Застенчивый и замкнутый интроверт

Другие малыши могут иметь признаки интроверсии в своем темпераменте, но при этом еще и обладать повышенной застенчивостью и замкнутостью. Такие дети боятся больших скоплений людей, переживают, когда к ним обращаются, а также начинают теряться в общественных местах. Несмотря на то, что интроверсия – это врожденная предрасположенность, которая не поддается корректировке, замкнутость можно преодолеть. Нельзя оставлять все как есть. Если не помочь ребенку в его проблемах с общением, это может навредить его будущему. Взрослея, человеку становится все труднее перебороть свои страхи и комплексы. Поэтому родители должны помочь малышу справиться с этим в детстве. Кроме них, сделать это будет некому.

Настоящая детская дружба в коллективе: учим детей дружить

Для долгосрочных дружеских отношений в коллективе важно уметь проявлять не только дружелюбие и доброжелательность, но и быть способным отстаивать свои интересы, не разрушая при этом приятельских отношений. Быть приветливым и добрым — замечательная позиция или установка для начала отношений, но для долгой дружбы этого, к сожалению недостаточно

Невозможно радоваться друг другу бесконечно. Невозможно иметь одинаковые желания, одинаковые стремления, одинаковые мнения обо всех событиях, явлениях и предметах и пребывать благодаря этому в идиллическом состоянии слияния. Разность во взглядах обязательно породит спор, разность в потребностях приведет к необходимости их обозначить и отстоять. С одной стороны, это простая истина, с другой — непреодолимый барьер для многих отношений, и не только детских

Быть приветливым и добрым — замечательная позиция или установка для начала отношений, но для долгой дружбы этого, к сожалению недостаточно. Невозможно радоваться друг другу бесконечно. Невозможно иметь одинаковые желания, одинаковые стремления, одинаковые мнения обо всех событиях, явлениях и предметах и пребывать благодаря этому в идиллическом состоянии слияния. Разность во взглядах обязательно породит спор, разность в потребностях приведет к необходимости их обозначить и отстоять. С одной стороны, это простая истина, с другой — непреодолимый барьер для многих отношений, и не только детских.

Самый сложный этап в развитии любых союзов (любовных, дружеских, детско-родительских) — это осознание, что твой партнер, хотя и схож с тобой во многом, является отличным от тебя существом, и многое в его видении не совпадает с твоей точкой зрения. Принятие этого различия делает отношения более глубокими и интересными — такими, когда есть место не только дружескому киванию головой, но также противоречиям и спорам. На этом этапе происходит соприкосновение двух разных миров, понимание и принятие их различий. Как показывает практика, научить ребенка дружить без понимания и признания различий между людьми, без уважения к чужим потребностям невозможно. Без этого основой отношений может стать только нездоровое слияние. А оно, в свою очередь неизбежно ведет к обидам — нас обманули! — или чувству вины из-за того, что мы не оправдали ожиданий другого.

Как же научить ребенка дружить со сверстниками, быть всегда желанным членом детского коллектива? Помощью в прохождении этого сложного этапа в отношениях станут умение уважать чувства и желания другого, а также навыки установления и отстаивания своих приоритетов. Причем отстаивать, имея в арсенале одни комплименты и доброжелательные улыбки, не выйдет. Так что нужно дать ребенку дополнительные модели поведения, которые помогут сохранить и дружбу, и его собственную индивидуальность.

