Способы, правила, рекомендации и методики приучения ребенка к горшку

Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:

  • Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
  • Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
  • Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
  • Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
  • Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.

Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.

Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.

Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.

Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

В каком возрасте начинать приучение

Идеальный возраст для приучения ребенка к горшку – 18-24 месяца. Приучение – дело нелегкое и требует от мамы много сил и терпения. Возраст приучения к горшку во многом зависит не только от умелых действий родителей, но и от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Чтобы привыкнуть к горшку, малыш должен осознавать свои действия и понимать те ощущения, которые он при этом испытывает. Именно поэтому приучение к горшку в возрасте младше 1 года чаще всего обречено на неудачу, так как дети до года не обладают навыками самоконтроля. Более того, если в это время применить по отношению к ребенку силу и заставлять его сидеть на горшке, то можно вызвать у него негативную реакцию к данному предмету.

Посмотрите, что говорит по этому поводу доктор Комаровский:

Таким образом, когда ребенок начинает ходить на горшок, он должен быть психологически и физиологически готов к этому. Конечно, активно помогая малышу звуками «пи-пи-пи» или «а-а-а», многие приучают малыша справлять нужду в горшок и до полутора лет. Но нужно понимать, что в таком возрасте кроха делает «все дела» не осознанно, а поддаваясь условному рефлексу, выработанному с помощью этих звуков, и это может привести к проблемам в 2-3 года.

Горшок и «кризис трёх лет»

В возрасте 2,7 лет ребёнок, который хорошо говорит, в целом развит и смышлён, уже вполне может находиться на рубеже, в популярной психологии известном как «кризис трёх лет». Сейчас довольно часто пишут о «несносных тоддлерах» в связи с тем, что уже в возрасте полутора-двух лет в современном мире детям часто приходится отстаивать пространство для самостоятельности, когда чрезмерная забота об их безопасности и благополучии ограничивает возможности для собственной активности.

Дети не могут осознать эту проблему и не умеют конструктивно реагировать на неё, поэтому они просто бунтуют доступными им способами, если взрослые не успевают вовремя среагировать на то, что дети стали старше, могут больше, готовы к большей самостоятельности.

Не нужно быть очень плохим родителем, чтобы спровоцировать протест: в раннем возрасте дети взрослеют стремительно и неравномерно и даже сами иногда от этого устают. Гораздо важнее правильно интерпретировать такие «капризы», находить возможности исправить положение и насытить растущую личность опытом принятия и самостоятельности.

В целом Монтессори-метод как стиль жизни очень помогает минимизировать количество таких ситуаций: если окружающая обстановка постоянно предлагает, даёт возможность проявить инициативу и собственную активность, то процесс развития как бы балансирует сам себя.
 

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Признаки готовности ребенка

Как понять, что ребенок «созрел» к целенаправленному справлению своей нужды? На это указывают следующие признаки:

  • Малыш уверенно ходит, сидит, поднимается на ноги и манипулирует предметами.
  • Ребенок понимает речь взрослых людей; сам пытается выражаться с помощью слов, звукоподражаний либо мимики и жестов.
  • Интервалы между мочеиспусканиями и дефекацией становятся примерно одинаковыми. Дети в течение нескольких часов ходят в сухих штанишках. «По большому» ходят примерно в одно и то же время.
  • Ребенку не нравится ощущение мокрых штанишек. Он сердится и желает поскорее снять мокрую одежду.

Когда ребёнок готов к обучению «туалетным» навыкам?

А психологи уверены, что даже если начать высаживать ребёнка на горшок в 8-9 месяцев, и он будет успешно в него опорожняться, то здесь речь пойдёт лишь о рефлексе, а не об осознанном приобретённом навыке.

Ни о каком контроле над мочеиспусканием в таком возрасте и говорить не стоит. По той простой причине, что нервная система малыша ещё не достаточно развита для этого.

Дети начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации не ранее, чем им исполняется 18 месяцев, а то и позже

Вы, конечно, можете начать знакомить кроху с горшком и до года, но, как многие убедились на практике, так вы просто увеличите время обучения.

И дети, родители которых применяли раннее высаживание, и малыши, которые начали учиться ходить на горшок в полтора года, сознательно контролировать свои опорожнения начинают в одном и том же возрасте (в 18 мес.-2,5 года днём, и в 3-3,5 года – ночью).

И к обучению это не имеет никакого отношения. Всё дело в готовности нервной системы ребёнка. Другое дело, что одинаковых детей ведь не бывает. И развивается каждый по собственному графику. Маме-папе волноваться по этому поводу совершенно не стоит. Писать и какать в горшок начинают, рано или поздно, все карапузы.

