Дети 3-4 лет

Капризы ребенка в этом возрасте — вполне нормальная реакция на обиду или стресс. Он пока не может «правильно» справляться с эмоциональными нагрузками.

И как раз сейчас ребенок вступает в очередной возрастной кризис, который начинается в 2,5 года и заканчивается к 4 годам. Сложный период и для самого малыша, и для его родителей. Психологи еще называют его кризисом негативизма. Ребенка будто подменили. Он капризный, плаксивый, раздражительный, на все отвечает «нет».

Психологи говорят, что это следствие становления собственного «Я» у малыша. Бессознательно он пытается отделиться от мамы и папы, доказать им, что сам все может. Вот откуда настоящие бунты против правил, установленных родителями, — крики, истерики, слезные капризы. Ребенок пока не может по-другому доказать свою самостоятельность и отстоять мнение, он психует и орет. А некоторые огрехи в воспитании только усугубляют ситуацию — например, излишняя строгость родителей.

Ребенок 3-4 лет уже достаточно хорошо понимает, что такое «хорошо» и плохо», «нельзя» и «можно». Малыш вполне способен на хитрые манипуляции, оттого и капризный частенько. Он успел понять, что громкие истерики в супермаркете обычно помогают «выпрашивать» игрушки, а слезы на детской площадке непременно продлят время прогулки.

Уйдет первопричина, прекратится и «неправильное» поведение.

Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?

В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:

  • Маленький человек умеет говорить, фантазировать, выражать свои чувства. На фоне этого у него просыпается стремление стать «большим», но это пока невозможно. Подражание взрослым, подслушивание, подглядывание за ними – это характерно для пятилетнего малыша. Происходит конфликт внутренних желаний и реальных возможностей. Ребенок разочарован, а потому зол, неуравновешен, агрессивен.
  • Происходит активное биологическое развитие коры головного мозга, что влияет на количество и качество эмоций. Пятилетний малыш учится выражать свои эмоции и контролировать их. И пока этим искусством он не владеет, взрослым нужно быть терпеливее.
  • Ребенок начинает понимать, что существуют гендерные различия между людьми. Он ощущает отличия полов и пытается себя осознать в этом контексте. Это приводит к замкнутости.
  • У пятилетнего ребенка проявляется способность фантазировать и формировать свое личное мнение о мире, жизни и окружающих людях. Начало осознания себя как личности приводит к тому, что ребенок не всегда может найти объяснение своим мыслям и чувствам, а потому вероятны капризы и истерики.
  • Просыпается стремление общаться с детьми, которые окружают малыша пяти лет. Интерес к сверстникам, любознательность и жажда обучения могут только усугубить кризис, потому что не всегда малыш получает то, что хочет.
  • Малыш знакомится с чувством одиночества, поскольку часто ему не с кем поделиться своими чувствами и эмоциями.

Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.

Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка

Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.

Дети 1-2 лет

Кажется, что еще вчера ребенок был милым ангелочком, а сегодня он стал плаксивым и капризным. Здравствуй, кризис одного года. Зачастую именно с этим связаны перемены в поведении малыша.

Это первый возрастной кризис ребенка, с которым сталкиваются родители. Начинается примерно в год-полтора, а заканчивается к 2 годам. Психологи характеризуют этот период как начало становления собственного «Я».

Малыш мало-помалу начинает осознавать себя автономной личностью. У него зарождается целеполагание, когда «я хочу» перерастает в «надо добиться». Любым способом — иногда криками и истериками. Ребенок активно познает мир — когда ему по той или иной причине запрещают это делать, капризы становятся способом добиться желаемого. И да, малыш учится манипулировать родителями. Наблюдает за их реакцией на разные свои действия, прощупывает границы дозволенного

Важно не упустить момент, когда «настоящие» капризы перерастут в способ эмоционального шантажа

Но не забываем, что и сейчас ребенок может капризничать и психовать по совершенно «банальным» причинам — переутомился или заболел.

