Занятия в домашних условиях

Получить первые навыки ментальной математики можно в домашних условиях. Плюсом домашнего изучения является возможность самостоятельно определять для себя учебный график. Также, занятия дома, в комфортной психологической обстановке полезно скажутся на успехах. Не нужно тратить деньги на уроки и время на дорогу. А совместное времяпровождение детей и родителей принесут радость и удовольствие.

Для домашних занятий понадобятся счеты абакус и сопутствующие образовательные материалы. Для ознакомления и понимания принципов можно воспользоваться рекомендациями и видеоуроками для начинающих в интернете. Также можно воспользоваться книгами о ментальной арифметике.

Например, «Японский Абакус — использование и теория», автор Такаши Койима. Перед решением примеров рекомендуется изучить теорию и правила.

Возможно, домашнее обучение затянет, и когда захочется развить полученные навыки — можно обратиться за платными видеоуроками, онлайн занятиям с преподавателем или записаться в ближайший центр, предлагающий обучающие программы.

Когда и где берет начало ментальная арифметика?

Родиной ментальной арифметики считаются страны Востока: Китай и Япония.

Началом ее существования можно считать изобретение счетной доски (суаньпань) в Китае более 5 тысяч лет назад. Те древние счеты представляли собой дощечку со специальными обозначениями и песком, разделенным на строки. Чуть позже в Египте, Древней Греции и Древнем Риме появились аналогичные приспособления для арифметических вычислений. Они больше походили на современные счеты, поскольку подсчет велся на доске не с помощью песка, а с использованием камней или косточек.

Известно, что в России в конце XV столетия были придуманы так называемые «русские счеты». Их особенностью было то, что в них применялась десятичная система счисления.

В XVI веке китайской счетной доской суаньпань заинтересовались в Японии. Японские счеты использовали пятеричную систему счисления и назывались соробан (абакус).

Современные японцы считают, что и сегодня обучение счету с использованием соробана имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционным подсчетом на бумаге. Этот метод тренирует мозг, увеличивая количество нейронных связей, и способствует развитию интеллекта и творческих способностей.

С 1993 г. ментальная арифметика используется для обучения детей в 52 странах мира, начиная с Канады и заканчивая Великобританией. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ. На своей родине — Японии, она включена в школьную программу как обязательный предмет.

Наибольшее распространение ментальный счет получил в государствах Ближнего Востока, а также в Китае, Австралии, Таиланде, Австрии, США и Канаде. Начинают появляться специализированные организации в Казахстане, Киргизии и России. Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования. Благодаря этой методике можно без труда развить умственные способности ребенка.

Это методика тренировки головного мозга, благодаря которой, ребенок приобретает навыки правильного и быстрого счета в уме. Также ментальная арифметика нацелена на развитие обоих полушарий мозга, помогая ребенку в дальнейшем воспринимать и запоминать большой объем информации, правильно обрабатывать усвоенное, мыслить логично и быстро принимать решения.

Минусы методики

Ментальная арифметика не всегда оправдывает ожидания родителей и детей. Среди недостатков методики выделяют:

Многочисленные ошибки в вычислениях.

(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);

window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_16055197993226894′,params:{pp:’bgdj’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);

Малыши слишком самоуверенны, привыкли давать ответ быстро. Торопливость приводит к ошибкам, отрицательным результатам контрольных работ. Быстрота счета – вредный навык, особенно для первоклашек.

Интеллектуальная перегруженность. Школьники занимаются 1–2 раза в неделю по 2 часа, делают домашнюю работу по 15 минут в день. Уроки насыщенные, перегружают слабых детей умственно, физически, морально.

Высокая стоимость курса. Цена занятий в России варьируется от 4 до 7 тысяч рублей в месяц. Многие мамочки принимают решение заниматься с ребенком ментальной арифметикой дома самостоятельно, используя видеокурсы, пособия. Но этот вариант не всегда дает положительный результат.

