Как воспитать в ребенке уверенность в себе

1. Неуверенность родителей

Робкие родители в разных жизненных ситуациях твердят, что «лучше промолчать, не высовываться, не рисковать». Дают понять, что лучше не вступать в противодействие с обстоятельствами и людьми. Если у ребёнка не выходит какое-то дело, родители говорят: «Я так и знал (-а), что у тебя ничего не получится. Не надо было и пробовать!»

В результате ребенок укрепляется во мнении, что другие лучше, умнее его. Если возникает новая ситуация, требующая инициативы, опыт говорит ребёнку: бездействуй, спрячься. Родительская неуверенность в себе передаётся ребенку, который перенимает их заниженную самооценку.

2. Психологические черты родителей

Родители благополучны и достаточно уверенны в себе, но, когда ребёнка ожидает испытание, они, как описано выше, стремятся удержать его от действий / обесценить достигнутый успех.

Тут речь идёт о глубинных личностных особенностях родителей. Пока речь идёт о них самих, эти люди как-то преодолевают собственные страхи. Ребёнок же – наиболее ценное второе «Я» родителей. И страхи вырываются наружу, они пойдут на всё, чтобы уберечь его от действий. Если ребёнок где-то добился успеха, взрослые, в страхе перед опасностью новых действий, выставляют его успех как поражение, чтобы отбить желание пробовать дальше. 

3. Проблемы ребёнка в проявлении инициативы

Инициативность у ребёнка максимально проявляет себя в игре. Игра – это область, где человек может воображать или воссоздавать различные ситуации. Рамки игры предполагают полную безопасность. Ребёнок с трёх лет учится понимать связь «действие – последствия». И с этого возраста включается понятие ответственности (хоть и малой). Определенные действия ребёнка ведут к негативным последствиям и требуют внимания.  

В 3-7 лет ребёнок наиболее чувствителен к осуждению / одобрению. С трёх лет начинается высвобождение ребёнка от опеки родителей. Если в «игровом» возрасте ребёнка нередко осуждали, наказывали за инициативность, то чувство вины будет его сопровождать и во взрослой жизни.  

Если по мере взросления ребёнок научится преодолевать робость, то со временем, когда родители постареют, взрослый ребёнок будет поступать в угоду родителям, жертвуя своей карьерой, счастьем, будущим.

4. Проблемы ребёнка в формировании самооценки

На успешное формирование самооценки в детстве влияют: ровесники, педагоги, случаи успехов и поражений. Идя в школу, ребенок попадает в окружение малознакомых людей

Поэтому его важно обучать правильным поведенческим стратегиям

Как правильно воспитать самоуверенного ребенка

«Мы любим тебя»

Эта фраза не должна содержать дополнения вроде «Ты провинился — я теперь тебя не люблю» или «Я тебя люблю, но только собери игрушки». Нельзя ассоциировать любовь с какими-либо поступками. А тем более заставлять ребенка думать о том , что он должен «заслужить» любовь! Такая установка может негативно сказаться на личной жизни в дальнейшем. Поэтому вы обязаны донести до вашего малыша безграничность и безусловность свей любви к нему. Следует говорить о тех вещах, которые недопустимы, например, в такой форме: «Мы тебя очень сильно любим, но разбрасывать игрушки и не убирать за собой – это плохо».

Поддержка родителей — основа воспитания ребенка

«Мы понимаем тебя»

Для малыша может стать настоящей трагедией боязнь темноты или потеря любимой игрушки. И фразы типа: «Это всего то игрушка, не расстраивайся, купим новую» или «В темноте нечего бояться», никак не помогут ему. А наоборот, ребенок, скорее всего, подумает, что Вы не считаетесь с его мнением и тем самым недооцениваете его как личность. В такие моменты нужно утешить малыша и посочувствовать ему.

«Мы очень рады, что ты у нас есть»

Ребенку нужна уверенность, что он приносит счастье, что его появлению в семье рады. Маленькие дети часто испытывают вину за все происходящее вокруг и за события в семье в том числе (например, если вы ссоритесь – он думает, что это по его вине). Ни при каких обстоятельствах нельзя говорить слова: «Ты в этом виноват» или «Я вынуждена не работать из-за тебя», так чувство вины малыша еще более усугубится.

