Игрушки

Игротека ребенка уже стала достаточно большой. Разнообразие требует некоторых мер по оптимизации игрового пространства карапуза. Следует:

  • Найти игрушкам место, в котором они будут доступны малышу, но не будут постоянно находиться на виду;
  • Разделить игровые предметы на 2 части. Одну оставить в доступе ребенка, вторую спрятать. Раз в 1-2 недели осуществлять полную смену игрушек для поддержания интереса к ним;
  • Производить постоянный контроль предметов, находящихся в пользовании малыша. Проверяйте игрушки на возможные трещины, сколы, разрывы. Деформированные и сломанные вещи изымайте из игр для обеспечения безопасности крохи;
  • Предметы для игр на улице должны находиться отдельно от домашних игрушек и обрабатываться после каждого похода на улицу водой;
  • Раз в месяц хорошо все игрушки мыть, протереть от возможной пыли, мягкие игрушки выбить или постирать;
  • Внимательно проверять игрушки, использующие элементы питания. Все батарейки должны быть не только спрятаны под пластиковой крышкой, но и дополнительно закреплены при помощи винтика.

На 11-м месяце жизни ребенка наиболее полезными для игровых целей считаются:

Мячики и шарики разных размеров. Большой шар для аэробики, мяч для тренировки умения кидать и пинать, небольшие шарики разного цвета и текстуры для развития мелкой моторики, светящиеся – для остроты зрения. Хорошо при помощи мячиков учить карапуза умению сортировать, различать большое и маленькое;
Резиновые игрушки. Хорошо подходят для ролевых игр и занятий во время купания. Можно приобрести набор резиновых зверей, издающих писк во время нажатия

Подбирая резиновые игрушки для малыша, стоит обратить внимание на их расцветку. Выбранные животные должны быть окрашены по подобию реальных животных, для закрепления внешних признаков в памяти малыша;
Шумящий или свистящий молоток, пищалки, погремушки

Желание стучать игрушками по окружающим предметам все еще очень сильное. Пищащий молоток развивает умение малыша пользоваться крупной моторикой рук, развивает понимание причинно-следственных связей в головном мозге;
Пирамидки разных размеров, сортеры, вкладыши, предметы, развивающие мелкую моторику и логику. Применение игрушек этого типа стимулируют развитие речи, первичных навыков мышления;
Кубики и конструктор. Умение выстраивать башенки и создавать новую форму через скрепление блоков — важный навык на пути освоения крупной и мелкой моторики. Через зрительное восприятие процесса построения новых форм, малыш развивает математические способности, пространственную ориентацию, координацию;
Музыкальные игрушки и развивающие центры. Хорошо влияют на развитие слуха и мелкую моторику;
Куклы и звери. Сюжетная игра – основа развития ребенка до 3-х лет. Чем лучше развит навык занятий с игрушками, изображающими живые существа, тем быстрее малыш осваивает основные умения, связанные с общением, самообслуживанием;
Заводные и движущиеся игрушки. Наблюдая, как неподвижные игрушки после простых манипуляций «оживают», малыш тренирует остроту зрения, закрепляет причинно-следственные связи, развивает фантазию;
Посудка, игрушечная мебель и пластиковые бытовые предметы. В игре младенец повторяет увиденные действия взрослых и пытается подражать, чем больше возможностей тренировать различные движения при помощи игрушек будет у карапуза, тем легче ему будут поддаваться базовые умения;
Машинки и ходилки. Эти виды игрушек нужны и мальчикам, и девочкам. Действия с предметами, которые можно катать, толкать, использовать в качестве опоры для тренировки навыка ходьбы позволяют развивать координацию, логическое мышление.

Подбирая игрушки для малыша, в первую очередь, стоит ориентироваться на предпочтения крохи и возрастную оценку производителя. Избегайте предметов из легко поддающихся деформации материалов, с мелкими деталями и некачественным окрашиванием. Старайтесь контролировать целостность вещей, своевременно убирать сломанные или треснутые вещи.

