Причины неуверенности у детей

Чем раньше мы поймём, что ребёнок страдает от неуверенности в себе, тем легче ему будет распознать её, переориентироваться и в итоге решить проблему

Таким образом, нам, как родителям важно знать ряд симптомов и причин этой особенности:

  • Эмоциональная дезадаптация: если вы наблюдаете эмоциональную нестабильность, агрессию, робость чрезмерную потребность в любви и внимании — это может быть симптомом такой особенности.

  • Сложности с личной гигиеной: если дети чрезмерно зависят от своих родителей в вопросах гигиены, они могут демонстрировать неадекватное поведение. Иногда причиной такой особенности служит чрезмерная опека.

  • Неадекватное моторное развитие: их двигательные навыки развиваются не “по графику”, появляются проблемы с крупной и мелкой моторикой

  • Слабое здоровье и плохой сон: сбалансированное питание и сон являются основными составляющими развития каждого ребёнка. Если у него есть проблемы с засыпанием, случается бессонница, кошмары, потеря аппетита, рвота, это может быть признаком гиперчувствительности.

  • Изменчивое поведение и плохая концентрация: резкие перепады настроения и поведения во время игры или снижение их концентрации может являться признаком неуверенности.

  • Изоляция. Социальные неудачи: у ребёнка, с низким коммуникативным развитием может развиться неуверенность в себе.Межличностные взаимодействия в детском саду и школе неидеальны. Дети могут быть жестокими, насмешливыми и равнодушными. Плохие отношения в коллективе лишь закрепляют патологические черты личности.

Важно

Все эти особенности надо знать, замечать и заниматься их коррекцией.

Поднимаем самооценку подростку (12–18 лет)

В этом видео психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства» Марина Романенко подробно рассказывает о том, что нужно сделать родителям, что бы у подростка с самооценкой стало все в порядке. Советуем посмотреть до конца.

Казавшийся самостоятельным и самодостаточным школьник вдруг превратился в неуверенного юношу. Тревожный симптом, который нельзя оставлять без внимания. Профессиональная диагностика поможет понять причины, как и доверительный разговор с отцом или матерью. Выберите наиболее подходящий метод и постарайтесь поднять самооценку подростку до того, как она станет проблемной:

Акцентируйте внимание молодого человека на том, что гораздо важнее быть собой, чем соответствовать чужим идеалам. Приводите примеры из жизни значимых для него людей (родных, сверстников или даже звезд).
Ведите разговоры без поучающих интонаций

Постарайтесь объяснить на своем примере, что для достижения успеха нужно по–настоящему принять и полюбить себя.
Переключите внимание от проблемной области, в которой сформировалась низкая самооценка.
Поддерживайте увлечения, интересуйтесь внешкольной жизнью подростка, даже если не слишком одобряете аниме, готику или стрит–арт. Искренне гордитесь результатами совместной работы: повесьте грамоту за участие в выставке в общей комнате, выложите в соцсеть отчет о совместной поездке на соревнования по хип–хопу.

Забудьте о негативных оценках и критике. Придется побороть в себе злого учителя. Изучите несколько техник НЛП и научитесь давать негативную оценку в позитивном ключе: «Ты здорово это придумал! А что если добавить/изменить вот здесь?..» Конфликт с подростком – это верный путь потерять его доверие на долгое время.

Подростки протестуют по каждому удобному поводу, высказывая свое мнение и свою позицию. Родителям не стоит недооценивать силу личности подростка. Его самоощущение равно взрослому, а самоуважение и самоуверенность могут зашкаливать, даже при низкой самооценке. Таков признак и парадокс взросления.

Завышенные ожидания

Чего бы ребенок ни добился, родителям всегда мало, что бы ни сделал, все недостаточно хорошо. Вместо похвалы и поддержки, вечный разбор ошибок, упреки, что можно было бы и лучше, сравнение с теми, кто более успешен. Такой стиль воспитания свойственен мамам и папам с нарциссическим характером.

Радуйтесь даже маленьким достижениям своего ребенка, чтобы он смело шел вперед за большими успехами. Замечания по делу тоже важны, но аккуратно и только после заслуженной похвалы и слов поддержки. Это важный шаг к тому, чтобы воспитать уверенного в себе человека.

Старайтесь не ограничиваться привычными общими оценками: «умница!», «красиво», «здорово». Отмечайте конкретные действия: «как точно ты нарисовала на картине цветы, они будто настоящие», «отличный получился у тебя кораблик, а швы-то ты как аккуратно склеил!»

