Как помогать

С рождения с младенцем нужно постоянно общаться. Описывать ему свои действия, называть предметы — включить «режим радио», то есть рассказывать обо всем, что происходит вокруг: «это погремушка, сейчас положу ее Ксюше в ручку». Петь песни и колыбельные, разговаривать плавно и четко. Не стоит постоянно фоном включать телевизор, радио или музыку — это только путает малыша и замедляет развитие речи.

С трех месяцев можно добавлять игры. Спрашивать кто это в зеркале, показывая на ребенка и называя имя. Играть в пальчиковые игры и делать массаж ладоней и пальцев. 

С шести месяцев показывать жест «пока-пока , читать ребенку простые истории и показывать картинки. Уже можно запоминать части тела

Важно реагировать на лепет  и показывать мимикой, как произносить определенные звуки. 

С девяти месяцев дети уже многое понимают, даже если не могут сказать. Чтобы упростить ребенку задачу, лучше говорить о себе и малыше в третьем лице: «Ваня сейчас ест кашу, а потом пойдет гулять», «мама одевается». Местоимения пока будут путать малыша. Полезно вместе с ребенком делать гимнастику для лица, строить рожицы, высовывать язык, надувать щеки, чтобы малыш повторял за взрослыми. 

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями

Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
  • ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
  • ЗПРР (задержка психоречевого развития) , обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
  • Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.

Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.

Почему скачет температура у детей: причины

Что же становится причиной возникновения скачков температуры у ребенка? Прежде чем ответить на данный вопрос, следует отметить, что причин для такого явления много, а для определения потребуется показать малыша врачу. У малышей температура тела может варьироваться на протяжении всего дня в определенных пределах, что вовсе не является поводом для беспокойства. Если же показания термометра значительно повышаются, то в таком случае необходимо принимать меры. У деток температура повышается преимущественно в вечернее время, после пребывания на солнце, а также после кормления и во время активных игр.

Обычно при повышении температуры у ребенка возникают признаки усталости, раздражения и нервозности. Скачки температуры тела в пределах нормы до 37,4 градусов у детей в возрасте до 1 года, являются абсолютно допустимыми, и в таком случае вовсе не требуется оказывать помощь малышу. Для детей в возрасте с трех лет показания градусника должны иметь меньшее расхождение, так как организм ребенка адаптируется к окружающей среде. В данной ситуации перепады (в зависимости от значений) будут свидетельствовать о развитии тех или иных заболеваний. Далее рассмотрим, почему скачет температура у детей, и что является провоцирующим фактором явления.

Для начала следует отметить, что резкие скачки температуры у малышей возникают посредством следующих факторов:

  • активные игры;
  • перегрев организма;
  • употребление пищи и переедание;
  • сон и пробуждение;
  • переживания и стрессы.

Как видно, у ребенка скачет температура по различным причинам, но при этом можно отметить, что такие колебания в основном не выходят за пределы нормы, то есть до 37,5 градусов. Другие причины, почему у ребенка возникают признаки перепадов температуры, обусловлены следующими факторами:

  1. Воспалительные процессы в организме. Изменение показаний градусника на протяжении дня может быть вызвано проникновением инфекции в организм ребенка, в результате чего формируются воспаления. Обычно скачкообразное изменение температуры свидетельствует о том, что воспалительные процессы протекают в скрытой форме, что осложняет процесс диагностирования недуга.
  2. Респираторные виды недугов. Причиной того, что у малышей меняется температура, могут выступать респираторные виды заболеваний. Возникают такие виды заболеваний по причине проникновения в организм вирусов и бактерий. К респираторным недугам относятся: ангина, простуда, ОРВИ, грипп, корь, ветрянка.
  3. Прорезывание зубов. У грудничка прорезывание зубов протекает с симптомами повышения температуры. Причем такие перепады родители могут диагностировать достаточно часто. Определить причины, почему может скакать температура у ребенка, можно по таким дополнительным признакам, как избыточное слюноотделение и покраснения десен в ротовой полости. Причем перепады по причине прорезывания зубов могут наблюдаться не только у годовалого малыша, но и у ребенка в возрасте старше 5 лет. При прорезывании показания градусника могут достигать 38 градусов, а в некоторых единичных случаях и до 39, но в таком случае следует обязательно показать кроху врачу, чтобы исключить развития серьезных осложнений и воспалительных процессов.
  4. Переживания и стрессы. У детей уже с раннего возраста возникают перепады посредством расстройства нервной системы. Причем не обязательно у детей, которые имеют патологические отклонения. Различные стрессы, переживания, перевозбуждения, приводят к тому, что у малышей может меняться показание термометра. Стрессовые ситуации возникают на фоне таких факторов, как смена круга общения, переезд в другой город, частые ссоры родителей, приучение малыша к детскому саду и школе. Наблюдение перепадов температуры у ребенка можно наблюдать во время испуга.

