Рекомендации родителям

Занятия лучше начинать в раннем возрасте, контролируя верный захват игрушек, затем пишущих принадлежностей.
Во время занятий нужно быть доброжелательным

Избегать наказаний при обучении, стараться больше хвалить, подбадривать.
Не перегружать внимание ребенка, достаточно 10-15 минут ежедневно.
В возрасте 4-5 лет определить рабочую руку.
Специалисты не советуют учиться дошкольника писать до шести лет, так как физиологически он не готов к нажиму на ручку и внимательному слежению за написанием букв.
Нельзя переучивать левшу, если он привык все держать левой рукой.
Обучить правильной посадке и захвату пишущего предмета, расположению тетради.
В семье нужна единая тактика требований.
Учитывать индивидуальность, проявлять внимание к детским интересам, чувствам.
Избавиться от вредных привычек ещё во время беременности. Доказано, что одна из главных причин нарушения зрительного восприятия, мелкой моторики и концентрации у детей является злоупотребление курением.
Исследования показали, что телевизор и современные гаджеты препятствуют нормальному восприятию предметов

Разрешать смотреть телепередачи и мультфильмы ограниченное время.

Найдите источник вдохновения

Красота — понятие относительное, и «красивые» (на ваш взгляд) почерки могут быть совершенно разными. Поищите пример того, который вам нравится.

Возможно, это будут просто идеально ровные «школьные» строчки:


900igr.net

Или изящные каллиграфические:


Youtube‑канал AlphabetMan

А может, вы жаждете оригинальности и вам больше по душе почерк с наклоном влево? По возможности, распечатайте найденные примеры и разложите их там, где они будут попадаться вам на глаза. Например, повесьте на дверь холодильника. Прикрепите в виде стикера на монитор. Или над рабочим столом.

Это поможет «правильному» почерку закрепиться в зрительной памяти и побудит вас подсознательно копировать «хорошие» примеры.

Новый опыт

Перед занятием убедитесь, что ребенок в хорошем настроении, выспался и способен воспринимать информацию. Оптимальное время для обучения — с 10:00 до 12:00.

Рассмотрим классический вариант: лист бумаги расположен под углом 45 градусов, середина листа пропорциональна середине груди, кончик карандаша смотрит в плечо. Рука лежит на мышцах, которые активны при рисовании карандашом.

Шаг 1. Попросите малыша расставить в стороны большой и указательный палец, а остальные — прижать к ладони.

Шаг 2. Положите карандаш на образовавшуюся между пальцами «воронку» и на согнутый средний палец.

Шаг 3. Малыш держит карандаш большим и средним пальцами, а помогает себе указательным. Предложите ребенку поднять его — карандаш не должен упасть.

Шаг 4. Определяем удобную высоту для пальчиков. Ребенок держит карандаш вертикально вниз носиком. Затем медленно скатывается пальцами вниз, пока не почувствует, что ему комфортно.

Шаг 5. Расскажите, что сильно сжимать пальцы, как и чрезмерно давить на карандаш, не нужно.

Шаг 6. Проводим линию. Если она идет сверху вниз, кисть находится от нее справа; если черта горизонтальная, рука располагается снизу.

Как надо брать пишущий предмет?

Основной момент – это положение пальцев. Правша держит ручку так: ручку кладут на левую часть среднего пальца. При этом указательный палец поддерживает ручку или карандаш в правильной позиции сверху, большой палец находится слева. У левшей все зеркально противоположно – карандаш на правой стороне среднего пальца и справа от большого пальца, указательный палец – наверху.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как понять, правша ребенок или левша?

Главная задача родителей – научить ребенка так держать карандаш, чтобы рука не уставала в процессе рисования или письма. Когда ребенок отнимает от ручки указательный палец, при правильном захвате она не выпадает из рук. Если она выпадает, ваш школьник держит ручку не так, как надо. К остальным пальцам руки никаких требований нет. Безымянный палец и мизинец могут располагаться там, где ученику удобнее. Чаще всего их прячут внутрь кулачка. Существуют рекомендации, которые помогают школьнику верно брать пишущий предмет:

  • попросите ребенка представить себе, что у него на верхней части среднего пальца со стороны ладони подушечка, пусть он положит пишущий предмет на нее,
  • указательный и большой пальцы как бы охватывают пишущий предмет,
  • три пальца, участвующие в захвате, как бы закругляются и держат ручку,
  • остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони,
  • все пальцы расслаблены,
  • можно допустить, чтобы при рисовании или письме рука опиралась об стол верхней частью мизинца,
  • для правильной позиции пальцы должны располагаться на высоте 1,5 сантиметра от пишущего кончика.