Отсутствие значимых результатов в развитии способностей

99 процентов детей научатся хорошо считать, но память, внимание, усидчивость остаются на том же уровне

Непрофессионализм учителей центров. Методика новая, большого опыта у специалистов в России нет.

Может ли быть ментальная арифметика бесплатна

Конечно, ментальная арифметика бесплатна может быть, если вы  родители понимаете хотя-бы начальные азы счёта на абакусе. Далее нужно знать начальную структуру методики для преподавателей, то-есть поэтапный план занятий и к чему ведет каждое занятие с ребёнком. Например показ флеш карт необходим для концентрации внимания и развития памяти. Еще зависит от того как вы будете показывать то-есть с какой скоростью, в какой форме, на экране монитора или будете перебирать флеш карты руками перед учеником. Конечно однозначно показ флеш карт на компьютере будет эффективней, ручной перебор подойдёт на начальном этапе но в дальнейшем и в основном тренировка на распознавание идёт со скоростью меньше 1 секунды и постоянную скорость 0,8 с или 0,6 с можно достигнуть только на компьютере. Благо сейчас тренажёров для показа флеш карт достаточно в интернете и не составляет большого труда найти.

Естественно ментальной арифметикой бесплатно заниматься возможно но на начальном этапе единоразово придется  купить методический комплект для преподавателей. Разобраться в этом во всём самому, конечно не обязательно уметь считать с огромной скоростью достаточно простой счёт без скорости. Но а самое главное ежедневные занятия  увеличивая скорость примеров и конечно же мотивация для детей.

Результат обучения

Все данные достоинства объединяются к тому, что благодаря методу умственной арифметики ребенок войдет в 5% успешных людей, потому что занятия стимулируют формирование 2 полушарий головного мозга. А по суждению научных работников, непосредственно от слаженного формирования двух полушарий, зависит в какой степени станет успешен человек.

Самый очевидный результат обучения – способность совершать арифметические действия с шестизначными числами за несколько секунд. Но сложно представить, зачем сегодня человеку может понадобиться этот навык. Как утверждают педагоги по ментальной математике, быстрый счет в уме – это побочный эффект, а не цель. Основная задача обучения – добиться эффекта синергии от синхронной работы обоих полушарий мозга, который превосходит эффект от работы каждого полушария по-отдельности. Тогда вместе с математическими способностями будет развиваться:

  • усидчивость
  • концентрация внимания
  • фотографическая память
  • воображение
  • творческое мышление

скорость обработки информации

Деление

Для деления мы также используем стандартные математические термины a ÷ b = c, где:

a — делимое;

b — делитель;

c — частное.

Делимое набирается на спицах в правом конце соробана, делитель — в левом конце. Результат записывается посередине.

Между делимым и делителем рекомендуют оставить минимум 4 пустых столбца для записи результата.

Также существуют правила размещения первой цифры частного:

  • Если количество цифр в делителе меньше (или равно) количеству цифр в делимом, расположите первую цифру частного, отступив 2 столбца слева от делимого.
  • Если количество цифр в делителе больше, нежели в делимом, начните располагать частное, отступив 1 столбец слева от делимого.

Пример: 72 ÷ 2

  1. Помещаем делитель 2 в левую часть счёт, делимое — 72 — в правую.
  2. Делим первое число 7 на 2. Цифра 2 помещается в 7 полностью три раза — поднимаем 3 костяшки в соответствии с правилом №1, отступив 2 столбца влево от делимого.
  3. Умножим полученное число 3 на делитель — 2. Результат — 6 — вычтем из первой цифры делимого — 7. Убираем лишние костяшки, остаётся единица.
  4. Остаток от делимого — 12 делим на делитель — 2. Полученный результат — 6 помещаем в следующий свободный столбец для записи результата. Получаем в итоге — 36. 

Как это работает?