Визуализируйте успехи, чтобы малыш не забывал о них и чувствовал важность всего, что делает. Вешайте картины на стене в детской, отведите специальную полку для поделок, держите на видном месте грамоты и медали, создавайте вместе фотоальбом маленьких побед

Что делать родителям

Как воспитать ребенка уверенной в себе личностью? В этом важном процессе главное место отводится отношениям в семье. Если дети в семье не признаются равноправными ее членами, если к их мнению не прислушиваются, то это в первую очередь отражается на их самооценке

Еще более усугубляется положение, если их ошибки обсуждаются при всех и в категорическом тоне. Чтобы выработать у дошкольника чувство уверенности в своих силах, поднять его самооценку, его следует не ругать, а хвалить. Это не значит, что проступки не надо замечать. Но, для того, чтобы похвалить его, найдется гораздо больше поводов, чем сделать ему замечание.

Первое главное правило — давать право выбора и считаться с ним

Давайте чаще ребенку право выбора в том, что не критично для его здоровья, чтобы он учился принимать решение и чувствовал, что с его мнением считаются в семье. Если вы хотите все равно сделать по своему, то лучше не спрашивать, а поставить перед фактом. Например, если вам нужно отвезти на день ребенка к бабушке и его мнение не повлияет на исход, то лучше спросите, что он оденет к бабушке, а не:

— Хочешь к бабушке?

— Нет, не хочу, мне там не скучно

— Ничего, найдешь себе занятие.

Это выглядит даже как насмешка или пренебрежение, согласитесь?

Если все же нужно запретить какое-то действие, угрожающее здоровью, не вписывающееся в рамки культуры и т.п., то аргументируйте его и расскажите в чем выгода для ребенка в отказе от действия. Вывод: относитесь как ко взрослому человеку, как хотели бы, чтобы относились к вам самим.

Второе главное правило — шанс исправиться

Нужно ли наказывать будущего лидера? Конечно, наказание должно присутствовать. Но человек должен четко понимать за что его наказывают. И человеку нужно давать шанс. Что я имею в виду. Сначала оговорите правила, которых нужно придерживаться в вашей семье во благо каждого члена семьи и наказание в случае не выполнения. То есть ребенок должен понимать, почему то или иное действие не нужно и делать и в чем выгода для него — об этом я говорила выше. После первого и второго промаха давайте предупреждение, на 3 раз следует ранее оговоренное наказание. Справедливо? Я думаю да.

Но, по сути, до наказания дело доходить не должно. Если эти правила установлены для всех членов семьи (например, не сидеть ночью за компьютером или не кушать перед телевизором) и если это правило нельзя нарушать даже «один разок, ну чуть-чуть еще», то вряд ли ребенок будет это делать и будет оспаривать свое право на такое поведение с мыслью «вдруг прокатит». У мамы много дел и она не заметит или сделает вид, что не заметила.

Третье главное правило — критика и приказы

Не запрещайте все подряд, все, что вам мешает или не нравиться. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать.

Отведите ребенку свое личное пространство, свой угол или комнату, где он может трогать и разбрасывать все, что угодно. И не вмешивайтесь в управление этой территорией творческого беспорядка.

Во-первых, ребенок должен сам понять зачем нужен порядок, как он влияет на человека.

Во-вторых, вы не будете вызывать ассоциаций : «Мама пришла(((( сейчас опять заставит убирать»

Прошу заметить, что не только у детей проблема с порядком, большая часть человечества мучается над вопросом как навести порядок в жизни, на рабочем столе, в голове. Придумывают целые системы мотивации, таймменеджмента, системы организации порядка. И это не потому, что их мама не заставляла складывать игрушки. А может даже наоборот, потому что они наводили порядок, только если их кто-то заставлял?

Мы иногда даже не замечаем, как общаемся с ребенком. Часто это не диалог, а набор команд, которые ребенок должен беспрекословно выполнить. Даже просьбу убрать со стола посуду в раковину можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди.

Разбитая чашка, пятно на кофте, царапина на руке, книга упала в лужу — это не повод для скандала и укор в сторону ребенка, не нужно на него накладывать штампы: руки-крюки, дырявая голова и другое. Вы только представьте, если внушить человеку такое мнение о себе, кем он будет в жизни. А если по каждой мелочи говорить такие фразы, это не что иное, как закрепление за ребенком образа неудачника.

Многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.

Можно ли научить ребенка ставить цели и достигать их?

Задавая себе этот вопрос, родители, скорее всего, хотят узнать о том, как научить ребенка не бросать дело на полпути, быть настойчивым и терпеливым.

Первый всплеск самостоятельности ребенка психологи связывают с так называемым кризисом трех лет, кризисом выделения своего «Я», когда малыш впервые «по-взрослому» начинает настаивать на своем, а слова «я сам» становятся главными.

Уже в этом возрасте ребенок пытается установить со взрослыми новые, более глубокие отношения. Такое изменение отношения к окружающим, возрастание его самостоятельности и активности требуют от родителей своевременной перестройки. Если же так называемые новые отношения не складываются, инициатива ребенка не поощряется, активность постоянно ограничивается, то, соответственно, и личность не может развиваться. А ведь эти проявления являются главным новообразованием трехлетки и знаменуют собой новый этап в становлении самосознания ребенка. Это важнейший период формирования личности маленького человека, имеющий значение для всего последующего развития.

Все мы помним, как дети сначала называют себя по имени, в третьем лице: «Саша хочет пить», «Дай Лене мишку». Потом, обычно к трем годам, появляется местоимение «я». Появляется и первичная самооценка ребенка, т.е. осознание не только своего «Я», но и оценка себя самого. Правда, в этом возрасте она является чисто эмоциональным образованием, не содержащим рациональных компонентов. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не может пока адекватно посмотреть на себя и окружающих. Именно поэтому самооценку малыша трудно назвать так в собственном смысле этого слова. Она основывается на потребности детей в эмоциональной безопасности, поэтому всегда максимально завышена. Маленький человек рассматривает себя как «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой».

Постепенно, взрослея, ребенок учится сравнивать себя с другими детьми, делать выводы о том, в чем он лучше, хуже или такой же

Вот здесь-то и важно не упустить момент и научить чадо пониманию того, что добиться чего-то можно лишь будучи настойчивым и целеустремленным. Достигнет цели только трудолюбивый и упорный человек

Иначе оценка своих результатов так и останется на уровне трехлетки, который, руководствуясь эмоциями, говорит о том, что «я хороший, у меня лучше, у меня быстрее, у меня интереснее и т.п.». Родительская помощь в начальные моменты необходима ребенку для преодоления трудностей (именно помощь, а не выполнение за него и наказание за неуспех). Показывая, что постепенно, настойчиво и терпеливо продвигаясь на пути к цели, можно достичь ее. Препятствия будут встречаться очень часто, и главное — не бояться, а научиться их преодолевать. Воспитывая таким образом, мы сможем не только сформировать адекватную самооценку ребенка, но и поможем ему испытать эмоции победителя, пусть и над самим собой.

Очень часто дети, испытывая неудачу в каком-либо деле, бросают его: «ну и пусть», «а мне все равно», «ну и ладно». При систематическом «ну и пусть» ребенка и отсутствии реакции взрослых на эту фразу «ну и пусть» превращается в расхоложенность, леность, несобранность, разгильдяйство, отсутствие инициативы и т.п. Знаю даже подростка, который придумал себе замечательную фразу, спасающую его от всех требований взрослых (и учителей, и родителей), их нареканий по поводу невыполнения каких-либо заданий и поручений: «Я ленивый, и у меня нет силы воли». Далее эта фраза имеет у этого подростка различное окончание в зависимости от ситуации: «поэтому я не смогу прийти вовремя», «поэтому я не буду это делать», «поэтому могу все испортить, лучше не начинать», «поэтому я не сделал, не выучил…» и т.п. Почему эта фраза стала жизненным девизом? Причин много, но одна из них касается вопроса о роли родителей и воспитания в семье.

Как понять, что ребенок не уверен в себе

На это могут указать косвенные признаки, такие как:

  • малыш не смотрит в глаза при разговоре;
  • сутулится;
  • раздражителен в общении с другими людьми, недоверчив;
  • имеет фобии и ряд страхов;
  • рисует и пишет очень мелко, сильно надавливая на карандаш;
  • не может познакомиться первым, стеснителен;
  • испытывает страх перед начинанием новых дел;
  • не имеет своего мнения;
  • часто сердится при посторонних людях.

Что делать, чтобы помочь ребенку

Приведем некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию решительности детей 5-7, 8-9 лет.