Как отучить ребенка от капризов: запреты

В процессе развития каждый ребенок сталкивается с запретами. Он еще мал, и родители что-то запрещают ему для его же безопасности, в воспитательных целях, по различным другим обстоятельствам.

Важно при этом доступно объяснять ребенку причину запрета (нельзя потому, что детишкам полезнее вот это, для детей больше подходит вот то, так у тебя лучше получится…). Всем членам семьи обязательно нужно быть последовательными в запретах

Часто повторяются ситуации, когда ребенок просит родителей купить игрушку в магазине и начинает капризничать в случае отказа, а то и устраивает истерику. Нужно сохранить спокойствие и выдержку и не поддаваться на провокацию.

Объясните ребенку понятно, почему вы не можете выполнить его просьбу. Может, вы потратили все деньги на продукты и лекарство, а может быть, у ребенка есть уже похожая игрушка.

Избегайте отговорок «потому что, потому», «говорю нет, значит — нет» и т. п. Их можно услышать от родителей, которым лень всерьез думать о ребенке, они не воспринимают его как полноценную личность, так как сами еще психологически не созрели.

Между тем в семье важны гармония и взаимопонимание, поэтому отношения необходимо беречь. Понятное для ребенка объяснение запрета поможет ему успокоиться и сохранит доверие. В следующий раз он будет меньше капризничать и научится спокойно реагировать на разумные «нет» и «нельзя».

Уступают в капризах детям чаще те родители, которые испытывали сами ограничения в детстве. Попустительство и радость ребенка компенсируют их собственные лишения в прошлом.

Конечно, у ребенка должны быть радости и нельзя все только запрещать, однако и разрешать нужно в меру, если это не противоречит общим принципам воспитания и не несет вреда.

Если ребенок находится в среде сплошных запретов, то у него появится бурный протест против такого положения, и капризы не только не уменьшатся, но и превратятся в более серьезные психологические проблемы.

Нельзя баловать ребенка и потакать всем его прихотям и в то же время необходимо сохранять у него желание что-то получить, сделать, освоить.

Не создавайте для него двусмысленных ситуаций. Если вы отказали по понятным причинам ребенку в покупке игрушки, то не поддавайтесь на уговоры во время прогулки зайти в магазин и только посмотреть на нее. Тогда он будет точно знать, что капризами ничего не добьется, а ваше слово будет для него весомым.

Говоря ребенку «нельзя», предлагайте другое действие, которое отвлечет и удовлетворит малыша. Например, нельзя мучить кошку, но можно налить ей в миску молочка; нельзя есть много конфет, но можно съесть яблоко или грушу.

Капризы ребенка: самые частые примеры из жизни

Капризы ребенка могут быть связаны с типичными жизненными ситуациями, которые происходят в каждой семье. В силу эмоциональной, физической, психологической незрелости ребенок не в состоянии адекватно реагировать на некоторые события и вещи. 

Приведем список ситуаций, провоцирующих каприз:

Утренние сборы. Согласитесь, что не в каждой семье утро проходит спокойно и мирно. Кто-то проспал, встал «не с той ноги», забыл что-то сделать с вечера – и начинается «массовый психоз». 

Естественно, это состояние уже само собой передается ребенку. Вдобавок, его начинают подгонять умыться, завтракать, одеваться, не дают как следует проснуться и собраться спокойно. 

У него происходит все наоборот: обе ноги залезли в одну штанину, каша капнула на рубашку, зубная паста – на свежую майку, шнурки предательски связались в узел, который «никогда никто не сможет развяза-а-а-ть», обувь поменялась местами, а шапка наделась задом наперед… 

Взвинченный родитель, конечно, не похвалит малыша. Скорее всего, этот процесс будет сопровожден «парой ласковых». Малыш, итак находящийся в стрессе, может сорваться и вовсе. Он начнет плакать, капризничать, отказываться идти куда-либо, чем заслужит «добавки». Причина каприза налицо, и наследственность, как мы видим, здесь ни при чем. 

