Как родители наказывают детей

Что делает большинство родителей, когда хочет наказать  детей? Они кричат, обвиняют, обзывают. И только маленький процент объясняет, а что собственно пошло не так и почему мама и папа недовольны таким поведением или поступком.

А ведь для того, чтобы наказать ребенка, ему надо сначала объяснить правила поведения. Наказывать за то, о чем он не был уведомлен – глупо. Наказать, чтобы потом это не повторилось, тоже так себе вариант. Ребенок может просто испугаться в данный конкретный момент, затаить обиду, но это не избавит его от ошибок в последующем. Ведь мы не объяснили, как нужно поступить в следующий раз, чтобы не получилось опять так плохо. Мы просто накричали, А ведь то, что очевидно взрослым, не всегда понятно детям, особенно если это дети  ещё маленькие.

Одно время мой младший сын очень часто ронял посуду на пол. Конечно же, это происходило нечаянно. И почему-то он сразу начинал плакать и говорить, что он это сделал не специально. Хотя я никогда его не ругала за это. Поэтому я научилась переводить всё в шутку. При громком звуке падающей и разбивающейся посуды я кричу: «Всем оставаться на своих местах! Не шевелимся! Пылесос спешит на помощь» Этим я снимаю напряжение и берегу от ненужных травм всех, кто оказался в эпицентре события.

Можно, конечно, накричать, обозвать криворуким рукопопым и никчемным человеком, который только и делает, что вгоняет семью в растраты. Но разве это вернет разбитую кружку или тарелку? А может быть, это добавит нежности и любви в наши отношения? Или посуда перестанет падать? Нет! Так зачем к разбитому стеклу добавлять еще и разбитую психику собственного ребенка?

После того, как осколки убраны, нужно просто объяснить, что носить тарелки из кухни в комнату небезопасно, можно поскользнуться и выронить её. Если так хочется покушать в комнате, нужно попросить маму или папу принести тарелку или сделать это максимально аккуратно, не спеша и двумя руками. И тогда в следующий раз ребенок приложит максимум усилий, чтобы тарелка осталась целой и невредимой. Но даже это не всегда убережет его от новой разбитой тарелки или чашки.

И помните, все мы совершаем ошибки, даже став взрослыми и даже зная, как было надо поступить или сделать. Будьте более снисходительны к своим детям, они еще в начале пути.

Разновидности наказаний для воспитанников

Многие родители задумываются о том, как наказывать подростка. В педагогике выделяют несколько разновидностей в зависимости того, какие цели преследует такой процесс воспитания личности. Известны такие меры наказания ребенка:

  • Запреты. Другими словами, детей просто ограничивают в каких-либо правах. Обычно применяется именно этот вариант. Он считается наиболее щадящим. Как правило, его используют в том случае, когда необходимо добиться определенных действий. К примеру, малыш не хочет убирать игрушки. В таком случае ему не разрешают смотреть мультики или играть с друзьями. Обычно ультиматум сразу действует, так что малыш охотно убирает за собой. Такой способ очень действенный.
  • Дополнительные обязанности. Такая санкция применяется обычно не только в кругу семьи, но и в школе, а затем и когда человек взрослеет (к примеру, наказывают общественным трудом). Такое наказание для ребенка предполагает выполнение каких-либо дополнительных действий. К примеру, нужно будет помыть посуду, убрать в доме. Но необходимо учесть, что добиться требуемого эффекта можно только в том случае, если наказание будет связано с проступком. Тут не розгами нужно воздействовать — если он не захотел убирать игрушки, то в наказание ему полагается заниматься уборкой определенное время. В противном случае малыш почувствует несправедливость.
  • Моральные санкции. В данном случае за плохое поведение полагается осуждать провинившегося, порицать его действия. Обычно цель — вызвать чувство вины, чтобы малыш осознал, что натворил и начал сожалеть о содеянном. Если волнует вопрос, как правильно наказывать ребенка, то лучше всего выбрать именно этот вариант. Это один из самых эффективных вариантов воздействия, так как можно создать определенную программу действий и поведения на будущее — провинившийся запомнит, что сделал неправильно и не будет так больше поступать. Такие санкции по сравнению с «розгами» считаются еще более эффективными. Обычно они применяются и в кругу семьи, и в школе, и в садике. Но при этом они должны быть соответствующими возрасту, поступкам и особенностям психики.
  • Телесное наказание. Физические наказания детей считаются довольно противоречивым методом, а споры вокруг него до сих пор не утихают. Кроме того, во многих странах в Кодексе существуют законы, которые его запрещают, причем не только в различных учреждениях для детей, но и в школах. Хотя физическое наказание детей допускали даже самые великие известные педагоги, правда, только в исключительных случаях. Кстати, тут речь идет не только о банальном избиении руками, розгами, но и прочими средствами. Также телесные наказания подразумевают еще другие виды физического влияния. К примеру, это могут быть дополнительные упражнения на тренировках.

