Ребенок боится темноты — что делать, если ничего не помогает?

Бывает, что ребенка никто и ничем не пугал, он много читает и разносторонне развит, но страх темноты все равно присутствует. Если вы сломали голову, что делать если ребенок боится темноты, но так и не находите ни одной видимой причины его состояний, то, скорее всего, дело в психологическом состоянии мамы.

Даже желая своим детям самого лучшего, мы не всегда способны это дать. Например, одинокая мама изо всех сил «пашет» на трех работах, чтобы прокормить ребенка и дать ему наилучшее образование. Еле живая доползает она вечером домой и просто уже не в силах дать ребенку необходимого наполнения чувством защищенности и безопасности, психологического комфорта.

Кроме того, зрительные дети легче других получают «эмоциональное заражение», то есть нахватываются негативных эмоций от других людей, поскольку сами — сверхэмоциональные от природы. От такого ребенка не скроешь ничего за внешним фасадом благополучия — он эмоционально очень восприимчив. Чувствует, когда мама раздражена, в депрессии или тревоге.

С другой стороны, мама — главный человек в жизни ребенка. Она способна восполнить даже тот ущерб, который ребенок может получить просто в процессе жизни. Мы ведь не можем закрыться в коконе и не взаимодействовать ни с кем, опасаясь травмировать ребенка.

Например, от смерти любимой бабушки не застрахован никто. Как ребенок адаптирует эту утрату? Упадет ли у него зрение, появятся ли страхи? Все зависит от состояния матери. Если мама обеспечивает ребенку гарантированное чувство защищенности и безопасности, то он преодолеет эту ситуацию без ущерба для своего здоровья и развития.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность решить любые задачи по воспитанию детей комплексно:

  1. На тренинге мама сама избавляется от любых плохих состояний и пережитых травм. Она способна максимально реализовать себя и в семье, и в обществе, удерживая любой стресс без потери психологического баланса.
  2. Тренинг дает полную картину врожденных психологических свойств и талантов ребенка (в этой статье кратко описан только один вектор из восьми возможных). Мама может получить детальный ответ на вопрос, что делать, если ребенок боится темноты или имеет другие страхи. Это самая действенная профилактика любых поведенческих и психологических расстройств у ребенка.

Вот что говорят мамы, которые уже получили результаты для себя и своих детей:

Пять шагов к успеху

Каждый ребенок уникален, поэтому не нужно загонять его в жесткие временные рамки. Придет момент, когда он сам проявит интерес к освоению новых навыков. Родителям останется только немного помочь, подсказать или вместе с ним пройти этот путь до положительного результата. Несколько простых советов помогут родителям успешно приучить ребенка к горшку.

  1. Спокойствие, только спокойствие! Все манипуляции проводятся непринужденно, без малейших следов негативных эмоций.
  2. Удобство во всем: место, обстановка, материал горшка.
  3. Личная заинтересованность малыша. Будьте щедрыми на похвалу, подбадривайте свое чадо, выражайте одобрение и восхищение его умениями.
  4. Превратите поход на горшок в игру, забавное приключение, происходящее в определенное время.
  5. Будьте деликатны! Ребенок, несмотря на возраст, уже формируется как личность, проявите к нему уважение.

Большая часть проблем возникает по недосмотру взрослых, их желанию сделать все как можно быстрее и лучше. Стоит помнить, что малыш живет в своем ритме, только начинает постигать этот загадочный и такой большой мир. Помогите ему, подарите позитивные эмоции, будьте мудрыми и терпеливыми. Спокойное доброжелательное отношение, легкая ирония при неудаче, мягкое направление в нужную сторону и слаженные действия всех членов семьи непременно приведут к успеху.

Что такое грудничковое плавание

Организм новорожденного ребенка в первые недели жизни прекрасно «помнит» о том, как вести себя в водной среде. Если с грудничком начать водные процедуры с двух-трехнедельного возраста, рефлексы сохранятся на продолжительное время, малыш научится держаться в воде.

Процесс такого плавания благоприятно воздействует на тело грудничка, особенный эффект медики отмечают у недоношенных деток, хотя у некоторых врачей по поводу грудничкового плавания есть и другие точки зрения.

