Способы и направления развития двухмесячных детей

Развитие ребенка даже от 2 до 3 месяцев не нужно пускать на самотек. Да, малыш будет взрослеть в своем темпе, но неправильное обращение с грудничком в период самого активного познания нового может замедлить естественные процессы.

Речь идет не об обучении как таковом, от родителей требуется лишь в умеренном темпе помогать развиваться физическим, эмоциональным, психологическим навыкам новорожденного. Есть несколько способов это сделать, но занятия должны быть систематичными, каждый день, не подолгу и примерно в одно и то же время.

Лежание на животике

Это сенсорная деятельность – важнейшая часть повседневной жизни ребенка. Укладывая его на несколько минут на живот, у малыша лучше развивается координация движений, тренируются мышцы шеи, плеч, рук и позвоночника. Одновременно с этим в дальнейшем грудничок учится перекатываться, подтягиваться, ползать и сидеть.

Чтение

Разумеется, читать или даже понимать прочитанное — это не то, что должен уметь человек с развитием 2-х месячного ребенка.

Но читать вслух малышу нужно для того, чтобы он:

  • привыкал к голосу родителей;
  • слышал правильную речь;
  • учился слушать (в такие моменты груднички довольно внимательны);
  • получал задатки языкового развития;
  • развивал память;
  • укреплял связь с мамой и папой.

Не стоит начинать читать при постороннем шуме, так как внимание малыша должно быть сосредоточено на вас. Используйте интонацию, мимику, но не увлекайтесь – груднички быстро утомляются, теряют интерес и начинают капризничать

Достаточно буквально пяти минут.

Прикосновение

Также следует относиться к сенсорной деятельности.

Какими должны быть прикосновения:

  • кожа касается кожи – не через одежду;
  • медленные покачивания и объятия;
  • поглаживания по всему телу, включая руки и ноги;
  • массажи (только после консультации со специалистом, неправильные манипуляции могут сильно навредить).

Благодаря этим простым упражнениям налаживается связь ребенок-родитель, укрепляется психологическое и физическое здоровье, улучшается сон, стабилизируется температура и сердечный ритм.

Движения с ребенком

Неотъемлемой частью жизни и развития ребенка в 2 месяца должны быть движения. Они тренируют вестибулярный аппарат. Цель таких упражнений — не заставлять малыша шевелиться, а двигаться вместе с ним, например, танцевать под музыку с ним на руках. Можно просто не торопясь раскачивать грудничка в разные стороны, меняя скорость перемещения в воздухе. Но каждую минуту нужно делать паузу, фиксировать тело и следить за тем, чтобы ребенок не слишком возбудился эмоционально.

Пальчиковые игры

Зрение грудничка в возрасте 8 недель еще недостаточно развито, и видит он не очень хорошо. При этом ему нравится наблюдать за движущимися объектами, в том числе за пальцами. Не обязательно покупать или шить специальные игрушки для игры (хотя это тоже интересный вариант – кукольное представление), можно просто ритмично двигать руками под музыку или ваши истории, опускать пальцы вниз и поднимать вверх, двигать ими со стороны в сторону в разном темпе, имитировать движение «червячка».

Сюда же относятся и упражнения с пальчиками младенца – трогайте их, загибайте (можно читая стишки), давайте трогать вещи с разной поверхностью, например, ткани и вязку.

Наблюдение за объектом

В двухлетнем возрасте младенец видит на расстоянии 45 см от своего лица, умеет удерживать внимание на отдельном объекте и следить за ним непродолжительное время. С помощью игры это умение можно развивать

Выберете предмет или игрушку, которая интересная малышу, и держите ее перед его лицом. Увидев, что грудничок смотрит на нее, начинайте медленно перемещать ее в разных направлениях. Очень хорошо, если игра будет сопровождаться вашими разговорами, звуковыми эффектами или песенкой.

Не забывайте развивать и свой навык наблюдения – если ребенок не проявляет никакого интереса к играм и упражнениям, не принуждайте его. Возможно, он еще к ним не готов и нужно попробовать через неделю-вторую. Все зависит от индивидуальных особенностей роста каждого ребенка.

Изменения, происходящие с ребенком на 9-м месяце жизни

После 8-го месяца жизни малыш все больше преображается. Его движения и действия стали осмысленные, целенаправленные и скоординированные. Теперь его сложно назвать «несмышленышем», ведь он четко знает, чего он хочет. Малыш использует интонацию, голос, эмоции для выражения своих желаний, иногда четко видно, как он пытается манипулировать взрослыми. Бурная реакция и разнообразие форм и видов общения ребенка с окружающим миром и людьми – хороший признак. Так формируется личность ребенка, он осознает себя и свое место в семье.

