Как избегать крика в общении с детьми

Конечно, родителям часто очень сложно удержаться от крика, особенно если ребёнок довольно упрямый. Однако нужно всё время работать над собой, осваивать различные способы справляться с негативными эмоциями:

  1. Часто взрослый орёт на ребёнка по малейшему поводу, потому что сам по себе раздражён по различным причинам (например, у него нервная работа с придирчивым начальником). В этом случае следует устранять источник проблемы (сменить работу), чтобы не вымещать обиду на самом близком человеке.
  2. Перед тем как накричать на своё чадо, хорошо представить возможные последствия такого метода воспитания, а именно неврологические проблемы у ребёнка.
  3. Свою нервную систему нужно успокаивать лекарственными средствами (травяными настойками, таблетками и пр.), но только не алкоголем для снятия стресса. Лучше всего обратиться за советом к врачу.
  4. Хороший приём чтобы сдержаться — представить себе свидетелей в комнате. Например, маме наверняка будет неприятно, чтобы её крики на ребёнка слышала свекровь или школьная учительница.
  5. Стараться озвучивать свои эмоции. Вместо того чтобы начать орать, взрослый произносит «Я очень разозлён твоим поступком» или «Я просто в ярости из-за твоего поведения».
  6. Придумать условный знак. Если ребёнок уже достаточно взрослый, нужно придумать фразу, которую он будет произносить, когда видит, что мама теряет контроль над собой. Например, «Не кричи, ты меня пугаешь».
  7. Ещё один эффективный приём — услышать себя со стороны. В момент всплеска гнева нужно попросить другого взрослого сделать видео или аудиозапись. Также полезно представить, как на своего ребёнка аналогично кричит чужой человек (наверняка покажется жутко).
  8. Изменить голос. Когда хочется закричать на малыша, можно сделать это шёпотом или вместо гневных слов начать мяукать или рычать. Это разрядит обстановку и отвлечёт обоих участников ссоры.
  9. Пересмотреть свои требования к малышу. Возможно, стоит снизить планку, ведь ребёнок может многого не выполнять просто потому, что он ещё мал (не убрал до конца игрушки, поскольку в процессе уборки обнаружил интересную вещь и занялся с ней).

Иногда крики на детей провоцируют сторонние проблемы (например, придирки начальника на работе), в этому случае проблему лучше решать кардинально

Если врослый всё же сорвался на ребёнка, нужно попросить у него прощения и обещать впредь не вести себя так

Сексологи — случаи из практики

В центре принимает 2 специалистов — сексологи, сексопатологи, семейные психологи и психотерапевты с опытом от 5 до 28 лет практики. См. консультация врача-сексолога, Gi-терапия (Gi-метод), специалисты, цены.