Особенности обучения ребенка – левши

При обучении письму особое внимание требует ребенок – левша. Часто родители спрашивают, как держать ручку левше? Специалисты утверждают, что нельзя переучивать дошкольников, если они берут вещи, рисуют, пишут левой рукой

Может развиться тревожность, утомляемость, появятся разные страхи, неврозы, капризы, понизится самооценка. Необходимо учитывать мнение ребенка и понимать, что левую руку ему использовать удобно.

  • Левша не может писать с наклоном. Это связано с тем, что пишущая рука загораживает линию письма. Лучше повернуть тетрадь вправо и писать прямо, строка не загораживается, соблюдается нужное положение спины и плеч. Правила сидения аналогичны, как и для праворуких детей, но левое плечо следует слегка подать вперёд.
  • Родители обязаны контролировать, как левша держит предмет для письма. Возможен вариант, когда он держит ручку перпендикулярно строке, наклоняясь вперед, тем самым, меняя позу и выдвигая вперед одно плечо. Для леворуких будущих первоклассников это допускается, если так делает правша, то нужно исправлять.
  • Осветительные приборы для леворуких детей требуется располагать по-другому. Освещение следует направлять с правой стороны. В школах это не предусмотрено, следовательно, таких учащихся рассаживают непосредственно у окна.
  • Леворукие дети медлительнее в темпе письма, их почерк имеет выраженные нарушения, буквы – нечеткое написание. Чтобы малыш развивал моторику, пространственное восприятие ему рекомендовано приобретать специальные прописи, при помощи которых можно научить левшу.
  • Существуют приемы обучения левши, как классические, так и новые, которые помогут родителям подобрать наиболее приемлемый для своего ребенка.

Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма.

Чтобы был виден результат, занятия должны быть каждый день.

Работа с прописями и раскрасками

Для занятий по выработке или исправлению почерка необходимо приобрести для ребенка прописи, где контуры букв обозначены пунктиром. Работу с прописями можно разделить на несколько этапов:

  • Малыш обводит контуры букв в прописи.
  • Ребенку дается задание повторить написание отпечатанной буквы или слова по образцу на той же строке. К каждой последующей букве можно переходить только тогда, когда предыдущая начинает отлично получаться.
  • Малыш переписывает отдельные предложения и целые тексты сначала в разлинованную пропись, затем в обычную тетрадь без косых линеек. Упражнение должно стать ежедневным, с переписыванием небольших абзацев текста.

Для графических занятий подойдут раскраски с контурами различных фигур, линий и узоров. Для раскрашивания лучше не использовать фломастеры, а дать ребенку цветные карандаши. Они лучше развивают мелкую моторику, т. к. на них приходится нажимать. Необходимо следить за тем, чтобы картинки были закрашены аккуратно и равномерно, в пределах контурных линий.

Можно не только закрашивать рисунки, но и заштриховывать их. Нужно попросить малыша сделать это в различных направлениях – вертикально, горизонтально и по диагонали. Необходимо следить, чтобы ребенок не переворачивал лист, когда переходит от одного направления штриховки к другому, а передвигал только руку.

Полезно использовать пунктирные рисунки, которые требуется обвести. Такое упражнение развивает точность движения рук.

Еще один вариант – зеркальное рисование. Ребенок, глядя на изображение половины картинки и отсчитывая клетки, должен дорисовать вторую часть симметричного рисунка.

Гимнастика для рук

Гимнастика для рук хорошо подготавливает ребёнка к письму, снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.

Рисование по клеточкам

Во время такого рисования рука подготавливается к письму, а также развивается внимание, аккуратность и пространственное восприятие.

Нужно ли учиться писать до школы

Некоторые родители начинают учить своё чадо писать, равно как и читать, с раннего возраста, руководствуясь своими амбициями или модными тенденциями. Однако замечено, что у таких детей впоследствии часто портится почерк. Даже если вначале у малыша и получатся красивые буквы, то отрабатывать этот навык нужно долго и упорно, что для крохи непосильно даже в чисто физическом плане.

Таким образом, не нужно торопиться начинать с дошкольником каллиграфические занятия. Пусть это делают педагоги в школе

Родителям же важно отрабатывать дома написание каждой буквы.