Вышеперечисленные причины являются основными, но для уточнения признаков недомогания следует обязательно обратиться в стационар. Доктор не только определит причину, но еще и назначит курс терапевтического лечения при необходимости.

Во сколько месяцев стоит присаживать девочек?

Буквально несколько лет назад специалисты утверждали, что сажать девочек в четыре месяца нельзя, ведь начнется деформация матки, а это приведет к проблемам с беременностью. Родители прислушивались к такому мнению, оттягивая попытки усадить своих дочерей. Прошло время и все стало на свои места. На сегодняшний день все специалисты пришли к выводу, что девочек можно садить в пять месяцев.

Усаживание девочек в пять месяцев не влияет на развитие ее половых органов. При вертикальном положении ребенка, матка находится в безопасном положении малого таза.


Физическое развитие малыша

Девочек присаживать нужно не позже шести месяцев. Если ребенок не проявил желание сделать это раньше, то пока торопить события не стоит. Уже после полугода, можно обращаться к врачу, если попыток сесть не было.

Перед тем, как усаживать ребенка, следует проконсультироваться с детским педиатром и ортопедом. Если малыш развивается соответственно с возрастными особенностями и не имеет видимых отклонений, то можно пробовать усадить его.


Присаживаем девочку

Нередко бывают случаи, когда ребенок не садиться до семи месяцев. Это может говорить не только о нарушениях в развитии, но и о других проблемах. При заболеваниях нервной системы например, малыш плохо удерживает свое туловище, а если это удается, то тратится слишком много сил и энергии. В таком случае он может начать сидеть немного позже остальных детей.

Предотвратить многие проблемы можно с помощью специальной гимнастики, массажа и посещения бассейна.

Во сколько месяцев ребенок может сидеть?

Родители очень переживают за своего ребенка, и они хотят, чтобы он как можно скорее играл сидя. Они пытаются ускорить этот процесс, но делать так нельзя. В первую очередь малыш развивается постепенно и все навыки приходят со временем. Если попытаться посадить ребенка, то это приведет к ряду различных осложнений. Может повредиться опорно-двигательный аппарат, шея и мышцы.


Ребенок сидит

Ребенок, который не проявляет даже попыток того, чтобы сесть, не станет это делать по принуждению

Если он все же пытается сесть, то стоит доверить ему такое важное и ответственное занятие

Двойная польза будет от того, что малыш сам сел, потому как даже на развитие это может повлиять. Родителям необходимо создать безопасное условие, при котором ребенок будет делать свои первые попытки.

Ни в коем случае нельзя класть подушки вокруг ребенка, чтобы смягчить его неудачную попытку. Он сам должен осознать, что делает не правильно и попытаться еще раз на более удобной поверхности.

Малышу ничего не должно мешать, поэтому вокруг него необходимо расчистить пространство. В таком случае он будет крутиться со стороны в сторону, а через некоторое время сядет. Если ребенок все же долго не садится, то это может свидетельствовать о проблемах в развитии. Тогда нужно обращаться к специалистам, чтобы тот назначил лечение и помог разобраться в данной проблеме.

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам

И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется

Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой»

Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе.

Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.

В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.

Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях.

У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.

В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить:

  • отсутствие гуления,
  • повышение мышечного тонуса языка,
  • неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений.

Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.

К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета.

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми

Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:

  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Физические симптомы

Физические симптомы могут изменяться в зависимости от того, что именно употребляет подросток.