Физические параметры

Рассмотрим в таблице основные физические параметры для девочек, достигших возраста 22 месяца:

Параметр Средние значения
Рост (в см) 82-90
Вес (в кг) 10,5-12,5
Обхват груди (в см) 47,9-54
Окружность детской головы (в см) 46-50,1

В следующей таблице рассмотрим средние нормы для мальчиков:

Параметр Усредненные значения
Рост (в см) 83-91
Вес (в кг) 11-13,5
Обхват детской головы груди (в см) 48,5-55
Окружность (в см) 47,5-51

Эти значения усреднены, поэтому строго ориентироваться на них не стоит. Небольшие отклонения допустимы

Важно, чтобы вес и рост увеличивались пропорционально. Так, месячный прирост в среднем составляет 5-10 мм, а привес – 100-200 г

Мальчики и девочки: есть ли различия?

Есть ли различия в развитии и росте мальчиков и девочек в 1 год и 10 месяцев? Да, разница затрагивает следующие аспекты:

Физические параметры. Обычно мальчики крупнее девочек. Но вес и рост зависят не только от пола, но и от наследственности, индивидуальных особенностей детского организма, состояния здоровья.
Темпы развития. Мальчики быстрее развиваются физически, но отстают в умственном развитии. Девочки хуже ориентируются в пространстве, но раньше начинают говорить и осваивают горшок.
Познавательные процессы. Мальчики познают многое наощупь, всё трогают, разбирают

Им важно осваивать пространство
Девочки склонны наблюдать и рассматривать предметы вблизи, они дольше удерживают внимание на чём-то.
Эмоциональные аспекты. Девочки менее агрессивны и спокойнее переносят разлуку с родными, их эмоции просты и могут описываться
Эмоциональный фон мальчиков сложнее, они хуже контролируют себя, склонны к агрессии.

Массаж для ребенка на 11-м месяце жизни

Легкое воздействие массажем на поверхность кожи малыша в 11 месяцев помогает познавать границы собственного тела, развивает внимание и способствует развитию сенсорного восприятия. Во время процедуры очень полезно разговаривать с ребенком, рассказывать ему потешки, петь и играть с ним

Кроме того, благодаря массажу между мамой и ее малышом возникает особенный психологический контакт.

Массаж животика
  • поглаживание 2-3 раза: круговое, встречное, по косым мышцам;
  • стимулирующее легкое пощипывание вокруг пупка;
  • растирание поверхности кожи подушечками пальцев.
Массаж груди
  • поглаживания верхней части груди 2-3 раза;
  • поглаживания по межреберьям 2-3 раза.
Массаж спины
  • поглаживания по всей поверхности спины 2-3 раза;
  • растирание спины подушечками пальцев, движения по коже ребенка ребрами ладоней;
  • разминание мышц спины и ягодичных мышц;
  • вновь поглаживания;
  • легкое пощипывание спины и ягодичных мышц.

Как развивать ребенка в 11 месяцев?

Описываемый возраст характеризуется ускоренным обретением новых умений и знаний об окружающем мире. Существует много методик, как развивать ребенка 11 месяцев дома, но прогрессивные педиатры рекомендуют не придерживаться строгих норм, а просто наблюдать за интересами малыша и поддерживать его стремления и начинания. Почти годовалый человек отличается любознательностью и сообразительностью, поэтому помогать ему в развитии очень легко.

Какие игрушки нужны ребенку в 11 месяцев?

Самые полезные предметы для обучения детей в указанном периоде – средства, способствующие улучшению мелкой моторики. Развивающие игрушки для детей 11 месяцев:

  • сортеры;
  • кубики;
  • пирамидки;
  • стаканчики;
  • мозаики;
  • шарики и мячики;
  • «разрезные» овощи и фрукты (на липучках);
  • матрешки;
  • пластилин.

Дополнительно необходимо иметь сюжетные игрушки для детей 11 месяцев, с помощью которых малыш должен примерить на себя какую-то роль:

  • набор инструментов;
  • комплект доктора;
  • пластмассовую кухонную утварь;
  • куклу с коляской и другое.

Игры с ребенком 11 месяцев

Все знания о свойствах окружающих предметов и поведении живых существ дети получают во время развлечений. Педагоги рекомендуют такие развивающие игры для детей 11 месяцев:

  • покажи, где (носик, хвостик);
  • как говорит (собачка, кошечка, коровка);
  • дай (попросить конкретный предмет определенной формы или цвета);
  • покорми, причеши куклу;
  • сложи игрушки в коробку;
  • покатай мячик (научить подталкивать в правильном направлении);
  • что за окном (показать облачко, солнышко, самолет);
  • прятки.