Виктор, 45 лет Обратился с жалобами на отсутствие эрекции. Сказал, что прошел 2 курса лечения антибиотиками и физиотрапии по поводу хронического простатита. Но эректильная функция не восстановилась. Был проведен курс суггестивной и трансперсональной терапии. Проблема была решена.
Светлана, 18 лет Жалобы на боли в области связок матки во время коитуса. Считает, что это проявление вагинизма. Я ее наравил к гинекологу, которая сказала, что связки действительно болезенны при пальпации. Во время осмотра кресцовой части была отмечена некоторая болезненность. Выяснилось, что в детстве упала с качелей на копчик. После направления к специалисту мануальной терапии (остеопату) боли исчезли.
Сергей, 42 года Женат вторым браком, жена младше на 12 лет. В последний год стал себя чувствовать неуверенно в постели.Стала ослабевать эрекция, иногда она вообще отсутствовала. Стал появляться страх, перед близостью и чувство ущербности после неудавшегося коитуса. Свою неуверенность пытался заглушить дорогими подарками. Обратился за помощью в сексологический центр. Лечился у андролога от простатита антибиотиками и физиолечением. Эффекта не последовало. Был предложен еще один курс. Но от него пациент отказался и обратился ко мне.Был проведен курс GI терапии. К пациенту вернулась уверенность и потребность в сексе. Импотенция прошла.
Андрей, 25 лет После первого неудачного сексуального опыта с любимой девушкой стал избегать близости, чем сначала ызывал недоумение своей подруги. Спустя некоторое время она стала подозревать, что он охладел к ней, что вызвало серьезные переживания с ее стороны.Андрей обратился ко мне и с ним был проведен курс GI психотерапии. Он отважился поговорить о своей проблеме с возлюбленной. Повысилась степень доверия между ними и кроме того решилась основная проблема, заставившая обратиться за помощью, а именно синдром ожидания неудачи.
Антон, 32 года Женат 7 лет, имеет 6 летнюю дочь. Обратился с жалобами, что в последний год во время близости с супругой«не может кончить». При том, что когда иногда случаются внебрачные связи, то с оргазмом все в порядке, «и даже слишком».В ходе первичной беседы выяснилось, что Антон в последние годы не испытывает трепетных чувств к супруге и по сути просто «исполняет супружеский долг». Отношения потеряли эмоциональный накал и страсть.Для решения данной проблемы была предложена семейная психотерапия. Кроме того с Антоном и его супругой была проведена и индивидуальная работа в техниках GI. Интимные отношения вернули свою яркость. Через год, в их семье, появился еще один малыш.
Светлана, 26 лет Обратилась с жалобами, на невозможность получения оргазма во время секса с партнером. Половой жизньюживет с 16 лет. С 14 лет получает оргазм миотоническим способом. Партнера обижает то, что после его эякуляции она просит его оставить ее одну и «кончает» ставшим для нее привычным методом.Был проведен курс GI терапии, в комплексе с традиционными способами психокоррекции и секстерапии. Повысилась степень доверия к партнеру. Стала получать оргазм и в процессе коитуса, и мастурбируя традиционно.
Ева, 29 лет Обратилась с жалобами на отсутствие вагинального секса уже в течение 3х лет в виду невозможности полвого акта в силу сокращения мышц предверия влагалища. Замужем . С мужем знакома еще с университетской скамьи. 3 года назад стали беспокоить непрятные ощущения в области половых органов. Обратилась к гинекологу. В ходе гинекологического обследования услышала много неприятных слов в свой адрес от врача. Пришла подавленной и с того момента с супругом был только оральный секс. В принципе мужа это тоже устраивало, и обоим казалось, что вагинизм пройдет сам собой. Но этого не происходило. Появилось желание иметь детей, что и послужило поводом для обращения.Был проведен курс GI терапии. Буквально после 3 сеанса произошёл вагинальный секс . Муж был очень доволен, как и сама пациентка. На момент написания статьи у супругов две годовалые дочери близнецы.
Показать ещё

Ребенок с расстройством психики и школа

Если ребенок состоит на учете у психиатра, сообщают ли об этом в школу?

Информация, которую собирает врач в процессе наблюдения ребенка, является закрытой. В детскую поликлинику по месту жительства ребенка и учреждение образования (сад, школу) эта информация не поступает. Сообщается она только в отделы внутренних дел (милицию, прокуратуру) по официальному запросу. Исключение составляют случаи, когда в поле зрения врача-психиатра попадают дети с самоповреждениями. Это классифицируется, как парасуицид – попытка суицида

В таком случае мы можем передать эти сведения в школу и в детскую поликлинику, чтобы обеспечить ребенку повышенное внимание и предотвратить повторение парасуицида. Но делается это только с согласия родителей

Если родители против, сведения остаются закрытыми. О случившемся знают только сам ребенок, его родители и лечащий врач.

Может ли ребенок с психическим заболеванием посещать общеобразовательную школу? Что делать, если из-за расстройства поведения ученика учитель не в состоянии организовать учебный процесс и обеспечить безопасность остальных детей?

Как правило, дети с хроническими психическими заболеваниями (а мы уже говорили, что их всего 3%) учатся на дому, если особенности течения болезни представляют какую-то угрозу для одноклассников или педагогов. Но надо понимать, что дети и без психического расстройства могут наносить ущерб и себе, и окружающим – в силу характера, темперамента или вследствие сиюминутных психотравмирующих факторов.

А вот расстройства поведения у дошколят и школьников не редкость. Они бывают как в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (начиная с детского сада до подросткового возраста), так и нарушения конкретно поведения у детей и подростков. Но это не повод изолировать их от общества и переводить на домашнее обучение.

Если у ребенка СДВГ, то он непоседлив, невнимателен везде и всегда: дома, в саду, школе… Но иногда бывает так, что дома ребенок спокойный, а в школе его будто подменяют: он никого не слушает, срывает уроки, грубит… СДВГ и другие расстройства поведения – это и есть повод прийти к врачу-психотерапевту, разобраться, чем вызваны эти нарушения и получить помощь в их коррекции.

Почему двухмесячный малыш плачет всегда

Когда в семье появляется долгожданный ребенок, все родные и близкие спешат позаботиться о нем. Но нередки случаи, когда малыш, без видимой на то причины, начинает заливаться слезами. Безусловно, это встревожит любого родителя. Слезы – единственный способ в два месяца передать взрослым информацию о своем самочувствии. Нужно запомнить, что, в зависимости от причин, плач бывает различным.