«Мы доверяем тебе»

Дети всегда стремятся оправдать доверие, которое вы им выразили. Никогда нельзя показывать ребенку, что вы ему не доверяете или сомневаетесь в его силах. Даже если это так, подбодрите его. Если же что-то не выходит – поддержите своего малыша и только тогда он будет уверен в том, что в следующий раз непременно все получится!

«Ты у нас сильный!»

Даже за самое незначительное достижение необходимо хвалить малыша и говорить о том, что вы в него верите. Почаще говорите фразы типа: «Ты хорошо все это сделал» или «Мы тобой очень гордимся». Если даже что- то не получается, не допустимы фразы: «Ты плакса, размазня», «Ты все время проигрываешь», «Ты не умеешь (чего-то)». Такие фразы могут серьезно снизить ребенку уверенность в себе. «Мы всегда с тобой»

Что бы ни случилось в жизни ребенка – родители всегда помогут

Ему важно об этом знать, только так можно добиться многого. Если Вы нечаянно позволили себе обидеть ребенка или резко высказаться в его адрес – обязательно подойдите к нему и попросите прощения

Не бойтесь признавать свою вину.

Перед любимыми детьми открыт весь мир!

Вы должны быть абсолютно уверены в своих словах, произнося все эти фразы. Дети очень чувствительны в отношении лжи и фальши – и, заподозрив неискренность, могут перестать Вам доверять.

Мифы о родительстве

Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.

Так правильно

Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.

Что делать. Не верьте экспертам на слово. Спрашивайте, на чем основано их «правильно», ищите ссылки на оригинальные исследования. Эксперты могут неправильно их перевести или трактовать, поэтому учитесь разбираться в научных публикациях и проверять факты. Помните, что результаты исследований нельзя проецировать на всех людей и спокойнее относитесь к мнениям экспертов.

Это ненормально

У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.

В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.

Что делать. Если вы ловите себя на мысли «нет, это ненормально», остановитесь и посмотрите на нее критически. Подумайте, откуда в вашей голове появилось понятие нормы. Пообщайтесь с другими родителями, узнайте, что они думают об этом. Каждый родитель хочет воспитать идеального ребенка, поэтому проблемы могут быть надуманными и преувеличенными.

Я плохой родитель

На матерей и отцов постоянно давят нормы «хорошего родителя», но исследователи не могут назвать одну модель воспитания лучше другой. Нельзя выбрать действия, которые гарантированно сделают ребенка успешным, счастливым через 20—30 лет. Никто не знает, что нормально и как правильно.

Что делать. Мир меняется, дети и поколения меняются, практики родительства меняются. Не нужно идти на курсы, если вы считаете себя «неправильным» родителем. Следует учиться, чтобы решить конкретную существующую проблему.

Без самоутверждения

Соответственно, они ставят и достигают цели любого уровня. (Кстати, это касается и взрослых).

Обоим родителям как личностям, чтобы передать ребенку правильное отношение к успеху, и неудачам, к критике, к окружению. И говорите почаще, что любите.

Ксения Литвин, психолог Фаза Роста.

2 394

Привет, я Ярослав Самойлов, дипломированный психолог, эксперт в сфере отношений Мужчины и Женщины с 2014 года. Я учу женщин понимать мужскую психологию/строить гармоничные отношения и становиться счастливее – для этого основал этот блог и образовательные онлайн-курсы, которые прошли более 50 000+ участниц.

Воспитываем в ребенке уверенность в себе и лидерские качества

Родители должны полноценно подготовить малыша к взрослой жизни, для этого его нужно научить общаться с людьми и отстаивать собственное мнение

Воспитание смелости и решительности является необходимым воспитательным элементом, которому следует уделить особое внимание

Как понять уверен ли в себе ваш ребенок

Чтобы выяснить, насколько необходимо воспитание  у ребенка смелости, следует понаблюдать за поведением малыша с взрослыми людьми и сверстниками. Если его самооценка всегда занижена, он опасается вступать в контакт и отстаивать свои интересы, придется принимать меры, чтобы воспитать в ребенке уверенность.

Нет кризиса 3-х лет, есть проверка границ дозволенного

Психологи утверждают, что никакого кризиса нет. Просто к трем годам ребенок начинает осознавать себя как личность, самостоятельного человека. Соответственно, он будет требовать исполнения его желаний и проверять границы дозволенного.