Чтобы начать приучать ребёнка к горшку, убедитесь в его полной физической и психологической готовности

Какие признаки могут свидетельствовать о том, что ребёнок готов начать познавать «горшочную науку»?

  • Малыш самостоятельно садится и ходит.
  • Он может сам снять и надеть штанишки.
  • Кроха уже способен информировать родителей о своих желаниях с помощью слов или жестов.
  • Ребёнок успешно подражает старшим.
  • Понимает, когда к нему обращаются с просьбами.
  • Следует указаниям взрослых.
  • И выявляет заинтересованность в похвалах и поощрениях со стороны мамы-папы.

Начинать приучать кроху к горшку можно при условии его полной психологической готовности. К тому же малыш должен быть полностью здоров физически

Предлагаем больше независимости

Скорее всего, кризис самостоятельности не является главной причиной того, почему ребёнок перестал ходить в туалет. Тем не менее, на всякий случай, стоит поискать возможности новой функциональной независимости для малыша, которые вы ещё не заметили, причём необязательно связанные с горшком.

Часто бывает, что положительный эффект даёт какая-нибудь совсем «посторонняя» проблеме возможность ходить по дому в панамке или надеть шапку только на улице, когда уши уже замёрзли. Но и непосредственно в плоскости туалета смышлёному человеку 2,7 лет могли наскучить старые хлопоты с «пописать, вылить из горшка, самостоятельно его помыть и вернуть на место». Вместо этого его могут весьма увлечь хлопоты новые: открыть дверь во взрослый туалет, установить детское сиденье и/или подставку, взобраться, усесться, пописать, спуститься, смыть, убрать модифицирующие взрослый унитаз агрегаты на место.

Способы приучить ребенка к горшку

Интересно происходит приучение к горшку в Африке. Там женщины приучают детей к горшку с рождения. При этом если малыш, которому от роду неделя, писает в пеленки, то его маму считают невнимательной.

И действительно считается, что в течение первого месяца младенец подает простые сигналы о желании сходить в туалет.

И если есть время, то мамы могут все контролировать. А вот после месяца такая способность пропадает.

Известный детский врач Комаровский рекомендует не приучать кроху к горшку с негативным эмоциональным фоном.

Любой малютка рано или поздно научится, повторяя за родителями или ровесниками.

Большинство стараний по приучению вызваны не заботой о ребенке, а стремлением сократить расходы на памперсы, уменьшить количество стирок и выглядеть не хуже других.
Не используйте агрессивные методы приучения к горшку. Если малыш напуган недовольством родителей или зажат, то процесс не получится.

Если же приучить по системе, то спокойный и довольный малыш гораздо охотнее будет учиться новому навыку.

Из своего опыта скажу, что лучший способ чему-либо научить – это предоставить процесс в виде игры.
Чтобы быстро привить определенный навык, нужно сначала отучить от памперсов. Прежде всего, нужно показать, что памперс только мешает и приучить ребенка к горшку будет проще.

Для этого не снимайте его, пока он не наполнится и не станет слишком тяжелым. Уже после года нельзя держать малыша в памперсе все время.

А малышей постарше сажают на горшок.
Кроме того, есть специальное время, когда рекомендуется осуществлять процедуру. Дети чаще всего хотят в после сна и после еды.

Методика приучения за 7 дней

Родителям можно попробовать специальную методику приучения к горшку за 7 дней. Данная система называется «Довольный малыш».

В первый же день снимают памперс и часто сажают на горшок. Можно даже продемонстрировать взрослый туалет и показать, зачем он нужен. Процесс повторяется каждые четверть часа. Нельзя ругать малыша.
На второй день навыки нужно закрепить

При этом важно контролировать процесс.
На третий день не стоит надевать памерсы. Перед тем, как идти на улицу необходимо подержать малыша над туалетом

Первое время можно брать с собой предмет туалета. И уже через несколько дней ребенок научится сдерживать себя.
Уже к четвертому дню многие малыши выказывают желание самостоятельно посещать санузел. Но все равно необходимо напоминать о туалете заигравшимся детишкам. Также нужно поощрять и не показывать недовольство. Контролировать походы в нужно до конца недели.

Методика приучения за 3 дня

Давайте рассмотрим, какие еще есть методики. Одна из них рассчитана на три дня. И он сам будет ходить на горшок. Применяется в том случае, когда пришло время отправляться в садик или перед поездкой.