  1. Движения с музыкой. Многие дети не любят танцевать, потому что считают, что не умеют, стесняются, не уверены в своих силах и думают, что будут выглядеть смешно. Достаточно организовать небольшой танец, выучить с ребенком простые движения и малыш будет чувствовать себя более комфортно.
  2. Занятия творчеством. Для развития решительности прекрасно подходят ролевые игры. Организуйте театральное представление с ребенком. Пусть сначала это будет театр теней, затем скромный пальчиковый театр, театр за ширмой, а потом можно перейти к костюмированному театру, где героем будет сам ребенок.
  3. Игра в слова. Предложите ребенку поиграть в слова на разные буквы алфавита. Но это будет не обычная игра! Слова должны обозначать положительные качества ребенка. Начните с себя: “Т” – трудолюбивая, терпеливая…а какой ваш ребенок? Организовывать такую игру можно как в старшем дошкольном, так и в школьном возрасте.

В старшем возрасте, 10-11 годах, с детьми можно использовать психологические тренинги, чтобы поднять самооценку. Дети более восприимчивы к словам и берут из них больший смысл. Способны к анализу своих действий.

Все проблемы самооценки ребенка идут из детства, если вовремя выявить, предупредить и выбрать правильный путь формирования личностных качеств детей, можно избежать множества вторичных проблем, вытекающих из недопонимания и помочь ребенку стать уверенным и иметь друзей.

Завышенные ожидания

Чего бы ребенок ни добился, родителям всегда мало, что бы ни сделал, все недостаточно хорошо. Вместо похвалы и поддержки, вечный разбор ошибок, упреки, что можно было бы и лучше, сравнение с теми, кто более успешен. Такой стиль воспитания свойственен мамам и папам с нарциссическим характером.

Радуйтесь даже маленьким достижениям своего ребенка, чтобы он смело шел вперед за большими успехами. Замечания по делу тоже важны, но аккуратно и только после заслуженной похвалы и слов поддержки. Это важный шаг к тому, чтобы воспитать уверенного в себе человека.

Старайтесь не ограничиваться привычными общими оценками: «умница!», «красиво», «здорово». Отмечайте конкретные действия: «как точно ты нарисовала на картине цветы, они будто настоящие», «отличный получился у тебя кораблик, а швы-то ты как аккуратно склеил!»

Визуализируйте успехи, чтобы малыш не забывал о них и чувствовал важность всего, что делает. Вешайте картины на стене в детской, отведите специальную полку для поделок, держите на видном месте грамоты и медали, создавайте вместе фотоальбом маленьких побед

6 советов, которые помогут вам воспитать уверенного в себе ребенка

Как ребенку стать уверенным в себе? В этом вам помогут несколько рекомендаций.

Никогда не сравнивайте со сверстниками. После фразы: «Лиза с 9 этажа твой ровесник, а читает, как взрослая» ваш ребенок не станет лучше читать. Он решит, что родители считают его глупым, не любят и соседка Лиза нравится им гораздо больше. Во взрослой жизни он будет пытаться быть «не хуже». О каких-то больших стремлениях и речи быть не может. Уверенные в себе люди соревнуются с собой и не оглядываются на успехи других.
Доверяйте ему. Запаситесь терпением и позвольте ребенку самому преодолеть новую для него задачу. Если родители в растрепанных чувствах со словами «Я уже устал ждать» доделывают начатое за ребенка, он усваивает, что он никчемный, ему не доверяют. Вселяйте обратное: «Я сильный, я смогу, родители поддерживают меня!»
Не критикуйте. Высказывать недовольство можно только по отношению к поступкам ребенка. Например, он играл с телефоном и разбил его

Сравните: «Руки у тебя дырявые, вечно от тебя одни проблемы» и «Видишь, что получается, когда неосторожно обращаешься с вещами?» Принижая незрелую личность, вы воспитываете склонность к самоуничижению.

Одобряйте. Меняйте фразы: «нарисовал непонятно что» на «необычное творение»

Одобряйте любое новое его занятие. Рисунок повесьте на стену
Ребенку важно быть признанным, знать, что он талантлив. Вера в себя и есть уверенность.
Не высмеивайте его
Когда вы весело рассказываете посторонним людям, как ваше чадо умудрилось сказать глупость при всем классе, это вызовет минутный смех окружающих и возведет стену недоверия между вами и ребенком. В его душе поселятся тревога, отчаяние и разочарование. Будьте опорой и защитой, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе.
Выражайте благодарность. Вы благодарите мужа или подругу за помощь, приятный вечер, поход в кафе? Точно также нужно благодарить и маленького человека, когда он помог в уборке по дому, рассмешил и поднял вам настроение и даже за попытку оказать помощь. Ребенок будет чувствовать себя нужным, и самооценка укрепится.