И вот тут очень важно правильно реагировать на его требования и поступки. Поясняйте свои решения и добивайтесь их исполнения

Например: «Еще раз зайдешь в лужу – и мы пойдем домой». И выполнить свое обещание, если он ослушался. Перед походом в магазин сразу оговорите, что вы ему купите, а что – нет, и не уступайте его капризам. Действуйте четко и последовательно. Этим вы облегчите себе общение с ним в будущем.

8 полезных советов, которые помогут вырастить уверенного ребенка

1. Чаще говорите о его талантах и сильных сторонах

Одна из главных родительских ошибок – привычка акцентировать внимание на недостатках вместо того, чтобы дать ребенку полную картину его личности. Но ведь никто не может быть безупречным во всем

Важно осознавать, в чем мы лучше других, что у нас получается особенно хорошо? Понимание своих сильных сторон позволит ребенку правильнее расставить приоритеты, выбрать подходящую профессию, научит его ценить себя и опираться на свои лучшие качества. Для этого не только ругайте, но и хвалите чадо, обсуждайте с ним его способности, показывайте, в чем он особенно хорош

2. Откажитесь от давления и контроля

Родитель может участвовать в жизни ребенка, направлять его и поддерживать, но никак не указывать, как тому жить. Когда взрослые берут на себя роль критиканов, заставляют чадо воплощать свои собственные мечты, внушают ему свои страхи – они отбирают у ребенка право жить своей жизнью, лишают его свободы и ответственности. Такие дети не умеют принимать самостоятельные решения, не доверяют миру, не чувствуют себя достойными хорошего отношения. Поэтому всю жизнь работают на потребности окружающих, «заслуживают» чужую любовь. Нужно ли говорить, как это убивает их самооценку?

3. Уважайте мысли и эмоции ребенка

Ваш ребенок имеет право быть с вами несогласным, испытывать злость, обиду, раздражение. Прекратите стыдить ребенка за его «неудобность», перестаньте обесценивать его достижения, высмеивать особенности характера, оскорблять только на том основании, что вы старше и «мудрее». Сложно поверить в свои силы, когда самые близкие люди считают тебя маленьким и ничтожным, обвиняют во всех грехах, игнорируют и умаляют твои потребности. Это не делает нас сильнее. Злее, обиженнее, униженнее – да. Но не сильнее.

4. Учите его отстаивать свою точку зрения

Пока родители руководят жизнью ребенка, принимают за него решения, он никогда не научится понимать, чего хочет на самом деле? И это плохо, ведь человек без целей и желаний, который не умеет слышать себя, отстаивать свое видение ситуации – это безвольная марионетка. Не делайте этого, прививайте вашему ребенку умение анализировать и отстаивать свои интересы. Не бойтесь спрашивать его мнения по важным вопросам, предоставляйте ему свободу выбора – на какой кружок пойти, что приготовить на завтрак, как провести выходные, какое кино посмотреть?

5. Покажите, что просить о помощи не стыдно

Самодостаточность – хорошо, но мы на то и социальные существа, чтобы учиться взаимодействовать с миром. Уверенный в себе человек – не тот, кто все умеет делать сам (пресловутый «комплекс отличника»), а тот, кто не боится признать свою слабость и попросить о помощи. Кто умеет опираться не только на себя, но и доверять миру, делегировать полномочия, признавать ошибки. В противном случае все закончится стрессом, жутким перенапряжением и одиночеством.

6. Научите ребенка не бояться отказывать людям

Чтобы быть успешным и реализованным, нужно четко разграничивать свои и чужие обязанности, не бояться ставить на место выскочек, которые привыкли использовать чужой труд. Научите ребенка отстаивать свои границы, говорить «нет» вещам и людям, которые ему не нравятся, проявлять здоровую агрессию, если нужно себя защитить. Это важный навык, который поможет ему не растратить талант вхолостую, а еще научит спокойнее реагировать на отказы других.

7. Объясните ему его права и свободы

Многие родители стараются навесить на ребенка побольше обязательств. Они учат его быть послушным, хорошо учиться, помогать по дому, заботиться о младших. При этом не спешат знакомить чадо с его правами, которые бы позволили ему отстоять себя. Такая халатность прививает ребенку позицию жертвы, мол, ты всем должен, но сам ни на что не имеешь прав. Ложь! Покажите чаду, что у него тоже есть достоинства, с которыми окружающие должны считаться. Если хотите видеть его самореализованным и счастливым.