Сначала ребёнок учится считать на абакусе. Он пальцами перебирает костяшки на счетах и складывает-вычитает числа. Потом, освоив данный механизм, ученик представляет абакус в уме. Но при этом он всё так же работает пальцами, только перебирает уже воображаемые костяшки. После того, как ребёнок освоит простые вычисления, он учится считать и одновременно делать другое действие: читать стихотворение или выполнять физическое упражнение. Затем, обычно через год, дети переходят на более сложный уровень: они учатся умножать и делить на абакусе. На третий год начинаются самые сложные арифметические операции: например, нахождение квадратного или кубического корня.

Интеллект – признак развитого мышления. Без постоянного совершенствования и получения новых навыков невозможно не только его развитие, но даже поддерживание на достигнутом уровне.

Интеллектуально развитый ребёнок умеет:

  • быстро обучаться, используя полученный ранее опыт;
  • искать нестандартные пути решения задач;
  • мгновенно ориентироваться в новых условиях и обстоятельствах. Это дополнительно воспитывает стрессоустойчивость, помогает лучше адаптироваться к изменению ситуации. Поэтому взрослые должны знать, что такое ментальная арифметика для детей.

Максимальный эффект ментальная арифметика даёт в дошкольном возрасте, когда у малыша ещё не сформировались определенные стереотипы мышления и активно работают нейронные связи.

Интелектуальное развитие по системе Никитиных

Интеллектуальное развитие играет одну из важнейших ролей в данной системе. Никитины разработали множество игр, которые заставляют работать мозг. Но у всех у них есть один общий момент: правила игры не разглашаются. Поначалу это может показаться странным и даже нереальным. На самом деле всё проще, чем кажется на первый взгляд. Когда ребёнок начинает играть, он следит за родителями и в самом процессе вникает в суть происходящего. За наблюдением следуют выводы. Анализируя действия других участников, ребёнок активно задействует свой интеллект.

Ментальная арифметика – рычаг для развития 

Сама система ментальной арифметики как способа быстрого счёта появилась очень давно – еще более 2 тысяч лет назад. Конечно, на курсах AMAKids используется усовершенствованная и адаптированная система. Но от древнего метода остались специальные счёты – абакус. Мы уже описывали особенности и преимущества ментальной арифметики, но вкратце напомним, о чем идет речь.

На ранних этапах обучения дети выполняют все математические расчеты при помощи абакуса – они складывают, отнимают, делят и умножают, перемещая разноцветные кости

Важно, что в процессе этих действий в мозгу ребёнка формируются четкие ассоциации между визуальной картинкой и отдельными числами. Поэтому через некоторое время счёты становятся не нужны – ребёнок считает прямо в уме

В ходе дальнейших тренировок его способности заметно возрастают – он считает все быстрее и с легкостью оперирует многозначными числами.

Основная фишка ментальной арифметики, которая отличает ее от множества других систем обучения, заключается в одновременном задействовании двух полушарий головного мозга. Практически вся образовательная система построена на использовании левого, «логического» полушария, в то время как ментальная арифметика пробуждает еще и правое, «творческое».

Основные факты о ментальной арифметике

оптимально начинать обучение с 5 до 12 лет, но существуют отдельные курсы и для подростков с 13 лет;
чтобы учиться ментальной арифметике, ребёнку достаточно уметь считать до 10;
в ходе занятий активизируются и заметно улучшаются многие умственные процессы: память, быстрота реакции, концентрация и внимание;
благодаря активизации правого полушария ребёнок раскрывает свои творческие способности и умение нестандартно решать любые задачи.

Важно, что уже в ходе обучения повышается успешность практически во всех школьных дисциплинах, ведь ребёнок активно использует оба полушария головного мозга, а значит, все его умственные способности заметно возрастают. Как сопоставить две системы

Как сопоставить две системы

Очевидно, что сравнивать метод Никитиных и ментальную арифметику просто бессмысленно. Никитины предложили действительно хорошую и работающую систему воспитания детей, придумали множество полезных игр и на личном примере продемонстрировали, что ломать привычные стереотипы не только можно, но и нужно. Обязательно возьмите на вооружение их принципы воспитания и педагогические разработки – возможно они полностью изменят ваше представление о правильном воспитании.

