Профилактика заикания

Профилактика заключается в комплексе мер, направленных на устранение факторов риска:

  1. Формирование благоприятного психологического фона в семье, отказ от чрезмерной опеки, требовательности со стороны родителей к своему ребенку, забота и доброжелательное отношение к нему. Помните, что основой ваших действий должны быть любовь, а не стремление сделать из своего малыша вундеркинда;
  2. Устранение стрессов, эмоциональных потрясений;
  3. Отказ от физических наказаний;
  4. Выработка правильного режим дня для всей семьи, а не только для ребенка;
  5. Полноценный и достаточный отдых;
  6. Рациональное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов;
  7. Отказ от просмотра детективов, «ужастиков», фантастических фильмов и передач. Вместо этого смотрите добрые мультфильмы, сказки и передачи о природе, животных;
  8. Регулярные осмотры у специалистов;
  9. Лечение сопутствующей патологии.

Советы родителям: как лечить заикание у ребенка

Вот еще несколько советов родителям, чтобы коррекция прошла успешно:

Следите за своей речью — не картавьте, не заикайтесь специально

Говорите правильно, плавно произнося звуки, без ускорений и замедлений;
Если в окружении ребенка есть человек с нарушением речи, по возможности ограничьте их общение;
Не ругайте малыша за неудачи, на фиксируйте на них внимание. Лучше отвлеките его чем-нибудь: игрой, совместным рисованием

Попросите его помочь по дому — пусть он знает, что его ценят и в нем нуждаются;
Не зацикливайтесь на развитии речи — направляйте свое внимание и внимание малыша и на другие сферы: физическую активность, письмо. Возможно, у вашего чада есть какие-то таланты — помогите ему раскрыть их;
А вот успехи надо обязательно отмечать, но тоже без преувеличения. Не перехваливайте ребенка;
Помните, что в мире нет идеальных людей. Даже многие звезды, на которых мы любуемся и немного завидуем, имеют отклонения или проблемы со здоровьем. Но это не помешало им добиться успеха. Поэтому верьте в своего ребенка и поддерживайте его во всем. Этим вы очень ему поможете;
Как бы не хотели быстрее добиться результата, не перегружайте ребенка упражнениями и занятиями. Следите за его самочувствием, его расположенностью к занятиям.

При своевременном лечении заикания у детей, прикладывании усилий со стороны ребенка и его родителей, по данным разных авторов, прогноз благоприятный в 70 – 80% случаях и более. Желаем вам, чтобы и у вас лечение прошло успешно.

Основные признаки заикания

Физически детки с заиканием не отличаются от сверстников. Речь в спокойной обстановке может быть практически обычной. А в минуты сильного волнения, испуга, ярости, тревоге голос запинается, останавливается, происходят повторы букв, слогов, слов. Малыш растягивает звуки и слоги.

Речь в целом неритмичная, неравномерная. В тяжелых случаях ребенка невозможно понять.

Чем больше малыш старается сказать что-то, тем больше он волнуется и тем выраженнее расстройство речи. Иногда патология сопровождается стеснением в груди, чувством спазма в горле, остановки дыхания. Это состояние можно описать как судорожное: язык как будто прилипает к твердому небу, губы смыкаются.

Если причиной заикания является органическое повреждение нервной системы, то затруднения речи будут постоянными.

Для деток это состояние — огромный стресс. Из-за страха они стараются не употреблять слова, которые трудно произносятся. Речь засоряется паразитами «э», «ну», «вот», «вон», «это», «да», «так». Они меньше общаются, замыкаются в себе. В подростковом возрасте это приводит к комплексам и серьезным психологическим проблемам.

Проблема усугубляется нервными тиками, энурезом, агрессивностью, плаксивостью, страхом темноты. Со временем могут появиться психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца и сосудов и других систем.

Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачам и начать лечение

Возрастные особенности детского заикания

Малыши в возрасте от 1 до 4 лет заикаются по-особенному. Они долго и довольно мучительно пытаются повторять один и тот же звук, а когда у них не получается, крохи замыкаются и вообще замолкают. У таких детей, говорит Евгений Комаровский, заметить заикание проще, если ребенок находится вне дома.

