Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Игрушки»

(Материал на эту же тему есть на нашем сайте в виде конспектов занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Игры и упражнения там подобраны исходя из возраста и умений детей, а в этой подборке мы подготовили и собрали большое количество заданий и упражнений в дополнение к тем, что уже содержатся в конспектах). 

Цели:

Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Учить детей составлять целое из частей.
Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования — рисованием ватными палочками.
Совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом, наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки: чебурашка, маленькие раздаточные матрёшки, кубики, мячи, кошка, мишка, флажки, рули.
Картинка с изображением Чебурашки без ушей и нагрудника, вырезанные из бумаги эти детали, клеящие карандаши.
Лодки, сделанные из мыльниц с наклеенными на них цифрами «1» и «2».
Лист зеленого картона с наклеенными речкой, узким и широким мостиками, кустами с тремя и множеством ягод.
Ватные палочки, красная гуашь, вырезанные из бумаги корзинки.
Картинки с силуэтным изображением неваляшки (из кругов), разноцветные круги соответствующих картинке размеров, разноцветные камешки, круг с изображением лица неваляшки.
Картинка заготовка для пальчикового рисования «Неваляшка» (без глаз), готовые пластиковые глазки, пластилин, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Прищепки, разноцветные круги.
Рисунок с пустыми местами в виде геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующих размеров и цветов.
Разрезные картинки с изображением игрушек.
Различные игрушки в двух экземплярах каждая, сундук для игрушек.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка с изображением разноцветных флажков, соответствующие цвету и величине пуговиц.
Игрушки: слон, бычок, мишка, кровать, коробка.
Вырезанные из картона квадраты-печенье, картинки с изображением кошки, собаки, коровы, мышки, вороны, поросенок, козочка, уточка, курочки.
Цветные картинки игрушек, вырезанные из бумаги, и их черные тени, нарисованные на картоне.
Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными флажками без палочек, счетные палочки.
Емкость с крупой, в которой зарыты мелкие игрушки.
Картинка-фон с изображением игрушек, картонные квадраты-кубики разных цветов.
Картинка-заготовка «Ночное небо», пластилин желтого цвета.
Аудиозаписи: «Чебурашка», «Флажок», «Игрушки-зверушки».

Тематика бесплатных вебинаров и мастер-классов Мастерской игр:

— Какие игры нужны детям и какие игры действительно развивают их, а не просто занимают на время?— Какие игрушки нужны детям и почему?— Математические пособия для детей своими руками: легко, быстро, просто, интересно!— Секреты сказок   и сказкотерапии: Когда сказка помогает, а когда может навредить? Правила подбора сказок для мальчиков и девочек разного возраста. Символика  сказок и их сюжетов:  это нужно знать!— Развитие музыкальности ребенка на основе метода Марии Монтессори— С какого возраста и как знакомить малышей с математикой? Математика с палочками и кубиками. Логические игры с детьми. Знакомимся с составом числа, понятием «количество»,  цифрами и учимся решать примеры,— Как сшить и связать развивающие игрушки для детей своими руками?— Играя, читаем

С чего и как начинается обучение чтению? Каких ошибок важно избежать? Как заинтересовать ребенка? Игровая подготовка к школе — что в ней главное.— Учимся говорить красиво и правильно, играя и с удовольствием! Как в играх развивать языковые способности малышей?— Фотографируем с детьми, играя!— Что такое «умная гимнастика» для детей? Какие упражнения в нее входят?  Когда можно их выполнять, в каком количестве и в какой очередности? Как лучше заниматься с детьми разного возраста этими упражнениями? Какую пользу приносят упражнения и какие результаты получат мамы и педагоги от занятий «умной гимнастикой» с малышами?

Что это и чем полезны развивающие игрушки?

Развивающей называют такую игрушку, основная функция которой – развитие умственных способностей вашего ребенка

Она способна сформировать у ваших детей определенные навыки, например внимание, логику, речь или пополнить словарный запас

Еще А.С

Макаренко отмечал в своих трудах о важной роли игры как о модели поведения в будущем. Играя, дети воспитывают в себе большинство качеств, незаменимых во взрослой жизни

Фраза «развивающая игра» пришла в педагогику, а потом и в повседневную жизнь благодаря Борису Павловичу Никитину, одному из основоположников теории раннего развития ребенка. Развивающие игры, разработанные Никитиным, совместно с супругой Еленой Алексеевной впервые были выпущены на промышленном производстве в Германии.