8. Не нагружайте ребенка взрослыми обязанностями

Привычка навязывать чаду ответственность за вещи, которые ему не по силам – та еще глупость. Ну не может 6-летний ребенок опекать двухлетнего брата, он сам еще ребенок. Как и восьмилетний сорванец не обязан понимать душевные страдания матери, давать ей стабильную эмоциональную поддержку. Не путайте семейные роли, не вменяйте детям обязательств не по возрасту. Иначе они обязательно ошибутся и будут мучиться чувством вины до конца жизни, страдая от внутренней тревоги и неуспешности.

Помните, ребенок заслуживает любви просто по праву рождения

Он не должен бороться за внимание родителей, выслуживаться, быть не собой. Как избавить сына или дочь от комплексов? Любить их и принимать со всеми недостатками, в конце концов, вы сами далеко не святые

Хвалите ребенка не только за успехи, но и за старания (вне зависимости от того, удалось ребенку добиться успеха или нет)

Достижение цели важно для взрослых, а ребенок ведь только учится — сначала самостоятельно держать ложку и ходить на горшок, потом — читать, писать, играть в игры с мячом. Поэтому и требования к детям должны быть другими

На этапе взросления важен сам процесс обучения, поэтому родители должны поощрять старания ребенка, причем независимо от того, добивается он успехов или нет. Если ваш сын, играя в футбол, промахнулся по воротам, все равно громко аплодируйте и выражайте свой восторг. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал себя неловко, если у него что-то не получилось. Пусть малыш поймет, что никто не будет насмехаться над ним, осуждать, ругать за промахи. В таком случае он не станет бояться пробовать новое и учиться дальше.

Решите, просите вы или приказываете

Если дети не слушаются и игнорируют приказы, это происходит потому, что с ранних лет их не научили серьезно воспринимать распоряжения взрослых. Часто родители что-то требуют, но не проверяют и не доводят дело до конца. Тогда ребенок быстро понимает, что ваш приказ его ни к чему не обязывает.

Если не уверены, что сможете, либо не хотите тратить время на уговоры и объяснения – не требуйте, сразу сделайте сами.

Однако родители могут и просто попросить что-то выполнить. Просьба ни к чему не обязывает, и согласится ли с этим ваш ребенок – это лишь его добрая воля. Поэтому всегда четко отделяйте просьбу от приказа.

Важные моменты, которые нужно учитывать в воспитании уверенного ребенка

Проводить через процесс принятия того, что нельзя изменить, через адаптацию.

Один из самых важных моментов в воспитании, влияющий на уверенность в себе- это умение ребенка проходить через тщетность получить желаемое. Родителям нужно всячески помогать детям на этом пути.

Потому что каждый раз, когда ребенок сталкивается с преградой: папа не дал планшет, мама не разрешила еще погулять, бабушка настояла сварить манку вместо овсянки- мозг ребенка тренируется принимать «удары судьбы»

Очень важно сталкивать мозг ребенка с пониманием, что небо не упало на голову, я прошел через боль и страдание, что не дали конфету и… выжил! Так тренируется жизнестойкость и такого ребенка жизнь не сметет. Он сможет, опираясь на предыдущий опыт своих неудач, собрать себя заново, опереться на свои силы и идти дальше жить.       

Взращивать чувство собственного достоинства ребенка.

Начинать нужно с того, чтобы минимизировать наказания в жизни ребенка. Учиться влиять на него без физической силы. Потому что наказания лишают чувство собственного достоинства, возможности проявится и окрепнуть

Чтобы глубже понять, почему это так важно, найдите ответ на вопрос: «Вы когда- нибудь встречали уверенного человека, в котором не чувствуется достоинства?»

Учите ребенка признавать ошибки. Делать выводы. Действовать иначе.

В этом случае пользуйтесь правилом «Ошибки делать не страшно. Страшно не признавать своих ошибок». Можно играть с ребенком в игру «Кто больше ошибок наделает в слове».

Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему простую формулу «Сделал ошибку- сделал вывод- сделал иначе». И проводите ребенка через эту формулу на любой ошибке. Учите ребенка опираться на себя, исправляя, делая по- другому. Это важная тренировка поможет детям в будущем не застревать на каждом этапе, но знать, что ошибки исправляются и это делать не страшно и не стыдно.

