Как формируется характер?

От чего зависит характер ребенка? В первую очередь от воспитания. Некоторые родители возразят: а как же наследственность? Ведь не секрет, что дети часто походят характером на папу или маму. Но в значительной степени «наследственность» характера обусловлена именно воспитанием – ведь именно родители являются для ребенка образцом для подражания. Глядя на них, он учится реагировать на те или иные ситуации. Причем главную роль в воспитании ребенка играют действия окружающих его взрослых, а не слова и поучения. Если родители часто шумно ссорятся, то малыш учится решать все проблемы путем скандала, сколько ни объясняй ему, что кричать и ругаться некрасиво. Если мама с папой мало общаются с внешним миром, то и детям неоткуда будет научиться общительности.

Конечно, темперамент и другие, заложенные до рождения факторы, также играют свою роль при формировании характера ребенка. Ярко выраженный меланхолик вряд ли вырастет балагуром и оптимистом. А легко возбудимый малыш не сравнится в усидчивости с более спокойными детьми. Однако при помощи правильного воспитания можно в некоторой степени скорректировать выраженность тех или иных индивидуальных черт ребенка. Можно сказать, что характер – это результат смешения воспитания и того, что задано природой.

Развитие совести

Малыш еще в раннем детстве понимает многие запреты и приказания взрослых. У него постепенно формируется сознание правильного поведения и возникает совесть, отношение к себе самому и окружающим. Когда проявляется упрямство (на третьем году жизни), ребенок осознает сам себя, стремится утвердить свою личность, хочет быть самостоятельным.

При правильном воспитании он будет правильно развиваться. Доверие взрослых, возможность поступать самостоятельно пробуждают уважение и обоснованную уверенность в себе, необходимую для работы, для самоутверждения. Это — надежная основа для формирования характера, хорошего отношения к труду, обществу. Ребенок знает, что то или иное он уже умеет или вскоре сумеет, что успешно завершит работу (или игру), что будет делать ее все лучше и лучше.

В воспитании характера важная роль принадлежит авторитету родителей. Ребенок должен уважать их. От отца и матери зависит, чтобы он не утратил хорошего мнения о родителях; свой авторитет мы завоевываем упорным трудом, подчеркивая, что хоть было трудно, но надо во что бы то ни стало достигнуть цели.

При конфликтах следует сохранять спокойствие. В атмосфере раздражения, нервозности, крика работается хуже. Родители должны быть справедливыми, а если случилась несправедливость, то нужно уметь извиниться и исправить ошибку, загладить обиду. Тогда авторитет пе пострадает. Для блага малыша мы постоянно совершенствуем и свой собственный характер, и ребенок должен видеть, как оба его родителя стараются быть лучшими. А это благотворно влияет и на становление его детского характера.

Будем стремиться привить ребенку собственную гордость. Чем может гордиться маленький человек? И чем вообще гордятся люди? Своими честными поступками, добросовестным трудом. И дошкольник может быть горд своей честностью. Он уже может считать ниже своего достоинства лгать, подводить близких, быть нечестным.

Основная идея методики:

     Автор считает, что малышу с ранних лет нужно осваивать навыки чтения, устного счета, а также уделять большое внимание развитию творческих способностей.      На протяжении первых трех лет жизни у ребенка активно развивается интеллект, а также формируются таланты

Маниченко во многом доработал методику Г. Домана и полностью адаптировал ее для русскоязычных детей. Именно это послужило основой для создания методики, по которой обучают чтению детей от рождения до семи лет.
     Все занятия по этой методике проводятся в форме увлекательных и непринужденных игр. Все задания направлены на развитие интеллекта, внимания, зрения, слуха, мелкой моторики, речи и памяти.
     Осмысленному чтению по методике автора дети обучаются быстро и легко, при этом минуя этап чтения по слогам.
     Кроме методик обучения малышей чтению Маниченко является автором великолепных и эффективных методик, направленных на развитие творческих способностей, обучение английскому языку с рождения и формирование характера малышей с помощью сказки, а также на всестороннее развитие кругозора детей в дошкольном возрасте.