Где и как проводить занятия по грудничковому плаванию

В настоящее время во многих городах есть специальные центры грудничкового плавания, в которых занятия с детьми проводят профессионалы. Во время выполнения упражнений должны присутствовать родители. Они проходят там обучение грудничковому плаванию у тренеров, осваивают различные методики и наблюдают за своими малышами.

Можно заниматься грудничковым плаванием на дому. Для этого сначала необходима детская ванночка, затем — взрослая. Вода должна быть теплой – около 36 градусов, со временем температуру постепенно понижают, при этом добавляется еще и эффект закаливания.

Один сеанс занимает около 30 минут. Занятия могут включать аквагимнастику, ныряния – методик очень много, их выбор зависит от индивидуальных медицинских показаний у малыша.

https://youtube.com/watch?v=q4O9IkqFU0I

Перед домашними занятиями нужно проконсультироваться с педиатром и инструктором по грудничковому плаванию. Консультация с врачом очень важна, ведь у ребенка могут быть противопоказания для выполнения таких упражнений.

Если проблема настигает в садике

Дома справиться со страхами помогает и доброжелательная атмосфера, и ласковое отношение родителей. А что делать, если малыш большую часть дня проводит в садике? Как уже было сказано, причиной страха перед горшком может быть реакция воспитателей на «аварии».

В этом случае вам просто необходима консультация психолога и серьезный разговор с педагогом, на попечении которого находится ваш ребенок. Еще одна причина боязни ходить в туалет в садике может заключаться в том, что крохе неудобен и непривычен горшок.

Чтобы решить проблему, поговорите с воспитателем, спросите, можно ли приобрести для вашего малыша такой же горшок, как у вас дома, или хотя бы такого же цвета. Обычно садики только рады, когда родители что-то покупают в группу.

Как и в любой проблемной ситуации, запаситесь терпением и держите в узде негативные эмоции. Помните, что это не навсегда, что нет ни одного взрослого, который не умел бы ходить в туалет. И ваша кроха обязательно победит свои страхи, ей только надо немножко в этом помочь.

Боязнь горшка после посещения детского сада

Если после посещения садика у малыша появился страх ходить в туалет, то лучше забрать малыша от данного воспитателя или перевести его в другую группу. Нельзя размениваться физиологическим и психическим здоровьем из-за определенного удобства. Это будет первым шагом, который поможет устранить проблему.

Для начала обязательно стоит отвести ребенка к врачу, чтобы убедиться, что никаких изменений внутри организма не случилось. Если вдруг что-то было выявлено, обязательно необходимо принять все меры для устранения этого.

Если имеются стойкие запоры, то следует использовать медикаментозные препараты и сделать питание сбалансированным. Кроме того, иногда можно применять клизмы или вставлять ректальные свечи.

От старого горшка придется избавиться и приобрести другой. Чтобы он выглядел более дружелюбным, можно нарисовать на предмете широкую улыбку. С ребенком нужно вести себя очень деликатно, не стоит торопить события, пусть малыш забудет о прежних неприятностях. Не нужно негативных эмоций. Чем чаще будете хвалить своего малыша, тем лучше.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК БОИТСЯ ВОДЫ?

Почему у ребенка возникает страх перед водой? Очень часто маленькие дети в процессе развития получают искаженное нереалистичное представление о потенциальных опасностях водной стихии.

В возрасте 9 месяцев малыш впервые понимает, что существует отдельно от папы и мамы. Это осознание может являться причиной психологического стресса, который проявляется слезами и страхами, каждый раз, когда родители выходят из комнаты. Помещение ребенка в отдельную от родителей среду, емкость или помещение – может увязывать страх разделения с родителями с ванной или бассейном.

В возрасте двух лет страхи перед водой могут быть обусловлены нелогичными выводами из собственных наблюдений. Например, наблюдая, как вода из ванны сливается в канализацию, ребенок может подумать, что и его может засосать в сливную трубу, и он погибнет. Или наблюдая как другие дети, ныряя, исчезают под водой, он может представить, что они тонут.

В три года дети обладают хорошо развитой фантазией, но еще не научились различать реальность и мир вымысла, основанный на художественных произведениях. Детские фантазии в этом возрасте могут создать сказочных чудовищ и монстров, живущих под водой или в канализационных трубах, которые могут поглотить их.

