Не обходите стороной финансовые вопросы

Подавать собственный пример важно, но не менее серьёзную роль в развитии финансовой грамотности играют беседы с детьми на эти темы. Начинать можно уже тогда, когда ребёнок сам начинает интересоваться устройством мира – обычно первые такие вопросы появляются в возрасте 3–4 лет

Например, можно рассказать ребёнку, для чего родители ходят на работу. Объяснить, что необходимо зарабатывать деньги, так как они нужны для оплаты жилья и совершения различных покупок.

Начиная с раннего подросткового возраста (когда ребёнку исполнится 11–12 лет), можно вовлекать его в обсуждение запланированных крупных покупок, а также спрашивать, что ему самому хотелось бы купить. Если у вас запланировано оформление ипотеки или открытие вклада, можно взять ребёнка с собой в офис банка, чтобы он узнал о том, как это происходит.

Чем раньше ребёнок узнает об особенностях проведения денежных операций, тем с большей ответственностью будет подходить к выбору банка и заключению договоров в дальнейшем.

Также стоит поговорить с детьми о существовании различных ненадёжных финансовых организаций и схем вроде тех же финансовых пирамид, чтобы они здраво оценивали предлагаемые им способы вложения и получения денежных средств.

О своих собственных ошибках тоже нужно рассказывать – это может уберечь ваших детей от их повторения.

Что должны знать дети о семейных финансах

Для начала определитесь, будете ли вы говорить с детьми о деньгах. Ни в коем случае не допускайте ситуаций, в которых они видят, как мама с папой ссорятся из-за денег, обвиняя друг друга в растратах семейного бюджета или недостаточном заработке.

Приобщать детей к финансовым вопросам можно только после того, как родители договорятся между собой. Когда малышу 2 года, все, что он должен знать о деньгах, — это то, что отец каждый день ходит на работу, трудится и получает деньги, покупает еду и игрушки.

Когда малышу исполнится 3 года, он осознает, что у родителей может не быть с собой денег сегодня и новую игрушку ему не купят прямо сейчас. Но, возможно, через несколько дней можно будет вернуться в магазин и получить долгожданный подарок.

К четырем годам ваш сын или дочка уже способны осознать, что для покупки дорогостоящей вещи нужно подождать, пока накопится требуемая сумма. В 5 лет ребенок осваивает основы счета. Поэтому, составляя перечень всего, что нужно купить, попросите его помочь вам. Пусть в этом списке будут полезные лакомства для вашего малыша. Дети должны знать, что родители не только прекрасно руководят семейным бюджетом, но и всегда помнят про то, в чем нуждается маленький ребенок, например, в полезных фруктах и вкусном мороженом.

С каждым годом дети все яснее осознают, что во взрослой жизни материальная сторона играет ключевую роль. Нельзя допускать того, чтобы они видели, как мама с папой обсуждают, что не смогут прокормить еще одного ребенка.

Серьезные вопросы, например, о покупке нового жилища или автомобиля, о необходимости взять кредит и тому подобное, не следует обсуждать с ребенком. Ваших детей должны касаться только элементарные денежные вопросы, недопустимо перекладывать финансовую ответственность на маленького человека.

Должны ли дети участвовать в формировании бюджета вашей семьи? Конечно, финансовые споры не должны касаться ребенка. Но некоторые вопросы можно решать всем вместе. Как только старшие пришли к консенсусу о крупных семейных тратах, можно позвать ребенка. Например, чтобы подумать, куда отправиться на выходные — в горы или поплавать на надувных лодках. Спросите, какой вариант ему больше нравится. Планируете приобрести презенты для ваших малышей на праздник? Спросите, что бы они больше хотели: пару игрушечных машинок или машинку и конструктор, чтобы играть с ними по очереди?

Финансовое воспитание детей: основные ошибки

1. Все финансовые вопросы семьи тщательно скрываются от ребенка

Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают детей от сложностей взрослой жизни. Но при этом ребёнок лишается возможности получить знания о деньгах и опыт решения финансовых проблем. Он не может сформировать правильное мнение о назначении денег. 

Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и обязательно нужно. Конечно, учитывая его возраст. Совсем не обязательно обсуждать с 5-летним ребёнком размеры своей зарплаты или проценты по кредиту. Но, например, младшеклассник уже должен иметь общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги и куда они тратятся.

2. Постоянное подчеркивание отсутствия денег

Это противоположная крайность. Когда родители постоянно повторяют, что денег нет и не предвидится. Когда они не обсуждают способы выхода из этого положения. И когда ребёнок слышит одни жалобы и сомнения в благополучном будущем. Опасность такого родительского поведения в том, что ребенок может воспринять все сказанное буквально. Он может чувствовать себя беспомощным, ущербным и в чем-то виноватым. Так как дети до определенного возраста во всем склонны искать причину в себе. Эту неуверенность и пассивность ваш ребёнок может унести с собой во взрослую самостоятельную жизнь. 

3. Использование финансовой зависимости ребенка

Иногда родители пытаются повлиять на поведение детей с помощью финансов. Например, наказывать ребенка, лишая его карманных денег. Чаще всего такие методы вызывают лишь отчуждение и протест. 

Следует постараться найти другие рычаги влияния на поведение ребенка, и не использовать манипуляции деньгами. Ведь карманные деньги даются для того, чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным, чтобы у него были полностью свои деньги, на которые он может рассчитывать, которыми он может распоряжаться сам. Получается, когда вы отбираете у ребенка эти финансы за плохое поведение, вы лишаете карманные деньги своей главное функции. 

Не иметь сбережений

Вы не поверите, но отсутствием сбережений страдают люди с абсолютно разными доходами – и те, кто зарабатывает 100 долларов в месяц, и те, кто зарабатывает 10,000 долларов! Это не проблема размера дохода. Если жить без “пожарного запаса” — это, как ездить без запасного колеса, то не иметь сбережений — это «как ездить без ремня безопасности» или «как строить дом без фундамента». «Пожарный запас» поможет вам пережить несчастье, а сбережения помогут вам купить квартиру, машину, оплатить образование детей и т.д. Нет страшнее кошмара, чем остаться один на один с нищенской пенсией.

Также читайте:Вот почему мы должны откладывать именно 20% на будущее14 трюков, чтобы обмануть свой мозг и начать откладывать деньги10 причин, почему вы должны откладывать деньгиКак накопить 150,000 руб за пол года!

Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?

Есть два способа.

  1. Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень  интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
  2. Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.

Что включает в себя финансовое воспитание детей

Условно можно разделить финансовое воспитание на такие блоки, как финансовые установки, привычки, распределение и контроль денег и достижение финансовых целей. 

Установки

Формирование правильных установок начинается еще с 2-3 лет, когда ребенок уже способен ориентироваться в окружающем мире. Для этого нужно внимательно следить за тем, что вы говорите о деньгах. Не обязательно именно ребёнку, а вообще внутри семьи. Не используйте такие выражения как «Это очень дорого», «Мы никогда себе это не сможем позволить», «От денег все беды», «Деньги — зло». Замените их на установки, демонстрирующие более сильную позицию: «Сейчас это не в нашем приоритете», «Бюджет на этот месяц уже распределён», «Как мы можем себе это позволить?», «За какой срок мы сможем накопить на эту цель?», «Деньги сами по себе не плохи и не хороши, это только инструмент для достижения целей». 

Не реагируйте на любую просьбу ребёнка что-то купить раздражением и отказом. Так у него сформируется убеждение, что денег всегда не хватает. Что они — самая большая ценность. И, что самое пагубное, что иметь свои желания — это плохо.

Реагируйте на просьбы ребёнка пониманием их желаний

Детям важно знать, что их потребности учитываются. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его желание, к сожалению, не в списке

Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту, например:

  • попросить это в подарок на праздник;
  • откладывать;
  • найти похожую вещь, но дешевле;
  • продать что-то, чем не пользуешься.

Ребёнку всегда должно быть понятно, почему желаемое нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

Привычки

Главные финансовые привычки, которые вы можете воспитать в ребёнке — это привычка считать свои деньги и привычка откладывать их. Прививать их можно с того возраста, когда вы начнёте давать ребёнку карманные деньги. То есть, как правило, с 6-7 лет. Помогите ребёнку разобраться, сколько он может позволить себе на свои карманные деньги. Составьте вместе с ним «финансовый план». Какую часть карманных денег можно тратить, а какую он будет откладывать, чтобы достичь цели. А также посчитайте вместе, когда он сможет ее достичь. Подумайте, как можно ускорить этот процесс.