Посещение образовательных учреждений. Замечаете, что ребенок спокоен и ласков, но как только речь заходит о детском саду или школе, превращается в капризного упрямца и твердит, что не пойдет туда? 

Не ставьте вопрос ребром. Выслушайте малыша. Что его беспокоит, чего он боится, почему так остро реагирует на слово «садик»? 

Его ругают за каприз, а в действительности он может испытывать недомогание. У ребенка что-то болит, он стесняется или боится об этом рассказать, начинает капризничать и в ответ получает негативный окрик. 

Капризы за столом. Ребенок капризничает, если ему не нравится еда. Вкус некоторых продуктов детям действительно не нравится. Кстати, по этой причине они нередко отказываются ходить в детсад или школу.  

Учителя или воспитатели заставляют есть и доедать то, что ребенок не хочет. Что скрывать, в практике педагогов есть и такие ситуации, что ребенка не выпускают из-за стола, пока он все не съест. 

Еще один пункт: слова «вкусно и полезно» для ребенка тоже имеют иной смысл, чем для взрослого. Что такое «вкусно»? Это то, что действительно вкусно. Например, мороженое, пирожное, конфеты – это вкусно. 

А брокколи, рыба и отруби – полезно, но для ребенка это невкусно. Поэтому говорить аргумент «полезно» бессмысленно, как и бессмысленно заставлять ребенка доедать. Негативная эмоция от такого обеда вызовет приступ капризов. И снова наследственность здесь не имеет значения. Капризы вызваны внешними причинами. 

  • Подготовка ко сну. Нередко бывает, что ребенок, которому сказали готовиться ко сну, начинает плакать, кричать, отказываться умываться и надевать пижаму, бросается игрушками и книжками, выражая протест. Что не так? Ребенок, который недополучает внимания родителей, скучает и хочет урвать побольше времени, проведенного с ними. Он не наигрался, не наговорился, не наслушался сказок, потому оттягивает время отхода ко сну. Но так как не может объяснить этого, начинает просто капризничать.
  • Усталость. Когда ребенок устал и хочет спать, он тоже начинает капризничать. Не пытайтесь его взбодрить, из этого вряд ли что выйдет. Малыш не понимает, что хочет отдохнуть, противится сну, но организм берет свое. Капризы уставшего ребенка продолжатся до тех пор, пока он не поспит.        

Как проявляется кризис?

  • Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
  • Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
  • Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
  • Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.

Слабые звенья

Проблем в сфере опеки и попечительства в докладе перечисляется много, например недоработка по выплате алиментов. В детдомах на них имеют право более 28 тыс. детей, но реально получают меньше 40% от этого числа. В замещающих семьях та же история: почти 220 тыс. детей имеют на них право, но реально получают выплаты только 38,9%. Указывается также на попустительство органов опеки и попечительства при защите имущественных и жилищных прав детей из детдомов. Кроме того, за последние пять лет значительно увеличилось число преступлений в отношении воспитанников, совершенных сотрудниками организаций для детей-сирот.

«Слабым звеном в организации и деятельности органов опеки и попечительства является кадровый вопрос — уровень квалификации их сотрудников зачастую не соответствует требованиям, установленным приказом Минтруда России», — говорится в докладе. Мало того что в таких органах часто бывает некомплект, так еще и с образованием проблемы — люди, работающие там, могут иметь дипломы по специальности «туризм», «экономика», никак не связанным с работой с детьми.

Разные права4

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

В документе говорится, что в 2020 году была утверждена дорожная карта по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Пока детскими вопросами занимается множество федеральных министерств и ведомств — от Минпросвещения и Росмолодежи до Минэкономразвития и Минспорта. Это, по мнению уполномоченного, создает «определенные сложности для качественной реализации государственной политики и не может являться эффективной моделью управления». В связи с этим, очевидно, в ближайшие годы появится единый орган исполнительной власти России — Министерство семейной, молодежной и демографической политики.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав также подверглись в докладе серьезной критике. Выделено сразу несколько проблем. В частности, указано на недостаточное понимание специалистами комиссий — особенно в муниципалитетах — норм законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Подчеркивается формальный подход к организации работы, составлению и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, которые находятся на контроле комиссий.

