Психологическое и эмоциональное развитие

Четырехмесячные дети становятся более эмоциональными. Они начинают выражать свои чувства осознанно, а не рефлекторно. Родителям уже легко понять, когда кроха радуется, грустит или злится. Когда грудничок счастлив, он улыбается и громко смеется. Нетерпение крохи выражают громких вздохом.

Малыши этого возраста сильно привязаны к матери: теряя ее из виду, они начинают переживать и плакать.

С опаской дети относятся к незнакомым лицам: при их присутствии они настораживаются, замирают, прислушиваются, тянутся к матери. Груднички реагируют на свое имя, узнают родителей по голосу.

Дети способны в течение непродолжительного периода играть самостоятельно, но предпочитают проводить время с родителями. В 4 месяца малыши начинают понимать разницу между предметом и его отражением в зеркале. Дети становятся более любознательными. Умеют различать цвета.

В течение длительного времени они могут концентрировать внимание на интересующем предмете. В период бодрствования малыши изучают окружающую среду

Дома кроха чувствует себя спокойно, в безопасности. Незнакомая обстановка его пугает. В 4 месяца дети активно гулят, произнося различные звуки.

Особенностью психологического развития грудничков четырехмесячного возраста считается формирование тактики поведения. У малышей появляются любимые и нелюбимые игрушки.

Сон и режим дня

Что еще должен уметь ребёнок в 4 месяца (девочка, мальчик) и что по этому поводу говорит доктор Комаровский?

В среднем, ребенок спит в этом возрасте около 15-16 часов, однако есть и те, которые нормой считается сон от 12 до 18 часов, поскольку развитие детей крайне индивидуально. Ночной сон длится от 9 до 12 часов. Чаще всего ребенок просыпается для кормления один раз, однако некоторые дети могут как спать всю ночь без пробуждения, так и просыпаться несколько раз. В дневное время у ребенка есть два дневных сна, длительностью 2-3 часа.

Оптимальным считается следующий график:

  • 8:00 – пробуждение
  • 11:00 – уход на первый дневной сон
  • 14:00 – пробуждение
  • 16:00 – уход на второй дневной сон
  • 18:00 – пробуждение
  • 21:00 – уход на ночной сон.

График может немного сдвигаться в стороны в зависимости от потребностей мамы и малыша.

Чем заниматься с малышом дома?

Главное в этом возрасте — общение. Мама и папа должны как можно больше разговаривать с ребёнком, читать сказки, рассказывать истории

Нося малыша на руках по квартире, можно организовать ему целую экскурсию, обращая внимание на предметы, проговаривая их названия и свойства, а делая массаж или гимнастику — показывать на себе части тела

Погремушки становятся не так интересны малышу, как это было ещё месяц назад. Поэтому можно задуматься о приобретении или самостоятельном изготовлении тактильных подушечек, наполненных крупами или другими мелкими деталями, развивающего коврика, мягких книжек с яркими иллюстрациями.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца:

  • узнавать родителей, особенно маму, предпочитать ее общество другим взрослым;
  • улыбаться в ответ, агукать и произносить что-то наподобие слогов (произвольно);
  • удерживать игрушку в ладони, пытаться ею трясти или стучать;
  • различать игрушки (если дали “не ту” может и расхныкаться);
  • лежа на животе, отрывать от поверхности не только голову, но и плечи;
  • лежа на животе, поднимать голову и подтягивать ее к груди;
  • смеяться, выражать положительные эмоции голосом и интонациями (раньше малыш только кричал о негативном);
  • переворачиваться: сначала на бок, а впоследствии и на спину(живот);
  • интересоваться всем вокруг, новыми предметами, новыми лицами, проявлять крайнюю заинтересованность при виде своего отражения в зеркале.

Что должен уметь

В 4 месяца ребенок начинает меняться. Причем изменения касаются всех сфер: внешности, физического и психоэмоционального развития.