До школы лучше учить ребёнка писать не отдельные буквы, а их составные элементы (крючочки, палочки и пр.)

6 способов, как научить ребенка правильно держать ручку

Способ 1 – с помощью салфетки

Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.

Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки –  мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены.

Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!

У нас этот способ сработал моментально! Несмотря на то, что он очень простой, тем не менее такой способ наиболее эффективен.

Способ 2 – аналогия с дротиком

Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель.  Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.

Способ 4 – ручка серии  Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев

Продукция серии Stаbilо LеftRight разработана совместно со специалистами медицины, образования и эргономики.

Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

Разработчики серии Stаbilо LеftRight предлагают канцтовары как для правшей, так и для левшей.

Способ 5 – метод пинцетного захвата

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.

Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.

Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.

Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.

Способ 6 – игра “Спокойной ночи, ручка!”

Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху  одеялко – большой пальчик.

Как выбрать идеальную ручку?

Взрослые люди, обладающие уверенным навыком письма, практически не обращают внимания на качество ручки (особенно в последнее время, когда писать от руки приходится все реже). Чаще пишущие принадлежности выбирают исходя из дизайна, оригинальности, актуального логотипа.

Но для обучения ребенка навыкам письма «подарочные» варианты – особенно нестандартной формы – абсолютно не подходят. Следует выбирать шариковые ручки.

При выборе важно учесть:

  1. Форму. Шестигранные или трехгранные ручки удобнее круглых – они легче ложатся в руку и не крутятся. Очень хороши ручки с прорезиненным корпусом. В этом случае даже круглая ручка плотно зажимается детскими пальцами и не скользит, а грани не оказывают дополнительного давления.
  2. Длину. Оптимальная – 13-15 см.
  3. Ширину. Толстые ручки не умещаются в детских пальчиках, поэтому не стоит выбирать ручку толще 1 см в диаметре.
  4. Цвет чернил. Слишком светлый плохо виден, он заставит ребенка низко наклоняться над тетрадным листом, а черный банально мрачен. Обычно для обучения используются фиолетовые или синие чернила.
  5. Материал. Не стоит забывать и о том, что дети часто пробуют карандаши «на вкус». Ручки из ткани, с перьями, хвостиками и забавными наконечниками лучше покупать, когда ребенок подрастет.

Существуют специальные ручки, предназначенные для обучения (так называемые ручки-самоучки) – они сконструированы так, чтобы взять их можно было только одним, правильным образом. Но ребенок обычно пользуется не одной ручкой или карандашом, поэтому полезнее будет, если он научится брать любой пишущий предмет так, как нужно.

Зачем нужно учить детей правильно держать ручку

К школьному обучению ребенок должен уметь разборчиво изображать печатные буквы и цифры.  Для этого необходимо сразу научить ребенка правильно держать ручку или карандаш, чтобы впоследствии не надо было переучивать. Правильное положение ручки (карандаша) в руке ребенка поможет быстрее овладеть навыками красивого письма. Это нужно, чтобы учитель мог определить правильность написанного слова, а ученик прочитать его. Главное условие к овладению такими навыками – развитие моторики и зрительного восприятия форм

Упражнения по развитию моторики и координации движений является важной составляющей подготовки руки к письму. При стимуляции мелких мышц руки активизируются соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь

Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

Если будущие ученики не правильно держат ручку (карандаш), то очень трудно добиться от них четкого написания букв в приемлемое время. Таким образом у ребенка формируется медленная, излишне напряженная манера писать, что  является серьёзной причиной неуспешности выполнения письменных заданий в школе и необходимость большего времени для выполнения домашнего задания. Обучать письму следует начинать не с написания букв, а с простых бытовых действий: координировать свои движения при одевании, раздевании, уборке игрушек, помощи маме в чистке овощей и фруктов, рисовании любимых картинок и других бытовых действий. Успехи в технике письма зависят от сформированности и натренированности мышц руки.

