Как научить?

Развитию гуления родители могут поспособствовать самым непосредственным образом. Не нужно для этого осваивать какие-то логопедические методики – нужно просто общаться с младенцем. Часто и много. По любому поводу и без такового. Чем бы ни была занята мама (приготовлением пищи, уборкой, глажкой белья), она может комментировать свои действия вслух. Малыш будет внимательно вслушиваться в ее интонации, звуки и рано или поздно захочет их повторять.

Специалисты дефектологи и логопеды утверждают, что для лучшего понимания ребенком речи взрослого, нужно говорить не тихо, но и не громко, поскольку лучше всего фиксируются в памяти и воспринимаются средние частоты человеческой речи.

Если малыш часто становится очевидцем семейных ссор, мама часто говорит раздраженным тоном, повышая голос, то есть вероятность, что гуление он начнет осваивать не с ласковых, осторожных, воркующих звуков, а с криков и визга. Поэтому рекомендуется при ребенке всегда говорить доброжелательным и ровным тоном. С двух- и трехмесячного возраста нужно начинать устанавливать с малышом зрительный контакт во время говорения.

Протягивая ему игрушку с традиционным в таких случаях «На», мама должна постараться заглянуть малышу в глаза и встретить ответный взгляд. Если ребенок мычит, а не гулит, мама не должна имитировать его звуки. Во всех остальных случаях будет хорошо, если мама начнет подражать звукам малыша. Такой контакт будет началом полноценного речевого развития ребенка.

В ситуациях, когда ребенок только слушает взрослого и вообще не предпринимает попыток подражать, применяют приемы так называемого пассивного подражания. Мама произносит типичные для гуления «гу-гу-га-га» и одновременно большим пальцем руки приоткрывает ребенку нижнюю губку, повторяя собственную артикуляцию. Постепенно у малыша складывается понимание взаимосвязи мимики и исходящего звука. Существует и специальный для грудничков. Он заключается в вибрационном воздействии руками на грудную клетку ребенка, легком касании кончиками пальцев его гортани и подчелюстного пространства.

Даже если малыш упорно отказывается гулить, не оставляйте занятий и попыток. Бывает так, что, миновав этап гуления, малыш после 5–6 месяцев начинает лепетать и довольно быстро прогрессирует. Для приобретения доречевых и речевых навыков имеет значение и умение распознавать речь взрослых. Поэтому мама должна чаще задавать ребенку вопросы и сама же отвечать на них, все действия взаимодействия должны комментироваться: «дай», «на», «так», «не так», «вот это». Короткие указательные сочетания звуков помогут ребенку быстрее освоить пассивную (внутреннюю) речь.

К сожалению, часто родители ждут первого «мама» или «папа» и не придают особого значения другим звукам и их сочетаниям, которые произносит малыш. А кроха очень ждет одобрения и реакции, когда в очередной раз произносит свое «гу», «бу» и т. д. Чем эмоциональнее и внимательнее родители будут реагировать на гуление, тем быстрее малыш будет продвигаться в правильном направлении освоения человеческой речи.

Труднее всего проходят этапы гуления и лепета дети билингвальные, которые слышат сразу два языка. К полугоду они обычно сами «определяются»: в их лепете начинают преобладать звуки того языка, который воздействует на них сильнее. Но может быть и смешение звуков двух языков. С такими ребятами нужно заниматься на одном языке, лишь постепенно (после года) добавляя звуки и слоги другого языка. Важным для развития доречевых навыков является и развитие мелкой моторики рук. Движения рук и речевой центр взаимосвязаны. А потому у детей уже с двух- и трехмесячного возраста должно быть достаточно разных на ощупь предметов (игрушек, тряпочек), которые будут развивать тактильные ощущения пальцев рук. К полугоду полезными будут пирамидки и детские кубики, безопасные сортеры без мелких деталей.

Очень эффективным для детей, которые гулили, но потом внезапно замолчали под действием неких факторов извне, может быть методика «подражания себе»: ребенку включают аудиозапись собственного гуления, сделанную ранее. Прослушивание побуждает малыша вспомнить навык и продолжить его развитие.