Развивающую игрушку можно купить в магазине или же сделать своими руками из подручных материалов

Здесь важно помнить о ее основной функции: быть полезной и помогать развивать малышу мелкую моторику, логику, речь, тактильные ощущения, фантазию, память и/или внимание. Игрушка может быть направлена на развитие одной-двух видов деятельности ребенка, а может охватить и полный список, указанный выше

У развивающих игр, наравне с плюсами, есть и отрицательная сторона. Они не всегда выполняют важную функцию – самостоятельное построение игры. Чаще всего в них указаны точные рекомендации, как играть. Например, раздели фрукты и овощи друг от друга. Есть дети, которые дополняют эти правила своими элементами игры, раскладывая те же предметы (фрукты и овощи), например, по ощущению кисло-сладко.

Советы по выбору

Любая игрушка должна быть безопасной, а именно: иметь стойкую окраску, быть изготовлена из материала хорошего качества, не обладать запахом.
Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка. Производители всегда указывают рекомендуемый возраст

Некоторые игры и/или игрушки содержат мелкие детали, которые могут стать опасными для совсем еще юных исследователей.
Обратите внимание на цвет. Основная задача – развивать фантазию, внимание и приносить радость малышу, потому слишком броские и кричащие цвета могут вызывать агрессию

Если ваш малыш отказывается играть, просто уберите новую вещь. Дети лучше взрослых чувствуют, что приносит пользу.
Гигиеничность играет не менее важную роль. Любые конструкции должны разбираться, чтобы их легко можно было вымыть или протереть. Тканевые игрушки лучше не стирать, используйте специальные сухие детские шампуни для ухода за ними.
Серьезным критерием при выборе игрушки станет цена. Производители, использующие на своем производстве только качественное сырье, несут серьезные затраты. Потому качественная игрушка стоит недешево.

Авторы Мастерской игр «Через игру — к успеху!» 2014

Валасина Ася – организатор и ведущая мастерской, автор  этого сайта — сайта «Родная тропинка», кандидат педагогических наук, преподаватель дошкольной педагогики в вузе, автор игр  по развитию речи детей, книг и семейных дистанционных курсов.

Баринова Наталья – детский психолог, редактор семейно-педагогического альманаха «Детский вопрос», победитель Всероссийского конкурса  «Педагог-психолог России», заведующая психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка.

Ермолина Татьяна – руководитель Музыкальной Секции Ассоциации Монтессори- педагогов России, автор многих программ по музыкальному воспитанию детей и более 800 музыкальных произведений, стихов и сказов для малышей,  ведущая фестивала «Берега Детства», автор программ для педагогов по музыкальному воспитанию в Монтессори-педагогике.

Костюченко Мария – руководитель он-лайн школы для родителей «Учимся, играя» и сайта «Учимся, играя», автор рубрики «Развивай-ка» в интернет-сообществе «Блоги мам», автор развивающих пособий компании «Умница» и статей в журнале «Счастливая мама».

Джало Татьяна – практикующий учитель начальных классов, автор сайта для педагогов и родителей «Читалочка», автор школы быстрого чтения «Читалочка – игралочка», специалист дошкольного воспитания.

Румянцева Анна – автор сайта «Мама шьет. Увлечение мамы с пользой для ребенка», по профессии – учитель технологии и портной 5 разряда, многократный победитель конкурсов «Лучший по профессии», автор мастер-классов и курсов по шитью развивающих игрушек своими руками.

Аникина Вера – фотограф, фотожурналист и интернет-тренер для женщин, руководитель женского международного клуба «Фотоледи», автор вебинара «Фотографируем с детьми, играя» на нашей Мастерской игр, член фотогруппы Атлантического ботанического сада (Испания), финалист и победитель фотоконкурсов в Испании

Никулина Дарья – автор сайта «Вязаные игрушки Дарьи Никулиной», мама пятерых детей, про профессии – специалист дошкольного образования с высшим педагогическим образованием, автор мастер-классов и курсов по вязанию развивающих игрушек, пальчиковых и шагающих кукол, детских аксессуаров.

Ольга Парамонова и Ольга Рылова – авторы семейной мастерской развивающих игрушек и сайта «Мир тебе рад».

Шадрина Елена – педагог-психолог с высшим психолого-педагогическим образованием, ведущая развивающих групп для детей раннего возраста, автор молодого блога «Мама и дети: познаем мир вместе».

Выбираем по возрасту

Не секрет, что ребенок развивается, когда игрушка соответствует его возрасту.

Важную роль в развитии играют сюжетные игры с участием сказочных героев, кукол, мягких игрушек в виде животных.

Многие начинают делать игрушки самостоятельно, например автомобили или тряпичных кукол. Их интересуют сложные конструкторы с набором деталей, например «Lego».

В качестве интерактивных игрушек все чаще выбирают животных, которые максимально похожи на настоящих. Или же музыкальные инструменты, например синтезатор, гитара.

Все чаще детей в этом возрасте увлекают тематические игровые наборы, например «Доктор», «Салон красоты», «Повар».