Как наказывать ребенка в 2-3 года

Лучший вариант наказания — делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.

В такие моменты нужно дать ребенку возможность отдышаться и избавить от окружения избыточных стимулов. Например, отнести в другую комнату. Но изолировать не с позиции наказать, а с позиции — дать ребенку пространство, где он сможет себя собрать, отдышаться и вернуться в уравновешенное состояние.

Как правильно наказывать тайм-аутом:

Во время истерики возьмите ребенка на руки и спокойно, но не обвинительно и не строго искажите: “Давай пойдем с тобой в другую комнату и подышим.”

Ребенок может не согласиться, вырваться и убежать в другую комнату.

Спокойно скажите: “Я вижу, тебе сложно, я тебе помогу”. Возьмите его на руки и посадите к себе спиной. Обнимите и дайте ему плотный контроль над своим телом. Скажите, что вы готовы его отпустить, когду ручки и ножки успокоятся и перестанут пинаться. Если он продолжает вырываться, держите ребенка, пока он не успокоиться.

Посыл такой передышки:

  • создать безопасную для всех среду
  • научить справляться со своими эмоциями, проговаривая их ребенку
  • показать, что с любыми чувствами можно справиться, заметив их

“Подушка мира” — еще один вариант эффективного наказания трехлетнего малыша.

Когда вы видите, что ребенок начинает терять над собой контроль, скажите: “Сейчас хорошее время отдышаться и пойти посидеть на подушке/кресле.” То есть отправить ребенка в такое место, где он чувствует себя комфортно.

Вы не изолируете ребенка, а предлагаете безопасную зону, где он может успокоиться: “Тебе сейчас надо посидеть на подушке/в комнате/ в любимом кресле, а мне выпить чаю. После этого мы все обсудим”.

Если ребенок отказывается, сами ведете его и сидите с ним. При этом наказывающий должен успокоиться сам и вести себя доброжелательно.

За что и как наказывали детей в старину

Правила наказаний были прописаны в «Домострое», но не стоит полагать, что их применяли только в крестьянских семьях: для «вразумления» императорских детей применяли почти те же каноны — к примеру, детей Павла I хлестали розгами и били головой об стену.

Сегодня это кажется дикостью, а вот до начала XIX века детей принято было жестко наказывать не только в семье, но даже в школе. Позже «официальные» наказания отменили, а домашние розги заменили ремнем. Единственным учебным заведением, где устав запрещал телесные наказания, был Царскосельский лицей: здесь изолировали шалуна в отдельном помещении и позволяли ему входить в трапезную последним.

За что же наказывали детей в старину? Как правильно наказывать ребёнка? За непослушание и игнорирование домашних обязанностей полагалось несколько часов стояния на коленях на горохе. Порка розгами считалась «профилактической» мерой, так что даже идеальный ребенок в субботу должен был готовиться к «полезному» рукоприкладству. Если ребенок не делал уроки и плохо вел себя в школе, учитель наряжал его в специальный костюм или вешал ему на грудь табличку с оскорбительной фразой. Неправильное поведение за столом было чревато ударом ложкой по лбу. Три дня на хлебе и воде мог провести ребенок, который «слишком заигрался» — смеялся до слез во время игр или слишком активно себя вел. Плюс 25 земных поклонов к ежедневной молитве получало чадо, недовольное погодой или собственной жизнью. С 7-летнего возраста у ребенка наступала уголовная ответственность («за упорное неповиновение» или за «развратную жизнь»), в соответствии с которой его могли отправить в смирительный дом. Лишение сладостей, пощечину или другие «мелочи жизни» можно было получать постоянно — просто «по велению родителя».