У малыша появляется много новых умений. Вот что должен уметь делать кроха в этом возрасте:

При появлении мамы начинает улыбаться, радоваться, гулить. Если мама отходит, проявляет недовольство, ищет ее взглядом.

Например, папа пришел с работы, малыш его услышал и радостно пищит.

Он активно лепечет на своем языке. Может произносить отдельные буквы или даже слоги;

Рассматривает ее, удерживает некоторое время.

Ребенок все старается тянуть в рот.

А также поднимать корпус из положения «лежа на животе», опираясь на предплечья, а позже и на кисти.

Если в начале месяца этого умения еще нет, то к концу месяца оно, как правило, появляется.

  • Если четырехмесячного малыша поддерживая под мышки поставить на поверхность, то он хорошо упирается ножками, присаживается, пританцовывает;
  • Ребенок узнает свое имя, реагирует, когда к нему обращаются;
  • Узнает грудь или бутылочку, ждет кормления при их виде, поддерживает во время кормления.

Внешность четырехмесячного малыша также претерпевает изменения. Волосики, с которыми ребенок родился, меняются на новые, часто другого оттенка. Глазки малыша также могут изменить свой цвет, часто становятся темнее. Если при рождении у крохи были голубые глазки, они могут стать зелеными, серыми и даже карими, в зависимости от наследственности.

Не все детки развиваются одинаково. У каждого свой темп развития: одни детки более быстрые и в 4 месяца умеют гораздо больше, другие – наоборот, только начинаю приобретать необходимые навыки.

Достижения в 4 месяца: что должен уметь делать ребёнок

В развитии ребёнка в это время происходят явные изменения. Движения становятся более стабильными, малыш уже может целенаправленно взять игрушку и рассматривать, держа в руках. Совершенствуются зрение и слух.

Ребёнок может фокусировать зрение, различать цвета. Ребёнок будет тянуться и схватит яркую погремушку, предпочтёт её игрушке более спокойного цвета. Чистые и яркие цвета игрушек воспринимаются ребёнком лучше, чем тёмные или сочетания нескольких цветов.

Ребёнок начинает реагировать на появление новых предметов или людей и может узнавать их, если видит не впервые. Он уже узнаёт маму, радуется, когда видит её. Если мама отойдёт от ребёнка, и вместо неё подойдёт незнакомый человек, кроха будет выражать недовольство, после чего заметит незнакомца, отвлечётся. При повторном появлении матери оживляется и тянется к ней.

Ребёнок в 4 месяцарадостно узнаёт маму и близких

Малыш в возрасте четырёх месяцев различает основные звуки, он поворачивает голову на звук, может отличать голоса родных от голосов чужих людей. Слыша знакомый голос, оживляется, поворачивает голову, на незнакомый же настораживается и может даже испугаться. Если погреметь погремушкой вне поля зрения малыша, он, прислушавшись, повернёт голову на звук. Кроме того, малыш различает звуки музыки и эмоциональную окраску звуков. Слушая колыбельную или другую спокойную музыку, дети успокаиваются, под быструю и весёлую оживляются, начинают двигать руками и ногами, радоваться.

Малыш начинает гулить, причём он может делать это, находясь один, например, в процессе разглядывания игрушек. Если подойти к нему и эмоционально пообщаться с ним, малыш в ответ будет радоваться и смеяться.

К четырём месяцам постепенно угасают рефлексы новорождённого:

  • Безусловный хватательный рефлекс заменяется направленным хватанием. Кроме того, взяв в руки предмет, кроха не просто держит его, а пытается производить с ним какие-либо действия — рассматривает его, трясёт, тянет в рот;
  • Угасает рефлекс ползания — если дать лежащему на животе малышу опору, он будет пытаться ползти, отталкиваясь от опоры;
  • Рефлекс Моро — если громко хлопнуть ладонью рядом с младенцем, он сначала широко раскидывает ручки, а потом собирает их на груди;
  • Угасают также рефлексы Переза и Талана, проверять их в домашних условиях не рекомендуется.