Ментальная арифметика – это специальный курс, направленный на повышение умственных способностей ребёнка посредством снятия дисбаланса в развитии полушарий головного мозга. Занятия помогают даже самым отстающим детям научиться быстро считать и думать, принимать творческие решения и держать ум в тонусе. И такие практические занятия нельзя сравнивать с описательной методикой Никитиных – это совершенно разные вещи.

Принцип системы Никитиных

Родители должны соблюдать баланс в воспитании ребёнка, минуя 2 крайности: излишнее внимание и гиперопеку («заорганизованность»), а также игнорирование ребёнка («заброшенность»).
Нужно предоставить ребёнку максимальную свободу – пусть играет, занимается спортом или рисует, когда хочет и только когда это будет ему интересно

Никакого насилия и принуждения.
Важно сохранять легкость, непринужденность и естественность
Это касается как домашней обстановки (комфортная одежда, атмосфера уюта и простоты), так и близости с природой (прогулки и игры на свежем воздухе, походы).
Родители должны принимать непосредственное участие в развитии ребёнка: гулять, играть, помогать делать уроки и т. д

Вовлеченность и искренний интерес родителей – обязательные черты сторонников никитинского метода.

Никитины разработали и специальные развивающие игры для детей. Для их проведения нужны кубики, квадратики, кирпичики, детали конструкторов и др. Такие игры учат детей критическому мышлению, анализу, логике и креативности.

Учёт фактора индивидуальности

Для гармоничного развития важно соблюдать баланс, стимулировать одновременно эмоциональную и интеллектуальную составляющие

К способностям ребёнка родители должны отнестись с максимальным вниманием. Отдавать дошкольника заниматься ментальной арифметикой только потому, что это модно, не стоит

Программа полезна для всех, но особенно показана неусидчивым детям с низкой концентрацией внимания. Последние исследования показали, что она помогает социализации детей-аутистов.       

Стоит также учесть важность развития воображения. Эйнштейн говорил, что «воображение важнее знания, потому что оно охватывает весь мир»

Каждое занятие – это польза для детей, это новый виток развития правого полушария, и, следовательно, творческой жилки. Вам решать, необходимо ли это именно вашему ребёнку.

Учебники по простой и ментальной арифметике

Обучение прогрессивным методикам невозможно без подбора соответствующей литературы. Ниже представлен перечень самых популярных книг, которые написаны просто и понятно:

  • «Матемагия. Секреты ментальной математики», автор Артур Бенджамин. После прочтения пособия родителям становятся более понятными методы работы с ребенком. Автор раскрывает некоторые математические хитрости, позволяющие научиться считать быстро и точно.
  • Решебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Бунимович Е. А. В пособии представлены примеры решений домашних заданий в доступной форме.

  • Блокнот-тренажер. «Не ментальная арифметика», автор Шамиль Ахмадуллин. По утверждению автора, следуя его методике, можно научить ребенка самостоятельному счету за 21 день. В книге есть теоретическая информация и пробные задания. Книга рассчитана на детей 8-12 лет.
  • «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание», автор С. Эрташ. Книга совмещает в себе тренажер и дидактический материал. В пособии доступно разъяснены принципы быстрого счета, и содержится много полезной информации для детей и родителей.
  • «Ментальная арифметика. Знакомство», авторы Р. Багаутдинов, Р. Ганиев. Данная книга предназначена для обучения детей с 5 лет. Здесь представлено множество иллюстраций с формулами вычитания и сложения, что дает возможность ребенку воспринимать информацию не только устно, но и зрительно.

В статье рассмотрено, что такое арифметика, ее подраздел, которому обучают японских детей. При желании эту технику счета может постичь любой человек.

