Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
Говорить много

Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова

С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы
Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Этапы формирования речи у ребёнка

В логопедии есть такое понятие, как активный и пассивный словарный запас. Пассивное увеличение словарного арсенала подразумевает, что малыш всё лучше понимает окружающих, но сам при этом молчит. При активном накоплении словаря дети интенсивно осваивают звуки и складывают из них слова и фразы. Пассивная речь, как правило, развивается с большим опережением, и если малыш не разговаривает или говорит очень мало, но при этом прекрасно понимает требования и замечания, повода для беспокойства не должно быть.

Итак, выделяют несколько возрастных периодов развития речи, каждый из которых имеет свои особенности. Нужно отметить, что подобное деление носит условный характер.

Первые полгода жизни

Гуление – именно так называются самые первые осознанные звуки, произносимые младенцем. Подобные звуки начинают доноситься из кроватки младенца в возрасте одного месяца. Тем не менее для выражения недовольства малыш по-прежнему использует крик и плач. Гуление образуется вследствие случайного расположения таких органов, как губы, язык и носоглотка. Механизм возникновения гуления одинаков у всех младенцев.

Начиная с двухмесячного возраста с малышом стараются как можно больше разговаривать. Ошибочно полагать, что грудничок ничего не осознаёт. Происходит постепенное привыкание к звучанию речи близких людей, чуть позже начнёт накапливаться пассивный словарь. До достижения малышом четырёх месяцев гуление сохраняется, возможно появление отдельных звуков, услышанных от родителей.

Период с 6 до 12 месяцев

Приблизительно с шестого месяца малыши начинают выражать свои мысли и желания при помощи лепета – своеобразного детского языка. Ребёнок пытается копировать взрослую речь, изменяя интонацию. Каждый раз, выговаривая новые звуки, малыш старается их запомнить, неоднократно повторяя.

В восемь месяцев лепет претерпевает изменения. Теперь он более продолжителен и эмоционально окрашен. Начинается многократное повторение слогов. Когда ребёнок начинает говорить первые слова? Первое осознанное слово от ребёнка можно услышать в период с 8 до 12 месяцев. Как правило, это обращение к близким людям. Также дети могут назвать понравившийся им предмет. Родители нередко приходят в восторг, посчитав, что их малыш наконец-то произнёс первые слова. Но многочисленные наблюдения показывают, что многократное повторение слова «мама» или «папа» не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Таким способом малыш воспроизводит запомнившиеся слоги и тренирует голосовые связки.

Второй год жизни

На втором году жизни малыш начинает активно пополнять пассивный словарь. Проще говоря, не обладая способностью выговаривать название предметов, он тем не менее понимает, о чём ему хотят сообщить старшие. Годовалый карапуз способен выполнить элементарные задания, например, дать игрушку на просьбу взрослого. Кроха начинает пользоваться указательным жестом, при этом сопровождая его особой требовательной интонацией. Малыш, указывая на какую-нибудь вещь, ждёт от взрослого, что тот произнесёт её название. Происходит осознание того, что каждый предмет имеет своё название. В памяти откладываются новые слова. Активная речь при этом ещё не появляется.

Двухлетний отпрыск уже способен объясняться простыми предложениями. Пассивный словарный запас значительно расширен до 200–300 единиц. При таком количестве знакомых слов ребёнок без труда составляет простые предложения. В речи употребляются глаголы и наречия. Каждый ребёнок при этом по-своему учится говорить. У одних в речи долго не появляются сложные фразы, зато они без труда произносят сложные звуки. У других рано получается составлять из слов предложения, но понимание их речи доступно лишь ограниченному кругу людей. И та, и другая ситуация считается допустимой.

Период с 3 до 5 лет

Основные законы родного языка становятся понятны ребёнку примерно в 3–4 года. В этом возрасте дети уже склоняют существительные по падежам и числам. Словарный запас обогащается вопросительными словами и новыми частями речи: прилагательными, наречиями. Речь начинает наполняться сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Ближе к пяти годам ребёнок в состоянии рассказать несложную историю, заучить простой стишок. Речь активно используется в играх, в разговорах с игрушками.