Указывается, что комиссии загружены материалами об административных правонарушениях и рассматривают их поверхностно. Уполномоченный критикует их за отсутствие комплексного подхода при рассмотрении вопросов, указывает на «отсутствие контроля за выполнением принятых решений».

Отдельно подчеркивается проблема кадровой обеспеченности, как и в случае с органами опеки и попечительства. Так, в 2020 году существовала 2751 муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних. Численность специалистов в них — 5542 человека, на каждую комиссию — два специалиста. Полноценные аппараты во многих комиссиях просто отсутствуют, поэтому последние неспособны отработать материалы и организовать эффективную деятельность, подчеркивается в докладе.

Разные права5

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

Основные задачи родителей при капризах и истериках

Если ребенок нарушил правило и получил наказание, то наступает период расстройства. Который может легко перейти в истерику. Для того, чтобы этого не произошло, родителям необходимо правильно себя вести.

Поведение при возникновении капризов предполагает:

  • Вашу поддержку. Не пытайтесь злорадствовать или поучать ребенка при последствиях его неправильных действий. Можно вызвать в ответ только чувство злости. Наоборот, посочувствуйте или просто промолчите. Ребенок воспримет это как соучастие и будет Вам благодарен.
  • Научить малыша договариваться. По окончанию истерики ее нужно обсудить. Задайте несколько вопросов: Что малыш хотел? Чего он добивался? Как он этого добивался? Почему именно таким способом? Научите ребенка приводить аргументы. Это поможет не только найти компромисс и договорится, но и поспособствует развитию ораторского искусства. Умение общаться и искать компромисс ребенок приобретет только тогда, когда Вы даете ему самому принять решение. Если роль ребенка минимальна, а его мнение не учитывается – все тщетно.

Инструкция для родителей: как справиться с капризами ребенка

В первую очередь, родители должны понять, что именно они – самая частая причина капризов. Если со здоровьем малыша все в порядке, то его каприз – ответная реакция на окружающую обстановку, поведение родителей, методы воспитания и пр. Поэтому для начала определитесь с причиной и разберитесь – почему ребенок капризничает. Далее, исходя из ситуации, научитесь реагировать на капризы правильно:

Никогда не ругайтесь и не кричите на ребенка. Читайте: Почему нельзя кричать на ребенка?

Признайте право ребенка на самостоятельность. Малыш растет, и период, когда мнение мамы – единственно верное, а каждое слово – закон, проходит очень быстро. Понятно, что вам хочется контролировать каждый шаг своего чада (чаще – из страха за него), но нужно учиться постепенно «отпускать поводок».
Если запретить что-либо ребенку не получается, то следует научиться контролировать процесс, не запрещая. То есть, дать малышу необходимую свободу и возможность проявить свою самостоятельность, но в нужный момент всегда находиться рядом, чтобы подсказать, направить и уберечь.

Второй год малыша – самый важный для его развития. Поэтому приучайте его уже с этих лет к самостоятельности – мытью рук, помощи старшим, уборке игрушек и пр. Чем раньше он станет самостоятельным, тем меньше причин у него будет избавляться от вашей опеки нытьем и капризами.