За пару недель малыша стоит познакомить с горшком

Важно приобрести этот атрибут и рассказать, для чего он нужен

Стоит рассказать, что скоро памперс нужно будет поменять на трусы и начать ходить в туалет. Выберите несколько дней, когда сможете заниматься только малышом. Так легче приучить ребенка к горшку.Следующие три дня должны пройти так:

Весь первый день малыш должен находиться без памперсов. При этом можно надеть трусики

Важно целый день следить за ребенком и не выпускать туалет из рук. Как только увидите, что ребенок собрался помочиться, то несите горшок

Если у крохи получается сходить, то это должно заканчиваться похвалой. Ночью все еще нужно надевать подгузник.
Во второй день стоит смотреть за малышом и стараться успевать высаживать его на горшок. Гулять можно выходить без подгузника, но запасную одежду стоит взять с собой.
На третий день можно выходить на прогулку даже два раза. Малыш дома высаживается на горшок. Это стоит делать перед прогулкой, после нее, после пробуждения и до сна.

Чтобы малыш мог и сам пользоваться туалетом, нужно выбрать такую одежду, которую легко можно будет снимать самостоятельно.

Приучить ребёнка к горшку по системе довольный малыш

Суть метода

Американская няня с многолетним стажем, Джина Форд, предлагает усадить малыша на горшок за 7 дней по системе «Довольный малыш», убрав при этом памперсы из предметов вашего обихода навсегда.

Смысл в том, что каждый день в течение недели вы занимаетесь закреплением навыка, — гуляете, спите и проводите всё время, «подлавливая» вашего малыша на желании сходить в туалет и тут же указывая каким образом это надлежит сделать. После памперса, в котором малыш проходил всю сознательную жизнь, он будет счастлив от него освободиться.

Уметь проигрывать

Автор методики призывает не отказываться от намеченного Вами пути и ни в коем случае не ругать и ни в коем случае, разумеется, не наказывать малыша, если обучение идёт не по плану. Любую методику можно и нужно адаптировать под желания и возможности Вашего малыша.

Ведь главное, приучение к горшку происходит, для того чтобы он чувствовал себя комфортно, а не для самоутверждения его мамы в своей роли.

Не осуждаем и не берём обещания

Ваше осуждение, даже выраженное «спокойно и твёрдо», не очень сильно поможет делу. Надо понимать, что если ребёнок трижды пообещал вам что-то и не выполнил обещание, то это вы его подвели, а не он вас. Вы создали ситуацию, в которой он чувствовал, что надо сказать: «Я буду ходить только в горшок», независимо от собственных возможностей реализовать этот план.

Скорее всего, ваше требование прозвучало слишком похоже на вопрос: «Ты будешь хорошим для меня?» На такой вопрос ни один нормальный ребёнок не ответит «нет». Вы ничего подобного, полагаю, в виду не имели, вы своего ребёнка любите, даже когда он ошибается, даже когда он сам не рад своему поведению. Но у вас гораздо больше опыта, чтобы попробовать сформулировать свою мысль иначе, чем у ребёнка – понять, что вы хотите сказать.

Вместо обещаний, которые могут быть не выполнены, лучше разработать простые и понятные планы действий.

Простой, приятный и интересный «план А» на случай, если нужно справить нужду. Простой, выполнимый и не ущемляющий самооценку «план Б» на случай, если произошла авария, и случилось так, что «когда я понял, что надо бы начать действовать по плану А, было уже поздно».

Нет ничего плохого в честной обратной связи: если лужа или мокрые штаны вам не нравятся, ни к чему делать обманчивый вид, что это не так. Но на вас лежит ответственность за то, чтобы ваше неодобрение было не катастрофой для малыша, а уместными чувствами в поправимой ситуации, которой никто не рад, но которую никто не боится, потому что каждый знает, что полезного нужно делать, если на этот раз не удалось избежать ошибки.

Даём возможность прочувствовать дискомфорт

Как ни странно, часто дети в этом возрасте забывают сходить в туалет именно потому, что они стали взрослее. Они научились лучше концентрироваться, сосредотачиваться на своих занятиях, и самих этих самостоятельно придуманных и выбранных занятий стало больше. В результате детям либо жаль отрываться от интересных дел ради похода на горшок, и они тянут с этим, откладывают на потом, пока не станет слишком поздно, либо и вовсе забывают обо всём, полностью погрузившись в какой-то один процесс.

И в том, и в другом случае собственный опыт – лучший учитель

Нужно убедиться самому, что откладывание похода в туалет на потом до добра не доводит, нужно самостоятельно научиться «краем сознания» замечать потребности тела даже тогда, когда основное внимание поглощено другим

10 правил успешного освоения горшка

Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Купите удобный и … теплый горшок — холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Первым делом вымойте горшок и поставьте его в комнате у крохи, чтобы он стал привычным для него предметом.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он

показывает своим поведением, что ему пора.

5. В случае успеха — очень-очень хвалим. Вслучае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.