Что и когда должны говорить детки?

Очень важно, в каком возрасте ребенок начинает говорить, однако не для того, чтобы тут же хвастаться этим навыком перед соседями и подружками. По тому, как развивается речь малыша, можно судить об общем развитии ребенка

Как правило, к первым 2-4 месяцам малыш начинает произносить первые звуки. Часто родители говорят, что ребенок начал «агукать» или «гулить». Ему легче произносить эти звуки в ответ на речь родителя, он может продолжить слог, когда мама тянет привычное «а…», а малыш продолжает «гу…».

Около 7 месяцев ребенок начинает лепетать, что-то бормотать под нос или просто издавать произвольные звуки, перерастающие в понятную только ему речь. Также грудничок может произносить отдельные слоги.

Примерно в год ребенок должен начать говорить первые понятные слова: мама, папа, баба или дай. У него с легкостью выходит произносить подражающие звуки или звуки, которые копируют поведение животных. К примеру, мама может спрашивать у малыша, как делает коровка, в ответ на что малыш говорит «му-му» и т.д. В общем слов и звукоподражаний в лексиконе годовалого малыша должно быть около 5-10.

В полтора года, когда ребенок начинает интересоваться окружающим миром, словарь малыша, как правило, составляет примерно 40 простых слов. Его лексикон постоянно пополняется, потому что его постоянно интересует вопрос — что это?.

До 2 лет лексикон ребенка постепенно расширяется, но он употребляет больше существительных и глаголов. Ему трудно связывать слова между собой, однако в целом речь становится более-менее понятной. Умение разговаривать при помощи предложений усовершенствуется ближе к 2 годам. Ребенку уже несложно воспринимать рассказы на слух, называть предметы, характеризуя их по общему принципу.

К 3 годам малыш учится использовать в своей речи прилагательные и наречия, он может составлять предложения из 3-4 слов, часто употребляет вопросительные слова. Ему не сложно заучить наизусть простенькие стишки или рассказать по памяти небольшую историю.

Как правило, к 4 годам у ребенка завершается формирование речи. На этом этапе малыш получает азы, без которых дальше ему будет сложно не только разговаривать, но и понимать окружающих. Когда ребенок начинает дальше развиваться, его речевые навыки только усовершенствуются.

Признаки задержки развития речи

Если после полутора лет мальчик или девочка продолжает молчать, педиатр или невропатолог может поставить диагноз «задержка развития речи». Следует иметь в виду, что такой диагноз чаще всего ставится на фоне других сопутствующих расстройств и заболеваний. Если кроха практически здоров, можно не переживать и просто немного подождать. Бить тревогу следует, если:

  • Малыш не только не говорит, но и не понимает речь взрослых;
  • Младенец не реагирует на слова, обращенные к нему;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, не любит рассматривать детские книжки с картинками;
  • В истории болезни маленького молчуна имеются врожденные неврологические патологии.

Специалисты утверждают, что интенсивному развитию речи способствуют посещение ребенком детского учреждения (ясли-сад) и развивающих групповых занятий, соответствующих возрасту, а также активное общение со старшими братьями и сестрами (если в семье есть другие дети). Если малыш проводит много времени в одиночестве и бывает часто предоставлен сам себе, он может очень долго не произнести первых слов.

Родители должны следить не только за количеством, но и за качеством первых слов. Детей после года уже можно деликатно поправлять, стимулируя их к правильной речи (например, не «бибика», а «машина»). Чтобы развитие речевых навыков шло правильно, логопеды категорически не рекомендуют учить детей до трех лет иностранному языку, даже в форме игры.

Исключение – семьи-билингвы, где родители изначально говорят на разных языках, в этом случае здоровый малыш без труда усваивает оба, но это происходит постепенно.