В любом возрасте негативный опыт, связанный с купанием или плаванием, например – подскальзывание или неожиданное погружение с головой под воду, получение травмы или испуг от резкого звука (моторной лодки на пляже) или чьей-то шутки, может сформировать устойчивый страх перед водой.

Попадание шампуня, мыла или хлорированной воды в глаза, нос и рот могут также сформировать у ребенка любого возраста стойкое нежелание повторять этот неприятный опыт, связанный с водой.

Как преодолеть детский страх перед горшком?

Итак, вы просмотрели причины столь деликатного явления и выделили именно ту, которая повлияла на поведение вашего чада. Как помочь ребенку избавиться от испуга и привить любовь к «горшечным» делам?

Советуем ознакомиться с материалом «Как приучить ребёнка к горшку» от детского психолога Надежды Плотниковой.

  1.  Самое главное – не ругайте малыша и не используйте силу, чтобы заставить его ходить на горшок. Подобными поступками вы только усугубите проблему и усилите его негатив по отношению к гигиеническим навыкам.
  2. Чтобы неприятная ситуация забылась, оставьте карапуза в покое, уберите горшок с глаз долой (или выбросите). Не упоминайте о нем, не упрекайте, что кроха опять вернулся к памперсам. На данном этапе вам необходимо создать ощущение безопасности, тогда дети быстрее забудут о своих прежних неприятных чувствах и охотнее пойдут с вами на контакт.
  3. Предложите ребенку вместе выбрать новый туалетный аксессуар. Покупку следует разместить в его комнате, чтобы малыш привык к предмету и сам регулировал дистанцию. Не настаивайте, чтобы он тут же стал использовать горшок по назначению.
  4. Позвольте крохе украсить горшочек – мальчик может прилепить на него наклейки с супергероями, а девочка – повязать красивую ленту. Таким нехитрым способом обезличенный предмет превратится для детей в доброго приятеля.
  5. Если вы заметили, что малыш стесняется ходить в горшок при свидетелях, оставьте их наедине друг с другом и выйдите из детской. Карапуз догадается, что никто за ним не подсматривает, и сам справит нужду. Вам останется лишь похвалить его за самостоятельность.
  6. Проигрывайте с куклами и другими игрушками «горшечный» этикет. Пусть кроха сажает любимого пупса на «ночную вазу», постепенно воспринимая ее, как что-то обычное и даже интересное. Кстати, совместная игра приносит позитивный настрой и раскрепощает ребенка.
  7. Некоторым детям нужно просто увидеть, а не услышать, что унитаз (а значит, и горшок) – это совсем не страшно. Снимите крышку бачка и покажите, как работает смывочная система. Предложите малышу самому нажать на кнопочку. Попробуйте добавить немного желтого красителя в унитаз, чтобы он увидел, как вода смывает продукты жизнедеятельности.
  8. Если же вы столкнулись с психологическим запором, то убедить ребенка вновь пользоваться горшком будет намного сложнее, так как неприятные ощущения накрепко поселились в его подсознании. Исключите из детского меню крепящие продукты, и разнообразьте его различными фруктами и овощами, которые способны предупредить возникновение запоров. Вероятно, вам потребуется специальное средство, которое вынудит кроху сесть на горшок. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром и, возможно, психологом.
  9.  Двухгодовалым детям нравятся слушать сказки, которые рассказывает мама. Если кроха по каким-то причинам не хочет садиться на горшок, возьмите на вооружение такой метод лечения страхов, как психотерапия. Специально подобранная волшебная история поможет выявить подоплеку боязни и нейтрализовать ее.

При рассказывании терапевтической сказки необходимо соблюдать несколько условий:

  • главный герой должен быть ровесником вашего чада (в возрасте двух-трех лет лучше брать не детей, а животных – медвежонка, зайчонка и т д.);
  • персонаж имеет такие же проблемы – боится писать и какать в горшок;
  • конец у сказочной истории всегда положительный;
  • читайте сказку, когда ребенок находится в хорошем настроении и готов ее слушать.

Основным фактором возникновения детских страхов перед горшком чаще всего является некорректное поведение взрослых.