Рефлексы угасают плавно и могут быть выражены у разных детей в разной степени.

Проверкой рефлексов занимается педиатр, оценивая развитие крохи

Ползти и сидеть ещё рано

В возрасте 4 месяцев ребёнок обычно уже умеет переворачиваться со спины на живот и наоборот. Умение переворачиваться даёт ему возможность изучать окружающий его мир, для чего вместо пеленального столика малышу следует предоставить более обширное пространство. Это позволит расширить обзор, будет побуждать малыша двигаться, изучать все вокруг себя.

Лёжа на спине, малыш может приподнимать спину и плечи, как будто пытается сесть. Если потянуть его за ручки, он сядет, уверенно держа голову. Однако, сейчас ортопеды категорически против раннего присаживания ребёнка, пока он не будет сидеть самостоятельно.

Лёжа на животике, карапуз приподнимается на ручки и хорошо держит голову. Некоторые дети в этом возрасте начинают ползать по-пластунски, некоторые могут вставать на четвереньки. Можно учить малыша переворачиваться.

В четыре месяца кроха уже испытывает целую гамму эмоций — страх, радость, обиду, любопытство. Ярко проявляется комплекс оживления — увидев знакомого человека или игрушку, он активно двигает ручками и ножками, улыбается, издаёт звуки. Все чаще малыш смеётся, узнаёт своё имя.

Какой он 4-й месячный малыш

Движения стали не только уверенными, но и осознанными. Теперь кроха уже без особых трудностей хватает подвешенные игрушки, тянется за предложенным предметом или руками, совершенствует технику переворотов со спины на живот и обратно. Руки и ноги уже достаточно скоординированы, чтобы в ближайшие 2 месяца начать ползать.

Мышцы спины окрепли и при помощи взрослого малыш может подняться в положение сидя, и ему это нравится. Но не стоит усердствовать. Любой двигательный навык должен приходить самостоятельно. Поднимая кроху за руки вверх, стоит ориентироваться на его возможности и не торопить события. Излишняя спешка может привести к нежелательным последствиям. Малыш обязательно сядет сам, но только после того, как мышцы его спины будут достаточно крепкими, чтобы поддерживать позвоночник.

Кроха изменился не только в своих умениях, но и в поведении. Все больше он требует общения. Улыбка, смех, лепет, разные интонации крика помогают карапузу лучше донести свое отношение к происходящему, а маме понять его желания. Ведущую роль в стимуляции эмоциональных и двигательных изменений теперь играют слух и зрение. Малыш узнает своих родителей и других людей не по запаху, а по голосу и виду.

Период между 4 и 5 месяцами жизни играет важную роль в формировании двигательных, эмоциональных и умственных навыков. Малыш еще не сидит, но уже вовсю стремится увидеть, что его окружает.

Изменился он и внешне. Вместо пуха на голове начинают расти гладкие волосы, постепенно закрываются, образовавшиеся за первые четыре месяца, залысины на голове. Ногти на руках и ногах стали твердыми, растут очень быстро. Следует следить за их длиной, чтобы малыш не поцарапался. У некоторых карапузов поменялся цвет глаз. Кто-то обзавелся складочками, кто-то вытянулся вверх. Уже хорошо прослеживаются особенности характера и тип темперамента.

Возможные проблемы у малыша

  • Если у ребенка неоднократная рвота и понос, до прихода врача, которого вы должны вызвать немедленно) давайте ребенку пить слегка подсоленную воду (1 г соли на 100 мл кипяченной воды), потому что малыш теряет большое количество жидкости. При жидких испражнениях чаще подмывайте ребенка, во избежание раздражение чувствительной кожи малыша.
  • До конца 4 месяца у некоторых детей могут припухнуть десна в месте, где прорезываются зубки. Малыш может стать раздражительным и неспокойным, при этом отмечается повышение температуры и густое слюноотделение (хотя это чаще происходит в пять-шесть месяцев).
  • Покусывание маминой груди во время кормления. Таким действием кроха начинает свое отделение от мамы и проверяет ее реакцию. Если в этот момент мама вскрикнет, ребенок поймет, что он не является неотделимой частью мамы.

