Почему ребенок в 2-3 года боится громких звуков?

Дети на раннем этапе развития (в период от нескольких месяцев до 1-1,5 года) пугаются громких и резких звуков. Это нормальное проявление инстинкта самосохранения – слишком большое количество шума может стать причиной потери чувствительности ушей и ухудшения слуха. Не стоит нервничать и беспокоиться, когда двухлетние малыши испытывают страх от громкого шума, это нормальное проявление того, что их нервная система находится на этапе развития. Она более чувствительная, чем у взрослых. Такая фобия обычно проходит примерно в три года.

Если ребенок в 5-6 лет все еще боится громких звуков, то родителям необходимо проконсультироваться с врачом. Такие проявления свидетельствует о том, что нервная система малыша слишком чувствительная.

Причиной страха может стать и слишком эмоциональная реакция родителей на ситуации, в которые попадает маленький исследователь. Если мама будет все время кричать: «Не делай этого, не трогай, не лезь!», – это может вызвать сильный стресс. С детьми лучше говорить ласково и спокойно, давая им понять, что они защищены и ничего плохого не случится.

Причины возникновения

Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:

  1. Испуг.
  2. Страх.
  3. Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
  4. Смена окружения.
  5. Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
  6. Рождение второго ребенка в семье.

Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.

Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.

Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:

  • тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
  • черепно-мозговой травмы;
  • перенесенного нейроинфекционного заболевания.

Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.

Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков. 

Младенческие колики

Еще одна причина истерик у детей, которой пугают будущих родителей. Колики встречаются у 30% малышей в возрасте до 4-5 месяцев. Главное, что нужно понять – это состояние почти всегда носит функциональный характер, т.е. нет структурных нарушений органов желудочно-кишечного тракта, вызывающих колики.

К основным симптомам младенческих колик относят: беспокойство, плач, поджимание ножек к животу, иногда – вздутие. Критериями этого состояния является: возраст от 2-3 недель жизни до 5 месяцев, начало приступов не имеет объективных причин, симптомы продолжаются 3 и более часа в день не менее трех дней в неделю, ребенок хорошо набирает вес и развивается согласно срокам.

 
До сих пор ученые не могут прийти к одной единой теории возникновения колик. Общепринято, что причина этих приступов – незрелость желудочно-кишечного тракта, становление микрофлоры кишечника. Однако существуют исследования, которые говорят, что к коликам могут привести, в том числе, психологические проблемы в семье (таким образом, колики у младенцев – реакция на стресс).

 
Помимо того, что нет единства в вопросе причины колик у детей, нет единого мнения по поводу лечения. Но в любом случае, любые препараты должны назначаться только врачом!
Родителям детей с коликами необходимо придерживаться той же концепции, что и во время периода «фиолетового» плача. Примите, что это состояние есть у ребенка и не забывайте, что это тоже временно. Не развивайте в себе чувство вины, что не можете помочь своему малышу – это вопрос физиологии младенца. Лучшее, что вы можете сделать – быть рядом и любить своего кроху.

О детском плаче

Детский плач многогранен и может свидетельствовать о множестве различных изменений в самочувствии. Маленькие дети не могут выразить свои ощущения из-за того, что они их часто попросту не понимают, а младенцы вовсе еще не научились говорить. Плач – это своеобразный язык ребенка, при помощи которого он дает понять родителям о каких-либо проблемах или потребностях. Поэтому не стоит его игнорировать.

Зачастую детский плач сопровождается другими проявлениями того или иного состояния, распознав которые, можно среагировать и быстро успокоить ребенка. По мере того, как родители присматриваются к младенцу, к ним приходит навык предугадывания состояний, вызывающих у него беспокойство.

Какой плач называют фиолетовым?

Отдельная разновидность детского плача – так называемый «фиолетовый плач». Это продолжительный, беспрерывный плач, наблюдающийся у новорожденных детей. Свое название он получил благодаря английскому названию этого явления (PURPLE), которое одновременно является акронимом его основных симптомов:

  • P — peak — нарастающий. Такой плач усиливается со двухнедельного возраста и достигает своего пика к 2 месяцам.
  • U — unexpected — неожиданный. Как правило, видимые причины как развития, так и прекращения плача установить не удается.
  • R — resists soothing — не поддается успокоению. При фиолетовом плаче никакие действия не могут привести к успокоению ребенка.
  • P — pain-like — похож на боль. Зачастую выражение лица и тембр голоса ребенка наводят родителей на мысль, что крик обусловлен какой-либо болью.
  • L — long lasting — длительный. Фиолетовый плач продолжается по меньшей мере несколько часов.
  • E — evening — вечерний. В большинстве случаев плач возникает в вечернее время.