Без вины виноват. Когда наказывать нельзя?

Бывает так, что ребенок сделал что-то, может быть, даже очень нехорошее, но неосознанно и непроизвольно. Как говорилось выше, наказание должно логически вытекать из прозрачной системы правил. Поэтому, если, скажем, правило не было введено, договоренности и обязательств не было, то наказание неправомерно.

Например, если в семье нет четкого правила, что ты всегда сначала делаешь уроки, а потом идешь гулять, то не надо наказывать за то, что ребенок сегодня сначала пошел гулять — ведь вы об этом не договорились. Это будет формировать ощущение несправедливости, бессилия и небезопасности — никогда не знаешь, за что тебя сегодня накажут.

Важно учитывать мотивацию ребенка. Например, девочка-дошкольница, оказавшись одна дома, решила «сшить» себе платье и порезала для этого мамино любимое платье на куски, обмотала себя полученными фрагментами ткани и такой красавицей предстала у входной двери, когда мама пришла с работы

Нельзя ребенка ругать и наказывать, но надо спокойно объяснить, почему так делать нельзя.

Наказывать ли ребенка за двойку?

Вместо того, чтобы наказывать ребенка за двойку, выясните, что он не понял, почему. Не оставляйте его один на один с трудностями учебы – тяжелой работы. Часто дети не могут справиться с ней самостоятельно. Но если ребенок отказывается делать уроки, сначала позвольте ему это. Но когда он получит двойку за невыполненное задание, он спросит, почему вы не заставили его делать уроки. В следующий раз он не откажется от выполнения уроков. Если этого не произойдет, следует ограничить ребенка в чем-нибудь, например, в развлечениях, покупках игрушек.

Как наказывать ребенка: чего нельзя делать

Если дело дошло до наказания, домашние должны быть заодно и понимать, как нельзя наказывать детей:

  • нельзя делать ребенка свидетелем педагогических споров
  • нельзя приклеивать ярлыки, называя его сгоряча «тупой», «врун», «вор», «эгоист», «неблагодарный» и т.д.
  • нельзя наказывать ребенка на глазах у посторонних или при друзьях
  • категорически нельзя наказывать за неловкие движения, случайные действия
  • нельзя бить ребенка по попе, даже если он маленький (последствиями этого наказания может быть энурез, проблемы с выделительной системой, и также это может способствовать формированию сексуальных извращений).

Надо помнить, что негативные поступки дети совершают в основном из-за страха наказания. Если наказание — главный элемент воспитания, то ребенок становится лживым, хитрым, жестоким, трусливым. Самое главное, не позволяйте себе делать то, за что наказываете ребенка. Самое действенное – воспитание собственным примером.

Если ребенок что-то украл

Главным вопросом родителя в таком случае будет: «Как правильно наказать ребёнка за воровство?». Однако при этом взрослым необходимо понять: если ребенок что-то крадет — значит, у него либо образовался некий дефицит и при этом не хватило самоконтроля, либо он находится в состоянии стресса. В последнем случае ребенок может просто выносить из магазина то, что ему совершенно не нужно. Но в любом случае он нуждается в вашей помощи и поддержке. Если ребенок еще мал, постарайтесь подробно описать переживания того, чья вещь была взята без спроса. И спокойно, без ярлыков «ты -вор», расскажите, как другие люди относятся к тем, кто берет чужое.

Результатом беседы должно быть понимание ребенком того, что в мире много правильных и хороших способов получить желаемое. К примеру, чтобы получить игрушку, которая нравится, ее можно купить, поменять на свою или смастерить своими руками.

Что же, не бить никогда? А если шлепнуть и по делу?

Сегодня активно обсуждается проблема телесных наказаний детей. Часто спрашивают: а если шлепнул, а если подзатыльник, а если по памперсу, а если ударить иногда и только за большой проступок? И так далее – вариации самые разные.