Возможные проблемы

При достижении определенного возраста родители начинают ждать от крохи ответных звуков, но их может не быть. Есть дети, которые ограничиваются лишь коротким периодом тренировки будущей речи. Они как бы пробуют звуки «на вкус», произносят гласные и сами их пугаются. Такие малыши могут молчать, как партизаны, и в 5, и 6 месяцев.

С испугом или негативным опытом, а также с внезапным заболеванием могут быть связаны и внезапно утраченные способности к произношению звуков. Ребенок гулил, например, с 2 месяцев, а в 4 месяца перестал и замолчал. Под действием страха, стресса или даже самой обычной простуды, которую малыш перенес, он мог временно забыть новый навык.

Причиной задержки развития гуления или его исчезновения может стать слабое эмоциональное развитие малыша: с ним мало общаются, почти не разговаривают, уделяют ему недостаточно внимания. Наладить речевой контакт с грудничком — непросто, но ничего невозможного в этом нет. На задержку психического и эмоционального развития указывает не только отсутствие гуления в принципе, но и монотонное «пение», мычание в возрасте от 4–5 месяцев и старше. В норме в этом возрасте гуление становится эмоционально окрашенным: ребенок может произнести свое «агу» как с удовольствием, так и с досадой, как требовательно, так и ласково, нежно. У малышей с задержкой развития психики и становления эмоций эмоциональный окрас звуков практически отсутствует.

Гуление может отсутствовать или быть очень скудным, почти неразвивающимся у детей с аутизмом. Аналогично ведут себя малыши с , с врожденным слабоумием, дети, перенесшие тяжелые травмы головы, кровоизлияния в головной мозг при рождении. При поражении центра речи ни гуления, ни лепета может не быть вообще, как и последующих речевых навыков.

Позднее начинают гулить недоношенные дети, а также малыши, часто болеющие и в связи с этим ослабленные. Ленивые в силу характера детки также могут начать гулить несколько позднее своих активных и любознательных ровесников. Достаточно редко причиной отсутствия гуления, агуканья и лепета являются аномалии строения голосовых связок и речевого аппарата, поскольку сами эти аномалии относительно редки.

Как помочь малышу начать лепетать

Через несколько месяцев гуление сменяет лепет. В возрасте пяти-шести-семи месяцев ребенок начинает как бы случайно произносить отдельные слоги: «Тя», «ма». Постепенно слоги начинают повторяться в виде цепочек: «тя-тя-тя». Затем цепочки из стереотипных слогов меняют лепетные цепи разных слогов: «те-тя-те», «да-ля» и другие.

Как стимулировать лепет

  1. Имитируйте лепет ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог ответить.
  2. Купите звучащие игрушки. Малыш будет вслушиваться в их звуки и издавать свои.
  3. Сопровождайте произнесение цепочек слогов цепочками движений. Сказали слог — подпрыгните. Сказали другой — хлопните в ладоши. Придумайте к каждому слогу свой жест.
  4. Распевайте простые слоги и слова: «Ма-ма-ма — мамочка», «ки-ки-ки-кисонька».
  5. Гримасничайте вместе с малышом. Ребенку понравится игра с соской, когда вы будете «забирать» ее, а малыш — тянуться за ней губками. Аккуратно массируйте губки и щечки малыша.
  6. Играйте с пальчиками ребенка. Поглаживайте кончики пальцев, давайте ему в ручки шероховатые предметы.

Детский лепет — это еще не речь. Но благодаря маме цепочки слогов со временем превращаются в слова. Если на языке ребенка «ба-ба» означает бабушка, «ма-ма» — маму, а «ки» означает киса — это уже слова. Как правило, такие детские слова появляются ближе к году.

Первые 12 месяцев — самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Все, что будет упущено в это время, впоследствии может потребовать двойных усилий!