Примеры игр для развития уверенности в себе

Взрослый подробно рассказывает о значении имен. Специально   подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребенка,   его друзей, педагогов и т.д. Затем предложите ребенку нарисовать (или   нарисуйте вместе с ним) рисунок на тему: «О чем говорит мое имя».   Постарайтесь сделать его ярким и красочным, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое носит имя ребенка.Если вас посетит вдохновение, попробуйте придумать для ребенка историю о герое, который носит такое же имя, вызывая у ребенка чувство гордости за   свое имя.

Эта игра может носить как познавательное содержание, так и особую   эмоциональную направленность. Ребенок берет в руки любой предмет —   «волшебную палочку» и превращает играющего с ним взрослого или   других детей в те или иные «образы». Затем партнер по игре «превращает»   самого ребенка. «Превращения » могут быть разные (их подсказывает   взрослый) — в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых   героев и т.д.

Конечно, необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы. Иногда дети сами просят, чтобы их превратили то в одного героя, то в другого. Возможно, это спорно, но даже если взрослому кажется, что выбранный герой не очень положительный (например, волк), можно пойти навстречу ребенку. Так как возможности нравственного анализа детей могут быть ограничены, и ребенок выбирает такого героя часто потому, что он «сильный», «может постоять за себя» и т.д., желая иметь именно эти качества для себя, а остальных просто не замечая.

Более подробное описание игр по коррекции неуверенного поведения детей можно найти

Итак, подведем итог. О детской  самооценке, о робости,  неуверенности в себе можно говорить бесконечно. Но обозначим результаты. Причина детской  робости – низкая самооценка. Возникает она в общении с другими людьми, прежде всего – с родителями, конкретнее – в ситуации, когда оценивается действие ребенка. Если его опыт неудач перевешивает опыт успехов – вывод однозначен, у него формируется заниженная самооценка

При этом совершенно неважно, каким на самом деле оказалось действие – успешным или нет, важно, как его оценили. Даже если мы имеем дело с полным провалом, его можно, конечно, представить как трагедию, а можно – как урок на будущее

Если мы хотим, чтобы наши дети были готовы к тем испытаниям, которые ждут их в жизни, если мы хотим, чтобы они были успешными, надо всеми силами стараться, чтобы они еще в детстве собрали свой  «багаж успехов».  И несомненно, с таким опытом у них все получится!

МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить:

  1. Индивидуальные консультации психолога;
  2. Индивидуальные психолого-педагогические консультации (для родителей и детей от 3-х лет);
  3. Цикл занятий по арт-терапии;
  4. Занятие с использованием проективных методик;
  5. Сеансы детского и взрослого медицинского массажа.

Более подробную информацию узнавайте по тел. 282-448

Статью подготовила: клинический психолог – Е. О. Шахрай

Что делать если ребенок нерешительный

    1. Не тревожьтесь и не нервничайте. Не стоит слишком часто употреблять слова: «отойди – это опасно», «не бери – оно грязное», «не пей», «осторожнее». Подобные реплики закладывают в подсознание чувство неполноценности, ребенок будет думать, что он неумелый, хуже и слабее окружающих. Речь не идет о каких-то крайних мерах, но взобраться на дерево под присмотром родителей вполне можно.
    2. Не пренебрегайте. Любое преодоление себя – большая победа для ребенка. Дочка после долгих тренировок села на шпагат или сын преодолел половину детского бассейна кролем – дети ждут одобрения и похвалы родителей. Мамина поддержка – это будущая золотая медаль на соревнованиях.
    3. 3.Общайтесь на равных. Когда вашему чаду исполнилось 7, психологи рекомендуют общаться с ним, как с другом. Уважение со стороны родителей определяет отношение ребенка к самому себе. Спрашивайте его мнение в какое кафе пойти, где бы он хотел провести лето и почему ему не хочется общаться с Сережей.
    4. Не требуйте. Бесконечные требования не сделают из вашего ребенка олимпийского чемпиона или вундеркинда. Если он заметит, что не оправдывает ваших ожиданий, это уязвит его самолюбие, и самооценка стремительно упадет, даже большие таланты невозможно будет возродить. Родительская похвала – мотивация, ступень к будущим успехам и великим победам вашего ребенка.
    5. Позвольте ему сделать самому.Чувство, что тебе доверяют придает силы и уверенность в себе. Давайте ребенку задания по возрасту: регулярно поливать цветы, гулять с собакой, кормить рыбок. Не забывайте рассказывать родственникам, что у вас растет настоящий помощник. Ребенок научится брать ответственность и станет уверенным в себе.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее
Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках

Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны
Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально

Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Причины низкой самооценки у ребенка

Существует несколько основных причин, по которым у малыша формируется недостаточно высокое мнение о себе.

Неконструктивная критика

Родители обращают внимание только на промахи и ошибки ребенка, совершенно не замечая его успехов и достижений. При этом они критикуют малыша, но не пытаются разобраться, почему он допустил ошибку и как можно ее исправить.

Сравнение с другими детьми

Родители часто приводят в пример более успешных детей, говоря своему отпрыску, что он не дотягивает до их уровня. Со временем он начинает считать себя неудачником.

Чрезмерная опека. Родители постоянно опекают малыша, не давая ему и шагу ступить самостоятельно. От этого он начинает чувствовать себя беспомощным и ни на что не способным.

Публичные замечания. Любые замечания нужно делать ребенку наедине, а не в присутствии других людей. Публичная критика, ругань и обвинения, даже справедливые, больно бьют по самооценке.

Навешивание ярлыков. Нельзя навешивать на малыша словесные ярлыки, например «плакса», «неряха», «лодырь». Они тоже сильно снижают самооценку.

Немного из исследований

В силу априорной важности взрослых в становлении личности ребенка необходимо рассмотреть еще один аспект проблемы, а именно: какова роль периода детства в воспитании характера человека. О роли детства в дальнейшем становлении личности ребенка и его влиянии на последующую жизнь человека говорили многие крупнейшие представители психологии вне зависимости от того, к какой школе они принадлежали и в какой период времени проводили свои исследования

Несмотря на «неновость» изучаемого вопроса, в нем как было, так и остается множество белых пятен, именно поэтому он не перестает интересовать психологов и сегодня

О роли детства в дальнейшем становлении личности ребенка и его влиянии на последующую жизнь человека говорили многие крупнейшие представители психологии вне зависимости от того, к какой школе они принадлежали и в какой период времени проводили свои исследования. Несмотря на «неновость» изучаемого вопроса, в нем как было, так и остается множество белых пятен, именно поэтому он не перестает интересовать психологов и сегодня.

Результаты исследований показали, что положительная эмоциональная оценка воспоминаний о детстве свойственна людям со следующими личностными характеристиками:

  • адекватный уровень самооценки;
  • эмоциональная стабильность;
  • самоконтроль;
  • практичность.

Для ярко негативной оценки воспоминаний о детстве:

  • неадекватный (чрезмерно завышенный или заниженный) уровень самооценки;
  • инфантилизм.

Безусловно, на эмоциональную сторону этих представлений оказало влияние то, как складывались в детстве взаимоотношения этих людей с их родителями.

Переходя от науки к конкретным примерам, можно вспомнить случай из практики, ярко демонстрирующий то, как ребенок воспринимает себя с точки зрения своей успешности или неуспешности в зависимости от отношения родителей. В данном случае имеется в виду школьная успешность и связанные с этим моменты.

За психологической помощью обращалась мама мальчика, ученика первого класса. На тот момент ребенок отучился в школе полгода. С ее точки зрения, сын испытывал «учебные трудности», был неуспешным: при выполнении домашних заданий постоянно ждал подсказок, боялся сделать что-то не так, «не хотел, ленился думать самостоятельно», часто во всем сомневался, не мог принять решение и т.п. Мама при этом испытывала не просто недовольство ребенком, но и сильнейшее раздражение по этому поводу. Выполнение уроков было для них сродни каторге. «Почему другие дети способны самостоятельно выполнять задания, а мой такой ленивый, совсем не хочет думать? Я должна вместо него решать задачи, объяснять ему, что, как и когда он должен делать, где и что нужно писать… Может, у него какие-то проблемы?»