Как складывать на абакусе?

А теперь переходим к сложению и посмотрим, что из этого получится. Предлагаю взять что-нибудь попроще, чтобы не взорвать себе мозг) Например, сложим 33 и 14.

Откладываем на абакусе 33.

К трем десяткам прибавим еще один. Получим 4 десятка или 40.

прибавление одного десятка на абакусе

Теперь единички. К трем единицам прибавим еще 4. Так как четырех свободных единиц снизу на спице нет, то сначала прибавим пять, опустим верхнюю косточку. А потом отнимем 1, опустим одну нижнюю. Получилось у нас 7 единиц.

В результате получилось 47! Результат мы получили верный!

Развить навыки быстрого счёта вы можете на бесплатном онлайн тренажёре здесь

Ментальная Арифметика научиться дома – Дополнительная литература

Вот по такой схеме на абакусе и считают. Показ был самого простого.  А ведь можно еще и вычитать, и умножать, и делить, и в степень возводить. И работать с огромными числами. Хотите знать больше? Пожалуйста!

Обратите внимание на книгу «Ментальная арифметика. Школа волшебников»  Она ориентирована на обучение детишек

Рекомендуем вам приобрести:

или

Как проходит обучение

Методика ментальной арифметики AMAKids разработана таким образом, чтобы заниматься могли три возрастные группы детей: младшая (5–6 лет), средняя (7–10 лет) и старшая (11–16 лет). У каждой из этих групп своя адаптированная программа, но основной инструмент, с помощью которого происходит обучение, один и тот же — абакус. Кроме того, все тренировки проводятся с использованием современной интеллектуальной онлайн-платформы.

Групповые занятия проходят в центрах ментальной арифметики AMAKids один раз в неделю

Но очень важно, и тренеры предупреждают об этом и детей, и родителей на самом первом занятии, чтобы дети регулярно выполняли домашние задания. Это занимает не больше 15–20 минут в день, однако значительно улучшает качество обучения и ускоряет процесс

Наличие современной онлайн-платформы делает процесс тренировок очень интересным для ребенка. Ему не нужно работать только с тетрадью или книгой, как в школе. Достаточно включить ноутбук, планшет или компьютер, зайти в специальную программу под своим именем и можно тренироваться сколько угодно!

Причем мы бы рекомендовали сначала выполнить задание по ментальной арифметике, а уже потом приступать к домашним заданиям из школы, потому что мозг после таких тренировок работает действительно иначе, и позитивные изменения будут заметны уже через очень небольшой срок.

Секрет эффективности ментальной арифметики

Секреты ментальной математики известны с древнейших времен. Эффективность ментальной арифметики строится на четырёх «слонах»:

Внимательность. На занятиях по данной методике вашему ребенку будет некогда отвлекаться

Всё его внимание будет направлено на устный счет. Данное обучение требует активной интеллектуальной работы, которая способствует повышению концентрации.
Всестороннее развитие

Дети на уроках не только считают арифметические примеры. Они ещё и рассказывают стихотворения наизусть или выполняют физические упражнения. Но при этом не перестают считать! Выполняя несколько действий одновременно, ребенок полноценно развивается.
Выход из зоны комфорта. Как и при других занятиях, преподаватель или родитель не должен сразу говорить ребенку правильный ответ. Малыш должен сам подумать, его можно только направить на правильный путь. Но
при этом не стоит переусердствовать. Если у сына или дочери что-то не получается, нужно ещё раз пройти предыдущий материал. Нагружая ребенка, следует учитывать его индивидуальность.
Повтор урока. Начиная следующее занятие, нужно вспомнить материал прошлого. Также нужно помнить о дозировке объёма. Лучше заниматься 15 минут каждый день, чем мучить малыша два часа раз в неделю.

Как проходит обучение

Курс предполагает 12 уровней. В неделю – 1–2 занятия. На уроках используются счеты абакус. Они выглядят как русские счеты, но количество бусин меньше и держат их горизонтально.

