Александр Нилл и его воспитание свободой

Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.

Принципы работы школы Самерхилл

Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.

Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.

Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.

А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает

И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.

Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.

Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.

А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.

Возрастная классификация

Основоположник концепции свободного воспитания Руссо считал самым важным следование природе ребенка. Кроме того, используемые методы воздействия в педагогике выбираются в зависимости от возрастных критериев.

В своих работах и рефератах автор выделял 4 этапа в жизни юных воспитанников:

от рождения до 2 лет: период, когда в центр внимания ставится физическое развитие (не стоит туго пеленать новорожденных и сковывать их движения, недопустимо оберегать от холодов и сквозняков, лучше приучить к закаливанию);
с 2 до 12 лет: время, когда дети еще плохо рассуждают самостоятельно, испытывают сложности с логическим мышлением, однако уже умеют самостоятельно передвигаться в пространстве (это важный момент для укрепления здоровья, малышам нужно разнообразить их занятия, давать считать, сравнивать, взвешивать при возникновении такого желания);
от 12 до 15 лет: стадия интенсивного умственного развития, удовлетворение интеллектуальных запросов, дети уже умеют выделять самое интересное для себя из общего объема полученной информации, осваивают трудовое воспитание, однако недостаточно хорошо понимают нравственные ценности (наиболее качественное образование подросток получает в тех сферах, которые ему интересны — географии, астрономии или других);
от 15 до 18: время страстей и противоречий (наиболее важно в этом периоде нравственное воспитание, задача родителей вырастить человека, а не просто представителя рода).

На первом этапе задача родителей заключается в том, чтобы максимально удовлетворить естественные потребности грудничка. Жан Жак Руссо называет ошибочным поведение родителей, которые боятся оставлять малыша в темноте или в одиночестве даже на короткое время, опасаются давать ему незнакомые предметы, а также приучают к кормлению и сну по строгому расписанию. Он категорически против ограничений и режима, форсирования событий, стимулирования развития речи.

Также, по мнению автора, не стоит полностью подчиняться требованиям ребенка, потакая всем его желаниям, чтобы не вырастить из него эгоиста и тирана. Запрещать совершать дурные поступки совершенно нецелесообразно, лучше научиться этому препятствовать.

Стили воспитания

Авторитетный стиль

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам.

Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Авторитарный стиль

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Либеральный стиль

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Индифферентный стиль

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Совместное обучение: минусы

Сторонники раздельного образования говорят о минусах совместного обучения:

  • девочки по физическому и психоэмоциональному развитию на пару лет опережают мальчиков – нужны разные учебные программы, особенно в начальной школе. К 14-15 годам мальчики догоняют сверстниц, но к этому моменту уже прочно усвоен стереотип: девочки лидируют, а сами мальчики – хулиганы, троечники и т.д.;
  • у мальчиков более развито левое полушарие головного мозга, оно отвечает за логику. На уроках мальчики любят доказательства, эксперименты, быстрый темп работы и самостоятельный поиск решений. У девочек более развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за эмоции. На занятиях девочки предпочитают плавный темп работы, им нужно подробно объяснить и несколько раз повторить теорию, и лишь затем отработать ее на практике. Получается, что совместное обучение мешает детям получить качественное образование;
  • в период полового созревания при совместном обучении дети часто стесняются противоположного пола, возникает много неловких моментов, особенно на уроках физкультуры. Тревога об оценке другим полом мешает учебе;
  • дети усваивают манеру поведения другого пола. Мальчики перенимают девичьи черты характера (послушание, скромность) и становятся женоподобными. Девочки развивают в себе агрессию, жесткость, физическую активность – это придает им маскулинность;
  • если девочки изначально обладают женственностью, то мальчикам необходимо свою мужественность идентифицировать и развить. В современной школе ценится «девочковая» модель поведения: послушность, исполнительность. Мальчики перенимают ее, при этом теряют ответственность, активность, агрессивность и независимость – за «мужские» качества в воспитательной системе наказывают; 
  • в процессе совместного взросления дети теряют взаимоуважение, перестают идеализировать друг друга. Уходит романтизация противоположного пола. 