На самом деле в результате психологической диагностики было выявлено, что у ребенка абсолютно нормальный интеллект, но мальчик действительно с трудом принимал самостоятельные решения, был склонен к сомнениям, боялся сделать что-либо неправильно. Обусловлено, однако, все это было не леностью, а тревожностью ребенка. Причем тревожность мальчика была связана со стилем отношений в семье. Проблема состояла в достаточно авторитарной модели воспитания, вследствие чего у ребенка и появилась боязливость сделать что-нибудь не так, неуверенность в себе, неадекватно заниженная самооценка и тревожность. Соответственно, все это привело к такому же неуверенному поведению во время подготовки домашних заданий.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе

На практике большинство родителей сталкивается с проблемой неуверенности своих детей.

Признаки неуверенного поведения

Их распознать довольно легко:

  • не стремится выразить свое мнение;
  • не хочет рассказывать о своих чувствах, эмоциях и впечатлениях;
  • молчалив и замкнут;
  • очень тяжело вступает в контакт с незнакомыми людьми;
  • не креативен, повторяет чужие действия;
  • обладает высоким уровнем тревожности;
  • болезненно ориентирован на других детей.

Развивать в малыше лидера нужно

Изначально малыш появляется на свет, не имея никакой самооценки. Однако с течением времени и под воздействием внешних факторов происходит ее формирование.

К сведению. Дети ориентируются на мнение окружающих о себе, своем поведении, о том, как они реагируют на тот или иной поступок. Очень зависит детская самооценка от того, какие у крохи отношения с родителями и другими взрослыми родственниками.

Важным фактором формирования самооценки малыша является и оценивание его умственных способностей и учебных достижений взрослыми.

К сведению. На самооценку влияет и собственное восприятие крохой его внешности.

Действия родителей

Родителям полезно узнать, как научить ребенка быть уверенным в себе. Родительская вера это основа уверенности маленького человека в себе. Когда родители излишне беспокоятся о малыше и прямо запрещают ему что-то попробовать, происходит программирование его на неудачу, он начинает автоматически считать, что не справится с чем-либо, дальнейшая учеба или тренинг бесполезны.

Развитие лидерства и самодостаточности важно с малых лет

Исключение унижения

Следует знать, как сделать ребенка уверенным в себе. Категорически нельзя унижать малыша. Какая-либо шутка и насмешка в адрес малыша (даже неумышленная в садике) может вызвать в нем злость и отторжение. Дети воспринимают слова буквально, и воспринятая как унижение фраза будет становиться камнем преткновения в детских глазах.

Ценность

Не все знают, как в ребенка вселить уверенность в себе. Важно ценить именно усилие, а не конечный результат. В силу возрастных особенностей и ограниченных способностей, кроха может не справиться с тем или иным заданием

Важно показать, что учить надо, его намерения были правильны, попытка действий достойна похвалы.

К сведению

Если обращать внимание на негативный результат, то ребенок укоренится в мысли о своей неуспешности, что послужит причиной комплексов. 

Поддержка

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе, стоит знать родителям. Поддержка в трудной ситуации также принципиально важна для детей. Быть уверенным ни в коем случае не значит не просить о помощи. Если малыш будет рассчитывать только на себя, это приведет к сильному стрессу, ошибкам и потере уверенности.

К сведению. Наоборот, ему надо дать понять, что в случае трудной ситуации он может рассчитывать на помощь и поддержку.

Поддержка взрослого важна

Принятие

Дитё следует воспринимать таким, какой он есть

Крохе жизненно важно знать, что его любят и ценят, несмотря ни на что. Чадо превратится в уверенного в себе человека, только если знает, что его близкие его любят и ждут дома

Проблемы в окружении ребенка

Чаще всего проблемы с уверенностью в себе связаны именно с наличием существенных трудностей в окружении.

К сведению. Одним из самых сильных ударов по самооценке является тот случай, когда постоянно ставятся в пример либо братья и сестры, либо соседские дети. Это будет приучать к тому, что другие лучше малыша, и он начинает болезненно воспринимать не только собственную личность, но и негативно относиться к окружающим.

Значительные проблемы с самооценкой испытывают несамодостаточные дети из проблемных семей и детских домов. Им кажется, что родители их не любят, не будут помогать, оставили из-за того, что они плохие и не смогут научиться и развиться. Дети, которыми не занимаются и которые с ранних лет вынуждены решать свои проблемы самостоятельно, тоже часто не уверены в себе. Это связано с тем, что в силу возраста они регулярно не справляются с теми проблемами и вызовами, которые перед ними ставит жизнь.