Положительные стороны методики:

     – Обучение чтению в раннем возрасте способствует быстрому развитию интеллекта ребенка, что оказывает положительное влияние в ходе дальнейшего обучения в школе;
     – Методика позволяет обучать малышей в легкой игровой форме, которая привлекательна для большинства из них;
     – Занятия являются короткими, ненавязчивыми. Они не способны вызвать у ребенка неприязнь и переутомление;
     – Обучение по методике А. Маниченко способствует формированию самостоятельности, а также учит ставить цели и находить оптимальные способы их достижения;
     – Благодаря методике малыши за достаточно короткий промежуток времени учатся быстро читать, минуя период чтения по слогам;
     – В процессе обучения затрагиваются все основные каналы восприятия: слух, зрение, тактильная чувствительность.

Хорошая новость: Характер меняется!

Обозреватель BBC Future Кристиан Джарретт утверждает, что характер и темперамент человека проявляются в раннем детстве – еще до того, как ребенок начинает говорить. Ваша личность формируется под влиянием многих факторов. Генетическая наследственность, друзья, школа и многие другие факторы играют свою роль в становлении личности. Но в каком возрасте формируется характер человека и меняется ли он с годами? Если, например, вы застенчивы сейчас, значит ли это, что вы были застенчивым ребенком?

По всей вероятности, да. Исследования показывают, что уже в первые месяцы жизни малыша в его поведении присутствуют признаки его будущей личности. Это не значит, конечно, что наш характер остается совершенно неизменным, но его основные черты начинают проявляться практически сразу. Одно из самых многолетних исследований в этой области, начавшееся в 1950-е годы, провели супруги-психологи из Нью-Йорка Александр Томас и Стелла Чесс. Основываясь на опыте тестирования больших групп детей различного возраста, они предложили выделять 9 принципи­альных аспектов темперамента, позволяющих наиболее полно охарактери­зовать совокупность поведенческих особенностей, таких как активность, настроение и отвлекаемость.

Ученые также установили определенную закономерность между различными аспектами поведения и разделили всех детей на три группы: “легкие”, “тяжелые” и “медлительные” (в те времена о политкорректности еще не знали). Соответствуют ли эти детские особенности типу личности взрослого человека? Исследование Чесс и Томас показало, что те участники эксперимента, которых в детстве определили как “легкие” или “тяжелые”, отнесли к той же категории и в юношеском возрасте. Ученые, однако, не изучили связь темперамента ребенка с основными свойствами личности взрослого.

На самом деле, психологи лишь недавно задались вопросом о взаимосвязи между характером ребенка и личностью взрослого. Несмотря на то, что темперамент ребенка не формирует личность взрослого на все 100 процентов, связь между ними, безусловно, существует. Конечно, с течением времени заметно изменилась методика оценки темперамента ребенка. Сегодня девять первоначальных аспектов темперамента сократили до трех общих категорий. В разных психологических школах используют разную терминологию, но в целом они сводятся к следующим аспектам.

Характер и темперамент

Безусловно, особенности характера ребенка зависят от врожденных особенностей его нервной системы – темперамента. Работоспособность нервных клеток, скорость протекания реакций торможения и возбуждения в коре головного мозга являются основополагающими для формирования одного из четырех типов темперамента:

  • сангвинический;
  • флегматический;
  • холерический;
  • меланхолический.

Жизнерадостный, активный сангвиник обладает сильным уравновешенным характером. Столько же активен холерик, однако ему присуща вспыльчивость и неуравновешенность. Маленького человека холерического склада легко воодушевить, но активный посыл быстро проходит, сменяется полным равнодушием к занятию, прежде вызывавшему энтузиазм.

Слабый духом меланхолик не способен долго выдерживать напряжение, его дух неустойчив. Ребенок такого склада очень талантлив и чувствителен, отличается богатой фантазией и оттого чересчур раним. А вот схожий с ним, но уравновешенный флегматик – самый «удобный» с точки зрения воспитания тип. Флегматичного малыша трудно чем-то сильно расстроить, испугать, разгневать. Он упорно и настойчиво будет работать над трудной задачей, не стремясь поскорее разрешить ее, но и не пасуя перед трудностями.