Стили воспитания

Существует 4 стиля воспитания:

Авторитетный стиль подразумевает копирование поведения родителей. В таких семьях важные решения принимаются только совместно

Используя данный стиль, родители всегда берут во внимание чувства своего чада, а также позволяют ему справляться с теми обязанностями, с которыми ему под силу справиться. В данном случае не используется физическое или моральное насилие, а ребенок вырастает целеустремленным, дружелюбным и уверенным в себе.
Авторитарный стиль подразумевает воспитание, когда ребенок в семье не имеет права голоса

Его любят, но не могут предоставить ласку и понимание. Чаще всего такие личности вырастают пассивными, без стремления к чему-либо и ориентируются на более авторитетных людей.
Либеральный стиль воспитания имеет большой минус, так как воспитываясь в такой атмосфере, ребенок чувствует вседозволенность. Родители полностью доверяют своему чаду, освободив себя от какой-либо ответственности. Во взрослом возрасте такие люди становятся агрессивными, неуверенными в себе, имеют проблемы с психикой и могут попасть под дурное влияние.
Индифферентный стиль является наиболее неблагоприятным. В данном случае родители абсолютно не контролируют ребенка, их не интересуют его чувства и эмоции. При этом они требуют, чтобы ребенок им всецело подчинялся и выполнял все требования. Подросшие дети в дальнейшем могут быть излишне агрессивными или неуверенными в себе.

Методы наказания

Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети — это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами. Отсюда вытекает предложенный Ж. Ж. Руссо метод наказаний, который он сам назвал естественными последствиями.

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. А при поломке любимой игрушки автор не рекомендует сразу бежать и покупать новую. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.

Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.

Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача — не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:

  • гражданские обязанности может выполнять только мужчина;
  • девушкам отводится роль матери и жены.

Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.

Авторитетный стиль: особенности, последствия, рекомендации

Авторитетный стиль воспитания детей — один из самых распространенных среди современных семей. Его суть заключается в том, что и родители, и дети живут по одинаковым семейным законам. В семьях, придерживающихся такой системы развития, старшие более лояльны к младшим, родители прислушиваются к мнению детей в различных бытовых или жизненных ситуациях, у всех есть право выбора и право голоса. Все всегда готовы прийти на помощь, отсутствует недопонимание и натянутость отношений, родители открыты и с удовольствием идут с детьми на контакт. Особенностью авторитетного стиля является полное отсутствие какой-либо иерархии, все члены малой социальной группы равны друг перед другом.

При авторитетном способе воспитания личности, ребенок развивается гармонично, в более зрелом возрасте его таланты и особенности проявляются ярче, чем при других моделях воспитания, а родственная связь со старшими только крепчает. Дети, чьи родители придерживаются данной модели воспитания, вырастают самостоятельными, чуткими, ответственный, умеющими признавать собственные ошибки и нести за них ответственность. Также они четко понимают суть понятий «наказание» и «поощрение», им не знакома физическая (насильственная) мера наказания, но это отнюдь не значит, что они избалованные. При воспитании следующего поколения такие дети никогда не будут поощрять просто так и излишне баловать.

Основные характеристики авторитетного стиля:

Пространства свободы увеличиваются с ростом ребенка и улучшением его поведения

Они расширяются, поскольку ребенок может взять их.
Родители обращают внимание на нормальное поведение детей, выделяют исключительные, игнорируют мелкие ошибки, исправляют и наказывают основные отклонения.
Правила и цели понятны.
Это стиль, который подразумевает соответствующие эмоциональные отношения.
Родители уверены в себе и не боятся общения со своими детьми, хотя и не поддаются шантажу.
Они последовательны, а не произвольны.
У них есть терпение.. Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:

Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:

  • Высокий уровень самооценки и самостоятельности.
  • У них адекватные привычки.
  • Они принимают решения спокойно и на основе личных критериев.
  • Они меньше зависят от группы равных, сохраняя в семье более высокий уровень влияния и большую способность убеждать детей.
  • Они берут на себя инициативу для выполнения новых задач, потому что они уверены в себе.
  • Поэтому они более креативные и инновационные люди.

Психологи рекомендуют эту модель одной из наиболее подходящих для воспитания, потому что при следовании правилам данной системы происходит процесс как развития детской личности, так и перевоспитание и моделирование дисциплины у родителей, что тоже является одним из главных аспектов воспитания детей. Особенно авторитетный стиль воспитания подходит тем родителям, которые совершенно потеряны и не знают, как воспитывать своего ребенка.

Особенности воспитания свободой Александра Нилла

Известный педагог считал: знания, учения должны быть на втором месте, главное учитывать личность, характер дитя. Педагог создал собственную школу в Великобритании – «Самерхилл». Идея заключается в том, что ребенок рождается мудрым, может сам познавать реальность. Поэтому не нужно ничего внушать детям, они смогут развиться сами.

