Воспитание по типам восприятия

Чтобы определить, какой тип восприятия у ребенка, необходимо внимательно наблюдать за тем, как он воспринимает информацию, каким образом запоминает и усваивает новые знания.

По мнению психологов по типу восприятия окружающей действительности все люди, в том числе и дети, принадлежат к одному из трех типов:

  • визуалисты;
  • аудиалы;
  • кинестетики.

Нужно понимать, что такие типы восприятия не существуют в чистом виде, чаще встречаются смешанные типы.

Кто же он — ребенок-визуалист? Главное для него — это увидеть и разглядеть. Такие дети, как правило, аккуратны, на столе и в тетради у них чистота и порядок. Для влияния на такой типаж необходимо прибегать к словам «посмотри», «разгляди хорошенько» и т.п. Это помогает малышу лучше и объемнее воспринимать действительность, а родителям глубже понять мотивацию его поведения.

Тихий, немного упрямый ребенок-аудиал любит получать информацию и непременно ею делиться. Таких детей довольно часто можно заметить в окружении множества слушателей. Аудиальному ребенку не нравится, когда к нему прикасаются, он не смотрит в глаза собеседнику. Информацию, которую когда-то услышал, он запомнит надолго.

В отношениях с такими детьми нужно следить за интонационной окраской своей речи, проговаривать фразы и предложения, чтобы четко донести до него информацию.

Кинестетик живет чувствами и переживаниями. Само событие не представляет для него особого интереса, важны испытанные эмоции. Это дети с богатой мимикой и активной жестикуляцией. Для кинестетиков важны тактильные ощущения. Соприкосновения в виде легкого массажа спины и стоп, обеспечение комфортности одежды — путь к гармоничному воспитанию таких малышей.

Как определить интересы ребенка

Для гармоничного и свободного развития ребенка важно знать, какие у него интересы, и давать возможность развития способностей. Есть 2 способа определения интересов:. Наблюдение

Родители, которые проводят с детьми больше всех времени и знают своего ребенка со всех сторон, могут заметить склонности ребенка к какой-либо деятельности. Оценивая творческие работы, вопросы, которые задает малыш, можно заметить, к чему у него имеются склонности.

Наблюдение. Родители, которые проводят с детьми больше всех времени и знают своего ребенка со всех сторон, могут заметить склонности ребенка к какой-либо деятельности. Оценивая творческие работы, вопросы, которые задает малыш, можно заметить, к чему у него имеются склонности.

Игра. Посредством игры ребенок познает мир, его характеристики. Заметив, какие игры больше интересуют ребенка, также можно сделать выводы об интересах, склонностях и способностях.

Для достоверного определения интересов нужно дать ребенку свободу выбора. В свободном доступе должны быть разнообразные игрушки и творческие материалы. Только тогда можно получить точную информацию об истинных пристрастиях ребенка.

Что делать, чтобы найти общий язык с подростком

Подростковый возраст ассоциируется с непослушанием и нежеланием идти навстречу родителям у подавляющего большинства семей. Мало кто может похвастаться хорошими отношениями с ребенком-подростком.

Проявить интерес к его увлечениям и поддержать. В этот период ребенку предстоит сделать выбор будущей профессии, пережить сложные экзамены, им нужна поддержка, а не давление со стороны самых близких людей.

Дать личное пространство. Ребенок должен иметь «свой угол», в который никто не зайдет со своими правилами и нравоучениями. Это может быть свой письменный стол, шкаф, комната – главное, чтобы они были неприкосновенны для родителей. К подростку нужно проявлять больше доверия и не пытаться контролировать каждый его шаг, следуя по пятам.

Не принимать решения за ребенка

Даже в вопросах, не касающихся непосредственно его, поинтересоваться его мнением, дав понять, что его мнение важно и он способен решать проблемы и принимать решения самостоятельно.

Не сравнивать с другими детьми. Он должен чувствовать, что он личность, не такой, как все, и его все равно любят, ценят и принимают. Особенно родители.

Лайфхак #3: Учите их язык

В современный русский язык прошло очень много английских слов, которые используют в основном именно подростки. Знаете ли вы значение таких слов, как «юзать, рофлить, ачивка» и так далее? А вот ваши ученики 100% знают. И на этом можно построить очень крутой урок. Составьте примерную таблицу популярного современного сленга и попросите ваших учеников объяснить их. Покажите, от каких английских слов произошли эти модные словечки. Закрепите результат с помощью словарных карточек или интерактивного упражнения. Вот пример:

  • юзать — от английского «to use; (использовать)», используется в значении «пользоваться».
  • рофлить — от англ. «ROFL (rolling on the floor laughing)» — подшучивать или веселиться;
  • го — от «to go; (идти)» — пойдем, идем;
  • хейтить, хейтеры — от «to hate (ненавидеть)», используется для обозначения тех, кто пишет волну негатива в соцсетях.
  • агриться — от «aggression (агрессия,злость)», — игровой сленг, показывающий злость персонажей/действий;
  • геймер — от «a game/gamer (игра/игрок)»
  • ачивка — от «to achieve (достигать)», используется в значении «награда, достижение». 
  • абилка — от «ability (возможность)», означает «свойство, способности, возможности»;
  • бафнуть — от «buff (положительный эффект)», используют, чтобы показать увеличение защиты, интеллекта или другой возможности своего персонажа в игре. 

