Как выбрать прописи?

Как уже упоминалось выше, прописи – отличный помощник для родителей. Современный рынок завален всевозможными пособиями для обучения грамоте. Чтобы малыш смог научиться писать, нужно знать, как должна выглядеть хорошая пропись. Ниже приведены общие требования к пособиям такого толка:

Образец знака должен повторяться в строчке 3 раза, а не 1-2 раза только в первой строке. При написании дошкольник ориентируется на символ, который бросается ему в глаза. И заполняя прописи, он будет поглядывать не на верхние буквы, а на те, которые он уже написал сам. Если он вывел их недостаточно аккуратно или с ошибками, каждый последующий символ будет выглядеть хуже

Именно поэтому важно, чтобы типографская буква повторялась как можно больше и во всех строчках.
Важно, чтобы пропись начиналась не с полноценных букв, а со значков. Пособие должно идти от простого к сложному

В этом случае, малышу будет значительно легче прийти к желаемому результату. К тому же, простые задания приносят положительные эмоции от успеха, что будет дополнительно мотивировать дошкольника обучаться.
Как уже упоминалось выше, выбирайте прописи с печатными символами, и только когда буквы ребенку начнут даваться легко, переходите к прописным символам.
Ориентируйтесь на возраст. Иногда в пособиях указывается возраст дошкольника. Тетради для младших детей отличаются тем, что там больше картинок, могут присутствовать игры. В пособиях для старших детей встречаются слоги, а не только отдельные символы. Нередко авторы вставляют стишки, в которых часто встречается нужная буква. Их можно заучивать на досуге.

Как правильно учить ребенка писать?

Чтобы у первоклассников не было проблем с обучением письму, нужно еще в дошкольном возрасте научить детей правильно держать ручку.

Неуклюжий захват не только негативно влияет на почерк, но и доставляет неудобство самому ребенку. Предлагаем несколько эффективных методов обучения малыша письму в игровой форме.

Как же правильно держать письменные принадлежности во время работы в тетради? Положите карандаш на верхнюю фалангу среднего пальчика, прижав его сверху большим пальцем, а сбоку – указательным. Мизинчик и безымянный палец при этом нужно загнуть вовнутрь ладони.

К сожалению, многим детям непонятно, как привести свои пальчики в нужное положение. Вот почему существует несколько способов, которые помогут без проблем научить кроху правильно держать ручку.

1. Пинцетный захват

Возьмите карандаш тремя пальчиками за самый кончик и поставьте его вертикально на стол. Теперь скользите плавно вниз, пальцы сами займут правильную позицию. Сначала продемонстрируйте этот метод крохе на своем примере, затем предложите ему повторить за вами.

2. Игра «Спокойной ночи, карандаш»

Такая методика подходит для самых маленьких детей. Предложите своему чаду «уложить» уставший карандашик спать. При этом средний палец выступает в роли «кроватки», кладем на него средство для письма. Под «головку» (конец карандаша) помещаем указательный палец – «подушку». Сверху накрываем всё «одеялом» – то есть большим пальцем.

3. Занятие с салфеткой

Пожалуй, это самый наглядный и потому эффективный способ. Для его реализации вам понадобится обычная бумажная салфетка. Сложите в несколько раз и попросите кроху прижать ее мизинцем и безымянным пальцем к ладони. Теперь ребенку будет проще взять ручку тремя свободными пальцами.

4. Применение насадки

Современные изготовители предлагают огромный выбор специальных насадок для ручек и карандашей. Большой плюс – они выполнены в форме цветных забавных зверят и очень нравятся детям. Подобные устройства существуют как для правшей, так и для левшей. Ваше чадо просто не сможет взять ручку с такой насадкой неправильно.

5. Ручки-тренажеры

Обучающая ручка имеет трехгранную форму, ее корпус изготовлен из мягких материалов и обладает специальными углублениями для детских пальчиков. Процесс письма облегчает также уменьшение веса и длины изделий. Ну а для того чтобы кроха не заскучал над тетрадкой, производители побеспокоились о веселом дизайне и яркой расцветке.