Первые звуки малыша

Первые звуки или когда малыш начинает агукать? Отметим, что примерно пять первых недель от грудничка можно услышать исключительно плач или кряхтение. И только ко второму месяцу своей жизни детки могут начать издавать самые первые звуки. Обычно первыми издаваемыми звуками становятся несложные по произношению гласные: а, у, о, е. В момент произношения этих гласных, родители и слышат долгожданное “агу”.

Малыш начинает агукать в 1-2 месяца, в этот период они общаются сами с собой, то есть происходит ознакомление с новыми для себя навыками. Детки очень долго наблюдают за источником звучания, а также пробуют воспроизвести его все чаще и чаще. Далее они стараются применять свои навыки в общении с родными или игрушками. Довольно часто они начинают агукать под мелодию, которая и очень нравится. Со стороны кажется, что малыш подпевает.

Примерно на четвертом месяце, детки начинают пытаться произносить первые согласные звуки. В первое время от них можно услышать: м, п, б. А далее все чаще вы будете слышать отдельные слоги, из которых и начинает постепенно формироваться лепет малыша. К концу первого года, детки уже начинают произносить свои первые слова, которые состоят из одинаковых слогов.

Способ №– я тебя не понимаю

После 2 лет ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве, знает свой дом, игрушки и уже начинает немного лениться. Зачем говорить глагол «упала», если мама с папой и так понимают слово «бах»? Тоже самое с другими словами, которые ребенок вначале коверкал, а потом просто привык к такому произношению. Бо-бо, би-би, ба-бах – все это можно сказать словами и ваша задача, как родителя, мотивировать ребенка заменить простые звуки на слова.

Говорите, что не понимаете, чего хочет ребенок, задавайте наводящие вопросы. Конечно, доходить до крайностей не стоит, и если ребенок не идет на контакт, то лучше отложить этот момент на потом. Но, в тоже время не поддавайтесь на манипуляции малыша, а постепенно, но уверенно настаивайте, чтобы он больше говорил.

Этапы формирования речи ребёнка

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа «ма», «па», «ба», «на», «ди» («иди»), «да» («дай») и прочие. Звуковой состав лепета — результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому и акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, чаще всего из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит бить тревогу, возможно у младенца есть проблемы со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает повсеместно воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы «где мама?», «где кошка?». Он радуется, что его понимают, начинает подражать взрослым в играх с игрушками, в использовании ложки, кружки. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже разные: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаются характерными звуками «а-а-а», «у-у-у». Лепет становится продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться («ба-ба-ба», «ма-ма-ма») и превращаются в слова, которые становятся элементами мышления. Произношение слов еще не совершенно, но ребенок уже вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово «ма-ма». Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа «ав-ав» («собака»), «би-би» («машина»), «тик-так» («часы»).

В третьем периоде, начинающемся со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по одному слову выполняет простые поручения. У него появляется осмысленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые просят назвать что-либо. Ребенок упрямо перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже знакомым предметам, пока не будет удовлетворен сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим прорывом в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с начальным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие восприятия речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. В конце концов, наступает момент, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу («папа, дай»).

Ребенок с нормальным слухом, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев. У разных детей развитие речи может протекать индивидуально. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы детей стремительно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но пользуются несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее сын или дочь. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это объясняется более пластичной нервной системой. К полутора годам возникает первый период вопросов «что это?». В активном словаре такого малыша уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и выговариваемых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает далеко не всякий взрослый. Это уже можно смело назвать общением с помощью речи. К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме большого количества прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль» и прочие, а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее изменение и становление продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».

Почему дети начинают говорить поздно: возможные причины

Точного ответа, во сколько дети начинают говорить, нет в принципе. Есть ориентировочные таблицы, которыми пользуются педиатры, неврологи, дефектологи и логопеды.

Понятны переживания родителей, если их ребенок молчит, а его ровесники разговаривают предложениями и читают стихи. Даже если врачи успокаивают и уверяют, что с дитем все в порядке, родительскому сердцу все равно тревожно.

Почему ребенок не говорит? Причины ЗРР (задержки речевого развития).