  • Частое отвлечение во время кормлений. Четырехмесячные дети нередко будто проверяют маму и отвлекаются или отворачиваются от ее груди в процессе кормления. Забирать грудь в таких случаях не нужно. Правильным поведением мамы будет спокойное ожидание, пока кроха вернется к кормлению.

  • Беспокойство и капризы. Причин такого поведения может быть несколько. Четырехмесячный ребенок уже имеет, безусловно, большую потребность в движении – возможно, он устал от того, что долго находился в одном положении.

Как развивать 4-х месячного ребенка

На данном этапе важно помогать ребенку разрабатывать ручки. Давайте ему резиновые игрушки-пищалки

Если малышу понравится звук, который издается игрушкой при легком надавливании, он будет часто сдавливать игрушку, тем самым, тренируя ручки. Подносите ребенку различные предметы: твердые кубики, резиновые колечки, мягкие мячики. Малыш будет сжимать и ощупывать их, развивая мелкую моторику рук и изучая свойства предметов.

Чаще разговаривайте с малышом, меняя интонацию. Рассказывайте ему, что вы делали, как можно чаще называйте его по имени. Показывайте ему различные интересные предметы и произносите их названия. Если малыш лепечет вам что-то, не перебивайте его, дождитесь, пока он закончит «говорить». Учите его новым звукам и слогам: для этого иногда достаточно несколько раз произнести слог, как малыш начнет повторять его за вами.

К физическим упражнениям можно добавить разведение и скрещивание ручек. А чтобы малыш быстрее научился переворачиваться на бочок, поворачивайте ему ножки так, чтобы таз при этом тоже слегка поворачивался.

Укладывать спать малыша нужно стараться в одно и то же время. Многие дети в этом возрасте могут спокойно спать по 10-11 часов, давая родителям возможность немножко отдохнуть. Для того, чтобы ребенок легко засыпал, нужно придумать какой-нибудь свой ритуал для отхода ко сну: читайте ему одну и ту же сказку или стишок, или пойте одну и ту же колыбельную.

За 4 месяца мама уже научилась правильно обращаться с малышом, чего не скажешь о большинстве пап. Самое время привлекать отца к воспитанию малыша. Для этого почаще давайте ребенка папе на руки, научите его общаться и играть с малышом. Ведь тесный эмоциональный контакт с обоими родителями – залог гармоничного развития вашего ребенка. К тому же, общение ребенка с папой послужит источником дополнительных положительных ощущений для них обоих.

Достижения в психоэмоциональном плане

Помимо физиологических навыков, идет адаптация к окружающему миру и развивается умение взаимодействовать с другими людьми. 4-месячный малыш – вовсе не живая кукла, как думают многие, с ним очень интересно общаться и нужно лишь научиться этому.

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • Начинает реагировать на свое имя. Нужно чаще звать его по имени, он будет поворачивать голову на звук голоса.

  • Начинает агукать, произносит отдельные звуки.
  • Разговаривать надо ласково, доброжелательно. У малыша сохраняется интуитивная способность улавливать интонации голоса. При громком голосе с угрожающими интонациями малыш испытывает страх и беспокойство.
  • Он начинает улавливать интонации голоса родных людей, успокаивается при звуке маминого голоса. Нельзя ссориться, кричать в присутствии малыша, он моментально пугается и начинает громко плакать.
  • Ребенок хорошо видит вокруг, взгляд становится более осмысленным. Он начинает узнавать родных и близких людей. Малыш следит за выражением лица. Стоит вам нахмуриться или загрустить, как у крохи тоже меняется настроение, он начинает беспокоиться. Были даже предположения, что дети обладают телепатическими способностями. Младенец успокаивается от звука ласкового голоса, доброжелательного выражения лица.
  • Появляются ответные эмоции. Если вы улыбаетесь, то младенец тоже начинает в ответ улыбаться. Первая улыбка малыша – это отличный повод добавить новое фото или видео в семейный альбом.