6. Игра с дротиками

Научите малыша играть в обычный дартс. Оказывается, эта игра способствует выработке правильной технике письма, поскольку положение пальцев на дротиках такое же, как и на карандашах. Объясните детям, что ручка – это своего рода дротик, а лист бумаге – это своеобразная мишень.

7. Точка на пальце

Еще одна легкая методика – поставить фломастером точку на верхнюю фалангу среднего пальчика. Крохе нужно рассказать, что так вы пометили то место, где должна располагаться ручка. Поставьте еще одну метку, только в виде линии, на нижнем конце карандаша. Объясните, что детский пальчик не должен спускаться ниже этой черточки.

Важный совет – выбирайте простую ручку. Она должна быть не очень длинной (около 15 см), нетолстой, с минимальным количеством граней. Откажитесь от сувенирных или рекламных ручек, которые совершенно не пригодны для обучения письму.

Итак, многие специалисты уверены, что не следует целенаправленно учить детей письму в раннем и дошкольном возрасте. Пусть этим занимается классный руководитель, а вы потратьте освободившееся время на обучение малыша правильному захвату ручки. Игры, совершенствующие мелкую моторику, также помогут вам подготовить ребенка к школе.

Фото советы как научить ребенка писать

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Самостоятельность ребенка
  • Что нельзя говорить ребенку
  • Капризы ребенка
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Как наказать ребенка
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

Прописи

Отдельный вопрос в этой теме – выбор прописи. Удачно подобранная тетрадь поможет достичь больших успехов. Но стоит серьёзно подойти к этому вопросу, отсортировать в большом количестве изданий бесполезны материал. Прописи помогут ответить на вопрос родителей – как научить ребенка красиво писать.

Написание стоит начинать не с целых букв, а с обрабатывания отдельных элементов. Крючочки, хвостики, палочки – вот, что вам нужно. А уж потом соединяйте в единую букву.

При желании используйте прописи на английском для повышения уровня. Пособия помогут в изучении всех этапов занятия, стоит только изучить всё внимательно.

Когда начинать готовить ребенка к школе

Готовить малыша к школе, как утверждает далее нейропсихолог, можно начинать с 2-3 лет. Подготовкой будет то, что ребенок приучается к режиму. Он должен знать, что завтракает он тогда, обедает тогда. Ребенка можно приучить, что в одной одежде он может гулять, в другой – ходить в гости.

Некоторые родители считают, что обучаться и познавать ребенок начинает только тогда, когда сел за стол, стал читать или писать. На самом деле познавательный процесс не заканчивается никогда. В этом ему надо только помогать.

Например, идя дорогой, внимание ребенка можно обратить на цветок. Рассказывая, какой он, ребенок развивает еще и речь

Или попросить сравнить два цветка: ромашку и фиалку, попросить выяснить, что у них общего.

Конечно, обучать ребенка или не обучать – это дело родителей. Некоторые пытаются дать ребенку знания до школы, чтобы таким образом облегчить жизнь первоклассника, так как программа в школах очень тяжелая. И все же, имея собственное мнение, стоит прислушиваться к словам медиков, педагогов. Ведь обучение ребенка читать в три года возможно, но какую цену придется в дальнейшем ему заплатить за эксперименты взрослых, никто не знает.

Полезные ссылки:

Когда начинать учить ребенка писать?

Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:

  • Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
  • Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
  • Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
  • Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.

В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.

Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.

Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.

С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:

  • Не умеют держать ручку;
  • Не ориентируются в рабочей тетради;
  • Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
  • Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.

Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.

Какие навыки письма нужны дошкольнику?

Узнав о вышеуказанных трудностях, не стоит делать поспешных выводов. Занятия родителей со своим дошкольником должны включать следующие упражнения:

  1. Ребенок должен занимать правильное положение тела за столом, брать карандаш, тетрадь либо альбом. Для этого следите за:
    • ровным положением спины;
    • ноги ставят на полу вместе;
    • локти рук лежать всегда на письменном столе;
    • между грудью ребенка и столом должно быть 2 см;
    • поворачивать лист для письма нужно не более чем на 30 градусов.
  2. Научите своего дошкольника рисовать разные линии, например, ровные и волнистые, вертикальные и наклонные. Также в возрасте 4-5 лет нужно учиться рисовать круги, овалы, окружности.
  3. Графические диктанты. Таким упражнениям можно научиться, если найти в интернете видео уроки.
  4. Следующее упражнение — штрихование. Для полноценного развития зрительного контроля у ребенка, научите его рисовать штрихи карандашом в разных направлениях.
  5. Раскраски. Регулярные раскраски рисунков помогают ребенку учиться правильному нажиму на карандаш, координации.