С целью развития речи и мелкой моторики подойдут известные пальчиковые игры для детей 11 месяцев:

  • ладушки;
  • коза-дереза;
  • сорока-ворона.

Есть игра, которая одновременно способствует улучшению гибкости рук и внятности разговора:

  1. Соединить мизинцы, проговаривая: «Повстречались два котенка, мяу, мяу, мяу».
  2. Аналогично сделать с безымянными пальчиками: «А потом и два щеночка, гав, гав, гав».
  3. Средние пальцы вместе: «Два барашка повстречались и немножко пободались, бе, бе, бе».
  4. Вытянуть мизинцы и указательные пальчики: «Прибежали две коровки, му, му, му».
  5. Помахать ладошками: «Наши пальцы стали ловки».

Полезные советы родителям

Жадина?

В возрасте 11 месяцев – год малыши общаясь на детских площадках или в гостях, проявляют собственнические инстинкты. За это не стоит сильно ругать, так как игрушка сейчас воспринимается как продолжение себя, и малышу трудно представить, как можно «часть себя» отдать другому. Жадность малышей – явление временное, очень скоро они понимают, что для настоящих игр лучше делиться с другими.

Но общение малышей нужно всячески поощрять, только помните, что они не смогут играть длительное время – им еще трудно сосредоточиться. Наблюдая друг за другом, детки повторяют движения, разговаривают на своем младенческом языке. Приглашайте в гости таких же мамочек с детьми или сами ходите в гости, постигайте культуру «застольного поведения» в общем обеде или угощении фруктовым соком. Оставляйте детишек вдвоем и какое-то время просто наблюдайте за ними, не вмешиваясь в их действия.

Сюжетные игры

Выстраивая несложные сюжеты с куклами, фигурками животных, можно отражать целый эмоциональный мир. Например, куколка стояла или танцевала и упала. Пришел зайка и пожалел. Затем они танцевали вместе и пели песенки, кружились. Другие варианты — ложились спать, кушали. Малыш начинает понимать, что эмоциональные реакции существуют не только у него. Куколка плачет, потому что ей больно, зайка смеется, потому что ему весело. Мир становится ближе и понятнее. Сюжетные игры позволяют обобщать информацию, применяя ее к себе и окружающим, дает опыт для участия в общении между людьми.

Помните о том, что личность ребенка в большой мере создается вашим положительным примером, старайтесь, чтобы ваши слова не расходились с делом.

Полезные ссылки:

Помощь в развитии одиннадцатимесячного ребенка

Как и в прошлые месяцы, малыша нужно как можно больше носить на руках. Невзирая на то, что ребенок уже начинает ходить и хорошо ползает, ему необходима психологическая близость с родителями.

Развитие речевых навыков одиннадцатимесячного ребенка

Развивать речь ребенка следует продолжать еще более тщательно чем раньше. Если малыш произносит непонятные слова, нужно постараться понять, что он говорит и если он имеет в виду какой-либо предмет, его необходимо найти и показать карапузу.

С ним нужно играть в развивающие речь игры. Необходимо взять мешочек и сложить в него различные игрушки. Затем их следует поочередно доставать перед малышом и озвучивать название каждой из них. Лучше всего если игрушки будут из одной тематики. К примеру, кукла и кровать, машинка и колесики. В мешок можно складывать и любые другие предметы, с которыми карапуз сталкивается ежедневно. Это могут быть книжки, кубики, ложки и даже кружки.

Карточки Домана

С ребенком нужно заниматься используя карточки Домана. Благодаря им ребенок быстрее будет запоминать слова. Механизм запоминания у карапуза в этом возрасте включается во время игр. Именно игры являются лучшим способом обучения одиннадцатимесячного ребенка. Во время игры взрослые должны комментировать свои действия, выделяя существительные, которые выступают в роли первых слов.