Полезный материал: Книги о воспитании детей

Педагоги уверены: правильное воспитание способно направить темперамент в нужное русло, контролировать его, выработать устойчивый характер. Главное, что должны запомнить родители: нельзя требовать от малыша невозможного, сравнивать его с другими детьми и пытаться подогнать под общий шаблон.

Как формировать характер?

Способы формирования характера подчиняются общепедагогическим принципам. Однако нужно помнить, что лишь индивидуальный подход к малышу может принести нужный результат. Дело в том, что одну и те же черту — например, трудолюбие, у флегматика и сангвиника следует формировать по-разному. Если флегматик примется за работу с упорством и настойчивостью, предварительно обдумав все до мелочей, то сангвиник примется за дело мгновенно. Результат их работы никогда не будет одинаковым, и это не повод для того, чтобы обижать одного сравнением с другим. Терпение и любовь к малышу помогут выбрать правильный путь его развития.

Как можно сформировать характер ребенка? Прежде всего, ориентируясь на возрастные особенности психики малыша и следуя общепедагогическим принципам.

Игровая деятельность. Формирование нрава маленьких детей происходит в процессе естественной для них деятельности – игры. Малыш играет постоянно, поэтому для занятий не нужно выбирать какое-то отдельное время. Трудолюбие и ответственность можно формировать без напряжения и усилий, просто поручая ребенку какую-то простейшую домашнюю работу. Например, уход за горшечным растением можно превратить в увлекательное продолжение любимой сказки.

Занятия с педагогом. Прекрасный способ формирования характера – занятия в секции или кружке. Не обязательно водить малыша в десять студий. Даже один кружок потребует от него таких качеств, как ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, особенно когда придет время посещать занятия самостоятельно, без сопровождения родителей.

Определение границ. Дети с первых дней познания мира проверяют его границы

Поэтому важно вовремя объяснить ребенку, что можно и что нельзя, а затем твердо и последовательно соблюдать установленные правила. Не нужно думать, что запреты и ограничения – это всегда плохо

Напротив, они облегчают малышу жизнь.

Ведущая роль родителей. Значимый взрослый сделает для малыша больше, чем самая правильная книга. Это требует от родителей большей ответственности к себе, однако окупится сторицей. Поэтому родители должны крайне требовательно относиться прежде всего к себе, подавать только хороший пример.

Групповое воспитание. Общительность или замкнутость, умение дружить и делиться – все эти черты являются следствием навыков взаимодействия детей в группе. И здесь роль взрослых первостепенна. Именно они должны направлять ребенка по пути правильного воспитания. Со временем простейшие правила общения станут основой для формирования других черт характера: ответственности, решительности.

Создание воспитательных условий для формирования характера. Закрепление навыка в постоянном повторении – вот путь для выработки устойчивых черт поведения.

В том, как действует ребенок, как решает возникающие перед ним задачи, на что направлен фокус его внимания, проявляются особенности его характера. Грубость и тактичность, вежливость и бесцеремонность, целеустремленность или безынициативность – все эти черты обусловлены воспитанием.

Влияние семьи на формирование характера ребенка

Воспитание человеческого характера начинается еще в раннем возрасте, когда мама с папой вырабатывают определенные правила поведения по отношению к своему малышу.

Психологи уверены: именно семья оказывает решающее влияние на формирование детской личности и сильного характера у ребенка. Итак, что же нужно учитывать родителям при воспитании детей с самых первых дней жизни?

1. Учитывайте особенности малыша

Не следует лепить из младенца идеальный образ успешного и умного ребенка. Обязательно учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент, поскольку именно они и создают целостную личность.

Самое важное для родителей – направить свои усилия на совершенствование сильных качеств характера и смягчение недостатков. Проще говоря – нельзя выращивать из скромного романтика сильного лидера.

2. Подбирайте подходящую методику воспитания

В помощь мамам и папам разработано множество методик раннего воспитания, написано немало пособий. Вы все о них слышали: это системы Домана, Зайцева, Никитиных, Сесиль Лупан, Монтессори и многие другие.