На первых занятиях ученик знакомится с методом счета на абакусе. Он заключается в следующем:

  1. Каждый столбик бусин отвечает за определенный разряд чисел.

Первый – единицы, второй – десятки, третий – сотни и так далее.

  1. Верхний ряд – число, кратное 5.

Если бусины верхнего ряда расположены над столбиком единиц – это 5, если над – десятками – 50 и т.д.

  1. Чтобы отнять, нужно опустить бусины, чтобы прибавить – поднять.

Попробуем набрать цифру 8. Для этого поднимаем 1 бусину верхнего ряда над единицами и 3 бусинки в этом же столбце. Получится, что 5+3=8. Когда все бусины лежат внизу, на счетах 0.

Таким же образом действуем с сотнями, тысячами.

Набираем цифру 103. Поднимаем 1 бусину в ряду сотен, получается 100 и 3 в ряде единиц. В итоге показана цифра 103.

Переход к большим разрядам происходит постепенно. После автоматизации работы рук и глаз используются карточки. На них нарисовано расположение бусин для популярных комбинаций. Ребенок запоминает, как выглядит цифра на счетах.

Набирает число автоматически.

Еще один аспект применения ментальной математики на практике – поза тела, пальцев на занятиях:

  • Ребенок сидит с прямой спиной.
  • Указательный палец передвигает бусины вниз, большой палец – вверх. Для отработки движений руками используются методы автоматизации. Это зажим карандаша в ладони, чтобы свободными оставались только два пальца, или разные виды пальчиковой гимнастики.
  • Спустя полгода школьник будет пользоваться обеими руками для работы на счетах.

Программа менар включает в себя сложение, вычитание, деление и умножение. Сначала на счетах, потом в уме.

Через 1–1,5 года занятий со специалистом ребенок учится в уме решать примеры с пятизначными цифрами, оперируя числами свободно.

Одновременно с математическими навыками ребенок в специализированном центре приобретает и другие знания. Учится рисовать, петь, танцевать. В игровой форме решает ребусы, логические задачки, развивается физически. Поэтому относиться к курсу ментальной математики как к узкоспециализированному направлению нельзя. Цель занятий – всестороннее развитие личности.

Ментальная арифметика для детей — методика получения гениев или всего лишь один из способов быстрого счёта

В настоящее время в мире насчитывается более 5 тысяч школ, в которых обучаются ментальной арифметике более 5 млн детей. Существует несколько десятков разновидностей этой методики. Только в России учебные центры работают по десяти популярным франшизам:

  • Абакус;
  • Smartykids;
  • Менар;
  • UCMAS;
  • GENIUS;
  • ALOHA;
  • Unicum kids;
  • Abacumo;
  • Соробан;
  • Пифагорка.

Единый принципиальный подход заключается в том, что обучение ведётся на специальных механических счётах абак (абакус). В Китае их разновидность называется суньпань, в Японии — соробан. В общем случае абак — это семейство счётных досок, которые применялись для арифметических вычислений ещё до нашей эры в древних культурах Европы и Азии. Соробан представляет собой совокупность вертикальных спиц с нанизанными на них камнями. Одним из примеров абака являются русские счёты.

Счёты соробан состоят из нечётного количества вертикальных спиц с нанизанными на них костяшками

Обучаясь ментальной арифметике, дети сначала учатся считать на абаке, механически передвигая камни руками, затем стараются выполнять математические операции в уме, мысленно представляя свои действия со счётами. В конце концов, дети становятся способны выполнять следующие операции в уме быстрее, чем на калькуляторе:

  • вычитать, умножать, делить шестизначные числа;
  • извлекать корень;
  • находить проценты.