Необходимо разыгрывать с ребенком жизненные сценки, используя в них различные речевые конструкции типа «дай кубик, мишку, машинку» или «держи игрушку». Их нужно произносить протягивая или прося у ребенка тот или иной предмет. При прощании с крохой нужно махать ему рукой и говорить «пока», а при встрече пожимать ему руку и говорить «здравствуй». Все эти сценки следует выполнять медленно, давая крохе возможность запомнить произносимые слова.

Помочь карапузу развиваться можно и беря его с собой на кухню. Демонстрация приготовления пищи для малыша будет не только захватывающим действом, но и полезным для его речи, особенно если мама будет озвучивать все свои действия. Ему будет необходимо рассказывать какое блюдо готовится, и что в процессе его приготовления происходит. Также можно рассказать и о том, каким оно получится: горячим, холодным, вкусным, сладким или горьким.

Развитие мелкой моторики ребенка в 11 месяцев

С ребенком нужно ежедневно читать книжки с картинками. Развитие речевых навыков имеет прямую взаимосвязь с мелкой моторикой, по этой причине с ребенком необходимо продолжать занятия, которые будут развивать активность его пальцев.

Развивать моторику можно следующим образом. Нужно взять миску и насыпать в нее овсяные хлопья, затем следует показать ребенку, как пересыпать их в другую емкость. То же действие можно осуществлять и с водой во время принятия ванны. Подобные упражнения позволяют развивать мышечный аппарат верхних конечностей и учиться синхронизировать свои движения. Во время принятия ванны можно предложить крохе вылавливать из воды различные мелкие игрушки при помощи ковшика или чашки. Также можно приобрести мелких пластмассовых рыбок и для реалистичности вылавливать их, играть с крохой в рыболова. Игра будет развивать не только мелкую моторику, но и глазомер.

На поднос можно насыпать манку или муку. Затем необходимо взять палец ребенка и нарисовать, к примеру, солнышко или смайлик. Когда малыш включится в процесс, ему следует позволить позаниматься творчеством самостоятельно.

Маме или папе нужно взять кольцо, в которое будет проходить их рука. Его нужно надеть сначала на свою руку, а потом на руку малыша. Ребенок будет внимательно следить за проводимыми взрослым действиями и потребует повторить процедуру самостоятельно. Не нужно ему запрещать, кроме этого, карапузу следует помочь, вводя свою руку в кольцо. Через три – четыре таких занятия, малыш сможет безошибочно попадать рукой в кольцо.

С ребенком нужно заниматься рисованием и лепкой. Не нужно покупать ему толстые карандаши и фломастеры. Ему необходимы тонкие предметы в небольшом количестве. Идеально для этой цели подойдут наборы из четырех или шести карандашей. Для лепки достаточно использовать два кусочка пластилина.

Из пластилина сначала нужно слепить колбаску, затем вместе с ребенком, ее следует поделить на несколько равных частей, скатав их в горошины среднего размера. Полученные горошины нужно прикрепить к картонке или доске, дав это сделать малышу.

Психическое развитие

Навыки и умения

Одиннадцатимесячный карапуз уже демонстрирует признаки развитого интеллекта: без труда понимает ваши просьбы, реагирует на запреты, выполняет элементарные мыслительные операции. Главные достижения ребенка в 11 месяцев:

  • имитирует многие жесты и действия родителей («читает» газету или книгу, подносит телефонную трубку к уху, «варит» суп в игрушечной кастрюльке), часто игрушкам предпочитает «взрослые» предметы: телефон, пульт от телевизора, ложки, тарелки;
  • играет в сюжетно-ролевые игры с персонажами, разыгрывает знакомые ситуации (укачивание или кормление кукол, купание пластиковых уточек, поход в магазин);
  • узнает многие части тела, умеет показывать их на себе или игрушке, а также знает названия своих игрушек и может подавать их по просьбе;
  • умеет строить невысокие башни из нескольких кубиков, вкладывать один предмет в другой, собирать пирамидку;
  • активно жестикулирует и включает мимику для выражения каких-либо чувств: отрицательно качает головой или хмурит брови в знак несогласия, утвердительно кивает, машет ладошкой на прощание, тянет ручки, если хочет объятий;
  • овладевает простыми мыслительными операциями: учится обобщать (объединять предметы в группы по общему признаку) и конкретизировать (выделять один предмет из множества похожих);
  • умеет манипулировать родителями и хитрить, чтобы добиться желаемого: например, сообразив, что мама становится сговорчивее, когда он плачет, карапуз примется лить слезы по любому поводу.