Главная задача родителей в воспитании уверенного в себе ребенка- это поселить внутрь него одну простую мысль, которую никто никогда у него не отнимет: «У меня есть я. И я справлюсь!»

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

Воспитание ребенка

Рейтинг 30
  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Поделиться
  • Подписаться на новости

Девочки с раннего детства очень активны. Они рано учатся говорить, более деятельны в общественной жизни, хорошо учатся. Но в школьный период они испытывают большое социальное давление ввиду того, что к ним предъявляют завышенные ожидания и нерациональные, противоречивые требования («Старайся изо всех сил, но не будь слишком эго и многие другие). В некоторых случаях это приводит к тому, что девочки отстают в учебе и теряют энтузиазм в достижении целей.

Рассмотрим актуальные советы психологов о том, как помочь дочери стать увереннее в себе.

Совет № 1. Научите дочь отстаивать своё мнение и интересы

Важно научить дочь высказывать свои потребности взрослым и отстаивать свою позицию перед сверстниками. Научите её фразам типа: «Мне не нравится, как ты со мной разговариваешь»

Совет № 2. Хвалите девочку предметно

Когда вы говорите дочери, что она умная, важно уточнить, за что именно вы её хвалите. Вместо слов: «У тебя хорошая память», скажите: «Удивительно, ты так быстро выучила стихотворение!»

Совет № 3. Делая комплименты, не преувеличивайте. Третьеклассница знает, что она не гениальный музыкант и не самая лучшая художница в мире, но похвала за то, что она играет на скрипке или рисует намного лучше, чем в прошлом месяце, её заметно воодушевит.

Совет № 4. Объясните дочери, почему иногда её могут не принимать. Расскажите дочери, что, если её не всегда приглашают на дни рождения или в компании, это не повод обижаться. И, когда другой ребенок говорит, что не хочет с ней дружить, это может означать, что у него просто плохое настроение.

Совет № 5. Помогите в развитии навыков. Не спешите помогать дочери делать уроки или выполнять домашние обязанности. Если она просит помочь, помогите, но не делайте всю работу вместо неё.

Совет № 6. Поощряйте занятия спортом. У девочек есть много возможностей для занятий спортом. Если ваша дочь хочет заниматься гимнастикой или играть в волейбол, позвольте ей попробовать свои силы. Не решайте за неё, каким видом спорта заниматься – позвольте ей сделать это самой.

Совет № 7. Не делайте поспешных выводов о сильных и слабых сторонах дочери. Не думайте, что ей будет трудно даваться математика или она сразу же научится хорошо читать только потому, что она девочка. Это также не означает, что в будущем ей может быть безыинтересна рыбалка или футбол. Наблюдайте за дочерью, чтобы лучше понять её сильные стороны и помочь исправить недостатки.

Совет № 8. Прививайте дочери здоровые понятия о внешности. Ваша дочь рано или поздно обязательно спросит: «Мама, я красивая?». Ответьте утвердительно. Когда вы хвалите внешность дочери, также похвалите и её действия: «Ты выглядела так грациозно на тренировке по гимнастике» или «Твои глаза горели, когда ты выступала на сцене». Когда дочь станет старше, объясните ей, что фотомодели на страницах журналов выглядят не так, как в обычной жизни, что фотографы обрабатывают снимки, устраняя недостатки их внешности.

Совет № 9. Подготовьте дочь к несправедливому обращению. Даже в наши дни некоторые люди считают, что женщины не способны к определенным занятиям

Если вы видите, что ваша дочь смотрит телевизионные шоу или фильмы, в которых женщины остаются на заднем плане, а мужчины добиваются успеха, обратите на это внимание и объясните, что в реальной жизни все может быть иначе

Совет № 10. Покажите дочери примеры успешных женщин. Читая газеты, смотря телевизор, показывайте дочери, что женщины могут быть политиками, врачами, звездами спорта – иными словами, добиваться успеха в любых сферах. Девочке необходимо читать книги, в которых главными героями являются успешные женщины – это еще больше укрепит её уверенность в себе. Если вы затрудняетесь в выборе подобных книг, посоветуйтесь с библиотекарем или продавцом в книжном магазине.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00

из 5 на основе6 оценок.