Что делать с трудным подростком

Несговорчивость, вспыльчивость, обидчивость, нередко озлобленность — эти проявления в характере подростка позволяют назвать возрат «трудным». Действительно, с такими подростками сложно найти общий язык, понять, чего же они хотят, к чему стремятся. Как быть в такой ситуации?

  • Понять, что это природа, и не ваша вина в том, что подросток ведет себя таким образом;
  • Уважать его стремление к самостоятельности и спокойно к этому относиться;
  • Давать свободное пространство для действий, чтобы сохранить хорошие отношения с ребенком;
  • Постепенно вовлекать подростка во многие сферы жизни и давать возможность его собственного контроля над ними;
  • Четко разграничивать психологические территории: ваши и вашего ребенка;
  • Обеспечить хорошее окружение, не навязывая свое мнение, но объясняя и приводя разумные доводы и примеры;
  • Понимать, что этот этап скоро пройдет и поэтому проявлять максимальную выдержку и терпение, помогая своему ребенку в сложном жизненном периоде.

Родительская мудрость, терпение, доверие и любовь способны помочь в преодолении любых этапов жизни ребенка, поддерживая его в трудные минуты, выстраивать стратегию жизни, способствовать реализации умений и талантов и достижению высоких результатов и желанных целей.

Как построить доверительный диалог с ребёнком

Говорите с детьми как о том, что интересно им, так и о том, что интересно лично вам. Человеку любого возраста свойственно открываться в разговоре с заинтересованным собеседником.

Делитесь с ребёнком своими мыслями и эмоциями. Конечно, не нужно рассказывать ему о ссоре с начальником, зато можно рассказать про неожиданно вкусное блюдо, интересную мысль или же выставку. За день у вас точно наберется несколько моментов, которыми можно поделиться.

Обсуждайте, а не осуждайте. Если ребёнок пришел к вам с какой-то проблемой или просьбой, спросите его, почему он так решил, что именно его волнует или зачем ему это. Отвечая на вопросы, дети сами начинают глубже осознавать ситуацию и себя, а вместе с ними — и вы. Но помните, что чаще всего дети приходят к нам именно за поддержкой, проявите эмпатию. Но не путайте: поддержка и совет — это разные вещи.

Молчите. Иногда просто помолчать бывает очень сложно, но, если ребенок решил с вами чем-то поделиться, дайте ему возможность высказаться и не перебивайте

Ещё очень важно не давать советов и оценок, если ребёнок об этом не просит. Не давать советов — задача не из лёгких, но это важный момент в построении доверительных отношений с детьми

Не забывайте о юморе. В отношениях родителей и подростков должен присутствовать юмор. С помощью шуток можно вывести обсуждение на новый уровень, а не сводить всё к чтению нотаций, растопить лёд в отношениях. Если же дело доходит до морализаторства или крика, дети сразу прячутся за стену «поорёт/проговорится и отстанет». С помощью юмора можно добиться от разговора больших результатов.

Тип восприятия – первый шаг к пониманию ребенка

Чтобы не разговаривать с детьми на разных языках, присмотритесь к ним. Каким образом ребенок изучает новую информацию, каким путем запоминает и усваивает знания. Для этого пройдите тесты на определения типа восприятия ребенка:

Визуальный. Для усвоения информации подключают зрение. Такие дети предпочитают рассматривать картинки, а не слушать сказки, любят рисовать. Увидев новую игрушку или предмет, ребенок-визуал внимательно рассмотрит ее со всех сторон

Характерные черты детей с визуальным мышлением – это немногословность, внимание к своему внешнему виду, сниженная физическая активность. Чтобы достичь понимания с ребенком, при разговоре используйте жесты, подключайте мимику

Описывая предметы и события, акцентируйте внимание на цвете, форме, расстоянии.

Последнее правило применимо ко всем детям

Обратите внимание, как часто говорите «нет». В большинстве случаев родители произносят слово без надобности, когда не хотят в чем-то разбираться или заняты

Употребляйте «не» и «нет», когда речь идет об опасности. В остальных случаях заменяйте. Это очень сложно, чтобы привить подобный навык, придумайте увлекательную игру. Предложите семье соревнование, фиксируйте за каждым человеком количество сказанных отрицательных частичек. Кто скажет меньше, получит приз. Кстати, совместная игра – отличная возможность сблизиться с ребенком и понять его.