Все эмоции ребенка проявляются вполне осознанно. Он улыбается и смеется, когда ему действительно что-то нравится. Плачет он тоже всегда по-разному и мама по интонации умеет определять причину детского расстройства. А вот страх перед чужими людьми появится немного позже. Сейчас же малыш одинаково приветлив со всеми и не выказывает сопротивления, когда на руки его берет кто-то новый в окружении.

Дети очень быстро начинают ощущать преимущества общения и с большим удовольствием принимают все знаки внимания, особенно, если они преподносятся в игровой форме. Простые игры «сорока-белобока», «шина-машина», «пальчик-мальчик», «ладушки», «коза» и другие приводят ребенка в восторг и, кроме развивающего фактора, обеспечивают еще множеством положительных эмоций.

Лучшие развивающие игрушки для детей до года по месяцам

Важное место в развитии четырехмесячного ребенка занимает общение с другими детьми, особенно если это сверстники. Более старшие дети нянчат малыша как куклу или питомца, а с детьми такого же возраста устанавливается контакт немного другого плана

На первый взгляд может показаться, что карапузы просто барахтаются и «гулят», но, если присмотреться, можно заметить, что между ними происходит самое настоящее взаимодействие. Они разговаривают непривычным для взрослых образом, но хорошо понимают друг друга, каждый реагирует по-своему и реакцию эту выражает тоже особенно. Так происходит первая адаптация к обществу.

Социальные навыки

В 4 месяца закрепляется «комплекс оживления». Оно проявляется тем, что в ответ на дружелюбное обращение взрослого малыш активно двигает ручками и ножками, радостно гулит, улыбается. Помимо этого, 4-месячный ребенок уже умеет весело смеяться и проявлять радость при виде добрых эмоций взрослого или появления новой игрушки.

Детки в этом возрасте безошибочно узнают и выделяют среди окружающих тех людей, которые проводят с ними максимальное количество времени.

Как правило, это мамы и папы. Кроха уже может отличать «своих» от «чужих» не только по лицам, но и по голосам. В 4 месяца ребенок умеет различать голос мамы или папы — ищет взглядом, прислушивается, а найдя, улыбается.

Внешние и внутренние перемены

В возрасте 4 месяцев малыш становится оживленным как эмоционально, так и физически. Мышцы спины уже довольно крепкие, чтобы попробовать перевернуться, ручками он машет во все стороны и радостно гулит при виде знакомых лиц.

Рефлекторная улыбка новорожденного становится осмысленной и появляется при виде любимых погремушек и приятных ему людей. Рассказывая, что должен уметь делать ребенок 4 месяцев, врачи выделяют несколько пунктов

Принимая во внимание эти данные, родители могут понять, по какому направлению малыш развивается хорошо, а какое необходимо скорректировать

Двигательная активность

Иногда дети стараются сесть из положения лежа, но эта позиция слишком опасна для позвоночника на четвертом месяце жизни. Лучше отвлечь кроху на другие упражнения, например, перевороты, а заодно проверить, способен ли он:

  • самостоятельно держать головку вертикально на руках у мамы или лежа на животе;
  • переворачиваться без помощи взрослого со спины на бочок;
  • находясь на животе, приподниматься, отталкиваясь руками перед собой;
  • махать ручками и ножками в период бодрствования;
  • хлопать в ладоши или складывать ручки вместе;
  • активно реагировать мимикой, движениями рук, ног и головы на совместные действия с родителем — смену памперса, переодевание, купание;
  • реагировать на незнакомца настороженным выражением лица и снижением двигательной активности;
  • стараться дотянуться до ярких игрушек и даже попытаться их взять;
  • держать бутылочку или мамину грудь обеими руками.

https://youtube.com/watch?v=MAxAEPh7lqY

Физиология и эмоции

В 4 месяца активно развиваются нервная система, зрение и слух. Младенец показывает, что ему нравится, а что вызывает антипатию. Он может подолгу слушать музыку, предпочитая ритмичные низкие тона и показывая выражением лица переживаемые чувства.

