Особенности возрастного периода

Для определения верной методики воспитания необходимо выяснить причины дурного поведения крохи. Для обозначения психического состояния, при котором детские желания полностью не удовлетворяются, применяется термин «фрустрация». Малыш взрослеет, понимая, что невозможно получать все по желанию, ведь многие действия еще недоступны. В моменты такого осознания он капризничает, дабы удовлетворить желания.

Для защиты и воспитания крохи родители применяют запреты, которые выполняют воспитывающую функцию, формируя правильное восприятие действительности. Малыш должен понять, когда нужно прекращать капризничать и как себя вести в социуме. Несмотря на то, что дети злятся и раздражаются, родители должны проявлять настойчивость.

К факторам, провоцирующим плохое поведение детей 3-4 лет, относят:

  • Желание отомстить, вызывающее непослушание.
  • Потребность в большем внимании родителей. Кроха не знает правил конструктивного диалога со взрослыми, поэтому выбирает простой и доступный способ — истерику.
  • Чрезмерная опека. Даже дети двух лет жаждут самостоятельности, самоутверждения. А родители навязывают собственное мнение, инициируя негодование малыша.

Дети могут разочароваться, что вызовет «бурю» неадекватных реакций.

Кризис трех лет

Дети не осознают, что можно, а что нельзя. Поэтому в ответ на запреты взрослых у них проявляется упрямство, истеричность. Малыш хочет самостоятельно выбирать, принимать решения, но не понимает, почему нельзя следовать своим желаниям.

В кризисный период родителям рекомендуется:

  • избегать принуждения, категоричности;
  • не реагировать на истерики, плач;
  • уделять больше внимания малышу;
  • проявлять ласку, любовь, заботу;
  • прекратить требовать, начать терпеливо объяснять.

Примечание! Кризис трех лет содействует обновлению личностных качеств. Меняется мировоззрение малыша, отношение к окружающим и к самому себе.

Ценностная перезагрузка будет продолжаться при воспитании ребенка от 3 до 6 лет

Важно заинтересовать кроху, правильно организовав времяпрепровождение. В воспитательную программу необходимо включить занятия по развитию речи для детей 3-4 лет, физическое воспитание детей от 3 до 6 лет, уроки эстетической направленности

Приучение к горшку

Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.

Чего нельзя делать при приучении к горшку:

  1. Заставлять.Добиваться того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
  2. Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
  3. Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
  4. Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
  5. Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
  6. Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.

Месяц первый

Для новорожденного мальчика или девочки первый месяц самый трудный. Малыш попадает в совершенно новую непривычную среду. Он учится дышать, перестраивается пищеварительная система. Начинают формироваться зрение и слух.

Главная задача родителей – постараться создать ребенку самые комфортные условия с самой первой недели его жизни. Он прекрасно чувствует состояние матери, поэтому старайтесь не нервничать и не кричать, а дарить в этот месяц своему мальчику или девочке больше любви, заботы и ласки.

Воспитание с первого месяца до одного года состоит из ухода за новорожденным и игре с ним. Яркая, не очень громкая, адаптированная (0+) для ребенка возраста одного месяца погремушка – первая игрушка малыша. Он начинает поворачивать голову в сторону шума и искать глазами яркое пятно. Развивается цветовое зрение. Двигая погремушкой перед глазами крохи, учим его фиксировать взгляд.

Для развития слуха, кроме погремушки, нужно ласково разговаривать с малышом, что-нибудь негромко напевать.

Все детки разные. Правильно выбранный для каждого метод кормления поможет избежать многих проблем с пищеварением и психическим состоянием ребенка.

Как следует ухаживать за месячным ребенком, обычно рассказывает и показывает патронажная сестра и врач педиатр, которые обязаны посещать новорожденных с первого дня выписки из роддома.

Уход за новорожденным ребенком включает в себя:

Чистка ушей и носика, умывание, обработка пупка, подстригание ногтей, купание и подмывание
 Нужно обратить внимание на то, что интимная гигиена мальчиков и девочек имеет некоторые отличия. В процессе подмывания девочек все движения выполняются от лобка в направлении копчика, а не наоборот.
 Новорожденным  обязательно делают массаж и легкую зарядку
Массаж помогает быстрее снизить тонус мышц, расслабить ручки и ножки.
В первый месяц нужно определить, когда малыш хочет, есть, спит и бодрствует. Тогда установление режима происходит без стресса, само собой

Важно понимать, что режим устанавливается не мамой, а самим ребёнком.