Одиннадцатимесячный малыш любит, когда его хвалят. За ласковые слова одобрения он готов сделать невозможное: достать игрушку с высокого стола, самостоятельно сделать несколько шагов к маме, выполнить ее требование. И хотя похвала является мощным стимулом для развития новых умений, постарайтесь не злоупотреблять ею. У ребенка не должна сформироваться зависимость от одобрения окружающих.

Способы развития психики

  1. Дайте ребенку возможность освоить «взрослые» занятия: вручите ему игрушечную метелку, чтобы он помог вам убраться в доме, или предложите помыть ложки в тазике с водой, пока вы моете остальную посуду. Он с огромным удовольствием оторвется от детских игрушек, чтобы составить вам компанию. Если одиннадцатимесячный малыш научится в игровой форме выполнять домашние дела, то и в будущем у вас не возникнет проблем с невымытой посудой, неподметенным полом или разбросанными по комнате грязными вещами.
  2. Играйте с малышом в сюжетные игры: учите девочек катать кукол в колясках и кормить плюшевых медвежат, а мальчиков – играть с машинками. Ведь именно через сюжетно-ролевую игру малыши усваивают общественно одобряемые стереотипы поведения, алгоритмы действий и нормы морали.
  3. Совершенствуйте мыслительные способности ребенка, учите его находить определенный предмет из ряда подобных. Для этого положите перед ним несколько разноцветных кубиков и попросите принести зеленый. Если малыш уже знает основные цвета, он сможет выполнить вашу просьбу. Затем попросите у него самый маленький или самый большой кубик. Чем больше признаков знает ребенок, тем более разнообразной может стать игра.

Занятия с малышом

Развивающие занятия с ребенком должны проводиться регулярно, так как в этом возрасте мозг малыша активно развивается, и ребенок готов получать и усваивать информацию.

Обязательно нужно читать ребенку книжки, и обязательно анализировать прочитанное и отвечать на вопросы

Очень полезно учить детские стихи, важно заинтересовать ребенка, поэтому читать стихи надо с паузами и эмоциями

Учить малыша цифрам конечно рано, но некоторыми математическими понятиями он конечно уже должен владеть – мало, много, большой, аленький и так далее. Можно научить ребенка считать до трех, а также дать понятие о простых геометрических фигурах.

С этого возраста можно учить ребенка лепить из пластилина, дать ему краски и карандаши. Лучше всего покупать раскраски с простыми рисунками, где все детали большие.

Для развития мелкой моторики можно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой – как вариант «Ладушки», «Сорока-белобока».

Ребенок к 1 году и 11 месяцам начинает испытывать потребность в общении со сверстниками, родители должны учить ребенка правильно строить отношения, не ссорится, учиться играть вместе.

К этому возрасту ребенку будут интересны игрушки из следующих категорий:

  • развивающие – лото, мозаика, пазлы, краски,
  • обучающие – игрушечная посуда, лего, конструкторы с крупными деталями,
  • для активных игр – мячи, мини-кегельбаны, железные дороги, мини-баскетбол на липучке,

Кроме того, малыш будут с удовольствием играть с различными говорящими и музыкальными игрушками, мальчики в этом возрасте любят играть с машинками, наборами инструментов, девочкам придется по душе кукольный домик, гладильная доска, посудка, игрушечный медицинский набор.

Социальное развитие

Родители одиннадцатимесячного малыша могут вздохнуть свободно: их кроха стал настолько независимым, что не нуждается в их ежеминутном присутствии. Более того, он готов видеть рядом с собой другие лица. Поэтому самое время познакомить его с новыми людьми: няней, воспитателем развивающей группы, сверстниками. Любознательный малыш с радостью пойдет на контакт.

Общение со сверстниками происходит на игровой площадке или в центре раннего развития. Если вы посадите своего ребенка рядом с такими же малышами, через несколько минут завяжется общение: дети попытаются обменяться игрушками, потрогать друг друга, взяться за руки. Родителям следует присматривать за своими карапузами: неловкое движение одного ребенка может обидеть другого, и тот начнет капризничать и плакать.