Обратите внимание на:

Красные глаза

Странные синяки, раны, следы на руках

Одежда с длинным рукавом, если до этого предпочтения отдавались короткому

Красные щёки

Налёт на пальцах или губах

Необычные запахи или дыхание ребёнка

Носовые кровотечения или насморк без болезни

Постоянное облизывание губ

Скрытное поведение

Некоторые люди более замкнуты по своей природе, и это может быть нормально для вашего ребенка

Но когда экстраверт начинает успокаиваться, или интроверт становится менее общительным, приходит время обратить на это
внимание. Вот некоторые модели поведения, которые вы можете распознать:

Прогулки ночью или исчезновение на длительное время

Запирание дверей (Не путать с личным пространством)

Избегание зрительного контакта

Кражи

Прогулы занятий и внеклассовых мероприятий

Изменения в доме

Некоторые вещи выделяются как явные признаки того, что что-то не так, например, Вы можете найти «заначку» с наркотиками или алкоголем. Но иногда, признаки не так заметны. Следите за необычными изменениями в Вашем
доме, такими как:

Контейнеры или обертки, которые вы не узнаете

Лекарственные принадлежности, такие как курительные устройства, глазные капли, бутановые зажигалки и шприцы

Отсутствие некоторые лекарств в домашней аптечке

Выводы

Оказывается, природа любого страха такова, что стоит только победить один, как другие начинают ослаблять свою смертельную хватку. По моим личным ощущениям, это подобно тому, когда освобождаешь свои плечи от тяжелой и неудобной поклажи, которую был вынужден везде таскать за собой. При этом, наряду с физическим облегчением, снова приходит душевное равновесие и состояние покоя.

Вот и получается, что в процессе выявления признаков для определения детской лжи приходишь к пониманию и осознанию того, что причиной этой лжи может быть простой детский испуг или страх. Поэтому совершенно непозволительно огульно обвинять своего ребенка во лжи, зная при этом, что у него просто нет сил, чтобы противостоять своим страхам.

Намного лучше помочь своему сыну разобраться в этих страхах и помочь в их преодолении, чем изобретать очередное наказание за допущенную ложь. Тем более, если следовать принципу взаимоотношений яблони и яблочка, достаточно избавиться от каких-то страхов или сомнений в себе самом, чтобы ребенок приобрел необходимую силу уже для самостоятельной борьбы со своими страхами.

В процессе поиска существенных признаков для определения и нейтрализации детской лжи приходишь к выводу о необходимости борьбы с всевозможными страхами, присущими как ребенку, так и его родителю. А для этого необходимо накопление и использование всех доступных физических и душевных сил маленького человека.

Воистину, сила – в правде: чем больше правды, тем больше света. А там, где свет – нет места страху и лжи в любых ее проявлениях. Как бы пафосно это ни звучало, но знание этой истины весьма полезно и назидательно в любом возрасте… Если я с высоты своего возраста это понимаю, то и мои дети тоже могут это понять и использовать в своей жизни.

Вот и получается, что основным признаком определения лжи со стороны моих детей является ощущение моего личного внутреннего дискомфорта при общении с ребенком. Как только фиксирую это внутри себя, сразу же обращаюсь за помощью ко второму признаку, который состоит в неадекватных телесных реакциях ребенка во время нашего разговора.

Должен сказать, что такой подход в понимании вопросов правды и лжи в жизни моих детей еще ни разу не подводил меня и позволил сохранить честь и достоинство любимых чад, а также массу моих нервов и драгоценного времени жизни. Более того, такая методика многократно проверена на моем личном опыте и имеет полное право на свое существование.

Именно поэтому свое знание по определению детской лжи по характерным признакам стараюсь донести до своих детей. Ведь через какие-то надцать лет они тоже станут оригиналами для своих новорожденных копий и будут делиться с ними уже своими знаниями и опытом в этом вопросе. Главное, чтобы этот процесс не прекращался никогда.

Надеюсь, что мой маленький опыт в данном вопросе поможет вам, дорогой читатель, разрешить извечный вопрос взаимоотношения отцов и детей. Как всегда буду очень признателен за ваши отзывы и комментарии.