Согласно рекомендациям специалистов по ментальной арифметике, лучше всего даётся обучение детям в возрасте от 4 до 14 лет. Причём если обычная программа обучения математическим вычислениям предполагает, что дети после первого класса должны уметь складывать и вычитать в пределах двадцати, а после второго класса в пределах ста, то дети, освоившие ментальную арифметику, могут уже в возрасте 5–6 лет спокойно оперировать трёхзначными числами.

Стандартный курс ментальной арифметики рассчитан на два года. Дети должны заниматься в классе раз в неделю. Занятие длится 1–2 часа. Но залогом успеха является ежедневное выполнение домашних заданий, на которые затрачивается от 10 до 20 минут.

Отличие изучения классической арифметики от ментальной в том, что в первом случае основой являются слуховые и визуальные ощущения, а во втором добавляются зрительные образы и тактильные ощущения. Математические операции на счётах на начальном этапе осуществляются перемещением косточек на спицах с помощью обеих рук одновременно.

Ментальной арифметикой дети занимаются в специальных классах раз в неделю в течение двух лет

Аргументы в пользу этих развивающих занятий для ребёнка

Именно развитие моторики обеих рук и зрительной памяти позволяет сторонникам ментальной арифметики говорить, что при вычислениях по данному методу оказываются задействованными оба полушария головного мозга. Поэтому считается, что такие занятия развивают:

  • воображение;
  • память;
  • логическое мышление;
  • концентрацию внимания;
  • умение абстрагироваться.

В подтверждение этого дети, прошедшие полное обучение, могут одновременно производить сложные вычисления, слушать аудиокниги или играть на музыкальных инструментах.

В интернете можно обнаружить краткое описание исследований учёных из Мадрасского университета в Индии. В исследованиях принимали участие две группы детей по 160 человек в каждой. Дети, которые изучали ментальную арифметику, лучше запоминали числа и концентрировались на заданиях, были более креативными.

Доктор социальных и экономических наук Максим Белицкий считает, что занятия ментальной арифметикой в будущем могут пригодиться руководителям бизнеса любого уровня, так как им приходится оперировать большими массивами чисел.

По ментальной арифметике проводятся чемпионаты мира, в которых участвуют сотни детей

Аргументы против

Правда, бо́льшая часть педагогов и учёных относятся довольно настороженно к ментальной арифметике. Например, преподаватели математики Леонид Звавич и Александр Шевкин напоминают, что в мире существует масса других систем быстрого устного счёта. Также российских педагогов настораживает агрессивное продвижение ментальной арифметики в качестве бизнес-модели.

Американские учёные изучали эффективность этой методики на учениках начальной школы. Каких-либо преимуществ перед другими методиками не было выявлено. Скептики приводят в свою пользу и другие аргументы:

  • нет необходимости в длительных занятиях ментальной арифметикой, так как в решении стандартных школьных задач на логику этот метод не помощник;
  • развивается только навык устного счёта, а другие математические способности атрофируются;
  • из-за шаблонного подхода утрачивается способность к поиску оптимального метода решения той или иной математической задачи.

Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна

Для начала давайте углубимся в понятие “ментальная арифметика”, что это такое? Ментальная арифметика – это программа, основанная на системе устного счета с построением и развитием устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий, она позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка.

Особенность этой методики заключается во всестороннем интеллектуальном развитии детей, а умение молниеносно складывать и вычитать числа – это наглядное проявление умственных способностей человека. 

Основные компоненты в программе – счета для ментальной арифметики. Обучение математике с их помощью состоит из двух этапов. На первом ребенок осваивает абакус: передвигает костяшки на счетах, при этом применяет и устный счет. 

Что такое абакус? Это счётная доска для вычислений, которой впервые начали пользоваться в Месопотамии (примерно в третьем тысячелетии до нашей эры). Абакус очень похож на советские счеты, однако числа она нем обозначаются положением на спице, а не количеством косточек.

Быстрый устный счет является демонстрацией приобретенных навыков методики ментальной математики с использованием счетов, которые похожи на бухгалтерские (отличаются количеством костяшек). Раньше такие счеты применяли на уроках математики.