Ссылки по теме:

  • Полезные советы о воспитании девочек
  • Фразы, которые не стоит говорить дочерям
  • Руководство для отцов, воспитывающих дочерей
  • Стратегии общения с дочерью-подростком
  • Больше статей о воспитании детей

Развитие ребенка 26.09.2017

Уверенность через самоценность

Еще одна важная составляющая, которая влияет на уверенность – это ощущение собственной ценности. Родителям предстоит подарить ребенку понимание, что в нем ценно все. И научить его это рассмотреть.

Ощущение ценности – это высшее благо. Логика такая: сначала родители показывают ценность ребенка для них. А потом ребенок, впитав это понимание, будет ощущать свою собственную ценность.

Как по- простому показать ребенку его ценность?

С самого начала неустанно говорите ребенку, что вам повезло с ним. Какой он классный. Какой умничка. Как много для вас значит. Что бы вы без него делали. Что вы не можете представить, кто мог бы вам его заменить. Что любовь к нему не закончится никогда, что бы ни случилось. Замечайте ребенка.

Ориентируйте ребенка в начале на себя, родителей, а не на сверстников и чужое мнение. Чтобы никто посторонний не смог поколебать уверенность ребенка, так тщательно вами взращиваемую. Говорите ребенку так: «Что бы тебе ни говорили чужие люди, всегда помни, что тебе говорят мама с папой. А мама с папой тебе считают, что ты умный, красивый, восхитительный ребенок, наша радость, наша честь, наша гордость»

Чуть позже, на основе ваших слов ребенка будет так думать о себе и никто у него это мнение не отберет.

Настраивайте ребенка на понимание важности его собственной жизни. Ведь для того, чтобы он появился на свет, много всего произошло, очень много случилось совпадений

Рассказывайте историю его появления как невероятно интересную сказку. Много чего могло не случится, но- о, чудо- случилось! Мама с папой встретились, соединились, ты родился, именно мальчиком, а не девочкой (или наоборот), тебе выбрали именно такое имя, хотя могли и другое, и т.д. Покажите на том примере, как благополучно для него складываются обстоятельства.

Ощущение собственной ценности– это гордость за свою жизнь. И тогда хочется что-то делать, пробовать, достигать, решать, добиваться, доводить до результата. Это энергия дерзновения, которая рождается у детей из изобилия в отношениях с родителями. Когда внимания, любви, ласки, понимания, принятия, заботы родителей о ребенке достаточно, чтобы о них не беспокоиться.

Научись правильным замечаниям.

5.Кто-то может озадачиться, как же его воспитывать? Критиковать нельзя, бить нельзя, обзывать тоже, а как тогда? Делать замечания можно и нужно, но:

•Не поучайте в присутствии друзей — этим вы унижаете;

•Спрашивайте их мнение — этим вы проявляете уважение;

•Считаете другие дела более важными — этим вы обесцениваете детей;

•Позволяете смотреть телевизор слишком много — это порождает вседозволенность.

•Решая проблемы за него/нее — делает ребенка более слабым. Подскажите несколько вариантов, как можно разрешить затруднительную ситуацию и пусть он/она выберет. Со временем появятся собственные.

•Перестаньте жалеть — жалость унижает человека. Сочувствие — да, жалость — нет. «Ой, мой бедненький, несчастный сынок» — нет. «Похоже тебе сейчас не просто» — да.

•Делая замечания, акцент должен быть на действиях, а не на личностных особенностях. «Ты сегодня забыл выбросить мусор», «Ты обещал к восьми часам выучить уроки, но не сделал этого»;

•Уделяйте им время не только тогда, когда они плохо начинают себя вести;

•Поделитесь личным опытом из своей жизни — это сближает.

Если ребенок игнорирует обязанности

В подростковом возрасте дети начинают игнорировать просьбы и свои обязанности. В спокойной обстановке поговорите с ребенком. Объясните, что у каждого в семье есть обязанности. Распланируйте, как и когда он должен их выполнять. Сразу предупредите, что уклониться ему не удастся, за него никто ничего не будет делать.

Например, если вы договорились, что он должен выносить мусор, но он забыл, не ругайтесь, а просто поставьте пакет ему в комнату. Если не вымыта посуда – «забудьте» погладить ему брюки или приготовить ужин. Он должен понимать, что каждое нарушение вашего договора повлечет последствия.

Не сравнивай.