Большинство деток на 9-м месяце жизни начнут говорить первые простые слова, вкладывая в них смысл. Переходя от звукоподражания к речи, карапуз будет использовать мимику и жесты, по которым вы безошибочно поймете, малыш обращается к вам. «Мама», «папа», «баба», «гав-гав» и т.д. – слова, которые постепенно приобретают образ конкретного человека или животного. Некоторые детки, кроме существительных, могут начать употреблять первый глагол: «дай». Он может звучать полностью или как сочетание двух первых букв. Называя удобный для него вариант, карапуз протянет руку в сторону интересующего его предмета и выразительно на вас посмотрит. Не бойтесь, вы не пропустите этого события, четко поймете, когда оно произойдет.

В игровой и познавательной деятельности между 8 и 9 месяцами жизни кроха все чаще будет использовать два пальчика: большой и указательный. Захватывая ими предметы, двигая и перенося с место на место игрушки. Появление этой возможности принято называть «пинцетный захват» и он свидетельствует о совершенствовании мелко-моторных навыков, нервной системы

Малыш все чаще будет останавливать свое внимание на мелких рисунках и крошках, постарается их схватить пальчиками и положить в рот

Самые активные и нетерпеливые детишки на 9-м месяце уже не только поднимаются у опоры и начинают делать первые шаги, а по-настоящему топают, удерживая свое тело при помощи рук. Но не спешите помогать карапузу, облачать его ноги в ботинки или сандалии. Если ваш кроха перемещается по дому, придерживаясь за стены, то обувь ему пока не нужна. Чувствуя стопами различные поверхности, совершенствуя равновесие, наступая на неровные края, малыш массажирует множество важных точек, положительно влияющих на весь организм в целом.

Как подобрать первые ботинки для карапуза

Для прогулок по улице рекомендуется использовать ортопедическую правильную обувь. Выбранный экземпляр детских ботинок должен:

  • подходить крохе по размеру. Для формирующихся детских ног недопустимо применять тесные или очень большие ботинки;
  • быть выполнен из натуральных тканей, предпочтительно кожи. Искусственные материалы не пропускают воздух, что неблагоприятно сказывается на коже ног, способствует размножению бактерий;
  • иметь жесткий задник. Нога малыша еще формируется, кроха учится правильно ставить ножку во время ходьбы, чтобы избежать травм и неправильного формирования ноги остановите ваш выбор на обуви, имеющей жесткий задник;
  • подошва не должна быть резиновой. Резина – мягкий материал, легко поддающийся деформации при нагрузке. Для формирования правильной стопы нога должна находиться на жесткой поверхности;
  • под пяткой должен быть небольшой каблучок (0,5 – 1 см) для формирования правильного подъема свода стопы, профилактики плоскостопия.

Указанные особенности строения детской обуви должны применяться родителями, как минимум, до школы. Выбор правильных ботинок и сандалий позволит крохе сформировать правильную походку, сохранить здоровье ног и суставов.

Показатели веса и роста для детей откуда взялись и зачем они нужны?

9. Таблица нормального роста мальчиков 8-17 лет (в сантиметрах)

Возраст Низкий Нормальный Высокий
8 лет {amp}lt;119,0{amp}gt; 119,0-134,5 {amp}gt;134,5
9 лет {amp}lt;124,7{amp}gt; 124,7-140,3 {amp}gt;140,3
10 лет {amp}lt;129,4{amp}gt; 129,4-146,7 {amp}gt;146,7
11 лет {amp}lt;134,5{amp}gt; 134,5-152,9 {amp}gt;152,9
12 лет {amp}lt;140,0{amp}gt; 140,0-159,5 {amp}gt;159,5
13 лет {amp}lt;145,7{amp}gt; 145,7-166,0 {amp}gt;166,0
14 лет {amp}lt;152,3{amp}gt; 152,3-172,0 {amp}gt;172,0
15 лет {amp}lt;158,6{amp}gt; 158,6-177,6 {amp}gt;177,6
16 лет {amp}lt;163,2{amp}gt; 163,2-182,0 {amp}gt;182,0
17 лет {amp}lt;166,6{amp}gt; 166,6-186,0 {amp}gt;186,0

10. Таблица нормального веса мальчиков 8-17 лет (в килограммах)