Когда малыш в привычной обстановке, дефект речи не так заметен, он говорит спокойнее и ровнее, но во всей «красе» нарушение раскрывается, если карапуза окружает новая незнакомая среда. Заикание в этом возрасте обязательно ярко проявит себя на прогулке, в детском коллективе – в садике, на массовом мероприятии, где малыш попробует общаться с другими детьми.

Заикание у детей 7 лет может быть вызвано обилием новой для них информации. В этом возрасте малыш, как правило, отправляется в школу. Стеснительным и нервных детям довольно сложно выдержать новые нагрузки. Ситуация отягощается насмешками со стороны одноклассников. В этом возрасте, не секрет, дети бывают довольно жестоки по отношению друг к другу. В этой возрастной группе лидерами по наличию дефекта также являются мальчики.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

Гимнастика по Стрельниковой с успехом используется с конца XX века. Автор разработала методику и применяла ее для восстановления голоса певцов, ораторов. Со временем выявили положительный эффект при лечении заикания и других нарушений речи.

Методика основана на динамических дыхательных движениях через сопротивление мышц диафрагмы. Во время вдоха грудная клетка сжимается (через охват руками или за счет наклонов и поворотов туловища), выдох происходит спокойно, без усилий.

Первый день выполните первые 3 упражнения, повторяя их по 8 раз. Каждый последующий день прибавляете к основному комплексу еще одно упражнение.

Упражнение «Ладошки»

Задание выполняет роль разминки. Пациент должен 4 раза сделать резкий вдох носом, потом пауза 4 секунды и опять серия вдохов. Руки перед собой, по сторонам от тела, ладони сжимать в кулак на каждый вдох. Плечи расслаблены. Выполняется стоя, но если есть головокружение, или трудно стоять по другим причинам, то можно сесть или даже прилечь.

После вдоха нужно выдохнуть. Повторить 32 раза.

Упражнение «Обними плечи»

Спина прямая, положение сидя или стоя. Руки нужно поднять до уровня плеч, согнуть в локтевых суставах, ладонями вниз, одно предплечье на другом (как будто малыш сидит за партой). Короткий и шумный вдох — и обнять плечи с силой, сжимая грудную клетку. Перед лицом должен получиться треугольник. При выдохе силу обхвата ослабить и руки развести.

Выполните 8 раз. Затем пауза, и повтор. Таких повторений должно быть 12.

Упражнение «Погончики»

Ребенок стоит, руки вытянуты перед собой, согнуты в локтях, прижаты к животу, ладони сжаты. Делает резкий вдох, в это время резко толкает кулаки и тянет плечи вниз, расправляет ладони, что позволяет пройти воздуху глубже и в большем количестве, чем обычно. Затем нужно выполнить выдох.

Вдох и выдох чередуются, таким образом выполняется 8 серий. После этого несколько секунд передышки и новый подход. Всего нужно выполнить 4 подхода.

Упражнение «Насос»

Также выполняется стоя, ноги расставлены, руки вдоль тела. На вдохе ребенок должен согнуться вперед, округляя спину и изображая насос. Руки доходят до колен, голова опущена вперед. Вход закончился — нужно выдыхать и возвращаться в исходное положение. Всего положено выполнить 8 подходов.

Есть и другие упражнения при заикании: «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Малый маятник», «Перекаты», «Шаги», «Кошка». Их вы будете осваивать позже, когда выработаете правильные алгоритм выполнения предыдущих упражнений.

Читайте так же…

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Общие рекомендации при лечении заикания у подростков

Действия родителей должны начаться с консультации специалиста. Логопед изучит анамнез, характеристики речи, расспрашивает о перенесенных заболеваниях, травмах, возможных причинах, которые привели к расстройству.

Самолечение по советам знакомых, без очного осмотра специалиста недопустимо. Так вы можете еще больше ухудшить ситуацию.