Источники

  • Morris E., Glogowska M., Ismail FA., Edwards G., Fleming S., Wang K., Verbakel JY., Van den Bruel A., Hayward G. Parents’ concerns and beliefs about temperature measurement in children: a qualitative study. // BMC Fam Pract – 2021 – Vol22 – N1 – p.9; PMID:33413158
  • Biese KM., Stamm JM., Wichman DM., Hetzel SJ., Post EG., Bell DR. Association of lower extremity injuries and injury mechanism with previous concussion history in adolescent athletes. // Phys Ther Sport – 2021 – Vol48 – NNULL – p.76-82; PMID:33387901
  • Wittström F., Långström N., Landgren V., Rahm C. Risk Factors for Sexual Offending in Self-Referred Men With Pedophilic Disorder: A Swedish Case-Control Study. // Front Psychol – 2020 – Vol11 – NNULL – p.571775; PMID:33324285
  • Van den Bruel A., Verbakel J., Wang K., Fleming S., Holtman G., Glogowska M., Morris E., Edwards G., Abakar Ismail F., Curtis K., Goetz J., Barnes G., Slivkova R., Nesbitt C., Aslam S., Swift E., Williams H., Hayward G. Non-contact infrared thermometers compared with current approaches in primary care for children aged 5 years and under: a method comparison study. // Health Technol Assess – 2020 – Vol24 – N53 – p.1-28; PMID:33111663
  • Akbarali S., Rahi JS., Dick AD., Parkash K., Etherton K., Edelsten C., Liu X., Solebo AL. Imaging-Based Uveitis Surveillance in Juvenile Idiopathic Arthritis: Feasibility, Acceptability, and Diagnostic Performance. // Arthritis Rheumatol – 2021 – Vol73 – N2 – p.330-335; PMID:32976696
  • Balsak S. Effects of pupillary dilation on ocular optical biometry outcomes in pediatric patients. // Arq Bras Oftalmol – 2020 – Vol83 – N4 – p.289-293; PMID:32756786
  • Sokka T., Hilska M., Vasankari T., Leppänen M., Kannus P., Parkkari J., Haapasalo H., Forsman H., Raitanen J., Pasanen K. Females Sustain more Ankle Injuries than Males in Youth Football. // Int J Sports Med – 2020 – Vol41 – N14 – p.1017-1023; PMID:32688416
  • Hutchinson G., Du L., Ahmad K. Incubator-based Sound Attenuation: Active Noise Control In A Simulated Clinical Environment. // PLoS One – 2020 – Vol15 – N7 – p.e0235287; PMID:32667931
  • Rotimi O., Jung GP., Ong J., Jeelani NUO., Dunaway DJ., James G. Sporting activity after craniosynostosis surgery in children: a source of parental anxiety. // Childs Nerv Syst – 2021 – Vol37 – N1 – p.287-290; PMID:32529547
  • Hall ECR., Larruskain J., Gil SM., Lekue JA., Baumert P., Rienzi E., Moreno S., Tannure M., Murtagh CF., Ade JD., Squires P., Orme P., Anderson L., Whitworth-Turner CM., Morton JP., Drust B., Williams AG., Erskine RM. An injury audit in high-level male youth soccer players from English, Spanish, Uruguayan and Brazilian academies. // Phys Ther Sport – 2020 – Vol44 – NNULL – p.53-60; PMID:32416582

Особенности отвергаемых детей

Если дети не спешат откровенничать с родителями, стоит понаблюдать за их поведением. Отвергаемые подростки:

  • Остро реагируют на провокации обидчиков, обижаются на каждое замечание в их адрес и даже способны бросаться с кулаками.
  • Не умеют контролировать чувства, сдерживать эмоции, адекватно оценивать свое поведение.
  • Ведут себя навязчиво. Любой ребенок, который относится с пониманием к отвергаемому тинейджеру, мгновенно превращается в «лучшего» друга. В конечном итоге товарищ неизменно страдает от переизбытка общения со слишком навязчивым сверстником.

Чтобы понять, как ребенок ведет себя в классе, необходимо побывать в школе. Беседа с классным руководителем поможет разобраться в ситуации. Психологи рекомендуют родителям присмотреться к общение ребенка на уроках и после занятий.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников. 

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом. 

Слушайте вашего ребенка

Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит

Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

«Не хочешь со мной играть? Ну и ладно». Что делать ребенку, если его дразнят в школе

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали. 

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом. 

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы

Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

Фото: rawpixel.com

Выявите причину проблемы.

Выясните, что сам ребенок чувствует по этому поводу? Спросите: “Как ты относишься к этому? Тебе грустно, ты разочарован, зол?” Эти вопросы, а также наблюдение, помогут лучше прояснить картину, узнать о чувствах и потребностях вашего ребенка. Проследите – охотно ли он играет ли он с братьями и сестрами (родными или двоюродными)? Склонен ли чаще проводить время за книгой, компьютерной игрой, нежели проводить досуг со всей семьей? Замечали ли вы, что ему проще общаться со взрослыми, чем со сверстниками?

Ребенок, у которого есть специфические интересы или хобби, не всегда знает, как завести разговор с другими, это мешает ему выстраивать дружеские отношения. Застенчивость, конечно, можно назвать препятствием, но не непреодолимым.

Другой разговор, если вашего сына или дочь травят в школе. Тут речь идет уже не о невозможности завести друзей, ваш ребенок в опасности. В случае буллинга, надо ставить в известность учителей, беседовать с родителями других детей. Ваша обязанность – оказать максимальную поддержку ребенку и защитить его, если потребуется – не стесняйтесь обращаться в правоохранительные органы. Но это уже другая история и другие методы.