Если ваш ребенок обладает такими навыками, он считается готовым к поступлению в первый класс.

Пишем правильно: внимание на букву!

Ребенок должен осознавать написанное. Ему необходимо выучить, какие буквы надо писать, до того, как он начнет переносить их в тетрадь. Другими словами, ему необходимо запомнить алфавит. Он должен ориентироваться, как выглядит тот или иной символ. Чтобы упростить задачу, купите готовые прописи. В них, как правило, есть примеры того, как должна выглядеть знак, и детально показан алгоритм ее написания.

Объясните ребенку, что такое строчка. Все символы должны находиться в ее границах, не ниже и не выше. Уроки грамоты можно проводить в виде игры. Предложите малышу сравнить написанное с окружающими его живыми и неживыми предметами. Например, «О» похожа на солнышко, спасательный круг, надувной шар, а «С» – на полумесяц, «У» – напоминает рогатку. Благодаря этому, буквы ребенок запомнит быстрее.

Осваивая новый символ, покажите малышу, как его писать. Повторите алгоритм несколько раз, пока он не запомнит последовательность. Обязательно комментируйте свои действия, например, «Сейчас мы учимся писать буквы и цифры. Это буква С. Мы ведем линию сверху вниз, плавно, не смыкая линию».

Можно сначала «прописать» знак в воздухе. Возьмите малыша за кисть и проведите с ним нужные линии. Пусть повторит за вами самостоятельно. Затем переходите в тетрадь. Обнимите его кисть своей рукой и помогите нарисовать символ. После этого малыш должен выполнить задание самостоятельно.

Чтобы маленькому ученику было комфортней, придерживайтесь таких правил:

  • Хвалите за то, как рисует буквы ваш ребенок. Подбадривайте! Это сложный навык, который невозможно освоить за один день. Будьте терпеливы.
  • Не ругайте малыша. Если вы будете сердиться, то у него может надолго пропасть любое желание обучаться.
  • Не торопитесь. Дети по типу нервной системы разные. Возможно, вашему малышу требуется больше времени на запоминание. Зато в процессе у него разовьется хорошая зрительная и мышечная память.
  • Начинайте с простых заданий. Если малышу сложно, сделайте «шаг назад» и предложите ему простое упражнение, например, соединить точки или пунктир линией.
  • Давайте малышу простор для действий. Поощряйте самостоятельность. Не спешите нарисовать линию вместо него.

Подготовка к занятиям

Подготовка к занятиям по обучению письму – это важный, но долгий процесс. На данном этапе требуется тренировать ловкость пальцев. Развитие умений работать с маленькими деталями благотворно влияет на функционирование головного мозга, концентрацию внимания и письмо.

С раннего возраста специалисты рекомендуют заниматься с младенцами следующими видами деятельности:

  • рисование (подходит любая техника);
  • лепка из кинетического песка, слоеного теста либо пластилина;
  • вырезание из ткани либо бумаги;
  • завязывание бантиков, узелков;
  • оригами;
  • застегивание пуговиц;
  • шнуровка ботинок;
  • сортировка мелких элементов по цвету, форме, величине;
  • собирание мозаики, пазлов.

Регулярное проведение подобных занятий является хорошей подготовкой к вдумчивому и аккуратному письму. Желательно заранее познакомить малыша с буквами алфавита. Делать это нужно в форме игры. Хорошо для этих целей подходят карточки Домана. Также стоит приобрести букварь и азбуку.

Помогают освоить алфавит такие техники:

  • кубики Зайцева;
  • «складушки»;
  • динамические кубики Чаплыгина;
  • «теремки» Воскобовича.

Проверить готовность крохи к обучению письму можно следующим образом:

  • дать малышу лист бумаги;
  • предложить что-нибудь изобразить;
  • если ребенок постоянно поворачивает бумагу, ему тяжело менять направление линий, то этого говорит о том, что учить письму еще рано.