Есть проблема в самой попытке провести границу возможного по «телесному» критерию. Важен широкий контекст, в котором наказание осуществляется, о чем говорилось выше. Важна конкретная ситуация – за что, было ли это обговорено заранее, было ли ребенку известно, что за данное нарушение последует такое-то наказание. Важна мотивация ребенка, почему он это сделал.

Не менее важна мотивация родителя – что им движет сейчас, в этот конкретный момент, когда он хочет поднять руку. Важны отношения, внутри которых рождается то или иное наказание (например, это могут быть отношения «тиран – жертва», «сильный носитель власти – бессильный подвластный», «агрессор – преследуемый» и т.п.).

Одно и то же действие (пощечина, шлепок или удар) будет совершенно разным в зависимости от множества факторов, часть из которых были названы. Поэтому, по-видимому, невозможно оценить поступок по его внешнему проявлению. И ведь это так вообще в жизни, в том числе в духовной, почти про все можно сказать. Один есть мясо в пост, потому что он вообще не в курсе, что сейчас пост, другой – потому что у него низкий гемоглобин, третий – потому что ему лень готовить всякие кашки с овощами, четвертый – потому что он строитель и на кашках просто загнется.

Мое частное мнение – лучше телесных наказаний избегать в принципе, то есть не использовать их вообще. Последствий и вреда может оказаться куда больше, чем ситуативной, вроде бы видимой пользы. Не будем забывать, что насилие порождает насилие. «Бьет, значит, любит» – один из мифов, которые нередко используют женщины, которых в детстве били родители, а теперь бьют мужья. Используют для оправдания насилия, потому что сделать с этим ничего не могут, а признать горькую правду, что это может быть никакая не любовь, не хватает мужества.

Как наказывать ребенка правильно?

  1. Наказывать ребенка нужно, учитывая его возраст и уровень развития.
  2. Будьте последовательны. Наказание должно следовать за проступком, а не сваливаться малышу на голову, когда он уж и позабыл, в чем провинился.
  3. Наказание должно быть соразмерно шалости. Родительскими правами тоже лучше не злоупотреблять.
  4. И если уж вы наказываете за проступки, то пусть ребенок имеет и поощрение за хорошее поведение.

Это универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.

При этом для каждого отдельного возраста существуют свои нюансы. Пик непослушания приходится на так называемые возрастные кризисы – в 3 года, в 7 лет и в 13 лет. Есть еще кризисы 1 года и 17 лет, но говорить о сознательном поведении в 1 год не приходится, а в 17 лет ребенок уже почти студент. Поэтому эти периоды мы рассматривать не будем.

В каждом из этих возрастов есть свои особенности поведения. Для каждого из этих возрастов существуют свои меры воздействия.

Наказание в два годика

Пока ребенок совсем маленький, наказывать его бессмысленно. До определенного возраста он еще и не понимает даже, что хорошо, а что плохо. До двух лет, к примеру, он даже не поймет, что наказание как-то связано с тем, что он сделал. В этом возрасте он сам себя не до конца осознает отдельной личностью.

Тем не менее,  стоит обратить внимание на слова доктора Комаровского как правильно наказывать детей на этом видео:

Помню свою старшую дочь ближе к двум годам. Как она смешно ходила по комнате и показывая пальцем на запретные предметы говорила с нахмуренными бровями «Зя, зя!» Вы наверное догадались, что это детское «нельзя».

Несносные трехлетки и меры воздействия

В 3 года ситуация еще больше меняется. С этого возраста малыш начинает осознавать, что он личность. В это время как раз и начинает проявляться его воля. Он часто капризничает, может делать наперекор, не слушается. Это нормальное явление, и само по себе наказания не заслуживает.

К примеру, если где-то ребенку стало очень скучно, а мама увлеченно болтает с подругой, он начнет привлекать внимание и капризничать. Потому что сам, к сожалению, пока уйти домой или куда-то еще не может

И пытается показать маме, что что-то не так. Будь он постарше, он бы встал и ушел сам. Не было бы никакой проблемы! Да и взрослые по собственной воле идут туда, куда хотят. Поэтому чувства малыша, привязанного ко взрослому, можно понять.