После осмотра логопед направляет пациента на консультацию к узким специалистам:

  • невролог проводит исследование с целью выявления отклонений в нервной системе. Для этого используются рентгенография черепа, электроэнцефалография, реоэнцефалография, МРТ, КТ;
  • оториноларинголог исключает болезни ЛОР-органов, которые могут повлиять на речь;
  • психолог работает с личностными нарушениями.

При необходимости с подростком работают и другие врачи: эндокринолог, психиатр.

После полной диагностики логопед подбирает тактику лечения заикания у подростков. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно выполнения упражнений самостоятельно. Сложные ситуации, когда дефект присутствует постоянно, мешает обычной жизни, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.

Обычно терапия длительная: может потребоваться не один год, чтобы справиться с проблемой. Важным условием является непрерывность лечения: завершили один курс, немного отдохнули, и начали следующий курс. Выполняйте все рекомендации логопеда. Если вы будете относиться к дефекту речи у подростка наплевательски, он будет брать пример с вас и не будет стараться.

Помните: только совместные усилия логопеда, родителей и самого ребенка помогут добиться результата.

Даже после выздоровления вам следует быть настороже: при неблагоприятных условиях заикание у подростков может рецидивировать

Поэтому очень важно устранить все факторы риска: избегать стрессов, уменьшить нагрузки в школе, создать благоприятную атмосферу дома

Симптомы

Основные признаки нарушения речи состоят в следующем:

  • спазмы речевого аппарата при произнесении ребенком звуков;
  • затяжные паузы между произносимыми звуками;
  • повторение слогов и звуков, слов.

Однако выделяют и косвенные признаки, сопровождающие основные симптомы. К таковым относят:

  • раздражительность;
  • проблемы с коммуникацией, избегание общения;
  • агрессивность;
  • слезливость, обидчивость.

При диагностике заикания у детей врач уделит внимание психологическому состоянию. Сопровождать недуг может замкнутость, отказ от общения со сверстниками и взрослыми, нервные тики, страхи, тревожность, фобии и пр

Иногда ребенок, страдающий нарушением речи, может также мучиться от бессонницы, сниженного аппетита, расстройства функции желудочно-кишечного тракта.

Если заикание не лечить вовремя, есть вероятность развития социофобии, ночного энуреза и других недугов. Родители должны понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, принимать меры необходимо, чтобы недуг не оставил отпечатка на личности ребенка. При отказе от мер коррекции дети могут испытывать трудности с выстраиванием отношений с окружающими, часто возникают задержки развития.

Основные методы лечения заикания у детей

Логопедические занятия

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.

Дыхательные упражнения

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть дополнены релаксацией.

Точечный массаж

Задаваясь вопросом, как вылечить заикание у ребенка, следует обратиться и к практике нетрадиционной медицины, например, к массажу. Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно.

Компьютерные программы

Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Рекомендации родителям

Лечение заикания у детей, как и выявление причин речевого дефекта, осуществляет врач. Но роль родителей в терапии очень велика

Важно правильно себя вести и соблюдать следующие рекомендации врача:

  • сведение к минимуму эмоциональных нагрузок. Откажитесь от агрессивных игр, прослушивания громкой музыки, длительного просмотра ТВ или пребывания ребенка за компьютером;
  • спокойный досуг. Прививайте ребенку любовь к классической музыке и добрым мультфильмам, играйте в спокойные игры, читайте сказки, старайтесь получать вместе положительные эмоции и впечатления;
  • контроль режима. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно отдыхал, чаще гуляйте на свежем воздухе.

Доброжелательная обстановка дома важна на всех этапах лечения. Не рекомендуется ругать ребенка, кричать на него или смеяться, критиковать его результаты, если поначалу дефект сохраняется

Важно поощрять начало терапии и подбадривать малыша, стимулировать его доверительно относиться к врачу.

Позитивную атмосферу очень важно сохранять и после успешной коррекции заикания у детей. Только в таком случае можно достичь сведения к минимуму рисков рецидива.

Симптомы заикания у детей.