Внимание! Если здоровый малыш активно общается с окружающими на собственном, никому не понятном языке, это вариант нормы. Ребенок уже говорит, просто пока по-своему

Если малыш полутора лет и старше постоянно молчит, настороженно относится к окружающим, часто проявляет агрессивность и отказывается от общения, это может быть признаком аутизма.

Если малышу уже исполнился год, но он не спешит обрадовать старших первыми словами, паниковать не стоит. Здоровый, хорошо развитый физически малыш обязательно заговорит; главное – стимулировать его к этому личным примером. Если младенец страдает какими-либо неврологическими нарушениями или часто болеет, задержка в развитии речи может быть вызвана серьезными расстройствами, требующими наблюдения у специалиста.

Как помочь малышам

Научить говорить маленького человечка нельзя. Зато можно ему помочь в освоении такого сложного навыка. Как это сделать?

  • Активно и регулярно общаться, комментировать все, что происходит вокруг.
  • Описывать и пояснять свои действия, когда малыши находятся рядом и наблюдают.
  • Как можно чаще обращаться к детям с просьбами и поручениями, просить у них совета, интересоваться мнением, побуждать к общению.
  • Читать книги, рассказывать стихи, рисовать, при этом подталкивая малышей к тому, чтобы они поддерживали разговор.

Если заниматься с детьми стабильно и с удовольствием, они будут год за годом радовать вас своими успехами.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

месяцев

Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется

Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой»

Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Рекомендации родителям при патологии речевой функции

Отклонения могут заметить воспитатели детского сада, родители или врач педиатр

Очень важно родителям самим наблюдать за ребенком, больше читать книг о развитии дошкольников. Главным принципом в диагностике являются регулярные посещения врача педиатра

На первом году ходить к детскому врачу следует каждый месяц. На втором году жизни ребенка приводят к врачу 1 раз в квартал. Педиатр обязательно увидит патологию и скажет об этом родителям.

При отставании в речевом развитии следует обратиться к неврологу и логопеду. Специалисты направят на обследование, чтобы выявить причину болезни. Логопед проведет логопедическое обследование, начнет занятия, даст рекомендации родителям по работе с дошкольником на дому.

Консультация логопеда здоровым детям требуется с 3-летнего возраста, а затем ежегодно до 7 лет. Если отклонения обнаруживаются раньше, помощь специалиста показана до 3-летнего возраста.

Все малыши разные

Очень часто родители сравнивают своего малыша с другими детьми. Их пугает и задевает гордость, когда кто-то оказывается лучше, умеет больше. Они начинают пытаться научить кроху произносить какое-то слово, злятся, если у него ничего не получается. Это неправильная и вредная практика.

Дело в том, что нельзя научить говорить, овладение речью – очень сложный психический процесс. Зато можно развивать кроху, ведь дети познают мир через своих родителей, общение с ними, занятия, чтение книг, игры

Не так уж важно, когда они скажут какое-то определенное слово. Главная задача родителей – научить своих малышей понимать, чего от них хотят, расширять их словарный запас

Речь до года

С рождения до 6 месяцев общение родителей с ребенком закладывает основу для будущей речи. Около 7 месяцев ребенок учится говорить простые лепетные слоги «ба», «ма», «на». Он начинает узнавать на слух голоса близких. В этот период ребенок начинает свое первое знакомство с речью.

Достижения до полугода

Большая ошибка, которую совершают современные матери – они не дают ребенку и шанса поговорить самостоятельно. У них настолько близкие и хорошие отношения с ребенком, что малышу стоит только поднять бровь, и мама тут же дает ему желаемое. Иногда полезно поиграть в «не понимаю», мотивируя ребенка активнее пользоваться речью.

  • В первый месяц малыш реагирует на речь взрослых. Во время разговора с ним, малыш перестает плакать.
  • В три месяца начинается гуление в виде звуков «г», «к», «н».
  • В пятимесячном возрасте ребенок ищет источник звука, может отличать интонации речи взрослого.