Но это не значит, что на поведение ребенка не нужно обращать внимания. Он уже достаточно большой, чтобы понимать слово «нельзя».

Например, если он громко кричит на взрослых или бросается игрушками, обижает старшего братика или сестричку, капризничает.  Отведите его в комнату и закройте там ненадолго одного. Только ни в коем случае не в темноте. Вы учите его, а не пугаете. Пусть выплеснет свою агрессию. Как только он затихнет, приведите его обратно. О том, что делать если малыш не хочет ложиться спать, читайте тут.

Но будьте последовательны! Если вы каждый раз будете поступать подобным образом, он выучит урок: дурным поведением он добивается только того, что никто не хочет с ним общаться.

Наказание  четырехлетних детей

В 4 года и в 5 лет ситуация может немного усугубиться из-за особенностей возраста. Ребенок не только осознает свое «я», но и активно интересуется окружающим миром. Он проверяет свои собственные и ваши границы.

Четырехлетние и пятилетние дети часто балуются в процессе познания мира, лишь для того, чтобы понять, куда они могут зайти без последствий.

Поэтому важно дать понять, где пролегают эти границы, и где находится твердое «нельзя». При этом неплохо было бы объяснить ребенку, почему нельзя, если есть такая возможность

Так ребенок поймет, в чем смысл запретов и ограничений.

Например, если он не выдержал и съел запретную конфету, то в следующий раз он останется без нее. Почему? Потому что свою долю он уже съел. А еще – потому что он, возможно, лишил конфеты одного из домочадцев и теперь ему нужно показать, каково это – остаться без конфеты. Это справедливо, наглядно и поучительно.

Не даром даже есть термин «наказание последствиями».

Видео ответ родителям нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать:

Наказание за вранье и воровство

За вранье

Для начала – причины детской лжи:

  • Вы показали ему пример;
  • Вы засмеялись, когда он соврал в первый раз;
  • он не понимает, что это плохо;
  • он старается понравиться (хвастает);
  • он фантазирует;
  • он боится наказания или унижения;
  • он ищет одобрения;
  • он старается быть вежливым;
  • он – «генетический лгун»;
  • он подражает сверстникам.

Как видите, вины ребенка тут капля, зато взрослого — полная чаша.

Тонкости наказания лгунов и лгунишек

Как наказать ребенка за вранье? А точнее – что делать, чтобы он перестал говорить неправду?

  • Разберитесь в чем причина детской лжи.
  • Объясните, что это плохо и почему честным быть хорошо.
  • Научите малыша быть честным, дайте ему право говорить любую правду.
  • Не давайте сыну и дочери непосильных поручений.
  • Не создавайте в семье атмосферу соперничества.
  • Умейте хвалить, поддерживать и дружить со своим ребенком.
  • Исключите дружбу с детьми, которые врут.
  • Никогда не наказывайте за ложь ребенка, который сам признался, что соврал. Если его проступок слишком серьезен – пусть это будет не страшное наказание, а что-то приемлемое: стояние в углу, ограничение, запрет. Причем, он должен понимать, что пострадал не за то, что признался, а за непослушание.
  • Подавайте правильный пример.
  • Помните, что перед Вами – ребенок.
  • Наказание должно быть адекватным проступку.
  • Ребенок не должен жить в постоянном страхе наказания.
  • Не казните дитя, не выяснив причины лжи.
  • Не позорьте виновника. Не жалуйтесь родственникам и знакомым. Отругав единожды, мысленно объявите лгуну амнистию.
  • Исключите из семейной практики жестокие и унизительные наказания.

Словами статистики – врут около 5% детишек, включая младших школьников и подростков. Жажда похвалы и страх наказания – вот наиболее частые причины вранья. Нужно ли наказывать ребенка? А вдруг из-за этого он станет лгунишкой?

До 4 лет детишки не врут, а фантазируют. Его истории – это полет в сказку, продолжение игры и мысленного приключения. После четырех малыши умеют взглянуть на мир глазами взрослого и попытаются соответствовать эталону.