С какого возраста ребенок готов учиться

О развитии ребенка расскажет психолог Благотворительной организации «Иная», Ольга Мельницкая.

Процесс обучения и познания у ребенка начинается с самого рождения, продолжается беспрерывно. До трех лет дети учатся ходить, пользоваться горшком, разговаривать. Они постоянно впитывают все новое, пытаются определить свое место в семье и в окружающем мире.

Уже в возрасте шести месяцев по методике Зайцевой и Домана детям надо показывать буквы. Возможно, цветные картинки дите будет рассматривать, только малыш в этом возрасте точно не догадается об их пользе

И если даже вследствие постоянных повторений малыш выучит буквы, то и быстро забудет, если перестать уделять этому внимание. Он просто найдет себе более интересное занятие

Но к шести-семи годам ребенок начнет понимать, как на практике можно использовать счет, насколько важно научиться читать. Именно теперь ему проще будет усвоить подобные знания

В каком возрасте лучше начинать обучение?


Большинство педагогов считает, что нельзя заставлять ребенка делать то, что ему неинтересно. Поэтому, если малыш не хочет обучаться письму, заставлять его не стоит. Но нужно понимать, что любое занятие можно сделать увлекательным. Если ребенок интересуется рисованием, то необходимо отвечать на его запросы. Такие занятия подготовят кроху к выведению первых букв. Предложить дочке или сыну обучение письму можно еще в 1,5 года.

Для этого следует положить перед малышом чистый лист бумаги и показать, как правильно рисовать. Положение карандаша или ручки стоит аккуратно и ненавязчиво поправлять. Со временем ребенок научится правильно держать и пользоваться инструмент.

Целенаправленные занятия проводить не стоит до тех пор, пока малышу не исполнится трех лет. Необходимо помнить, что дошкольник познает мир через игру. Возраст, с которого можно обучать кроху письму, является сугубо индивидуальным. Все зависит от усидчивости, характера, интересов, интеллектуальных способностей, степени развития мелкой моторики.

Многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что обучение письму стоит начинать проводить не раньше пяти лет. До этого возраста требуется подготавливать малыша к занятиям.

С чего начать обучение письму?

Многие родители не знают, с чего начинать учить ребенка писать

Важно понимать, что обучение выведению букв проходит в ряд этапов. Вначале идет подготовка, в ходе которой малыш овладевает навыками пользования карандашом и ручкой

Этот период обычно длится с 1 до 4 лет.

Потом можно приступать учить кроху письму печатными буквами. Данный этап совпадает с периодом овладения навыками чтения: примерно 4-6 лет. Когда малыш будет хорошо выводить печатные буквы, можно приступать к прописи. Обычно дети овладевают прописными буквами в 6-7 лет.

К этому возрасту их мелкая моторика уже достаточно сформирована, ребята становятся более сосредоточенными и усидчивыми.

Для того чтобы малыш быстрее научился выводить буквы, необходимо позаботиться о создании для него определенных условий:

  • организовать удобное и светлое рабочее место. Высота стула и стола должна соответствовать росту малыша;
  • приобрести цветные карандаши, шариковую или гелевую ручку, альбом для рисования, тетрадку в клеточку либо с широкими строчками, специальные прописи и трафареты с буквами;
  • купить тренажер-насадку, который позволяет держать карандаш правильно.

Не стоит проводить занятия по письму в таких случаях:

  • малыш болеет;
  • ребенок только вернулся со спортивной секции, прогулки, пребывает в уставшем состоянии;
  • кроха капризничает, не хочет заниматься.

Малыш должен быть в хорошем настроении, бодрым. Оптимальное время для обучения – утро и день

Важно позаботиться о том, чтобы кроха принимал правильное положение за столом. В противном случае могут возникнуть сосудистые болезни вследствие нарушения кровообращения, патологии позвоночника

Неправильная позиция тела чревата также задержкой развития грудой клетки.


Ребенок должен принимать такое положение:

  • спина ровная;
  • ноги вместе;
  • тетрадь лежит на поверхности под углом 30 градусов. Нижний левый угол листа расположен по центру грудной клетки;
  • между столом и грудью расстояние 1,5-2 см;
  • оба локтя лежат на столе.