Частые ошибки детей

При овладении письмом ребенок часто неправильно держит ручку. Специалисты выделяют наиболее распространенные ошибки:

  1. Бывает, что дети не чувствуют, какие усилия нужно прилагать при надавливании на карандаш, следовательно, он часто ломается. Нередко это заканчивается плохим настроением ребёнка, отпадает желание рисовать. Чувство «давления карандаша» можно развивать даже в быту. Хорошо помогает обучение намазыванию бутерброда: если прилагать слишком слабые усилия, то масло останется на ноже, а при сильном надавливании в хлебе получится дырка. Детям такое занятие обычно нравится, а награда за верное намазывание получается наглядная, вкусная – «свой бутерброд» вкуснее! Родители должны правильно подобрать степень сложности задания: трёхлетним дошкольникам лучше брать масло, с этим продуктом справиться гораздо проще, и кроха обрадуется, услышав от мамы: «Видишь, ты можешь сделать самостоятельно. Молодец!». Намазать на хлеб мёд либо сгущённое молоко – задача уже детям постарше.
  2. Ошибкой можно считать момент, когда ребенок начинает пользоваться ручкой слишком рано. Специалисты не советуют этого делать, так как ребенку нужно прикладывать достаточно много усилий при закрашивании, обведении контуров, проведении линий. Малыш устает от приложенных усилий, нервничает и негативно относится к предмету письма в дальнейшем. Ручку нужно давать после освоения карандаша, фломастера и кисточки.
  3. Часто у младших школьников встречается неправильное положение пальцев при удержании письменных принадлежностей. Психологи утверждают, что проблема начинается еще в грудничковом периоде. Кроха зажимает погремушку в кулачке и привыкает к такому обхвату предметов, а взрослые не придают этому должного значения.

Важно! Родителям нужно знать, что существует несколько показателей неправильного захвата ручки ребенком:

  • держит ручку в кулаке;
  • указательный палец ниже большого;
  • держит пишущий предмет в самом низу;
  • ручка лежит между большим и указательным пальчиками;
  • пальцы располагаются либо слишком близко, либо слишком или далеко от основания предмета для письма;
  • пишущий предмет направлен в противоположную сторону от плеча;
  • неоптимальный нажим (или чересчур сильно, или, наоборот, слабо);
  • рука напряжена и часто устаёт;
  • при письме поворачивается бумага, а не кисть.

Поможет научить ребенка красиво писать правильный захват ручки или карандаша. Ориентиром служит нарисованная точка, куда следует размещать указательный пальчик. Правильное положение ручки: мизинец, безымянный и средний пальцы загнуты к ладони, указательный и большой пальцы соприкасаются. Письменную принадлежность нужно положить сверху на углубление между пальцами на согнутый средний палец. Взять её, согнув большой и указательный пальцы. Держать предмет для письма требуется на 1,5 см от нижнего края, направив на плечо. Руку при письме следует опирать на внешнее ребро ладони, расслабив указательный, запястье является основной точкой опоры.

Причины некрасивого почерка

Физиологи выделяют 4 фактора, которые оказывают влияние на формирование индивидуальной графической техники:

  • анатомические особенности – строение кисти, подвижность суставов руки;
  • зрительные функции – острота зрения, способность к фокусировке, наличие аберраций;
  • нейропсихологические процессы – сформированность памяти и внимания, усидчивость;
  • условия работы – методы обучения письму, уровень освещения, эргономика рабочего места.

Выделяют и патологические причины изменения почерка, связанные с психическими расстройствами, нарушениями слуха, зрения, мышления. Но это сфера ответственности патофизиологов – мы же будем рассматривать базовые факторы, которые легко поддаются коррекции и помогают улучшить стиль письма взрослому человеку.

Почему дети неправильно держат ручку и карандаш?

Хватательный рефлекс у ребенка развивается уже в младенчестве, и к году малыш уверенно удерживает рукой различные предметы. Чаще всего – зажимает в кулаке. Так ему удобно, он видит, что при таком «захвате» игрушка, ложка или карандаш не падают. Даже если ребенок наблюдателен и замечает, что взрослые держат карандаш по-другому, ему нелегко это повторить из-за недостаточно развитой мелкой моторики пальцев.

Именно поэтому необходимо не только показывать малышу пример, но и заниматься развитием его мелкой моторики. Для этого отлично подходят пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина или занятия с мозаикой. Полезно научить ребенка застегивать пуговицы, нанизывать бусины на нить.

Важно показать ему, что все эти действия удобно совершать тремя пальцами (отработать и закрепить так называемый щипковый захват)

Методики, которые помогут в обучении

Хорошо, если обучение проходит в игровой форме и ребенок делает то, что ему интересно, а не только «нужно».