Как наказать ребенка за непослушание, если детская психика столь хрупкая и изменчивая? Того и гляди, вместо пользы сложится ситуация хуже некуда. Как ни странно, но наказание и жестокость несовместимы. Родительская справедливость и понимание правил поведения ребенком лежат в основе правильного воспитания.

Мы не можем растить детей, взяв их под свое крыло. Влияние общества невозможно контролировать. Какие дети попадут в класс с Вашим ребенком? Что он может увидеть в интернете? О чем и в каких выражениях будут говорить его спутники в общественном транспорте? Родители должны уметь настоять на своем и повернуть воспитание в нужное русло. Из двух зол выбирают меньшее. Поэтому наказание может иметь место

Важно, чтобы оно было справедливым, своевременным и соответствующим проступку

За воровство

  • Узнайте у него, почему он так сделал, чтобы понимать причины и попытаться устранить их, насколько это от вас зависит.
  • Спросите, что бы он чувствовал, если бы у него украли его любимую вещь.
  • Объясните, что так делают очень плохие люди, и что из-за того, что он так поступил, вам очень плохо. Расскажите, что отношение к нему окружающих, зависит, прежде всего, от того, как он сам себя ведет: если он не хочет, чтобы у него воровали, то сам не должен этого делать.
  • Когда ребенок не будет видеть, «украдите» у него его любимую вещь и спрячьте так, чтобы он не нашел ее. Когда ребенок увидит, что вещь исчезла, скажите ему, что ее кто-то украл из-за того, что он сам поступил однажды как вор. Если не увидите искреннее раскаяние, то продолжайте тайно забирать его вещи до тех пор, пока не увидите беспокойство в его глазах и искреннее сожаление.
  • «Сыграйте» на социальном факторе: скажите, что если он будет так делать, дети перестанут с ним играть, будут насмехаться и он попадет в тюрьму (для детей старше 10 лет). Если ребенок младше, скажите, что если он продолжит воровать, то попадет в такое место, из которого его очень долго не выпустят, где ничего нет, и находятся такие же злодеи, как и он сам, которые отбирают чужие вещи без спроса.

Как наказывать ребенка в 2-3 года

Лучший вариант наказания – делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.

В такие моменты нужно дать ребенку возможность отдышаться и избавить от окружения избыточных стимулов. Например, отнести в другую комнату. Но изолировать не с позиции наказать, а с позиции – дать ребенку пространство, где  он сможет себя собрать, отдышаться и вернуться в уравновешенное состояние. 

Как правильно наказывать тайм-аутом:

Во время истерики возьмите ребенка на руки и спокойно, но не обвинительно и не строго скажите: “Давай пойдем с тобой в другую комнату и подышим.” 

Ребенок может не согласиться, вырваться и убежать в другую комнату. 

Спокойно скажите: “Я вижу, тебе сложно, я тебе помогу”. Возьмите его на руки и посадите к себе спиной. Обнимите и дайте ему плотный контроль над своим телом. Скажите, что вы готовы его отпустить, когда ручки и ножки успокоятся и перестанут пинаться. Если он продолжает вырываться, держите ребенка, пока он не успокоится. 

Посыл такой передышки:

  • создать безопасную для всех среду
  • научить справляться со своими эмоциями, проговаривая их ребенку
  • показать, что с любыми чувствами можно справиться, заметив их

“Подушка мира” – еще один вариант эффективного наказания трехлетнего малыша.

Когда вы видите, что ребенок начинает терять над собой контроль, скажите: “Сейчас хорошее время отдышаться и пойти посидеть на подушке/кресле.” То есть отправить ребенка в такое место, где он чувствует себя комфортно. 

Вы не изолируете ребенка, а предлагаете безопасную зону, где он может успокоиться: “Тебе сейчас надо посидеть на подушке/в комнате/ в любимом кресле, а мне выпить чаю. После этого мы все обсудим”. 

Если ребенок  отказывается, сами ведете его и сидите с ним. При этом наказывающий должен успокоиться сам и вести себя доброжелательно.