Возраст Низкий Норма Высокий
8 лет {amp}lt;21,5{amp}gt; 21,5-31,4 {amp}gt;31,4
9 лет {amp}lt;23,5{amp}gt; 23,5-35,1 {amp}gt;35,1
10 лет {amp}lt;25,6{amp}gt; 25,6-39,7 {amp}gt;39,7
11 лет {amp}lt;28,0{amp}gt; 28,0-44,9 {amp}gt;44,9
12 лет {amp}lt;30,7{amp}gt; 30,7-50,6 {amp}gt;50,6
13 лет {amp}lt;33,8{amp}gt; 33,8-56,8 {amp}gt;56,8
14 лет {amp}lt;38,0{amp}gt; 38,0-63,4 {amp}gt;63,4
15 лет {amp}lt;43,0{amp}gt; 43,0-70,0 {amp}gt;70,0
16 лет {amp}lt;48,3{amp}gt; 48,3-76,5 {amp}gt;76,5
17 лет {amp}lt;54,6{amp}gt; 54,6-80,1 {amp}gt;80,1

11. Таблица нормального роста девочек 8-17 лет (в сантиметрах)

Возраст Низкий Нормальный Высокий
8 лет {amp}lt;119,3{amp}gt; 119,3-134,3 {amp}gt;134,3
9 лет {amp}lt;124,8{amp}gt; 124,8-140,5 {amp}gt;140,5
10 лет {amp}lt;130,5{amp}gt; 130,5-146,7 {amp}gt;146,7
11 лет {amp}lt;136,2{amp}gt; 136,2-153,2 {amp}gt;153,2
12 лет {amp}lt;142,2{amp}gt; 142,2-159,2 {amp}gt;159,2
13 лет {amp}lt;148,3{amp}gt; 148,3-163,7 {amp}gt;163,7
14 лет {amp}lt;152,6{amp}gt; 152,6-167,2 {amp}gt;167,2
15 лет {amp}lt;154,4{amp}gt; 154,4-169,2 {amp}gt;169,2
16 лет {amp}lt;155,2{amp}gt; 155,2-170,2 {amp}gt;170,2
17 лет {amp}lt;155,8{amp}gt; 155,8-170,4 {amp}gt;170,4

12. Таблица нормального веса девочек 8-17 лет (в килограммах)

Возраст Низкий Нормальный Высокий
8 лет {amp}lt;21,4{amp}gt; 21,4-32,1 {amp}gt;32,1
9 лет {amp}lt;23,4{amp}gt; 23,4-36,3 {amp}gt;36,3
10 лет {amp}lt;25,0{amp}gt; 25,0-39,8 {amp}gt;39,8
11 лет {amp}lt;27,8{amp}gt; 27,8-44,6 {amp}gt;44,6
12 лет {amp}lt;31,8{amp}gt; 31,8-51,8 {amp}gt;51,8
13 лет {amp}lt;38,7{amp}gt; 38,7-59,0 {amp}gt;59,0
14 лет {amp}lt;43,8{amp}gt; 43,8-64,0 {amp}gt;64,0
15 лет {amp}lt;46,8{amp}gt; 46,8-66,5 {amp}gt;66,5
16 лет {amp}lt;48,4{amp}gt; 48,4-67,6 {amp}gt;67,6
17 лет {amp}lt;49,2{amp}gt; 49,2-68,0 {amp}gt;68,0

Синдром гиперактивности у детей

Сепсис новорожденных

Питание

Питание в этом возрасте четырехразовое. Запрещены жирные, копченые и жареные продукты, маринованные овощи, морепродукты, газировка, шоколад, натуральный кофе!

Примерное трехдневное меню

День Недели Завтрак Обед Полдник
1-й Каша молочная пшеннаяНапитокХлебМаслоСыр Щи из свежей капустыГуляш из телятины с гречневой кашейХлеб Творожно-вермишелевая запеканка с повидломНапиток Котлета куринаяКартофельное пюреСалат
2-й ОмлетМорковь тертаяНапитокХлеб, маслоСыр Суп куриный с рисомТефтели куриные с подливойХлеб Ватрушка с творогом Картофельный рулет с мясом и подливойХлебСалат
3-й Каша молочная овсянаяНапитокХлебМасло Салат из морковиСуп гороховыйГолубцы ленивыеХлеб Булочка домашняя Овощное рагуХлебНапитокПряник

Развитие ребенка

Итогом девяти месяцев становятся следующие умения и навыки:

  • малыш самостоятельно садится, встает с опорой и переступает с ножки на ножку, пытаясь делать несколько шагов,
  • активно ползает,
  • осваивает щипковый захват, то есть берет предметы двумя пальцами (большим и указательным),
  • откликается на свое имя,
  • негодует, если попробовать забрать игрушку,
  • играет в прятки (ку-ку),
  • рвет бумагу, листает книжки,
  • от лепета переходит к осмысленным словам (баба, папа, деда, мама).