 Важно понимать, что математический, устный и ментальный счёт – это не одно и то же: у каждого вида свои нюансы и задачи.

Математический и устный счет, примеры и задачи из 1-6 класса повышают скорость и качество счета. Например, ребенку сначала даются упражнения с простой таблицей умножения, а спустя несколько занятий он уже умеет работать с двузначными и трехзначными числами.

На втором этапе вычисления ведутся в уме (это ментальный счёт): абакус отодвигается в сторону, так как в начале урока выполняются базовые упражнения, остаются такие задания, как, например, рисование двумя руками.

Также есть множество дополнительных методик, которые позволяют разносторонне подходить к развитию детей. Ребенок пишет вычислительные диктанты на слух, по памяти, ментально. 

Благодаря работе руками, укрепляются старые и создаются новые нейронные связи. К таким занятиям относятся возведение башен из конструктора, рисование, игра на музыкальном инструменте и т.д. 

Также на уроках проводятся упражнения по скорописи букв и цифр, графические диктанты, игры, развивающие память – это все разносторонне развивает ребенка. Чередование заданий позволяет вырабатывать такие навык, как переключение внимания, концентрация внимания, скорость обработки информации.

Что даёт ментальная арифметика?

Она помогает добиться синхронной работы обоих полушарий мозга, достигая эффекта синергии, что позволяет развить и другие немаловажные навыки:

  • усидчивость;
  • концентрация внимания;
  • фотографическая память;
  • воображение;
  • творческое мышление;
  • трудоспособность;
  • скорость обработки информации.

Исследования показывают, что при любом устном счете задействованы участки мозга, ответственные за депрессию и тревожность, а значит, чем активнее работают эти области, тем меньше риск неврозов и тоски.

Ментальная математика вырабатывает привычку трудиться, способность доводить любое дело до конца, желание сравнивать свои результаты и ставить цели

Мелкая моторика важна, так как она связана с нервной системой, памятью, зрением и вниманием ребенка

Как обучают ментальной арифметике

Вы заинтересовались программой, но не знаете, как научиться ментальной арифметике или помочь своему ребенку освоить эту методику? В этом нет ничего сложного.

Для начала обратите внимание на возраст. Рекомендуемый возраст для начала занятий – от 4-16 лет

Однако детям в возрасте 4-5 лет рекомендуют заниматься не более 20 минут. Смотрите рекомендации для домашнего обучения          

В среднем курс дается на 3-4 года, иногда 2,5-3. Занятия проходят 2 часа в неделю: дошкольники – 25-30 минут с переменами, младшие школьники – 35-40 минут, ученики среднего звена – 45-50 минут. Но даже с такой длительностью занятий, а также с выполнением кинезиологических упражнений и физминуткой дети сильно устают. 

На занятиях дается наглядное представление состава числа 10 и 5, также всех остальных чисел: 3,4,7,8,9, причем на отдельных уроках отрабатываются навыки действия с каждым из чисел: плюс, минус 6, плюс, минус 7 и т.д. Такие уроки помогают детям, испытывающим трудности в школьном курсе математики: они дают им уверенность и свободу в вычислениях. 

 Школьную программу по математике лучше не обгонять, например, для первоклассников не желательно вводить четырехзначные числа. 

Если обобщить методику обучения, то, как я уже говорила выше, она состоит из 2-х этапов. Сначала нужно научиться физически считать на абакусе, задействовав при этом обе руки. А далее необходимо представлять образ абакуса в уме и переставлять косточки уже в своем воображении. 

Ментальная математика для детей может быть полезна и ученикам, которые столкнулись с трудностями или отстали от сверстников по школьной программе. Приобретенные вычислительные умения дают детям уверенность и желание выйти к доске.

Взрослым людям эта методика полезна как гимнастика для ума: тренирует память. Никаких возрастных ограничений в изучении этого предмета нет, но результат с возрастом достигается гораздо позже.