Итак, если вопрос в застенчивости, вы хотите помочь ребенку завести друзей и наладить отношения со сверстниками, то вот несколько приемов, как можно этого добиться.

1. Проработайте план

Помогите ребенку составить план действий для знакомства: “С кем бы ты хотел дружить? Как подойти к этому человеку? Как я могу тебе помочь?”,  – чаще всего, ребенок уже знает ответы на эти вопросы, если что-то вызывает затруднение – подскажите.

2. Пригласите других детей к вам в гости.

Предоставьте своему ребенку возможность проводить время с другими детьми. У каждого свой уровень комфортного общения – кому-то проще в компании, кто-то предпочтет поход в кино с одним другом. Скорее всего, у вашего застенчивого ребенка будет последний вариант, но так как друга у него пока нет, время, проведенное среди большого количества разных детей, поможет ему такого друга найти. А еще — дети, родители которых устраивают «тусовки», всегда оказываются в центре внимания. Так, что помогите вашему ребенку стать популярным.

3. Придумайте вместе подходящие фразы для начала разговора.

Если вопрос “Хочешь поиграть со мной?” пугает, найдите более комфортные варианты, чтобы ребенок мог завязать разговор с другим. Неплохим вариантом для начала беседы могут стать вопросы, например “Какой твой любимый мультик?”, “Где ты взял такой клевый рюкзак?”, “У тебя есть домашние животные?”

4. Выясните, хочется ли вашему ребенку быть таким как все и делать то, что модно.

Хотелось бы вашему ребенку одеться как другие дети или участвовать в школьных мероприятиях, чтобы влиться в коллектив? Он может захотеть пойти на кассовый (возможно, не очень умный, по вашим меркам) фильм, чтобы потом поделиться этим с одноклассниками. Поддержите желание ребенка быть “как все”, даже, если вам кажется, что гироскутер – это глупо, спиннер – это дрянь, а фильм о приключениях героев комиксов – пустая трата времени.

5. Побеседуйте с другими родителями.

Конечно, вы должны избегать прямого вмешательства и поддерживать желание ребенка самостоятельно решить проблему, однако общение с другими родителями может помочь. Договоритесь с мамой одноклассника сходить куда-то совместно с детьми, запишите их в один кружок, если сделать это деликатно и ненавязчиво – это поможет. Но не заставляйте ребенка дружить с тем, кто ему не нравится.

6. Поищите друзей за пределами школы.

К счастью, школа – это не единственное место, где можно подружиться. Если ваш ребенок ходит в кружок, спросите, кто ему больше всех там нравится, как зовут детей, кто как занимается и так далее. Тем самым вы можете пробудить интерес к другим детям, возможно, ваш ребенок не задумывался о том, что можно дружить с кем-то вне школы.

7. Поговорите с учителем.

Кто как не учитель, который проводит так много времени с вашим ребенком, может дать полную картину того, что происходит в классе. Иногда “у меня нет друзей” может означать, что ребенку не с кем дружить, никто не привлекает его в качестве друга, а иногда это означает “я не могу подружиться с крутыми детьми”.

8. Сходите к психологу

Если ситуация становится источником сильного беспокойства, найдите хорошего детского психолога и вместе сходите к нему. Такие специалисты часто сталкиваются с подобного рода проблемами и могут помочь вашему ребенку с социализацией, раскрыв то, что мешает ему взаимодействовать с другими.

Не пропустите полезное о воспитании ребенка, здоровье, отдыхе, развитии и психологии, подписывайтесь на нас в соцсетях и делитесь с друзьями.

Рассказать друзьям

Подписаться на рассылку

Определение замкнутости

Замкнутость – это не проявление психического заболевания. Это всего лишь срабатывание защитного механизма, который проявляется в тех ситуациях, когда ребенку хочется оградить свой маленький мир от внешних проблем. Замкнутость довольно редко передается по наследству. Эта черта характера является приобретенной. Чаще всего ребенок не хочет общаться с детьми из-за стрессовых ситуаций, которые сильно повлияли на его восприятие.

Они могли случиться в детском саду, дома или же на улице, в момент игр со сверстниками. Многие родители отмечают, что малыш может стать стеснительным и замкнутым довольно резко. Еще вчера он был активным и общительным, а сегодня ребенок не хочет общаться с другими детьми и отвергает их попытки подружиться. Это еще раз подтверждает тот факт, что замкнутость – сигнал родителям о том, что малыша что-то тревожит.