С точки зрения доказательной медицины не существует данных, указывающий на связь «фиолетового плача» с болезненными состояниями. В возрасте 3-4 месяцев он самостоятельно исчезает (рис. 1).

Задача родителей в этом периоде – обеспечить максимальный уход за ребенком, успокаивать малыша обычными методами. Но при появлении первых признаков заболеваний или функциональных нарушений рекомендуется незамедлительно обратиться за консультацией к доктору.

Рисунок 1. Признаки фиолетового плача. Источник

Как избавиться от страха: советы родителям

Самое главное – атмосфера в доме. Нужно, чтобы ребенок осознавал, что родители – это надежные люди, которым можно доверять. Они всегда будут рядом и дадут его в обиду. Тогда малышу будет легче приспособится ко всем проявлениям окружающего мира.

Психологи рекомендуют:

  • часто говорить с детьми спокойным, ласковым и уверенным голосом. Хорошо если это будут делать оба родителя – чтобы младенец легко воспринимал разные звуки;
  • малыша успокоит, если родитель на своем примере покажет, что бояться внезапного шума не стоит, будет вести себя спокойно и уравновешенно, не будет резко вскакивать, услышав шум;
  • дайте детям самим воспроизвести какой-нибудь звук. Разрешите им посигналить в машине, поиграться с телефоном;
  • можно использовать мелодичную негромкую музыку. На позитивное восприятие маминого и папиного голоса настраивают колыбельные, которые родители поют перед сном;
  • используйте в играх образы животных, включите в задание воспроизведение громкого рычания, издаваемого львами, тиграми, медведями;
  • не стоит прилагать все усилия к тому, чтобы в доме, где есть маленький ребенок, царила идеальная тишина. Пусть он засыпает, не обращая внимания на фоновые шумы, – тогда громкие звуки не покажутся ему такими резкими и пугающими.

Если ребенок боится громких звуков в 4 года, то чтобы благополучно справиться с его фобиями, родители должны к страхам относиться с пониманием. Малыша нельзя ругать или стыдить, намного лучше постараться отвлечь его с помощью интересной игры.

Грудничок вскидывает руки во сне

Процесс отхода ко сну: глазки начинают закрываться – пеленаю, потом ОЧЕНЬ быстро надо достать грудь (если голодный) или сунуть бутылочку с чаем или водичкой. Тогда отвлекается и не сильно активно вытаскивает руки. За время сосания обычно засыпает. Это самый удачный вариант.

Чаще сразу начинается вытаскивание рук, кряхтение, перерастающее в скандал. Снова перепеленываемся, потому что руки уснуть не дадут. Или через некоторое время после укладывания в кроватку начинает во сне кряхтеть, вытаскивать руки – если получится – все, сон окончен.

Неделю назад добавилась новая проблема – научился переворачиваться на живот, причем даже с запеленатыми ручками во сне. И тоже просыпается.

Возможные последствия испуга у ребенка до года

К страхам у детей нужно относится внимательно и поддерживать их в случае негативных последствий. Осложнения проявляются как:

  • беспокойный судорожный сон со вздрагиваниями. Грудничку начинают снится плохие эмоциональные сны. Как утверждают ученые, дети видят кошмары гораздо чаще взрослых;
  • ребенок не перестает рыдать и плакать. Чаще всего приступы сильного крика приходятся на вечер до и после купания. Если заметили подобные инциденты — это скорее всего симптом испуга у грудничков;
  • недержание мочи у ребенка чаще происходит после 4-х лет, даже если кроха испугался в период новорожденности или грудного возраста;
  • заикание также проявляется с возраста, когда ребенок начинает полноценно разговаривать. Обычно это происходит с 3 до 6 лет. Обычно заикающимся детям сложно общаться и нужно лечить такое последствие;
  • ребенок не переносит одиночества: с родителями ему спокойнее, но это не всегда удобно родителям, поэтому заняться устранением подобного осложнения нужно сразу.

Вылечить хронические приступы испуга у ребенка до года намного сложнее, чем преодолеть первые симптомы эмоционального потрясения.

Рекомендуем посмотреть видео Комаровского об испуге у новорожденного.

Лечение

Очень часто дети, у которых обнаружены тикозный гиперкинез, не нуждаются в специальной терапии. Она абсолютно бессмысленна, а помогает лишь коррекция образа жизни пациента. Однако если тики генерализуются, то лечения не избежать. А вот какой из методов выберет врач, зависит от тяжести заболевания, возраста и физических показателей ребенка.