Примеры игровых упражнений:

  1. «Кроватка для карандаша». Объясните малышу, что карандаш любит писать, лежа на «подушке» (на верхней фаланге среднего пальца) и укрывшись «одеялом» (из большого и указательного пальцев).
  2. Поиграйте в «следопыта». Поставьте на пальце ребенка яркую точку в том месте, которого должен касаться карандаш, и точку того же цвета – на самом карандаше. Пусть ребенок следит за тем, чтобы «следы» все время совпадали.
  3. Займите «лишние» пальцы. Скажите малышу, что мизинец и безымянный палец тоже хотят чем-то заниматься, пока другие рисуют, поэтому нужно найти им дело: пусть зажимают что-то мягкое. Обычно предлагают подложить под пальчики сложенную салфетку, ватный шарик или ластик.
  4. Отправьте пальцы в «тренажерный зал». Можно устроить для ребенка специальный тренажер с помощью обычной банковской резинки. Ее надевают на запястье малыша, а противоположную сторону скручивают и набрасывают на верхний конец карандаша. Так формируется правильный наклон при письме. Кроме того, резинка натянется и будет слегка давить, если ребенок возьмет карандаш в кулак.
  5. Другой вид тренажера – канцелярский зажим. Поместите карандаш в зажим, а «ушки» поднимите таким образом, чтобы туда можно было поместить указательный палец. Ребенок должен следить за тем, чтобы палец не покидал пространства «между ушек».
  6. «Пожалейте» карандаш. Письменную принадлежность нужно поставить вертикально пишущей частью вниз и дать ребенку «погладить» ее сверху вниз тремя пальцами (большим, указательным и средним). Так можно помочь ребенку почувствовать правильное положение пальцев.
  7. «Поиграйте в дартс» карандашом. Возможно, малышу будет интереснее, если он вообразит, что ручка или карандаш – это дротик, который надо «метнуть» в лист бумаги. Можно даже нарисовать на листе мишень.

Способы обучения ребенка письму

Метод пинцета

Один из самых простых способов обучения с увлечением. Понадобятся карандаш или ручка.

Важно для этого выбирать простые принадлежности, не толстые, без большого количества граней, необходимая длина должна быть примерно 15 см. Средство для письма рекомендуется брать за край именно тремя пальцами (большим, указательным и средним)

Средство для письма рекомендуется брать за край именно тремя пальцами (большим, указательным и средним).

Таким образом, карандаш или ручку требуется поместить на стол так, чтобы они упирались в поверхность бумаги. Пальцы необходимо аккуратно перемещать вниз, скользя ими по карандашу. В момент, когда пальцы будут слегка сжимать ручку или карандаш, они сами займут правильное положение.

Уложить ручку «спать»

Проделывать этот метод рекомендуется с ребенком вместе. Предположим, что средний палец является «кроваткой» для ручки.

Укладывая спать, ее необходимо положить спать на эту вымышленную «кроватку». Требуется представить, что кончик ручки или карандаша является головой.

Надо положить под нее «подушку». Ею должна выступать подушечка указательного пальца.

Сверху необходимо накрыть ручку «одеялом». Стоит пофантазировать, будто подушечка среднего пальца – это одеяло.

После этого уже можно смело начинать писать. В таком положении рука ребенка во время письма станет опираться на загнутый внутрь мизинец. Необходимо следить, чтобы от конца ручки до кончика указательного пальца существовало расстояние около 15 мм. При несоблюдении этого правила рука будет сильно уставать, так как в таком положении она сильно напряжена.

С помощью салфетки

Для осуществления этого способа необходима обычная салфетка. Ее нужно разделить на две части, потому что целая салфетка для маленькой ручки будет очень большой. Одну из половинок салфетки необходимо зажать между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью.

После этого малыш должен незадействованными на руке пальцами взять карандаш таким образом, чтобы не выронить из ладошки салфетку. Это поможет ребенку научиться правильно брать ручку или карандаш.

Обучающая насадка

В магазинах, занимающихся продажей канцтоваров, можно найти очень много интересных и полезных мелочей.

Для обучения ребенка правильно держать ручки и карандаши могут пригодиться специальные насадки на средства для письма.

Малышу будет очень интересно заниматься с ними, потому что они выполнены в форме разнообразных забавных и разрисованных зверюшек, птиц, рыбок и др.

Насадки изготовлены с отверстиями для пальцев, что делает невозможным неправильное применение ручек и карандашей.

Плюсом таких насадок является то, что они подразделяются на насадки для правшей и левшей. Помимо этого существует насадка для столовых приборов (ложек, вилок).

Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с «подсказкой» для пальцев

Обучающие ручки намного облегчают процесс письма. Эти ручки имеет трехгранную форму и специальные углубления для пальцев. Для того чтобы ребенок постепенно тренировался держать ручку в руке, вес ручки слегка меньше, чем обычной. Все ручки имеют красивый дизайн и выполнены в ярких цветах, что не даст детям заскучать.

С помощью мелков

Рисование мелками – метод, применяемый самым первым.

Восковые мелки дают возможность ребенку научиться правильно держать ручку или карандаш.

Играя с мелками, ребенок будет выполнять все задания с удовольствием.

Форма мелков подстроена как раз под руку ребенка. Мелок должен сделать тоненькую линию, линию потолще и самую толстую.

Для быстрого обучения захватывания мелка тремя пальцами мелки необходимо разломить на куски примерно по 3 см.

Именно рисование короткими кусочками научит захватывать мелок нужным способом. Ведь маленький кусок не так просто взять в кулак.

Игра в дартс

Игра в дартс способствует получению навыков правильного хватания ручек и карандашей.

Именно при метании дротиков положение пальцев соответствует такому же, как должно быть на карандаше и ручке.

Играя с ребенком, следует помочь ему представить, что ручка – это дротик.

Подобно игре в дартс малыш будет плавно спускать ручку к бумаге, будто дротик – к цели.

Точка на пальчике

Довольно простой метод обучения ребенка правильно держать ручку. Необходимо просто поставить точку на верхней фаланге среднего пальца, тем самым отметив то место, где должна находиться ручка или карандаш. Для упрощения можно провести линию на нижнем конце ручки или карандаша.

Объясните ребенку, что палец не нужно опускать ниже этой полосы.

Почему так важно держать пишущий инструмент правильно

Правила пользования письменными принадлежностями разработаны специалистами разного профиля (педагогами, медиками, психологами). Они учитывают сразу несколько факторов:

удобство — сам процесс не должен вызывать дискомфорт, так как писать в жизни нам приходится много;
каллиграфию — важно, чтобы рукописный текст можно было легко прочесть;
производительность — возможность писать быстро и при этом не чувствовать усталости;
сохранение здоровья — осанки, остроты зрения.

Поэтому мало вложить в руки ребёнку ручку и показать, как правильно её держать. Нужно научить его ровно сидеть за письменным столом во время письма, тренировать мышцы руки, чтобы они могли управлять пишущим инструментом, а также развивать мелкую моторику для выработки точности и уверенности движений. Но делать это необходимо постепенно, играя. Тогда малыш научится писать легко и быстро, а почерк у него будет аккуратным и разборчивым.

Умение ребёнка правильно держать ручку (карандаш) — приобретаемый навык, от наличия которого зависит каллиграфия и быстрота письма, утомляемость пишущего, его острота зрения и осанка

Когда нужно приучать ребёнка к правильному захвату ручки

Как правило, родители совершают ошибку, думая, что ребёнок ещё маленький, и при первых его художественных экспериментах не следует вмешиваться в процесс. Но делать это нужно уже начиная с 3–4 лет. Для любых корректировок и приобретения стойких рефлексов это самый подходящий возраст.

Когда кроха создаёт свои шедевры, нужно ненавязчиво и мягко показывать и направлять, вкладывать в его руку пишущий инструмент так, как того требуют правила. Понятно, что не сразу у вас всё получится. Начните с того, что дайте ребёнку ручку, возьмите его руку в свою, зафиксируйте принадлежность для письма и так вместе рисуйте.

Учтите, неправильный захват ребёнком карандаша — проблема, охватывающая особенности его физиологического и психологического развития.

Покажите малышу, как правильно держать ручку. Зафиксируйте его руку на пишущем инструменте в правильном положении своей и пишите так вместе

Для успешного обучения письму необходимо соблюдение определённых условий:

  • во-первых, важна готовность малыша для овладения новым навыком. Элементарно, его пальцы должны быть достаточно сильны, чтобы удержать ручку в нужном положении;
  • во-вторых, ребёнок должен захотеть научиться сначала рисовать, а затем писать. Здесь требуются мотивация и личный пример;
  • в-третьих, достичь успеха можно только регулярно тренируясь и усложняя поставленные задачи. Умение правильно держать ручку (карандаш) — это такой же навык, как и умение ходить, говорить, шить, вязать и т. п. Малышу нужно показать, рассказать и дать возможность постоянно совершенствоваться.