Это усредненные данные, каждый ребенок имеет свой «лист достижений», некоторые совсем не ползают, сразу начиная ходить. Но если большинство вышеперечисленных навыков не удалось освоить, лучше проконсультироваться у невролога. В 9 месяцев необходимо показаться педиатру для контроля показателей роста и веса.

Питание ребенка

Питание малыша предусматривает пять кормлений, на два из которых приходится грудное молоко либо молочная смесь, если ребенок на искусственном вскармливании. Мамино молоко либо смесь дают на первый завтрак и последний ужин, т.е. сразу после и перед ночным сном. А вот ночные кормления уже должны закончиться.

Малышу дают овощные и фруктовые, рыбные и мясные пюре, супы-пюре, молочные и безмолочные каши, яичный желток, печенье, растительное и сливочное масло, различные напитки, творог и кисломолочные продукты. Прикорм уже составляем основное питание. Норма пищи составляет порядка 200-250 грамм за один прием и порядка 1 кг за сутки.

Пища должна быть легкой и нежирной из качественных, натуральных продуктов. При приготовлении не добавляйте сахар, соль и другие специи! Не давайте малышам жареные блюда, сырые овощи и фрукты! Они трудно перевариваются и могут вызвать отравление. Сырые овощи и фрукты, соль и сахар дают деткам не раньше года.

Продукты для малыша варят, запекают, тушат или готовят на пару. Компоненты измельчают до состояния кашицы или пюре, чтобы они легче усваивались и пережевывались.

При введении нового ингредиента в рацион, не забывайте, что у крохи может возникнуть аллергия либо другая отрицательная реакция. Поэтому соблюдайте правила прикорма и следите за самочувствием грудничка. Что и когда вводить в прикорм ребенку, смотрите здесь.

Занятия для развития

Ежедневно выделяйте время на гимнастику, выполняя с крохой упражнения, которые будут помогать крохе ползать и ходить. Пусть малыш встает и приседает с вашей поддержкой, ходит на четвереньках, сгибает-разгибает ножки, лежа на спине, а также шагает, держась за ваши руки.
Так как 10-месячные малыши много ползают, предоставьте малютке простор для движения

Важно, чтобы в доме было чисто, а опасных предметов на дороге малыша не встречалось.
Тренируйте малыша слезать с дивана. Для этого положите кроху на диван, разверните попой к его краю и спустите ножки вниз

Вскоре карапуз поймет, как слезать, и сможет делать это уверенно и быстро.
Постоянно общайтесь с малюткой, при этом произносите короткие фразы и говорите не очень быстро. Местоимения пока следует заменять именами, например «у мамы кубик», «Ваня берет кубик».
Предложите ребенку бросать игрушки в определенную коробку. Деткам в 10 месяцев очень нравится это делать.
Продолжайте занятия, развивающие моторику малыша. Предлагайте крохе рисовать на подносе, на котором рассыпана крупа или мука, а также копаться в миске с фасолью или макаронами. Пусть ребенок пересыпает крупы и фасоль из одной емкости в другую, развязывает шнурки и ленты, переливает воду.
Дайте ребенку цветную бумагу и покажите, как можно разрывать ее на кусочки.
Поиграйте с прищепками – прицепите их на штанишки или кофточку ребенка, а потом научите, как их снять.
Спрячьте под подушкой или одеялом тикающие часы и дождитесь, чтобы ребенок их отыскал.
Занимайтесь с малышом лепкой (используйте соленое тесто) и рисованием (попробуйте рисовать пальчиковыми красками, маленькими , карандашами, мелками). Слепите вместе колбаску и шарик, раскрасьте картинку.
Предложите крохе несколько разных баночек с крышками, которые откручиваются. Пусть малыш открывает их, а затем закрывает.
Ежедневно немного времени уделяйте чтению. Хорошо, если у крохи будет отдельная полочка с детскими книгами, а малыш будет выбирать что-то «почитать» самостоятельно.
На улице учите ребенка играть с песком, используя для этого лопатку, разные формочки, ведро, грабельки. В зимнее время эти предметы можно применять для игры со снегом.
Каждый день включайте музыку и вместе танцуйте с малышом.

Социальный контакт

Все большую роль в жизни ребенка играет социальный контакт. Общаясь с окружающим миром при помощи звуков, взглядов и улыбки, карапуз находит все больше способов четко объяснить свои желания и потребности. Появляются новые эмоции: смущение и обида.

Все сильнее чувствуется привязанность к маме, выражающаяся в требовании постоянного присутствия, активном диалоге, сильной реакции на расставание.