Он способен отвечать улыбкой или смехом на ласковые слова и объятия родителей и делать испуганную гримасу в случае приближения незнакомцев. Если старший ребенок резко заберет у грудничка игрушку, тот может обидеться, показав это мимикой. В наборе чувств присутствуют также страх и разочарование. Все это показывает нормальное развитие сенсорной системы организма. Кроме того, к физиологическим переменам можно отнести следующие способности:

  • появление слез во время плача — правильная работа слезных желез;
  • умение различать цвета и оживление при виде желтых, синих, зеленых и алых оттенков;
  • исчезновение гипертонуса и возможного физиологического косоглазия;
  • слуховая заинтересованность в звуках — покачивание телом в такт музыки, поворот головы на резкий стук или голос незнакомца;
  • усиливается слюноотделение, проходят колики;
  • ускорение роста волос и ногтей.

Общительность — признак здоровья

Новые нейронные соединения в мозге проявляются в осознанных социальных реакциях. Ребенок стремится к общению, ищет глазами маму, гулит и пытается выразить свои эмоции первыми звуками: «а», «бу» «гу», «му», «ма». Некоторые малыши уже начинают произносить «агу».

В этот период очень важно разговаривать с ними, давать открытый эмоциональный отклик и активно поддерживать беседу многократным повторением простых слов, стремясь получить ответ. Помимо этого, малыш в 4 месяца должен уметь:

фиксировать взгляд на собеседнике и следить за проходящими мимо людьми;
реагировать на свое имя и оклик взрослого;
узнавать голос мамы среди других разговаривающих с ним людей;
оживляться при звуках любимой мелодии;
подпевать пению мамы;
привлекать к себе внимание движениями, звуками и криками;
возмущаться при отсутствии реакции взрослого;
улыбаться собственному отражению в зеркале;
«поддерживать» разговор разнообразным гулением;
«разговаривать» в одиночестве или во время пробуждения ночью.

Информацию об окружающем мире малыш получает через вкусовые ощущения, поэтому именно сейчас он стремится засунуть любой новый предмет в ротик. Родителям нужно быть очень внимательными и не оставлять его наедине с мелкими предметами.

Таким образом у него развиваются навыки мелкой моторики, что положительно скажется на его дальнейшем умственном развитии.

Какие игрушки подходят для этого возраста?

Важна фактура и размер игрушек. Оптимально, если животные, куклы выполнены из мягких материалов, имеют размер от 15 до 30 см. Изделиями с жесткими ногами, руками играть сложно, ребенку их трудно заворачивать в пеленку, усаживать на стул. Для купания необходимо иметь набор животных из пластика, резины.

Для формирования бытовых навыков, ролевых игр нужно приобрести набор мебели, посуды. Размеры стола, стульев, кукольной кроватки должны соответствовать размерам игрушек. Для хранения посуды нужно иметь удобную коробку с крышкой из пластика или дерева.

Чтобы у малыша формировались двигательные навыки, необходимо иметь:

  • коляску для кукол;
  • машины разного размера с кузовом и без него;
  • каталки.

Для развития рук и мышления необходимы пирамидки, матрешки, коробки разного размера, кубики. Хорошо иметь несколько игрушек на батарейках. Это может быть модель стационарная музыкальная или подвижная в виде животного, автомобиля.

Режим дня ребенка в 4 месяца

В жизни малыша появляется много новых возможностей, ему уже нужно больше времени на игры и общение. Поэтому спать он будет все меньше, а освободившееся время начнет использовать с толком. Предлагаем тебе присоединиться.