Одиннадцать месяцев

Развитие малыша идет быстрыми темпами, а потому важно не упустить ни минуты! В 10 месяцев следует уделить внимание физическому развитию крохи. Постепенно можно приучать малыша к закаливанию. Для этого после того, как вы с крохой искупаетесь в ванне, нужно протереть его полотенцем, смоченным в прохладной воде, оставить голеньким на пару минут, а затем тщательно обтереть карапуза махровым полотенцем так, чтобы ни одна его часть тела не оставалась влажной

Для этого после того, как вы с крохой искупаетесь в ванне, нужно протереть его полотенцем, смоченным в прохладной воде, оставить голеньким на пару минут, а затем тщательно обтереть карапуза махровым полотенцем так, чтобы ни одна его часть тела не оставалась влажной.

Полноценное развитие и воспитание ребенка в 11 месяцев невозможно без тесного общения со своими родителями и другими близкими взрослыми людьми. Чтение коротких детских сказок и стихов, комментирование окружающих событий и явлений, придумывание небольших диалогов между куклами является хорошим залогом правильной и красивой речи малыша в будущем.

Не стоит подражать детскому агуканью крохи и стараться говорить с ним в похожем стиле. Ребенок еще не понимает, какое произношение является правильным, а потому будет запоминать, а потом и воспроизводить «сюсюкающие» звуки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.


Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.


Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
Фигурки животных, растений и т.д.
Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Характеристика возрастного периода

Когда ребенку исполняется год и месяц, родители замечают значительные изменения в его умениях и поведении:

  • проявляет самостоятельность;
  • произносит первые слова;
  • ходит, бегает;
  • с интересом изучает окружающие предметы.

Деятельность малыша направлена на познание предметных функций, задач. Он копирует действия родителей, имитируя их манеру поведения. Необходимо озвучивать те манипуляции, которые проделывает взрослый

Важно совместное времяпровождение: складывать кубики, рассматривать картинки в книгах

Воспитание детей от года требует осмысления, понимания детских поступков. Малыш начинает осознавать, как взаимодействовать с предметами, сравнивая свои начинания с таковыми у родителей.

Период характеризуется началом формирования личностных качеств: самоуважения, самооценки, самосознания. Детская речь стремительно развивается, пополняется словарный запас.

Хорошим способом контроля умений ребёнка будет создание календаря развития, где фиксируются приобретенные навыки малыша.

Выделяют ряд критических моментов, являющихся ориентирами для взрослых. Если ребенок в

  • 1 год и 4 месяца не понимает предназначения бытовых предметов;
  • 1 год и 2 месяца не подражает действиям окружающих;
  • 1 и 6 месяцев малыш не умеет ходить;
  • 1 год и 5 месяцев произносит менее 15 лексических единиц;
  • 2 годика не научился составлять предложения.

Физические и интеллектуальные особенности каждого малыша индивидуальны, поэтому темпы развития отличаются.

Этап III: воспитание малышей от полугода до 9 месяцев

Безопасность в доме. После полугода малыш превращается в активного, подвижного исследователя. Именно поэтому нужно сделать ваш дом безопасным для ребенка, убрать все опасные предметы и не оставлять их на видных местах, необходимо сделать недоступными мебельные ящики и розетки, а также защитить острые углы на мебели специальными мягкими накалками. В магазинах сейчас есть множество приспособлений, которые смогут защитить вашего ребенка от опасностей в доме. Если же малыш все-таки проник к опасным предметам, не надо кричать на него и повышать голос. Постарайтесь в дальнейшем хорошо следить за крохой и не допускать контактов с опасными предметами в вашем доме. Со временем вы можете объяснить ребенку, чего делать нельзя и, в большинстве случаев, малыш все понимает и перестает лезть в запрещенные для него зоны.

Приучение к опрятности. Третий этап важен тем, что именно в этот период начинают вводить прикорм. Поэтому теперь перед едой каждый раз нужно мыть руки, а после еды умываться и при необходимости переодеваться в чистую одежду. Подобные действия помогут ребенку в будущем стать аккуратным и опрятным.

Приучение к горшку. Некоторые мамы на девятом месяце жизни малыша начинают приучать его к горшку. Знакомство должно происходить постепенно. Начинают с высаживания малыша на горшок один, а затем несколько раз в день. Высаживают ребенка на горшок через 10-15 минут после пробуждения. Так выше вероятность достижения положительного эффекта. Каждая мама со временем будет понимать, когда стоит предложить ребенку «сделать дело» в горшочек. Насильно удерживать малыша на горшке нельзя. Если вид горшка пугает ребенка, стоит отложить приучением на две-три недели. В противном случае у ребенка может развиться чувство страха перед горшком и нежелание сидеть на нем.