Чтобы избежать трудностей с приучением детей к «ночной вазе», держите себя в руках, не торопите события, делайте все последовательно и спокойно. Помните, только доброжелательное отношение помогает добиваться серьезных успехов в воспитании ребенка.

Страхи, обусловленные становлением и развитием психики, или возрастные страхи, присущие каждому из нас.

Они возникают в определенные периоды, периодически повторяются и, если обстановка в семье благоприятная, со временем бесследно проходят.

Например, в 0-2 мес. новорожденные и младенцы обладают повышенной сензитивностью, боятся резких звуков, резкого перемещения в пространстве.

В 3-6 мес. малыши могут испугаться редко приходящих родственников, их усов, бороды, очков (особенно если кроха их не видел у папы), больших предметов, высоты.

В 7-8 месяцев ребенок сильно тревожится, если мамы нет рядом, отказывается идти на ручки к другим. Если в это время и до 2 лет малыш НЕ переживал острую разлуку с мамой, госпитализацию, болезненное лечение — страх проходит.

Обусловлено тем, что у малыша изначально идет осознание своей неразрывной симбиотической связи с мамой. И оказаться без нее — значит, потерять часть себя, даже погибнуть. Психологическое отделение (сепарация) у ребенка наступает между 1 и 2 годами: он понимает, что мама существует отдельно от него, но она никуда не исчезает. Наступает первый этап взросления, кроха начинает спокойно отпускать маму от себя.

Мамы часто жалуются:

В таких случаях форсировать расставание не рекомендуется, чтобы не усилить беспокойство. Спокойный малыш гораздо быстрее будет готов проводить маму, чем тот, который на этом уже обжегся и получил отрицательные эмоции.

А что делать, если кроха уже боится, а маме нужно периодически отлучаться?

В 2 года многие дети продолжают оставаться чувствительными к громким и неожиданным звукам, к боли, высоте, одиночеству. Они начинают бояться темноты, как спутника одиночества.

Причину новых страхов — темноты и одиночества можно связать с завершающим этапом сепарации. У кого-то этот процесс проходит незаметно (ребенок сам справляется, опираясь на доверие родителям и чувствуя себя безопасно), а у кого-то всплесками (то боится, то нет) и постепенно проходит.

Если нет предыдущего положительного опыта, двухлетка может испугаться животных, даже если перед ним просто дружелюбная собака, отказаться ехать в транспорте. Расширение взаимодействия с окружающим миром на фоне ощущения безопасности помогает таким детям преодолевать испуг и получать новый положительный опыт.

В 3 года у ребенка возникает страх оказаться отверженным, получить наказание в семье (и в садике, если он начал его посещать). Во время пребывания в новой группе может возникнуть страх перед сверстниками, особенно, когда есть сопутствующие проблемы (невнятная речь, гиперактивность, физический недостаток и др.). В такой период на фоне усиления этих страхов могут вылезти сопутствующие проблемы (заикание, энурез, тики).

С 3 до 5 лет многие дети боятся Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ. Они продолжают бояться боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства, особенно если в семье напряженная обстановка и дети не могут психологически чувствовать себя в безопасности.

В 6 лет иногда появляется страх смерти как своей, так и родителей.

В 7-8 лет прежние страхи постепенно рассеиваются, но появляются новые, обусловленные школьным социумом: боязнь опоздать, оказаться изгоем в классе, получить плохую оценку или выговор от учителя и родителей, подвергнуться насмешкам от одноклассников.

В подростковом возрасте (10-12, 12-16 лет) страхи чаще связаны с идентификацией себя как личности, оценкой своей привлекательности, значимости в глазах сверстников, своих возможностей проявить себя в каком-то деле.

В этом периоде родители хотя и отходят на второй план, но подросток продолжает остро нуждаться в их поддержке, даже если не признается в этом. Если нет понимания в семье — страхи усиливаются (вспомним значимость чувства безопасности).

Подросток ощущает себя никчемным, бессильным или невостребованным — так возрастает личностная тревога, приводящая либо к отгораживанию себя от мира, либо к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, цель которой чаще всего — доказать себе, а потом и остальным, что ты крут, ничего и никого не боишься. Все это — защитный механизм, позволяющий ощутить свою мнимую безопасность.