Распределение средств и контроль над финансами 

Эти навыки так же приобретаются в процессе формирования привычек считать и копить деньги. Важный момент состоит в том, чтобы не идти на поводу у ребёнка, если он быстро потратил все карманные деньги, и просит у вас еще. Это тот случай, когда жалеть ребёнка не нужно

Такие финансовые ошибки совершать очень важно, чтобы научиться более ответственно подходить к своим тратам. Объясните, что такое импульсивные покупки, почему они происходят и к чему могут привести

Разъясните, что не можете дать еще карманных денег из-за четкого месячного бюджета. И что придётся обойтись без покупок до следующей порции карманных денег.

Откройте Домашнюю бухгалтерию вместе с ребёнком и объясните, как вы копите на то, что вам важно. Например, на отпуск всей семей

Эти разговоры могут помочь ребёнку понять, что вы можете сократить расходы в одной области, чтобы потратить их в другом, более важном, месте.

Достижение финансовых целей

К 10-14 годам у ребёнка должно сформироваться понимание, как достигать финансовых целей с помощью экономии, накоплений и заработка.

Важно объяснять детям, что труд – это способ получения денег. При этом все психологи говорят, что нельзя «оплачивать» оценки или домашние обязанности ребенка

Лучше найти иной способ заработка. В крайнем случае, можно финансово поощрять инициативу по дополнительной работе по дому. Но только той работе, которую ребенок не должен был делать, но выполнил по своему желанию.

«Нужно воспитать ребенка, чтобы было кому обеспечивать меня в старости»

Очень многие родители вкладывают все в своих детей: оплачивают их образование, дарят квартиру и машину, организуют свадьбу и т.п. В итоге к пенсии у них не остается никаких накоплений. Рассчитываете, что ребенок будет содержать вас, когда вырастет? Далеко не факт, что получится так, как вам хочется. У взрослых детей уровень дохода не всегда позволяет полностью содержать родителей. А когда у них появляются собственные семьи, мамам и папам остаются лишь скромные остатки, так как основные средства тратятся на обеспечение собственных детей.

Считаете, что ребенок вырос эгоистом, если не думает о своих родителях? Как бы то ни было, дети – это не актив, в который вкладываются в ожидании хорошей рентабельности, и заводят их не для того, чтобы они содержали вас в старости. Поэтому, когда станете родителями, параллельно позаботьтесь о создании своего пенсионного портфеля, чтобы ваше будущее не зависело от уровня дохода ваших детей.

Основы финансовой грамотности для дошкольников

Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Объяснить ценность денег малышам 3-4 лет сложно. В таком возрасте они не понимают, что есть дешёвые и дорогие игрушки, они просто выбирают то, что хотят. Состоятельные родители в силу собственной занятости могут откупаться дорогими игрушками, но это формирует эгоизм. Правильная тактика:

  • не испытывать чувства вины за отказ в дорогостоящем капризе, если он выбивается за рамки возможностей семейного бюджета;
  • предлагать альтернативу;
  • не доводить ситуацию в магазине до истерики;
  • спокойно, но твёрдо настаивать на своём.

С 4-5 лет нужно пытаться объяснять детям ценность денег. Для этого:

  • можно поручать малышам рассчитываться в магазине в вашем присутствии;
  • играть в ролевые игры, связанные с деньгами;
  • обучать счёту, используя монеты в качестве дидактического материала.

Постепенно можно наращивать сложность занятий, например, дать ребёнку столько денег, чтобы при покупке ему дали сдачу, предложить ее сосчитать.

Умение быстро считать в уме – одно из условий финансовой грамотности. Уже в дошкольном возрасте можно отдать ребёнка на занятия ментальной арифметикой, где он овладеет навыком быстрого устного счёта. Дети, прошедшие курс, никогда не ошибутся в подсчёте сдачи, стоимости покупки. Программа рассчитана и на достижение ряда других целей, таких, как совершенствование интеллектуальных и творческих способностей, приучение к самостоятельности.