Причины

Причины, по которым плачет ребенок, могут быть как очевидными, так и не совсем. Их существует большое количество, но основными считаются:

  • кишечные колики;
  • голод;
  • некомфортные условия;
  • мокрые пеленки/подгузник;
  • неудобная одежда;
  • усталость;
  • потребность в общении.

Кишечные колики являются наиболее распространенной причиной плача детей первого полугода жизни. Пищеварительная система малыша еще не до конца приспособилась к полноценной работе, и ее сбои выражаются в виде колик. По статистике, больше всего страдают от колик именно мальчики.

Также причиной может быть нарушение мамой диеты для кормящих. Определить колики крайне просто: ребенок постоянно плачет, сучит ножками и ручками и громко кричит. Чтобы успокоить кроху, достаточно дать лекарство, подходящее по возрасту, и сделать массаж животика.

В качестве лекарства для избавления от колик может выступить проверенное народное средство – укропная вода.

Но желудок крохи настолько мал, что голод может возникнуть гораздо раньше, чем наступит время следующего кормления. Не нужно мучить малыша и ждать нужного времени. Кормления должны осуществляться по требованию, а не по часам.

Наевшись, ребенок быстро заснет.

Ребеночек накормлен, его не беспокоит животик, пеленки сухие, а плач все равно не прекращается. В такой ситуации, родители гадают, почему плачет их чадо. Возможно, причина кроется в окружающей обстановке.

Некоторые малыши плохо переносят жару или холод. В таком случае необходимо создать комфортную для крохи среду, и он тут же забудет о слезах. Определить, что именно беспокоит – холод или жара, можно по запястью.

Если оно холодное, значит новорожденному холодно, горячее или влажное – жарко.

Любой взрослый способен понять, как неприятно находиться в мокрой одежде, поэтому чаще проверяйте пеленки или подгузник. Мокрые пеленки создают дискомфорт, а также могут стать причиной появления опрелостей и плача во сне или во время кормления.  Опрелости вызывают острые болезненные ощущения и зуд в области паха. Двухмесячный ребенок не должен постоянно находиться в подгузнике, особенно в жаркую погоду. Лучше всего завернуть карапуза в хлопчатобумажную пеленку или надеть легкую распашонку или боди.

Потребность в общении есть даже у ребеночка в два месяца. Когда капризы не имеют других причин, это означает, что нужно пообщаться с малышом: поносить на ручках, покачать, рассказать сказку или спеть песенку. Иногда крохе достаточно зрительного или телесного контакта, чтобы удовлетворить свою потребность в общении.

Плач во сне

Слезы во сне – нередкое явление. Первым делом необходимо осмотреть кроватку грудничка. Возможно, беспокойство возникло от того, что он лег на выпавшую изо рта соску или на простыни появилась складка, на которой неудобно спать.

Часто детки плачут во сне из-за того, что мамы нет рядом или появились дискомфортные ощущения в животике. От ночных колик поможет избавиться сироп Эспумизан, который разрешен в любом возрасте.

Если карапуз постоянно плачет ночью, нужно подумать о совместном сне. Грудничку и его маме это пойдет на пользу, так как сон будет спокойнее для обоих и в любое время можно покормиться, не вставая с кровати.

Слезы во время кормления

Грудничок хорошо берет грудь, но после первого глотка начинает громко кричать и плакать. Такая ситуация заставляет волноваться маму, почему ее чадо так реагирует на попытку его накормить.

При появлении подобной реакции, необходима консультация педиатра. Врач проведет осмотр на предмет наличия воспалительных процессов.

Например, при отите больно глотать, и кормления превращаются в настоящее мучение.

Насморк тоже может препятствовать нормальному вскармливанию. Во время кормления малыш дышит носиком, поэтому предварительно необходимо прочистить носовой проход при помощи физиологического раствора и аспиратора.

Когда ребенок в два месяца плачет во время бодрствования или во сне, при сосании груди или других обстоятельствах, родителям крайне важно сохранять спокойствие. Паника не поможет решить проблему, а вот поход к квалифицированному специалисту – да. Он выслушает жалобы и объяснит причины такого поведения грудничка

Он выслушает жалобы и объяснит причины такого поведения грудничка.

Потому, что не задумываемся о последствиях

Мы кричим на детей, потому что не задумываемся о последствиях, о том, что мы получим в итоге. Нет, не сию секунду, а потом, когда наш ребенок перестанет быть ребенком. Мы не видим в нем личность. Мы не хотим его понимать. Даже хотя бы попытаться не хотим… И это не значит, что мы не любим своих детей. Нет-нет, мы любим! Только очень мало задумываемся о том, как именно мы любим. Любим, как получается, как приходится.