Стеснительность

Робким от природы малышам сложно находиться в коллективе и выступать инициаторами общения, особенно с новыми людьми. Хуже всего стеснительным ребятам в школе: из-за того, что им трудно наладить контакт с одноклассниками, они могут остаться без друзей.Причина стеснительности кроется не всегда в наследственности, чаще всего это следствие неуверенности в себе и заниженной самооценки, которые в свою очередь являются следствием авторитарного стиля воспитания.Если ребенок не воспринимается родителями как полноправный член семьи, его мнение никто не спрашивает, более того, оно частенько игнорируется, то он привыкает к такому положению вещей, и ему сложно выстраивать отношения на равных с теми, кто его окружает в школе.

Что приводит к зажатости и нежеланию общаться

Вручая ребенку в руки планшет, чтобы отвлечь его очередным просмотром мультфильма, взрослые, сами того не понимая, развивают в нем замкнутость и нежелание общаться со сверстниками. Такой образ жизни дает понять малышу то, что общаться с кем-то – это лишняя трата времени. Гораздо лучше сидеть в сторонке и заниматься своими делами. Тем более когда на телефоне есть такие интересные игры, а в планшете веселые мультфильмы, которые отлично отвлекают от реальной жизни. Из-за доступности гаджетов ребенок не хочет общаться с детьми и предпочитает уединение. Поэтому родителям следует ограничить использование им планшета или смартфона.

Почему ребенок не умеет общаться со сверстниками

К сожалению, многие проблемы, которые возникают у детей на первых этапах общения со сверстниками, идут из семьи. Существует несколько основных сценариев, которые мешают детям наладить дружбу со сверстниками.

  1. «Ты еще маленький. Мы все сделаем за тебя». Сценарий гиперопеки и повышенной защиты. Независимо от того 2 года ребенку или 20 лет, родители стремится контролировать каждый его шаг. Малыш пытается застегнуть пуговицу – мама бросается на помощь: «Давай я, у тебя еще не получится». Хочет самостоятельно познакомиться с соседским мальчиком, мама тут же «приходит на помощь» и учит как лучше подружиться. Причем такие мамы считают нормальным делать замечания и другим детям, если думают, что они обидели их чадо, Тут мамочки способны устроить настоящий скандал. Спрашивается, возникнет ли у детей желание играть с «маминым» ребенком. Нет они не хотят, чтобы чужая мама лезла в их игры и учила что и как делать.
  1. «Только мама поймет тебя и поможет тебе». При этом сценарии ребенку постоянно внушается мысль, что он нужен только маме, бабушке и самым близким людям. Остальной мир враждебен, его нужно бояться и не доверять посторонним людям. Малышу трудно завести друзей в мире, где он никому не нужен. Он не уверен в себе, боится, что его обидят и оттолкнут. Одновременно ему трудно обходиться без родителей, к которым он слишком привязан. Адаптация в коллективе для него сложнейшая задача.
  1. Ты супер! Куда до тебя другим детям!” Сценарий, по которому малых считается особенным тоже больно по нему бьет. Раз он особенный, то все должны ему подчиняться или, по крайней мере, видеть его превосходство. Только вот дети, играющие в песочнице, почему-то не желают видеть его «особенность», а отказываются с ним играть.

«Нам некогда, поиграй сам». При таком сценарии малыш чувствует себя лишним, ненужным. Если у родителей есть более важные дела, чем у него, то и остальным людям он не интересен. Такой ребенок, общаясь с детьми, часто исполняет роль жертвы. Но возможна и другая реакция

Не получая внимание родителей, он изо всех сил будет привлекать внимание сверстников, проявляя агрессию. Например, завязывая драки или отбирая игрушки.

Что у ребенка проблемы в общении родители могут заметить довольно быстро. Вот основные причины, по которым ему трудно общаться.

ребенок слишком агрессивен, говорит грубые слова, часто дерется;
ребенок стремится врать, благодаря которому получает внимание и одновременно проверяет как далеко ему позволят зайти;
ребенок гиперактивен, ему трудно доделывать начатое и сидеть на одном месте;
ребенок отказывается от еды, старается, чтобы на него обратили внимание.

В любом случае – это тревожные сигналы, игнорирование которых в конечном счете приведет к серьезным проблемам. Малыш хочет иметь друзей, а другие дети по каким-то причинам его не принимают

Разобраться в причинах

Чтобы помочь подростку, необходимо разобраться в причинах проблем. По мнению психологов, в коллективе проще общаться тем детям, у которых складываются хорошие отношения с родителями. Недостатки семейного воспитания приводят к тому, что школьник не способен находить общий язык со сверстниками.