Если у ребенка есть свобода, для него окружающая реальность интересна. А вот в обычной школе к познанию вызывают чувство отвращения. В школе «Самерхил» все детки сгруппированы не только по возрасту, но и по интересам. Они выбирают занятия, соответствующие их интересам. Ребенок не хочет учиться? Ему можно заниматься своими делами: играть с другими детками, которые тоже отдыхают.

Методика свободы – это жесткие требования к родителям и преподавателям. В случае авторитарного отношения к ребенку воспитатели наказываются.

Как насчет дисциплины? Многие не согласны с этим видом обучения, потому что отсутствует дисциплина, другие познавательные процессы. Конечно же, дитя отдаст предпочтению играм, отдыху. Александр Нилл не согласен с этим! Во время анализа опыта школы исследователи заметили: детям нравилось посещать уроки, развиваться. Тяжело было адаптироваться тем, кто переходил с обычной школы. Они говорили, что не будут ходить на занятия, отдавали предпочтение свободному времени, мешали остальным. Несмотря на это, через несколько месяцев адаптировались и учились.

Что такое трудовое обучение?

Одним из великих педагогов, активно использовавших трудовое воспитание, был Антон Семёнович Макаренко. Благодаря своей авторской методике, он успешно воспитал своих воспитанников. А те, вспоминали о своём учителе с теплотой и благодарностью. Но по другую сторону баррикад, стоят любящие родители, постоянно переживающие за своих чад. Не обременит ли их такой труд и пойдёт ли на пользу.

Главное отличие детского труда от взрослого, это его организованность. Педагог должен чётко поставить цель труда и условия его организации. В этом деле важен не столько конечный результат, сколько процесс создания маленькой личностью чего то, самостоятельно. Кроме этого, в трудовом процессе, ребёнок учится самодисциплине, работе в команде, умению прислушиваться к более старшим и опытным.

Трудовое воспитание это не только дежурство по классу и ежегодный субботник. Талантливый педагог умеет организовать работу  в виде игры, экскурсии, в процессе морально-этической беседы и даже соревнования.

Важный фактор трудового воспитания – беспрерывность и последовательность. Нельзя обращаться к трудовому воспитанию от случая к случаю. Весь процесс должен быть гармоничным.

Трудовое воспитание можно разделить на несколько областей, каждая из которых влияет на разные сферы личности.  Примерные области такие:

  1. Умение к самообслуживанию.
  2. Политическая область (Навыки не только для помощи самому себе, но и обществу)
  3. Профессиональное определение (Полезно для профориентации ребёнка)
  4. Работа по дому (Помогает испробовать социальные модели и научиться полезным умениям)

Причём, следует определиться, какую область следует развивать в данный момент, а не хвататься за всё сразу. Помните, что главное системность и последовательность.

Ниже, кратко перечислены конкретные плюсы и минусы трудового воспитания.

Откуда пришла идея свободного воспитания

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Основные положения

У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.

  • Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
  • Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
  • Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
  • Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
  • Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
  • Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
  • Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
  • Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
  • Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.

Либеральная модель: характеристика

  • Свобода. Взрослые придерживаются лозунга: «Свобода наше всё». Поэтому совершенно никакого участия не принимают в воспитании своего чада. У него нет никаких ограничений. Что хочет, то и делает. Главное – чтобы был счастлив. Только вот такая абсолютная свобода больше напоминает вседозволенность, которая приводит к анархии.
  • Равноправие. Никакого давления и проявления власти, каждый член семьи находится в одинаковых условиях. Все друг другу равны.
  • Отсутствие контроля. Малыш получает тот опыт, который ему необходим. Поэтому, если желает чему-то научиться – должен сам прийти к этому решению и придумать, каким образом он может получить знания и навыки. То есть, нет контроля его действий. Куда-то полез – значит, ему надо удовлетворить любопытство и никто этому процессу препятствовать не будет. Поэтому этот стиль воспитания ещё называют попустительский.
  • Отсутствие поддержки. Возникли сложности и проблемы? Решай сам, получай опыт. Никто не будет суетиться, исправлять чужие ошибки.
  • Принятие. Взрослые не возлагают на своё чадо каких-либо надежд. Они его принимают таким, какой он есть. Хочешь быть уборщиком, а не как папа, руководителем предприятия? Что ж, пожалуйста, твоё право, раз уж видишь в этой профессии своё призвание.
  • Доверие. Можно обсуждать любые темы, не боясь, что поругают или откажут в получении информации по какому-либо вопросу. Опять-таки, благодаря принятию, он может показаться несовершенным, с кучей недостатков, но при этом всё равно останется любимым сыном или дочкой. Не испытывая отвержения, обесценивания, что и вызывает массу доверия.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться

Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.

Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует

Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.

Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.

Совместное обучение: плюсы

Если ваш ребенок уже учится по смешанной системе, и вы прочитали предыдущий абзац – не паникуйте. Этот вид имеет свои плюсы, и весьма серьезные. Вот список положительных качеств совместного обучения:

  • совместное обучение подчеркивает реальное равноправие полов, служит базой для дальнейшего общения и совместной работы – не только на уроках;
  • совместные уроки технологии полезны всем детям: мальчики научатся держать в руках иголку с ниткой и готовить элементарные блюда, а не только заваривать «Доширак». Девочки смогут забить гвоздь или починить швейную машинку;
  • в России нет искусственного деления на «мужские» и «женские» профессии. Только при совместном обучении мальчики и девочки получат одинаковый набор знаний, что позволит им поступить в любой вуз по своему выбору;
  • мальчики и девочки проводят вместе максимум времени, учатся общаться друг с другом. Недостаток общения с противоположным полом (как при раздельном обучении) приводит к неумению строить отношения во взрослой жизни и может помешать в дальнейшем созданию семьи. Социологи из Лондонского института образования провели исследование: оказалось, что процент разводов у выпускников мужских школ гораздо выше, чем у тех, кто окончил смешанную школу;
  • дети заимствуют друг у друга наилучшие качества. Мальчики учатся у девочек аккуратности, прилежанию, сдержанности и деликатности. Девочки, общаясь с мальчиками, становятся более решительными, смелыми, целеустремленными и самостоятельными;
  • психологические различия между полами не так велики – гораздо важнее индивидуальные свойства личности. Не все мальчики – неряшливые непоседы, и не все девочки – усидчивые аккуратистки. А еще среди мальчиков встречаются мечтатели и тихони, которым некомфортно в мужском коллективе и проще найти общий язык с девочками. Девочки-«атаманши» тоже предпочитают общество мальчиков, а не своих товарок;
  • в смешанных классах легче всего поддерживать дисциплину. При раздельном обучении с ней большие проблемы – это касается не только мальчишечьих, но и девичьих коллективов.

Полная свобода

Плюсы

Безграничная свобода – это ли не мечта всех детей? Если родители избегают любых ограничений и абсолютно все позволяют малышу, то, вполне возможно, что они вырастят творческую и независимую личность – ведь отсутствие запретов дает безграничный простор для самовыражения. Это, пожалуй, главный плюс подобного подхода. 

Минусы

Минусы, при этом, куда более существенные. Во-первых, вседозволенность может привести к серьезным ошибкам в жизни ребёнка, о которых он первый и будет сожалеть, когда вырастет. «Не хочешь делать уроки? Не делай!», «Отказываешься от занятий с логопедом? Не будем к нему ходить!», «Не нравится есть кашу по утрам? Ешь, что хочешь» – такой подход только выглядит, как свобода выбора. На самом деле, это скорее перекладывание ответственности за принятие решений на маленького человека. Решений, последствия которых он не в состоянии просчитать. Малыш пока не понимает, что может остаться без образования или «посадить» желудок. Задача и прямая обязанность родителей – думать о последствиях всех принимаемых решений. Идя по пути отсутствия рамок, ограничений и вседозволенности, мамы и папы оказывают ребенку медвежью услугу: кроха учится следовать за сиюминутными желаниями и прихотями, часто в ущерб собственным интересам, а то и здоровью, и оказывается совершенно неспособным прилагать усилия, идти к цели и трудиться. Причем став взрослым, ребёнок не оценит вашу систему, а еще и обвинит во всех своих неудачах именно родителей. И в чем-то, безусловно, будет прав.

Вывод

Положительный результат трудового воспитания, зависит от максимальной вовлеченности взрослых. Они должны постоянно контролировать процесс, помогать и наставлять воспитанника. Для воспитания в маленьком человеке трудолюбия, усердия и нравственных качеств, нужна постоянная и систематическая работа. Если же труд носит ситуационный характер, не стоит ждать быстрых положительных качеств.

Кроме того, важно ориентироваться на возраст ребёнка. Иногда нужно заменить жёсткую дисциплину и обязательность, игрой или беседой, коллективным поручением

Важно учитывать все вышеперечисленные советы, плюсы и минусы трудового воспитания. А также понимать, необходимость привития трудолюбия ребёнку.