Самый лучший способ борьбы с капризами – это общение с ребенком. Через игру, через развитие, воспитание, учебу. Забудьте свой строгий тон, забудьте о своей недочитанной книжке и вспомните, что сами были ребенком. Заинтересуйте малыша новым интересным занятием, сделайте вместе дом для медведя, сыграйте в шпионов, спрячьте клад или отправьтесь в «экскурсию» с познавательным уклоном

Искреннее внимание родителей – лучшее лекарство от капризов.
Прежде чем кричать, ругаться и отмахиваться от капризного крохи, разберитесь в причинах его поведения. Есть ситуации, когда действительно лучший вариант – демонстративно пропустить каприз мимо ушей (например, когда ребенок требует сотую по счету куклу)

Но в большинстве случаев для каприза есть причина. Если кроха отказывается чистить зубы – значит, либо ему причиняет эта процедура дискомфорт, либо ему просто лень. В этом случае следует провериться у стоматолога, а саму чистку зубов превратить в веселую игру с ароматной пастой и забавной щеткой. Можно поставить специальные песочные часы, и чистить зубки, пока песок не кончится.
Лучший метод против капризов  — приучение ребенка к правильному распорядку дня с самого младенчества. Малыш, который хорошо чувствует свой режим дня, всегда более спокоен и собран — это подтверждают педиатры, педагоги и детские психологи. Только приучение к правильному режиму не должно превращаться в муштру, это необходимо делать настойчиво, но очень мягко и ненавязчиво.

Если ребенок упрямится и капризничает, категорически не желая чего-либо делать, не терроризируйте его. Ищите компромисс. Конечно, это не значит, что нужно под ребенка подстраиваться и позволять все, что ему придет в голову (иногда это может быть просто опасно, во всем нужна мера). Но не заставляйте его чувствовать себя подчиненным – малышу нужна любовь, а не диктат. Не хочет убирать игрушки? Предложите убраться вместе, чтобы потом вы почитали ему перед сном новую интересную сказку. Не хочет мыться? Напустите в ванную пены, купите заводной кораблик и устройте «водные бои».

Спокойствие вашего малыша зависит только от вас. Научитесь его слушать и слышать, и все само встанет на свои места.

Детские капризы

Многие детские капризы имеют возрастной характер. Кризисы в 1, 3 года, 7 лет не проходят бесследно. Ребенок, желая показать себя личностью и добиваясь признания взрослых, начинает капризничать. Отказывается есть, гулять, играть, общаться с близкими и сверстниками. 

Нередко проявляет агрессию, старается ударить, кинуть чем-то, что-то отобрать и даже сломать. Имейте в виду, что так может проявляться обида, неуверенность или даже детская месть. 

Например, мама похвалила чужого малыша

Ребенок это заметил, обиделся и теперь пытается сделать что-то, чтобы привлечь мамино внимание и перетянуть ее на свою сторону, а заодно насолить обидчику. Он может кричать, драться с тем малышом, сломать его игрушку. 

Во-вторых, стесняется признаться, боится, что неправильно поймут, начнут смеяться и всем рассказывать. Ребенок замыкается, обижается и долго ведет себя протестующим образом, как бы ожидая, что взрослые поймут, в чем дело.

Малышам невдомек, что не всегда всё происходит так, как им хочется. Чувствительных детей любая нестандартная ситуация может вывести из себя, они начинают капризничать. Эмоциональный диапазон ребенка не всегда способен проявлять адекватную реакцию. Нередко разочарование, обида, слабость вызывают внутренний протест, выливающийся в каприз.

Ребенок, который еще плохо говорит, знает недостаточно слов, чтобы выражаться ясно и объяснять свои эмоции, капризничает чаще. Он не может объяснить взрослым, чего ему нужно, нервничает, после чего начинается каприз.

Некоторые мальчики и девочки с возрастом становятся хитрее. Они понимают, что в большинстве случаев все равно победят, им пойдут навстречу, поэтому продолжают постановочные капризы.  

Фото капризных детей

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Самостоятельность ребенка
  • Что нельзя говорить ребенку
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как научить ребенка писать
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Как наказать ребенка
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

Как справиться с капризами: занятие для ребенка

Вы замечали огромную разницу между миром детей и миром взрослых? Для малышей все ново и неожиданно, для взрослых все привычно и обыденно, даже, может быть, и скучно. Дети полны радости, взрослые — забот, а зачастую и усталости от них.