1.Прекратите сравнивать ребенка с другими детьми. Проигрышный вариант. Всегда будет кто-то опережать, а кто-то отставать. Соперничество порождает конфликты. Лучше научить сотрудничать. Ведь каждый растет и развивается в своем темпе. Можно сравнить прошлый личный результат и новый. «В прошлом месяце ты читал 50 слов в минуту, а в этом 80. Молодец!» или «В прошлом полугодии у тебя было 7 баллов, а в этом 10». Ты можешь. У тебя получается». Если есть перемены в «лучшую» сторону, обязательно надо их отметить и похвалить

Если перемен нет, важно поддержать: «У тебя получится, ты справишься. Я уверен и т.д.»

Про бокс

Весь вечер мы с папой красили мою боксерскую майку в красный цвет. Соревнования на приз Центральной школы высшего спортивного мастерства, моя весовая категория — до 34 кг. Тренер говорит, что будут сильные соперники… Под ложечкой сосет, но настроение бодрое.

Тренер говорит, что я готов. Вчера с папой на лапе работали, чувствую, что мой коронный хук слева стал еще жестче… Но сосет все равно, неприятное ощущение…

Солнечное сплетение. Когда пропускаешь удар в это место, иногда несколько секунд не можешь дышать… Надо локти поуже держать…

Вот он, мой соперник, в углу напротив. Ниже меня, значит, будет стараться прыгать и входить в ближний бой… У меня руки длинные, буду на дистанции держать… Вот уже гонг… вперед!

…Шум в ушах, пока нет ощущения, что у меня перевес. Обмен ударами. Тренер машет руками, что-то кричит, но мне ничего не слышно, какой-то гул. Вижу только красную потную пыхтящую физиономию этого парня перед собой. Третий раунд, сил уже нет, еле на ногах стою. И вдруг…

— Концовочка! — где-то внизу ринга слышу отца. Это наш условный сигнал — значит, осталось 15 секунд до конца боя. Нужно перестать беречь силы и выложиться, чтобы произвести впечатление на судей.

Что-то во мне прямо-таки вскипает, и я атакую, осыпая ошеломленного и уставшего соперника непрекращающимися разнообразными сериями, и вот уже мой фирменный длинный хук слева достигает цели… Еще и еще раз… Парень, пошатываясь, отступает в угол ринга. Откуда ни возьмись ко мне возвращаются силы, второе дыхание.

Гонг. Все кончено. Смотрю на отца — он весь светится и держит большой палец вверх. Рефери подходит к судьям, возвращается и после некоторой паузы вздергивает мою руку вверх… Ура! Я чемпион ЦШВСМ!

Вручили кубок, в перчатках не взять — прижал к груди. Все тело ноет, но слабость приятная.

Возвращаюсь в угол ринга, там тренер и папа почему-то смотрят на мои ноги. Гляжу — по ним стекают красные струйки. Кровь, что ли?

— Нет, сынок, — смеется папа. — Это мы вчера мало закрепителя в краску добавили…

Воспитание напоминает дрессировку

Как бы шокирующе это ни звучало, но по сути это так. Необходимо сформировать у ребенка определенные навыки для дальнейшей жизни в социуме. И формируются они именно по принципу «хвалю-ругаю».

Если ребенок поступает правильно – его обязательно нужно поощрять ласковой интонацией, объятьями, теплыми хвалебными словами. Если же он отказывается выполнять ваши требования – тон разговора должен стать строгим, серьезным, но без крика. Обязательно добейтесь того, чтобы ребенок выполнил ваше требование, а после этого сразу ласково похвалите его и скажите, какой он хороший и как вы его любите.

Существуют золотые правила воспитания:

  1. Хвалите ребенка за каждый хороший поступок.
  2. Очень важен тактильный контакт: чаще обнимайте, берите за руку, гладьте по голове.
  3. Никогда не ругайте общими фразами и тем более не обзывайте ребенка. Ругайте ребенка только за плохой поступок: «Ты сейчас слишком громко кричишь и всем мешаешь», «Ты не убрал игрушки, и мне это не нравится». После того, как он исправится, сразу похвалите.
  4. Разговаривая с ребенком и что-либо ему объясняя, не давите на него своим ростом. Присядьте на корточки, будьте с ним на равных.

Главное не путать уверенность с наглостью

Нередко родители путают уверенность и наглость ребенка. Эти понятия лишь частично схожи. Общим для них является достижение поставленных целей. Однако различие лежит именно в способах реализации.