6

Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру

Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на

прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна

Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник

9

Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком

«Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

Ранние успехи

Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев

Приучение к горшку в более раннем возрасте

Ребенок осознанно контролирует все процессы

Процесс основывается полностью на рефлексах

Приобретенные навыки не теряются

При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился

Приучение проходит быстрее и легче

Приучение дольше и сложнее для ребенка

Ребенок наслаждается своими успехами и самим процессом

Частые промашки, больше стресса для ребенка

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Приучить ребёнка к горшку девочку и мальчика

А есть ли разница?

Зайдя на форумы, Вы прочитаете большое количество остроумных ответ на данный счёт, кто-то предлагает обрадовать девочку розовый горшок с феями Винкс, а мальчика – голубым с героями из мультсериала Тачки. Разумеется, здесь уже идёт речь больше о «вписываемости» сего атрибута в интерьер комнаты, что безусловно не является основным вопросом в этом деле.

Функциональные особенности горшка

Учитывая физиологию мальчиков и девочек, разумный родитель понимает, что хоть несущественная, но разница есть. И заключается он всего лишь в том, что для мальчиков рекомендуют горшки с высоким передним бортиком, дабы содержимое не выплескивалось, кроме того, удобными считаются горшки с высокой спинкой и со съёмным вкладышем.

Иногда мамы мальчишек предпочитают писсуары, внутри которых затем приклеивают наклейку и учат свое чадо быть «метким стрелком». Кроме того, горшок должен быть устойчивым, чтобы избежать падений с него ребёнка.

Методика приучения к горшку

Существуют разные способы приучения детей к горшку. Одна из них – методика «Добровольный малыш», разработанная педагогом Джинной Форд. Многие мамы отмечают, что методика действительно работает. Она включает в себя несколько этапов:

  1. 1 день. Сразу после сна снимите с ребенка подгузник и посадите на горшок. Объясните малышу, что теперь он будет ходить в трусиках, как взрослый. Если сразу не удалось сделать «все дела», высаживайте ребенка на горшок каждые 15 минут до тех пор, пока малыш не справит нужду. Можете сами условно показать образец действий. Задача для мамы в 1 день – сделать так, чтобы малыш писал в горшок. Если это не получается, пусть он посидит на горшке около 10 минут. Вероятнее всего, за 10 минут у малыша произойдет мочеиспускание.
  2. 2 день. Второй день проходит так же, закрепляйте успехи первого дня. Старайтесь садить малыша на горшок чаще. Желательно, чтобы за день он ни разу не сделал мокрыми штаны.
  3. 3 день. Тактика поведения мамы та же. Используйте подгузники только ночью. Перед походом на улицу высадите ребенка на горшок. В случае необходимости возьмите с собой на прогулку пластмассового друга.
  4. 4 день. Теперь мама выяснила примерные промежутки между мочеиспусканиями. Сажать на горшок можно лишь во время предполагаемого мочеиспускания, даже немного раньше. Не забывайте о похвале и поощрении малыша за маленькие успехи, когда он садится на горшок сам!
  5. Спустя несколько недель ребенок умеет задерживать мочеиспускание и начинает проситься на горшок.

Предлагаем вашему вниманию бесплатную книгу Н.Эзрина и Р.Фокса «Приучение к горшку за 1 день» в формате .pdf. Одобрили 2 млн родителей!

Как приучить ребёнка к горшку лайфхаки

Наглядный пример заразителен

Расскажите ребенку терапевтическую сказочку на эту тему, либо устройте спектакль с участием его игрушек, где будет поднята «тема горшка».

Хочешь быть большим как Петя?

Также попробуйте объяснить что если он хочет превратится в большого мальчика (или большую девочку), нужно ходить в туалет как делают это взрослые и его друзья постарше.

Система поощрения

Детишек помладше можно поощрять бурными аплодисментами и ласковыми объятиями, а для деток постарше завести доску почёта и после каждого посещения горшка награждать ребёнка наклейкой, которую вы вместе вклеите на доску, а затем после заполнения определённого «поля», малыш получит приз.

Отвлекающий маневр

Иногда также можно посадить малыша на горшок и отвлечь различными подручными средствами. Таким образом у мамы в руках появляется книга с интересными картинками или планшет со смешными видео (последним советуем не злоупотреблять).

Подводя итоги всему вышесказанному, стоит справедливо отметить, что приучение малыша к горшку, как и другие действия, связанные с его физическим и умственным развитием  несомненно требует большого количества маминого внимания, поэтому к данному процессу должен быть готов не только малыш.

И самое главное помнить, что Ваш малыш единственный и неповторимый, и он уверенно идёт по своему уникальному пути развития, и соседский мальчик ровесник Петя, которого мама высаживала в горшок уже с шести месяцев и он уже ходит на горшок самостоятельно тут ни при чём. Главные герои — Вы и Ваш малыш, и в финале этой истории непременно будет счастливый конец.