Одна моя знакомая говорила, что ей не очень хочется звонить своей маме, и она это делает только из чувства долга, потому что мама постоянно чем-то недовольна и всегда ругается по любому поводу.

Может быть, и нас это ждет в будущем?! Может быть, подросший ребенок начнет кричать уже на нас?! Может быть, он перестанет нас слушать вовсе?! Может быть, ему захочется убежать от нас?! А что останется у нас?! Только лишь разочарование и боль. И больше ничего.

Пока не поздно давайте воспитывать себя, а не ребенка, менять и шлифовать себя, а не его, прикладывать усилия к себе. Потому что все мы прекрасно знаем – «что посеешь, то и пожнешь».

И если мы станем сеять агрессию, то и получим в итоге это же, но по отношению к нам самим. А ведь мы не этого хотели с самого начала.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-класс «Воспитание без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Справляться с психотравмами

Врач-психотерапевт высшей категории, ведущий научный сотрудник Новосибирского НИИ гигиены Рспотребнадзора Павел Москвитин:

– Наша задача – вырастить личность, устойчивую к социальному стрессу. Мы все постоянно живём в условиях такого стресса: не можем быть уверенными в том, что завтра не останемся без работы, что сможем исправно выплачивать ипотечный кредит, что цены на бензин, услуги ЖКХ и продукты не взлетят до небес. В 90-е годы прошлого века я работал в Кузбассе. Это очень сложный регион. Именно шахтёры Кузбасса стучали касками на Кузнецком мосту в Москве во время правления Ельцина. Уровень социального стресса там был очень высок. Да и сейчас социальное напряжение сохраняется. А ведь дети – они, как губка, впитывают все настроения и эмоции взрослых. Мы должны быть профессионалами очень высокого уровня, чтобы суметь оградить наших детей от стрессов и научить их справляться с психотравмами. Предлагаю обратиться к представителям власти, чтобы вывести на новый уровень систему подготовки психологов.

Потому что мы слишком много требуем от ребенка

У нас были свои представления о том, какой должен быть именной наш ребенок, даже до того, как возникло желание иметь детей. И мы вгоняем его в эти рамки всю его жизнь…

С рождения. С первых дней его маленькой жизни. Он должен быть!.. Должен соответствовать! Английский с рождения, чтение с трех лет… Ах да, после трех уже поздно! Нужно успеть в два года сделать из него вундеркинда, потому что мой ребенок или вундеркинд, или индиго, или еще каким-то сложным и непонятным словом должен называться. Мы перестаем присматриваться к нему, перестаем прислушиваться, подавляем его природу, его желания и стремления. Желаем за него. Живем за него. Дрессируем. Давим. Сравниваем постоянно его с другими детьми. В итоге теряем отношения… и, значит, теряем ребенка.

Так что же делать?

Лишь немногие из нас — родителей — справляются в воспитании без крика и наказаний. Если и вы стремитесь к этому, то знайте:

основа воспитания лежит в уважении к ребенку, как к личности

Это значит, что в процессе воспитания, вы должны относиться к своему малышу — как к равному себе, а не как к человечику, который еще ничего не понимает и вы должны решать за него все сами. Я не говорю о потакании капризам малыша, ведь капризам взрослого вы бы не потакали? Речь идет об умении договориться с ребенком, умении спокойно объяснить ему «что» и «почему» нельзя.

Очень важно, хотя и не легко построить отношения с ребенком так, что бы он вам доверял, что бы он знал, что вы его не обманите и учтете его интересы. Для построения таких отношений с малышом у меня есть несколько правил:

  1. Никогда не обманывайте ребенка.
  2. Если что-то «нельзя» сразу спокойным и серьезным тоном объясняйте почему.
  3. Всегда выполняйте свои обещания, или не давайте их напрасно.
  4. Не злоупотребляйте запретами.

А как же сделать так, чтобы ребенок был заинтересован поступать так, как просит его родитель? Конечно же, не при помощи угроз и крика, а при помощи объяснений своей просьбы, и поощрения при ее выполнении.

Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения

Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.

Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.

Пример из практики детского психолога:

«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.

Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».

Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.

У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.

Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.

Алгоритм действий

Когда грудничок капризничает, важно исключить сразу основные причины – испачканный подгузник, голод и необходимость сна. Колики – не менее распространенный повод для крика, и здесь принимают уже иные меры, которые обычно мамам сообщают педиатры заранее. Если нет температуры, все понятные причины исключены, можно попробовать поносить кроху на руках и уложить спать – сон остается лучшим лекарством для младенца

И в этом порой заключается основная сложность: уснуть ребенку тоже бывает сложно

Если нет температуры, все понятные причины исключены, можно попробовать поносить кроху на руках и уложить спать – сон остается лучшим лекарством для младенца. И в этом порой заключается основная сложность: уснуть ребенку тоже бывает сложно.