Отвлекаем и поддерживаем

Очень часто в детских поликлиниках приходится долго дожидаться очереди и для детей это довольно мучительное испытание. Скоротать время помогут любимые игрушки или книги. Можно купить новенькую игрушку, – она обязательно увлечет малыша.

Ребенок боится? Окажите эмоциональную поддержку, приведя пример из собственного детства. Расскажите, что вам делали прививки, но вы держались молодцом. Не ругайте и не сравнивайте с другими детьми, – это не добавит уверенности.

Пообещайте сладкий приз или поход в детский центр (цирк, зоопарк, дельфинарий), если он справится, – это будет своеобразным стимулом проявить мужество и перестать бояться.

Отвлекающие маневры:

  • книга или игрушка, мамин телефон с мультиком или игрой;
  • рассказ из маминого детства о посещении доктора;
  • будущий сладкий бонус;
  • посещение интересного мероприятия.

Здесь главное ориентироваться на интересы своего ребенка, и у вас получиться подобрать волшебный ключик.

Как ему/ей помочь?

  1. Самое главное, чего делать нельзя – это: настаивать на своем, ругаться, наказывать, высмеивать. Таким путем проблему можно только усугубить. Лучше вообще забыть о горшке на какое-то время (от 2 недель, не меньше). Страх может пройти сам по себе, если о нем не напоминать, он просто сотрется из памяти малыша.
  2. Часто помогает покупка нового горшка, особенно, если ребенок выбирает его в магазине самостоятельно. Но это действие должно быть полностью добровольным. Если кроха отказывается от покупки – смиритесь, значит, еще рано.Когда покупка состоится, поставьте горшок в комнате ребенка. Не говорите, что нужно обязательно на него садиться, пусть малыш к нему привыкнет, рассмотрит, ощупает, переставит на другое место. Он сам решит, подошла ли пора использовать предмет по прямому назначению.
  3. Сделайте горшок атрибутом игры. Куклы, мишки, зайчики – все иногда хотят сходить в туалет. А где же туалет? А вот он – стоит рядышком. Ребенок будет помогать игрушкам справлять естественные потребности и скоро начнет воспринимать горшок как совершенно обыкновенный предмет без каких-либо сложных функций. Тем более, игра всегда имеет положительную окраску и снимает напряжение.Можно самим сажать на горшок игрушки и при этом говорить малышу: «Зайчику стало так хорошо, он теперь может спокойно играть дальше. Может, и ты сядешь?» Не требуйте подчинения при отрицательном ответе.
  4. Чтобы сделать горшок добрым другом, можно наклеить на него веселые глазки и улыбку. Маленьким детям нравятся радостные лица, и они не вызывают страха и негативных эмоций.

Причина физиологического характера

Отдельно стоит сказать о таком состоянии у ребенка, как психологический запор. Это состояние, при котором ребенок боится сходить в туалет.

Причин может быть две:

  • ранее акт дефекации был болезненным (вследствие какой-либо болезни или обычного запора);
  • ребенок часто слышит упреки от взрослого, когда сходит в туалет «не в том месте».

В результате малыш сдерживается, каловые массы твердеют, и сходить в туалет становится больно и сложно. Какой уж тут горшок?

Психологический запор является одновременно и физиологической проблемой, которая значительно тормозит отучение малыша от подгузников.

Лечение психологического запора

  1. Клизма. Облегчить состояние ребенка во время запора поможет клизма. Можно приобрести как обычную резиновую грушу, так и одноразовые клизмочки «Микролакс».
  2. Массаж. Это и профилактика, и реальная помощь страдающему малышу. Насчет техники массажа от запоров лучше проконсультироваться у опытного массажиста.
  3. Спорт. Конечно, когда речь идет о ребенке, сложно говорить о полноценных спортивных занятиях, но чем больше малыш будет двигаться, тем лучше. Особенно хорошо, если вы запишете кроху в бассейн.
  4. Правильное питание. Проконсультируйтесь у диетолога насчет рациона малыша. В ежедневное меню обязательно должны выходить кисломолочные продукты, крупы, овощи, фрукты, а вот мучное лучше сократить до минимума. Если в организме ребенка не хватает каких-либо веществ или ферментов, врач назначит специальные препараты с пребиотиками.