Держать ребёнка в курсе бытовых вопросов

Ребёнку уже с детсадовского возраста полезно рассказывать о том, что у родителей есть обязательства. Даже дошкольнику нужно объяснять, что вы сейчас не можете купить сотую игрушку, потому что сперва нужно заплатить за квартиру, за свет, за телефон и интернет, купить продукты. Таким образом мы показываем ребёнку, что есть обязательные, необходимые, первостепенные траты, а потом уже — все остальные. 

Можно познакомить малыша с понятием приоритета: игрушечная машинка — не приоритет, а электричество и вода в квартире, чтобы он смог посмотреть мультики, помыть руки, — да. Эти вещи нужно проговаривать дошкольнику именно на таком, доступном уровне. 

Можно рассказывать ребёнку и о том, что у вас, например, есть ипотека. Объяснить, что определённую часть нашей зарплаты мы сейчас должны отдавать банку за квартиру. И мы не можем не отдать эти деньги, потому что иначе банк захочет нас выселить из квартиры. Это нужно проговаривать, чтобы ребёнок не жил в иллюзиях о том, что деньги появляются сами по себе. 

При этом существует важная грань. Не стоит подавать бытовые вопросы как проблемы. Нельзя говорить: «Вот мы свозили тебя на море, а теперь у нас есть кредит». Это исключительно проблема родителей, и не нужно вешать такой груз ответственности на малыша. Иначе у него могут появиться негативные денежные установки. 

В более старшем возрасте правильно поддержать ребёнка, если он захочет сам зарабатывать. Например, в 14 лет он может начать разносить газеты или выгуливать собак. Но ни в коем случае не надо говорить ему, чтобы он тоже часть своих денег отдавал на погашение ипотеки. Это обязательство родителей, а не его. Не ребёнок брал ипотеку, а вы! 

Подростковый возраст и финансы

На подростков большое влияние оказывает мода и поведение друзей. Поэтому в этом возрасте финансовая грамотность для школьников начинает приносить свои плоды

Для школьников в старших классах важно научиться планировать карманные расходы. Можно договориться с ребенком, что после накопления определенной суммы родители (или другие родственники) добавляют средства для какой-то крупной покупки

Периодически можно спрашивать у ребенка «в долг» из копилки, но обязательно возвращать.

В этот период важна профориентация. Разъяснить понятие склонностей и компетенций. Можно в игровой форме (ввести карточки «Характер» или «Умение» и «Профессия»; попросить детей подобрать к каждой профессии навык).

Старшеклассников уже в полном объеме вводят в финансовую сторону жизни семьи:

посещение банков (возможно даже открытие вклада на ребенка);

оплата платежек ЖКХ;

планирование финансов (например, предложить самостоятельно  составить личный финансовый план расхода определенной суммы на развлечения или покупки);

выпуск банковской карты.

Как научиться?

Никто не рождается финансово грамотным человеком. Можно родиться в богатой семье, но это не гарантирует вам прекрасного финансового будущего.

Чтобы вырастить в себе финансовое мышление, нужно уделить этому много месяцев. Однако многие позитивные изменения вы можете развить в себе уже в течении нескольких дней. Теорию денег можно изучить достаточно быстро, также можете понять как работает рынок акций или банк. И только поняв как работают финансы, вы начнете понемногу двигаться вперед.

В прошлые времена с финансовой грамотностью дела обстояли еще хуже. Человек был вынужден работать с утра до ночи, чтобы хотя бы выжить. Финансовая культура существовала в зачаточном состоянии. Чтобы стать состоятельным человеком, нужно было применять силу. В наше время многое изменилось и это прекрасный шанс для каждого из нас преуспеть в жизни. Есть масса материалов в свободном доступе: книги, курсы и видео. Любая информация доступна уже здесь и сейчас. Впрочем, как мы знаем, доступность информации одновременно и обесценивает ее. Вы должны четко уяснить, что у вас уже есть все, что нужно для финансового процветания, осталось только найти правильные материалы.