Помочь с засыпанием, особенно когда малыш плачет по непонятным причинам, могут следующие меры:

  • Тугое пеленание. Несмотря на то, что от него большинство родителей уже отказались, есть детки, которым мешают заснуть собственные ручки. Эта особенность характерна для гипервозбудимых крох, а также младенцев, которые не могут провалиться в глубокий сон. Поэтому мамы предпочитают запеленать новорожденного, чтобы он не дергался во сне и тем самым не будил себя.
  • Создайте фон. Иногда малыша засыпают под белый шум воды, тихую монотонную музыку, просто шипение, как у ненастроенной радиостанции.
  • Покачайте младенца. Не бойтесь приучить малыша к этому: ему нужно ваше тепло, сердцебиение, к которому он привык за 9 месяцев в утробе, запах мамы. Возможно, крохе понравится качаться в специальном шезлонге, который качается от электрического привода.
  • Укутайте грудничка одеялом. Когда ребенок плохо себя чувствует, ему понравится быть укрытым. Но речь идет не о пеленании: создайте вокруг малыша что-то вроде гнездышка. Может пригодиться и подушка для кормления, особенно если в комнате жарко, и теплое одеяло будет неактуальным.
  • Попробуйте слинг. В таком коконе малыш находится возле мамы, слышит ее запах, голос, сердце, но руки у взрослого остаются свободными, поэтому это удобное решение.
  • Идите гулять. Отложите все домашние дела и выходите на улицу: длительная прогулка на свежем воздухе помогает расслабиться.

Потому что так быстрее чего-то добиться

Ребенок никуда не торопится, а мы постоянно спешим

Для нас важно все успеть, все сделать, все получить. И мы привыкаем пользоваться только самым быстрым, а значит, самым эффективным в нашей жизни

Это – фастфуд и полуфабрикаты вместо семейного ужина, приготовленного на собственной кухне своими руками, метро или автомобиль вместо прогулки пешком, джинсы вместо платья, лифт вместо лестницы, виртуальная открытка вместо бумажной, подписанной от руки своими словами, крик и приказ вместо объяснения и разговора… Но и результат приходит только внешний, пустой внутри, иллюзорный, временный. Мы забываем наполнять все, что мы делаем, глубоким смыслом. Не смотрим в будущее. Не вкладываем… и, значит, ничего не получим, кроме разочарования и пустоты.

Старший брат следит за тобой

— Тогда откуда эта агрессия по отношению к собственным детям, ничем не обоснованная?

— Есть постоянный третий в отношениях. То есть родитель оказывается не наедине с ребенком, а в компании этой некой третьей силы, которая следит за тем, насколько хорошо он справляется со своими родительскими обязанностями. Причем этот третий может быть как реальным, например, в виде строгих бабушек, которые норовят сделать замечание, или государством, опекой или учителем или кем-то еще, так и виртуальным. Таким «старшим братом» внутри, отзвуком мнения матери, считающей, что ее дочь — плохая мать.

Поэтому каждый раз, когда с ребенком что-то случается и сильна зависимость от этого «третьего», родителя накрывает сильная тревога. И человек в этот момент не очень способен думать о том, каково ребенку. Все его мысли сводятся лишь к тому, как ему оправдаться в глазах этого страшного грозного «третьего», который может отменить его, как родителя, сказав, например: «Ты посмотри, как все у тебя ужасно: ребенок упал, коленки испачканы в грязи. Какой ты после этого родитель?!»

То есть реакция — совершенно иррациональная. Возникающая не в ситуации, когда ребенок действительно хулиганит, а когда логичнее вроде было бы броситься на помощь, пожалеть. А вместо этого на ребенка обрушивается агрессия.

— Почему именно страх быть плохим родителем, а, не, скажем, плохим сотрудником?

— Мы отвечаем за своего ребенка. Хотя некоторые женщины распространяют это на мужей. Например, они чувствуют себя очень плохо, когда их муж в присутствии посторонних выглядит, на их взгляд, глупо или недостаточно хорошо. И чувствуют себя ответственными за это. Но это все-таки немного другое.

А на ребенка именно идет агрессия. Потому, что когда с ребенком что-то случается, родители ощущают, что именно они выставлены на всеобщее обозрение, как двоечники, как никуда не годные отец и мать.