Возрастает интерес к общению с другими взрослыми и детьми. Карапуз внимательно наблюдает и копирует наиболее понравившиеся действия и звуки. Все сильнее выражается желание подражать. Кроха хочет самостоятельно кушать из ложки, пить из кружки. Стоит поддерживать эти порывы, показывая ему, как правильно выполнять то или иное действие. Показывайте, как мыть ручки, держать кружку и т.д.

Питание ребенка в 9 месяцев

К девяти месяцам всё большее место в питании ребенка занимает взрослая пища. У малыша появляется потребность в жевании, так как активно развиваются зубы.

В девять месяцев продолжается расширение рациона ребенка, увеличивается объем продуктов.

Постепенно можно переходит на блюда приготовленные в более плотном виде. Так например, мясо можно предложить в виде фрикаделек.

Переходя от протертой пищи к кусочкам, помните, что делать это нужно постепенно. Для начала, разминайте пищу вилкой. Давайте ее малышу небольшими порциями. После того, как ребенок привыкнет к новой консистенции, можно увеличить порцию. Далее пробовать давать пищу кусочками.

Наиболее полезными злаками в этом возрасте считаются гречка и овсянка.

Грудное молоко в этом возрасте составляет около 1/3 — 1/4 части суточного рациона ребенка.

Рекомендуемые продукты и их количество для ребенка 9 месяцев

  • Фруктовые соки — 80 мл;
  • Фруктовое пюре — 80 грамм;
  • Творог — 40 грамм;
  • Желток — 1/2
  • Овощное пюре — 180-200 грамм;
  • Молочная каша — 180-200 мл;
  • Мясной фарш — 50 грамм;
  • Рыбное пюре — 50 грамм;
  • Печеночный фарш — 30 грамм;
  • Кефир — 200 мл;
  • Сухари, печенье — 10 грамм;
  • Хлеб — 10 грамм;
  • Растительное масло — 5 грамма;
  • Сливочное масло 5 грамма.

Примерный рацион питания ребенка в 9 месяцев

6:00 — Грудное молоко или адаптированная молочная смесь — 200 мл

10:00 — Каша (170 грамм), желток куриный 1/2; творог (15грамм), фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);

14:00 — Овощное пюре (160 грамм), мясное или рыбное пюре (40 грамм), фруктовое пюре (30 грамм);

18:00 — Грудное молоко (или адаптированная молочная смесь) или адаптированный кефир — 140 мл; творог(30-50 грамм); печенье (10 грамм);

22:00 — Грудное молоко или адаптированная молочная смесь — 200 мл.

Как развивать ребенка в 9 месяцев?

Период отличается большей самостоятельностью и любопытством, желанием исследовать все вокруг и узнавать больше. Поэтому главное в чем нуждается девятимесячный ребенок – развитие. Ему можно предлагать новые игрушки и более интересные занятия, помогая приобрести новые навыки. Чтобы он быстрее научился ползать, можно попробовать:

  1. Попеременно подставлять руки для опоры ног.
  2. Подкладывать из одеяла под грудь и понемногу подталкивать вперед.
  3. Соорудить домик с тоннелем, в котором разложены любимые игрушки.

Игры с ребенком в 9 месяцев

  1. Кубики. Из них можно складывать башни и другие конструкции. Полностью повторить эти действия у детей не всегда получается, но наблюдают за родителями они с внимательно.
  2. Сундук сокровищ. В коробочку нужно сложить небольшие предметы с разной фактурой – куски ткани, картона, губки, крышки от бутылки. Малыш в 9 месяцев, развитие которого включает формирование хватательных функций, будет с удовольствием перебирать их.
  3. Игры в ванной. Во время купания можно научить переливать воду из стакана в стакан.
  4. Телефон. Сначала мама имитирует разговор по телефону, а потом предлагает повторить за ней.
  5. Рисование. Для этого используются пальчиковые краски. Ребенку может понравиться возиться с соленым тестом. Из него можно слепить лепешку, закатать мелкие предметы, а затем предложить достать их.

Игрушки для детей в 9 месяцев

Полезно развитие мелкой моторики, но если давать вещицы, которые можно засунуть в нос или проглотить, то время взаимодействия с ними нужно отслеживать. Подходят следующие игрушки для ребенка в 9 месяцев:

  • книжки с толстыми картонными или мягкими страницами;
  • камешки;
  • музыкальные приборы с кнопками;
  • пластиковые бутылки с крупой;
  • приспособления с прорезями;
  • веревки, за которые будет удобно тянуть;
  • мячи;
  • игрушки с застежками на липучке.

Нормы роста и веса для мальчиков и девочек

Интенсивность набора массы тела и увеличения роста в этом возрасте снижается. За девятый месяц грудничок становится длиннее на 1-2 см и тяжелее на 450-500 г.