Что же будет, если привести ребенка к общему с взрослыми знаменателю? Послушен, не пристает, приходит только тогда, когда его зовут, многое делает сам (только когда он этому научится, интересно?), никуда без разрешения не лезет и т. д.

Может быть, и удобно, только за счет чего, скажите, пожалуйста, такой малыш будет развиваться, как сможет познавать новое и этому новому учиться? Ведь все мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, развивались хорошо.

Недаром такое мышление называется словесно-логическим (мышление с помощью слов). Малыш же такого опыта не имеет, он приобретает его по ходу развития, своими собственными силами. Чтобы понять, как все устроено, ему надо потрогать, повертеть в руках, возможно, даже сломать что-то.

Такое мышление называется наглядно-действенным (чтобы подумать, надо действовать), именно оно у маленьких детей является ведущим. Ну не может ребенок все обдумывать в уме, предвидеть, что произойдет с тем или иным предметом в результате его действий, не готов он к этому. До более высоких типов мышления надо еще дорасти.

Задумываясь о том, как справиться с капризами, помните, что ребенок развивается по другим законам и правилам. Ему надо экспериментировать, играть, пробовать и ошибаться.

Но что же тогда получается: позволять ему все, что его душе угодно? Что же получится из этого? В каком беспорядке мы все будем жить!

На самом деле позволять ребенку все подряд — это и есть лучший способ вырастить маленького тирана. Просто, если вы поняли, что малышу надо экспериментировать, создайте ему для этого подходящие, но безопасные условия.

Нельзя брать острые предметы, любимую мамину вазу, папины книги? Так уберите их подальше, спрячьте. Но зато можно рисовать на специально для этого предназначенной бумаге, можно строить из кубиков или конструктора, а потом ломать свои произведения, можно рвать старые газеты и журналы. Нельзя играть в мяч в квартире, но во дворе-то наверняка можно.

Может быть, кто-то вздохнет и скажет, что не имеет возможности купить ребенку массу дорогих игрушек, но поверьте, что это как раз совсем и не обязательно, для игры сгодится все: и собранные на улице каштаны, и желуди, и кусочки тряпочек, и стулья, и самые разные коробочки, да все, что угодно! Да, конечно, нужно и потрудиться, но, организуя ребенку интересную среду, вы тем самым помогаете ему изучать окружающий мир, удовлетворяете одну из самых важных его потребностей, а в конце концов облегчаете в чем-то жизнь и самому себе.

Ну, на самом деле, как бы вы сами себя вели, если бы на ваши желания постоянно налагали запрет, вы бы слышали бесконечное: «Нельзя! Нельзя!» На каком по счету «нельзя» лопнуло бы ваше терпение?

Иногда в жизни можно наблюдать поведение ребенка, который уже умеет немного ходить с поддержкой взрослых, а кроватку свою вообще исходил вдоль и поперек самостоятельно. Ребенок живой, энергичный и довольно любознательный, но родители все еще пытаются завлечь его игрой в погремушки, которые крохе уже порядком надоели.

Конечно, это не нравится родителям, они водворяют его обратно, и все начинается сначала. Единственное, что более или менее можно ребенку в этом случае, это раскачивать кровать и при этом гудеть.

Да и то в конце концов родителям надоедает. Они пытаются всячески успокоить малыша, раздражаются, сердятся на него. Но кто, спрашивается, виноват в такой ситуации? Неужели сам ребенок?

Довольно часто взрослые недоумевают: «Ну, неужели он не может посидеть спокойно пять минут!» Вспомните, доставляет ли вам удовольствие долгое стояние в какой-нибудь очереди. «Да я терпеть их не могу!» — скажет большинство из вас.

Идет мама с ребенком, все у них хорошо, идут, мирно разговаривают, малыш доволен. Потом вдруг мама встречает какую-нибудь знакомую, останавливается с ней поговорить. Сначала ребенок рассматривает все вокруг, потом начинает переступать с ноги на ногу, потом тянуть родительницу за руку. Мама занята интересным для нее разговором, а ему скучно.