Выше описаны основные способы борьбы с запором у детей. Все они носят физиологический характер и направлены на устранения физического явления. Тем не менее стоит помнить, что основная причина психологического запора носит эмоциональный характер.

Полезно: Особенности преодоления «кризиса 1 года»

Именно поэтому в первую очередь родителям стоит пересмотреть свое отношения к ребенку.

  • Не ругайте малыша, если он боится садиться на «ночную вазу» или не понимает то, что вы говорите.
  • Не требуйте от него повиновения и беспрекословного послушания.
  • Приучайте к горшку медленно, спокойно, ненасильственно.
  • Будьте деликатны в обращении с ребенком.

Не осуждаем и не берём обещания

Ваше осуждение, даже выраженное «спокойно и твёрдо», не очень сильно поможет делу. Надо понимать, что если ребёнок трижды пообещал вам что-то и не выполнил обещание, то это вы его подвели, а не он вас. Вы создали ситуацию, в которой он чувствовал, что надо сказать: «Я буду ходить только в горшок», независимо от собственных возможностей реализовать этот план.

Скорее всего, ваше требование прозвучало слишком похоже на вопрос: «Ты будешь хорошим для меня?» На такой вопрос ни один нормальный ребёнок не ответит «нет». Вы ничего подобного, полагаю, в виду не имели, вы своего ребёнка любите, даже когда он ошибается, даже когда он сам не рад своему поведению. Но у вас гораздо больше опыта, чтобы попробовать сформулировать свою мысль иначе, чем у ребёнка – понять, что вы хотите сказать.

Вместо обещаний, которые могут быть не выполнены, лучше разработать простые и понятные планы действий.

Простой, приятный и интересный «план А» на случай, если нужно справить нужду. Простой, выполнимый и не ущемляющий самооценку «план Б» на случай, если произошла авария, и случилось так, что «когда я понял, что надо бы начать действовать по плану А, было уже поздно».

Нет ничего плохого в честной обратной связи: если лужа или мокрые штаны вам не нравятся, ни к чему делать обманчивый вид, что это не так. Но на вас лежит ответственность за то, чтобы ваше неодобрение было не катастрофой для малыша, а уместными чувствами в поправимой ситуации, которой никто не рад, но которую никто не боится, потому что каждый знает, что полезного нужно делать, если на этот раз не удалось избежать ошибки.

Как ему/ей помочь?

  1. Самое главное, чего делать нельзя – это: настаивать на своем, ругаться, наказывать, высмеивать. Таким путем проблему можно только усугубить. Лучше вообще забыть о горшке на какое-то время (от 2 недель, не меньше). Страх может пройти сам по себе, если о нем не напоминать, он просто сотрется из памяти малыша.
  2. Часто помогает покупка нового горшка, особенно, если ребенок выбирает его в магазине самостоятельно. Но это действие должно быть полностью добровольным. Если кроха отказывается от покупки – смиритесь, значит, еще рано.Когда покупка состоится, поставьте горшок в комнате ребенка. Не говорите, что нужно обязательно на него садиться, пусть малыш к нему привыкнет, рассмотрит, ощупает, переставит на другое место. Он сам решит, подошла ли пора использовать предмет по прямому назначению.
  3. Сделайте горшок атрибутом игры. Куклы, мишки, зайчики – все иногда хотят сходить в туалет. А где же туалет? А вот он – стоит рядышком. Ребенок будет помогать игрушкам справлять естественные потребности и скоро начнет воспринимать горшок как совершенно обыкновенный предмет без каких-либо сложных функций. Тем более, игра всегда имеет положительную окраску и снимает напряжение.Можно самим сажать на горшок игрушки и при этом говорить малышу: «Зайчику стало так хорошо, он теперь может спокойно играть дальше. Может, и ты сядешь?» Не требуйте подчинения при отрицательном ответе.
  4. Чтобы сделать горшок добрым другом, можно наклеить на него веселые глазки и улыбку. Маленьким детям нравятся радостные лица, и они не вызывают страха и негативных эмоций.

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две

Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.

Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?