Ребенок прибавляет около 4-6 кг к своему весу при рождении. Педиатры оценивают физическое развитие детей по утвержденным нормативным показателям ВОЗ. Мальчики и девочки имеют некоторые отличия в физическом состоянии.

Значения роста для детей разных полов приведены ниже в таблице.

Показатель Рост в сантиметрах
девочки мальчики
Низкий 65,3 67,7
Ниже среднего 67,7 69,7
Средний 70,1 72,0
Выше среднего 72,6 74,2
Высокий 75,0 76,5
Очень высокий 77,4 78,7

Нормы веса, окружностей головы и грудной клетки, утвержденные ВОЗ, приведены ниже в таблице.

Параметр тела Девочки Мальчики
нижняя граница верхняя граница нижняя граница верхняя граница
Вес в килограммах 6,5 10,5 7,1 11,0
Окружность грудной клетки в сантиметрах 41,0 46,0 43,0 47,0
Окружность головы в см 41,2 46,5 42,5 47,5

Если малыш недобрал 1 кг или имеет большую массу тела, то это не означает, что он развивается неправильно. Если грудничок активный, веселый, у него нормальный аппетит, то это говорит о его хорошем здоровье.

Становление каждого ребенка проходит индивидуально.

На становление малыша влияют следующие факторы:

  • тип вскармливания;
  • меню, режим питания;
  • степень активности;
  • количество и продолжительность прогулок;
  • занятия с родителями (физические упражнения, массаж).

Периодически рекомендуется показывать ребенка педиатру. После осмотра врач скажет, нормально ли растет и развивается младенец, нужно ли вносить какие-либо коррективы в его питание, отдых и бодрствование.

Эмоциональное развитие

В этом возрастном периоде карапуз начинает воспринимать себя как отдельную единицу социума, хотя все также эмоционально связан с мамой.

Малыш очень любит привлекать к себе всеобщее внимание. Он подражает близкому взрослому (смеется, радуется, плачет), очень желает, чтобы его чаще хвалили, гордится собой

Постепенно начинают проявляться контакты со сверстниками (смотрит на других детей, берет их за руки, обнимает). Дети не любят запретов, стараются добиться своего путем плача.

Эмоции ребенка гораздо сильнее, чем у взрослого. Любое свое состояние он воспринимает как константу. Взрослый понимает, что если он голоден, то голод сможет удовлетворить через некоторое время. Малыш это понять не в силах. Поэтому тревога может перейти в плач и даже истерику.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не надо потакать детским капризам, если они не вызваны законным желанием или физиологической потребностью. Лучше попытайтесь отвлечь чем-то интересным и занимательным.

Важно создать для крохи положительную эмоциональную обстановку, хорошее настроение. В этом случае удастся избежать эмоциональных срывов, нервная система малыша будет развиваться стабильно

Первый месяц

От рождения до первого месяца новорожденный проходит серьёзный период адаптации. Не меньшие трудности ожидают и его родителей, особенно мам, которые также осваиваются с новой ролью и ещё ощущают физические последствия беременности и родов. Развитие новорожденного ориентировано на привыкание. Малыш много спит. Во сне он может проводить около 20 часов каждый день. Правда, только при условии, что младенец здоров, у него ничего не болит и его не тревожит окружающая обстановка.

https://youtube.com/watch?v=RmX7ATfs1HQ

В период бодрствования кроха двигает руками и пытается поджать ножки, прислушивается к звукам вокруг и кричит. Крик — это его основной способ общения, поэтому молодым родителям следует быть готовыми к тому, что, если малышу что-то нужно, в доме не будет тихо. Также малыш иногда хнычет или кряхтит. Это его основные речевые реакции с рождения.

Развитие крошек основано на врожденных рефлексах.

Они могут:

  • сосать;
  • хватать;
  • искать.

Присутствуют и другие рефлексы, например моргательный, чихательный, вздрагивания, плавательный, зевоты и т. п.

Большинство из них исчезает уже через три месяца, но жизненно важные рефлексы остаются. Например, ребёнок продолжит моргать, чихать, зевать и дышать.

На первом месяце жизни ребёнка начинают беспокоить первые в его жизни кишечные колики. Это связано с изменением особенностей вскармливания, к которым пищеварительная система может не быть готовой. Чтобы снизить болезненные ощущения, малышу можно делать лёгкий массаж животика и добавить в рацион специальные препараты, естественно, посоветовавшись с доктором.

Движения крохи пока хаотичны и рефлекторны. Малыш уже старается поднять головку, но удержать её ещё не может. Кулачки держит в сжатом положении и машет руками. Может подносить их к личику (рту или глазам), держа в поле зрения. Кстати, малыш может фокусировать глаза на предметах, которые неподвижны. Есть реакция на звуки поблизости.