Сколько спит ребенок в 4 месяца

Суточная норма сна ребенка 4 месяца жизни составляет 15 – 18 часов. Из них основная часть, разумеется, приходится на ночь. То есть непрерывно (просыпаясь только на кормления) ребенок должен спать ночью около 12 часов. Остальное время разбивается на равные промежутки днем на “усмотрение” крохи – 2 или 3 дневных сна, а может и недолгие периоды сна после каждого кормления (обычно в возрасте от 4 до 6 месяцев ребенок ест около 5 раз днем и 2 – 3 – ночью).

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Почему для ребенка так важен режим?

О том, что малышу пора спать, мама заметит по характерным пизнакам, отмечаемым у всех детей: покраснение глаз, зевота, малыш интенсивно трет кулачками глаза и нос. Часто режим крохи может по непонятным для мамы причинам меняться, поэтому, если в непривычное время ты увидела эти признаки, прекращай активные игры с малышом и укладывай его спать.

Ночной сон ребенка в 4 месяца становится более глубоким. Малыша может разбудить только голод, и как только он будет утолен, ребенок тут же продолжит сладко спать.

Не стоит слишком трепетно соблюдать тишину во время сна ребенка. Если малыш привыкает, что можно спать под фоновый шум, в дальнейшем его не сможет разбудить случайный звук. Поэтому создавать “тепличные условия” не нужно.

Общение с ребенком

Малыш уже проявляется любопытство и обращает внимание на многие звуковые раздражители, поворачивает голову в сторону шума. Крошка любит слушать музыку

Лучше всего ее включать с утра и перед сном. Это станет частью дневного режима.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как общаться с младенцем

Развитие мелкой моторики

Сенсорная коробочка

Можно посоветовать родителям, изготовить для малыша развивающую игрушку с использованием картонной коробки из-под молока или кефира. Это будет кубик с обклеенными различными материалами и деталями внутренними сторонами. Два бока изделия должны оснащаться небольшими отверстиями, в которые кроха сможет засунуть свои ручки. Внутри кубик можно обклеить бантиками, ворсистыми и гладкими тканями, фольгой, пришить к картону шнурочки и пуговицы и т.д. В результате получится отличная игрушка для развития мелкой моторики карапуза. Со временем кроха научится удерживать ее одной ручкой, а другой ощупывать находящиеся внутри детали. Такой кубик можно брать с собой в дорогу, чтобы отвлечь кроху в нужный момент.

Что должен уметь ребенок в начале 4-го месяца

Четырехмесячный малыш почти все время, когда не спит и не ест, пытается общаться с окружающими, лепечет отдельные звуки и слоги. Среди всех звуков, произносимых малышом, взрослые с умилением выделяют такие слоги как: «ма», «па», «ба» и «да». Однако, не стоит полагать на них большие надежды: первое осмысленное слово прозвучит позже.

Кстати, было замечено, что до 4-го месяца звуки, которые издают детки во всем мире, примерно одинаковы. А вот начиная с 4-го месяца, малыши начинают подражать именно тому языку, на котором говорят окружающие его люди. Поэтому как можно больше разговаривайте с вашим малышом – это будет очень полезно для формирования его речевых навыков.

В этом возрасте ребенок умеет отличать знакомые звуки от незнакомых: в том числе и голоса. Услышав незнакомый голос, ребенок настораживается и может даже расплакаться. Он уже реагировать на свое имя. Особых эмоций при этом не выражает, но обычно поворачивает головку к тому, кто зовет его по имени.

В этом возрасте у ребенка уже появляются первые предпочтения: есть любимые и нелюбимые игрушки. Малыш быстро объяснит вам, что к чему возмущенным плачем, если вы не дадите ему ту игрушку, которая ему нравится, или заберете ее.

Пищеварительная система развилась уже достаточно хорошо, чтобы малыша намного меньше беспокоили колики. За 4 месяца он уже настолько освоился, что при кормлении может играть с маминой грудью и надавливать на нее, если молоко течет медленно.