наследственность (если папа и мама заговорили поздно, у крохи есть все шансы пойти по их дороге);
девочки начинают говорить раньше и лучше мальчиков;
болезнь матери во время беременности;
осложнения при родах;
послеродовые поражения ЦНС (центральной нервной системы);
нарушения слуха;
врожденные дефекты речевого аппарата (заячья губа, волчья пасть);
чрезмерная опека (когда у ребенка нет потребности говорить, ведь его и так понимают);
недостаток внимания (дети в социально неблагополучных семьях недополучают внимание родителей, здесь чаще всего встречается задержка психического развития, или – ЗПР, и проблема «Во сколько лет начинают говорить дети», получает серьезные основания).

Если ребенок никак не начинает разговаривать

Итак, чтобы карапуз развивался лучше, занятия нужно начинать не тогда, когда ребенок уже начинает говорить первые слова, а гораздо раньше:

  • мама и папа, а также их родители, должны забыть о сюсюканье и вспомнить правильный русский язык;
  • повторять новое слово несколько раз в различных ситуациях;
  • произносить слово четко, понятно для слуха;
  • читать каждый день стихи и сказки;
  • поощрять познавательные интересы ребенка (отвечать на все «Почему?», рассказывать что-то любопытное);
  • выучить и делать с малышом артикуляционную гимнастику;
  • развивать мелкую координацию рук;
  • играть до 10-15 минут, пока малышу интересно.

Когда ребенок должен начать говорить правильно все звуки?

По многим причинам в школу ребенок должен пойти с правильной речью. Это влияет не только на грамотность письма и скорость чтения, но и на взаимоотношения в коллективе.

Логопедические занятия обычно начинают с 4 или 5 лет. Однако, это не значит, что ребенок неспособен заговорить правильно раньше. Но нужно учитывать, что уроки у логопеда специфичны. Дошкольник должен быть внимательным, усидчивым, понимать пользу занятий и хотеть научиться говорить лучше.

Родители, занявшиеся исправлением речи чада, обязаны обеспечить непрерывность и систему. Иначе, при большом перерыве, все исправления, достигнутые большим трудом, будут утрачены. Занятия придется начинать с нуля.

Игры, придуманные родителями

Повлиять на то, в каком возрасте дети начинают говорить первые слова, можно с помощью интересных и простых игр. Вот небольшой список, предложенный нашими читателями:

  • Насыпать гречу (или другую крупу) в ведерко, туда же положить несколько мелких игрушек; задача ребенка – найти предмет, угадать что это, и достать его.
  • Аппликации из риса, семечек, фасоли, гороха.
  • Самодельный сортер: в пластиковой крышке банки от кофе вырезать круг. Для вкладывания использовать разноцветные предметы разного диаметра и толщины.
  • Массаж ладошек гречкой.
  • Щупанье мешочков (5Х10 см), наполненных разными крупами, солью, песком…
  • Катание в ладонях различных фактурных мячиков (большой выбор в зоомагазинах).
  • Шнуровки на основе посуды или одежды: дуршлаг + шнурок; ботинки, которые стали малы.
  • Шнуровка из формочек для куличиков: просверлить отверстия по периметру.

Итак, если ребенок до 2 лет имеет в словаре несколько слов, а в 3 говорит простейшими предложениями, озадачиваться тем, когда дети начинают говорить первые слова, не стоит. Вместо этого помогайте малышу: мастерите развивающие игрушки, разговаривайте, читайте. Поощряйте его любопытство и хвалите за первые успехи. А главное —  никогда не сравнивайте своего кроху с другими, ведь все родители знают, что их чадо – самое лучшее, не так ли?

Во сколько месяцев дети начинают агукать

Я уже не раз писал в статьях про развитие ребенка, что никаких четко установленных правил не существует, есть некоторые средние данные, от которых вы уже будете отталкиваться. То есть, если соседский малыш начал агукать уже в 3 недели, то это не значит, что и ваш точно также будет и не нужно считать, что у малыша что-то не в порядке с развитием, если он начнет агучать чуть позже, чем остальные ваши знакомые детки.