«Нет» или «нельзя». Ближе к 9 месяцам можно учить ребенка понимать запреты. Слова «нельзя» наиболее часто употребляется родителями, когда они хотят обозначит для ребенка запреты. Однако, как советуют психологи, лучше использовать для этого слово «нет» и «опасно». Нужно стремиться, чтобы ребенок понимал, где проходят границы безопасности, какие вещи находятся под запретом, а какие его поступки радуют или огорчают маму. Каждый раз нужно спокойно и медленно разъяснять крохе, что ему запрещено и почему

Необходимо донести до малыша важность ваших слов и действий. Только тогда малыш научится реагировать на запреты

Запрещая ребенку что-то, будьте настойчивы и не меняйте позицию. Желательно, чтобы все взрослые, которые его окружают, сходились в едином мнении — что можно малютке, а чего делать нельзя.

Развитие речи и эстетики. Для развития речи чаще разговариваем с ребенком, поем песни, колыбельные и рассказываем сказки. Помните, что ваша речь должна быть неторопливой и четкой, без использования мата или грубых слов.

Для эстетического воспитания ребенка на данном этапе помогут детские музыкальные инструменты: ксилофон, дудочки и губные гармошки. Многим детям нравится барабан.

  • Развитие мелкой моторики. Во время игры с ребенком уделяйте больше времени для развития моторики пальцев, приобретите книги с толстыми или мягкими страницами.
  • Уход за зубами. Если у малыша уже появились первые зубки, можно купить зубную щетку, например, в виде насадки на палец и чистить ему зубки пока без пасты. Вы можете показывать ребенку, как использовать зубную щетку на своем примере. Зубную пасту стоит приобрести, когда малыш будет способен самостоятельно прополоскать рот.

Восьмой месяц

Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.

Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов

Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.

Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.

Самый ответственный период

Воспитание ребенка до года. Как воспитывать ребенка до года нужно знать еще до его рождения, это поможет избежать многих ошибок

До года основное внимание обращают на физическое воспитание малыша. Происходит очень быстрая перестройка организма. Месячный младенец учится поднимать и держать головку

Месячный младенец учится поднимать и держать головку.

В первый месяц жизни новорожденный еще не умеет управлять своими конечностями, часто плачет по непонятной причине. В два месяца малыш немного осваивается и даже начинает улыбаться маме.

На третий месяц он уже хорошо держит головку и пытается повернуться набок или со спины на живот. В четыре месяца, освоив навык поворота, младенец пытается сесть, но чаще всего это происходит в пять или шесть месяцев. На этом этапе торопить малыша нельзя. Не нужно сажать его, если сам он еще сидеть не умеет.

Для ребенка в 8 месяцев открывается большой мир комнаты, благодаря умению ползать или передвигаться в ходунках. В восемь месяцев детки встают на ножки, но ходить еще не пытаются. Годовалый малыш чаще всего пробует ходить самостоятельно, используя предметы или руки родителей, как поддержку.

Воспитание малыша в один месяц не менее важно, чем от 1 до 2 лет. Укрепить здоровье помогут ежедневные гигиенические процедуры: лечебный массаж, купание с отварами трав, гимнастика. Водные процедуры желательно начинать, когда заживет пупок

Необходимо выкладывать малыша на живот перед едой, чтобы он учился держать головку, и для предотвращения срыгивания и колик

Водные процедуры желательно начинать, когда заживет пупок. Необходимо выкладывать малыша на живот перед едой, чтобы он учился держать головку, и для предотвращения срыгивания и колик.

Возраст до трех месяцев – это время когда нервная, дыхательная и пищеварительная система младенца адаптируется к новому, незнакомому миру. Малыш нуждается в пристальном внимании и заботе, чтобы его пожалели, носили на ручках. Не нужно ему в этом отказывать. Воспитание ребенка в три месяца сводится к кормлению, массажу, гимнастике, вечерней ванне и утреннему умыванию, к прогулкам, рассматриванию окружающего мира и активной речи со стороны мамы.

Воспитание детей 4 месяцев предполагает более интенсивные физические упражнения.

Можно использовать в качестве снаряда фитбол или мамины (папины) руки. Не забывают о полноценном питании и своевременном введении прикорма.