Ещё одна рекомендация на тему того, как бороться с капризами ребенка, и что делать, если малыш вредничает – организуйте ему интересную среду и увлеките разнообразными занятиями.

Начались капризы: что делать родителям

Даже самые послушные малыши капризничают и психуют. Это нормально. И нет универсальной рекомендации, которая бы помогла моментально погасить истерику ребенка. Ведь сами причины капризов могут быть разными.

С грудничками в возрасте 6 месяцев все более или менее понятно. Нужно взять себя в руки и успокоить малыша. Тут каждый справляется как может — качает, поет песенку, дает любимую игрушку или грызунок, чтобы снять боль в деснах. Если нужно — покормить, напоить и уложить спать. «Плохие дни» случаются даже у маленьких детей — скорее всего, завтра у ребенка будет настроение получше, он не будет капризничать, психовать и плакать.

Но начиная с года, приемы «покачать и накормить» уже не сработают. Как справиться с ситуацией и быстро погасить капризы?

Переключить внимание ребенка

Возможно, малыш и не замыслил ничего плохого — начал капризничать и психовать, потому что устал или заскучал

Попробуйте переключить его внимание на что-нибудь другое. Безотказно работает с детьми 1-2 лет

Ребенок начал капризничать в магазине? Отвлеките его игрушкой (непременно положить с собой в сумку). Или привлеките малыша к помощи — пусть достает продукты с нижних полок.

Использовать разумные доводы

Если ребенок вдруг распсиховался, попробуйте с ним договориться. После 3 лет он вполне способен понять, что за «неправильным» поведением может последовать наказание. Самое время учиться вести мирные переговоры со своим ребенком.

Конечно, обойдемся без угроз и строгих наказаний. Спокойно объясняем, почему именно «нет» и «нельзя». Скорее всего, капризный ребенок внемлет разумным доводам, когда плаксивость носит именно периодический характер.

Прибегнуть к помощи «зала»

Прекрасный способ отвлечь ребенка 1-2 лет от собственных капризов — позвать на помощь друга, «подставное лицо».

Берем любимую игрушку малыша и говорим: «Мне очень грустно. Пойдем погуляем». Скорее всего, ребенок и забудет, что плакал. Конечно, он понимает, что это мама. Но ему непременно понравится это представление.

Действовать от противного

На трехлетку вдруг накатил «приступ» негативизма, он капризничает и психует, как это бывает в период возрастного кризиса? Когда он на все говорит «нет», попробуйте действовать от противного.

Если хотите пойти направо, говорите, что вам налево. Скорее всего, малыш начнет шагать именно направо. А когда нужно накормить ребенка мясом, скажите, что тот аппетитный кусочек ему совсем нельзя. Наверняка съест с удовольствием. Периодически, когда позволяет ситуация, можно справляться с детскими капризами именно так.

Подавить негативные эмоции ребенка шуточным боем

Если ребенок закатил истерику или капризничает дома, можно предложить ему шуточный бой подушками или мягкими игрушками. Прекрасный способ выплеснуть стресс и негативные эмоции — направить гнев в мирное русло.

Не оставлять ребенка одного

Когда ребенок капризничает и психует который час, эмоции зашкаливают — кажется, что уже невозможно это терпеть. Найдите в себе силы остаться рядом и поговорить с ребенком. Не оставляйте его наедине со стрессом.

Обнимите, прижмите к себе. Скажите, что понимаете его. Еще раз объясните запрет или, наоборот, необходимость что-то сделать. Если и это не успокоило капризного ребенка, останьтесь в комнате поблизости. Наверняка обиды скоро пройдут.