Аргументируйте

В нашей занятой родительской жизни мы может даже не замечать собственные крики или ворчание на детей «это сделай» или «это нельзя делать», как: “Убери свою обувь сейчас же!”, “Выключи  компьютер!”, “Перестань!” и т.д.

И последствия такого невнимания будут разочаровывать, потому что дети начинают игнорировать наши слова, сопротивляться делать то, что мы просим. Мы сталкиваемся с началом борьбы за власть, с манипуляциями.

Но мы сможем уйти от этих проблем,  если поможем детям понять, почему мы их просим это делать, то есть необходимо объяснять, аргументировать свои слова.

/Примечание: “Потому что я так сказала”,  – это не аргумент, и, в большой вероятности, приведет к более сложной борьбе за власть, или, наоборот, отстранению ребенка от вас, формированию секретов./

Например: «Пожалуйста, обувайся. Мы должны выйти в течение одной минуты, иначе мы опоздаем подобрать твоих друзей, и это будет совсем невежливо по отношению к ним».

Эта стратегия не гарантирует немедленного выполнения ваших обращений, но она будет показывать детям, что ваши запросы являются мотивированными.  А также будет формировать модель важности использования веских причин для мотивации поведения

Лайфхак #4. Ведите переговоры

Отличие подростка от маленького ребенка в том, что его мышление становится рациональным. Подросток уже не делит мир на черное и белое, как и не считает слова взрослого абсолютной истиной. Вполне естественно, что некоторые вещи он будет подвергать сомнениям, что-то ему покажется скучным и неинтересным, а что-то и вовсе смешным. Не навязывайте свою правоту. Интересуйтесь мнением подростка, узнавайте его точку зрения и ни в коем случае не критикуйте его за ошибки. Помните, они “зеркалят” отношение взрослых к ним. Если вы хотите, чтобы подросток относился к вам с уважением и воспринимал вас всерьез, то вы должны поступать с ним также. Именно этот принцип поведения лежит в основе «золотого правила морали» — поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. 

Ребенок и Вы.

Если вы ругаетесь со своим ребенком по одним и тем же поводам если не можете найти с ним общего языка, вам помогут наши советы. “Не успела я как-то войти в дом, как споткнулась обо что-то. Оказалось, мой любимый сын оставил свой рюкзак прямо на пороге!” «Степан, – позвала я, – быстро убери свои вещи!» Сын показался из своей комнаты и удивленно спросил: «Какие вещи?» – «Вот эти! раздраженно отрезала я, показав на сваленные в одну кучу рюкзак, кеды и ноутбук. – Я ведь прошу тебя об этом каждый день!» Я действительно говорю ему каждый день: «Степа, застели кровать! Не ешь за компьютером! Повесь одежду в шкаф, почему она валяется на полу?!» На все это сын, как всегда, отвечает одно и то же: «Зачем убирать кровать, если вечером ее нужно снова стелить? Это моя комната – мне все равно, что тут все разбросано!» Какой-то бесконечный День сурка… Для подростков естественно возражать взрослым. На самом деле это нормальная стадия развития. Если ребенок отвечает: «Зачем мне убирать мои вещи, если я все равно возьму их с собой при выходе», – он начинает размышлять самостоятельно, находить свое собственное решение. Подростки не соглашаются, оспаривают авторитет взрослого и раздвигают границы дозволенного – все это нормальный этап взросления.

Переформулируйте (используйте рефрейминг)

Рефрейминг привлекает детское воображение и игру для формирования поведения, которое вы хотели бы видеть. Очаровательное исследование психологами четырехлетних деток  демонстрирует  силу данной стратегии.

В тестах исследователи сначала просили детей просто стоять неподвижно так долго, как они смогли бы. Конечно, дети стояли не очень долго: как правило, меньше  минуты. Затем исследователи просили детей сделать вид, как будто они охранники на заводе. Теперь  дети смогли стоять почти в четыре раза дольше. Почему? Потому что они были вовлечены в деятельность воображением, игрой.

Рефрейминг часто используется во многих дошкольных учреждениях, когда дети наводят порядок в игровой комнате и раскладывают игрушки по местам, пока играет детская песенка, и они должны успеть все сделать до ее окончания.