Начинать обучение письму рекомендуется с освоения изображения элементов букв: палочек, овалов, кружочков. Задания можно найти в пособиях для детей дошкольного возраста. Далее стоит переходить к написанию букв

Важно показать ребенку, как выводить «А», «Б», «В» или «Г», а затем попросить повторить. В день нужно обучать написанию одной буквы

Проводить занятия необходимо регулярно.

Оптимальная продолжительность уроков – 15-20 минут. Надо понимать, что письмо – это сложный навык, который требует согласованной работы мышц рук, пространственного восприятия, зрительной памяти, усидчивости и внимательности. Все сразу ребенку дошкольного возраста освоить тяжело.

Перенагрузка плохо отражается на физическом и психоэмоциональном состоянии человека. Поэтому во время обучения нужно делать перерывы.

Чем грозит преждевременное обучение письму?

Раннее формирование каллиграфических навыков – лишняя, а порой и вредная работа, по мнению многих педагогических работников. С ними согласны детские физиологи, в частности знаменитый учёный-психолог Марьяна Безруких. Чем они аргументируют своё мнение?

  1. Пяти-шестилетки не готовы к написанию прописных букв по физиологическим причинам: у них слабо развита тонкая моторика пальцев, зрительно-моторная координация, не сформированы запястные и фаланговые связки и суставы.
  2. Дети младше 7 лет недостаточно хорошо ориентируются в пространстве тетрадного и альбомного листа, частенько путаются в правой и левой стороне. Из-за этого дошкольникам непросто понять, как писать цифры и буквы в тетрадях.
  3. Правила начертания есть у каждой буквы, о чём даже не подозревают многие мамы. Часто педагогам приходится переучивать тех первоклассников, которых учили писать прописные буквы ещё в предшкольном возрасте.

Нужно ли учить ребёнка писать до школы и что предложить взамен?

Вопрос о том, стоит ли вообще заниматься с малышом письмом, вполне закономерен. Раннее обучение каллиграфическим навыкам нежелательно, но мелкую моторику не только можно, но крайне необходимо совершенствовать. И начинать её развитие нужно не в подготовительных группах, а намного раньше.

Подготовить детскую руку к письму помогут такие занятия и упражнения, проводимые в игровой форме, как:

  • вырезание из цветной бумаги и картона различных фигурок с помощью ножниц (обычно с 4 лет);
  • нанизывание на леску или проволоку бусинок, крупного бисера, макаронин (обязательно под контролем взрослых);
  • лепка и разминание пальчиками пластилина, специального солёного теста;
  • завязывание и развязывание узелков на шнурках, верёвочек различной толщины;
  • работа с раскрасками – разукрашивание сюжетных картинок кисточкой, карандашом или фломастером;
  • графический диктант – рисование фигурок животных или предметов по клеткам в тетради;
  • пальчиковая гимнастика, подразумевающая повторение движений педагога или родителя под чтение коротких стихотворений.

Как помочь будущим первоклассникам правильно писать?

В подготовительной группе важно соблюдать преемственность и продолжать готовить ребёнка к целенаправленному письму. Это можно сделать, соблюдая следующие принципы:

Необходимо формировать правильную посадку за партой (пока за рабочим столом) при работе с тетрадями, прописями, альбомами и карандашом

Вкратце правила нахождения за столом выглядят так:
спина прямая;
ноги сдвинуты;
локти находятся на столе;
бумажный лист кладут под углом в 30 градусов, а его нижний левый угол «нацелен» на середину грудной клетки.

Важно следить за правильным захватом письменных принадлежностей. На верхнюю часть среднего пальца кладут карандаш, прижимая его сверху большим пальчиком, а сбоку – указательным

Безымянный и мизинец должны находиться внутри ладони.
Ребёнок к школе должен уметь ориентироваться на странице и строчке. В этом ему поможет совершенствование пространственных представлений: право-лево, низ-верх.
Необходимо ознакомить детей и с рекомендациями по письму: изображают буквы на бумаге слева направо, важно соблюдать размер элементов и интервал между ними. Кроме того, линии проводят одним росчерком, отслеживая силу нажима.