Внешние проявления дефекта речи могут отличаться в зависимости от причин и степени тяжести логоневроза. Но почти во всех случаях есть некоторые общие признаки:

  • Запинки в речи и длинные паузы между словами, слогами и буквами.
  • Речевые судороги клонические, тонические, смешанные. Возникновение клонических судорог чаще всего наблюдается в начале формирования логоневроза. Характеризуется повторением первых буквы или слогов в словах.
  • Нарушение темпа дыхания. Дыхательные у заикающихся детей всегда поверхностные, прерывистое.
  • Искажение в  интонации речи. Наличие судор, запинок часто приводят к нарушениям интонационным нарушениям в речи ребенка.
  • Монотонная, невыразительная, не эмоциональная речь.
  • Судороги и спазмы при произношении, чаще всего возникают  в начале или середине слова слова.
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова, растягивание звука.
  • Нервные тики при произношении.
  • Нарушение сна, появление ночного энуреза, нарушение аппетита и пищеварения.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • повышенная тревожность;
  • навязчивое беспокойство;
  • моторные и речевые тики;
  • спастика мышц лица.

Наличие всех этих проявлений, вызывает избегающее поведение у ребенка — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться.

Провоцирующие факторы

Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Лечение

Лечение синусита у детей так же, как и гайморита, не назначается без предварительной диагностики. ЛОР определяет стадию, вид воспаления, патогенез возбудителя. Схема лечения зависит от особенностей болезни, наличия сопутствующих заболеваний, возраста малыша, локализации инфекции.

При синусите назначают:

  • сосудосуживающие капли;
  • антисептики;
  • антибиотики;
  • противовоспалительные препараты;
  • муколитики;
  • физиопроцедуры;
  • антигистамины.

Сосудосуживающие капли стимулируют вывод слизи. Из-за эффекта привыкания врачи не рекомендуют использовать препарат дольше 5 дней.

Антисептические растворы наиболее эффективны при гайморите из-за простоты доступа к очагу воспаления. Данные ЛС входят в состав жидкости для промывания.

При лёгком протекании заболевания отоларингологи не рекомендуют сразу прибегать к использованию антибиотиков. На начальной стадии достаточно сочетать сосудосуживающие капли и физиопроцедуры.

Муколитики применяются для разжижения слизи. Применяют после снятия воспаления, ликвидации очага инфекции.

При обострениях назначают антибиотики согласно стандартной схеме:

  • первый ряд – пенициллины с клавулановой кислотой;
  • второй ряд – цефалоспорины – если есть противопоказания к препаратам первого ряда;
  • третий ряд – макролиды, тетрациклины.

К антибиотикам данных классов наиболее чувствительны типичные возбудители заболеваний синусов: Haemophilus influenzae, Streptococcus pneumonia, Moraxella catarrhalis. Антибиотики назначают при бурном протекании болезни.

Если есть сильные нагноения – приоритет отдают цефалоспоринам.

При длительном хроническом протекании ЛОР определяет препарат, основываясь на результатах бактериального посева. Если одновременно протекает основное заболевание, вызванное возбудителем бактериальной природы, назначение по рекомендации врача, в сферу компетенции которого входит патология.

Максимальная длительность терапии антибиотиками не превышает 7 дней.

Нестероидные противовоспалительные детям назначают только в форме суспензии, рассчитывая дозировку исходя из массы тела и одновременного приёма других ЛС. Малышам не рекомендуется назначать противовоспалительные, обезболивающие и жаропонижающие медпрепараты по отдельности – высокая нагрузка на печень и почки.

Гормональные медпрепараты включают в схему лечения только при реактивных воспалительных процессах или аллергических реакциях. Противопоказаны до 18 лет, но могут включаться в терапию детям, если невозможно стабилизировать процессы другими классами ЛС.

Перед первым приёмом большинства медпрепаратов проводится аллергопроба инъекция ¼ от разовой дозы ЛС.

Физиопроцедуры вылечивают заболевания синусов лёгкой и хронической форм. Они должны проходить под наблюдением физиотерапевта. Самые эффективные:

  • магнитотерапия – восстановление слизистой, снятие отёчности;
  • электрофорез – ввод препаратов через ткани посредством электрического тока;
  • теплотерапия – прогревание пазух, расширяет соустья.
  • УФЧ – снятие болевых ощущений.