Не отвлекайте ребенка от важного занятия

Это очень простое правило, но многие родители не в состоянии ему следовать, потому что большая часть занятий ребенка совершенно не кажется взрослым значимой

Подумаешь, конструктор, это ведь просто игра, что может быть важнее, чем то, что маме нужно срочно что-то сказать? Разговор с другом? О чем таком уж важном могут разговаривать дети в таком возрасте? Куда важнее общение с бабушкой! Подобный тип мышления – это источник многих проблем. Помните, что очень важно не принижать значимость действий ребенка

Постарайтесь учитывать собственные приоритеты, не мешая ребенку делать то, что для него важно, уважайте его личное пространство. Представьте, каково было бы взрослому в той же ситуации, которую вы создаете. Лучшее решение – спрашивать малыша, может ли он отложить то, чем занят, на какое-то время.

Google безвозвратно удалит все музыкальные треки пользователей в конце февраля

Когда Ирину Муравьеву спросили о воспитании сыновей, она ответила очень мудро

В Казахстане вода из источника застывает в воздухе: выросла ледяная гора 14 м

Лайфхак #1. Интересуйтесь популярными трендами

Современные дети очень любопытны и многосторонне развиты. И даже если они не читают книги в том количестве, в каком хотелось бы вам, они получают достаточно знаний о кино, музыке, моде, культуре и даже политике от видеоблогеров. Сегодня это целая культура, которая ежедневно развивается и растет. Может быть, и у вас есть несколько любимых инстаграм-блогеров, которые рассказывают про английский, переезд в США или Европу, путешествия, кулинарию или другое ваше увлечение. Вспомнили? Отлично. 

Первое, что вам нужно сделать — проявить искренний интерес к ученику! Расспросите его обо всем, что ему интересно, узнайте, чем он любит заниматься в свободное время и на что с удовольствием это время тратит. Ничего страшного, если окажется, что вы мало чего понимаете в футболе, видеоиграх или оригами. Попросите его посоветовать вам топ-3 его любимых блогеров. 

Поверьте, ребенок с удовольствием расскажет о своих интересах, если увидит неподдельный интерес. 

Сопереживайте

Сочувствие является мощным инструментом, которое дано нам, как родителям.

Когда мы проявляем сочувствие, мы показываем  уважение к чувствам ребенка и к его реальности (часто отличающейся от нашей). Мы показываем детям, что слушаем и слышим их, мы понимаем их точку зрения – или пытаемся понять.

Когда вы не знаете, что делать в какой-то ситуации – сочувствуйте. Если вы настаиваете на чем-то или используете свою влиятельность – сопереживайте.

Например: “Милый, я знаю, что ты не хочешь застегивать ремень безопасности, он давит на руку и тебе неприятно. Я понимаю, что ты не хочешь из-за этого пристегиваться” (сопереживание).

Пожалуйста, обратите внимание, что сочувствие не обязывает вас что-то менять или исправлять в ситуации

Это важное различие!  Вы можете сопереживать вашему расстроенному  сыну из-за необходимости  использовать ремень безопасности без каких-либо действий к изменению

Найдите преимущества

Никто не любит жесткую критику. Попробуйте вспомнить собственные эмоции, когда вас строго критикуют или когда вам что-то запрещают. Тогда вам будет куда проще понять волну неприятия, которая возникает у вашего ребенка в подобной ситуации. Пережитое ребенком раздражение мешает ему наладить контакт с родителями, в результате ему не хочется даже разговаривать о том, что от него ожидается. Научитесь смягчать свою критику, хотя порой это и кажется довольно сложной задачей. Старайтесь находить не только негативные, но и позитивные моменты, и тогда вы получите совершенно другой результат от коммуникации!

Сказки или реальность. Безусловная любовь – выдумка или правда

Что такое интернет-поколение и как оно выглядит: подростковые субкультуры

Свидание: обманчиво ли первое впечатление о человеке, если он как закрытая книга

Лайфхак #2. Попытайтесь найти индивидуальный подход

Большинство подростков понимают важность английского языка лишь в теории и учат его только потому, что это желание родителей. Из-за такого подхода вовлеченность детей в урок тоже может быть минимальной, что создает дополнительные трудности у преподавателя

Вы уже знаете, что любит и чем увлекается ваш юный друг, поэтому шаг второй — создайте урок специально для него! Посмотрите тех блогеров, которых он вам посоветовал, и найдите похожих на английском языке. Подготовьте урок на основе их блогов:

  • просмотрите с учеником пару коротких видеороликов;
  • обсудите увиденное;
  • разберите словарный запас;
  • сделайте упражнения на TRUE / FALSE;
  • спросите его точку зрения; 
  • посмотрите ролик другого блогера;
  • сравните работу двух блогеров и их видео;
  • узнайте, кого из них он бы добавил в свои закладки; 
  • попросите ученика записать свое короткое видео на эту тему. 

Благодаря этому вырастет вовлеченность вашего ученика в программу, он увидит практическую пользу от изучения английского и откроет для себя дверь в абсолютно другое измерение — мир иностранных блогеров.