Что должен уметь ребенок в 13 месяцев

  1. Малыш самостоятельно умеет сидеть за столом и делает первые попытки покушать самостоятельно.
  2. Кроха выполняет простые просьбы, такие как: «принеси игрушку», «покажи, где лежит мяч», а также знает, как называются некоторые игрушки и предметы в доме.
  3. Кроме гуления, малыш уже умеет произносить некоторые слоги. В особенности это касается имитации голосов животных (мяу, гав, му-му и прочие).
  4. Ребенок в таком возрасте осознал, что может влиять на предметы и вовсю отрабатывает данный навык. А именно: толкает машинки, бросает мяч, прячет игрушки и т. д.
  5. Общения с родителями крохе становится мало. И он активно начинает тянуться к малышам на детской площадке. А дети друзей и родственников дают крохе огромный опыт, связанный с тем, как дружить и вести себя при конфликте.

Питание

На 9-м месяце жизни ребенка, при наличии 4-х передних зубов можно постепенно менять консистенцию предлагаемых блюд. Постепенно от пюреобразного питания нужно отходить, предлагая крохе жевать. Использование челюсти во время еды положительно влияет на развитие вкусовых рецепторов, речи, общих знаний ребенка о еде.

Продолжает изменяться режим кормления. Если еще месяц назад между 2-мя и 3-мя дневными кормлениями, состоящими из прикорма, карапуз мог попросить мамину грудь, то теперь он часто об этом забывает, занявшись игрушками. Все дело в увеличивающемся количестве прикорма. Если до этого он был ознакомительным (педагогическим), то к началу 9-го месяца объем пищи увеличивается приблизительно до 100 грамм за одно кормление и полученной пищи хватает для обеспечения энергией до следующего перекуса.

К 9-ти месяцам малыш должен полностью заменить грудь на прикорм в 2-х из 5-ти подходов к еде в течение дня. Интервал между приемом пищи постепенно увеличивается до 4-х часов. Грудь или смесь обязательны в утреннее и последнее вечернее кормление.

Желательно к 9-ти месяцам ввести многокомпонентную пищу, каши из 3-5 злаков, пюре из нескольких видов овощей, овощи с мясом. Если малыш хорошо отреагирует на творог, то им можно заменить четвертое кормление. Продолжайте знакомить ребенка с новыми продуктами во второе утреннее кормление.

Таблица разрешенных продуктов для ребенка 8-9 месяцев.

Продукт Возраст введения
Фруктовый сок 5-6 мес.
Фруктовое пюре 5-6 мес.
Творог 6,5 мес.
Овощи 6 мес.
Молочная каша 5 мес.
Безмолочная каша 7 мес.
Мясо 7 мес.
Рыба 8 мес.
Кефир 7 мес.
Хлеб 7 мес.
Сухари, детское печенье 6 мес.
Растительное масло 6 мес.
Сливочное масло 6 мес.
Яичный желток 6 мес.
Многокомпонентная молочная каша 8 мес.
Многокомпонентная безмолочная каша 8 мес.
Многокомпонентное овощное и фруктовое пюре 8 мес.

Питание

Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.

Инфографика питательных продуктов

Перетирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.

Примерное меню

Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.

Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.

Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.

Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.

Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.

Что делать, если у ребенка плохой аппетит

Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.

Кормление и период сна

Ребёнок продолжает питаться, как материнским молоком (смесью), так и потихоньку пробует продукты. Причём основная пища грудничка должна составлять уже лишь четвёртую часть от суточной нормы. В рацион детей на грудном вскармливании уже можно вводить рыбу, но только нежирных сортов (не чаще, чем раз в неделю). Можете попробовать ввести каши глютенового ряда. Обязательно следите за реакцией ребёнка и срочно прекращайте ввод продукта при возникновении каких-либо аллергических процессов. Меню деток-искусственников тоже продолжает расширяться. Они уже едят все продукты, допустимые для питания детей до года, причём пюре становятся многокомпонентными.

Средняя продолжительность суточного сна составляет 14 часов. За день малыш может видеть сновидения два раза, хоть некоторые детки и один. Продолжительность сна ночью и днём зависит от особенностей и состояния ребёнка, а также от факторов окружающей его среды (в частности температуры, влажности, освещения помещения, в котором он находится).