Не терять самоконтроль

Родительские крики и строгие наказания не помогут справиться с детской истерикой. Так вы показываете малышу, что совершенно беспомощны перед его капризами

И неважно сколько ему лет — год или уже пять

Сначала нужно справиться с собственными нервами. Выйдите из комнаты, успокойтесь. Потом можно решать проблему — уговорами, разговором «по душам» или отвлечением внимания.

Как реагировать на истерику?

Советы психолога

Бесполезно успокаивать ребенка  и разговаривать с ним во время истерики. Иногда чем больше вы говорите, тем больше ребенок плачет и кричит. Также не стоит наказывать малыша – нужно, наоборот,  помочь разобраться с чувствами и эмоциями. 

Если ребенок  взвинчен, то лучше молчать. Но не игнорировать – вы должны быть доступны и присутствовать эмоционально. Опуститесь на уровень ребенка и сядьте рядом. Спросите: “Хочешь, я тебя обниму?” Если скажет, что нет, просто будьте рядом. 

Можно повторять одну и ту же фразу: “Мама рядом, я готова тебя обнять, я помогу тебе справиться”.  Не стоит говорить: “У тебя все хорошо” – ведь это не так на самом деле. 

Оставайтесь спокойными и уверенными в себе и не отгораживайтесь: “Пока ты истеришь, я уйду”. 

Вместо этого вызывайте у ребенка сопереживание: “Ты так визжишь, моим ушам больно. Пожалуйста, тише.” 

Установите понятные правила и границы дозволенного. Они должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему. 

В течение дня акцентируйте внимание малыша на хорошем. Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя

Пусть будет меньше запретов таким образом.  

Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя. Пусть будет меньше запретов таким образом.  

После 2 лет используйте принципы логичных и естественных последствий. Например, если ребенок не хочет надевать варежки и истерит по этому поводу, выходите на улицу без них. Но предупредите: “Без варежек твои руки замерзнут и ты не сможешь долго гулять”. Как только вы заметите, что руки замерзают, спросите: “Хочешь, варежки?” Ребенок легче согласится их надеть. Или: “Ты не поспал днем и я поэтому тоже не отдохнула – у меня нет сил идти на площадку теперь.” Так ребенок будет понимать, как каким последствиям приводят его действия. 

А вот, чего важно избегать: 

  • Шантажа
  • Подкупа
  • Одноразовых решений

Они не научат ребенка принимать правильные решения и не помогут решить проблему истерик в перспективе. 

Помните о правилах безопасной истерики:

  • “Я не раню себя”
  • “Я не раню других”
  • “Я не порчу имущество”

Если одно из них нарушено, нужно ограничить ребенка в действиях.

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 25

Истерика у ребенка в 2 года

В 2 года ребенок часто закатывает истерику по любому поводу, как кажется родителям. Почему?

В этом возрасте ребенок уже ходит, начинает активно разговаривать, понимает, как делиться и делать что-то по очереди, учится распознавать свои эмоции. Малыш впервые начинает осознавать себя и пробовать свои врожденные свойства.  Но вербальные, физические и эмоциональные навыки еще не развиты до конца и ребенок может легко расстроиться, если ему не удается выразить свои желания словами или сделать что-то самому. 

Из-за чего малыш может расстроиться и закатить истерику:

  • Вы его не поняли и не дали,что он хотел
  • Он не хочет ждать своей очереди
  • Ребенок не смог налить молоко/сок в стакан или поймать мяч, но очень хотел
  • Малыш также может начать плакать, потому что бутерброд не целый, хотя он его только откусил 
  • Сегодня он ненавидит макароны, хотя вчера еще обожал
  •  Мама заговорила в неподходящее время или не так во время игры…

Во время сильной истерики малыш будет кричать, плакать, топать ногами, падать на пол, пинаться, кусаться, бросать вещи. 

Истерики в этом возрасте носят эмоциональный характер, когда дети расстроены. Но постепенно ребенок может научиться использовать истерику с целью получить от взрослых то, что он хочет

Поэтому тут очень важно поведение и реакция  взрослых на истерику