Специалисты советуют не забывать, что письмо тесно связано с речевыми навыками и в целом с языковым образованием ребёнка

Поэтому очень важно развивать фонематический слух, чтобы малыш смог выделять отдельный звуки и верно изобразить их в письме

Помимо этого, следует расширять кругозор детей, формируя психические процессы: мышление, память и внимание

Стоит ли обучать дошкольника чтению и письму: мнение педагога

На наш вопрос отвечает учитель младших классов с 17-летним стажем, Е.П. Чехлова.

Важно! Обучение дошкольника чтению и письму не весьма важно. Более значительно будет, если родители начнут обучать ребенка рассуждать, грамотно формулировать свои мысли, делать логические выводы

Ребенка можно учить считать и писать. Пускай он вместе с мамой на кухне считает количество огурцов, луковиц при готовке салата, конфеты, игрушки, шаги по пути к детскому саду. Также ребенка следует научить правильно держать карандаш, рисовать, заштриховывать, обводить рисунки по точкам.

Очень важно развитие моторики пальцев. А эти навыки весьма важны, поскольку достаточно часто в школу приходят дети, не способны удержать ручку

Так вот мышцы кисти у ребенка должны быть натренированы, помочь помогут ему в этом лепка из пластилина, нанизывание бусин на нитку, собирание конструкторов.

А читающие дети?.. Хорошо было бы, если бы читать умели все в классе. Но в первом классе обычно сидят дети, среди которых половина читает, вторую половину мы обучаем буквам. И вот для читающих создается ловушка: на уроках им становится скучно, и учителя они слушать перестают.

Кроме того, в школе обучают не только чтению. На уроках дети изучают звуки, произношение, звукобуквенный анализ, делят слова на слоги.

И самое неприятное, когда дети обучаются родственниками, которые понятия не имеют о тонкостях этого процесса. Дети читают по буквам, не соблюдают пауз, интонаций. Вот и приходится не просто учить, а переучивать. А это дополнительная нагрузка как на ребенка, так и на учителя. В итоге нередко к концу второго семестра дети, совсем не умеющие читать в начале учебного года, обгоняют в чтении тех, кто читал до прихода в первый класс.

Поэтому мое мнение такое: учить читать до школы надо только тех детей, которые сами проявляют такой интерес. Но если у ребенка нет стремления, принуждать не стоит. А в случае, когда такое обучение заканчивается для вашего чада слезами, знайте, вы отбиваете желание обучаться у ребенка, который еще не знает, что такое школа.

Ранее развитие с точки зрения нейропсихолога, Анны Владимировны

Анна Владимировна, как вы относитесь к тому, что дети начинают писать и читать в 2-3 года?

Весьма отрицательно. Для сравнения можно привести аналогию, когда люди начинают жить половой жизнью в 10 лет. От этого ребенок получит только травму, так как ни психологически, ни физиологически он еще не готов.

Энергетический потенциал мозга ограничен, в 2-3 года у ребенка должны развиваться эмоциональная и сенсомоторная сферы. Но если энергия мозга будет потрачена не в то русло, пострадает телесное развитие. До какой степени, сказать тяжело. Бывают случаи, когда детей после таких учений приходилось лечить.

Важно! Наши дети идут в школу полностью дезадаптивными, абсолютно не имеют малейших бытовых знаний, при этом родители их просто натаскивают ненужными еще знаниями. Развитие ребенка начинается с наглядно-образного, переходит к абстрактно-логическому

Уча ребенка читать в три года, мы переворачиваем законы природы. Последствия наших действий будут видны в дальнейшем.

А были среди Ваших пациентов дети, пострадавшие от такого раннего развития?

Были. Однажды при поступлении девочки в школу мама говорила о плаксивости, гиперреактивности, непонятных страхах девочки, чего раньше не было. На самом деле оно просто не проявлялось в такой степени. На девочку повлияли большие нагрузки, также новизна ситуации.