В первые два месяца используется только крик, так родители понимают о дискомфорте малыша. На третьем месяце формируется определенный ритм дыхания, необходимый для речи, появляются первые попытки заливисто рассмеяться.

В 4 месяца должно появиться гуление в виде звуков «ОООО», «УУУУ», «АААА» и других подобных. В пятимесячном возрасте к гласным прибавляются простые согласные и в речи заметны «ПЯ», «ПА» и другие подобные. Отсутствие гуления или лепета к 1 году может свидетельствовать о проблемах. В этом случае стоит обратиться за консультацией педиатру или детскому неврологу.

Задержка речевого развития

В предыдущих частях статьи шла речь о нормах речевого развития ребенка, но все они служат только примерным ориентиром. Темп развития речи индивидуален и зависит от многих факторов, например, от характера ребенка, условий его проживания, индивидуальных особенностей здоровья.

Отсутствие активной речи при понимании речи взрослых до полутора-двух лет не является серьезным отклонением от нормы. Многие дети постепенно «выговариваются» и к 3-4 годам входят в норму.

Признаки нарушения психо-речевого развития ребенка:

  • отсутствие указательного жеста после полутора лет;
  • неумение показать предметы по просьбе родителей;
  • использование жестов и мимики вместо речи после двух лет;
  • отсутствие слов и простейших фраз после двух лет;
  • скудный словарный запас;
  • механическое воспроизведение готовых фраз, например из мультфильма (эхолалии);
  • невнятная речь, которую невозможно понять, неправильное произношение многих звуков;
  • отсутствие понимания речи взрослых после полутора лет.

Диагноз задержка речевого развития обычно ставят не ранее трех лет. При этом речь может отсутствовать полностью или быть плохо развитой, когда ребенок едва произносит отдельные слова, не умеет сформировать предложение, не понимает несложные рассказы или сказки.

Причинами задержки речи у детей могут быть как медицинские, так и социальные. Во втором случае замедление речи может возникать у детей, воспитывающихся у чрезмерно заботливых родителей, демонстрирующих гиперопеку над своим чадом

Плохо будет разговаривать педагогически запущенный ребенок, на которого мало обращают внимание.

Но чаще задержка речевого развития возникает по медицинским причинам. К ним относятся:

  • патологии внутриутробного развития, сложные роды, перенесенные заболевания на первом году жизни;
  • родовые травмы;
  • неврологические заболевания;
  • врожденные патологии центральной нервной системы;
  • аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, ДЦП;
  • генетические заболевания, вызывающие нарушения в работе головного мозга
  • тяжелые психологические травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • нарушения слуха.

Задержка речевого развития неизбежно отражается на взаимодействии ребенка с другими детьми, поскольку ребенок не может полноценно общаться. Таким образом, нарушения речевого развития вызывает различные эмоциональные расстройства

Задержка речи сопровождается повышенной капризностью, повышенной агрессивностью, быстрой утомляемостью, плохим вниманием, неумением концентрироваться, гиперактивностью.

Куда обращаться при задержке речевого развития

В этом случае родители обычно вспоминают о логопеде. Но в возрасте 2-3 лет, когда становится заметной задержка речи, нужна помощь других специалистов, а именно неврологов, дефектологов, психологов, частично психиатров. Ребенку поможет комплексное устранение проблемы.

Если задержка речевого развития вызвана медицинскими факторами, ребенку должно быть назначено лечение заболевания, которое отрицательно сказывается на речи.

Когда нужны занятия с логопедом

В возрасте 2,5-3 лет, когда ставят ранний диагноз, ребенку понадобятся занятия с логопедом-дефектологом. Его деятельность направлена на формирование мелкой моторики руки, обучение правильной артикуляции, развитие памяти, умение составлять предложения.

Большое значение в становлении речи играет логопедический массаж. Он направлен на стимуляцию мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенку становится легче произносить слова.

Занятия с логопедом понадобятся, когда ребенок не имеет проблем с формированием предложений, но неправильно произносит отдельные звуки, чаще всего звуки –р или –ж. Обращение к логопеду нельзя откладывать, чем раньше начать коррекционную работу, тем легче будет устранить речевой дефект.