Возможен комплексный подход лечения тиков у детей. В него входит:

  1. Мероприятия, направленные на правильную организацию режима дня ребенка. Ограждение его от стрессов, волнений и прочих неприятностей.
  2. Безмедикаментозная терапия. В этот комплекс входит посещение психотерапевта, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия.
  3. Лечение с помощью медикаментов.

На начальных этапах развития тиков у детей раннего возраста для видимой положительной динамики бывает достаточно лишь режимных мероприятий. Рационально организованное время занятий и отдыха, своевременный отход ко сну, правильное питание, занятия спортом являются залогом позитивного исхода нервного расстройства.

Семейная психотерапия имеет немаловажное значение. Если ситуация в семье дала толчок для развития тиков, то нужно постараться ее исправить

Малыш ни в коем случае не должен ставать свидетелем ссор или скандалов. Необходимо создать спокойную, доверительную обстановку, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и защищенным. Одергивать и напоминать о его нервном нарушении не следует, поскольку это лишь усугубит ситуацию.

Хорошие результаты в профилактике и лечении тиков дают развивающие игры с использованием мелкой моторики, арт-терапия, релаксация. Из физиотерапевтических способов борьбы с этим расстройством чаще всего используются следующие:

  • метод биологически обратной связи;
  • метод аудиовизуальной стимуляции;
  • иглорефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • озокеритовые аппликации;
  • массаж шейно-воротниковой зоны;
  • электросон.

В тех случаях, когда медикаментозного лечения избежать не удается, то сначала назначаются седативные препараты. Они оказывают общее успокоительное действие, убирают нервозность и раздражительность. Если ожидаемого эффекта не наблюдается, врач назначает транквилизаторы. Их сфера действия – снятие эмоционального напряжения, тревожности и страхов.

При прогрессирующем тикозном гиперкинезе, не поддающемуся щадящему лечению, применяются более тяжелые препараты. К ним относятся нейролептики и антидепрессанты. К сожалению, эти медикаменты имеют массу побочных действий и используются только в крайнем случае, исключительно по назначению врача и строго соблюдая дозировку. Главным показателем к применению является безопасность ребенка с учетом особой чувствительности еще не сформированного организма, в том числе и нервной системы.

Лечение тиков у детей обычно проводится амбулаторно, поскольку госпитализация может являться дополнительным источником тревожных переживаний. По той же причине при медикаментозной терапии избегают введения препаратов с помощью инъекций.

Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?

Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.

Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.

Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).

Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Механизм развития

 Никто достоверно не может объяснить патогенез панической атаки. Но существует теория, согласно которой пусковым механизмом являются негативные мысли, когда они случайно посещают человека. Их действие, сродни объективной угрозе, провоцирует выделение адреналина и ему подобных веществ. Они сужают сосуды, вызывают учащение сердцебиения и дыхания. Повышается АД, причем даже у тех, кто в принципе этим не страдает, показатели достигают 200 мм рт. ст.

В крови уменьшается количество углекислого газа, нарастают симптомы гипервентиляции, то есть нарушения дыхания. Стимулируются рецепторы, вызывающие возбуждение, и блокируются те, которые отвечают за торможение. Таким образом, происходит нарастание тревожных и панических симптомов, чувства страха.

Многие пациенты, страдающие данным недугом, очень боятся потерять сознание. Но при паническом кризе это маловероятно. Все его механизмы развития говорят об обратном. В этом состоянии активизируется безусловный рефлекс «бей или беги», сопровождающий пугающую ситуацию. К тому же повышенное давление и интенсивное сердцебиение просто не дадут вам этого сделать.

Боязнь обморока вызывают у пациента онемение конечностей и головокружение. Они-то и сбивают с толку.

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

Факторы, влияющие на цвет радужки

Цвет глаз новорожденного определяется не только оттенком радужки его мамы и папы. На него влияют еще и такие факторы, как:

  • Гены родственников, причем не обязательно близких. Иногда младенцу передается цвет глаз дедушек и бабушек, как родных, так и двоюродных. А иногда дети наследуют его от своих давних предков.
  • Цвет кожи, раса и национальность родителей.
  • Количество пигмента. Оно бывает различным уже при рождении новорожденного и именно от того, сколько в радужке меланина, зависит их цвет глаз.

Меланин — пигмент, выполняющий важную функцию — окрашивает радужку в определенный цвет. Накапливается меланин в хроматофорах, находящихся на наружном слое радужки. Наиболее распространенный цвет — темно-коричневатый. Чем меланина в хроматофорах меньше — тем более светлым будет оттенок. Этим и обуславливается синий, голубой или серый оттенки. При большом количестве меланина — радужка будет коричневатой.