Пожалуй, самым важным навыком для развития финансовой грамотности является дисциплина. Больше 90% людей в мире тратят деньги совершенно бездумно и именно по этой причине никто из них не станет состоятельным человеком. Никто ничего не гарантирует и оставшимся 10%, однако шансов у них все-таки побольше. Развивая дисциплину в отношении финансовых привычек, вы тысячекратно увеличиваете свои шансы на то, чтобы лет через десять отойти от дел, иметь пассивные источники дохода и делать все, что пожелаете.

Когда говорить с ребенком о деньгах

Чтобы дети научились обращаться с деньгами, недостаточно один раз поговорить с ними. Вы должны подтверждать свои слова реальными ситуациями, взятыми из жизни. Пусть они учатся на практике, действуя самостоятельно. Воспользуйтесь следующими рекомендациям о том, как рассказать малышу о финансах.

После вручения подарка

Чтобы не испортить настроение вашему отпрыску, не стоит сразу после вручения подарка донимать его серьезными беседами. Подождите немного, а затем объясните ему, как лучше поступить. Ведь презенты на праздники или день рождения — отличный повод, чтобы показать, как можно сэкономить. Ваш мальчик (или девочка) получил долгожданный подарок, а это значит, что можно воздержаться от лишних трат. Особенно если ему подарили денежные средства. Расскажите, как можно распланировать денежные траты, что купить, чтобы сэкономить, и вообще, для чего это нужно.

Во время совершения покупок

Возьмите свою дочь и сына в супермаркет. Они должны знать, как составляется семейный бюджет.

Пусть дети увидят, что цены на разные предметы отличаются. Попросите их помочь вам найти товар с наиболее низкой ценой, чтобы сэкономить.

В процессе пользования банкоматом

Дети уверены, что банкомат — это чудесная коробка, которая дает деньги, если ввести особый пароль. В реальности все обстоит совсем по-другому. Объясните им, что собой представляет банкомат, как с ним обращаться. Так они поймут, что сначала следует заработать деньги, экономить их, правильно выбирая то, на что можно потратить средства.

При оплате счетов

Наверняка вы платите за квартиру без детей. Но попробуйте взять их с собой, расскажите, что за свет, тепло и воду вы отдаете деньги. Поговорите о том, что мама с папой работают, чтобы ваша семья могла комфортно жить в теплой квартире со всеми удобствами.

Объясните отпрыску, как он может помочь вам сэкономить на счетах. К примеру, не оставлять свет включенным в комнате, когда там никого нет. Ведь сэкономленные деньги можно будет потратить на семейные развлечения.

Ребенок должен знать о деньгах все с самого раннего возраста. Обладая полной информацией, он сможет применять эти знания во взрослой жизни.

Что ребенок должен знать о деньгах

Помните знаменитый детский стишок про муху, которая по полю пошла и денежку нашла. Заканчивается он так: «Пошла муха на базар и купила самовар». Но каждый ли малыш осознает, что собой представляют деньги?

В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, а говорить о них на людях было неприлично. Во времена СССР уважительное отношение к деньгам считалось моветоном

Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости.

Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту. Поэтому опыт родителей в денежном воспитании необходимо скорректировать. Мамы и папы должны действовать так, чтобы у их малыша сложилось верное отношение к деньгам. Прежде чем ответить на вопрос, что ребенок должен знать о деньгах, определимся с важными нюансами.

Прежде всего, денежные единицы — это не просто бумажки. До трехлетнего возраста дети не осознают, какую ценность представляют финансы. Малыши думают, что деньги — это просто разноцветные билетики, которые можно отдать, получив взамен сладости или куклу. Следует донести до них, что монетки — не обычные металлические кружочки. Деньги не получится сделать своими руками или попросить у волшебной феи. Храниться они обязаны в кошельке или копилке, относиться к ним нужно бережно, не бросать, не разрывать и не выбрасывать.

У малыша должно сформироваться бережное отношение к деньгам, он должен складывать их в одно место. Что еще ребенок должен знать о деньгах? Конечно же то, что их необходимо зарабатывать. Он не должен думать, что деньги находятся в волшебной коробочке, откуда родители просто достают их. Не имеет значения, где вы храните деньги, главное, чтобы ваш отпрыск понимал, что мама и папа много работают, чтобы их получить.