Просто уверенный в себе ребенок будет добиваться всего честно. То есть, если он увидит, что сейчас невозможно что-то выполнить либо же не имеет смысла – ребенок может временно отступить от своего плана. Разумеется, его уверенность может слегка уменьшиться, но несущественно.

Наглый же ребенок отступать от намеченной цели не будет. И чтобы добиться желаемого, он будет плакать, бить посуду, сквернословить, подставлять других малышей, манипулировать всеми возможными ему способами. Выдавая желаемое за правду в глазах нужных ему людей, он будет добиваться своей цели.

Это совершенно аморальный способ поведения, который приведет к многочисленным конфликтам. Ведь мало кому понравиться такое воздействие на себя. Кроме того, всегда будет тот, кто даст отпор, а это уже чревато серьезными проблемами в отношениях не только с людьми, но и с самим собой.

Советы, правила для родителей.

Есть  способы, помогающие формировать самооценку на должном уровне:

  • Не стеснять малыша, когда он делает первые шаги в своем выборе. Пусть и выглядит это нелепо.
  • Всегда находить преимущества в результатах его деятельности, научить видеть это в других людях. Навык замечать хорошее – отличное качество и для взрослого человека!
  • Читать сказки, в которых главный герой был смелым и не унывал («Приключения Тома Сойера») или, наоборот, все его считали неудачником, а он спасал мир («Человек-Паук»).
  • Достаточно включить ребенка в сказку. Можно собрать уличную труппу из детей-актеров, где каждый будет в центре внимания.

Иногда проще отвести ребенка на спортивную секцию или записать на кружок, где он разовьет природные способности и найдет друзей по интересам.

Положительным моментом становится и создание уютной атмосферы домашнего очага, где с детьми считаются.

Правила для взрослых:

  •   Уверенного в себе ребенка воспитывают те, кто называет его по имени. Хотя уменьшительно-ласкательные слова тоже приемлемы, но в дошкольном возрасте. Потом школьные друзья могут высмеять за это.
  • Нельзя сравнивать. Пресловутые «а вот Маше лучше тебя делает уроки», а «Даша более воспитанная» способны нанести непоправимый вред детской самооценке. Такие подростки редко вырастают людьми с чувством собственного достоинства. Пока Маша и Даша строят свою жизнь, становятся счастливыми, кто-то выстраивает судьбу по чужому шаблону и страдает от внутренних противоречий.
  • Также не употребляют оскорбительные выражения по отношению к детям. Учат не обижать других, но уметь постоять за себя. Прививают уважение к окружающим людям, объясняют, что успех в делах достигается благодаря упорству и труду. За других нужно радоваться и сопереживать, а не завидовать и злорадствовать.

Мальчики и девочки: прививаем смелость, боремся со страхами.

Неуверенность ребенка в себе продиктована завышенными ожиданиями взрослых. Ставить планку малышам нельзя, но контролировать и направлять – нужно. Гендерный, то есть половой, аспект обязательно учитывают.

Мальчикам прививают основные ценности, заручившись простыми фактами, примерами. Лучше, если это делает отец. Положительным моментом станет посещение маленьким мужчиной спортивной секции. В свободное время нужно приглашать его друзей домой, ведь воспитание мальчика в коллективе – неотъемлемая часть образовательного процесса.

С девочками проще в одном: нужно быть с ними мягче, позволять им иногда оставаться капризными

Важно привить умение просить помощь, принимать ее с благодарностью, но без лишней неловкости. Тогда во взрослой жизни такие барышни не станут собираться замуж за первого парня, который помог донести сумки из магазина

Также важно, чтобы у девочки была мама. Ее советы, совместные прогулки, первые уроки мейк-апа и умение готовить суп окажут влияние на образ девочки – будущей жены и матери

Любовь родителей, безусловная и всепрощающая, дарит уважение, заботу и ощущение безопасности. Дети, выращенные в такой среде, ничего не боятся.

А старшему поколению можно подыскать интересные примеры из биографий известных людей, которые не отличались успеваемостью или внешней красотой. Так, Чехов имел тройки по литературе, Маяковский писал с ошибками, Эйнштейна считали неудачником, Пушкин отличался «неудом» по математике.

Внешняя красота – тоже не обязательный атрибут счастья, а счастливым людям не нужно никому ничего доказывать.  Чего можно пожелать всем детям!

https://youtube.com/watch?v=CaHAIzKioYQ