Каждый из этих методов формирует у детей те черты характера, которые понадобятся для полноценной общественной жизни. Конечно, не обязательно пользоваться какой-то одной развивающей методикой, можно внести в нее свои собственные наработки.

Главное – не сравнивать кроху с другими детками, а окружить его вниманием и лаской

3. Создайте индивидуальный режим

Новорожденным и младенцам требуется упорядоченный режим, соблюдение которого придаем детям спокойствие и уверенность в себе.

На самом деле ребенок до полугода еще не научился капризничать, он через крики старается донести до мамы свои потребности. А характер этих требований будет зависеть от детского темперамента.

Поэтому постарайтесь научиться предугадывать желания крохи, определить периоды его активности и сна. Правильный распорядок помогает учитывать особенности темперамента и формировать характер.

4. Учите на собственном примере

Мы уже говорили, что дети не обращают внимания на длинные нотации, а повторяют за взрослыми. Вот почему именно от родителей и от отношений в семье зависит поведение малыша. Чтобы сформировать у крохи сильный характер, учите его добиваться цели, поощряйте самостоятельность.

Самое главное, чтобы ваши дела не расходились с вашими словами. То есть начните воспитание младенца… с себя. Это является первым шагом к формированию сильных черт детского характера.

И еще, даже если вы не удовлетворены особенностями детского темперамента и характера, не стоит стремиться мгновенно искоренять эти качества.

Да, основные черты личности закладываются до трех лет, однако при должной заботе и внимании можно значительно снизить их негативные проявления.

Итак, характер малышей во многом зависит от врожденных характеристик, стиля воспитания в семье, выбранной развивающей методики. Но важнейшим фактором все-таки является отношение родителей к ребенку. Под руководством чутких и любящих мамы и папы чадо обязательно вырастет сильной и интересной личностью.

Как воспитать в ребенке характер и не избаловать его

Важно, чтобы все взрослые, которые живут с ребенком, были единодушны в его воспитании. Ребенок должен четко знать, за что его похвалят, а за что поругают

Если же мама хвалит за то, за что папа ругает, ребенок дезориентирован. Нужно, чтобы он четко понимал, что такое «Нельзя» и за что ему скажут «Молодец».
Наказание и похвала должны быть адекватны поступку, то есть соответствовать ему. Нельзя применять строгие меры за мелкий проступок и закрывать глаза на серьезный. Так же как и забыть похвалить за то, что ребенок очень старался сделать.
Также в воспитании важна последовательность: если обманывать или брать чужие вещи плохо и за это можно понести наказание, то это правило должно соблюдаться всегда, а не от случая к случаю.
Иногда можно видеть детей, которые уже научились выпрашивать у родителей все, что им нужно. Это тоже следствие непоследовательности их обращения с ребенком. Ведь если он получит то, что хочет, с помощью выпрашивания один раз, то будет пытаться получить желаемое таким способом и в дальнейшем.
Один из простых способов избаловать ребенка – по первому его требованию давать или покупать ему все, что он попросит. Ребенок должен знать, что все нужно заслужить: старанием, умением, помощью. Он должен научиться справляться и с разочарованием – ведь не всегда можно получить абсолютно все, что захочется.
У ребенка постарше должны быть свои обязанности. Пусть это будет небольшая помощь по дому, но он будет знать, что такое ответственность.

С ребенком важно уметь договариваться, а не применять насилие. Ведь важно, чтобы он вырос неизбалованный и воспитанный, а не покорный и послушный

Фадеева Мария, Dealinda.ru

Кто является авторитетом для ребенка

В начальных классах школы для него много значат авторитет и мнение родителей и учителей, в дальнейшем их место занимают сверстники

Для ребенка становится важно и то, как они относятся к нему. В старших классах мнение и оценка взрослых людей снова выходят на первый план

Но ребенок уже определяет свое отношение к ним, оценивая их как личность, а также исходя из собственной самооценки. Поэтому одни взрослые оказывают на него более сильное влияние, мнение других он может полностью игнорировать.

На формирование характера ребенка старшего возраста влияют и телевидение, интернет и прочие СМИ. Развивать определенные черты характера и изменять их могут и обстоятельства, складывающиеся в его личной жизни.