Коррекционный период будет длительным, поэтому родители должны запастись терпением и выполнять домашние задания в соответствии с рекомендациями логопеда.

Как родителям помочь научить ребёнка говорить

Все люди, приобретая какой-либо навык, начинают с самого легкого и простого действия. Так и с речью малыша, следует помочь ему накопить словарь простых слов, таких как: биби (машина), ам (кушать), туту (едет поезд) и тому подобное. Набрав таким образом небольшой словарь, ему будет легче изучать новые слова.

Рекомендуется строить всякого роды гримасы ребёнку. Маленькие дети любят играть и подражать родителям. Поэтому гримасничая они будут развивать артикуляционный аппарат. Стоит также делать развивающие игровые упражнения, связанные с мелкой моторикой. Нервные окончания на кончиках пальцев напрямую связаны с центральной нервной системой будут способствовать быстрому развитию речи.

Как развивается речь к двум годам

Способность осознанно разговаривать развивается у детей постепенно, как подражание речи взрослых — сначала неосознанное, а затем сознательное. Этот процесс делится на условные этапы:

  • Крик. Новорожденный младенец кричит, когда первый вдох наполняет его легкие воздухом. Пока это единственный способ малыша заявить о дискомфорте. Вскоре крик приобретает различные оттенки, становится выразительным. Родители по интонации крика быстро определяют причину недовольства;
  • Гуление. В период с 2 месяцев до полугода ребенок начинает гулить, произносить различные гласные звуки, тренируя речевой аппарат. Такие эксперименты нравятся малышу, поэтому гуление выражает положительные эмоции, удовлетворение;
  • Лепет. После полугода дети учатся произносить слоги. Это может произойти как в 7 месяцев, так и в 11, четких временных рамок нет. В течении нескольких недель карапуз осваивает практически все согласные звуки;
  • Слова. Не обязательно первым словом малыша станет «мама», часто речевым стартом становятся односложные «дай» или «на», просьба «пить» или подражание животным «гав», «мяу» и т.д. К одному году ребенок активно использует около 10 слов, зачастую искажая их произношение;
  • Сознательная речь. К двум годам словарный запас детей включает 100-300 слов. Двухлетки могут позвать родителей, попросить их о чем-то. О себе малыши часто говорят в третьем лице.

Период с двух до трех лет — невероятно важный для становления речи этап: дети как губка впитывают новые слова, повторяют много раз, пытаясь осознать смысл, нормы произношения. Если в 2 года ребенок не разговаривает совсем, это повод насторожиться и искать новые способы развивать речь малыша.

Первые признаки расстройства и нарушения речи

О том, что развитие речевых навыков у малыша идёт неестественно, имеет отклонения, свидетельствуют некоторые нарушения

Мама, при тесном и полноценном общении с крохой, может обращать на них внимание. Выглядят признаки расстройства речи так:

  • Полное или частичное отсутствие реакции на обращение к малышу;
  • Позднее появление или агуканья, гуления или их полное отсутствие;
  • Молчание малыша до возраста один год;
  • Отсутствие фраз в речи ребенка после 2 лет;
  • Отсутствие зрительного контакта со взрослыми, нейтральная реакция на прикосновения или оклик.

Считается, что проблемы с речью возникают у малыша при патологиях неврологического характера, недоразвитии речевого аппарата или проблем с лор-органами. Признаками таких нарушений являются:

  • Отсутствие жевательных навыков при переходе на твёрдую пищу;
  • Нечленораздельная речь малыша;
  • Открытый рот крохи даже во время бодрствования;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Затрудненное носовое дыхание;
  • Ночной и даже дневной храп.

Интересно! Как ребенка научить говорить?

Важно: Выявленные проблемы никогда не разрешаться самостоятельно. При одном или нескольких обозначенных симптомах родители должны обратиться с ребёнком к специалисту