывать, то надо проводить с ними игры на развитие речи.
- Можно обыгрывать ситуацию, в которой малыш будет произносить простые слова и звуки: «спой кукле колыбельную, а-а-а» или «попроси у папы карандаши, скажи «дай, папа» и т. д.
- Или попросить ребенка сказать, как квакает лягушка, как мяукает кошка и т. д. А потом наоборот — спрашивать: «кто говорит «ква-ква», а малыш должен отвечать — «лягушка».
Читайте чаду как можно больше книг, четко проговаривая окончания. Беседуйте с малышом медленно, комментируя каждое свое действие. И его речь не заставит себя долго ждать!
Режим дня
В возрасте 1 года и 10 месяцев малыш спит около 12-14 часов, а в остальное время бодрствует и познает мир. Ночной отдых длится от 10 до 12 часов. Днем ребенок спит один раз в течение 1,5-2,5 часов. Просыпаются дети по-разному: одни утром встают раньше, другие дольше спят. Но нужно постепенно готовить малыша к посещению детского сада и будить в одно и то же время.
В таблице рассмотрен примерный режим:
Время | Действие |
8:00-8:30 | Пробуждение, утренняя гигиена, переодевание |
8:30-9:00 | Завтрак |
9:00-10:30 | Занятия дома |
10:30-10:45 | Сборы на прогулку |
10:45-12:30 | Прогулка |
12:30-13:00 | Переодевание, подготовка к обеду |
13:00-13:30 | Обед |
13:30-13:45 | Подготовка к дневному сну |
13:45-15:45 | Дневной отдых |
14:45-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:15 | Полдник |
16:15-17:00 | Занятия, игры дома, сборы на прогулку |
17:00-18:30 | Вечерняя прогулка |
18:30-19:00 | Переодевание, подготовка к ужину |
19:00-19:30 | Ужин |
19:30-20:30 | Общение, совместное времяпровождение |
20:30-21:00 | Подготовка к ночному отдыху |
21:00-8:00 | Ночной сон |
Этот распорядок примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учетом особенностей и потребностей конкретного ребенка.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев?
Двигательные умения
В 5 месяцев ребенок хорошо переворачивается со спины на живот и приподнимает туловище, опираясь на ручки, из положения лежа на животе.
- При поддержке за руку у крохи получается хорошо сидеть, а при поддержке за обе ручки – стоять.
- Малыш четко берет игрушку из рук взрослого.
- Некоторые детки в этом возрасте начинают ползать по-пластунски.
Зрительные и слуховые реакции
- Ребенок достаточно быстро переводит взгляд с предмета на предмет.
- Кроха знает голос мамы, папы и других близких людей, которые часто контактируют с ним.
- Также ваш малыш уже различает строгую и ласковую интонацию, обращенного к нему голоса.
Эмоции, навыки и умения
Всё больше и больше эмоций появляется у крохи! При виде близких он искренне радуется и оживляется. Если же наоборот малыша что-то пугает, он будет демонстрировать страх.
Звуки, речь
Кроха долго и певуче гулит. Также начинают появляться другие звуки, отличные от гуления.
Малыш может от души посмеяться, если что-то его развеселило, и наоборот, будет хныкать, если что-то ему не нравится.
Психологические навыки
Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно идёт психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.
В год и восемь месяцев ребёнок:
- демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);
- показывает своё отношение к людям или животным: приближается, обнимает или отталкивает;
- пытается обозначать свои желания словами или жестами;
- слушает музыку и двигается под неё, подпевает;
- активно жестикулирует;
- меняет интонацию;
- играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует издаваемые разными животными звуки);
- умело повторяет за взрослыми, подражает им;
- проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю помощь;
К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В возрасте 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников
Стоит чаще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев
На 5 месяце малыш обычно прибавляет ещё 750 г и вырастает примерно на 2,5 см. Окружность грудной клетки увеличивается и начинает превышать показатели окружности головы. Помните, что развитие каждого малыша идет своим темпом, но знать средние показатели физического развития необходимо, чтобы ориентироваться, нормально ли растет ваш ребенок и не нужна ли дополнительная консультация специалиста.
Ниже представлены нормы физического развития для пятимесячного малыша в зависимости от пола.
Показатели физического развития ребенка в 5 месяцев
Показатель | Среднее значение в 5 месяцев | Мальчики в 5 месяцев | Девочки в 5 месяцев |
Вес | 6900-7500 г | 6000-9300 г | 5400-8800 г |
Рост | 64-65,9 см | 61,7-70,1 см | 59,6-68,5 см |
Окружность головы | 41,5-42,6 см | 40,1-45 см | 38,9-44 см |
Окружность грудной клетки | 42,4-42,9 см | 40,1-45,7 см | 40,3-44,5 см |
Вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и рассчитывает значения нормы физического развития для пятимесячного ребенка.
Особенности развития ребенка в 6 месяцев
Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.
Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.
Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.
Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.
Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.