Основные принципы игровой методики

Сначала рекомендуется выучить все гласные буквы. Затем превратить их в «говорящих». Что это значит? Нужно подготовить 10 кружков из картона, на каждом написать маркером букву. Развесить их по квартире. Когда проходите с ребенком, он должен обязательно посмотреть на букву и произнести звук. После поменяйте кружки местами. Затем пусть ребенок ищет конкретную букву в книгах, в компьютере, в телевизоре. Сделайте все, чтобы поиск букв был веселой игрой.

Если удалось выучить все гласные, переходите к согласным. Не стоит нагружать дитя несколькими буквами, начните с одной. Лучше, чтобы это была «М», ведь первое слово, которое говорит ребенок «Мама». Сразу же придумайте, с чем похожа буква, так легче будет понять малышу, что это. Например, на качели, часть бантика. Обязательно сделайте кружочек, пусть он будет продолжением гласных. Нужно постепенно вводить согласные. Когда выучили 2 или 3, можете составлять вместе слова. Купите магнитную азбуку. Через время ребенок начнет быстро усваивать материал.

Заметили, что ребенок хорошо знает буквы? Начните складывать вместе слова «С+О+М»,«К+О+С+А», «К+О+М» и пр. Эта методика подходит для многих деток. С ее помощью можно вернуть интерес малыша к обучению. За счет того, что занятия выстраиваются в форме игры, ребенку интересно учиться.

Важно! Нельзя кричать, унижать и обижать дитя, если ему сложно читать. В этом случае учеба для него превращается в муку

Стрессом вы ничего не добьетесь, а только ухудшите ситуацию. Вы должны найти стимулы для дитя. Например, можете читать ему вслух, специально останавливаться на интересном месте. Также читать вместе надписи, вывески.

Обычно проблема заключается в том, что родители сами неорганизованные. Решили заниматься? Делайте это до конца, а не махайте рукой, думая, что ничего не получится. Только регулярные и систематические занятия дадут результат.

Основные ошибки

Проводя занятия с ребёнком, не стоит излишне увлекаться. В погоне вырастить гения, родители могут нанести вред. Следуйте основным правилам домашних занятий:

  • Длительность занятия не более 15 минут;
  • Запугивать, наказывать, повышать голос и тем более применять телесные наказания недопустимо;
  • Заставлять малыша через силу то что не получается;
  • Проводите занятия в игровой форме, найдите увлекательные упражнения, вызывающие интерес малыша;
  • Подберите время для занятий, когда он полон сил и бодр;
  • Не спешите, практика показывает, что слишком рано научившиеся писать дети в будущем имеют некрасивый почерк;
  • Не берите на себя слишком много функций учителя, оставьте это дело профессионалам.
  • Изучайте специализированную литературу для правильного построения занятия и подбора упражнений;
  • Используйте наглядный материал, картинки, ассоциации.
  • Обучая ребёнка, не гонитесь за скоростью. Обучая его второпях, вы получите плачевные результаты. Главное не только научить, как правильно научить писать, но и как научить ребёнка писать грамотно.

Секрет успеха обучения письму прост – подходите к обучению разумно и взвешенно. Правильно подобранная методика, литература, возраст ребёнка гарантируют успех. Главное помните, что до 6 лет вся деятельность для ребёнка должна быть в игровой форме, чтобы не зарубить на корню интерес к письму. И тогда у вас будут блестящие результаты, которые порадуют вас и вашего ребёнка.

Лучшие методики обучения

Выберите подходящую методику:

  • линейная методика;
  • генетическая методика;
  • методика копирования;
  • методика Карстера;
  • ритмичная методика.

Линейный. Соблюдение определённых размеров и стандартов букв. Высота и ширина букв, расстояние между символами чётко регламентируются.  Так же подходит для обучения цифрам.

Генетический. Буквы изучаются от наиболее лёгких в графическом написании до сложных. Чаще используется в специализированных школах для детей с дцп и аутизмом.

Копировальный. Механический способ письма по точкам и пунктирам. Так же подходит для обучения написанию цифр.

Методика Карстера. Используется педагогами для детей, которые уже имеют успехи в написании букв. Более глубокое изучения письма, развивает плавность движения кисти, делает почерк красивым, улучшает каллиграфию.

Ритмичная. Делается акцент на увеличение темпа написания букв. За определённое время нужно написать символы, не пропуская ничего. Удачен для отработки полученных знаний.