Также вредит детям чрезмерная опека, нежелание приглашать сверстников домой, ограничение общения с одноклассниками. Родители не должны лишать права голоса в семье или возможности самоутверждаться. Все это приводит к неготовности общения в социуме.

Сложности с приобретением друзей возникают также из-за личностных особенностей: застенчивости, замкнутости, повышенной эмоциональности. Иногда негативно отражаются внешние факторы: физические особенности, неприятная внешность, полнота или худоба. Дети склонны изгонять из круга своего общения сверстников, которые чем-то отличаются от них.

Неумение находить друзей иногда связано с тем, что современные школьники склонны много времени проводить в одиночестве, играя в телефоне или за компьютером. В итоге ребенок не знает элементарных правил знакомства и общения. Неумение разговаривать со сверстниками и сопереживать им приводит к отторжения подростка из среды одноклассников. Со временем у таких детей развивается агрессия или привычка отшучиваться. Не исключено состояние хронической депрессии.

Свидание: обманчиво ли первое впечатление о человеке, если он как закрытая книга

Сказки или реальность. Безусловная любовь – выдумка или правда

На заметку метеочувствительным: как снизить влияние смены погоды на организм

Не всегда причина сложных отношений кроется в самом человеке. Иногда сложности в поиске друзей связаны с малоизученными механизмами антипатий и симпатий. Некоторые дети нравятся своим ровесникам, а другие вызывают антипатию.

Проблемы общения

Общение у детей по-прежнему ведущий вид деятельности, просто изменилась его форма. Настала эпоха мессенджеров и соцсетей, дающая более широкие возможности взаимодействия.

Однако есть дети, которые «прячутся» в гаджетах от живого общения. И причина не в существовании смартфонов, а в их психологических потребностях. Проблемы общения детей кроются глубоко внутри них самих.

Особенности развития

Дети развиваются неодинаково. Каждый ребенок уникален и имеет собственную траекторию развития. Дошкольники очень терпимы друг к другу. Плохо развитая речь, нарушения звукопроизношения, разница в возрасте не являются помехой для взаимодействия. Но ближе к школьному возрасту начинает проявляться разница между развитием детей. Активные дети с высоким интеллектом тянутся к таким же сверстникам, так как им интереснее друг с другом. Дошкольники менее активные или отстающие в социальном, умственном и речевом развитии, часто предпочитают играть в одиночестве, чтобы не быть осмеянным сверстниками за шепелявость, заикание или неумение обращаться со смартфоном. Одиночество сначала является защитой от душевной боли, а потом перерастает в привычку и необходимость.

Застенчивость

Застенчивость – это качество человека, характеризующееся робостью, боязливостью, нерешительностью. Не стоит путать застенчивость и скромность. Застенчивому ребенку жить очень трудно: он боится идти к доске, даже если хорошо подготовился к уроку; боится задать вопрос незнакомому человеку, войти в чью-то игру. Любое взаимодействие вызывает у него страх. Даже публичная похвала вызывает у ребенка смущение и дискомфорт. Корни застенчивости в неуверенности в себе. Застенчивый ребенок нуждается в общении, но боится его, ощущая барьер.

Интровертность

Люди отличаются друг от друга по разным показателям, в том числе по психологической направленности личности. Большинство людей являются экстравертами: они нуждаются в общении, их энергия направлена на других. Но есть категория, называемая интровертами, чья энергия направлена на себя самого. Им некомфортно в коллективе, они не склонны проявлять эмоции. Такие люди вызывают недоверие окружающих, потому что не понятно, о чем они думают, что чувствуют.

Ошибки воспитания

Большинство родителей не уделяет внимания развитию навыков общения у детей, в итоге дети не знают, как правильно общаться, какие слова нужно использовать. Потребность высказать свое мнение перерастает в громкий монолог, перебивание окружающих, требования и агрессию. Как следствие – у этих детей нет друзей, а окружающие стараются избежать общения с ними.

Как определить настоящего интроверта

Дети, которые являются интровертами с самого рождения, не имеют проблем с самооценкой. Они достаточно легко общаются со сверстниками, но вместо этого общения всегда предпочтут уединение. Ребенок-интроверт всегда уверен в себе, легко находит общий язык с другими детьми, но вместе с этим не ищет новых друзей и знакомств. Лишь встретив наиболее достойный объект для дружбы, он пойдет ему навстречу и соизволит познакомиться. Только заинтересовав интроверта, можно найти к нему подход и попасть в число приближенных людей. Родителям такого малыша не придется задаваться вопросом: “Как научить ребенка дружить?” Поэтому не стоит оправдывать стеснение и замкнутость темпераментом.