Затем ребенок должен знать о деньгах то, что их может быть недостаточно или вообще не быть. В этом случае придется экономить: не покупать машинки, конфеты, не ходить в детские развлекательные центры. Поговорите с дошкольником, чтобы решить, от чего можно отказаться, чтобы избежать лишних трат. Например, можно сходить в парк на прогулку, при этом не покупать дорогостоящие игрушки (их он получит попозже). Научите малыша совместно планировать бюджет, выставляя правильные приоритеты.

Кроме того, сыну или дочке необходимо пояснить, что такое бюджет вашей семьи. Конечно, это может быть сложно для понимания, но ваш отпрыск должен знать, что бюджет тратится и на него тоже, а ведь деньги ограничены в своем количестве.

Конечно, вы можете потратить чуть больше, чем планировалось. Однако не рекомендуется всегда идти на поводу у детей. Поговорите с ними и донесите, что кроме их желаний (еще один пистолетик, ненужная игрушечная лошадка) есть семейные траты, например покупка продуктов питания. Ребенок должен знать о деньгах то, что вы не будете покупать все, что ему захочется. Но можно выбрать одну игрушку, о которой он мечтает. Именно эту вещь родители смогут подарить на праздник в ближайшее время.

Финансовые основы для дошкольников

Конфликт «деньги и дети» часто возникает в семьях, где взрослым самим нужно научиться разумным тратам. Так, получив зарплату, мама и папа тратятся на полную катушку, а через две недели остаются вообще без денег и не могут приобрести то, что необходимо. Приходится одалживать. Расточительный ребенок – зеркальное отражение финансово неграмотных родителей.

Влияние на развитие экономических представлений ребенка оказывает только личный опыт обращения с деньгами, а никак не интеллект, возраст или материальное положение семьи.

Воспитание финансового мировоззрения с раннего возраста

Для этого необходимо давать детям поручения. Они, кстати, будут и проявлением родительского внимания

Для ребенка нужное и важное поручение от мамы или папы – это проявление внимания взрослых. Пусть малыш ежедневно помогает вам

Мальчика попросите принести табуретку, помочь забить гвоздь, включить компьютер или выключить свет в другой комнате. Девочка (да и мальчик тоже) могут помогать на кухне: сервировать стол, вытереть и расставить вымытую посуду. Но помните: никогда не ругайте ребенка, если он что-то сделал не так. Ведь он хотел помочь. Не уставайте хвалить малыша.

С 4-5 лет учите ребенка обращению с деньгами

Так или иначе, ребенок слышит о деньгах и видит их. Под вашим присмотром разрешайте ему самостоятельно расплачиваться за покупки. Заходя в магазин за хлебом, поручите ему ответственное дело. Дайте деньги, расскажите, что нужно встать в очередь, затем отдать тете денежку и сказать, какой хлеб нужен. Это не обязательно делать ежедневно, но раз-два в месяц можно. Это даст ребенку представление о денежном обороте.

Через определенное время дайте ему столько денег, чтобы малыш получил сдачу. Объясните, почему в прошлый раз сдачи не было, а сегодня есть. Задания усложняйте постепенно, чтобы интерес не пропал. Так вы постепенно приучите ребенка к самостоятельности.

С какого возраста начинать финансовое воспитание детей

Ребёнок способен усваивать финансовые азы еще до школы. Уже с двух лет дети могут относительно адекватно воспринимать окружающий мир и оценивать его. Конечно, не стоит пытаться делать из 2-летнего малыша финансиста, но объяснить само понятие денег, рассказать, как они появились и донести их ценность — вполне посильная задача. 

С 6-7 лет можно вместе составлять списки покупок, чтобы ходить по нему в магазин. Это тот возраст, когда ребёнку можно начать давать карманные деньги. А также это время говорить о финансовых целях и способах их достижения. 

С 9-10 лет можно оформить ребёнку карту, привязанную к карте родителей. Чтобы подросток учился распределять свои деньги, копить, делать переводы. И, самое главное — чтобы он совершил свои первые финансовые ошибки. В этом возрасте нужно предоставить ребёнку свободу и не требовать отчитываться за каждую покупку.