Иногда, под воздействием патологических изменений в печени, радужка приобретает желтеет. А при нарушении в организме процесса выработки меланина — радужка становится розовой или красноватой.

Если глаза малыша приобрели явный желтый оттенок — это повод для обращения к врачу. Желтизна радужки чаще всего появляется при желтухе и заболеваниях печени.

Наблюдаются у большинства малышей в первые месяцы их жизни, но остаются таковыми далеко не всегда. К году такие глаза могут стать карими либо сероватыми.

Это самый изменчивый цвет радужки — как правило, его оттенок неоднократно сменится до того времени, пока не станет постоянным. Если глаза у ребенка и остаются голубыми, то окончательный их цвет устанавливается к 2-4 годам.

Как правило, молочно-голубой оттенок глаз у новорожденного меняется на более темный или более светлый, он может даже стать зеленоватым или сероватым. Чаще всего голубоглазыми бывают светлокожие люди с волосами золотистых или пепельных оттенков.

Голубые глаза появились у людей из-за мутации, при которой в радужке вырабатывается очень мало меланина.

Голубой оттенок связан с тем, что в наружном слое радужки имеются коллагеновые волокна при том, что синих или голубых пигментов там вовсе нет. Сам же этот оттенок обусловлен оптическим рассеянием света.

Серый — распространенный цвет радужки. Если плотность коллагена в строме высока, то глаза у ребенка окажутся светло-серыми, при меньшей плотности — станут серо-голубоватыми.

Присутствие меланина придает желтоватый или коричневатый оттенок. Серый цвет также, как и голубой, зависит не от присутствия пигмента, а от рассеяния света.

Если малыш от рождения сероглазый, то с возрастом, скорее всего, цвет кардинально не поменяется. Они лишь могут незначительно посветлеть или потемнеть, либо приобрести голубоватый или зеленоватый оттенок.

Синий также связан не с количеством меланина в радужной оболочке, а с рассеянием и преломлением лучей света. Он бывает, когда волокна коллагена на наружном слое радужки менее плотные, а меланина в нем очень мало. Чем меньше бывает плотность коллагена, тем более яркий либо темный синий оттенок получится. Порой он бывает очень глубоким и темным — оттенка индиго.

Как уже было отмечено, что почти все детки появляются на свет с синими или небесно-голубыми глазами. По мере накопления меланина в радужке, ее цвет у многих из них приобретает коричневатый оттенок, который со временем станет более насыщенным.

Карий цвет обусловлен большим количеством меланина в радужной оболочке, из-за чего поглощается большинство световых лучей. А отраженный свет и дает коричневатый оттенок.

Определяется малым количеством меланина и присутствием во внешних слоях радужки желтоватого или светло-коричневатого пигмента липофусцина. Из-за того, что рассеиваемые в строме голубой или синий накладываются на него, и образуется этот цвет.

Яркий и насыщенный зеленый — большая редкость, так как чаще всего зеленые глаза бывают с сероватыми или светло-коричневатыми вкраплениями. Чаще встречаются в Северной или Центральной Европе. Иногда встречаются у уроженцев юга Европы.

Зеленые глаза самых разных оттенков встречаются только у 2% населения Земли.

Если у новорожденного глазки травяного или изумрудного цвета, то они такими и останутся на всю жизнь. Со временем они могут лишь слегка посветлеть или потемнеть.

Несколько слов об испуге у грудничка от Е. Комаровского. Возможные причины

Частые проявления страха, как выясняет педиатр Евгений Комаровский, проявляются у деток до года, которые окружены постоянным родительским вниманием или, наоборот, страдают от его дефицита. На фоне этого у грудничков возникает боязнь воды, узкого или широкого пространства, темноты, некоторых домашних животных

Обычно провоцируют испуг у ребенка до года следующие факторы:

  • большие и страшные животные могут испугать грудничка;
  • внезапные крики или громкий звук;
  • родительский смех;
  • стрессы ребенка из-за увиденного или услышанного;
  • строгость в воспитании (иногда такой фактор сопровождается симптомом регулярных судорог и вздрагиваний).

Испуг у грудничка, вызванный различными причинами, требует специального обследования на предмет наличия нервозных отклонений. В это же время родители должны обеспечить ребенку полный покой и чувство защищенности.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы

Для него очень важно читать по губам

Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

  • низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
  • среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
  • высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

  • манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
  • гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
  • горох — приблизительно 70 — 80 Дб.