Воспитание у ребёнка новое отношение к труду

Труд должен приносить пользу всему обществу, а не использоваться в своих корыстных целях. Сформируем действительно человечные отношения между людьми, взаимоуважение в семье и вне ее.

Воспитаем честность, правдивость, простоту и скромность, чтобы эти черты ребенка проявлялись не только в его личной, но и в общественной жизни. Будем воспитывать у детей непримиримость к несправедливости, корыстолюбию и жадности. В воспитании ребенка нам позже будет помогать школа, которая расширит и углубит его знание морального кодекса. Мы же, родители, будем полны сознания того, что закладываем незаменимые основы характера человека будущего.

Может быть, вам кажется, что этих требований к вам, родителям, слишком много? Не пугаетесь ли вы их и своей ответственности? Может быть, у вас нет никакого опыта в воспитании, а может, даже нет и знаний? Однако, я не сомневаюсь, что, любя своих детей, вы почувствуете необходимость дать им нечто большее, чем материальную обеспеченность. Захотите дать им более долговечные ценности, научить их добрым чувствам и отношениям. Это большая задача. Осознав это, вы не станете считать воспитание чем-то излишним, обременительным или напрасным. И не станете жалеть усилий на поиски новых методов приблизиться к душе ребенка и воспитать его хорошим человеком. Конечно, вы были рады рождению вашего ребенка.

Читать на дзен рассказы, истории из жизни, реальные деревенские истории, юмор, смешные случаи!

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе.

Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.

В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.

Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях.

У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.

В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить:

  • отсутствие гуления,
  • повышение мышечного тонуса языка,
  • неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений.

Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.

К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета.

Формируем характера ребенка правильно!

Для формирования такой волевойчерты характера, как настойчивость, важно учить ребенка преодолевать трудности. Если что-то не получается с первого раза, не следует моментально бросаться на помощь малышу, надо предоставить ему возможность самому, пусть и не с первой попытки, добиться результата

И пусть это будет всего лишь башня из кубиков, но для малыша это будет важная победа.

Интеллектуальную основу характера составляют любознательность, наблюдательность, быстрота ума
Чтобы эти черты были развиты на достаточном уровне, родителям следует поощрять природное стремление ребенкаузнать как можно больше об окружающем мире, не отмахиваться от бесконечных вопросов «как?» и «почему?», а давать на них подробные ответы.

Эмоциональные черты характера (к ним смело относим – впечатлительность, сострадание, влюбчивость) формируются, когда родители обращают внимание ребенка на соответствующие проявления чувств героев мультфильмов и сказок, учат его заботиться о домашних животных, проявлять сочувствие к пожилым или больным. Доброта и отзывчивостьнепременно должны стать обязательными чертами в характере маленького человека.
Решающее значение для того, какиенравственные черты характера будут превалировать у ребенка, играет система ценностей, принятая в его ближайшем окружении, то есть в семье
От того, как родители выполняют свои обязательства, насколько они честны по отношению к ребенку и окружающим, каковы их моральные ценности, в большей степени зависит и то, каким станет ребенок, будет ли он обладать такими чертами, как чувство долга, неприятие лжи, ответственность.
Детский коллектив помогает сформировать такиечерты характера, как коллективизм, ответственностьза общее дело, чувство «локтя». Общаясь со сверстниками, играя в коллективные игры, ребенок учится быть смелым, находчивым, нацеленным на победу, но при этом победа не должна быть достигнута любой ценой, он должен научиться уважать окружающих его людей.

Таким образом, важно, чтобы каждая из указанных черт характера развивалась с момента рождения ребенка. Где-то на примере родителей, где-то на примере детей из общего окружения

Тогда малыш будет развиваться гармонично и жизнь его будет более спокойной. Ведь сам по себе он будет более уравновешенным человеком.

Как из темперамента вырастает характер

Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование.
Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.

А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет. 

Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.

Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.

Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!

20.05.2020Подготовила Антонина Рыбакова

По мотивам публикации BBC 
  
  о детях от 1 до 3 лет  Другие статьи автора