Только при соблюдении этих трёх условий реально получить желаемый результат.

Как научить так, чтобы потом не пришлось переучивать?

Переучивание всегда отнимает больше времени и нервов не только у вас, но и у вашего дитяти. И учиться начнём с правильной посадки за столом!

  • Посадите малыша ровно, выпрямите ему спинку, подвиньте стульчик так, чтобы между столешницей и грудкой ребёнка проходили ваши два пальца.
  • Теперь положите на стол ручки крохи, чтобы оба локотка лежали на столешнице, а ножки под столом были параллельны ножкам стула или стояли на невысокой подставочке. Бумага или альбом должны лежать чуть наискосок, «указывая» одним из ближних углов на середину грудки малыша.

Правильное положение принято, приступаем к задаче «приручения» карандаша.

Родители учат ребенка тому, как правильно держать карандаш и писать буквы

Поможем карандашу спрятаться

Расскажем малышу, что карандаш хочет спрятаться между пальчиками. Спрячем его, положив на средний палец, сверху прикроем подушечкой большого, а сбоку —  указательным пальчиком.

Указательный и большой пальцы должны быть на одном уровне – щепотью, сама же кисть руки должна покоиться на согнутом внутрь мизинце и безымянном пальце.  Уложите карандаш правильно в ручку малыша и, прикрыв её сверху своей рукою, нарисуйте вместе несколько линий или кружочков. Пусть ребёнок почувствует, что при таком положении карандаша рисовать гораздо удобнее.

Съезжаем вниз по карандашику

  • Сложите вместе три пальчика малыша: указательный, средний и большой.
  • Вставьте между ними карандаш или ручку и обоприте острым концом о поверхность стола или бумаги.
  • Опускайте щепоть вниз по карандашу вертикально, пока до кончика отточенного грифеля не останется 3-4 см.
  • Загните внутрь ладони малыша его мизинец и безымянный пальчик и плавно положите на них кисть ребёнка. Карандаш сам примет нужное положение.
  • Опять накрываем своей рукою руку малыша и делаем несколько штрихов-линий на листке.

Платочек-помощник

Платочек должны придерживать именно мизинец и безымянный палец, чтобы положение карандаша или ручки в руке было правильным

Можно взять маленький носовой платочек, свернув его несколько раз, пока он не станет величиной со спичечную коробку. Попросите малыша крепко прижать свёрнутый платочек мизинчиком и безымянным пальцем к ладошке, а оставшимися указательным, большим и средним — ухватить карандаш. Вы удивитесь, насколько правильно ваш ребёнок будет держать свой карандаш, пока платочек прижат к ладони. С помощью платочка-помощника так же легко научить ребёнка правильно держать ручку. Не забудем помочь крохе нарисовать несколько кружочков, палочек, накрыв его ручку своей.

Если у малыша никак не получается сохранить такое положение карандаша или ручки, потренируйте пальчики с помощью обычных восковых мелков. Для этого разломайте мелки на кусочки по 3-4 см длиной. Такой короткий инструмент для рисования никак не получится зажать в кулачке, придётся волей-неволей брать кусочки мелков в щепоть, а чтобы можно было давить на мелок, придётся сложить пальчики правильно, чего мы и добиваемся.

Все эти методы действенны для ребятишек 1,5-2-х лет, для детишек постарше можно добавить ещё пару способов.

Для деток старше 3-х лет

  1. «Дартс». Если у вашего 5-летнего ребёнка есть игра со стрелками «Дартс», то он знает, как правильно держать стрелку для поражения мишени. Пусть точно так же возьмёт в руку карандаш, это и будет правильным его положением во время письма. Вариант удобен и прост. Но есть еще один способ, как научить ребёнка правильно держать ручку.
  2. Точка. На среднем пальчике «испытуемого» поставьте точку лаком для ногтей или ярким фломастером там, где ручка или карандаш касаются пальца. На сам карандаш нанесите круговую линию выше грифеля или кончика стержня на положенные 3-4 см. Объясните ребёнку, что инструмент для письма должен всегда соприкасаться этой линией с точкой на пальце. Прижмите карандаш (ручку) указательным и большим пальцами, попросите ребёнка нарисовать что-либо. Пусть рисует и смотрит за совмещением «точка-линия».

Чем чревато неправильное держание карандаша

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щёпотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.