Поскольку ребенок пока не нуждается в длительном общении, в людном месте достаточно проводить 30–40 минут.

Сон и режим дня

На 12-м месяце жизни большинство малышей переходят на одноразовый дневной сон, длительность которого составляет около 3-4 часов. Ночью кроха спит 10-11 часов.

Соблюдение режима дня в данном возрасте – гарантия гармоничного развития ребенка. Крепкий, здоровый сон в одно и то же время дает организму малыша отдохнуть и набраться сил для активного познания окружающего мира, тренировки навыков и умений, сохранения бодрого и веселого настроения. Опытные родители знают, что если малыш выспался, то у него хороший аппетит и повышенный интерес к играм и развивающим занятиям.

Единого режима, подходящего всем детям этого возраста, не существует. Взрослым необходимо придерживаться индивидуального графика их ребенка, ориентируясь по типу личности и предпочтениям карапуза. Желательно соблюдать только время отхода на ночной сон (22.00). С 21.00 до 01.00 в организме спящего крохи вырабатываются важные гормоны, способствующие гармоничному развитию и здоровью.

Чтобы кроха хорошо спал днем и ночью, необходимо как можно чаще выводить его на прогулку. Свежий воздух и впечатления от увиденного, положительно сказываются на темпах развития, способствуют хорошему аппетиту. В летнее время прогулки лучше совершать в утреннее и вечернее время, избегая игр под палящим солнцем. В зимнее время, особенно в сильный мороз, желательно сократить время прогулки и совершать ее ближе к обеду.

На 12-м месяце жизни, частым явлением бывает сбой в режиме сна и бодрствования. После прорезывания зубов или болезни, крохи путают день и ночь, начинают активничать в ночное время суток, сбивая не только свой ритм, но и мамин. При появлении признаков смещения времени бодрствования на ночной сон, взрослым стоит позаботиться о перестройке организма малыша на правильный режим. Это сложное, но выполнимое действие.

Чтобы перестроить кроху на правильный режим необходимо соблюдать некоторые условия:

  • Хорошо проветривать комнату ребенка;
  • Если малыш все еще спит 2 раза в день, вместо второго сна предложите ему поиграть или заняться творчеством, пойте и всеми силами отвлекайте от попыток уснуть;
  • На ночь покупайте кроху в теплой, но не горячей ванной. Пусть он поиграет с водой, поплещется;
  • Сделайте в комнате приглушенный свет и сохраняйте спокойную атмосферу в течение часа до сна;
  • Прочитайте сказку, спойте колыбельную, укачивайте на руках.

Перейти на нужный график может не получиться с первого раза, но не отчаивайтесь и не прекращайте попыток, ведь режим дня для ребенка 11-го месяца жизни – важная составляющая гармоничного развития.

Мальчик и девочка в 11 месяцев: особенности развития


Мальчик в 11 месяцев К 11 месяцам и мальчики и девочки уже умеют сидеть, ползать и ходить возле опоры. В этом возрасте мальчики могут быть более развитыми и они начинают раньше ходить самостоятельно, именно в этом возрасте. Девочки делают первые самостоятельные шаги в год или даже чуть позже.

Речь развита у мальчиков и у девочек в 11 месяцев одинаково. Имитация звуков, повторение несложных слов, лепетание простых слогов — все достижения детей этого возраста.

Стоит отметить, что несколько особенностей в развитии все-таки есть:

  • Мальчики отдают предпочтение более подвижным играм. Девочки любят долго заниматься одной игрой, они более усидчивые.
  • Разные игрушки. У мальчиков — машинки, мячи, музыкальные предметы, каталки. У девочек — куклы, мягкие игрушки. Они их кормят, укладывают спать.
  • У девочек в этом возрасте заметно проявление интереса к маминым вещам. Дочь может пытаться натянуть на себя платье мамы или другую вещь из ее гардероба.

Несмотря на половую принадлежность, каждый ребенок этого возраста, очень любознательный и энергичный. Игры в 11 месяцев уже становятся более разнообразными, и увлечения одного ребенка не похожи на занятия другого.