Важно много разговаривать с малышом, если он не будет слышать постоянно обращенную к нему речь, может поздно заговорить и отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Маленьких детей укачивают под колыбельную песню, рассказывают им детские стишки и сказки. Если они еще не могут ответить, это не значит, что не понимают

Понимание в детях заложено с самого рождения

Если они еще не могут ответить, это не значит, что не понимают. Понимание в детях заложено с самого рождения.

Восьмой месяц, помимо физического развития, предполагает начало творческих занятий. Можно рисовать съедобными красками или лепить из теста. Для развития мелкой моторики пальчиков, можно дать бумагу, которую карапуз с наслаждением начнет рвать. Некоторые родители начинают занятия по кубикам Зайцева или по карточкам с изображениями букв, цифр, животных и предметов.

Успешное воспитание до года всегда дает хорошие результаты. При постоянных занятиях с грудничком, он рано начнет ходить, говорить, будет реже болеть. У такого малыша есть больше шансов регулярно посещать ясельную группу, освобождая маме и папе время для работы. Поэтому мамины усилия и труд будут являться прочным фундаментом детского благополучия. Говоря откровенно, очень жаль детишек, которые целые дни проводят в детском саду.

Детям необходимо детское общество, но еще больше нужна мамина забота и внимание. Поэтому имея возможность работать на дому и уделять больше внимания детям, используйте ее обязательно. Как воспитывать ребенка в 1 год? Воспитание ребенка от 1 года отличается расширением возможностей для обучения и формированием характера малыша

Как воспитывать ребенка в 1 год? Воспитание ребенка от 1 года отличается расширением возможностей для обучения и формированием характера малыша.

Формирование авторитета взрослого

Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность

Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию

Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.

Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.

Развитие ребенка по месяцам до года

› Дети от 0 до 1 года

Сегодня подробно рассмотрим развитие ребенка по месяцам до 1 года (12 месяцев), что должен уметь малыш (мальчики, девочки) на каждом этапе развития, когда  можно считать его навыки и умения соответствующими возрасту, а когда пора бить тревогу и бежать к врачу. Но читая статью помните — все дети индивидуальны, каждый развивается в своем темпе, так что то что для одного считается нормой, для другого нет.

В течение первого года жизни новорожденный из крохотного беспомощного младенца превращается в малыша, который уже может самостоятельно передвигаться, управляет своими ручками и осмысленно относится к окружающим его людям, предметам и явлениям

Родителям необходимо отслеживать постепенное развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь каждый мальчик и девочка, указано в стандартных нормах роста, но не всегда соответствует действительности.

В целом же, это показатель физического роста и интеллектуальных способностей, поэтому важен каждый этап жизни маленького человека. Ниже мы вам предлагаем подробный календарь развития ребенка от рождения до года по месяцам — мальчиков и девочек.

Развитие ребенка по месяцам до 1 года: что должен уметь мальчик девочка

Быстрее всего, новорождённый малыш развивается в первый год, и к концу этого важного периода имеет множество впечатляющих достижений. Одновременно с тем, что он может ползать и ходить, существенно развивается его мозговая деятельность – это позволяет ему играть не только в ролевые, но и в более сложные, настольные игры

Кроме того, малыш произносит свои первые слова, знает своих родителей и родственников, способен проявлять настоящие взрослые эмоции.

Чтобы процесс освоения окружающего мира и собственных возможностей протекал успешно, папам и мамам нужно регулировать развитие ребенка до года по месяцам, занимаясь с ним обучением и полезными играми. Для этого надо знать основные параметры формирования детей, характерные для каждого месячного этапа.

Первый месяц

На протяжении 30 первых дней после появления на свет важной задачей детского организма является приспособление к новым условиям жизни. Сначала малыш избавляется от избыточной жидкости, а затем, адаптируясь к новому виду питания, начинает прибавлять в весе по 20-30 г за день

Анатомо-физиологическое развитие

Перестройка организма, привычным для которого являлось осуществление всех функций внутри материнской утробы, приводит к следующим важным переменам:

в самостоятельном режиме начинает работать эндокринная система; ребенок учится дышать и лёгкие его расправляются; меняется состав крови и устанавливается более интенсивное кровоснабжение органов;

вследствие употребления молока матери, в организме формируются колонии полезных бактерий, формируется иммунная система и налаживается пищеварение.

К месяцу вес ребенка достигает 3,5-4,5 кг при росте 50-53 см.