Ингаляции вылечивают заболевания лёгкого протекания за 5-7 дней.

Аденоидит

Не стоит путать аденоидные вегетации с аденоидитом. Аденоиды — это разрастание носоглоточной миндалины, мешающее нормальному дыханию. Аденоидит — это воспаление в самой миндалине, по признакам схожее с симптомами простуды. Это две разные проблемы, соответственно и подходы к терапии тоже разные. Вылечить аденоиды (гипертрофию миндалины), то есть удалить лишнюю ткань в носоглотке, без хирургического вмешательства нельзя. Аденоидит же наоборот лечится консервативными способами: снимается отечность, воспаление исчезает, пропадают симптомы.

Аденоидит сопровождается следующими симптомами:

  • повышение температуры тела;
  • постоянно заложен нос, применяемые сосудосуживающие капли не эффективны;
  • гнусавый голос;
  • дыхание через рот;
  • боль в горле;
  • нарушение аппетита;
  • кашель.

Эффективные методы лечения

Только в единичных случая заикание у ребенка проходит само. Так же в зависимости от степени заикания, может потребоваться прем медикаментов – которые нормализуют работу поврежденных отделов головного мозга.

Занятия у логопеда

Что бы занятия у логопеда были эффективны, комплекс упражнений должен быть разработан индивидуально именно для одного ребенка! На первых занятиях проводится комплексное обследование и выясняются сами причины возникновения заикания.

Только после обследования логопед составляет программу лечения – которая поспособствует процессу нормализации речи.

Если вы наткнулись на заранее подготовленные программы по лечению заикания – бегите из этого медицинского центра!

Точечный массаж

Основная цель точечного массажа – это прямое воздействие на определенные участки речевого аппарата и их стимуляция.

Дыхательные упражнения

Данный список упражнения подходит для занятий дома, их можно совмещать с игрой, что бы ребенку было интереснее.

Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа.

  1. Упражнение “ладошки” – руки надо согнуть в локтях так, чтобы ладошки были направлены вниз, при выпрямлении рук надо делать медленный выдох, при исходном положении — резкий вдох
  2. Упражнение “маятник” – наклон туловища вперед осуществляется на выдохе, выпрямление тела — на резком вдохе
  3. Упражнение “ушки” – ребенок должен наклонять голову, пытаясь достать ухом до плеча, при наклоне делается вдох, при исходном положении — выдох

Хирургическое лечение

В особых ситуациях оториноларинголог может назначить аденотомию — операцию по удалению вегетаций. Существует ряд показаний к аденотомии:

  • когда не удается эффективно лечить ребенка консервативными способами;
  • невозможность полноценно дышать носом приводит к частым болезням: ангина, фарингит и т.д.
  • повторяющиеся воспаления в ушах;
  • ребенок храпит, возникают остановки дыхания во сне (апноэ).

Вмешательство противопоказано при болезнях крови, в период обострения инфекционных заболеваний и детям младше двух лет.

Перед аденотомией нужно убрать воспаление, вылечив аденоидные вегетации. Сама операция длится всего 15-20 минут и проходит под местным наркозом. Пациент во время манипуляции располагается в кресле, немного запрокинув голову, а ЛОР-врач с помощью особого инструмента — аденотома — захватывает ткань вегетаций и отрезает ее резким движением руки. После манипуляции возможно небольшое кровотечение. Если операция прошла успешно и осложнений не выявлено, пациента отпускают домой.

Альтернатива стандартной операции, более современное вмешательство, – эндоскопическая аденотомия. Проводится с помощью эндоскопа. Этот способ значительно увеличивает процент проведенных операций без осложнений.

После вмешательства нужно сутки соблюдать постельный режим и пару недель ограничить себя в физических нагрузках и активности. Следует уменьшить время нахождения на солнце, противопоказаны горячие ванны. Оториноларинголог посоветует курс дыхательной гимнастики, который непременно поможет пациенту восстановиться и вернуться к нормальному образу жизни.

Роль семьи

Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.

Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме

Отсутствует внимание к возрастным потребностям

Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.

Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется

Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме

Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью

Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного

Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:

  • препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
  • незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
  • болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
  • запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
  • проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
  • отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.

Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.

Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С

Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.

Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.

Причины заикания

К заиканию могут привести внутренние и внешние причины. К основным врожденным факторам относят следующие:

  • патологии при беременности матери (гипоксия, перенесенные инфекции, нехватка питательных веществ и др.);
  • родовые травмы, преждевременные роды;
  • наследственная склонность;
  • повышенная нервно-эмоциональная возбудимость.

Приобретенных причин больше, они могут быть следующими:

  • психотравмы (состояние горя и потери, дефицит внимания и пр.);
  • физиологические процессы – в этом случае заикание проходит, когда компенсируется недостаточное созревание полушарий головного мозга после 5-летнего возраста;
  • перенесенные инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит и др.);
  • черепно-мозговые травмы (сотрясения, ушиб головного мозга и т. д.).

Детское заикание может быть ложным: ребенок подражает заикающимся взрослым. О ложном заикании говорят, когда происходит копирование манеры речи значимого взрослого, а истинного заикания нет.

Как повысить эффективность гимнастики

Результат дыхательная гимнастика при заикании будет выше, если следовать следующим правилам:

  1. Необходимы комфортные условия для занятий. Для этого нужно предварительно проветрить комнату, не допуская холодной или наоборот, слишком теплой температуры в помещении;
  2. Если малыш занимается со специалистом, между ними должен установиться эмоциональный контакт, иначе это стресс для пациента и он будет отказываться от занятий;
  3. Желательно, чтобы первые несколько занятий провел логопед и показал, как правильно выполнять движения. Неправильная техника может усугубить заикание;
  4. Гимнастика не отменяет другие виды коррекции — занятия с логопедом, психологом, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную физкультуру, а только дополняет их. Следуйте рекомендациям вашего врача и не пропускайте прием лекарств и другие процедуры;
  5. Занятия должны проходить регулярно, не менее 2 раз в день.
  6. Для уроков выберите утренние или дневные часы — в это время дети бодры, полны сил и энергии;
  7. Во время курса гимнастики при заикании у детей нужно обеспечить малышу достаточный сон и отдых, избегать физического и эмоционального перенапряжения;
  8. Сочетайте логопедическую коррекцию с обычными спортивными занятиями. Подойдут любые формы активности в домашних условиях: прыжки, отжимания, приседания, занятия на тренажерах (если они есть);
  9. Чаще бывайте на свежем воздухе. Обычные прогулки, подвижные игры, бег, езда на велосипеде не только тренируют дыхательную мускулатуру, но и создают хорошее настроение, насыщают организм кислородом, укрепляют организм;
  10. Выработайте правильное пищевое поведение: в рационе должно быть много свежих овощей и фруктов, еда должна быть в умеренных количествах;

Помните, что один из важный факторов, который влияет на результат лечения заикания — доброжелательность и принятие со стороны родителей. Дети тонко чувствуют атмосферу в доме и отношение к себе. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите малыша, особенно перед чужими людьми.

Радуйтесь его успехам, хвалите, любым способом показывайте, что вы рядом с ним и любите его независимо от того, есть у него заикание или нет. Это — дополнительный стимул для него: он будет больше стараться, прикладывать усилия, и результат не заставит ждать.

Виды заикания у детей

По проявлению различают такие формы заикания:

  • тоническая: характеризуется затяжными паузами, растягиванием гласных звуков;
  • клоническая: в этом случае ребенок не проговаривает отдельных букв или слогов;
  • комбинированная: такой недуг является наиболее сложным, в нем сочетаются признаки обоих видов.

По времени и постоянству проявления выделяют три вида заикания:

  • стабильное. Оно также называется привычным, проявляется постоянно;
  • нестабильное. Заикание в этом случае сопровождает стресс, ситуации повышенного эмоционального фона;
  • циклическое. Для такого вида заикания характерны периоды затишья, когда ребенок говорит спокойно, и эпизоды заиканий.