Волосы и ногти

Волосы продолжают изменяться и у некоторых детей уже полностью затянулись залысины, образовавшиеся в первые месяцы жизни. От индивидуальных особенностей ребенка зависит внешний вид и цвет волос. Некоторые дети уже сейчас радуют родителей хорошей прической, требующей ежедневного тщательного ухода, у других – волосы все еще тонкие и редкие. На 10-м месяце жизни еще рано судить о структуре и качестве будущих волос. Часто бывает так, что после года редкие волосы начинают активно расти и приобретать пышную форму.

Мыть волосы с шампунем следует не чаще 1 раза в неделю средством, подходящим для младенцев. Ежедневно после сна хорошо расчесывать волосы специальной щеткой для массажа волосяных луковиц, стимуляции роста волос.

Ногти карапуза на 10-м месяце жизни становятся крепкими. Скорость их роста требует еженедельного обрезания выступающих частей ногтевой пластины. Маникюр для младенца старайтесь делать прямой без закругления, используя специальные ножницы для детей с закругленными концами.

Нейро-психомоторное развитие

На новый уровень выходит развитие головного мозга. Полученные за 9 месяцев знания об окружающем мире постепенно складываются в прочные информационные связи. Используя уже имеющиеся знания, малыш постигает новую информацию о знакомых и новых предметах.

Малыш уже хорошо понимает взрослых и правильно реагирует на основные глаголы и просьбы: «дай», «нет», «покажи». Одним из любимых занятий на этом этапе становится многократное изучение одного и того же предмета. Часто можно наблюдать, как карапуз по нескольку раз обходит или обползает по кругу стула или стола. Кроху очень интересует, почему разные предметы ведут себя по-разному: двери открываются и закрываются, кроватка качается, стены остаются на месте при любых попытках их подвинуть. Такое поведение ребенка нормально и полезно для формирования понимания свойств различных предметов, закрепления пространственных ориентиров.

Среди игрушек многие малыши отдают предпочтение предметам, позволяющим изменять окружающий мир. Баночки и емкости, кубики и конструкторы привлекают возможностью при помощи простых манипуляций спрятать один предмет в другой, создать новую форму.

Все чаще проявляется стремление копировать взрослых. Карапуз не только наблюдает за мамой и папой, но и пытается повторить их движения. Все больше навыков самостоятельности приобретается, благодаря желанию подражать: пить и есть самостоятельно, пытаться одеть на голову шапку, на руки варежки. Это желание стоит поощрять и при его помощи развивать игровые и познавательные умения карапуза: научите собирать игрушки в одно место, играть с электронной детской панелью, устраивать чаепитие для кукол.

Развитию нейро-психомоторных способностей в большой мере способствует спокойная и доброжелательная атмосфера в доме. Наполненные разговором отношения, в которых малыш играет важную роль позволяет крохе не только изучать окружающее пространство, но и запоминать правильные формы взаимоотношений между людьми.

Правила ухода за ребенком

Чтобы грудничок не болел, хорошо себя чувствовал и нормально развивался, нужно за ним правильно ухаживать. После пробуждения стоит умывать лицо. По мере необходимости родителям надо чистить ребенку уши и нос. После каждого опорожнения кишечника надо использовать влажные салфетки либо подмывать грудничка.

купать младенцаЛучше делать этоМыло разрешается использовать не чаще раза в неделю.

После каждого купания кожу ребенка необходимо обрабатывать увлажняющим кремом. Если малыш находится в памперсах, стоит следить за тем, чтобы не появлялись опрелости. Полезны воздушные ванны, во время которых оставляют ребенка полностью голым. Такую процедуру можно проводить лишь при условии оптимального микроклимата в помещении.

В девять месяцев у детей уже есть зубы

Важно регулярно проводить гигиену ротовой полости

Особенности развития от 5 до 6 месяцев

К полугоду у малыша начинает появляться интерес к еде. Является новым и важным этапом в жизни ребенка. С этого возраста разрешается вводить первый прикорм, отдавая предпочтение гипоаллергенным продуктам (нужно заранее проконсультироваться с детским врачом). Малыш все больше интересуется происходящим и окружающим миром:

  • может фокусировать взгляд, поворачивать головку на звук, наблюдать за происходящим;
  • понимает, где близкие и чужие люди;
  • в лепете прослеживаются четкие слоги;
  • начинают резаться первые зубки;
  • рассматривает предметы в руках, притягивает и отодвигает их от себя;
  • подражает движениям людей и пытается повторять звуки за другими.

Темп роста уже не настолько активный. В весе прибавляется 600-650 г, вырастает на 2 см.

Ребенок тянет в рот все, что попадается под руку, поэтому стоит убрать подальше опасные предметы. При передвижении малыша его безопасности не должно ничего угрожать

Особенно стоит акцентировать внимание на розетках, проводах и тяжелых предметах, которые могут упасть на малыша.