Теперь давайте по порядку разберемся, какие звуки ребенок начинает издавать с начала своего рождения и до года.

  1. В первый месяц жизни ребенок большую часть времени просто спит. Когда малыш что-то хочет, зачастую есть, то он начинает плакать. Когда у него что-то болит, например, животик, то он также плачет. Еще ребенок может слегка кряхтеть во сне или даже постанывать. Больше ничего от малыша услышать навряд-ли получится.
  2. В начале второго месяца жизни мы уже можем услышать от малышей некоторые гласные буквы, зачастую это «а» и «у». Голос у новорожденных детей гортанный и когда они произносят сначала «а» потом «у», слышится «агу». Иногда громко звучат буквы «о» и «э».
  3. Агуканье может очень быстро перерасти в гуленье. Гулить ребенок может начать как в полтора, так и в два и в три месяца. В этот период к произносимым гласным буквам малыша добавляется еще несколько согласных «к» и «г». Младенец начинает произносить слоги «гу» и «агу» и это уже не гласные, доносящиеся с гортани, в слогах четко слышна буква «г». Также нередко можно услышать слог «ки». Все эти звуки часто сопровождаются улыбкой малыша.

Ребенок может произносить данные слоги, когда играется с вами, когда трогает какую-то игрушку, когда звучит музыка.

  1. Между 4-ю и 5-ю месяцами в неосознанную речь ребенка добавляется еще несколько согласных букв, это «п», «б», «м». Не трудно догадаться, что получится, если добавить к каждой из этих букв букву «а», которую малыш уже знает.

После 5-ти месяцев довольно часто ребенок произносит слоги «аба», «па», «ба». Малыш начинает подряд произносить несколько слогов, например, «аба» + «ба» + «ба». Ребенок делает это быстро, бабушка подпрыгивает выше всех, ведь малыш научился говорить «баба». Только здесь можно не радоваться прям так сильно, ведь ребенок не знает, где его бабушка, где папа, а где мама. Он еще не умеет сопоставлять человека с конкретным словом, это близкие для него люди, к которым он привык визуально. Слово «баба» для малыша лишь просто два слога, которые легко выговариваются.

  1. Все вот эти составление слогов и букв друг с другом, непонятный набор букв в исполнении ребенка называется лепетанием и будет он длиться аж до года. Внятных осознанных слов в этом периоде от ребенка можно не требовать и не ожидать, а уже после года активно заниматься с малышом, чтобы он не выглядел «отсталым». Это не значит, что до года с ребенком не нужно выполнять никаких речевых упражнений, о них я напишу чуть ниже.

От лепета к лепетным словам

Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции. 

Шаг 1  

Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» – положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал)) 

Шаг 2
Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: “Кто пришел, кто это, позови маму”. Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами “Как Ваня упал? Бах!” Ориентировочный возраст – с года до полутора лет 

Шаг 3
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его “речевую продукцию” 

  1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл) 
  2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла) 

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: 
ма, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га 

Шаг 4. 
Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов 
Слово звукоподражание: 

  • Барабан бам-бам-бам 
  • Упал бах, бабах 
  • Качаться, качели кач-кач 
  • Дождик кап-кап 
  • Гусь га-га-га 
  • лягушка ква-ква 
  • Дай, дать? дай 
  • Собака ав-ав 
  • Ворона кар-кар 
  • Спать а-а-а, бай-бай 

Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному. 
Шаг 3 и 4 – приблизительно в полтора года 

Шаг 5 
Появление слов взрослого лексикона: 

  • Бабака (собака) 
  • Титики (часики) 
  • Моти (смотри) 

Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком» 
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала) 
Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев. 

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»:
 
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит “Большая”, говорит “аяя” и все довольны, вместо слова “трактор”, говорит “такта”, или “тата” и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста. 

Есть дети, которых я бы назвала максималистами “или все или ничего”. Похоже, что они думают так: 
“Я не умею говорить “большая”, и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию”. 

Что делать? Мы не можем попросить “скажи “аяя”, предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов

Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать “кусочек” взрослого слова. 
Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым.